Обязательная отчетность для ООО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательная отчетность для ООО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По существу, это комплект документов, который каждое предприятие периодически представляет в ФНС по месту регистрации. В подобный комплект входит информация о налоговой базе предприятия, а также данные, необходимые доя расчета и оплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов.

Что такое налоговая отчетность?

Классификация

По периодичности представления:

  • Годовая. Представляется в ФНС по окончании отчетного года;
  • Текущая (внутригодовая). Может быть ежемесячной, квартальной, полугодовой, за 9 месяцев.

По способу подачи:

  • На физических бумажных носителях;
  • В электронно-цифровом формате.

По этапам экономической деятельности хозяйствующего субъекта:

  • Первоначальная. Это первая отчетность юридического лица или ИП, которая сдается после регистрации;
  • Очередная. Подается за каждый отчетный период, определяемый выбранной системой налогообложения;
  • Дополнительная. Подается, если ранее в ФНС была предоставлена недостоверная или неполная информация о деятельности хозяйствующего субъекта;
  • Ликвидационная. Сдается, если деятельность налогового агента прекращается добровольно или принудительно.

По характеру обобщения информации:

  • Индивидуальная;
  • Консолидированная. Применяется в случае, если несколько субъектов экономической деятельности имеют сходные факторы налогообложения, поэтому объединяются в единую группу. Отчетность при этом представляется в ФНС субъектом, который владеет не менее чем 90% уставного капитала в каждой организации.

В состав налоговой отчетности входит:

  • Декларации по налогам, предусмотренным режимом налогообложения;
  • Отчеты по налогам и сборам;
  • Расчеты по налогам и сборам;
  • Среднесписочная численность работников предприятия;
  • Другие обязательные документы, предусмотренные выбранным режимом налогообложения.

Как упростить процесс сдачи отчетов?

Наиболее простой способ представить отчетность – сдать ее в электронном виде. Сделать это можно несколькими способами:

  • Через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Основной минус этого способа в том, что все данные в декларации придется вносить вручную. Это не только занимает много времени, но и увеличивает риск допущения технических ошибок;
  • Через программное обеспечение, предоставляемое спецоператорами. К примеру, Контур Экстерн. Этот сервис позволяет выгружать данные бухгалтерского учета непосредственно из 1С, быстро формировать декларации в соответствии с используемой системой налогообложения и организационно-правовой формой, отправлять их в инспекцию и отслеживать статус. Немаловажным плюсом является автоматическая проверка отчетных документов на предмет ошибок, поэтому бухгалтер может быть уверен в их приеме ФНС с первого раза.

Налоговая отчетность

Налоговая отчетность, в отличие от бухгалтерской, несет информацию о налогах, которые платит компания. Формы и сроки предоставления этой отчетности зависят от системы налогообложения, размера предприятия, формы собственности и еще ряда моментов.

Есть общая (ОСНО) и упрощенная (УСН) система налогообложения.

  1. Упрощенную систему используют небольшие компании, в которых количество работников не более сотни, доходы не превышают 60 млн., а размер основных средств – менее 100 млн. Эта система хороша тем, что не требует ведения бухучета, отчетность по ней проста и заключается в ежеквартальном внесении авансовых платежей и ежегодной подаче декларации. Налог при этом составляет 6 или 15% дохода в зависимости от объекта налогообложения.

  2. Общая система заметно сложнее. Предприятия, которые работают по ОСНО, платят НДС, налог на имущество и налог на прибыль (компании) или НДФЛ (предприниматели). Правильный расчет этих налогов требует профессионального знания бухгалтерии и большого практического опыта. Квалифицированный бухгалтер, хорошо знающий законодательство, может существенно снизить размеры налоговых выплат, не нарушая закона.

  3. Единый налог на вмененный доход зависит от видов деятельности компании и требований местного законодательства.

Как можно сдать отчетность?

Сдать налоговую отчетность можно самостоятельно, отправить почтой, переслать на электронный адрес или поручить ее сдачу представителю. В некоторых случаях способ сдачи устанавливается законом. Однако главное в подаче отчетности – сделать это своевременно, а также правильно оформить налоговые документы.

Ошибки в налоговой отчетности встречаются нередко и дорого обходятся и организациям, и предпринимателям. Так, если из-за допущенной ошибки уменьшилась сумма налога, и компании, и бухгалтеру грозят серьезные штрафы, которые могут достигать 20% от недоплаченного налога. Во всех остальных случаях страшны не столько ошибки, сколько нарушение сроков подачи деклараций, ведущее, опять-таки, к штрафам и пеням.

По закону налоговая инспекция может отказаться принять отчетность, если она подается в неправильном формате. На практике это приводит к тому, что документы могут не принять без печати, с факсимильной подписью вместо обычной или в бумажном формате, если закон велит сдавать отчетность в электронном виде.

Все эти ошибки, помарки и недочеты ведут к финансовым потерям, заставляют предпринимателей тратить время и нервы. Если у вас есть возможность, намного выгоднее поручить сдачу отчетности профессионалам, которые ошибок не делают, а за нарушение сроков отвечают перед вами рублем.

ООО «Юридическая компания Бизнес Консалтинг» с радостью ответит на все интересующие Вас вопросы о бухгалтерском аутсорсинге с помощью онлайн консультанта, а также по телефонам, указанным на сайте.

Состав налоговой отчетности ООО на УСН

ООО на УСН обязаны один раз в год сдать в ИФНС Декларацию по УСН до 31 марта, года следующего за истекшим.

Сведения по среднесписочной численности работников до 20 января, года следующего за истекшим.

Если есть сотрудники, официально трудоустроенные, то до 01 марта года, следующего за истекшим необходимо сдать сведения по форме 2-ндфл.

Декларации по налоговой отчетности

С точки зрения юриспруденции, налоговая декларация – заявление в письменной форме субъекта РФ, ведущего коммерческую деятельность на ее территории об объектах налогообложения, расходах, полученной прибыли и ее источниках, налоговых льготах, базе, об определенной сумме налога или других сведениях, на основании которых предусмотрено начисление и уплата обязательных платежей.

Исходя из данного определения, следует, что если положением НК РФ, относительно конкретного налога, не предусмотрено, что при отсутствии объекта, подлежащего налогообложению, декларация не сдается, то предоставить ее все же придется, даже с нулевыми данными.

Для каждого вида налога, предусмотрена своя форма налоговой декларации:

  • по налогу на землю;
  • по ЕНВД;
  • по НДФЛ;
  • налогу на прибыль, полученную от предпринимательской деятельности;
  • по УСН и НДС.

Налоговая отчетность ООО при УСН, ОСН и ЕНВД

С момента регистрации каждое юридическое лицо обязано уплачивать налоги и предоставлять в ИФНС отчеты, по результатам своей деятельности.

Налоговая отчетность ООО при различных режимах налогообложения

Используемый режим налогообложения

Декларация по налогу

Сроки предоставления документов

Упрощенная (обычная) система

УСН

По финансовым итогам года до 31 марта текущего года

Единый налог на вмененную прибыль

ЕНВД

Поквартально до 20-го числа первого месяца идущего за отчетным кварталом

Общая система обложения налогом

Налог на прибыль

Ежеквартально до 28-го числа месяца идущего за последним месяцем истекшего квартала

Налог на имущество плюс расчеты по авансовым выплатам

Ежеквартально не позднее 30 дней после окончания квартала, за год до 30 марта текущего года

НДС

Ежеквартально до 25-го числа месяца идущего за отчетным кварталом

Читайте также:  Меры социальной поддержки и льготы в Самаре и Самарской области в 2022 году

Формы отчетности, представляемой в налоговые органы

КНД-1151006 – Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций;

КНД-1151082 – Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции;

КНД-1151038 – Налоговая декларация по налогу на прибыль иностранной организации;

КНД-1152026 – Налоговая декларация по налогу на имущество организаций;

КНД-1152028 – Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций;

КНД-1151001 – Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость;

КНД-1151074 – Налоговая декларация по акцизам на табачные изделия;

КНД-1151039 – Налоговая декларация по акцизам на нефтепродукты;

КНД-1151090 – Налоговая декларация по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию;

КНД-1151089 – Налоговая декларация по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо и т. д.;

КНД-1151040 – Налоговая декларация по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ);

КНД-1151088 – Налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов таможенного союза;

КНД-1151054 – Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых;

КНД-1152011 – Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес;

КНД-1152004 – Налоговая декларация по транспортному налогу;

КНД-1152027 – Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу;

КНД-1153005 – Налоговая декларация по земельному налогу;

КНД-1153003 – Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу;

КНД-1151072 – Налоговая декларация по водному налогу;

КНД-1152017 – Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому по упрощенной системе налогообложения;

КНД-1151059 – Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу;

КНД-1151085 – Единая (упрощенная) налоговая декларация;

6-НДФЛ – Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом;

4-НДФЛ – Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (КНД-1151021);

КНД-1151046 – Налоговая декларация по единому социальному налогу;

КНД-1151063 – Налоговая декларация по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой;

КНД-1110018 – Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

КНД-1151065 – Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

КНД-1151058 – Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

КНД-1151026 – Расчет регулярных платежей за пользование недрами;

КНД-1151024 – Налоговая декларация о доходах, полученных российской организацией от источников за ее пределами.

Основной документ, регламентирующий состав и сроки отчетности, — Налоговый кодекс. На основании отчетности организации платят положенные налоги, сборы и взносы.

Можно выделить две отчитывающиеся категории: налогоплательщики и налоговые агенты. Юридические и физические лица, которые согласно НК РФ обязаны уплачивать налоги, называются налогоплательщиками. Лица, которым вменена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет, признаются налоговыми агентами.

Помимо Налогового кодекса к нормативным документам относятся:

  • приказы ФНС об утверждении отчетных форм и инструкции по их заполнению;
  • официальные разъяснения ФНС по применению законодательства;
  • внутренние документы компании (учетная политика).

Состав отчетности по налогам зависит от системы налогообложения и вида деятельности.

Больше всего отчетов сдают компании на ОСНО. Организации, применяющие спецрежимы, тратят на заполнение деклараций чуть меньше времени.

Условно можно поделить налоговую отчетность на категории:

  • Декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением спецрежима.
  • Декларации по имущественным налогам (транспорт, земля, имущество).
  • Отчетность по НДФЛ.
  • Отчетность по страховым взносам.
  • Декларации по налогам, уплачиваемым на общем режиме.
  • Декларации по налогам, уплачиваемым за пользование ресурсами (например, водный налог).

На спецрежимах сдают декларацию по ЕНВД, декларацию по налогу, уплачиваемому в связи применением УСН или декларацию по ЕСХН.

На ОСНО основные налоговые отчеты — декларации по НДС и налогу на прибыль.

Обратите внимание, что сроки для одной и той же отчетности могут быть разными для ИП и ООО. Например, декларацию по УСН предприниматели сдают до 30 апреля, а компании должны отчитаться на месяц раньше.

Конституция Российской Федерации[1] в статье 57 устанавливает обязанность по уплате установленных налогов и сборов. Налоги и сборы являются особенностью любого государства и, в то же время, необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять свои функции. Каждый налогоплательщик (будь то физическое или юридическое лицо) обязан уплатить установленные виды налогов и сборов. Для исполнения требований налогового законодательства по обязанности уплаты налогов и сборов созданы государственные органы, уполномоченные осуществлять контроль и надзор за налоговыми правоотношениями: налоговые органы.

Представление налоговой декларации в налоговый орган является обязанностью налогоплательщика, связанной с исчислением и уплатой налогов.

Налоговая декларация — письменное заявление или заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и понесенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленных по сумме налога и иных данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога[2].

Налогоплательщиком налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или через представителя, составлена в бумажном виде или в электронной форме, отправлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика.

Актуальность курсовой работы связана с тем, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны представлять налоговую декларацию по установленной форме. На практике наблюдается, что данная форма налоговой декларации по каждому налогу меняется каждый отчетный год, и налогоплательщики должны следить за этим.

Целью настоящей работы является системное изучение сущности налоговой декларации в налоговом учете, способы ее заполнения, исправления, представления и последствия непредставления в налоговый орган.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— изучить налоговое законодательство в области сущности налоговой декларации;

— исследовать порядок представления и внесение изменений налоговой декларации в налоговой орган;

— исследовать правовые последствия непредставления налоговой декларации.

Предметом исследования являются система налоговой отчетности в виде налоговой декларации.

Объектом исследования является налоговые отношения, складывающиеся в процессе формирования и представления налоговой отчетности в виде налоговой декларации.

Положения теории налоговой отчетности изложены в трудах таких представителей мировой и российской юридической и экономической мысли как А. Смит, У. Петти, А.И. Иванеева, Л.П. Окуневой, Ф.А. Менькова и др.

Методологические основы исследования. В процессе исследования использован ряд научных методов: социологический, диалектический, системный, анализ и синтез, исторический, сравнительно-правовой.

Своевременное представление налоговых деклараций является одной из важнейших обязанностей налогоплательщиков, и поэтому положения статьи 80 Налогового кодекса занимают центральное место в Налоговом кодексе.

Как уже было сказано в 1 главе курсовой работы действующее законодательство Российской Федерации предусматривает несколько способов представление декларации, которая в целом соответствует международной практике:

1) представление налоговой декларации (лично, через представителя, путем направления в виде почтового отправления с описью вложения или передачи по телекоммуникационным каналам);

2) подача документов путем формирования с помощью системы электронного декларирования в режиме онлайн.

Расширение разнообразия форм и методов подачи налоговых деклараций — это не является уникальным для российской практики. Например, статья 26 Закона КНР- «Об управлении взиманием налогов» предусматривается возможность подачи налоговой декларации по почте или иным способом[26]. Представление декларации по телекоммуникационным каналам также имеет место в законодательстве Соединенных Штатов Америки и ряда западноевропейских государств[27].

Читайте также:  С 1 ноября вслед за БПМ вырастут пенсии и пособия

Налоговые декларации представляются налогоплательщиком на бумажном носителе (лично или через своего уполномоченного представителя) или в виде почтового отправления с описью вложения в налоговый орган по месту его регистрации.

Представления налоговых деклараций регулируются следующими правовыми актами:

— положениями статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации[28];

— статьями 13 и 15 Федерального закона от 06.12.2011 г. 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете»[29];

— Письмом ФНС РФ от 09.01.2008 N ЧД-6-25/2@ «О предоставлении деклараций (расчетов) в электронном виде»[30];

— Приказом ФНС России от 27.12.2017 № ММВ-7-6/1096@ «О расширении электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»[31];

— Приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@ (с изм. от 27.12.2017) «Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2017 N 46156).[32]

В соответствии со статьей 29 НК РФ[33] уполномоченным представителем налогоплательщика является физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Эта же статья устанавливает, кто не может быть уполномоченным представителем, к ним относятся: должностные лица налоговых и таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-физического лица свои полномочия осуществляет на основании нотариально заверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально заверенной доверенности в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Датой представления налоговых деклараций является дата их фактического представления в налоговый орган на бумажном носителе или дата направления заказного письма с перечнем приложений.

Сотрудник налогового органа, принимающий декларацию от налогоплательщика, проставляет отметку о принятии и дате ее представления на оставшихся у него копиях налоговых деклараций.

Сотрудники налогового органа, получая налоговую декларацию, обязаны проверить наличие ряда обязательных реквизитов:

— полное наименование налогоплательщика (наименование физического лица, дата его рождения);

— идентификационный номер налогоплательщика;

-код причины постановки на учет (для юридических лиц);

— период, за который составляются налоговые декларации;

— подписи лиц, уполномоченных подтверждать правильность и полноту подачи и составления налоговой декларации налогоплательщика (директора и главного бухгалтера налогоплательщика) или его представителя.

В случае отсутствия в представленных налоговых декларациях каких-либо из перечисленных реквизитов сотрудник налогового органа обязан предупредить об этом налогоплательщика или его представителя и предложить внести необходимые изменения. Работник налогового органа не вправе отказать в приеме налоговых деклараций, за исключением случаев представления этих документов не по установленной форме. В случае отказа налогоплательщика (его представителя) от внесения необходимых изменений в налоговые декларации на стадии принятия, а также в случае представления неверно оформленных налоговых деклараций по почте налоговый орган письменно уведомляет налогоплательщика в течение трех дней со дня регистрации о необходимости представления документов по утвержденной форме.

Это делается в следующих случаях:

— при предъявлении налогоплательщиком налоговой декларации, в которых не содержатся из указанных ранее реквизитов;

— при неясном заполнении отдельных реквизитов документа, делающем невозможным их однозначное толкование, заполнение карандашом, не согласованной подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера налогоплательщика);

— если налоговая декларация составлены на иных языках, чем русский;

В случае непредставления налоговой декларации в срок, установленный налоговым законодательством, к налогоплательщику применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 119 Налогового кодекса.

Обязательным условием направлении налоговой декларации по почте является составление и наличие описи вложения.

Таким образом, датой подачи налоговой декларации является дата, указанная в подтверждении специализированного оператора связи.

Поскольку НК РФ не дает определения термину «почтовое отправление с описью вложений», в данном случае необходимо руководствоваться пунктом 1 статьи 11 НК РФ, согласно которому используемые в НК РФ понятия и термины гражданского, семейного и иных отраслей законодательства Российской Федерации используются в том значении, в каком они используются в данных отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. На это обратил внимание ФАС Центрального округа в Постановлении от 04.12.2012 N А64-3641/2012[34].

Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 29.06.2018) «О почтовой связи»[35] определяет понятие «регистрируемое почтовое отправление (заказная почта, с объявленной ценностью, обыкновенная)», под которой понимается отправление, принятая от отправителя с выдачей ему квитанции и переданная адресату с ее получением в квитанции. Заказное письмо может быть отправлено с описью вложений.

Критерии определения даты подачи налоговой декларации, пересылаемой по почте, является дата приема почтового отправления органом связи, определяемая по почтовому штемпелю на почтовой квитанции, и в случае описи — дата, указанная в описи, которые являются доказательством исполнения обязательства налогоплательщика по своевременному представлению декларации.

Необходимо отметить, что с 01 января 2020 года налогоплательщик-физическое лицо может представить налоговую декларацию по НДФЛ на бумажном носителе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. В этом случае днем представления данной декларации будет считаться день ее прима МФЦ[36].

Таким образом, бланк налоговой декларации на бумажном носителе может предоставляться бесплатно в налоговых органах или распечатываться с сайта ФНС России.

Роль налоговой отчетности в оптимизации налогового контроля и повышении его эффективности

Анализ информационных потребностей пользователей налоговой отчетности в лице налоговых органов как приоритетной группы пользователей, приведенный в первой главе данного исследования, показывает, что наиболее важными из них являются осуществление налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки, а также анализ вероятности допущения налогоплательщиком нарушений налогового законодательства при выборе налогоплательщиков для проведения выездных проверок и предварительном анализе информации об отобранных налогоплательщиках.

Целью налогового контроля является раскрытие нарушения порядка уплаты налогов и определение его последствий для обеспечения соблюдения налогоплательщиками налоговой дисциплины. Рассмотрим, какова роль элементов налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций в оптимизации налогового контроля. В предыдущей главе были изложены принципы налоговой отчетности и требования, предъявляемые к качеству информации отчетности. Соблюдение принципов и требований при разработке форм налоговой отчетности с учетом рекомендаций по изменению состава ее элементов, по нашему мнению, способствует повышению эффективности налогового контроля по следующим направлениям:

1. Повышение степени автоматизации процедур контроля правильности исчисления суммы налогового обязательства на основании данных налоговой отчетности. Камеральную налоговую проверку деклараций налоговые органы проводят по следующим направлениям: проверка своевременности представления декларации, проверка правильности заполнения декларации в соответствии с порядком (инструкцией) заполнения, проверка правильности арифметического подсчета сумм налога, проверка показателей декларации на соответствие нормам законодательства (правильность примененных налогоплательщиком ставок, правильность расчета налоговой базы, обоснованность налоговых льгот).

Все перечисленные направления камеральной проверки возможно проводить в автоматизированном режиме при условии формализованности налоговой отчетности, в том числе широком применении классификаторов для раскрытия показателей, формирующих налоговую базу, представлении реестров обособленных подразделений организации с расчетом доли налоговой базы и периодом его функционирования и реестров контрагентов — получателей доходов.

2. Применение комплексного подхода при проведении камеральной проверки на основе расширенной информационной базы для подтверждения обоснованности и достоверности показателей. При проверке показателей налоговых деклараций налоговые органы должны использовать систему контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности, включающую взаимосвязь отдельных показателей налоговой декларации между собой, так называемые внутридокументные контрольные соотношения. Значительную помощь в реализации процедур проверок может оказать унифицированная форма для представления в составе налоговой отчетности за налоговый период сведений об учетной политике для целей налогообложения прибыли. Ее применение позволяет:

Читайте также:  Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ. Бланк ИНВ-19

— проверить обоснованность включения в состав расходов для целей налогообложения тех или иных видов (например, отчислений на формирование резервов);

— оценить возможность сопоставления показателей налоговой отчетности с данными бухгалтерской отчетности на предмет применения аналогичных или сходных методов признания доходов и расходов и их оценки в бухгалтерском и налоговом учете. Эффективность такого сопоставления при автоматизиро 129

ванной камеральной проверке возрастает в случае представления налогоплательщиком основных элементов учетной политики для целей бухгалтерского учета по унифицированной форме;

— проверить достоверность отражения в налоговой отчетности данных о доходах и расходах на основе анализа взаимосвязи с показателями бухгалтерской отчетности в случае сопоставимости применяемых способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Например, величины амортизационных отчислений, выручки от реализации товаров, работ, услуг, наличия убытков для целей налогообложения в течение длительного времени при относительно устойчивом получении прибыли от финансово-хозяйственной деятельности на протяжении длительного времени.

Сопоставление данных о доходах и расходах по определенным видам деятельности в налоговой отчетности с отдельными показателями бухгалтерской отчетности способствует оценке вероятности занижения налоговой базы за счет неполноты отражения хозяйственных операций и сделок для целей налогообложения прибыли. В частности, наличие фактов безвозмездного получения имущества по данным приложения к бухгалтерскому балансу и отчета о движении денежных средств и отсутствие отражения соответствующего внереализационного дохода в налоговой отчетности.

Общий порядок, как написать письмо в налоговую о разъяснении, таков:

  1. Составляем ответ на фирменном бланке организации. Если такого бланка нет, в шапке документа указываем полное наименование учреждения, ИНН, КПП, ОГРН и адрес.
  2. Указываем номер и дату требования, на которое составляется пояснение. Допустимо составить ответ сразу на несколько налоговых запросов.
  3. Если в отчете есть ошибки и несоответствия, перепроверьте отчетность, чтобы исключить опечатки или описки.
  4. В описательной части ответного письма детально и последовательно раскрываем обстоятельства ситуации, которую требуется объяснить.
  5. Отвечая на запрос, опирайтесь на факты, подтвердите обстоятельства документально. Приложите копии документов к ответу, если таковые имеются. Например, копию дополнительного соглашения к договору с условием о повышении цен.

Снижение налоговой нагрузки

Этот вопрос у налоговиков пользуется особым интересом. Так, представители ФНС беспрестанно следят за объемами поступлений в государственный бюджет. При их снижении реакция незамедлительная: требования о предоставлении пояснений, приглашение руководителя к личной встрече с представителем ФНС либо выездная проверка (крайняя мера).

В такой ситуации медлить нельзя, необходимо сразу предоставить пояснения в ФНС. В ответном письме опишите все обстоятельства и факты, которые повлияли на снижение налоговых платежей. Подтвердите факты документально либо предоставьте экономические обоснования. В противном случае ФНС инициирует выездную проверку, которая затянется на несколько месяцев.

Что писать в пояснительной записке:

  • снижение зарплатных налогов. Причины: сокращение штата, реструктуризация предприятия, снижение уровня заработной платы;
  • снижение прибыли обычно происходит из-за расторжения договора с покупателями. Следует приложить к письменным разъяснениям копию дополнительного соглашения о расторжении договора;
  • рост затрат как результат снижения прибыли. Обоснование: расширение деятельности (увеличение объемов производств, открытие нового филиала, подразделения, торговой точки), смена поставщиков или увеличение цен на материальные запасы и сырье (приложите копии договоров).

Формы отчетности-2021: какие применять по налогам и взносам

Принята обновленная форма РСВ. Изменения незначительные, некоторые уже применялись в течение 2020 г.

На титульный лист добавлено поле «Среднесписочная численность». При этом отдельный документ «Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год» КНД 1110018 – упраздняется с 01.01.2021 года. Т.е. за налоговый период 2020 года его уже передавать в ФНС не нужно. Указанные сведения будут переданы в форме РСВ.

Вместо Приложения 5 к Разделу 1 вводится Приложение 5.1 (условия применения пониженного тарифа). В нем будет указываться код плательщика 1 или 2 – для IT-компаний и организаций, проектирующих и разрабатывающих изделия электронной компонентной базы и электронной продукции, соответственно. Такое приложение 5.1.будет доступно в программах Баланс-2W и Баланс-2Н с 2021 года.

В Разделе 1 добавлены коды тарифа — уже применявшиеся в 2020 г. при поддержке малого и среднего предпринимательства и предприятий по утвержденному перечню – 20 и 21, и 22 – для организаций, проектирующих и разрабатывающих изделия электронной компонентной базы и электронной продукции – с 2021 г.

Новым кодам тарифов будут соответствовать новые коды категории застрахованных лиц:

20 – МС, ВЖМС, ВПМС,

21 – КВ, ВЖКВ, ВПКВ,

22 – ЭКБ, ВЖЭК, ВПЭК.

Утверждены новые предельные величины базы с 01.01.2021:

  • для исчисления страховых взносов на ОПС — 1 465 000 руб.;
  • для исчисления страховых взносов на ФСС — 966 000 руб.

Изменена форма декларации по НДС. Новая форма будет действовать с 4 квартала 2020 года.

В Раздел 1 добавлены поля для налогоплательщиков, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Отметим, что в настоящее время параметр «Признак СЗПК» является обязательным в XML-файле отчетности. Возможно, в будущем ФНС изменит схему xsd, определяющую требования к формату XML-файлов отчетности, и заполнение данного поля станет необязательным в соответствии с порядком его заполнения.

Изменены наименования некоторых кодов операций, а также добавлены новые.

Из титульного листа исключена строка «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД»;

Утверждены новые форматы по реестрам деклараций, подтверждающих НДС (0%),

Кроме того, утверждена новая форма – «Реестр документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот», ее КНД 1155127.

Как разъясняет ФНС, при получении налогоплательщиком требования о представлении пояснений (документов) он может в ответ на него вместо пакета документов, подтверждающих налоговую льготу, представить реестр документов, подтверждающий обоснованность применения налоговых льгот в разрезе кодов операций.

На основании информации, содержащейся в представленном реестре, налоговый орган должен истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот по отдельным операциям. Объем таких документов определяется для каждого кода операции. При этом не менее 50% от объема документов должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

При непредставлении реестра истребование документов производится в полном объеме.

Сдать налоговую отчетность можно самостоятельно, отправить почтой, переслать на электронный адрес или поручить ее сдачу представителю. В некоторых случаях способ сдачи устанавливается законом. Однако главное в подаче отчетности – сделать это своевременно, а также правильно оформить налоговые документы.

Ошибки в налоговой отчетности встречаются нередко и дорого обходятся и организациям, и предпринимателям. Так, если из-за допущенной ошибки уменьшилась сумма налога, и компании, и бухгалтеру грозят серьезные штрафы, которые могут достигать 20% от недоплаченного налога. Во всех остальных случаях страшны не столько ошибки, сколько нарушение сроков подачи деклараций, ведущее, опять-таки, к штрафам и пеням.

Кардинальных поправок в декларации по НДС нет, они точечные. В отчетности изменились:

  • титульный лист;
  • раздел 1;
  • разделы с данными из журналов счетов-фактур и книг покупок и продаж;
  • перечень кодов операций (не признаваемых объектом налогообложения, освобождаемых от налогообложения, облагаемых по нулевой ставке).

Рассмотрим все внесенные в обновленную форму декларации коррективы подробнее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *