§ 5. Взаимодействие государства с другими элементами политической системы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «§ 5. Взаимодействие государства с другими элементами политической системы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень «демократичности» политической системы в первую очередь зависит от сущности государства.
Государство — основное звено политической системы общества
Государство взаимосвязано и взаимодействует с другими элементами политической системы — партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля.
Выделяя государство как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, Франция, Япония, США, Швеция.
В Конституции США, например, записано: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, … учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки». Подобные отсылки к народу содержатся и в Конституции России 1993 г.
Отсылки к народу содержатся и в конституциях Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии. Нередко эти конституционные тексты на практике остаются ничем иным, как декларациями. «Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему слою, классу» — отмечает М.Н. Марченко.
Отношения государства и политических партий
Конституции многих стран (включая Россию) не содержат юридического определения политической партии. В них прописаны цели/задачи таких партий, принципы их свободного образования, а также принципы многопартийности и политического плюрализма.
Политический плюрализм заключает в себе идею того, что общество может иметь большое разнообразие интересов, что дает возможность выражать их разнообразным партиям, конкурирующим в борьбе за власть и за голоса своих избирателей.
Если рассматривать политическую партию с точки зрения политологии, то она представляет собой максимальную активную и организованную часть общественного слоя/класса, которая формулирует и выражает его интересы, а также организует борьбу за получение и применение политической власти в этих интересах.
На период конца 80-х годов прошлого века был известно свыше 1300 политических партий, которые вели свою деятельность в 180 государствах.
Понятие политической партии* Факторы, влияющие на появление политических партий
Государство и политические партии являются основными политическими организациями, входящими в политическую структуру как компонента политической системы общества. Политические партии являются связующим звеном между государством и обществом. Партии имеют свою программу, систему целей, которые активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и нормы поведения. Они поэтому служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации, приобщения к влиянию на государственную власть все более широких слоев населения. Можно дать следующее определение политической партии. Политическая партия представляет собой один из видов общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан.
Слово «демократия» в переводе с греческого означает «народовластие». В отличие от бесконтрольной власти в условиях тоталитаризма и авторитаризма в демократическом государстве власть подконтрольна обществу. Это обеспечивается свободой средств массовой информации (кто, как не вездесущие журналисты, способен обнаруживать и показывать злоупотребления чиновников, руководителей разного ранга), наличием политической
оппозиции (партии, стремящиеся к власти, зорко следят за тем, что делает правящая партия, и не упускают случая отметить ее промахи и просчеты), активной работой общественных организаций (экологических, правозащитных и др.).
Другим способом ограничения власти является ее разделение. «Чтобы не было возможности злоупотребить властью, — писал французский мыслитель Ш. Монтескье, — необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Он имел в виду три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Более обстоятельно принцип разделения властей будет рассмотрен в следующих параграфах.
Однако в условиях демократии народ не просто «контролер» власти, он, как записано в конституциях многих стран, ее источник.
Документ. Статья 3 Конституции Российской Федерации:
- Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
- Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
- Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
- Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».
В приведенном тексте Конституции указано, что народовластие может осуществляться как непосредственно (прямая демократия), так и через выборные органы власти (представительная демократия). На уроках истории вы узнали, что непосредственной формой народовластия была в Древнем мире афинская демократия: все свободные граждане участвовали в принятии политических решений в соответствии с правилами правления большинства. Но одно дело — небольшой полис (его население, по подсчетам историков, редко превышало 10 тыс. человек), другое дело — современные страны с многомиллионным населением.
Согласно Конституции РФ, народ на выборах непосредственно определяет, кому доверить власть в государстве, и может принимать важнейшие решения в форме референдума (от лат. referendum — то, что следует сообщить) — всенародного голосования по наиболее значимым вопросам государственной и общественной жизни. Так, именно всенародным голосованием была принята в 1993 г. ныне действующая Конституция нашего государства.
Большую роль в современном мире играет представительная демократия, при которой граждане осуществляют свое право на управление государством не лично, а через избранных ими своих представителей. Отсюда понятно, какое значение в условиях демократии придается организации и проведению выборов при их непременно соревновательном (не менее двух кандидатов на место) характере на основе многопартийности, которая позволяет полнее учитывать и выражать интересы различных групп населения.
В годы Великой французской революции идея народного представительства стала очень популярной. Парламентарий выглядел в глазах общественного мнения более значимой фигурой, чем маркиз или граф.
Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан (право голоса, свобода слова, свобода получения информации, право пребывания на государственной должности, право создания политических организаций, включая партии, и др.) и равенство всех перед законом.
В последней трети минувшего века число стран, перешедших к демократическим формам правления, возросло. В 70-е гг. XX в. демократический режим утвердился в Греции, Испании, Португалии. В конце 80-х — начале 90-х гг. на путь демократического развития встало большинство бывших коммунистических стран, включая и наше государство. Укрепились демократические позиции в ряде стран Азии и Африки. Вместе с тем наблюдаются и процессы отхода от утвердившихся было демократических норм. Это происходит, в частности, в некоторых странах Латинской Америки.
Мнения.
Существуют разные взгляды на формы демократии в современном мире. Согласно одной точке зрения, эталоном демократии является ее западноевропейский вариант с упором на защиту прав и свобод отдельного человека. Основу другой позиции составляет убеждение в том, что демократические ценности должны сочетаться с культурными и историческими традициями каждой страны, в частности с коллективистскими ценностями, идеалами самоограничения личности. Иными словами, «лицо» демократии в каждой стране должно быть своим.
Если идти от наших представлений о справедливом, устойчивом, отвечающем интересам большинства политическом устройстве, то в демократическом режиме можно обнаружить немало недостатков (чрезмерная зависимость от общественного мнения, огромные затраты на избирательные кампании и др.). Тем не менее демократия — это единственный режим, который обеспечивает не только влияние государства на общество, но и воздействие народа на власть.
Проверьте себя
- Что означает понятие «политический режим»?
- Каковы основные виды политических режимов?
- Чем характеризуется тоталитарный режим?
- Что позволяет правящей верхушке удерживать власть в тоталитарном обществе?
- Сравните тоталитарный и авторитарный режимы, укажите общие черты и различия.
- Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?
- Каковы формы непосредственной и представительной демократии?
- Чем характеризуется развитие демократии в современном мире?
—
- В 30-е гг. прошлого века одна газета писала: «Не в голосованиях, а в живых, определяемых чувством связях между вождями и последователями, укрепляемых такими встречами с народом, находится политический центр нового государства».
Приверженцем какого политического режима является автор данных строк? Почему вы так решили? - Сопоставьте авторитарный и тоталитарный режимы по следующим показателям: наличие прав и свобод в обществе; роль лидеров-вождей; отношение к традициям, церкви; степень влияния государства на экономику; отношение власти к политической оппозиции.
- В конце 30-х гг. прошлого века лидер официальной оппозиции в Великобритании приобрел государственный статус. Ему было назначено жалованье. Какая черта демократического режима нашла отражение в этом факте?
- Принцип демократии «один человек — один голос» означает равенство политических прав. Вместе с тем рыночная экономика порождает имущественное неравенство. По оценкам некоторых ученых, такая внутренняя противоречивость подрывает устои демократического общества.
Выскажите свое отношение к этому выводу.
Говорят мудрые
- «Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если в нем правят худшие».
И. А. Ильин (1883—1954), русский философ - «Если мужик может стать королем, не думай, что в королевстве уже демократия».
Т. В. Вильсон (1856—1924), государственный деятель, президент США в 1913—1921 гг.
Понятие политической системы общества
В этом управлении, наряду с государственными органами, принимают участие граждане и объединения граждан (партии, профсоюзы, церковь и т.п.)
Совокупность государственных органов, разнообразных общественных объединений и граждан, участвующих в политическом управлении делами общества, и получила название политической системы общества.
Термин «политическая система» получил распространение со второй половины 70-х годов, что в определенной степени связано с его употреблением в Конституции СССР 1977 года. До этого использовались такие термины как «политическая организация классового общества», «система социалистической демократии».
Существует множество определений политической системы, которые отличаются концептуальными подходами. Приведем некоторые из них.
Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющий определенные политические функции.
Под политический системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. В состав политической системы входят следующие социальные институты: государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.
Политическая система включает в себя четыре подсистемы: 1) политические организации; 2) политические нормы; 3) политические отношения; 4) политическая идеология.
Политическая система образует совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования служит обеспечение целостности, единства действий людей в политике. Основные компоненты политической системы: политическая структура, политические и правовые нормы, политическая деятельность, политическое сознание и политическая культура.
Политические системы понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в управлении делами общества.
Особенности политического государства
Сегодня, сталкиваясь с вызовами, выдвигаемыми перед государством политикой глобализации, необходимо не столь выбрать точку зрения на происходящее, сколь достоверно выяснить, какие конкретно происходят изменения. Это предполагает как плюрализм точек зрения, так и осознание факта: исторический тип государства, который впервые возник с Французской и Американской революциями, распространился по всему мировому пространству. После второй мировой войны благодаря процессам деколонизации образовалось третье поколение национальных государств. Данная тенденция продолжилась с развалом советской империи. Национальные государства доказывали собственные преимущества как перед городами-государствами, так и перед современными преемниками старейших империй (последняя из которых, Китай, который сейчас переживает процесс глубочайшей трансформации). Такой глобальный успех национального государства, в первую очередь, связывается с достоинствами современного политического государства как такового.
Рассуждения о политическом государстве, его характеристиках как актора мировой политики, слабости или силе, перспективах взаимодействия с иными её акторами определяются не только умонастроениями исследователя. Их право на жизнь детерминировано практическим политическим значением, а истинность предположила верификацию. Для мировой политики это означает необходимость соотношения не только с теоретическими постулатами, но и с деятельностью и государственными судьбами на арене мира. Косвенным признанием справедливости данного тезиса является уход ждущих понижения и ослабления роли государства на мировой арене от подтверждения собственных суждений на данный счёт опытом определенных государств.
Политическое государство и его специфика
На сегодняшний день существует достаточно проблем с политическим государством и, чтобы понять, в чем причина, следует не просто высказать свою точку зрения или выдвинуть предположения, а разобраться из-за чего возникли трудности. В период после второй мировой войны были сформулированы отельные национальные государства, которые доказывали свои способности и преимущества перед другими государствами и империями. Национальное государство имело глобальный успех, непосредственно, что касалось политической стороны.
Если рассуждать о политическом государстве, как участнике мировой политики, оценивать слабые и сильные стороны, функциональные особенности, то можно сказать, что взаимодействие с другими аналогичными участниками глобальной политики не определяется только настроем исследователя. Обусловленное право на жизнь предположило обоснование. По сути, мировая политика предполагает не только отношения государств, построенные на гипотетической основе, но и взаимодействие друг с другом.