Страховой стаж: понятие, виды и значение в праве социального обеспечения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховой стаж: понятие, виды и значение в праве социального обеспечения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В настоящее время страховой стаж играет все большую роль в праве социального обеспечении. Один из основных юридических фактов, с каким законодатель объединяет возникновение большого числа правоотношений в сфере социального обеспечения, является страховой стаж. Его наличие значительно воздействует на объем прав нетрудоспособных и трудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

Юридическое значение страхового стажа в том, что он определяет право на пенсию – как по достижении определенного возраста, так и досрочно.

Страховой стаж имеет две разновидности: для целей пенсионного обеспечения и для назначения пособия по временной нетрудоспособности. В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

С наличием стажа определенной продолжительности связывается не только возникновение права на различные виды социального обеспечения (денежные и натуральные), гарантии и компенсации в сфере труда, право российских граждан на получение определенных видов социального обеспечения напрямую зависит от их участия в полезной для общества деятельности, уплаты ЕСН и страховых взносов. Они предусмотрены в расчетах исчисления продолжительности страхового стажа.

Законодательство Российской Федерации о страховом стаже является частью законодательства о пенсионной системе (пенсионного законодательства) и одновременно – частью законодательства о социальном обеспечении пособиями. На правовое регулирование института страхового стажа направлен целый комплекс разноуровневых нормативных актов (международных договоров и соглашений, многочисленных законов и подзаконных нормативных актов Российской Федерации).

Основными нормативно-правовыми актами, определяющим понятие страхового стажа, порядок его исчисления и подтверждения, являются Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях», Постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» [15], Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 февраля 2007 г. N 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» [18].

Согласно Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховых пенсий по старости будет зависеть от:

  • Размера заработной платы застрахованного лица;
  • Длительности страхового стажа застрахованного лица;
  • Периода обращения за назначением страховой пенсии застрахованного лица.

При этом для получения страховых пенсий Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» прописаны три обязательных условия, реализация которых возможна только в совокупности:

  • Достижение пенсионного возраста – 50 лет и 65 лет для женщин и мужчин соответственно (либо по достижении условий, прописанных законом);
  • Наличие минимального страхового стажа (к 2024 году — 15 лет);
  • Наличие минимального количества пенсионных баллов (к 2025 – не менее 30 баллов) [31, с. 104-107].

На современной стадии пенсионной реформы роль страхового стажа имеет значение для употребления трудового стажа как юридического факта. Трудовой стаж как составную часть страхового стажа объединяют с установленными возрастными категориями граждан, надлежащими разновидностями работ для определения пенсии по старости и социальном статусом в системе государственной службы – выслуга лет. Это имеет отношение к женщинам и мужчинам 1962/1966 г.р. и старше, для которых определение трудового стажа непосредственно лежит в основе расчета пенсий. В тоже время в законодательстве нет определения понятия «выслуга лет», но отметим, что в законодательстве есть определение стажа службы, поэтому через него можно дать определение выслуги лет. Так в ст. 38 ФЗ № 141-ФЗ от 23.05.16 происходит отожествление понятие стаж службы и выслуга лет [36, с. 25-36].

Так как трудовой стаж является одним из юридических фактов, с которыми законодатель связывает возникновение правоотношений в сфере социального обеспечения. Именно он влияет на наличие прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения, но также стоит отметить, что страховой стаж на сегодняшний день понятие более широкое, чем трудовой стаж, а соответственно, имеет большее значение [32, с. 67-68].

Таким образом, страховой стаж относится к юридическим фактам – действиям в течение установленного законом периода времени (длящимся действиям), имеет волевой характер и проявляется в двух измерениях: количественном и качественном. Количественное измерение отражает общую продолжительность страховой деятельности, в течение которой уплачивались страховые взносы либо осуществлялась деятельность, засчитываемая в страховой стаж, а качественное определяет работу в особых условиях труда (вредных, тяжелых), в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Проведя исследования понятия страхового стажа и связывая это понятие со всеми периодами, обозначенными в законе, с учетом международных нормативных актов в сфере социального обеспечения мы смогли сформулировать общее определение стажа:

Страховой стаж относится к юридически значимым обстоятельствам или юридическим фактам и наиболее распространен в праве социального обеспечения. Под страховым стажем с точки зрения юридически значимого обстоятельства понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности работника с фактической уплатой страховых взносов или без уплаты страховых взносов в периодах, предусмотренных законодательством. Кроме того, к страховым периодам могут они быть отнесены, при определённых законом случаях, связанных с нормами социального обеспечения, периоды, которые влияют на размер соответствующих денежных выплат в сфере пенсионного обеспечения или выплаты пособия по больничным листам.

