КВАЛИФИКАЦИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ (СТ. 285 УК)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КВАЛИФИКАЦИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ (СТ. 285 УК)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первая же статья Судебника 1497 г. содержит предписание судьям: «1. Судити суд бояром и околничим. А на суде быти у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати; також и всякому судне посула от суда не имати никому. А судом не мстити, ни дружити никому»3. Судебник 1550 г. содержит уже санкцию-наказание за злоупотребление должностным положением в суде. Так, в ст. 3 Судебника указано: «А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взяти исцов иск, а пошлины царя и великаго князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток, и пожелезное взяти втрое, а в пене что государь укажет». Статья 4 содержала ответственность за злоупотребление дьяком, а статья 4 – подьячим: «4. А которой дьак список нарядит или дело запишет не по суду, не так, как на суде было, без боярьского, или без дворецкого, или без казначеева ведома, а обыщется то в правду, что он от того посул взял, на том дьаке взяти перед боярином вполы да кинути его в тюрму.
Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями
Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:
- Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
- Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
- Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.
Какие правонарушения входят в состав преступного деяния, предусмотренного статьей 285 УК РФ?
Статьей 285 УК РФ предусмотрено несколько составов уголовного правонарушения «злоупотребление должностными полномочиями».
К основному составу относят проступок, совершенный из личных побуждений в целях получения выгоды вопреки интересам службы (часть 1 статьи 285 УК РФ).
Если преступление совершено гражданином, являющимся должностным лицом федерального органа власти, органа власти субъекта РФ или главой муниципального образования, то проступок квалифицируется по части 2 статьи 285 УК РФ и за него наступает более строгое наказание.
К третьему составу относят преступное деяние в виде злоупотребления должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия (часть 3 статьи 285 УК РФ).
Для выбора эффективного способа защиты от уголовной ответственности за злоупотребление служебным статусом рекомендуем обратиться к адвокатам компании СКП. Мы поможем установить, имеет ли совершенный проступок признаки преступления и причинен ли вред другим лицам.
По каким признакам отличается злоупотребление должностными полномочиями от превышения?
На практике часто путают превышение должностных полномочий и злоупотребление. Вместе с тем названные деяния образуют самостоятельные составы преступления.
Отличие состоит в том, что при злоупотреблении служебным статусом гражданин действует в рамках своей должностной инструкции, не выходя за пределы очерченных обязанностей. Также должно быть доказано наличие корыстного мотива и личной заинтересованности.
Помимо этого, злоупотребление служебными правами следует отличать от халатности. В случае возникновения сомнений по поводу квалификации правонарушения следует проконсультироваться с квалифицированными адвокатами компании СКП. Если признаки состава, предусмотренного статье 285 УК РФ, не подтвердятся, мы поможем переквалифицировать деяние на менее тяжкое или докажем отсутствие состава преступного деяния.
Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ)
Объективные признаки
В качестве дополнительного объекта преступления выступает установленный законодательством Российской Федерации порядок ведения единых государственных реестров. Предметом могут быть либо недостоверные сведения, вносимые в один из единых государственных реестров, либо документы, на основании которых в единый государственный реестр были внесены запись или изменение.
Объективная сторона выражается в одном из двух действий: 1) внесение в один из государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестра владельцев ценных бумаг),заведомо недостоверных сведений, которые послужили основанием для внесения записи или изменения в едином государственном реестре; 2) уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в соответствующем едином государственном реестре, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В первом случае преступность деяния определяется заведомой недостоверностью сведений, которые послужили основанием для внесения записи или изменения в едином государственном реестре. Во втором случае ответственность связывается с уничтожением или подлогом документов, на основании которых были внесены запись или изменение в соответствующем едином государственном реестре, при условии что обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации в связи с внесением записи или изменения в едином государственном реестре.
Преступление должно считаться оконченным с момента внесения заведомо недостоверных сведений в единый государственный реестр либо с момента уничтожения или подлога документов, обязательное хранение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации для подтверждения законности и обоснованности внесения записи или изменения в соответствующем едином государственном реестре.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, мотивы и цели имеют факультативное значение.
Субъект преступления специальный — должностное лицо, в обязанности которого входит внесение записей и исправлений в соответствующем едином государственном реестре, а также документов, обязательное хранение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации в связи с ведением соответствующего единого государственного реестра.
Квалифицированные виды
Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 285.3 УК РФ) связан с его совершением группой лиц по предварительному сговору, т. е. двумя или более должностными лицами, заранее (до начала преступления) договорившимися о совместном его совершении.
Особо квалифицированный вид преступления (ч. 3 ст. 285.3 УК РФ) обусловлен наступлением тяжких последствий. Это понятие является оценочным и устанавливается судом с учетом всех обстоятельств дела.
Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК)
Преступление определяется в законе как учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.
Данная норма является уголовно-правовой гарантией соблюдения должностными лицами и другими государственными и муниципальными служащими установленного для них запрета совмещать государственную или муниципальную службу с предпринимательской деятельностью. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной службе Российской Федерации» государственным служащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенное лицо, состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом. Аналогичный запрет предусмотрен и в ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ.
Общественная опасность рассматриваемого преступления определяется не столько нарушением установленного запрета заниматься предпринимательской деятельностью, сколько тем, что при ее осуществлении должностное лицо использует свои служебные полномочия для протежирования коммерческой организации, которую виновный создал или которой он управляет.
Объективные признаки
Объективная сторона может заключаться хотя бы в одном из следующих двух действий:
1) учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, с предоставлением такой организации льгот и преимуществ либо с покровительством в иной форме;
2) участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо также с предоставлением этой организации льгот и преимуществ либо с оказанием покровительства в иной форме.
Учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, означает ее создание лично должностным лицом: заключение учредительного договора, утверждение устава, государственная регистрация юридического лица. При этом виновный может передавать создаваемой организации свое имущество, права на интеллектуальную собственность и т. п.
Он может быть единственным учредителем или одним из соучредителей создаваемой организации. К сожалению, законодатель оставил без внимания учреждение коммерческой организации через доверенное лицо, а также иные, помимо учреждения, основания владения коммерческой организаций (например, ее приобретение).
Участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо означает личное или через доверенное лицо участие должностного лица в коллегиальном органе управления организации в качестве его руководителя или члена (совет директоров, правление и т. п.). Применительно к ст. 289 УК РФ под участием в управлении организацией через доверенное лицо следует понимать наделение определенного лица соответствующими полномочиями по участию в управлении этой организацией от имени должностного лица.
Сами по себе описанные действия (учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, а также участие в управлении ею) хотя и запрещены для должностных лиц, но не наказуемы в уголовном порядке. Криминальный характер они приобретают только в связи с тем, что должностное лицо, злоупотребляя своими служебными полномочиями, предоставляет (либо добивается предоставления) созданной или руководимой им организации различные льготы и преимущества либо оказывает ей покровительство в иной форме и тем самым ставит эту организацию в привилегированное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Льготы и преимущества могут выражаться в предоставлении налоговых льгот, льготного государственного кредита, в беспрепятственной выдаче лицензии, в первоочередном выделении товаров, сырья или материалов и т. п.
Оказание покровительства в иной форме может выражаться, например, в содействии сбыту производимой продукции, в установлении на нее завышенных цен, в освобождении организации от некоторых форм государственного или ведомственного контроля и т. д.
Состав преступления формальный, преступление признается оконченным с момента совершения должностным лицом конкретных действий по предоставлению льгот и преимуществ или оказанию покровительства в иной форме созданной или руководимой виновным организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным ее признаком является корыстный мотив, который хотя и словесно не обозначен в законе, но с очевидностью вытекает из экономической сущности данного деяния.
Субъект преступления специальный — должностное лицо, злоупотребляющее своими служебными полномочиями для получения дополнительных доходов от деятельности созданной или руководимой им коммерческой организации за счет предоставления ей незаконных льгот и преимуществ.
Квалификация действий должностного лица по ст. 289 УК РФ не исключает его ответственности за иные экономические преступления (например, предусмотренные ст. 171–1741, 178, 185, 199 УК РФ).
Примеры из практики судов
Анализ приговоров судов общей практики и изучение обобщений судебной практики показывают, что разнообразны как сферы, в которых работают должностные лица, привлекаемые к ответственности по ст. 285 УК РФ, так и вменяемые им действия.
Вот лишь несколько примеров:
- Бывший заместитель начальника отдела уголовного розыска одного из районных отделов полиции осужден за передачу сведений, к которым он имел доступ, своему знакомому.
- Инспектор ГИБДД – за организацию действий по получению водительского удостоверения без фактической сдачи экзамена и проверки знаний и навыков.
- Глава администрации сельсовета – за то, что подписал акты выполненных работ и справки об их стоимости, когда они были не выполнены полностью. Это стало причиной незаконного перечисления бюджетных денег исполнителю работ.
- Сотрудник исправительного учреждения – за непринятие мер по изъятию средств связи у осужденного и обеспечению установленного законом порядка отбывания наказания.
- Участковый уполномоченный полиции – за составление объяснений от имени заявителя и лица, в отношении которого было написано заявление о привлечении к уголовной ответственности. На основании заявления он же впоследствии принял незаконное решение об отказе в возбуждении дела, укрыв тем самым преступление от учета.
- Главный лесничий – за непринятие мер по предотвращению незаконной вырубки лесных насаждений, о которой ему было достоверно известно, и укрытие этого факта от надзирающего органа.
- Судебный пристав-исполнитель – за сокрытие от взыскателя информации о наличии у должника имущества, за счет которого может быть погашена задолженность, и последующее внесение заведомо ложных сведений в справку регистрирующего органа.
- Судебный пристав-исполнитель – за составление фиктивных документов о невозможности взыскания задолженности.
- Директор школы – за фиктивное трудоустройство рабочего по ремонту и присвоение впоследствии начисленной ему заработной платы.
- Государственный ветеринарный инспектор – за выдачу ветеринарных свидетельств об осмотре животных, необходимых для перевозки и реализации мясной продукции, без его фактического проведения.
Комментарий к Ст. 285 Уголовного кодекса
1. Отдельным вопросам квалификации злоупотребления и превышения должностных полномочий посвящено Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
2. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями образуется тремя обязательными признаками.
Деяние представляет собой действие в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; возможно также совершение преступления путем бездействия. Действия лица формально являются правомерными и входят в его компетенцию, однако совершаются вопреки интересам службы, т.е. вопреки целям и задачам деятельности данного лица, «во зло» службе, государственным интересам, не вызываются служебной необходимостью (см. п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).
Использование неслужебных отношений, хотя и связанных со службой (личных связей, авторитета занимаемой должности и т.п.), состава преступления не образует.
Объективная сторона предполагает также наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (см. п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19) и причинную связь между деянием и последствиями. В отсутствие последствий содеянное образует, как правило, дисциплинарный проступок или административное правонарушение.
3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла (как прямого, так и косвенного), а также обязательными мотивами: корыстной или иной личной заинтересованностью (см. п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19). Ложно понятые служебные интересы не могут образовывать необходимый для наличия состава преступления мотив (например, проведение излишних ревизий и проверок с целью выявить скрытые злоупотребления и правонарушения).
4. Субъект специальный: должностное лицо. В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК должностное лицо характеризуется единством трех обязательных характеристик: а) выполняемые лицом функции; б) время (длительность) выполнения функций; в) место выполнения функций.
5. Должностное лицо должно выполнять функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. О функциях представителя власти говорится в примечании к ст. 318 УК, в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» и п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19, об иных функциях — в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 и п. 4 — 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19.
Выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций наряду с выполнением сугубо профессиональных функций требует их корректного разграничения, поскольку при совершении действий в процессе выполнения последних субъект не признается должностным лицом.
6. Должностное лицо должно выполнять свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию. Постоянное выполнение функций предполагает их выполнение в результате назначения или избрания на должность и при этом срок полномочий лица или не определен временными рамками, или ограничен законодательно промежутком времени. Временное выполнение функций связано с назначением на должность для замещения временно отсутствующего должностного лица. Выполнение функций по специальному полномочию означает, что эти функции не являются основной работой для лица, которое является посторонним по отношению к данному органу государственной власти или органу местного самоуправления (см. п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).
7. Должностное лицо должно выполнять свои функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контролируемых государством или муниципальными образованиями, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Данный признак позволяет отграничить анализируемое понятие от лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации (см. комментарий к ст. 201 УК).
Следует обратить внимание, что лица, выполняющие соответствующие функции в частных учреждениях, созданных гражданином или юридическим лицом (п. 2 ст. 120 ГК РФ), охватываются примечанием 1 к ст. 201 УК.
8. Квалифицированный состав (ч. 2) предполагает ответственность за деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Данные понятия раскрываются в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК; см. также ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19.
Под главой органа местного самоуправления следует понимать главу муниципального образования (см. ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).
9. Характеристика особо квалифицированному ��оставу (ч. 3) дается в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19.
10. Злоупотребление должностными полномочиями следует отличать от хищения с использованием служебного положения (см. п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19). При злоупотреблении отсутствует незаконное безвозмездное обращение государственного или муниципального имущества в собственность виновного или собственность других лиц.
Что является объектом злоупотребления полномочиями. Основные понятия, относящиеся к злоупотреблению полномочиями.
К основному объекту преступного посягательства при злоупотреблении полномочиями относят служебные интересы в организациях любого типа.
К факультативным объектам злоупотреблений полномочиями относят права, а также законные интересы физических и юридических лиц. Помимо этого к ним относятся интересы общества/государства, находящиеся под охраной закона, которые в результате злоупотреблений виновника несут потери (например, вред жизни, здоровью, собственности).
Объективная сторона составов преступления — это деяние, облеченное в форму действия/бездействия.
Активные преступные действия подразумевают использование виновником своих полномочий в нарушение законных интересов организации. Пассивные преступные действия выражаются в отказе от выполнений необходимых управленческих действий.
К законным интересам причисляют поддержание порядка во взаимоотношениях между организацией и сторонними лицами, финансовой дисциплины и конкурентоспособности, а также обеспечение эффективности кадровой политики и распределения прибыли.
Согласно законодательной конструкции основной состав такого преступления, как злоупотребление полномочиями, относится к формально-материальным. Состав подобного преступного деяния считается оконченным тогда, когда наступает существенный вред правам/интересам (законным) физических и юридических лиц, а также общества и государства.
Понятие существенного (значительного) вреда относится к оценочному типу и включает в себя крупноразмерные убытки, сокращение числа рабочих мест, ухудшение позиций организации на товарном рынке, снижение рентабельности и базы налогообложения, утрату жилья или места работы потерпевшим. Также такой вред может выражаться в форме ущерба, нанесенного деловой репутации организации, что классифицируется как общественно-опасное последствие нематериального типа.
При этом состав подобного преступного деяния классифицируется как материальный и он считается оконченным в момент наступления последствий, характеризуемых как тяжкие.
Понятие тяжких последствий также относится к оценочным и включает в себя финансовую несостоятельность потерпевшего, нарушение работы организации и тому подобное.
Злоупотребление должностными полномочиями
Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:
- Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
- Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
- Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Ну и напоследок следует сказать о таком виде преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями лицом, не относящимся к системе официальной власти, а действующем в рамках полномочий внутри негосударственной организации.
Здесь необходимо отметить следующее:
- Использование полномочий во вред наказуемо, если при этом нарушены интересы организации, внутри которой преступник имеет определенную власть.
- Нарушение должно совершаться лишь в интересах самого виновного или кого-то еще. Простая ошибка, даже если при этом организация понесла ущерб, уголовно не наказуема.
Кроме того, применительно к негосударственным организациям не рассматриваетсякак отдельный состав преступления злоупотребление должностными полномочиями в форме их превышения. Здесь виновный будет отвечать лишь по тем статьям, признаки которых будут обнаружены в его действиях. Связано это, прежде всего, с тем, что объем власти у должностного лица и управляющего компании, общественной организации и т. д. (даже весьма влиятельного) несопоставим. Именно поэтому нет необходимости особо выделять и криминализировать превышение полномочий: если это деяние и будет преступным, то лишь в рамках общих норм уголовного права.
Злоупотребление должностными полномочиями — это преступление средней тяжести, но в случае некоторых квалифицирующих обстоятельств, оно может стать тяжким преступлением.
В соответствии с действующим законом, злоупотреблением должностными полномочиями считается использование полномочий вопреки интересам организации.
Ситуация отягощается, если такое деяние было совершено из личной заинтересованности, и в результате повлекло серьезное нарушение прав, законных интересов граждан либо охраняемых действующим законом интересов государства и общества.
Объектом злоупотребления должностными полномочиями чаще всего является нормальная деятельность определенного человека в лице государственных органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления и так далее.
Учитывая то, что злоупотребление должностными полномочиями обычно приводит к нарушению прав и законных интересов организаций, граждан, то вместе с основным объектом также говориться и о дополнительных объектах преступления, которые участвовали в нем.
Объективная сторона такого нарушения закона включает в себя три признака:
- Последствия от действий в виде нарушения прав или интересов граждан, охраняемых законом.
- Использование должностным лицом служебного положения вопреки интересам службы.
- Причинную связь между последствием и деянием.
Согласно установленному уголовному законодательству злоупотребление и превышение должностных полномочий квалифицируются как преступления непосредственно должностных лиц.
Однако такие преступления могут совершать гражданские служащие, а также другие представители власти.
Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения полномочий можно легко объяснить по действующему уголовному кодексу РФ.
По статье 285 злоупотребление описывается использованием своих служебных полномочий должностным лицом, когда это деяние было совершено из корыстной либо личной заинтересованности, а также повлекло серьезное нарушение прав и законных интересов общества.
В случае превышения должностных полномочий, в отличие от злоупотребления, совершаемые действия не находятся в компетенции нарушителя.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 19, превышение своих должностных полномочий выражается, например, в совершении действий, которые:
- могут быть совершены при наличии определенных обстоятельств, которые указаны в законе (например использование служебного оружия по отношению к несовершеннолетнему, когда его действия не предоставляли опасности для окружающих);
- относятся к возможностям другого должностного лица;
- никто не имеет право совершать;
- совершаются одним должностным лицом, а должны быть совершены исключительно коллегиально.
Первое упоминание о посуле как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий в законодательстве Руси, по мнению исследователей, связано с Двинской уставной грамотой 1397-1398 гг. (Уставная грамота Василия 1, выданная боярам двинским, сотскому и всем черным людям Двинской земли), в ст.6 которой говорилось: «А самосуда четыре рубли; а самосуд, то: кто изымав татя с поличным, а посул собе возмет, а наместники доведаются по заповеди, ино то самросуд; а опрочь того самосуда нет». [5] В статье идет речь о незаконном присвоении потерпевшим от кражи судебных полномочий (самосуде). При этом самосудом признается незаконное получение денежной компенсации, причитавшейся наместнику, на которого возлагалось осуществление правосудия. Некоторые ученые полагают, что данная норма запрещала наместнику отпускать пойманного вора за взятку. Однако большая часть исследователей истории российского законодательства полагает, что понятие посула начинает употребляться в смысле взятки, начиная с Псковской Судной Грамоты 1397 г., последняя переработка которой производилась между 1462 и 1471 гг. Статья 4 Псковской Судной грамоты гласила: «А князь и посадник на вече суду не судять, судити им у князя на сенех, взирая в правду по крестному целованью. А не въсудят в правду, ино Бог буди им судна на втором пришествии Христове. А тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику». [6]
Значительные изменения произошли в российском праве во времена абсолютизма. В начале ХУШ века суды при разборе уголовных дел руководствовались Соборным Уложением 1649 г. и правовыми актами, изданными государями. Первая петровская систематизация уголовно-правовых норм была произведена в 1715 г. при создании «Воинских артикулов», которые состояли из 24 глав и 209 статей.
Артикулы включали, в частности, должностные преступления, к которым относили взяточничество, наказываемое смертной казнью, конфискацией имущества и телесными наказаниями. [7]
В дальнейшем российское законодательство то смягчало, то ужесточало санкции за должностные преступления. Но главное, что так или иначе уголовная ответственность за такого рода преступные деяния присутствовала.
При этом исторически различающимися в российском общественном мнении и праве формами коррупции были мздоимство — получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо благ за совершение законных действий (бездействия) по службе (ст.401 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.) и лихоимство — получение тем же лицом каких-либо благ за совершение по службе незаконных действий (ст.402 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.). Мздоимство и лихоимство могли проявляться на всех уровнях системы власти, размеры и виды благ, а также масштабы вредного воздействия на общество бесконечно варьировались.
Прежде всего отметим, что должностная преступность сегодня – это относительно массовое социально-правовое явление, включающее совокупность должностных преступлений и лиц, их совершивших.
После распада СССР количество данных преступлений не уменьшилось, скорее, напротив, оно возросло и приобрело все больший размах. Об этом можно судить даже по публикациям в средствах массовой информации.
Глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» в системе Особенной части УК помещена в раздел Х «Преступления против государственной власти».
Как мы уже отмечали, в Уголовном кодексе 1996 г. не содержится родового определения рассматриваемой группы преступлений.
Должностная преступность имеет ряд характерных признаков. Выделим основные из них:
· непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной власти или местного самоуправления, государственной службы, службы в органах местного самоуправления, а также службы в коммерческих и иных организациях;
· незаконный (противоправный) характер получаемых государственным (муниципальным) служащим или иным публичным служащим коммерческой или иной организации благ (имущества, услуг или льгот);
· использование виновным своего статуса (служебного положения) вопреки интересам публичной власти или службы;
· наличие у виновного умысла на совершение действий (акта бездействия), объективно причиняющих ущерб охраняемым законом интересам власти или службы;
· наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности.
Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями
Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:
- Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
- Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
- Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.
Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
Ответственность по ч.1 ст.285 УК РФ предполагает следующие меры наказания за превышение должностными полномочиями:
- штраф в размере до 80 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 6 мес.;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
- принудительные работы на срок до 4 лет;
- арест на срок 4-6 месяцев;
- лишение свободы до 4 лет.
Если это деяние было совершено лицом, занимающим госдолжность или главой органа местного самоуправления, то ответственность наступает по 2 части соответствующей статьи, и она является более суровой:
- штраф в размере 100-300 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 1-2 лет;
- принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без него;
- лишение свободы до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без него.