Дополнительные требования к участникам закупки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дополнительные требования к участникам закупки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Задолженность по налогам и иным обязательным платежам в бюджет государства не должна превышать 25% от балансовой стоимости всех активов компании. Данные для анализа берутся из бухгалтерской отчетности за прошедший отчетный год.

Порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участника закупки

Порядок взаимодействия оператора ЭП и участника закупки регулирует Постановление Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202. Согласно документу, чтобы участвовать в закупке с дополнительными требованиями, участник закупки формирует на электронной площадке и подписывает электронной подписью следующие сведения:

  • уникальный номер реестровой записи, который участник получает при регистрации в ЕИС,
  • наименование, фирменное наименование юридического лица, ФИО физического лица,
  • ИНН или его аналог (наименование и ИНН формируется из ЕИС автоматически),
  • номер позиции приложения №1 к Постановлению Правительства от 04.02.2015 №99,
  • копии документов, которые подтверждают соответствие дополнительным требованиям,
  • цену исполненного контракта или договора,
  • подтверждение правопреемства (при наличии).

Оператор электронной площадки рассматривает информацию и документы на предмет соответствия трем требованиям:

  • документы соответствуют перечню из приложения №1 к ПП РФ № 99,
  • копии документов о подтверждении правопреемства содержат информацию об участнике закупки,
  • цена исполнительного контракта или договора, которую указал участник, не превышает цену из копии такого контракта.

В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения этих документов, оператор электронной площадки должен принять решение.

  1. Если замечаний нет, то принимается решение о размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на ЭП (ЕРУЗ).
  2. Если установлены какие-то недочеты, есть замечания к оформлению, отсутствуют какие-либо документы, тогда оператор электронной площадки принимает решение об отказе в размещении документов (или их копий) в ЕРУЗ.

Что регулирует 223-ФЗ

Закон определяет, как вести закупки естественным монополиям и корпорациям с долей государственного участия. 44-ФЗ устанавливает то же самое, но уже исключительно для государственных заказчиков.

223-ФЗ определяет лишь принципы закупки, а порядок и условия процедуры заказчик придумывает сам и вносит в Положение о закупке. И это главный документ, на который опираются все стороны. Он меняется от одной закупке к другой, и успешный участник умело лавирует между различными требованиями контрактов.

Размещают заказы по 223-ФЗ на тех же площадках, что и по 44-ФЗ.

Он позволяет изменять существенные условия контракта — цены, сроки исполнения заказа, количество объекта закупки. Это делает 223-ФЗ более гибким и восприимчивым к рынку

Организация может работать сразу по двум законам — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Если вы работаете по 223-ФЗ, то публикуете Положение о закупке на своем сайте, а уже в нем, если пожелаете, прописываете пункты — как в 44-ФЗ. 223-ФЗ дает заказчикам гораздо больше свободы в выборе условий закупки.

Поставщик обязан быть платежеспособным и иметь устойчивое финансовое равновесие.

Если участник в установленном законодательством порядке подал жалобу в соответствующую инстанцию на неправомерность начисления платежа и решение по такому обращения на день подачи заявки еще не принято, то компания к закупке допускается.

Участнику необходимо иметь определенный уровень квалификации для выполнения работ, предусмотренных контрактом.

У него должны иметься соответствующие производственные мощности, оборудование, трудовые и экономические ресурсы. Он должен обладать достаточным опыт исполнения аналогичных договоров.

Потенциальный поставщик должен отличаться хорошей деловой репутацией. Не допускается наличие судебных решений о взыскании неустоек и штрафов в пользу контрагента участника.

При проведении особо важных закупок заказчик может устанавливать требования о наличии у участника системы контроля качества, отвечающей определенным стандартам.

Нормами части 7 статьи 223-ФЗ заказчикам разрешено устанавливать требования об отсутствии информации о потенциальном поставщике в РНП. Причем компания не должна значится в реестрах, ведущихся по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

В закупочной документации прописываются четкие параметры, по которым потенциальный поставщик сможет определить свое соответствие установленным требованиям. Заранее предусмотреть все возможные аспекты и прописать их в положении о закупках удается не всегда.

Поэтому заказчикам рекомендовано оставлять этот перечь открытым и корректировать его для каждой процедуры в отдельности.

Выбираем форму и способ определения поставщика

Вот пошаговое руководство по закупке по 223-ФЗ для заказчиков.

Шаг 1. Выбираем вид — конкурентная или нет. Под неконкурентной понимается прямая покупка у конкретного поставщика, конкурентная закупка по 223-ФЗ — это тендер, о котором сообщено неограниченному кругу лиц. Способом у единственного источника и иными неконкурентными способами реализуют покупки малого объема, для которых проведение тендера нецелесообразно.

Читайте также:  Основы защиты прав потребителей

Шаг 2. Определяем тип процедуры — электронная или бумажная. Какие тендеры проводят в электронной форме, указано в постановлении № 616 от 21.06.2012. Также ФЗ-223 обязывает проводить электронные процедуры для МСП.

Шаг 3. Выбираем способ определения поставщика в соответствии с положением о закупке, которое принято в компании:

  • конкурсы проводят, когда важны неценовые критерии выбора победителя — опыт, квалификация, деловая репутация и проч.;
  • аукцион проводится, если основной критерий — цена;
  • заказчики используют запрос предложений и запрос котировок по 223-ФЗ, когда необходим быстрый выбор победителя, а предмет и сумма договора это позволяют;
  • вот как провести процедуру закупок по 223-ФЗ без цены: когда невозможно определить цену тендера, заказчик приводит в документации формулу расчета суммы договора, максимальное значение или стоимость единицы товара, в этом случае заказ проводят без начальной цены договора;
  • закрытые способы используют, если в информации о тендере содержатся секретные сведения;
  • упрощенный порядок проведения тендеров реализуют для отдельных категорий участников (СМП).

Главная особенность 223-ФЗ для поставщика: заказчики в своей работе руководствуются регламентом проведения тендеров из положения, которое утверждено руководством организации.

Что не регулирует 223-ФЗ

Компании, в уставных капиталах которых доля государства меньше 50%, не попадают под действие 223-ФЗ. Также закон не регулирует:

  • куплю-продажу ценных бумаг, долей в хозяйственных товариществах, паев в производственных кооперативах
  • покупку валюты, драгметаллов и биржевых, товаров
  • закупки в области военно-технического сотрудничества
  • закупки товаров и услуг по международным договорам
  • отбор организаций для бухгалтерского аудита
  • обязательные договоры на рынке обращения электрической энергии и мощности
  • лизинговые и межбанковские операции «ВЭБ.РФ»
  • деятельность владельцев облигаций
  • банковское сопровождение государственных оборонных заказов
  • закупки заказчика у взаимозависимых с ним юридических лиц
  • закупки зарегистрированных за рубежом юридических лиц для целей иностранных государств
  • отбор субъектов оценочной деятельности
  • совместную деятельность по договору инвестиционного товарищества
  • закупки услуг по договорам синдицированного кредита
  • инженерные и строительные работы, которые курирует публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства»

Товары должны соответствовать требованиям безопасности стран, на территории которых они продаются. Обязательные требования к безопасности товаров устанавливаются государственными органами и учитываются разработчиками и изготовителями в технической документации (проектно-конструкторская документация, технические условия, спецификация, рецептура, технический паспорт, регламент, программа и методика испытаний и т.п.) на товар. При формировании данного раздела ТЗ необходимо обращать внимание и включать в ТЗ обязательные требования к безопасности товаров, работ услуг. Например, в зависимости от предмета закупки, это могут быть:

  • Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», принятый в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», принятый в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
  • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  • СП 1.2.1170-02 «Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 23 октября 2002 г.
  • Федеральный закон от 27.10.2008 № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей».
  • Федеральный закон от 24.06.2008 № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию».
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
  • «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия. ГОСТ Р 51870-2002» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 13.02.2002 № 61-ст).
  • Постановление Минтруда РФ от 17.09.1997 № 44 «Об утверждении Правил по охране труда при использовании химических веществ».
  • И др.

Обратите внимание, что в соответствии с судебной практикой, если при выполнении работ подрядчик использовал материалы, не соответствующие требованиям пожарной безопасности, работы признаются некачественными, несмотря на то, что использование таких материалов предусматривалось в проектной документации. (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.08.2014 № Ф03-3168/2014 по делу № А24-4449/2013). Если законодатель не установил обязательных требований к безопасности закупаемых товаров, работ, услуг, или они не устраивают заказчика, то заказчик вправе сам определить требования к безопасности. Например, что подрядчик/исполнитель обязан не допускать в ходе выполнения работ/оказания услуг повреждение (уничтожение) имущества Заказчика, а в случае его повреждения (уничтожения) — возместить причиненные убытки в полном объеме.

Зачем нужны положения о закупке?

То, что они нужны, не подлежит обсуждению. Так зачем же они так необходимы?

Читайте также:  Кто может быть самозанятым в 2022 году

Во-первых, благодаря данному документу происходит связь экономического поля, разработка условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах;

Во-вторых, для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности;

В-третьих, происходит правильная реализация денежных средств;

В-четвертых, возникает возможность участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия;

В-пятых, появляется добросовестная конкуренция, обеспечивается гласность и прозрачность торгов, исключается коррупция и другие зловредные явления.

Кто разрабатывает и утверждает положение о закупках?

Рассмотрим данный вопрос в Таблице 1.

Таблица 1

№ п/п Заказчик Право утверждения
1. государственная корпорация (ГК) высший орган управления государственной корпорации
2. государственная компания (ГУ) высший орган управления государственной компании
3. государственное унитарное предприятие (ГУП) руководитель этого унитарного предприятия
4. муниципальное унитарное предприятие (МУП) руководитель унитарного предприятия
5. автономное учреждение (АО) наблюдательный совет данного автономного учреждения
6. акционерное общество 1) совет директоров (например, наблюдательный совет);

2) коллегиальный исполнительный орган этого акционерного общества (если в уставе хозяйственного общества предусмотрено выполнение функций совета директоров, например, наблюдательного совета общим собранием акционеров хозяйственного общества)

7. общество с ограниченной ответственностью (ООО) общее собрание участников общества

Положение о закупке – это документ, который регулирует деятельность заказчика.

Несомненно, он является важным, т.к. в работе заказчик обязан им руководствоваться. С помощью данного регламента заказчик полностью удовлетворяет свои потребности в товарах, работах, услугах. Также происходит правильное с экономической точки зрения расходование денежных средств, обеспечивается добросовестная конкуренция. Заказчик может прописать требования, условия, сроки, необходимые ему. И чем точнее он это сделает, тем качественней товар, работу или услугу получит.

Вышеуказанный документ имеет ряд преимуществ, которые мы разобрали: это выбор удобного способа проведения процедуры, установка собственных требований, быстрое внесение изменений в план закупок и т.д.

Является ли положение о закупке правовым актом? Конечно. Это мы увидим, если обратимся к ст. 2 223-ФЗ «Правовая основа закупки товаров, работ услуг».

Требования к участникам закупок по 223-ФЗ

Третья статья 223-ФЗ предполагает, что участвовать в тендерах может любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (а также их объединения), которые соответствуют условиям, перечисленным в положении о закупках госзаказчика. Требования должны быть измеримыми, одинаковыми для всех участников, не противоречить актуальному законодательству и не ограничивать здоровую конкуренцию – остальное на усмотрение организатора торгов.

Каждый из особых заказчиков разрабатывает положение самостоятельно, публикует его на электронном портале ЕИС и прописывает условия конкретных тендеров в течение года на его основе. Заказчик не имеет права указывать в тендерной документации требования, не предусмотренные положением.

Так как 223-ФЗ не содержит четких требований к участникам госзакупок, заказчики вправе включить в свое положение требования, закрепленные в 44-ФЗ: единые и дополнительные. В соответствии с ними к участию в закупках могут быть допущены поставщики, которые:

  1. Не числятся в РНП по Федеральным законам 44 и 223 (пункт включается по желанию заказчика).
  2. Имеют необходимые лицензии или членство в СРО с нужным уровнем ответственности для сферы строительства.
  3. Не признаны банкротом, не находятся в процессе ликвидации, деятельность не приостановлена в принудительном порядке.
  4. Не являются оффшорами.
  5. Обладают исключительными правами, если объектом закупки являются результаты интеллектуальной деятельности.
  6. Налоговая задолженность за предыдущий год составляет менее 25% стоимости активов по бухбалансу.
  7. Руководящие лица, в том числе главный бухгалтер, не имеют непогашенных судимостей за преступления, связанные с коррупцией и экономическими махинациями. Юридические лица не несли административного наказания по статье за “Незаконное вознаграждение…” в последние 2 года.
  8. Среди членов руководства организаций-участников нет родственников представителей заказчика, влияющих на результаты тендера.

Значительную часть этой информации относительно любого юридического лица можно найти на сайте Синапс в разделе Проверка контрагентов, в том числе: арбитражные дела, исполнительное производство, лицензии, связи организации, добросовестность и т.д.

Заказчик имеет право дополнительно потребовать от участников закупки: располагать достаточным количеством финансовых, трудовых и производственных мощностей, необходимой техникой, оборудованием, опытом, позитивной профессиональной репутацией.

Иные требования участники госзакупок по 223-ФЗ должны искать в тендерной документации и положении заказчика.

Требование об отсутствии задолженности перед заказчиком

Зачастую в документацию заказчики включают следующие требования к участникам:

  • отсутствие просроченной задолженности перед заказчиком за три года, предшествующие дате размещения извещения о закупке и документации на сайте;
  • отсутствие неисполненных обязательств перед заказчиком;
  • отсутствие причиненного имуществу заказчика вреда.

При этом в документации также устанавливаются требования к документальному подтверждению факта соответствия указанным выше условиям. Например, наличие просроченной задолженности и неисполненных обязательств подтверждается решением суда или документом, отражающим наличие просроченной задолженности (актом сверки расчетов, подписанным сторонами, документально подтвержденными претензиями и т.п., с приложением документов, свидетельствующих о получении их контрагентом).

Не всегда участники согласны с подобными требованиями документации. Нередко они пытаются защитить свои интересы путем подачи жалобы в ФАС. Например, в 2016 году при рассмотрении жалобы об установлении подобных требований ФАС признала заказчика (ОАО «РЖД») нарушившим ч. 1 ст. 2 Закона от N 223-ФЗ . В дальнейшем заказчик обжаловал решение ФАС и арбитражный суд встал на сторону истца по следующим основаниям:

  • аукцион проводился в первую очередь в целях удовлетворения потребностей ОАО, то есть в его интересах;
  • следовательно, интерес ОАО не мог быть обеспечен участием в аукционе лиц, которые имеют (имели) перед ним просроченную задолженность, неисполненные обязательства, причинили ему вред.
Читайте также:  Алименты на ребенка в 2022 году

Кто работает по 223-ФЗ

По 223-ФЗ работают организации, в уставном капитале которых, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50% и больше. Закон выделяет (ч.2 ст.1 223-ФЗ):

Такие заказчики, как правило, имеют существенное финансовое обеспечение для реализации целей, определенных в Уставе. Закупочная деятельность таких организаций должна быть прозрачна, стимулировать поставщиков к участию в закупках, развивать конкуренцию, минимизировать риски коррупции. При этом денежные средства должны расходоваться эффективно. Для этих целей, а также ради минимизации рисков злоупотребления при проведении закупок, создан отдельный закон — 223-ФЗ.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Особенности участия в закупках по 223-ФЗ

Заказчики вправе размещать закупки на более чем 100-та электронных торговых площадках. Большинство из них требуют плату за аккредитацию на участие в закупке или покупку абонемента на участие в закупках. При этом конкурентная закупка, проводимая для субъектов СМП реализуется исключительно на основных федеральных площадках в соответствии с утвержденным перечнем. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок субъектам СМП обязательно потребуется регистрация в ЕИС.

Важно: участие в закупках для субъектов СМП бесплатно! При этом фиксированная плата взымается исключительно с победителя закупки и составляет 1% от НМЦК, но не более фиксированной суммы, которая устанавливается оператором ЭТП:
— 4600 руб. без НДС
— 4300 руб. без НДС
— 5000 руб. без НДС

Сроки закупок регламентированы документацией, извещением и не могут быть менее тех, что установлены в 223-ФЗ, за исключением неконкурентных процедур закупок, где заказчики устанавливают сроки в соответствии с Положением о закупках.

Новые правила для проверки поставщиков на соответствие

Минфин опубликовал законопроект, который изменяет ст. 31 об общих условиях допуска к участию в торгах 44-ФЗ, — госзаказчикам придется проверять, не привлекались ли поставщики к ответственности по антикоррупционным правонарушениям по 19.28 КоАП. Подробнее, как проверять поставщиков, в статье: «Как проверить соответствие участника общим требованиям».
Эти меры направлены на недопущение к закупкам юрлиц, которые нарушили антикоррупционное законодательство в течение 2 лет до момента подачи заявки на участие в закупке.

С 01.01.2021 вступает в силу постановление правительства №917 от 18.07.2019, которое предусматривает, что в ЕИС автоматически формируется информация о привлечении юрлиц к административной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства по ст. 19.28 КоАП. Следовательно, и изменения в ст. 31 закона о контрактной системе заработают с 2021 года.

Что делать, если участник не соответствует требованиям

Если закупочная комиссия обнаружила несоответствия участника единым требованиям закупки или тот предоставил недостоверную информацию, его отстранят. Отстранение от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки осуществляют в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона №44).

Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования по ч. 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия условиям и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (письмо Минфина №24-03-08/70136 от 25.10.2017).

То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным в ч. 1.1 ст. 31. Если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверке по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (письмо Минфина №24-05-09/62505 от 26.09.2017).

Поставщик обязан быть платежеспособным и иметь устойчивое финансовое равновесие.

Задолженность по налогам и иным обязательным платежам в бюджет государства не должна превышать 25% от балансовой стоимости всех активов компании. Данные для анализа берутся из бухгалтерской отчетности за прошедший отчетный год.

Если участник в установленном законодательством порядке подал жалобу в соответствующую инстанцию на неправомерность начисления платежа и решение по такому обращения на день подачи заявки еще не принято, то компания к закупке допускается.

Участнику необходимо иметь определенный уровень квалификации для выполнения работ, предусмотренных контрактом.

У него должны иметься соответствующие производственные мощности, оборудование, трудовые и экономические ресурсы. Он должен обладать достаточным опыт исполнения аналогичных договоров.

Потенциальный поставщик должен отличаться хорошей деловой репутацией. Не допускается наличие судебных решений о взыскании неустоек и штрафов в пользу контрагента участника.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *