Что такое диагностическая карта, как оформить, какие штрафы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое диагностическая карта, как оформить, какие штрафы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, что определение «талон техосмотра» и его внешний вид вышли из нормативно-правовых актов. Вместо этого бланка автовладелец получает диагностическую карту машины. Получить ее можно в лицензированном центре обслуживания технических средств, после проведенного осмотра.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Что проверяют во время техосмотра?
Автомобиль во время технического осмотра проверяют по 65 пунктам. Но в первую очередь, что проверяют на ТО автомобиля, так это:
- Работу тормозной системы, ее эффективность, а также визуальный осмотр на наличие видимых повреждений.
- Наличие и целостность фар и осветительных устройств. Проверяют их настройки, на соответствие стандартам. Если фары установлены в других местах, то карта не будет подписана.
- Осуществляется проверка работоспособности руля, подвесок и люфта.
- Стекольные очистители и омыватели.
- Проверяются на целостность колеса и шины, не допускаются повреждения, вздутия, деформации дисков. Размер шин должен соответствовать типу авто, на одной оси должны располагаться одного размера колеса, соответствовать протектор на шинах времени года: зима – 4 мм, лето – 1,6 мм.
- Проверяется двигательная система, на наличие выброса вредных компонентов. Показатель должен находиться в пределах утвержденных норм.
Часто ли проводится технический осмотр автомобиля
Частотность проведения технического осмотра авто меняется в зависимости от срока службы автомобиля и его принадлежности к определенной категории. Кроме того, с 2022 года отменена проверка легковых автомобилей, которые используются только в личных целях.
Все остальные машины, в том числе грузовые, массой до трех с половиной тонн проходят первый технический осмотр только спустя четыре года с момента выпуска. В дальнейшем, транспортные средства, включая мотоциклы, должны направляться на ТО один раз в два года до десятилетнего возраста с момента выпуска. После пересечения этой отметки, машины проверяются каждый год.
Ежегодно до достижения пятилетнего срока службы проходят техосмотр следующие виды транспортных средств:
- Легковые автомобили, которые работают в такси.
- Автобусы, микроавтобусы и маршрутки, предназначенные для перевозки пассажиров.
- Грузовые авто, весом более трех с половиной тонн, которые оборудованы особыми сигналами, световыми и звуковыми.
- Машины, предназначенные для обучения вождению.
Обновленные пункты диагностической карты
Рассмотрим новые пункты диагностической карты в виде таблицы:
Было (до 1 сентября 2022 года) |
Стало (с 1 сентября 2022 года) |
9. Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем | 7. Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем. Работоспособность устройства фиксации органа управления стояночной тормозной системы, манометров пневматического и пневмогидравлического тормозного привода |
16. Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе. Наличие и работоспособность предусмотренного изготовителем транспортного средства рулевого демпфера и (или) усилителя рулевого управления. Отсутствие подтекания рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления | 14. Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе. Наличие и работоспособность предусмотренного изготовителем транспортного средства рулевого демпфера и (или) усилителя рулевого управления |
26. Соответствие остаточной глубины рисунка протектора шин установленным требованиям | 22. Соответствие высоты рисунка протектора шин установленным требованиям |
33. Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания | 28. Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания, а также подсоса воздуха и (или) утечки отработавших газов, минуя систему выпуска |
41. Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, противоугонного устройства | 34. Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла |
68. Соответствие транспортного средства установленным дополнительным требованиям | 53. Соответствие транспортных средств категорий M2 и M3 установленным дополнительным требованиям 54. Соответствие специальных и специализированных транспортных средств дополнительным требованиям |
43. Работоспособность аварийного выключателя дверей и сигнала требования остановки 44. Работоспособность аварийных выходов, приборов внутреннего освещения салона, привода управления дверями и сигнализации их работы 46. Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам |
36. Работоспособность аварийного выключателя дверей, аварийных выходов и устройств приведения их в действие. Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам |
Если вы давно не занимались тормозной системой своего авто – карту ТО получить вряд ли удастся. Тормоза должны быть в идеальном состоянии, полностью исправны и функциональны, только тогда эксперт оценит их соответствие стандартам.
Поэтому, прежде, чем отправляться на СТО, проверьте состояние тормозов, сделать это необходимо не только для получения документа, делать это нужно регулярно, не реже раза в год, особенно после зимнего периода.
Если вы понимаете, что они изрядно износились или их ресурса не хватает – замените на более совершенные тюнинговые:
- С составными вентилируемыми дисками;
- Надежными многопоршневыми суппортами;
- Армированными шлангами.
High Perfomance Brakes – российский производитель спортивных тормозов. Здесь вы найдете все необходимое для улучшения штатных тормозов, их усиления или полной замены. Установив продукцию от HPB – о недостаточности тормозов можно будет забыть, а бояться не пройти ТО по причине их неисправности – не придется. Вы получите максимум преимуществ в виде надежной машины и комфортного вождения, а также безопасность и стиль – факторы, которые можно будет не разделять.
Знать, что проверяют при техосмотре автомобиля – важно и нужно, но не для того, чтобы сделать незаметными дефекты, лишь бы получить карточку. А для того, чтобы не переплачивать и видеть, что вас не пытаются обмануть. Так как многие недобросовестные эксперты, сегодня, пытаются подзаработать на неосведомленных владельцах. Чтобы вы не оказались в такой ситуации изучите все стороны вопроса досконально и обращайтесь только в проверенные центры.
В соответствии с действующим законодательством к участию в дорожном движении допускаются автомобили, прошедшие ГТО. По факту прохождения ГТО выдается талон технического осмотра и технологическая карта, в которой выполняются все отметки о техническом состоянии автомобиля. Проходится такой техосмотр на специализированных станциях техобслуживания, работники которых досконально проверяют техническое состояние автомобилей. Реестр операторов техосмотра РСАвы с легкостью можете найти в интернете. Законодательством четко устанавливаются требования к техническому состоянию автомобилей и список необходимых предметов, которые должны быть в наличии в каждом автомобиле.
Ключевые изменения в алгоритме проверки транспортных средств
- Подготовка фото. Тест технического состояния авто сопровождается фотосъемкой. Действие выполняется в автоматическом режиме, призвано подтвердить факт присутствия транспорта на площадке. Фотографии хранятся в информационной базе, содержат данные о дате, времени и месте съемки. Из соображений безопасности сведения имеют скрытый характер. Это не позволяет корректировать используемую информацию лицам без допуска.
- Электронная подпись. Представителям станции выдаются цифровые ключи. Они содержат код, подтверждающий подлинность электронных документов. Характеристики ключей регламентированы действующим законодательством. Каждое устройство зарегистрировано в специальной базе, идентифицируется по учетному номеру. Номер присваивается в момент формирования подписи, остается неизменным на протяжении периода эксплуатации.
- Повышенные требования к персоналу. Сотрудники станции должны соответствовать ряду требований, связанных с профессиональными навыками. Им необходимо освоить новую систему регистрации транспорта, уметь определять подлинность документов водителей, располагать информацией для ответов на их вопросы. Обязательным является умение диагностировать основные нарушения и неисправности, выявлять несоответствие конструкции авто предписаниям завода-изготовителя.
- Отказ от бумажных бланков. Заключение об исправности машины, выдаваемое после оплаты и осмотра, будет иметь электронный вид. Новый закон уже содержит обязательную форму документа. Автовладельцам достаточно удостоверится, что результаты проверки отражены в реестре. При этом нововведения не исключают возможность оформить бумажный аналог, наоборот, они обязывают обеспечить наличие документа у водителя в предусмотренных законом случаях.
- Ужесточение контрольных процедур. Руководство пункта осмотра устанавливает новое оборудование, соответствующее актуальным нормам. Оно расширит диагностические возможности операторов, упростит проведение экспертизы и труд экспертов. Современные устройства быстро определяют работоспособность авто. Каждая обнаруженная проблема помечается надлежащим образом.
Для чего проходят техосмотр
Технический осмотр автомобиля – это своеобразная экспертиза, целью которой является проверка некоторых узлов и отдельных агрегатов транспортного средства на исправность. По закону проходить ее следует раз в 1-2 года, в зависимости от возраста машины. А вот для личной безопасности производить техобслуживание ТС желательно намного чаще (раз в 3-6 месяцев).
Если в ходе ТО механических поломок выявлено не будет, то владельцу авто выдадут специальный талон, указывающий на полную пригодность его самоходной техники к передвижению по дорогам общего пользования. Без такой бумаги водитель даже не сможет оформить страховой полис (один из обязательных документов, требуемых для управления транспортом), и поставить свою движимую собственность на учет в МРЭО.
12.1. Идентификационный номер, нанесенный на транспортное средство, должен соответствовать указанному в регистрационных документах на это транспортное средство.
12.2. Государственные регистрационные знаки должны устанавливаться на транспортном средстве в местах, предусмотренных его конструкцией, с соблюдением требований пункта 4.3 приложения N 7 к настоящему техническому регламенту.
12.3. Для крепления государственных регистрационных знаков должны применяться болты или винты с головками, имеющими цвет поля знака или светлые гальванические покрытия.
Также допускается крепление государственных регистрационных знаков с помощью рамок.
Болты, винты, рамки не должны загораживать имеющиеся на государственном регистрационном знаке буквы, цифры, окантовку, иные надписи а также изображение государственного флага государства — члена Таможенного союза.
Не допускается закрывать государственный регистрационный знак органическим стеклом или другими материалами.
На государственном регистрационном знаке не допускаются дополнительные отверстия для его крепления на транспортном средстве или в иных целях. В случае несовпадения координат посадочных отверстий государственного регистрационного знака с координатами посадочных отверстий транспортного средства, должны быть предусмотрены переходные конструктивные элементы, обеспечивающие выполнение пунктов 4.2 и 4.3 приложения N 7 к настоящему техническому регламенту.
12.4. При внесении изменений в конструкцию транспортного средства, требующих оформления предусмотренного настоящим техническим регламентом свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности, должно быть оформлено такое свидетельство.
Кто обязан проходить ТО
Порядок и правила проведения ТО определяет вышеназванный закон о техосмотре транспортных средств, в который неоднократно вносились поправки. Сегодня процедура проводится только аккредитованными в РСА организациями, но в любом регионе, то есть без привязки к регистрации авто и его хозяина. В ДК указывается дата следующего осмотра, а сама она документально подтверждает допуск средства к эксплуатации.
В законе сказано, что осмотр ТС с ДВС объёмом более 50 см3 или электродвигателем мощнее 4 кВт, максимальная скорость которых превышает 50 км/ч, не проводится. Для всех остальных ТС это обязательная процедура. Даже для мотоциклов. И, конечно, нужно делать техосмотр легкового автомобиля.
Без ТО эксплуатация машины после регистрации в Госавтоинспекции допускается в течение не более 30 дней.
Срок продлевается из-за непредвиденных обстоятельств (болезни, командировки и т. п.) при документальном подтверждении. Если автотранспортное средство категории В новое, необходимости в ТО нет.
На обязательность процедуры влияет возраст, категория и предназначение ТС. Техосмотр на грузовой автомобиль должен проводиться ежегодно, независимо от даты его производства. Автобусы, такси (в том числе грузовые) и ТС для перевозки опасных грузов должны подвергаться процедуре каждые полгода. Техосмотр проходят также прицепы, тракторы, погрузчики и другая специальная техника.
Законодательство за последний год не поменялось, а это значит, что ответ на вопрос, обязательно ли проходить техосмотр в 2022 году, утвердительный. Причем практически для всех типов ТС. Процедура может несколько отличаться. Но об этом далее.
Процедура прохождения ТО
Изменения в техосмотре коснулись ограничений по времени процедуры. Она не должна занимать более 30 минут, хотя ТС проверяется по 65 пунктам. (раньше – 42 минуты). Машина и документы предоставляются к осмотру, а уже через полчаса можно забрать ДК с подписью и печатью эксперта. Однако так происходит далеко не всегда.
В число обязательных проверок включено тестирование уровня СО в выхлопе, внешних осветительных приборов, пропускной способности стекол и других «мелочей», которые часто подвергаются тюнингу. Ужесточение прохождения техосмотра в России связано с отношением к таким вещам. Если параметры не удовлетворяют нормам, их нужно привести в соответствие в течение 20 дней. За повторную диагностику оплата не взимается.
Если поменялся собственник машины, а срок действия ДК не закончился, дополнительная диагностика не требуется.
Процедура возможна в любом городе России.
С какой периодичностью нужно проходить ТО?
Многие автолюбители задаются вопросом о том, какова же на самом деле периодичность прохождения техосмотра? Это связано с тем, что в последнее время были внесены некоторые изменения в закон, который устанавливает эту периодичность. Благодаря этим изменениям жизнь автолюбителей стала гораздо легче.
Сроки прохождения техосмотра для легковых транспортных средств:
- Автомобили, возраст которых меньше 3 лет (имеется в виду период с даты выпуска, а не продажи или начала использования), освобождаются от прохождения ТО. Например, если авто выпущено в 2012 году, а приобрели его только в 2014 году, то повторную проверку технического состояния нужно пройти в 2015 году. Владельцам «молодых» авто не выдают карту о проведении диагностики. Благодаря изменениям в законопроекте эта формальность исчезла, что значительно облегчает жизнь автолюбителям.
- Автомобили возрастом от 3 до 8 лет должны прибыть в пункт ТО хотя бы раз в течение двух лет.
- Автомобили старше 8 лет нужно привозить на техосмотр каждый год.
Однако существуют некоторые исключения. Например, для авто, которые перевозят людей (такси), или учебного транспорта периодичность прохождения техосмотра другая. Такие автомобили должны в обязательном порядке являться в пункт ТО каждый год.
Техосмотр в 2014 году
В связи с изменениями в законодательстве, прохождение техосмотра в 2014 году организовывалось специалистами пунктов технического обслуживания, работающих от лица Российского союза автостраховщиков. Владельцы машин должны знать, что все операторы ТО должны работать в единой информационной системе. После проверки состояния автомобиля операторы должны передать всю полученную в результате проверки информацию в единую базу данных в течение суток. Кроме того, автолюбители теперь могут проходить технический осмотр не по месту регистрации транспортного средства, а в любом регионе РФ.
Прохождение техосмотра в Москве тоже происходит с некоторыми видоизменениями. Если раньше водители могли пренебречь процедурой техосмотра и сразу приобрести страховой полис, то сейчас без ТО не получится оформить страховку. Причём ОСАГО смогут получить водители только тех авто, техническое состояние которых полностью отвечает нынешним требованиям.
Прохождение техосмотра-2014, как, впрочем, и в этом году, проводится по совсем новым правилам, которые обязательно должен знать каждый автолюбитель.