Миграция богатства: тенденции 2022 года и прогноз на 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Миграция богатства: тенденции 2022 года и прогноз на 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По оценкам Росстата, численность постоянного населения РФ на 1 августа 2022 года составила 145,1 млн человек. С начала года численность населения сократилась на 475,5 тысячи человек, или на 0,32%. При этом за аналогичный период 2021 года этот показатель уменьшился на 351,5 тысячи человек, или на 0,24%.

По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2021 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:

  • Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
  • Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
  • Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
  • Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).

По данным экспертов число международных мигрантов на 2021 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?

По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2019 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:

  • Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
  • Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
  • Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
  • Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).

По данным экспертов число международных мигрантов на 2019 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?

Поуехавших сделают понаехавшими

6. Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Согласно расчету Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года (высокий и средний варианты), учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов последних лет, численность населения страны на начало 2025 года составит 142,8 — 145,6 миллиона человек.

7. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.

8. В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач — создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.

9. В настоящее время миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, невысока и распространяется преимущественно на граждан государств — участников Содружества Независимых Государств. Продолжается эмиграционный отток из страны. Мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств — участников Содружества Независимых Государств, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.

10. Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренних миграциях. Население Российской Федерации отличается более низкой территориальной мобильностью (в том числе на локальном уровне) в сравнении с другими странами. Причины обусловлены большими издержками на переселение, неразвитостью транспортной сети, ограниченностью рынка арендуемого жилья, высокой стоимостью жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения. Основным вектором межрегиональных внутренних миграций остается движение с Востока в Центр и в Московский регион, что усиливает дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации.

11. Миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов.

12. Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

Читайте также:  Пособия молодым семьям в 2021 году

13. За исключением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество. Сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов.

14. Система привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании. Трудовые контракты с иностранными работниками вне зависимости от их вида деятельности ограничены сроком в один год. Непозволительно долго осуществляется формирование механизмов набора иностранных работников, дифференцированных в соответствии с профессионально-квалификационными запросами российских работодателей. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов. Отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции. Действующая система квотирования несовершенна и предполагает излишне длительные сроки рассмотрения заявок работодателей, а также не обеспечивает привлечения иностранных работников на рабочие места в соответствии с заявленной потребностью работодателей.

21. Цели государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;

б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;

в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.

22. Принципы государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

б) недопустимость любых форм дискриминации;

в) соблюдение норм национального и международного права;

г) гармонизация интересов личности, общества и государства;

д) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;

е) защита национального рынка труда;

ж) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;

з) учет особенностей регионального развития;

и) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;

к) научная обоснованность принимаемых решений.

23. Задачи государственной миграционной политики Российской Федерации:

а) создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;

б) разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;

в) содействие развитию внутренней миграции;

г) содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;

д) выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;

е) содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;

ж) противодействие незаконной миграции.

Новая миграционная концепция — попытка догнать вчерашний день — эксперт

  • Указ Президента РФ от 19.05.2012 N 635 (ред. от 19.11.2021)

    «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства»

  • Указ Президента РФ от 18.11.2021 N 661

    «О внесении изменений в Положение о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 562»

  • Указ Президента РФ от 18.11.2021 N 659

    «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

  • Распоряжение МВД России от 08.09.2021 N 1/10161

    «О внесении изменений в распоряжение МВД России от 29 декабря 2020 г. N 1/15065 «Об утверждении Ведомственной программы цифровой трансформации МВД России на 2021 — 2023 годы»

  • Распоряжение МВД России от 29.12.2020 N 1/15065 (ред. от 08.09.2021)

    «Об утверждении Ведомственной программы цифровой трансформации МВД России на 2021 — 2023 годы»

  • Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2019 год

Вид на жительство станет основным миграционным статусом, позволяющим в будущем получить гражданство в общем или упрощенном порядке. РВП (разрешение на временное проживание) как временный статус на этапе к гражданству, выделяемый по квоте, предполагается исключить.

Отмечается, что статус РВП оформляют преимущественно с тем, чтобы избежать необходимости получения разрешительных документов для временной трудовой деятельности, а для тех, кто намерен приобрести гражданство, данный этап оказывается лишней бюрократической ступенью, которая влечёт дополнительные финансовые и временные затраты для мигрантов, повторные обращения в государственные органы с фактически одинаковым комплектом документов.

Предлагается установить три вида порядка приёма в гражданство Российской Федерации: общий, упрощенный и особый.

Мобилизация в России привела к нехватке рабочих рук

В ЦБ России отметили, что частичная мобилизация стала причиной нехватки рабочей силы. Однако есть и положительные моменты – безработица в стране обновила исторический минимум и в ряде отраслевых компаний у сотрудников выросли зарплаты.

«На текущем этапе возможности расширения производства в российской экономике в значительной мере ограничены состоянием рынка труда. Безработица обновила исторический минимум. На фоне последствий частичной мобилизации во многих отраслях усиливается нехватка рабочей силы», — отмачется в пресс-релизе ЦБ.

Из-за нехватки специалистов в российских компаниях стали расти зарплаты и вовсе не из-за роста производительности труда, а для того, чтобы сберечь и удержать работников.

Исходя из ситуации Совет директоров ЦБ решил оставить ключевую ставку на уровне в 7,5% годовых.

Читайте также:  Петербуржцам рассказали об измененных правилах оплаты ЖКХ услуг

Почему происходит миграция в России

В различных странах наблюдается как внешняя, так и внутренняя миграция. Последняя чаще всего заключается в переселении из деревень и поселков в крупные города. Жителей страны главным образом интересует, с какими причинами связана сельско-городская миграция населения России.

Ранее наблюдалась тенденция переезда из сельской местности в крупные города. Прежде всего, это было обусловлено улучшением условий жизни в городах, а также отсутствием в сельских поселениях высших учебных заведений и недостаточным количеством рабочих мест. Переселение из деревень способствовало снижению развития сельского хозяйства страны. Подобная миграция актуальна и по сей день, однако не имеет прежней массовости. Осознавая проблему развития сельскохозяйственной отрасли, правительство РФ решило как-то заинтересовать население и повернуть миграционный процесс в противоположную сторону. На сегодняшний день те, кто переселяются из города сельскую местность, получают определенные льготы и пособия. Государство оказывает им помощь в открытии собственного бизнеса в сфере сельского хозяйства, а также поощряет трудоустройство на предприятиях, специализирующихся в данном направлении.

Стоит отметить, что внутренняя миграция характерна для больших государств, регионы которых имеют различные климатические условия, социально-экономическое развитие, религиозные устои и так далее. Таким образом, причины миграции в России могут быть различными, но чаще всего этот процесс связан с поиском лучшей жизни. Люди переезжают из одного региона страны в другой, а также переселяются из других государств в РФ, если новое место жительства открывает перед ними лучшие перспективы.

Для того чтобы лучше спрогнозировать развитие и масштабы миграционных процессов, нужно понять причины их возникновения.

Ученые, занимающиеся этой темой, в качестве основных выделяют следующие факторы, влияющие на миграционную подвижность населения:

  • неблагоприятная политическая обстановка в стране;
  • упадок экономики;
  • плохая экология;
  • межнациональные разногласия;
  • религиозные расхождения;
  • психологические;
  • межрасовые распри;
  • гуманитарная помощь;
  • правовые причины.

Миграция населения в разных ее проявлениях существовала испокон веков, ведь недаром в исторической науке существует даже условное название «Великое переселение народов» – период с IV по VII веков, когда народы с периферии Римской империи перемещались в метрополию. А вот поводом для возникновения данного процесса всегда выступали совершенно разные явления в обществе и природе. На заре человечества таковыми служили в большинстве случаев природные катаклизмы и стремление найти иной регион с лучшим возможностями для пропитания и обустройства, в настоящее время к этому стоит добавить политические катаклизмы и желание человека реализовать себя в профессиональном плане.

Желающих переехать в Россию сегодня немало и процессы миграции не обошли ее стороной. В настоящее время трудно найти россиянина, который не знал, кто такие иммигранты в России, так огромная часть экономики развивается с их помощью. Необходимость в приросте населения заставляет государство предпринимать меры по привлечению иностранных граждан. Потеря собственного населения компенсируется за счет мигрантов, чем и обеспечивается развитие экономики и предотвращение демографического кризиса.

Международные эксперты признают, что российские иммиграционные законы довольно совершенны. Обеспечить необходимое количество рабочей силы в стране, защищать национальный рынок труда, препятствовать нарушению международного законодательства, международного права и прав иностранцев и апатридов – вот основные цели, которые преследует миграционная политика России. Миграционное право должно не просто регулировать все передвижения человека, но и действовать в интересах государства и его граждан.

По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2021 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:

  • Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
  • Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
  • Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
  • Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).

По данным экспертов число международных мигрантов на 2021 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?

Литература[править / править код]

  • Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН, Жанна Зайончковская, заведующая лабораторией миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН
  • Этнология и политика. Научная публицистика
  • Демоскоп. Внутренняя миграция: великое прошлое и скромное будущее
  • Демоскоп. Внутренняя миграция и рынок труда
  • Демоскоп. Снижение масштабов внутренней миграции населения России: опыт оценки динамики по данным текущего учета
  • Демоскоп. И. А. Алешковский. Внутренняя миграция в современной России: тенденции, детерминанты, политика
  • Демоскоп. Независимая газета. Безлюдные пространства
  • Внутренняя миграция: великое прошлое и скромное будущее (Опубликовано в: Россия перед лицом демографических вызовов. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2008 / -М.: UNDP, 2009. с. 80-96. Автор главы Н. В. Мкртчян)

За и против международной миграции

К первому аргументу в пользу такого процесса экономисты во всем мире относят дополнительные средства в виде денежных переводов, которые мигранты отправляют на родину. Переводы помогают увеличить доходы населения и улучшить общий уровень жизни в стране, откуда прибыл переселенец.

Во-вторых, международная миграция привлекает дешевую рабочую силу или, наоборот, квалифицированные людские ресурсы («утечка умов») в принимающую страну. Хотя для стран, откуда уезжают востребованные специалисты, данный процесс может иметь в дальнейшем отрицательные последствия.

Читайте также:  Процедура смены имени в паспорте в 2022 (по собственному желанию)

В-третьих, в некоторых развитых странах мира, преимущественно в европейских и развитых азиатских, таких как Япония и Южная Корея, доля трудоспособного населения с каждым годом снижается. Тогда как спрос на рабочую силу остается прежним. Решить вопрос равенства между спросом и предложением на рынке труда становится возможным благодаря мигрантам из других стран.

Половина всех международных мигрантов – уроженцы 20 стран мира.

Чаще всех мигрировали представители Индии – 17,5 млн граждан этой страны раскидано по всему миру. На втором месте расположилась Мексика, которая стала страной происхождения 11,8 млн переселенцев.

Любят перемещаться в поисках лучших условий и китайцы. Страну покинуло 10,7 млн человек. Чуть меньше переехало россиян – почти 10,5 млн человек. На пятом месте Сирия, из которой выехало около 8,2 млн.

Не захотели оставаться в стране происхождения и достаточное число представителей Бангладеш (мигрировало 7,8 млн человек), Пакистана (6,3 млн), Филиппин (5,4 млн), Украины (5,9 млн), Афганистана (5,1 млн), Индонезии (4,5 млн), Польши (4,4 млн), Великобритании (4,3 млн) и Германии (4 млн).

Размеры социальной поддержки

Все легальные и нелегальные мигранты в Европе получают социальные пособия до присвоения статуса беженца. Например, пока решается вопрос по конкретному человеку, он должен жить в специальном центре или лагере для беженцев, получать предметы гигиены, одежду, обувь (один раз), деньги на личные расходы, пользоваться бесплатной медпомощью.

В европейских странах уровень социальных выплат в 2021 году следующий (евро/месяц):

  • Австрия — от 50 до 200 евро (все зависит от места проживания и кол-ва человек в семье).
  • Бельгия — 220 евро.
  • Британия — 180–250 на взрослого, и 20–30 — на ребенка (значение имеет возраст).
  • Венгрия — 22,76 евро. Мигранты, которые подписали контракт по «интеграции», получают субсидии на жилье и дополнительную финансовую поддержку.
  • Германия — 340 евро.
  • Ирландия — оплачивается государством проживание в центрах с полным пансионом и изучение языка.
  • Испания — 51,6 евро + 18 на каждого ребенка до 18 лет. Выдается проездной на месяц и 363 евро в год на одежду.
  • Италия — 35 евро в день и 2,5 евро на карманные расходы.
  • Латвия — 2,15 евро при проживании в центре; после оформления убежища — 256 евро или 76 евро для детей до 18 лет.
  • Литва — 10 евро при проживании в центре, где разрешено находиться 18 месяцев.
  • Люксембург — 225.
  • Мальта — 130 евро на питание.
  • Нидерланды — 20–45 евро на питание в неделю и 13 евро на другие расходы.
  • Польша — 16 евро.
  • Румыния — 136 долларов. Выплаты продолжаются только девять месяцев.
  • Словакия — одноразовое пособие в 300 евро и 40 центов на день.
  • Финляндия — 316 евро.
  • Франция — 200 на главу семьи и по 100 евро на каждого взрослого.
  • Чехия — 13,29 евро при размещении в объектах, принадлежащих государству.
  • Швейцария — 1049 евро.
  • Швеция — 2,57 евро в день.
  • Эстония — 90 евро в месяц.

Преимущества и недостатки трудовой миграции

Переселение трудоспособных граждан влияет на экономику обеих стран как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Вам также могут понравиться

1

Город Денвер в штате Колорадо: как добраться и…

327

Преимущества миграции для государства-донора:

  • Уменьшение количества безработных;
  • Понижение уровня конкуренции на трудовом рынке;
  • Снижение государственной нагрузки в плане социальных гарантий;
  • Прирост денежных средств в стране за счёт перевода родственникам.

Недостатки оттока трудовых ресурсов из страны:

  • Уменьшение поступления налоговых средств;
  • Отъезд квалифицированных кадров, их нехватка и необходимость подготовки новых;
  • Уменьшение численности населения.

Положительные моменты для принимающей стороны:

  • Увеличение численности населения;
  • Развитие технологий и снижение затрат на образование при иммиграции специалистов и учёных;
  • Увеличение налоговой базы;
  • Достаточное количество рабочих для выполнения тяжёлого труда.

Отрицательные стороны для государства-реципиента:

  • Повышение конкуренции на рынке труда, чаще всего не в пользу местного населения;
  • Снижение уровня заработной платы в связи с готовностью мигрантов к дешёвому труду;
  • Зависимость некоторых сфер от труда иммигрантов.

Преимущества и недостатки варьируются в зависимости от конкретно взятой страны, а также экономической, политической и социальной ситуации в ней.

Европа, экзотика и экстрим

Среди государств Евросоюза популярным направлением остаются Венгрия (в 1 кв. 2022 г. туда отправилось 36422 гражданина РФ, за весь 2021 г. – 73247 человек) и Германия (в 1 кв. 2022 г. – 60928 лиц, за 2021 г. – 309212). А вот Греция просела: если за 2021 г. её посетили 235 тыс. россиян, то за 1 кв. 2022 г. – только 16768. После головокружительного 2021 года лёг Кипр: всего 19241 посетитель в 1 квартале против 560 тысяч годом ранее.

Но одной из самых посещаемых стран остаётся Финляндия. За 3 месяца текущего года туда отправились 157 тыс. россиян, в 2021 г. – почти полмиллиона. В Бахрейн в 1 кв. 2022 г. отправилось 2974 россиян, в Венесуэлу – 7222 человека (из них 5237 – туристы), в Гонконг – 658. Во Вьетнам смог вылететь 5031 гражданин, в Кабо-Верде – 19 человек.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *