Налогообложение для грузоперевозок в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение для грузоперевозок в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ограничения в деятельности предпринимателей, осуществляющих грузоперевозку, одинаковы для обеих форм бизнеса, зависят от выбранной ими специальной системы налогообложения и связаны в основном с количеством работников, единиц транспорта и совокупным годовым доходом.
Какая система налогообложения выгоднее для грузоперевозок
Сравним условия и выгоду каждого вида налогообложения на конкретном примере.
ИП Васильев Петров Петрович занимается грузоперевозками в Москве на 3 транспортерах грузоподъёмностью до 3,5 тонн. У него работают 5 сотрудников с зарплатой 40 000 рублей. Финансовый аспект его деятельности выглядит так:
- Доход в год — 15 000 000 рублей.
- Расходы в год (в том числе зарплаты, бензин, ремонт, страхование и так далее) — 7 000 000 рублей в год.
- Взносы за работников — 720 000 рублей в год (уже входят в расходы).
- Взносы за самого себя — 40 874 рубля + процент от дохода, превышающего 300 000 рублей. Величина взноса будет зависеть от условий налогового режима. Так, например, при УСН Доходы доход сверх лимита облагается налогом в 1 %, а при патентной системе его рассчитывают не от фактической, а от потенциальной прибыли.
Что лучше для грузоперевозок: компания, ИП или самозанятость?
Чтобы заниматься бизнесом, необходима регистрация в налоговой, так как перевозки грузов связаны с материальной ответственностью. Клиентам потребуются официальные документы: ТТН, акты выполненных работ, счета-фактуры, чеки.
Чтобы осуществлять грузоперевозки, открыть свое дело можно в следующих форматах:
- Самозанятость – новый формат регистрации бизнеса, подразумевающий, что человек работает на себя сам, не привлекая наемных работников. При такой организации не требуется ведение документации, оформление и сдача отчетности, онлайн касса. Каждую полученную оплату от клиента фиксируют в мобильном приложении, на сайте ФНС или банка. Там же печатают электронный чек. Перед тем, как открыть компанию по грузоперевозкам с нуля, можно попробовать поработать в качестве самозанятого.
- ИП – следующая «ступень» бизнеса. Предприниматель – физическое лицо, сам отвечает за свой бизнес, в том числе – собственным имуществом. Он может нанимать сотрудников, использовать любую систему налогообложения, не ограничен в доходах. Можно открыть ИП для грузоперевозок на своей машине, или нанять сотрудников для работы в целом автопарке. В зависимости от выбранного режима налогообложения и количества наемных работников, у ИП может быть простая отчетность и небольшой процент налога на доход, или он может открыть транспортную компанию по грузоперевозкам с миллионными оборотами.
- ООО – это юридическое лицо, бизнес, который можно открывать в доле с партнерами. Открыть ООО для грузоперевозок дороже и сложнее, закрыть, если что-то пойдет не так – еще труднее. Однако участник ООО не отвечает за его деятельность своим имуществом, не обязательно руководит делом сам – может нанять генерального директора. Такой бизнес выглядит солиднее на рынке услуг, крупные заказчики охотнее работают с юридическими лицами, а не ИП.
Сколько патентов нужно покупать для грузоперевозок между регионами
Межрегиональному ИП-грузоперевозчику достаточно купить 1 патент, если в остальных субъектах РФ находятся только его клиенты-грузополучатели и грузоотправители. Однако, ИП вправе получать доходы от ведения своего бизнеса только в том регионе РФ, где он встал на учет в ИФНС и перешел на ПСН.
Кроме того, согласно разъяснениям Минфина, если ИП перешел на ПСН и получил патент в своем регионе прописки и госрегистрации своего ИП, то он вправе оформить еще один патент в ином российском регионе. В то же время бывает так, что договор перевозки груза заключается в том регионе РФ, где ИП оформил патент, а пункт отправления (назначения) груза расположен в ином субъекте РФ. Тогда ИП вправе не оформлять второй патент во втором другом регионе РФ.
