Дополнительные требования к участникам закупки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дополнительные требования к участникам закупки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Задолженность по налогам и иным обязательным платежам в бюджет государства не должна превышать 25% от балансовой стоимости всех активов компании. Данные для анализа берутся из бухгалтерской отчетности за прошедший отчетный год.
Порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участника закупки
Порядок взаимодействия оператора ЭП и участника закупки регулирует Постановление Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202. Согласно документу, чтобы участвовать в закупке с дополнительными требованиями, участник закупки формирует на электронной площадке и подписывает электронной подписью следующие сведения:
- уникальный номер реестровой записи, который участник получает при регистрации в ЕИС,
- наименование, фирменное наименование юридического лица, ФИО физического лица,
- ИНН или его аналог (наименование и ИНН формируется из ЕИС автоматически),
- номер позиции приложения №1 к Постановлению Правительства от 04.02.2015 №99,
- копии документов, которые подтверждают соответствие дополнительным требованиям,
- цену исполненного контракта или договора,
- подтверждение правопреемства (при наличии).
Оператор электронной площадки рассматривает информацию и документы на предмет соответствия трем требованиям:
- документы соответствуют перечню из приложения №1 к ПП РФ № 99,
- копии документов о подтверждении правопреемства содержат информацию об участнике закупки,
- цена исполнительного контракта или договора, которую указал участник, не превышает цену из копии такого контракта.
В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения этих документов, оператор электронной площадки должен принять решение.
- Если замечаний нет, то принимается решение о размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на ЭП (ЕРУЗ).
- Если установлены какие-то недочеты, есть замечания к оформлению, отсутствуют какие-либо документы, тогда оператор электронной площадки принимает решение об отказе в размещении документов (или их копий) в ЕРУЗ.
Что регулирует 223-ФЗ
Закон определяет, как вести закупки естественным монополиям и корпорациям с долей государственного участия. 44-ФЗ устанавливает то же самое, но уже исключительно для государственных заказчиков.
223-ФЗ определяет лишь принципы закупки, а порядок и условия процедуры заказчик придумывает сам и вносит в Положение о закупке. И это главный документ, на который опираются все стороны. Он меняется от одной закупке к другой, и успешный участник умело лавирует между различными требованиями контрактов.
Размещают заказы по 223-ФЗ на тех же площадках, что и по 44-ФЗ.
Он позволяет изменять существенные условия контракта — цены, сроки исполнения заказа, количество объекта закупки. Это делает 223-ФЗ более гибким и восприимчивым к рынку
Организация может работать сразу по двум законам — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Если вы работаете по 223-ФЗ, то публикуете Положение о закупке на своем сайте, а уже в нем, если пожелаете, прописываете пункты — как в 44-ФЗ. 223-ФЗ дает заказчикам гораздо больше свободы в выборе условий закупки.
Поставщик обязан быть платежеспособным и иметь устойчивое финансовое равновесие.
Если участник в установленном законодательством порядке подал жалобу в соответствующую инстанцию на неправомерность начисления платежа и решение по такому обращения на день подачи заявки еще не принято, то компания к закупке допускается.
Участнику необходимо иметь определенный уровень квалификации для выполнения работ, предусмотренных контрактом.
У него должны иметься соответствующие производственные мощности, оборудование, трудовые и экономические ресурсы. Он должен обладать достаточным опыт исполнения аналогичных договоров.
Потенциальный поставщик должен отличаться хорошей деловой репутацией. Не допускается наличие судебных решений о взыскании неустоек и штрафов в пользу контрагента участника.
При проведении особо важных закупок заказчик может устанавливать требования о наличии у участника системы контроля качества, отвечающей определенным стандартам.
Нормами части 7 статьи 223-ФЗ заказчикам разрешено устанавливать требования об отсутствии информации о потенциальном поставщике в РНП. Причем компания не должна значится в реестрах, ведущихся по 223-ФЗ и 44-ФЗ.
В закупочной документации прописываются четкие параметры, по которым потенциальный поставщик сможет определить свое соответствие установленным требованиям. Заранее предусмотреть все возможные аспекты и прописать их в положении о закупках удается не всегда.
Поэтому заказчикам рекомендовано оставлять этот перечь открытым и корректировать его для каждой процедуры в отдельности.
Выбираем форму и способ определения поставщика
Вот пошаговое руководство по закупке по 223-ФЗ для заказчиков.
Шаг 1. Выбираем вид — конкурентная или нет. Под неконкурентной понимается прямая покупка у конкретного поставщика, конкурентная закупка по 223-ФЗ — это тендер, о котором сообщено неограниченному кругу лиц. Способом у единственного источника и иными неконкурентными способами реализуют покупки малого объема, для которых проведение тендера нецелесообразно.
Шаг 2. Определяем тип процедуры — электронная или бумажная. Какие тендеры проводят в электронной форме, указано в постановлении № 616 от 21.06.2012. Также ФЗ-223 обязывает проводить электронные процедуры для МСП.
Шаг 3. Выбираем способ определения поставщика в соответствии с положением о закупке, которое принято в компании:
- конкурсы проводят, когда важны неценовые критерии выбора победителя — опыт, квалификация, деловая репутация и проч.;
- аукцион проводится, если основной критерий — цена;
- заказчики используют запрос предложений и запрос котировок по 223-ФЗ, когда необходим быстрый выбор победителя, а предмет и сумма договора это позволяют;
- вот как провести процедуру закупок по 223-ФЗ без цены: когда невозможно определить цену тендера, заказчик приводит в документации формулу расчета суммы договора, максимальное значение или стоимость единицы товара, в этом случае заказ проводят без начальной цены договора;
- закрытые способы используют, если в информации о тендере содержатся секретные сведения;
- упрощенный порядок проведения тендеров реализуют для отдельных категорий участников (СМП).
Главная особенность 223-ФЗ для поставщика: заказчики в своей работе руководствуются регламентом проведения тендеров из положения, которое утверждено руководством организации.
Что не регулирует 223-ФЗ
Компании, в уставных капиталах которых доля государства меньше 50%, не попадают под действие 223-ФЗ. Также закон не регулирует:
- куплю-продажу ценных бумаг, долей в хозяйственных товариществах, паев в производственных кооперативах
- покупку валюты, драгметаллов и биржевых, товаров
- закупки в области военно-технического сотрудничества
- закупки товаров и услуг по международным договорам
- отбор организаций для бухгалтерского аудита
- обязательные договоры на рынке обращения электрической энергии и мощности
- лизинговые и межбанковские операции «ВЭБ.РФ»
- деятельность владельцев облигаций
- банковское сопровождение государственных оборонных заказов
- закупки заказчика у взаимозависимых с ним юридических лиц
- закупки зарегистрированных за рубежом юридических лиц для целей иностранных государств
- отбор субъектов оценочной деятельности
- совместную деятельность по договору инвестиционного товарищества
- закупки услуг по договорам синдицированного кредита
- инженерные и строительные работы, которые курирует публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства»
Товары должны соответствовать требованиям безопасности стран, на территории которых они продаются. Обязательные требования к безопасности товаров устанавливаются государственными органами и учитываются разработчиками и изготовителями в технической документации (проектно-конструкторская документация, технические условия, спецификация, рецептура, технический паспорт, регламент, программа и методика испытаний и т.п.) на товар. При формировании данного раздела ТЗ необходимо обращать внимание и включать в ТЗ обязательные требования к безопасности товаров, работ услуг. Например, в зависимости от предмета закупки, это могут быть:
- Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», принятый в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
- Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», принятый в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- СП 1.2.1170-02 «Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 23 октября 2002 г.
- Федеральный закон от 27.10.2008 № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей».
- Федеральный закон от 24.06.2008 № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию».
- Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
- «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия. ГОСТ Р 51870-2002» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 13.02.2002 № 61-ст).
- Постановление Минтруда РФ от 17.09.1997 № 44 «Об утверждении Правил по охране труда при использовании химических веществ».
- И др.
Обратите внимание, что в соответствии с судебной практикой, если при выполнении работ подрядчик использовал материалы, не соответствующие требованиям пожарной безопасности, работы признаются некачественными, несмотря на то, что использование таких материалов предусматривалось в проектной документации. (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.08.2014 № Ф03-3168/2014 по делу № А24-4449/2013). Если законодатель не установил обязательных требований к безопасности закупаемых товаров, работ, услуг, или они не устраивают заказчика, то заказчик вправе сам определить требования к безопасности. Например, что подрядчик/исполнитель обязан не допускать в ходе выполнения работ/оказания услуг повреждение (уничтожение) имущества Заказчика, а в случае его повреждения (уничтожения) — возместить причиненные убытки в полном объеме.
Зачем нужны положения о закупке?
То, что они нужны, не подлежит обсуждению. Так зачем же они так необходимы?
Во-первых, благодаря данному документу происходит связь экономического поля, разработка условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах;
Во-вторых, для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности;
В-третьих, происходит правильная реализация денежных средств;
В-четвертых, возникает возможность участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия;
В-пятых, появляется добросовестная конкуренция, обеспечивается гласность и прозрачность торгов, исключается коррупция и другие зловредные явления.
Кто разрабатывает и утверждает положение о закупках?
Рассмотрим данный вопрос в Таблице 1.
Таблица 1
№ п/п | Заказчик | Право утверждения |
1. | государственная корпорация (ГК) | высший орган управления государственной корпорации |
2. | государственная компания (ГУ) | высший орган управления государственной компании |
3. | государственное унитарное предприятие (ГУП) | руководитель этого унитарного предприятия |
4. | муниципальное унитарное предприятие (МУП) | руководитель унитарного предприятия |
5. | автономное учреждение (АО) | наблюдательный совет данного автономного учреждения |
6. | акционерное общество | 1) совет директоров (например, наблюдательный совет);
2) коллегиальный исполнительный орган этого акционерного общества (если в уставе хозяйственного общества предусмотрено выполнение функций совета директоров, например, наблюдательного совета общим собранием акционеров хозяйственного общества) |
7. | общество с ограниченной ответственностью (ООО) | общее собрание участников общества |
Положение о закупке – это документ, который регулирует деятельность заказчика.
Несомненно, он является важным, т.к. в работе заказчик обязан им руководствоваться. С помощью данного регламента заказчик полностью удовлетворяет свои потребности в товарах, работах, услугах. Также происходит правильное с экономической точки зрения расходование денежных средств, обеспечивается добросовестная конкуренция. Заказчик может прописать требования, условия, сроки, необходимые ему. И чем точнее он это сделает, тем качественней товар, работу или услугу получит.
Вышеуказанный документ имеет ряд преимуществ, которые мы разобрали: это выбор удобного способа проведения процедуры, установка собственных требований, быстрое внесение изменений в план закупок и т.д.
Является ли положение о закупке правовым актом? Конечно. Это мы увидим, если обратимся к ст. 2 223-ФЗ «Правовая основа закупки товаров, работ услуг».
Требования к участникам закупок по 223-ФЗ
Третья статья 223-ФЗ предполагает, что участвовать в тендерах может любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (а также их объединения), которые соответствуют условиям, перечисленным в положении о закупках госзаказчика. Требования должны быть измеримыми, одинаковыми для всех участников, не противоречить актуальному законодательству и не ограничивать здоровую конкуренцию – остальное на усмотрение организатора торгов.
Каждый из особых заказчиков разрабатывает положение самостоятельно, публикует его на электронном портале ЕИС и прописывает условия конкретных тендеров в течение года на его основе. Заказчик не имеет права указывать в тендерной документации требования, не предусмотренные положением.
Так как 223-ФЗ не содержит четких требований к участникам госзакупок, заказчики вправе включить в свое положение требования, закрепленные в 44-ФЗ: единые и дополнительные. В соответствии с ними к участию в закупках могут быть допущены поставщики, которые:
- Не числятся в РНП по Федеральным законам 44 и 223 (пункт включается по желанию заказчика).
- Имеют необходимые лицензии или членство в СРО с нужным уровнем ответственности для сферы строительства.
- Не признаны банкротом, не находятся в процессе ликвидации, деятельность не приостановлена в принудительном порядке.
- Не являются оффшорами.
- Обладают исключительными правами, если объектом закупки являются результаты интеллектуальной деятельности.
- Налоговая задолженность за предыдущий год составляет менее 25% стоимости активов по бухбалансу.
- Руководящие лица, в том числе главный бухгалтер, не имеют непогашенных судимостей за преступления, связанные с коррупцией и экономическими махинациями. Юридические лица не несли административного наказания по статье за “Незаконное вознаграждение…” в последние 2 года.
- Среди членов руководства организаций-участников нет родственников представителей заказчика, влияющих на результаты тендера.
Значительную часть этой информации относительно любого юридического лица можно найти на сайте Синапс в разделе Проверка контрагентов, в том числе: арбитражные дела, исполнительное производство, лицензии, связи организации, добросовестность и т.д.
Заказчик имеет право дополнительно потребовать от участников закупки: располагать достаточным количеством финансовых, трудовых и производственных мощностей, необходимой техникой, оборудованием, опытом, позитивной профессиональной репутацией.
Иные требования участники госзакупок по 223-ФЗ должны искать в тендерной документации и положении заказчика.
Требование об отсутствии задолженности перед заказчиком
Зачастую в документацию заказчики включают следующие требования к участникам:
- отсутствие просроченной задолженности перед заказчиком за три года, предшествующие дате размещения извещения о закупке и документации на сайте;
- отсутствие неисполненных обязательств перед заказчиком;
- отсутствие причиненного имуществу заказчика вреда.
При этом в документации также устанавливаются требования к документальному подтверждению факта соответствия указанным выше условиям. Например, наличие просроченной задолженности и неисполненных обязательств подтверждается решением суда или документом, отражающим наличие просроченной задолженности (актом сверки расчетов, подписанным сторонами, документально подтвержденными претензиями и т.п., с приложением документов, свидетельствующих о получении их контрагентом).
Не всегда участники согласны с подобными требованиями документации. Нередко они пытаются защитить свои интересы путем подачи жалобы в ФАС. Например, в 2016 году при рассмотрении жалобы об установлении подобных требований ФАС признала заказчика (ОАО «РЖД») нарушившим ч. 1 ст. 2 Закона от N 223-ФЗ . В дальнейшем заказчик обжаловал решение ФАС и арбитражный суд встал на сторону истца по следующим основаниям:
- аукцион проводился в первую очередь в целях удовлетворения потребностей ОАО, то есть в его интересах;
- следовательно, интерес ОАО не мог быть обеспечен участием в аукционе лиц, которые имеют (имели) перед ним просроченную задолженность, неисполненные обязательства, причинили ему вред.
Кто работает по 223-ФЗ
По 223-ФЗ работают организации, в уставном капитале которых, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50% и больше. Закон выделяет (ч.2 ст.1 223-ФЗ):
Такие заказчики, как правило, имеют существенное финансовое обеспечение для реализации целей, определенных в Уставе. Закупочная деятельность таких организаций должна быть прозрачна, стимулировать поставщиков к участию в закупках, развивать конкуренцию, минимизировать риски коррупции. При этом денежные средства должны расходоваться эффективно. Для этих целей, а также ради минимизации рисков злоупотребления при проведении закупок, создан отдельный закон — 223-ФЗ.
Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
Особенности участия в закупках по 223-ФЗ
Заказчики вправе размещать закупки на более чем 100-та электронных торговых площадках. Большинство из них требуют плату за аккредитацию на участие в закупке или покупку абонемента на участие в закупках. При этом конкурентная закупка, проводимая для субъектов СМП реализуется исключительно на основных федеральных площадках в соответствии с утвержденным перечнем. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок субъектам СМП обязательно потребуется регистрация в ЕИС.
Важно: участие в закупках для субъектов СМП бесплатно! При этом фиксированная плата взымается исключительно с победителя закупки и составляет 1% от НМЦК, но не более фиксированной суммы, которая устанавливается оператором ЭТП:
— 4600 руб. без НДС
— 4300 руб. без НДС
— 5000 руб. без НДС
Сроки закупок регламентированы документацией, извещением и не могут быть менее тех, что установлены в 223-ФЗ, за исключением неконкурентных процедур закупок, где заказчики устанавливают сроки в соответствии с Положением о закупках.
Новые правила для проверки поставщиков на соответствие
Минфин опубликовал законопроект, который изменяет ст. 31 об общих условиях допуска к участию в торгах 44-ФЗ, — госзаказчикам придется проверять, не привлекались ли поставщики к ответственности по антикоррупционным правонарушениям по 19.28 КоАП. Подробнее, как проверять поставщиков, в статье: «Как проверить соответствие участника общим требованиям».
Эти меры направлены на недопущение к закупкам юрлиц, которые нарушили антикоррупционное законодательство в течение 2 лет до момента подачи заявки на участие в закупке.
С 01.01.2021 вступает в силу постановление правительства №917 от 18.07.2019, которое предусматривает, что в ЕИС автоматически формируется информация о привлечении юрлиц к административной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства по ст. 19.28 КоАП. Следовательно, и изменения в ст. 31 закона о контрактной системе заработают с 2021 года.
Что делать, если участник не соответствует требованиям
Если закупочная комиссия обнаружила несоответствия участника единым требованиям закупки или тот предоставил недостоверную информацию, его отстранят. Отстранение от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки осуществляют в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона №44).
Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования по ч. 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия условиям и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (письмо Минфина №24-03-08/70136 от 25.10.2017).
То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным в ч. 1.1 ст. 31. Если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверке по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (письмо Минфина №24-05-09/62505 от 26.09.2017).
Поставщик обязан быть платежеспособным и иметь устойчивое финансовое равновесие.
Задолженность по налогам и иным обязательным платежам в бюджет государства не должна превышать 25% от балансовой стоимости всех активов компании. Данные для анализа берутся из бухгалтерской отчетности за прошедший отчетный год.
Если участник в установленном законодательством порядке подал жалобу в соответствующую инстанцию на неправомерность начисления платежа и решение по такому обращения на день подачи заявки еще не принято, то компания к закупке допускается.
Участнику необходимо иметь определенный уровень квалификации для выполнения работ, предусмотренных контрактом.
У него должны иметься соответствующие производственные мощности, оборудование, трудовые и экономические ресурсы. Он должен обладать достаточным опыт исполнения аналогичных договоров.
Потенциальный поставщик должен отличаться хорошей деловой репутацией. Не допускается наличие судебных решений о взыскании неустоек и штрафов в пользу контрагента участника.