Страховой стаж как юридический факт представляет из себя действия в течение установленного законом периода времени (длящиеся действия), имеет волевой характер и проявляется в двух измерениях: количественном и качественном. Количественное измерение отражает общую продолжительность страховой деятельности, в течение которой уплачивались страховые взносы либо осуществлялась деятельность, засчитываемая в страховой стаж, а качественное определяет работу в особых условиях труда (вредных, тяжелых), в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Страховой стаж как важнейший компонент фактического состава, с которым связано возникновение правоотношений по социальному обеспечению, прочно занял свое место в ряду юридически значимых обстоятельств. Тенденции развития законодательства о социальном обеспечении показывают, что роль страхового стажа остается значимой и будет впредь оказывать влияние на уровень социального обеспечения граждан.

Применение страхового стажа осуществляется для двух видов выплат – это для исчисления и выплаты пенсии, и для социальных выплат.

Принципы подсчета страхового стажа для пенсии и для социальных выплат отчасти совпадают. При этом они регулируются разными нормативными актами. Отличия в том, что в одном случае осуществляется порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а в другом для пенсии. Разность подсчёта страхового стажа сохраняется и в размере выплаты.

В одном случае размер выплаты зависит от размера заработной платы, в другом от размера балла, устанавливаемого государством.

Проблемы расчета страхового стажа существуют, и во много они связаны с разнообразием нормативных актов, регулирующих разные виды деятельности, при этом не всегда они правильно трактуются, а значит возникают ошибки расчета. Законодатель этих проблем пока не решил и в основном суды решают данные вопросы, что порождает многочисленные судебные споры.

Постепенный переход на страховые принципы пенсионного обеспечения привел к комплексному реформированию пенсионного законодательства РФ, но вместе с тем даже в сформировавшимся на данный момент законодательстве можно выделить ряд проблем, требующих незамедлительного решения, в частности:

  • отсутствие нормативно-правовых норм, необходимых для исчисления страхового стажа для выхода на пенсию, регламентирующих подтверждения характера работ – как и какими документами он может быть подтвержден;
  • противоречие норм, связанных с оценкой условий труда, непосредственно влияющих на исчисление льготного страхового стажа для выхода на досрочную пенсию. В результате действующего законодательства в настоящий момент совмещения двух систем оценки условий труда появилась категория работников, условия труда которых оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека, влекущее раннее снижение трудоспособности, но которые не имеют права на досрочное назначение пенсии лишь по причине того, что их профессии не закреплены в Списках. Выводы двух систем оценки условий труда противоречат друг другу: «списочный» подход позволяет нам утверждать об отсутствии вредных условий труда, а СОУТ говорит о наличии вредных условий труда.
Читайте также:  Власти рассказали, когда в регионе начнутся выплаты за третьего ребенка

В процессе написания курсовой работы были выявлены основные отличия страхового и трудового стажа. Трудовым называют общую продолжительность рабочей деятельности человека, начиная от первой записи в трудовой книжке, и заканчивая моментом выхода на пенсию. Страховой стаж — продолжительность периодов работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также нестраховых периодов.

Понятие стажа и виды стажа

Стаж (французское stage, от латинского «stagium» — временное пребывание) — это время работы или иной общественно полезной деятельности работника.

Трудовой стаж — это период трудовой или иной общественно полезной деятельности, который исчисляется в установленном порядке и влечет за собой определенные правовые последствия: право на пенсию, льготы и т.д.

Мы ссылаемся на определение стажа, содержащееся в Федеральном законе № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». (с изменениями от 02.07.2013). Стаж — это общий период работы и иной деятельности, включаемый в страховой стаж для получения пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и учитываемый при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному страхованию.

В настоящее время институт стажа регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить как упорядоченное регулирование законодательных и подзаконных актов.

Во-первых, это международные правовые акты. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исчисления и подтверждения пенсии, применяются правила международного договора Российской Федерации. Среди международных правовых актов — Соглашение о взаимном зачете стажа и выслуги лет в органах и учреждениях прокуратуры государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 25 ноября 1998 года).

Во-вторых, это юридические акты.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (действующая редакция на 01.01.2014). Однако Трудовой кодекс РФ не регулирует ни порядок исчисления стажа, ни его определение.

В-третьих, это подзаконные нормативные акты: постановления Правительства Российской Федерации.

В-четвертых, существуют десятки актов министерств и ведомств.

Регулирование трудовых отношений и иных связанных с ними отношений, в частности, трудового стажа, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На правовое регулирование института стажа направлен ряд разноуровневых нормативных актов. Хотя это скорее недостаток, чем преимущество.

Прежде всего, недостаток проявляется в том, что чем больше актов, тем больше противоречий и «нестыковок». Ряд устаревших нормативных документов все еще действует.

Во-вторых, большое количество нормативных актов вызывает проблемы с их применением на практике. Это влияет не только на работу и деятельность судов и судебных чиновников, но и, что самое главное, на простых граждан. Как показывает общий опрос, до 90% граждан не знают, что понятие «страховой стаж» заменено понятием «профессиональный стаж», не понимают порядок исчисления стажа. И это напрямую связано с их правами на социальное обеспечение. Большинство респондентов определили важность трудового стажа как основы для назначения пенсии.

Непрерывный учет деловой активности

Действующее законодательство не содержит легального определения непрерывного стажа, но из анализа ряда нормативных актов следует, что непрерывный профессиональный стаж — это продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии (учреждении, организации) или на нескольких предприятиях, при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законом сроков.

Бесперебойное обслуживание имеет ряд ключевых отличий от страхования и специального обслуживания.

Во-первых, трудовой стаж не учитывается при определении размера пенсии или даты начала выплаты пенсии.

Во-вторых, рассматриваемый вид службы не должен превышать установленные пределы времени, в течение которого трудоспособный работник не выполнял никакой трудовой деятельности и не предпринимал никаких действий по поиску работы. Это условие имеет решающее значение для непрерывности обслуживания.

Как правильно отметил С.Г. Кулючин, непрерывный трудовой стаж — это самостоятельная оценочная категория трудовой деятельности работника, которая характеризует не общую продолжительность рабочего времени, а определенный интервал трудового стажа работника.

Юридическое значение непрерывного стажа заключается в том, что он является основным критерием при определении размера пособий по временной нетрудоспособности, то есть продолжительность непрерывного стажа влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности. В зависимости от непрерывного трудового стажа одиноким матерям также устанавливаются социальные выплаты. Особый порядок применяется при выплате пособий по уходу за больными детьми. Так, пособие по уходу за больным ребенком составляет от 60 до 100 процентов (точный размер определяется в зависимости от продолжительности непрерывного стажа). Северная надбавка» определяется на основании стажа непрерывной работы.

В настоящее время существует многоуровневый набор правил для подсчета непрерывного стажа.

Как правило, работник, уволенный в связи с истечением срока действия трудового договора, сохраняет стаж, если перерыв между датой увольнения и датой поступления на новую работу составляет не более одного месяца. Например, если работник уволен 5 января (последний день работы), его стаж не прерывается, если он приступает к новой работе не позднее 6 февраля.

Согласно действующему законодательству, непрерывный стаж работника прерывается, если он дважды в течение года увольняется без уважительной причины. Если сотрудник увольняется по уважительной причине в первый и/или второй раз, его непрерывный стаж не прерывается, если период между датой увольнения и датой поступления на новую работу не превышает установленного срока непрерывного стажа.

Согласно этому правилу, трудовой стаж суммируется независимо от продолжительности перерыва в работе и мотивов увольнения, за исключением увольнения за виновные действия.

Работа по договору подряда выполняется на основании гражданско-правового договора, заключенного в соответствии с правилами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации «Подряд». Работа, о которой идет речь в правилах, подразумевает выполнение трудовых функций работником по трудовому договору, заключенному в соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации. Что касается других видов деятельности, перечисленных в Правилах и засчитываемых в непрерывный стаж, то работа по договору подряда не входит в указанный перечень.

Таким образом, работа по договору субподряда не включается в непрерывный стаж для получения государственных пособий по социальному обеспечению.

Трудовой стаж как один из элементов страховых систем в социальном обеспечении

В современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в форме облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения средств к существованию при наступлении социальных рисков. В этой связи огромное значение в жизни каждого гражданина приобретает трудовой стаж.

«Право на многие виды социального обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила законодательное закрепление в нормах такого правового института в системе отрасли права социального обеспечения, как институт трудового стажа».

Особое значение данный институт приобрел на современном этапе.

Сегодня практически все единодушны в том, что в основу пенсионной реформы должны быть положены страховые принципы. Исторический опыт человечества говорит о том, что для экономически развитого общества системы страхования всегда были наиболее адекватны социальной сфере. И сегодня, на наш взгляд, фундаментом дальнейшего реформирования пенсионной системы должны стать именно страховые законы, адаптирующие пенсионную систему к новым рыночным условиям, то есть законодательное закрепление реальной, а не формальной системы обязательного пенсионного страхования, долгие годы существовавшей в бывшем СССР и превратившейся, по сути, в уравнительную систему.

Читайте также:  Как и сколько можно заработать раздавая листовки

Сущность страховых пенсионных систем заключается в солидарности всех застрахованных и всех работодателей. Каждый работающий по найму подлежит обязательному социальному страхованию. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. особо закрепляет право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Эта система основана на государственном принуждении, в связи с чем данная система называется государственной.

Интересным, с нашей точки зрения, является исторический анализ возникновения и формирования системы государственного социального страхования, так как с развитием в социальном обеспечении страховых систем неразрывно связано возникновение и становление института трудового стажа.

Честь создания особой системы государственного страхования, которая оказалась впоследствии для многих стран образцом социального законодательства, принадлежит Германии. Бисмарк был «поставлен в положение необходимости увенчать государственным содействием развитую и широко раскинувшуюся систему добровольного страхования» .

Страхование от несчастных случаев могло с большим или меньшим успехом заменяться ответственностью в общегражданском порядке судопроизводства, страхование на случай болезни могло более или менее удовлетворительно выполняться кассами добровольного страхования, страхование же старости и инвалидности с его чрезвычайно сложным механизмом и громадным страховым риском представляло совершенно неразрешимую задачу для добровольного страхования, хотя бы и при самом энергичном содействии и поощрении со стороны государства. Германская система, хотя и не полностью, но все же в значительной мере разрешила проблему и этого вида страхования.

Формами страхового обеспечения по закону Германии 1889 г. об обязательном государственном страховании инвалидности и старости являлись пенсии инвалидам, больным и престарелым (по достижении 70-летнего возраста). Страхование инвалидности являлось главнейшей частью страхования.

Пенсия престарелым назначалась по истечении, так называемого, выжидательного периода, составлявшего 1 200 недель страховых взносов. Этот период являлся, по сути, ни чем иным, как страховым стажем. Размеры пенсии зависели не от числа произведенных взносов, а от их размера (в зависимости от класса заработка). Число таких пенсий неуклонно падало, так как они были значительно ниже по сравнению с инвалидными по истечении приблизительного того же периода страхования. Кроме того, «возрастной ценз» был чрезвычайно высок.

Германское страховое законодательство закрепляло принцип обязательности участия в страховых взносах застрахованных, работодателей и государства.

Однако наряду с обязательным социальным страхованием в этот же период самостоятельное развитие получили и другие формы обеспечения. Так, на рубеже XIX — XX в.в. оформилась как самостоятельный институт система государственных пенсий, которая в наиболее чистом виде была осуществлена в Новой Зеландии, Дании, Австралии.

Мотивом необходимости государственных пенсий престарелым являлась социальная справедливость, требующая, чтобы «правоспособные граждане, которые в лучшие годы поддерживали колонию уплатой налогов и способствовали ее процветанию своим трудом и своими способностями, получали от колонии пенсию в старости» .

И, наконец, добровольное социальное страхование, получившее наибольшее развитие в таких странах как Англия, Бельгия, Франция. По мнению Л. Зачинского, период добровольного страхования предшествовал периоду государственного страхования, который из всех видов страхования является наиболее совершенным и наиболее плодотворным. «Спор относительно государственного страхования теперь ведется не о самом принципе обязательности и всеобщности страхования, а только о формах и спо��обах его осуществления».

Своеобразная система «субсидируемой свободы», то есть система государственного содействия добровольному страхованию, сложилась во Франции и оформилась рядом Законов 1850, 1853, 1886, 1896 г.г.

Суть этой системы заключалась в следующем. Минимальный размер взноса страхующегося равнялся 1 франку, максимальный размер — 500 франков в год. Допускались регулярные и нерегулярные взносы на открываемый Национальной пенсионной кассой -центральным органом социального страхования — личный счет страхующегося. Пенсия на старость могла назначаться между 50 и 65 годами страхующегося согласно желанию последнего. Максимальный размер пенсии устанавливался в размере 1 200 франков в год.

Граждане, имевшие не более 360 франков годового дохода и платившие регулярные взносы в кассу в течение 25 лет страхового стажа, пользовались приплатами государства. Такие приплаты производились из ежегодных ассигнований: к пенсии на старость, уплачиваемой с 65-летнего возраста пенсионера, не более 1/5 ее размера; к инвалидной пенсии не более ее тройного размера и не более чем до 360 франков.

Исчисление производится в календарном порядке. Месяц — 30 дней, год — 12 месяцев. Период переводится в месяц и год соответственно.
Условиями для начисления досрочного пенсионного обеспечения являются:

  • достижения установленного для каждой категории лиц возраста;
  • наличие необходимого стажа;
  • индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть не менее 30;

Для того, чтобы периоды работы были засчитаны в специальный страховой стаж необходимо соблюдение совокупности условий:

  • работа — основной вид деятельности;
  • полный рабочий день;
  • уплата взносов в Пенсионный фонд;

Если работа производилась неполную рабочую неделю, но полный рабочий день в связи с сокращением объемов производства, то исчисление идет по рабочему времени, отработанному фактически.
В стаж, помимо трудовой деятельности, включаются:

  • периоды, связанные с временной нетрудоспособностью;
  • периоды ежегодных оплачиваемых отпусков;
  • периоды дополнительных отпусков;

Не включаются периоды, когда работник был не допущен к работе или отстранен, периоды простоя.

Понятие, виды стажа в праве социального обеспечения. Значение стажа в праве социального обеспечения.

Понятие трудового стажа является ключевым в сфере социального обеспечения особенно в области пенсионного страхования граждан. Трудовой стаж рассчитывается по единым правилам, утвержденным законодательством РФ, за исключением случаев предоставления дополнительных льгот определенным категориям граждан.

В соответствии со ст.20 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ в том случае, если для назначения какой-либо из предусмотренных видов пенсии необходимо наличие трудового стажа определенной продолжительности, то в него (трудовой стаж) включаются периоды работы и другой общественно-полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренный ФЗ «О трудовых пенсиях». Данная норма носит относительный характер и направляет к ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно п.4. ст.30 Указанного закона в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, а также иных периодов деятельности, расчитываемая независимо от того, когда и где она протекала и порождала определенные правовые последствия. Выделяют несколько видов трудового стажа.

Однако все периоды, засчитываемые в трудовой стаж граждан, подсчитываются по их фактической продолжительности в календарном порядке, т.е со дня начала работ до дня окончания, включая выходные, праздничные и другие нерабочие дни. В связи с этим возникает проблема фиксации точного времени начала и окончания выполнения работ, разрешить которую позволяет система индивидуального (персонифицированного) учета граждан. Так, в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ» существует четыре основных вида трудового стажа:

— общий трудовой стаж;

— страховой стаж;

— специальный трудовой стаж, в т.ч. выслуга лет;

— непрерывный трудовой стаж.

Общий трудовой стаж отмечается от трудового стажа тем, что включает в себя только ту деятельность, которая осуществлялось лицом до 1 января 2002 г. и учитывалась в календарном порядке. Надо отметить, что в настоящее время общий трудовой стаж потерял прежние юридическое значение и практические заменен понятием страхового стажа.

В соответствии со ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», общий трудовой стаж включает в себя три составные части: трудовая деятельность, общественно-полезная деятельность. Иные периоды деятельности.

Согласно ст.15 ТК РФ под трудовой деятельностью понимается деятельность, основанная на соглашении между работников и работодателей о личном выполнении работником за плату трудовой функции, а также на подчинении работника правилами внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем надлежащих условий труда. Под иной общественно-полезной деятельностью законодатель понимает всякую деятельность, связанную с выполнением общественных работ, в том числе оказание донорской помощи. Выполнение функций присяжного (народного) заседателя, участия в субботниках и иных подобных мероприятиях. Иные периоды деятельности устанавливаются ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях». Так, например, к ним относятся: служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, ОВС СНГ и т.п.; периоды временной нетрудоспособности, начавшиеся в период работы, и период пребывания на инвалидности II и III степени ограничения трудоспособности, полученной вследствие увечья, связанного с производством или профессионального заболевания; период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела и т.д.

Читайте также:  Как продать квартиру в долевой собственности в 2023 году

Специальный страховой стаж

Это еще одна важная отдельная тема. Данный вид трудового стажа подразумевает установленную законом продолжительность деятельности на основании гражданско-правового договора либо того, что традиционно был оформлен в соответствии с ТК РФ. Также сюда относится служба.

Рассказывая о том, какой бывает стаж, важно оговориться, что и специальный страховой делится на два вида. А именно:

  • Выслуга лет.
  • Стаж, необходимый для того, чтобы досрочно назначить пенсию по старости.

В связи с тем, что российское законодательство изменилось, не обошлось без реформ. Начиная с 2015-го, трудовой стаж включается в страховой. Говоря простым языком, увеличилось количество случаев, которые подлежат страхованию.

Итак, досрочный выход на заслуженный отдых возможен для людей, относящихся к следующим категориям:

  • Специалисты, занятые на подземных работах, в горячих цехах.
  • Механизаторы, занимающиеся погрузками и разгрузками в портах.
  • Работники на лесосплаве и лесозаготовках.
  • Трудящиеся в тяжелых или вредных условиях.
  • Участники экспедиций, поисковых или геологоразведочных работ.
  • Водители троллейбусов и автобусов.
  • Спасатели.
  • Пожарные.
  • Преподаватели.
  • Артисты балета и театра.
  • Медицинские работники.

Если говорить о выслуге лет, то она полагается военнослужащим, летчикам-испытателям, а также федеральным госслужащим.

Рассказывая про данный вид специального трудового стажа, необходимо оговориться, что он имеет значение при определении права на досрочное пенсионное обеспечение. Но лишь в том случае, если гражданином, на то претендующим, соблюдены определенные условия (стаж, индивидуальный коэффициент, возраст и т. д.).

Суть страхового и трудового стажа

При наступлении периода временной нетрудоспособности по причине болезни, ухода за детьми или лицами, неспособными к трудовой деятельности, по законодательству РФ граждане получают страховые выплаты. Но, в это же время производятся отчисления в ПФ, поэтому стаж можно назвать страховым. Размер страхового пособия начисляется в зависимости от общего трудового стажа и месячного оклада работника.

  • военной службы, это касается также членов семей военнослужащих, когда из-за условий нахождения в воинской части они не могли работать (страховым может считаться период не более 5 лет);
  • временной нетрудоспособности из-за болезни;
  • отпуска по уходу за малышом до достижения 1,5–3 лет, причем при уходе за третьим и последующими детьми стаж не будет считаться страховым;
  • перевода на место работы, удаленное от предыдущего (другой город, регион, страна);
  • участия в общественных работах;
  • периода, когда гражданин (ка) были уволены или попали под сокращение штатов, были временно нетрудоустроенными и состояли на учете по безработице;
  • пребывания в местах лишения свободы;
  • ухаживали за нетрудоспособными лицами (инвалидами, престарелыми родителями, детьми старше 3 лет).

Общий и непрерывный стаж: в чём разница

Поскольку специальных правил учёта в страховом стаже «нестраховых» периодов не установлено, то такие периоды засчитываются в страховой стаж в общем порядке. К таким периодам относится, в частности, военная служба. Согласно закону «О воинской обязанности и военной службе» (п. 2 ст. 2 № 53-ФЗ от 28.03.2021) служба в армии по призыву и по контракту является военной службой. Следовательно, и та, и другая служба являются нестраховыми периодами и включаются в страховой стаж для назначения пособий.

Непрерывный стаж определяют в соответствии с утратившими в настоящее время силу Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию (постановление Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252).

Военнослужащим пенсия назначается на основе выслуги лет, она не является страховой. Также пенсия на основе выслуги лет устанавливается гражданским госслужащим.
Пенсионные выплаты военным, служащим в МВД, службе предупреждения и ликвидации пожаров, наркоконтроле, исполнении наказаний и нацгвардии определяются законом от 12.02.1993 No 4468-1, и находятся в ведении Минобороны, ФСБ или ФСИНа.

Порядок исчисления страхового стажа

Вычисление осуществляется в календарном исчислении. Месяц равен 30 дням, 12 месяцев – году.

Деятельность самозанятых, трудящихся в хозяйствах на селе, граждан, относящихся к общинам немногочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, трудящихся у физлиц учитывается при поступлении взносов.

Для пенсионеров по выслуге лет исключаются интервалы, учтенные при установке такой пенсии. Это действует по отношению к космонавтам.

Сезоны навигации на воде принимаются за полный год.

Авторам, получившим гонорар и перечислившим деньги в фонд пенсионного страхования, учитывается целый год, если выплаты в календарном году больше фиксированного размера страхового взноса, равны ему, иначе стаж устанавливается пропорционально размеру выплат, но хотя бы в размере месяца.

Чем отличается общий стаж от непрерывного

Кроме того, нужно учесть, что в силу Закона РФ от Посчитать беспрерывный трудовой стаж можно при помощи онлайн-калькулятора. В этом случае достаточно внести данные в соответствующие поля, и расчет будет произведен автоматически. При расчетах с помощью обычного калькулятора сначала необходимо посчитать время работы на каждом предприятии и сложить периоды, если перерыв был установленной законом длительности или произошел по уважительной причине.

Если человек долго трудится на одном месте, но получает серую зарплату, отчисления на его лицевой счет в ПФР приходят мизерные. Поэтому такой будущий пенсионер не может рассчитывать на достойную пенсию. Трудовой стаж без перерывов теперь играет ограниченную роль и при производстве расчета по больничному листу. Основное значение имеет страховой. При этом необходимо учитывать, что для расчета берутся периоды деятельности работника, за которые осуществлялись соответствующие взносы в страховые фонды.

Классификация трудового стажа

В современном законодательстве РФ рассматриваются следующие виды стажа:

  • общий трудовой стаж — суммарная трудовая деятельность, общественно-полезная работа, иные периоды, с которыми связаны трудовые правовые последствия, учитываемые для оценки пенсионных прав;
  • выслуга лет, или специальный трудовой стаж — вся продолжительность всех периодов конкретной работы (службы), учитываемая при расчете права за выслугу лет на пенсию, в течение которых работник подлежал (или нет) обязательному пенсионному страхованию;
  • страховой стаж — продолжительность всех периодов работы и иной трудовой деятельности, учитываемая при выявлении права и размеров на страховую пенсию, за которые в Пенсионный фонд РФ начислялись и переводились страховые взносы.

Что учитывается при подсчете

Порядок исчисления трудового стажа регулируется Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

За период до 1 января 2002 года учитывается время официального трудоустройства, зафиксированное в трудовой книжке. Трудовая деятельность может подпадать под одно из следующих определений:

  • Работа на предприятии любой формы собственности.
  • Служба в военизированной охране.
  • Работа в организациях спецсвязи.
  • Горноспасательные работы.
  • Творческая деятельность.
  • Индивидуальное предпринимательство.
  • Служба в армии.
  • Пребывание в местах лишения свободы сверх положенного срока (при пересмотре дела или отмене постановления).
  • Время нетрудоспособности, включая получение инвалидности 1 и 2 степени в результате травмы, полученной на рабочем месте.

В трудовой стаж входят также периоды:

  • Получения пособия по безработице в службе занятости.
  • Ухода за членом семьи по причине его болезни или инвалидности.
  • Для жен военнослужащих – периоды переезда на новое место службы с невозможностью трудоустройства.

К трудовому стажу не относится:

  • Время обучения в средних и высших учебных заведениях очной формы.

Вся информация о перечисленных страховых взносах содержится в единой базе Пенсионного Фонда, страховой стаж исчисляется автоматически. От размера отчислений на лицевом счете напрямую зависит сумма будущей пенсии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *