Вестник РАН, 2021, T. 91, № 4, стр. 316-325

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вестник РАН, 2021, T. 91, № 4, стр. 316-325». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.

Сведения о целях Государственной программы

Значения целей
Цель государственной программы
(согласно действующей редакции паспорта)
Базовое
значение
(2017 год)
Действующая
редакция паспорта
Проект паспорта
(в соответствии
С Законом о бюджете)
Отклонение
Сохранение доли сельского населения в общей
численности населения Российской Федерации
на уровне не менее 25,3 процента в 2025 году
25,7% 25,3% 25,1% ↓ -0,2%
Повышение доли общей площади
благоустроенных жилых помещений в сельских
населенных пунктах до 50 процентов в 2025 году
32,6% 50,0% 43,2% ↓ -6,8%
Достижение соотношения среднемесячных
располагаемых ресурсов сельского и городского
домохозяйств до 80 процентов в 2025 году
67,0% 80,0% 75,5% ↓ -4,5%

Ранжирование проектов

  • Определение перечня проектов для субсидирования осуществляется согласно результатам их ранжирования
  • Субсидия предоставляется на проекты, занимающие в группах по федеральным округам одинаковые порядковые места, начиная с 1-го места
  • В случае если оставшегося объема нераспределенной субсидии недостаточно для предоставления его по всем проектам, занимающим одинаковые порядковые места в группах по федеральным округам, то предоставление оставшегося объема субсидии осуществляется на проекты, которые имеют наибольшее количество общих баллов среди проектов, занимающих одинаковые места в группах по федеральным округам
  • При наличии средств федерального бюджета, высвобожденных в связи с приостановлением, досрочным завершением реализации проектов, в объеме, и (или) дополнительного выделения средств федерального бюджета на реализацию Госпрограммы Комиссия принимает решение о дополнительном определении перечня проектов для предоставлении им субсидии

Все присутствующие чиновники повторяли на разный лад одну мысль: развитие сельских территорий непременно должно быть комплексным и коррелировать с нацпроектами, а не повторять их.

— Если у нас в сельской местности проживает 35 млн жителей, то на развитие этих территорий должно быть направлено 30% бюджета всех госпрограмм и нацпроектов, — отметила председатель Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Евгения Уваркина. — И речь не только о тех 1,3 трлн, выделенных на программу. Я считаю, что нужно больше.

Госпожа Уваркина уверена, что можно усовершенствовать программу и создать больше рабочих мест, чем запланировано. Для этого необходимо правильно подойти к пространственному развитию. По её мнению, Минсельхоз должен активно включиться в понимание развития потенциала территорий, при этом понимая требования населённых пунктов. Также она считает, что нельзя спускать госпрограмму в субъекты: её продвижением должно заниматься федеральное управление.

Директор департамента развития сельских территорий Минсельхоза России Максим Боровой обозначил три основных принципа реализации грядущей программы. Первый из них — не отождествлять развитие сельских территорий исключительно с АПК. Этот принцип связан с тем, что из мероприятий, проводимых в этих местах исключили здравоохранение, спорт и образование. По мнению чиновника, из-за этого утратился сам смысл развития сёл. Второй — комплексное решение задач совместно с отраслевыми министерствами. В Минсельхозе рассчитывают, что профильные ведомства помогут в осуществлении программы. Третий принцип госпрограммы — проектный подход. По словам Борового, инициатива в этом случае должна идти от местного населения и бизнеса, который нуждается в поддержке. Для этого министерство и собирается ввести в программу поддержку местных инициатив. Такое взаимодействие с людьми на местах поможет лучше распределять средства.

Документ о развитии деревни

Программа устойчивого развития сельских территорий была утверждена в 2013 году. Документ вступил в действие с января 2014 года. Подать заявку на участие в социальном проекте можно вплоть до 2020 года. Именно к этому сроку правительство рассчитывает достигнуть всех поставленных целей:

  • обеспечение комфортной среды для жизни россиян в селах;
  • привлечение инвесторов, путем обеспечения элементарной инфраструктуры и выплат денежных субсидий;
  • предоставление рабочих мест (в том числе и высокотехнологичных);
  • привлечение граждан к участию в социально-экономических и общественно-значимых мероприятиях;
  • пропаганда жизненного стиля в деревенских поселениях с помощью проведения широких национальных рекламных кампаний.

Для выполнения, всего намеченного правительством, был предусмотрен план мероприятий, которого Минсельхоз придерживается в период действия программы. Основной целью, по словам представителей аграрного ведомства, считается оказание помощи гражданам, желающим перебраться в сельскую местность. Выражаться она должна в первую очередь в обеспечении собственным жильем и достойной работой. Поддержка может быть выражена выплатой денежной компенсации на строительство индивидуального строения или в качестве первого взноса на покупку квадратных метров в многоквартирных новостройках. Такие преференции должны предоставляться первоочередно современной молодежи, специалистам агропромышленных комплексов и работникам социальной сферы. По мнению представителей власти, это лучший способ привлечь население в сельскую местность.

Устойчивое развитие сельских территорий, по нашему мнению, — это целенаправленный процесс долговременного (непрекращающегося) развития с сохранением этой способности в будущем, c качественным и справедливым градиентом развития в экономической, экологической и социальной сферах жизнедеятельности. Сутью этого явления является гармония как соотношение качественных различий, но взятых как единое целое: экологобезопасного хозяйствования на селе с целью обеспечения населения страны полезным (органическим) и доступным продовольствием при неизменном повышении качества жизни сельских жителей с сохранением для будущих поколений природы, культуры, традиций, среды обитания с разумным государственным участием, вовлечением институтов регионального и местного управления. Сельское развитие, безусловно, предполагает, экономический рост и рост качества человеческого капитала сельских сообществ.

Устойчивое развитие сельских территорий должно базироваться на принципах:

  • экологических: рационального использования природно-ресурсного потенциала, экологически безопасного использования технологий, безопасности продовольствия;
  • экономических: обеспечения устойчивости и эффективности воспроизводственных процессов и экономической самодостаточности территории, вовлечения в экономику капитала, сохранения и развития конкурентных преимуществ;
  • социальных: воспроизводства жизнеобеспечения, рационализации деятельности в повышении качества жизни сельских жителей, социальной справедливости и социального контроля;
  • институциональных: эффективного управления территорией, обеспечения финансовыми ресурсами и механизмами для достижения саморазвития территории, самоорганизации сельского сообщества. [1]
Читайте также:  Возврат телевизора в магазин по закону о ЗПП

Сельский социум, обеспечивая экономический оборот на сельских территориях для обеспечения населения всей страны продовольствием, одновременно воспроизводят сельский уклад жизни. При этом социальное воспроизводство должно быть расширенным, что отнюдь не означает только физическое увеличение сельского населения (процессы урбанизации протекают весьма интенсивно), приоритетом должно становиться качественное изменение крестьянского сообщества. Наметившийся рост в аграрной сфере, к сожалению, в настоящее время не обеспечен адекватным предложением рабочей силы.

В плане развития обеспечения продовольственной безопасности через устойчивое сельское развитие следует отметить следующее: обеспечение доступными продуктами питания населения страны в количестве и качестве, необходимом для активной и здоровой жизни невозможно без перехода сельских территорий страны на путь устойчивого развития. И наоборот – устойчивое развитие села по антропоцентрическим и биосфероцентрическим признакам, т.е. сохранение культуры и биосферы невозможно без обеспечения их совместной безопасности. При этом очень важно, чтобы был соблюден баланс интересов сельских и городских жителей. В этом проявляются основные принципы широкого системно-синергетического подхода, которые можно даже назвать принципами ноосферогенеза. В целом, аграрная компонента, при условии сильной интегрированности в местную экономику, безусловно, имеет основную, если не основополагающую роль в развитии сельских территорий.

Важно отметить, что переход к устойчивому развитию в сельских территориях РФ будет эффективно развертываться на селе лишь в случае кардинального изменения отношения государства к сельскому развитию. Создание условий для устойчивого развития сельских территорий должно стать одним из приоритетных направлений современной государственной политики Российской Федерации.

Социальные-экономические проблемы в развитии сельских территорий

По-прежнему одной из самых низких в стране остается оплата труда на селе. Если средняя заработная плата россиян в 2015 г. составляла 34029,5 руб., то в сельском хозяйстве 19721,1 руб., или 58% от средней по РФ. Причем данная ситуация имеет тенденцию к ухудшению в последние годы – в 2014 г. это соотношение составляло 64,2%. Ниже заработная плата только в обработке древесины – на 9% и в текстильном и швейном производстве – на 18,5%. Причем в 2015 г. в связи с экономическим кризисом резко выросла просроченная задолженность по заработной плате перед работниками сельского хозяйства, составив 255 млн руб., что к уровню 2014 г. составляет рост в 1,5 раза. Численность работников, перед которыми в сельском хозяйстве страны сохраняется просроченная задолженность составляет 9,7%, это значительно больше, чем во всех других отраслях экономики.

В сельской местности РФ по-прежнему проживает значительное количество людей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума – 20,1%.

С каждым годом в РФ появляются все больше сельских населенных пунктов, не имеющих на своей территории сельхозпредприятий и других организаций. Население этих сел и деревень вынуждены выезжать на заработки в другие населенные пункты, заниматься исключительно производством сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах. Значительная часть трудоспособного населения таких сел не имеет регулярных источников дохода. Следует заметить, что личные подсобные хозяйства не дают большого дохода селянам по причине неразвитости кооперации, рынков сбыта, а главное развитой системы государственного регулирования производства экологически чистой, органической продукции в системе хозяйств населения. Как следствие, в последние годы значительно уменьшается количество сельскохозяйственной продукции, производимой хозяйствами населения. Так в 2015 г. по сравнению с 2005 г. это снижение составило 21,1%.

Читайте также:  Подарки сотрудникам и клиентам

Итак, проведенные исследования позволяют утверждать о низком уровне жизни сельского населения, дискриминации аграрного труда, недостаточном уровне развития сельского хозяйства региона, как следствие, глубоких демографических проблемах, что, в конечном итоге, приводит к неустойчивому развитию сельских территорий.

Однако, несмотря на ряд негативных тенденций в их развитии последних лет, на наш взгляд, точка невозврата еще не пройдена. Сельские территории обладают большой притягательностью для проживания в виду гораздо более чистой экологии, чем в городе, традиционного уклада жизни, особой культуры и пр., и при достижении (с помощью достаточных мер государственного регулирования) высокого уровня и качества жизни сельского населения многие из них будут способны выполнять важнейшие народнохозяйственные функции в социально-экономическом развитии страны и регионов.

Таким образом, политика развития сельских территорий – это отношение государства к сельским территориям как единым территориальным исторически сложившимся комплексам, выполняющим производственно-экономическую, социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную и другие общенациональные функции.

Собственно, подобный подход к развитию сельских территорий имеет место в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, где в качестве основных целей государственной политики в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года определены: создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций и решения задач территориального развития; обеспечение стабилизации численности сельского населения и создание условий для его роста за счет снижения смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, уменьшения миграционного оттока населения; обеспечение занятости, повышение уровня и качества жизни сельского населения с учетом современных требований и стандартов; повышение эффективности сельского хозяйства и пр.

Представляется, что регулирующее воздействие государства должно исходить из объективной необходимости, сообразуясь с приоритетами стратегии развития. [9]

Более того, все действия по регулированию должны быть правообеспечены, согласованы с объемами реальных ресурсов и целеориентированы. В кризисных ситуациях государственное регулирование должно выступать в качестве организующего начала развития. [10]

Социально-экономическую политику по развитию сельских территорий необходимо рассматривать как сферу взаимной ответственности государства, муниципалитетов, науки, бизнеса и гражданского общества за обеспечение достойного качества жизни людей, а качество жизни – как критерий эффективности государственного регулирования.[11] В условиях неравномерности территориального развития только объединение усилий государства, муниципальных образований, бизнеса и гражданских организаций — государственно-частное партнерство — способно вывести те или иные сельские территории на траекторию устойчивого социально-экономического развития.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *