ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 11 мая 2021 года многие регионы РФ, при назначении пособий и иных социальных выплат, стали использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). Также начались выплаты новых детских пособий, которые были анонсированы президентом ранее. Сумма выплат зависит от региона и может достигать до 12 тыс. руб. в месяц. Уведомления тем родителям, которым положен данный выплат, должны появляться в личном кабинет пользователя на портале госуслуг.
Государственные выплаты разделяют на парочку форматов, видов и даже подвидов. Некоторые компенсации даже начисляются в индивидуальном порядке, а в качестве источника используются бюджетные и внебюджетные средства.
Социально-финансовая помощь предназначена для следующих льготных категорий:
- Гражданин оформил инвалидность. Это касается детей, у которых родители-инвалиды, а также граждан, которые ухаживают за инвалидами.
- Сироты, в случае если они несовершеннолетние.
- Студенты дневной очной формы обучения с детьми.
- Многодетные семьи, при условии, что они параллельно являются малообеспеченными.
- Пенсионеры, при условии, что они нетрудоспособные.
Размеры выплат установлены законодательно, часть пособий подлежат индексации (например, пособие по инвалидности). Между тем в некоторых перечисленных случаях поддержка оказывается лишь на региональном уровне (например, для малообеспеченных семей). Более подробные сведения указаны в таблице:
Название | Описание |
Нетрудоспособность | Лица могут получить пособие по временной нетрудоспособности |
Беременность и роды | Выплаты по родам и беременности |
Ранний срок беременности | Единоразовая выплата для девушек, которые встали на учет на ранних сроках |
После рождения малыша | Единоразовая выплата, приуроченная рассматриваемому событию |
При уходе за малышом | Ежемесячные пособия для обеспечения ухода за крохой |
Полученные профессиональные травмы |
Пособие, которое получают люди по причине временной нетрудоспособности ставшей следствием несчастного случая, проф. болезни |
Погребение | Пособие, что государство выделяет на компенсацию расходов на погребения усопшего |
Доплата за дополнительные четыре дня |
Возмещение трат, что понесли родители, взяв дополнительные выходные для ухода за ребенком-инвалидом |
Отпуск |
Оплата дополнительного отпуска (более чем используется ежегодно) при условии, что он был потрачен на само лечение или проезд к месту где оно будет проходить |
Предупреждающие меры |
Страхователям компенсируют расходы, потраченные на меры, предупреждающие травматизм на производстве, заболеваемость сотрудников (если они работают с вредными веществами) |
Дополнительные расходы страхователей |
Компенсация дополнительных расходов, которые несут страхователи на внесение пособий по нетрудоспособности. Выполняется в счет федерального бюджета и трансферов между разными бюджетами |
Возмещение при страховании погребения | Страхователю будут возмещены расходы, которые он понес при оплате погребения |
Меры поддержки от государства могут быть разными, так отличаются и сроки их начисления.
Детские
До рождения платят за беременность, раннюю постановку на учет. Дальше выплаты за рождение, маткапитал и выплаты зависимо от возраста ребенка. Например, до 1,5 года, до трех лет, от 3 до 7 лет.
Для школьников
Это единовременная выплата для семей, где есть школьник. К 1 сентября они получат 10 тыс. рублей, чтобы смогли подготовить ребенка к новому учебному году. Также поддержка полагается для детей, где один из родителей умер или он есть, но алименты не платит. Размер помощи составляет около 5650 рублей.
Остальные виды помощи
При потере трудоспособности, безработице, погребение и т.п. Их размер варьируется зависимо от материального положения семьи и самого человека.
Если интересна рассматриваемая информация, больше о ней можно узнать на портале Госуслуги.
Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке больничный лист. Другие документы, в частности справки, могут только подтверждать освобождение от работы, но пособие по временной нетрудоспособности на их основании не начисляется.
Пример. Петрова М.А. находилась с 10 апреля по 8 мая 2006 г. в очередном отпуске. Она должна была выйти на работу 9 мая (так как у нее скользящий график, и 9 мая — рабочий день), но появилась в организации только 29 мая, представив следующие документы:
- справку произвольной формы о том, что с 3 мая находилась на амбулаторном лечении у врача (дата выдачи справки — 15 мая, на справке есть угловой штамп и треугольная печать лечебного учреждения);
- листок нетрудоспособности с 11 по 28 мая.
Социальные пособия — это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.
В настоящее время предусмотрены следующие виды пособий, выделенные по основанию для их предоставления (помимо пособий и компенсационных выплат в связи с материнством, отцовством и детством):
- пособие по временной нетрудоспособности;
- пособие по беременности и родам;
- пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- пособие при рождении ребенка;
- пособие на период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- пособие на ребенка;
- пособие на погребение;
- пособие по безработице.
Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.
Главной задачей фонда социального страхования является реализация конституционных прав жителям страны в осуществлении материальной поддержки, если они частично или полностью утратили работоспособность.
Задачами Фонда социального страхования являются:
-
обеспечение государственными пособиями граждан, которые нуждаются в оздоровлении, реабилитации или лечении;
-
активное участие в системе разработки и реализации государственных программ, которые обеспечивают защиту и сохранение здоровья населения;
-
совместная с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов разработка тарифов страховых взносов, которые должны уплачивать объекты страхования;
-
осуществление всех необходимых мероприятий, которые сохраняют надежность и обеспечивают финансовую устойчивость фонда социального страхования;
-
организация работы по подготовке сотрудников фонда социального страхования и повышению профессионального уровня (квалификации) специалистов фонда социального страхования;
-
сотрудничество с аналогичными фондами как внутри государства, так и за его пределами.
Некоторые выплаты фонда имеют не страховой характер (новогодние подарки, средства на детские лагеря, спортивные школы).
Фонд социального страхования целенаправленно проводит следующую работу :
-
поддерживает состояние социальной и экономической стабильности;
-
увеличивает жителям России их благосостояние;
-
развивает отрасли социального направления;
-
предотвращает бедствия от стихий;
-
улучшает ситуацию с демографией, увеличивает рождаемость в стране за счет предоставления денежных дотаций;
-
решает проблемы сирот, приемные родители получают денежный эквивалент на достойное воспитание усыновленных детей;
-
в случае потери работы, занимается трудоустройством граждан;
-
сохраняет общественные ценности.
Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.
Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:
– возраста;
– стажа работы или выслуги лет;
– инвалидности;
– потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.
Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:
1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
1) всеобщность социального обеспечения;
2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.
Трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Трудовой стаж подразделяется на следующие виды.
1. Общий трудовой (страховой) стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПРФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:
– на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР;
– за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР.
Значение страхового стажа:
– является основанием для получения пенсии по старости, инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания;
– с ним связана возможность досрочного ухода на пенсию по старости.
2. Непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации, атакже время работы или иной деятельности на разных предприятиях, если при переходе с одной работы на другую соблюдены установленные законом сроки.
При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца.
Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:
А) систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;
Б) прогул либо появление на работе в нетрезвом состоянии;
В) вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;
Г) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.
Значение непрерывного трудового стажа:
– от его продолжительности зависит размер пособия по временной нетрудоспособности. При этом непрерывный стаж исчисляется ко дню временной нетрудоспособности;
– его продолжительность влияет на размер вознаграждения по итогам работы за год;
– с ним связано установление доплат и надбавок к тарифным ставкам оклада.
3. Специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы).
Значение специального трудового стажа:
– с учетом специального трудового стажа устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда и работой на Крайнем Севере;
– с учетом выслуги лет устанавливается пенсия по выслуге лет;
– от продолжительности специального трудового стажа зависит размер процентной надбавки к заработной плате и ежегодного вознаграждения за выслугу лет.
В праве социального обеспечения сложилось общее понимание пособия как денежной выплаты, предоставляемой гражданам по системе социального обеспечения ежемесячно, периодически или единовременно с целью возмещения утраченного заработка (в полном объеме или частично) либо оказания материальной поддержки.
Нормативно-правовую базу, определяющую виды пособий, условия и порядок их предоставления, права и обязанности субъектов соответствующих отношений, формирует целый ряд законов. Важнейшими из них являются:
- Закон об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности;
- Закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей;
- Закон о занятости населения.
В указанную нормативно-правовую базу включаются также различные законы, предусматривающие отдельные виды пособий, которые предоставляются гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, в связи с поствакцинальными осложнениями, детям погибших военнослужащих и др.
Если рассматривать все пособия исходя из основных организационно-правовых форм (обязательное социальное страхование и государственное социальное обеспечение за счет прямых бюджетных ассигнований), то можно выделить две группы пособий: а) страховые пособия; б) государственные пособия. Каждая из этих групп включает различные виды пособий, причем в ряде случаев одни и те же виды пособий могут выступать и в качестве страховых, и в качестве государственных.
Видов пособий много (табл. 9.1). Они могут быть классифицированы по различным критериям, например:
- по сроку выплаты;
- целевому назначению;
- финансовым источникам;
- обеспечиваемым субъектам и др.
Пособия по временной нетрудоспособности
Пособие по временной нетрудоспособности — это денежная выплата за счет средств Фонда государственного социального страхования, компенсирующая утраченный работником заработок при временном освобождении от работы в связи с болезнью и по иным предусмотренным законодательством социально значимым причинам.
Застрахованными лицами являются граждане РФ и иностранцы: ФЛ работающие по ТД, договорам ГПХ, государственные и муниципальные служащие, адвокаты, ИП.
В настоящее время пособие выдается, если заболевание или травма наступила в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы либо в период со дня заключения договора до дня его аннулирования. Основание для выплаты пособия – только больничный лист.
Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях:
1) утраты трудоспособности
2) необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;
3) карантина застрахованного
4) осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном
5) долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской
Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:
1) имеющему страховой стаж 8 и более лет, — 100 процентов среднего заработка;
2) имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, — 80 процентов среднего заработка;
3) имеющему страховой стаж до 5 лет, — 60 процентов среднего заработка.
Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60 процентов среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию.
Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов..
Деятельность любой российской организации должна осуществляться в соответствии с действующими законами. В частности, государственное социальное страхование реализовывается согласно федеральному закону Российской Федерации №165. Он определяет порядок взаимоотношений между страховщиком и страхователем, действия, которые уполномочены осуществлять государственные контрольные органы.
Финансирование фондов осуществляется не только за счет поступления бюджетных средств, но и из иных организаций, их права и обязанности также закреплены в данном законодательном акте. В четвертой главе закона прописан порядок осуществления выплат страховых взносов, а также положение о том, как учитываются поступившие денежные средства в адрес обязательного государственного социального страхования.
Возмещение за счет страховых компаний
Выше перечислены виды страховых возмещений, безусловно гарантированных Российской Федерацией своим гражданам. Поэтому средства на их выплату формируются не только за счет взносов страхователей (юридических лиц, граждан), но и за счет дополнительных ассигнований государства.
Также граждане наделены правом (а иногда и обязанностью) самостоятельно страховать риски наступления тех или иных неблагоприятных событий в своей жизни.
Делают они это посредствам оформления страховки в лицензированных страховых организациях. В таком случае страховое возмещение выплачивает организация, с которой заключен договор. Такое возмещение не во всех случаях будет безусловным. Застрахованному иногда придется доказывать свое право на компенсацию.
Например, заключая кредитный договор, заемщик решил оформить страховку на случай наступления смерти от болезни. В период действия страховки он умер. Врачам не удалось установить причину смерти, поэтому наследникам было отказано в страховом возмещении, несмотря на наличие договора страхования.
В таком случае наследникам застрахованного остается только обращаться в суд, доказывая право на страховку. Установить причину смерти можно только посредством судебно-медицинской экспертизы.
Обязательное страхование от несчастных случаев
Конституция РФ гарантирует право не только на труд, но и на приемлемые условия работы, отвечающие принципам безопасности сотрудников во время исполнения трудовых обязательств. При возникновении несчастных случаев на производстве работники вправе рассчитывать на получение компенсации по возмещению ущерба и реализацию права на социальное страхование.
Согласно положениям ст. 219 ТК РФ, граждане на время трудовых отношений имеют следующие права:
- трудиться в оборудованном по всем правилам безопасности рабочем месте;
- иметь доступ к достоверной информации о порядке охраны труда на рабочем месте, возможных производственных рисках;
- получить необходимые средства защиты от руководства;
- проходить обучение по обеспечению безопасности на рабочем месте за счет работодателя;
- отказаться от выполнения работ, если они нарушают требования по безопасности труда;
- рассчитывать на компенсацию при наступлении несчастных случаев.
Обеспечение безопасности сотрудников гарантируется обязательным социальным страхованием, связанным с риском возникновения профзаболеваний и несчастных случаев. Подобный вид мер является одним из видов социального страхования, который регулируется нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Государственные пособия
Социальное страхование в РФ предусматривает несколько видов государственных пособий: Пособие по временной нетрудоспособности. Основание к его получению является листок нетрудоспособности, который выдается медицинским учреждением. Листок нетрудоспособности вы можете получить не только на себя, но и на своего ребенка. Оплата производится в следующих размерах, при стаже работы:
- более 8 лет — 100% заработка
- от 5 до 8 лет — 80%
- до 5 лет — 60%.
Что такое пособие, и кто имеет на них право?
Пособие — это временная социальная помощь, связанная с определенными ситуациями или событиями в стране, мире, жизни отдельных категорий граждан. Выплаты производятся из фонда социального страхования, федерального или муниципального бюджета. Бывают единовременными или начисляются какой-то период на ежемесячной основе.
Эти средства — не постоянный источник дохода, т.к. является временной помощью, которая имеет целевую направленность на компенсацию утраты дохода, обеспечения, кормильца или возмещение траты (похороны, отпуск на лечение и т.д.). В отличие от других видов социальных выплат претендовать на получение пособия могут неработающие и трудящиеся граждане.
Категории граждан, имеющих право на получение государственных выплат:
- неработающие;
- беременные;
- родители новорожденного ребенка;
- лица, получившие профессиональную травму или заболевание;
- инвалиды и родители (опекуны) детей-инвалидов;
- временно нетрудоспособные;
- усыновители и опекуны;
- остальные застрахованные категории граждан.
Лицом, претендующим на социальную поддержку государства, согласно Конституции РФ, является каждый гражданин страны и иностранные граждане, проживающие на территории страны официально.
На адресную социальную помощь имеют право граждане Республики Казахстан, кандасы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности для конкретной области.
Если доход на каждого члена семьи ниже этого показателя, разница и составляет размер АСП.
Так что размер назначенной суммы АСП для каждой конкретной семьи определяется индивидуально – в зависимости от совокупного дохода и размера черты бедности.
С 2020 года, подчеркнули в Минтруда и соцзащиты, действует новый механизм оказания помощи, направленный на обеспечение её прозрачности, справедливости и мотивации к труду.
Меры государственной поддержки реализуются в комплексе и включают:
- поддержку многодетных матерей, в том числе денежную выплату, предоставляемую в безусловном виде;
- оказание АСП, предоставляемой в денежном выражении на каждого члена семьи;
- предоставление гарантированного социального пакета для детей из числа получателей АСП, предоставляемого в натуральном виде.
Пособие по потере кормильца
Размеры государственных социальных пособий по случаю потери кормильца зависят от количества иждивенцев умершего, а также от величины прожиточного минимума, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Сейчас действуют такие размеры пособий:
- при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 0,86 ПМ (32 155 тенге);
- при наличии двух – 1,49 ПМ (55 710 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии трёх – 1,85 ПМ (69 170 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии четырёх – 1,96 ПМ (73 283 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии пяти – 2,03 ПМ (75 900 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 2,11 ПМ (78 891 тенге).
В связи с увеличением величины прожиточного минимума размеры государственных социальных пособий по потере кормильца будут повышены на 8,5% и с 1 января 2023 года составят:
- при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 34 888 тенге;
- при наличии двух – 60 445 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии трёх – 75 049 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии четырёх – 79 512 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии пяти – 82 352 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 85 597 тенге.
Какие бывают пособия?
На данный момент существует много разных денежных выплат. Основными их видами и те, кому положено пособие, являются:
1. Выплаты по беременности и родам
Как правило, эта материальная помощь относится к матерям, находящимся в декрете. Размеры таких выплат варьируются: 282 493,40 руб. (за 140 дней), 314 778,36 руб. (за 156 дней при осложнениях в родах) и 391 455,14 руб. (за 194 дня при рождении 2 и более детей).
2. Пособия по уходу за ребенком (выплачиваются ежемесячно).
Размер такой выплаты не превышает 24 536,57 руб. Если уход осуществляется за несколькими (два и более) детьми, то размер материального обеспечения повышается.