В итоге бизнесмен вправе заниматься межрегиональной грузоперевозкой в рамках 1-го патента, оформленного по месту госрегистрации его ИП в ИФНС. В регионе госрегистрации ИП на ПСН и оформления договора перевозки груза должны решаться и иные вопросы грузоперевозки: принятие заявок от диспетчера, ремонт авто, найм водителей, принятие оплаты от контрагента и др. Это позицию подтверждают и суды и налоговая.
Пример! Предприниматель прописан в Великом Новгороде. Здесь же он получил патент в ИФНС на грузоперевозку. В итоге, чтобы работать на 1 патенте, именно в Великом Новгороде ИП нужно оформлять со своими контрагентами договора перевозки груза (место составления договора — Великий Новгород). Так, это могут быть договора:
- С первым контрагентом — на перевозку груза из Великого Новгорода в Белгород.
- Со вторым — на грузоперевозку из Новгородской области в Тамбов.
- С третьим — на грузоперевозку из Пскова в Санкт-Петербург.
В данном случае ИП не надо получать доп. патенты.
Уменьшение стоимости патента
По Информации ФНС от 10.02.2021, с начала 2021 г. ИП на ПСН вправе снижать налога по ПСН (стоимость патента) на размер страховых взносов, уплаченных во внебюджетные фонды. Взносы могут быть уплачены:
- за себя, если ИП работает один и у него нет наемного персонала;
- за своих сотрудников (при наличии).
Страховые отчисления (взносы) за своих сотрудников составляют:
- 22% — на пенсионное страхование в ПФР в пределах лимита по выплатам работникам (в 2022 г. — 1 465 000 р.) и 10% — на выплаты з/п (+премий) свыше этого лимита;
- 2,9% — на соцстрахование ФСС в пределах лимита по выплатам работникам (в 966 000 р.). Суммы свыше не облагаются;
- 5,1% — на мед. страхование (лимита нет);
- 0,7% (6 класс проф. риска) — на соц. страхование от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве.
Для пенсионеров российское законодательство не предусматривает каких-либо льгот и привилегий. По аналогии с любым другим гражданином предприниматель-пенсионер обязуется своевременно осуществлять уплату взносов в Пенсионный фонд.
Единственный плюс заключается в получении фиксированного пенсионного пособия от государства и возможности его повышения по мере развития деятельности в связи с ростом страховой части пенсии.
Есть и «подводные камни». Пенсионер, получающий доход ниже прожиточного минимума, получает доплаты социального характера. При открытии ИП он будет считаться работающим гражданином, поэтому лишится их.
Ответственность такие предприниматели, как и любые другие ИП, несут недвижимостью и другими видами имущества. Это также один из существенных минусов данного статуса для лиц пенсионного возраста.
Сравнение ООО и ИП – ниже на видео.
Что лучше самозанятость или ИП
Преимущества различных систем работы связаны с тем, сколько налогов необходимо заплатить и с условиями, на которых разрешается использовать тот или иной вариант.
Как известно, самозанятые могут зарабатывать только своим трудом. Поэтому перевозить груз они обязаны сами. Тем самым не получится использовать одновременно два или большее количество машин для этой цели.
Другое важное ограничение — это сумма дохода, которую получит водитель за календарный год. Она не может превышать 2,4 миллиона рублей. Если перевозчик успешно развивается — он может превысить этот лимит в середине года. Поэтому в такой ситуации достаточно оформить ИП и подать заявление в налоговую для получения возможности работать должным образом на соответствующей системе для индивидуальных предпринимателей.
Обратите внимание! При расчёте налога важно учитывать, какого рода клиенты у самозанятого лица.
Если это физические лица, то налог равен 4% от полученной суммы дохода. Эта сумма выгодна в большинстве случаев. Однако при наличии клиентов-юридических лиц, обязательный платёж возрастёт в полтора раза и составит 6% от оплаты.
Поэтому прежде, чем осуществить выбор, нужно посчитать налоговые платежи. Самозанятость выгодна в первую очередь тем, кто только начинает свой бизнес. Работая первоначально на Газели, он сможет постепенно построить прибыльный бизнес. При предоставлении услуг, относящихся к грузоперевозкам важно сравнить доступные варианты налогообложения, сделать расчёты и выбрать тот, который окажется выгоднее.
Лицензия — это разрешение на право заниматься определённым видом деятельности. В IT-сфере закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ относит к лицензионным следующие направления:
- Разработка, производство, распространение шифровальных средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, выполнение работ, оказание услуг, техобслуживание в этой области, за исключением собственных нужд организации или ИП;
- Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
- Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, за исключением собственных нужд организации или ИП;
- Разработка и производство средств защиты, деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Фискальная нагрузка вырастет
Тема изменений в налоговом законодательстве с 1 января 2023 г. рассматривалась на недавнем заседании общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства при Минэкономики. В протоколе заседания говорится, что грядущие изменения носят «фискальный характер» и связаны «прежде всего с устойчивым дефицитом бюджета по причине снижения поступлений от экспорта сырьевых товаров, санкционными ограничениями, необходимостью обслуживания государственного долга и обеспечения государственных социальных обязательств».
Серьезные новации, которые сложно назвать позитивными, касаются грядущих мер налоговой политики в отношении в т.ч. субъектов малого предпринимательства. А в Беларуси, напомним, около 270 тыс. индивидуальных предпринимателей и порядка 100 тыс. самозанятых. Что же ожидает 370 тыс. самостоятельно выстраивающих бизнес белорусов?
Предполагается, что ИП с нового года полностью утратят возможность применять упрощенную систему налогообложения (УСН). «С целью выравнивания налоговой нагрузки между субъектами хозяйствования» власти планируют повысить ставку подоходного налога для ИП с 16% до 20%. Кроме того, планируется сократить перечень видов деятельности, занимаясь которыми индивидуальные предприниматели смогут уплачивать единый налог. А ставки по оставшимся на данном режиме налогообложения видам деятельности заметно увеличатся.
К этому стоит добавить, что планируются изменения и для самозанятых, т.е. для физлиц, получающих доход от профессиональной деятельности, но не имеющих права использовать труд наемных работников.
Известно, что самозанятые с будущего года должны будут уплачивать налог на профессиональный доход, однако не было понятно, кого именно отнесут к данной категории лиц.
В протоколе заседания общественно-консультативного совета при Минэкономики говорится, что «самозанятые лица будут иметь возможность работать только с физическими лицами, за исключением правоотношений, связанных со сдачей имущества в аренду».
Таким образом, если после доработки законодательства никаких изменений не произойдет, возможностей заключать договоры с юрлицами у самозанятых в большинстве случаев не будет.
Коды, используемые при грузоперевозках
Планируемый вид деятельности ИП по грузоперевозкам необходимо обозначить в ИФНС. При наличии оформленного ИП с отсутствием в учетной карточке соответствующего ОКВЭД необходимо внести изменения. В регистрирующий орган представляется заявление формы Р24001 с дополнением перечня кодов ОКВЭД, указывающих на используемые виды коммерческой деятельности.
Верно выбранный код имеет значение при лицензировании. Для определения кода используется информация справочника ОКВЭД 2 (ОК 029-2014). Ранее утвержденный классификатор не действует. Преимущественный вид деятельности отмечается как основной код. При внесении изменений допускается смена основного вида.
ИП, планирующий занятие грузоперевозками, должен заявить о ведении деятельности в соответствии с используемыми в 2021 году ОКВЭД 49.41 или 49.42.
Код ОКВЭД | Характеристика | Дополнение |
49.41 | Деятельность автомобильного грузового транспорта, включая грузоперевозку специализированным или неспециализированным ТС и аренду грузового транспорта с водителем | Предусматривает перевозку всех видов грузов, в том числе опасных, специального назначения, контейнеров и других |
49.42 | Предоставление услуг по перевозкам грузов | Включает услуги при переезде, оказываемые юридическим или физическим лицам |
Как платят транспортный налог индивидуальные предприниматели
Во все времена порядок уплаты дорожного налога для физических лиц (в т.ч. и ИП) одинаков, и 2021 год – не исключение. Вся процедура выглядит следующим образом:
- Для предпринимателя сотрудниками ИФНС рассчитывается заранее сумма налога. Она зависит от налоговой ставки и количества лошадиных сил в автомобиле. Если транспортное средство входит в перечень дорогостоящих, к нему применяется повышающий коэффициент. Узнать список роскошных автомобилей можно на сайте Минпромторга, он обновляется ежегодно. Для обычной техники коэффициент не применяется. Сведения для расчета берутся налоговиками на основании данных, предоставленных ГИБДД, ведь именно там происходит постановка машин на учет и выдаются документы на них. Если автовладелец зарегистрировал технику в одном регионе, а затем переехал в другой, для расчета будут применяться ставки по месту регистрации.
- ИП получает квитанцию. Она доставляется Почтой России по адресу регистрации самого предпринимателя. В организациях-юридических лицах все совершенно по-другому: там корреспонденция поступает по адресу нахождения предприятия.
- Предприниматель оплачивает налог. Для этого можно использовать банковский терминал, личный кабинет на официальном сайте банка, выпустившего пластиковую карточку, а также электронные деньги. При желании можно посетить офис финансового учреждения и оплатить все наличными.
Как открыть ип по грузоперевозкам в 2021 году пошаговая инструкция
Регистрация ИП в налоговой инспекции возможна сразу по многим видам деятельности. Количество кодов ОКВЭД, которые вписывают в заявление, не ограничена. Если вам не хватает одного листа «А», где указывают коды, можно заполнить еще несколько таких листов. Главное – один из видов деятельности, от которого вы предполагаете получить максимальный доход, укажите в качестве основного кода.
- стоимость патента фиксирована, а значит, нет необходимости самостоятельного расчёта налоговых платежей;
- приобретать патент возможно на срок от 1 до 12 мес.;
- не требуется подавать декларацию;
- разрешено работать без ККМ – заменой является бланк строгой отчётности, фиксирующий факт оплаты наличкой или безналом. Однако в 2021 году Правительство инициировало переход к онлайн-кассам, ИП на ПСН получили отсрочку до 1 июля 208 года;
- предусмотрено использование пониженных ставок при отчислении взносов за работников, исключение: ИП, занимающиеся предоставлением услуг в сфере общепита, торговлей, арендой имущества.
Как открыть ИП по грузоперевозкам в 2021 году пошаговая инструкция
Стать индивидуальным предпринимателем сегодня не так сложно. Для этого необходимо выполнить несколько действий (собрать документы, внести федеральный сбор и т. д.) На инфографике ниже видна пошаговая последовательность действий для открытия ИП в 2021 году.
- ОСНО – общий режим является наиболее сложным для ИП как по размеру налоговых платежей, так и ведению отчётности. Подразумевает уплату НДФЛ, НДС, имущественных налогов, причём по каждому необходимо подавать декларацию. Чтобы правильно рассчитать сумму налога, вести учёт и отчётность необходимо обладать профессиональными навыками бухгалтера. Преимуществом использования является возможность работы с контрагентами, которые являются плательщиками НДС и отсутствие ограничений по выручке, единицам транспорта;
- УСН – имеет критерии для применения. Позволяет выбрать налогооблагаемую базу «доходы» или «доходы минус расходы», по ставке 6 и 15% соответственно. Отчётность состоит из КУДиР и ежегодной подачи декларации;
- ЕНВД – применение «вменёнки» допустимо, если количество машин в парке не превышает 20 единиц, а количество работников 100 человек. Ставка налогообложения 15% уплачивается с вменённого дохода, рассчитываемого исходя из физических показателей и установленных значений доходности для каждой отрасли. Список отраслей, которые имеют право применения ЕНВД, утверждают муниципальные власти. Декларация сдаётся каждый квартал;
- ПСН – декларации не сдаются, но необходимо вести учёт доходов.
Сколько можно заработать на ГАЗели при грузоперевозках
Ключевая особенность бизнеса транспортной компании – практически непрогнозируемый доход. Даже опытным водителям со стабильными клиентами будет проблематично подсчитать, когда заработок покроет затраты на покупку транспорта. Обусловлено это наличием множества дополнительных расходов, которые зачастую могут иметь форс-мажорный характер в качестве непредвиденного выхода автомобиля из строя, кризиса экономики или неадекватного решения правительства.
Условно затраты можно поделить на четыре категории:
- первоначальные вложения. Сколько придется потратить для открытия своего предприятия по грузоперевозкам с нуля;
- постоянные. Они есть всегда, даже если фирма не работает;
- рейсовые. Эксплуатационные затраты, возникающие при выполнении заказа;
- плавающие. Непредсказуемые расходы.
Чтобы понять, выгодно ли заниматься грузоперевозками, необходимо тщательно изучить каждую статью расходов. Средний срок окупаемости при приобретении авто на свои деньги – 12-16 месяцев. Покупая ТС в кредит, указанный период увеличивается до 36 месяцев и более.
Сумма затрат во многом зависят от региональных особенностей грузоперевозок, поэтому далее будут приведены примерные траты.
Пошаговая инструкция по открытию бизнеса по грузоперевозкам
Зарегистрировав ИП или фирму, начинающему бизнесмену нужно действовать следующим образом:
- Приобрести подходящий транспорт для грузоперевозок (при его отсутствии). Выбор нужно проводить тщательно, ведь от его технического состояния зависит будущее компании.
- Приобрести оборудование и специальную технику (при необходимости). Аптечка, тахограф, рация и т.п. – полный перечень определяется особенностями бизнеса.
- Подобрать персонал. Даже для одной машины требуются дополнительные работники – грузчики.
- Поиск заказов. Купив ТС и определившись с персоналом, нужно искать клиентов. Можно начинать с посредников, с помощью которых можно постепенно понять специфику профессии и особенности поиска заказов.
В дальнейшем при хороших показателях придется расширять бизнес грузоперевозок. Нужно будет приобрести офис, технику для нее, еще пару автомобилей с водителями и грузчиками. Однако для начала стоит «обрасти» отзывами, опытом и базой стабильных клиентов.
Что дает статус самозанятого в грузоперевозках
Статус самозанятого в сфере грузоперевозок может получить, как физическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, если он работает без привлечения наемных работников. Нормативная база для данной категории граждан – это ФЗ №422 от 27.11.2018 г. Документ регламентирует деятельность граждан, желающих получить статус «самозанятый»: кто может воспользоваться, какие налоги устанавливаются для частников.
Важно
Смысл, который был заложен в законопроект – это возможность для частных перевозчиков осуществлять свою деятельность на законных основаниях.
Случается, что во время транспортировки, груз по каким либо причинам подвергается ущербу или утрате. Разбирательства с участием правоохранительных органов могут повлечь за собой и дополнительные неприятности, связанные с нелегальным предоставлением услуг грузоперевозки. В некоторых случаях частник может попасть под уголовную статью за незаконное предпринимательство. Здесь уже пойдет речь не только о материальной ответственности за утерю груза, но и о риске получения реального срока лишения свободы.
Кроме этого, регистрация грузоперевозчика в качестве самозанятого гражданина, может помочь значительно расширить клиентскую базу. К примеру, множество предприятий и организаций, не имеют собственный автопарк, а им требуются регулярные перевозки. Но они не могут воспользоваться услугами частного грузоперевозчика, так как нелегальный бизнес не предполагает документального сопровождения, признанного по закону. Самозанятый водитель сможет предоставить необходимую документацию для финансового отчета своих клиентов.
Ради объективности необходимо отметить и минусы статуса «самозанятый». Прежде всего, это ограничение по сумме ежемесячного оборота – 200 тыс. рублей. Для опытных грузоперевозчиков, имеющих наработанную клиентскую базу, это очень тесные рамки.
Кроме того, облагаемая сумма включает все финансы, полученные в результате профессиональной деятельности грузоперевозчика. То есть, если за рейс было получено 7 тыс. рублей, а на заправку автомобиля потрачено 2 тыс. рублей, налог платится с 7 тыс. рублей. Итак: