Учетная политика организации: как составить на 2023 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика организации: как составить на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
Как составить учетную политику организации на 2023 год
Нужно отразить изменения, которые вступят в силу. Вот основные новшества:
- в 2023 году будут действовать лимиты, позволяющие применять «упрощенку». По численности сотрудников — 130 человек, по величине доходов — 251,4 млн руб. (200 млн руб. х коэффициент-дефлятор 1,257). Если эти показатели не будут соблюдаться, следует заранее выбрать иную налоговую систему;
- в 2023 году вводится единый тариф страховых взносов: 30% для выплат: в пределах базы, 15,1%, сверх базы. Предельная база равна 1 917 тыс. руб. Для субъектов малого и среднего бизнеса продолжат действовать пониженные тарифы страховых взносов. Они применяются к части зарплаты, превышающей МРОТ. Тарифы влияют на размер резерва по отпускам;
- мобилизованных сотрудников не следует включать в график отпусков и учитывать их при составлении резерва по отпускам;
- если ООО отвечает критерям по численности работников, доходам, остаточной стоимости ОС и проч., то с января 2023 года перейти на автоматизированную УСН.
Санкции за отсутствие учетной политики
Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.
Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).
Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.
Как следует подходить к составлению учетной политики?
В качестве исходной должна быть информация о том, какой режим налогообложения будет применять организация: общий, специальный или их совмещение. Помимо этого нужно знать структуру организации, так как наличие или отсутствие обособленных подразделений влияет на порядок уплаты налогов и требует отражения в учетной политике. Кроме того, при наличии обособленных подразделений в учетной политике закрепляется порядок нумерации, составления и оформления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, а также ведения журнала учета счетов-фактур и книги продаж.
Нужно проанализировать виды деятельности, которыми организация фактически занимается. В случае начала осуществления новых видов деятельности учетная политика может быть дополнена порядком отражения этих видов деятельности для целей налогообложения. При необходимости такие дополнения вносятся в течение налогового периода.
Следует удостовериться в обладании специальным статусом. Например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг действуют особенности определения налоговой базы, в частности, возможность включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).
Необходимо проверить принадлежность организации объектов (земля, транспорт, имущество), которые признают ее налогоплательщиком соответствующего налога.
В итоге для организации, применяющей общий режим налогообложения, в учетной политике способы (методы) учета показателей для налогообложения можно будет установить только в отношении налога на прибыль организаций и НДС. Для исчисления иных налогов дополнительных положений, помимо законодательства о налогах и сборах, не потребуется. В этом случае структура учетной политики может выглядеть следующим образом: общие положения, НДС, налог на прибыль, формы регистров.
Может ли быть разная учетная политика для обособленных подразделений общества?
Принятая учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Это значит, что в организации не может быть нескольких учетных политик для целей налогообложения.
Но в организации, в состав которой входят обособленные подразделения, возможно предусмотреть особенности применения методов учета. Так, при реализации покупных товаров налогоплательщик уменьшает доходы от таких операций на стоимость приобретения товаров, которая определяется в соответствии с учетной политикой. Налогоплательщик, выбирая метод списания стоимости покупных товаров, вправе в учетной политике определить, будет ли соответствующий метод применяться по каждому обособленному подразделению или по организации в целом (письмо Минфина России от 16.02.2012 № 03-03-06/1/88).
Как сформировать и утвердить учетную политику организации в 2021 году
Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.
Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.
Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.
Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.
При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):
- рабочий план счетов бухучета. Этот план должен включать в себя синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухотчетности;
- конкретные способы оценки активов и обязательств организации;
- порядок проведения инвентаризации;
- правила документооборота и контроля за всеми хозяйственными операциями.
Налоговая политика в 2021 – 2023 годах
Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.
Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.
Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.
Изменились правила расчета пропорции облагаемых и не облагаемых НДС операций
С июля 2019 года вступили в силу новшества Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ по НДС.
Налогоплательщики получили право принимать к вычету суммы налога, уплаченные в стоимости товаров и иных затрат, которые произведены для выполнения и оказания работ и услуг за пределами РФ (экспорта).
Ранее в аналогичных обстоятельствах входящий НДС можно было учесть лишь в цене покупок и отразить в расходах при расчете налога на прибыль. Единственное ограничение для применения нового правила: оказываемые услуги и работы не должны относиться к освобождаемым от налогообложения операциям, поименованным в ст. 149 НК РФ.
Соответственно, уточнен порядок расчета пропорции облагаемых и необлагаемых операций. Для целей ее определения реализация работ и услуг за границей приравнивается к облагаемым операциям.
Таким образом, если организация вела раздельный учет только из-за совершения указанных операций, ей можно исключить упоминание о совершении не облагаемых НДС сделок из учетной политики для целей налогового учета.
Требования к оформлению учетной политики предприятия
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
СПРАВКА
Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.
Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.
В зависимости от применяемого налогового режима в учетной политике рассматриваются следующие вопросы:
- метод признания доходов для расчета налога на прибыль: кассовый или по начислению;
- метод определения стоимости списания материалов и товаров: по стоимости единицы, средневзвешенный или метод ФИФО — по стоимости первых закупок;
- метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный или нелинейный;
- возможность начисления резервов для регулирования налога на прибыль: по сомнительным долгам на оплату отпусков, на гарантийный ремонт и ремонт основных средств;
- форма налогового регистра для расчета налогооблагаемой базы: книга доходов и расходов, книга продаж и книга покупок, самостоятельно разработанные регистры.
Сроки утверждения документа
Когда фирма прошла регистрацию, ей необходимо, согласно ПБУ 1, составить и утвердить свою учетную политику не позднее 90 дней. То есть ее можно ввести сразу же вместе с регистрацией, а можно более тщательно рассмотреть все моменты и утвердить не позднее трех месяцев. При этом действовать она начинает с момента регистрации организации.
Однако, в состав учетной политики входит раздел по налогам. НК РФ требует, чтобы учетная политика для налогообложения была утверждена не позднее конца первого налогового периода. При этом ее правила будут распространяться на деятельность компании с момента постановки на учет.
Учетная политика составляется на неопределенный период. При ее формировании действует принцип последовательности применения действующих правил. То есть выбрав один раз методы и способы бухучета, их желательно использовать и в дальнейшем. Изменения в них должны быть обоснованы и нацелены на оптимизацию деятельности.
Внимание! Изменения можно вносить соответствующим приказом руководства или же путем утверждения новой учетной политики.
НДС в учетной политике
Раздел НДС в учетной политике заполняют те компании, которые являются плательщиками данного налога.
Что указывается в учетной политике | Как указать |
Периодичность возобновления нумерации счетов-фактур | Компания вправе указать любой период: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, иная периодичность. |
Момент определения налоговой базы | Если компания выбирает общий метод, то в качестве даты определения может выступать: день отгрузки или день получения оплаты.
При раздельном методе для определения налоговой базы могут использоваться обе даты. |
Раздельный учет, если в организации есть операции которые облагаются НДС (по разным ставкам) и которые не облагаются НДС | Указывается факт наличия в организации операций, облагаемых НДС. Определяется период для расчета пропорции НДС. |
Варианты способов налогового учета
N |
Элемент учетной |
Варианты, допускаемые |
Норма НК РФ |
Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ |
|||
1 |
Порядок ведения |
1. Если доля совокупных расходов |
Пункт 4 ст. 170 |
2 |
Учет "входного" НДС |
1. Суммы "входного" НДС, |
Пункт 5 ст. 170 |
Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ |
|||
3 |
Признание доходов |
1. В составе внереализационных |
Пункт 4 ст. 250 |
4 |
Признание доходов |
1. В составе внереализационных |
Пункт 5 ст. 250 |
5 |
Метод оценки сырья |
1. По стоимости единицы запасов. |
Пункт 8 ст. 254 |
6 |
Применение |
1. Организация применяет |
Пункт 9 ст. 258 |
7 |
Метод начисления |
1. Линейный метод. |
Пункт 1 ст. 259 |
8 |
Порядок учета |
1. Расходы на приобретение |
Пункт 6 ст. 259 |
9 |
Применение |
1. В учетной политике отражается |
Пункты 1, 2 |
10 |
Применение |
1. Пониженные нормы амортизации |
Пункт 4 |
11 |
Создание резервов |
1. Резервы создаются. В учетной |
Статьи 260, 324 |
12 |
Учет расходов |
1. Расходы признаются расходами |
Подпункт 1 п. 3 |
13 |
Создание резерва |
1. Резерв по сомнительным долгам |
Статья 266 |
14 |
Резерв |
1. Резерв создается. |
Статья 267 |
15 |
Резерв предстоящих |
1. Резерв создается. |
Статья 267.1 |
16 |
Метод оценки |
1. По стоимости первых по времени |
Подпункт 3 п. 1 |
17 |
Порядок определения |
1. Расчет осуществляется |
Пункт 1 ст. 269 |
18 |
Порядок признания |
1. Метод начисления. |
Статьи 271, 273 |
19 |
Методы списания |
1. По стоимости первых по времени |
Пункт 9 ст. 280 |
20 |
Порядок закрытия |
В случае если в течение одного |
Пункт 9 ст. 282 |
21 |
Порядок исчисления |
1. Исчисление и уплата |
Пункт 2 ст. 286 |
22 |
Показатель, |
1. Сумма расходов на оплату |
Пункт 2 ст. 288 |
23 |
Порядок уплаты |
1. Прибыль распределяется по всем |
Пункт 2 ст. 288 |
24 |
Расходы |
1. Резерв на возможные потери |
Статья 292 |
25 |
Создание резервов |
1. Резервы создаются. |
Статья 300 |
26 |
Учет прямых |
1. Прямые расходы распределяются |
Пункт 2 ст. 318 |
27 |
Порядок |
1. Стоимость приобретения товаров |
Статья 320 |
28 |
Создание резерва |
1. Резерв создается. Определяются |
Статья 324.1 |
29 |
Создание резерва |
1. Резерв создается. Определяются |
Статья 324.1 |
30 |
Порядок учета |
1. Стоимость лицензии учитывается |
Пункт 1 ст. 325 |
Самостоятельная разработка способов налогового учета. Если в деятельности организации встречаются ситуации, для которых нет четко определенных способов учета, то соответствующие способы учета нужно разработать самостоятельно и закрепить их в приказе об учетной политике.
В ряде случаев НК РФ содержит прямые указания на то, что по тому или иному вопросу порядок налогового учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно и закреплен в учетной политике (табл. 3).