Размер внешнего долга России на 2023 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер внешнего долга России на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.
Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…
…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.
А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.
Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.
А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.
Структура внешнего долга РФ
Размер внешней задолженности формируется из целого ряда компонентов, доля которых в общей сумме финансовых обязательств может корректироваться как в краткосрочном, так и в долгосрочном обозрении. Основными из этих компонентов являются:
- Обязательства по оплате импортных сделок.
- Проценты по зарубежным кредитам и ценным бумагам.
- Суммы, необходимые для выкупа (погашения) ценных бумаг с истекшими сроками действия.
- Гарантии по кредитам и ссудам, выданным зарубежными финансово-кредитными учреждениями представителям национального корпоративного сектора.
- Задолженность промышленных предприятий, учреждений, организаций, иных субъектов хозяйствования перед зарубежными партнерами и финансовыми институтами.
- Международные обязательства Центробанка.
Итоговая сумма преимущественно складывается из обязательств центральных органов государственного управления, а также представителей корпоративного и банковского сектора.
Динамика российского государственного долга
За последнее десятилетие госдолг РФ заметно вырос. Одной из причин такого положения является замедление роста экономики из-за санкций, введенных в 2014 году США и странами Европейского Союза. Другая причина — необходимость финансирования федерального бюджета при отсутствии резервов.
Какой внешний долг России на 2022 год? По данным, предоставленным Счетной палатой, он достиг почти 460 млрд долларов США. Около 70% от этой суммы составляют долги по государственным бумагам в иностранной валюте, а 30% — государственные гарантии РФ, номинированные в той же валюте.
Для определения разницы между доходами и расходами государства задолженность сравнивают с ВВП. Только сравнению подлежит общий долг России, то есть, внешний и внутренний. Чем показатель выше, тем сложнее ситуация, тем большую проблему составляет необходимость погашать долг. Если показатель низкий, значит, государство способно покрыть свои обязательства.
На 1 апреля 2021 года соотношение госдолга РФ к ВВП составило 17%. Это даже ниже, чем в 2020, но выше, чем в 2019. Показатель до 30% говорит о том, что в данное государство можно инвестировать, уровень рисков довольно низкий.
За счет чего формируется долг
Когда расходная часть бюджета превышает доходную, государство может воспользоваться единственной доступной ему возможностью и покрыть дефицит за счет кредитных средств. Аналогичную практику используют частные финансовые институты (в первую очередь это касается коммерческих банков), которые используют заемные ресурсы для покрытия долгов или инвестирования в новые проекты.
Совокупная задолженность государства и отдельных его субъектов формирует внешний государственный долг, но РФ также взяла на себя обязательства по выплате советских кредитов, которые были получены до развала СССР.
На текущий момент Россия должна выполнить обязательства:
- перед странами, которые не являются участниками Парижского клуба;
- перед государствами, которые являются бывшими членами Совета экономического взаимодействия;
- перед многосторонними партнерами-кредиторами;
- по облигациям, предназначенным для получения внутреннего займа;
- по гарантиям в иностранной валюте и т. д.
Внешний долг России в 2021 году
Россия сократила объем внешнего долга. Как заявил ЦБ России, внешний долг РФ, по состоянию на первое января 2021 года, составляет 470,1 миллиарда долларов, что по сравнению с показателем годовой давности меньше на 21,3 миллиарда долларов.
Отмечается, что снижение долговых обязательств перед нерезидентами было зафиксировано во всех секторах экономики. Наиболее заметным, как отметили представители регулятора, стало сокращение иностранной задолженности прочих секторов, касающейся привлеченных кредитов.
Напомним, что в период с февраля по март 2021 года экономика РФ оказалась одновременно под воздействием пандемии COVID-19, оказавшей пагубное влияние на мировую экономику в целом, а также обвала цен на нефть.
В связи с этим, по отношению к доллару и евро рубль существенно обесценился. С целью поддержания экономики и населения, российские власти последовательно ввели несколько пакетов соответствующих мер.
Так, объем антикризисной поддержки в период пандемии COVID-19 составил 4,5% ВВП, что позволило преодолеть особо тяжелый пери од без серьезных потерь, имеющих необратимый характер. По данным на 15 января, снижение международных резервов РФ составило 1,2%, по сравнению с показателями на восьмое января, зафиксировавшись на отметке 590,4 миллиарда долларов.
В качестве основной причины сокращения резервов эксперты называют отрицательную курсовую переоценку и снижение цен на золото. Напомним, что международные резервы, представляющие собой иностранные активы, отличающиеся высокой ликвидностью и имеющиеся в распоряжении правительства РФ и банка России, состоят из специальных прав заимствования, средств в иностранной валюте, монетарного золота, а также резервной позиции в МВФ.
Внешний государственный и частный долг России (ЦБ РФ)
Дата проведения оценки | Внешний долг госсектора, млрд $ | Внешний долг частного сектора, млрд $ |
---|---|---|
1.04.2018 | 255,3 | 264,4 |
1.04.2017 | 255,1 | 266,4 |
1.04.2016 | 267,7 | 252,4 |
1.04.2015 | 278,9 | 278,3 |
1.04.2014 | 375,4 | 340,4 |
1.04.2013 | 355,0 | 336,6 |
1.04.2012 | 230,9 | 326,5 |
1.04.2011 | 203,8 | 304,4 |
1.04.2010 | 178,6 | 284,1 |
1.04.2009 | 150,1 | 295,3 |
1.04.2008 | 183,5 | 298,9 |
1.04.2007 | 154,2 | 201,3 |
1.04.2006 | 155,9 | 117,2 |
График выплат по внешнему долгу РФ: проценты (ЦБ РФ)
Срок платежа | Госдолг, млн $ | ВСЕГО, включая госдолг, долги ЦБ, банков, прочих секторов, млн $ |
---|---|---|
Сентябрь 2018 | 264 | 1 697 |
Октябрь 2018 | 521 | 2 147 |
Ноябрь 2018 | 151 | 1 378 |
Декабрь 2018 | 374 | 1 833 |
Январь 2019 | 262 | 1 287 |
Февраль 2019 | 429 | 1 552 |
Март 2019 | 259 | 1 671 |
2 квартал 2019 | 1 044 | 4 614 |
3 квартал 2019 | 931 | 3 902 |
4 квартал 2019 | 993 | 4 430 |
1 квартал 2020 | 925 | 3 845 |
Всеобщая мобилизация в России — что это
Согласно закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», мобилизация — это совокупность действий, которые проводятся для подготовки государства к обеспечению его защиты от нападения.
Всеобщая мобилизация имеет ключевую особенность — она объявляется в период, когда государство находится в состоянии войны. В данном случае российский суверенитет должен находиться под угрозой исчезновения. Для этого вводится военное положение. Важным отличием от частичной мобилизации является общий призыв. Если частичный призыв — это вручение повесток определенному числу граждан, то всеобщий не имеет как такового лимита. Государство находиться под угрозой, что требует действий.
При этом все равно остаются отсрочки. Другими словами, категории граждан, которые имеют право остаться на гражданке, никуда не пропадают.
Всеобщая мобилизация объявляется соответствующим решением президента Российской Федерации. Затем главы регионов издают решение о начале вручения повесток. Затем эти повестки начинают оформляться в военкоматах, а после — вручаться.
Если в России вводится всеобщая мобилизация, значит, на территории государства объявлено военное положение. В таком случае россияне столкнутся с данными ограничениями:
- Военная цензура.
- Запрет или ограничение на выезд из страны.
- Комендантский час.
- Пропускной режим.
- Ограничение свободы на перемещение.
- Переезд запрещен.
- Временное отселение в другой район.
- Усиление охраны.
- Контроль за телефонными разговорами.
- Запрет на митинги.
- Изъятие транспорта и другого имущества с возмещением стоимости.
- Привлечение граждан к работе.
- Введение карантина.
Государственный внешний долг по годам
Если вам интересно посмотреть, как менялись суммы задолженности в разные периоды существования нашей страны, то это можно легко отследить по таблице ниже:
Дата |
Сумма, млрд. долларов |
1991, 25 декабря |
67,8 |
1997, 31 декабря |
123,5 |
2000, 1 января |
158,7 |
2001, 1 января |
143,7 |
2002, 1 января |
133,5 |
2003, 1 января |
125,7 |
2004, 1 января |
121,7 |
2005, 1 января[19] |
114,1 |
2006, 1 января[20] |
76,5 |
2007, 1 января[21] |
52,0 |
2008, 1 января[22] |
44,9 |
2009, 1 января[23] |
40,6 |
2010, 1 января[24] |
37,6 |
2011, 1 ноября[25] |
36,0 |
2012, 1 января[26] |
34,7 |
2013, 1 января[27] |
54,4 |
2014, 1 января[28] |
61,7 |
2015, 1 января[29] |
54,4 |
2015, 1 декабря[12] |
50 |
2016, 1 января[12] |
50 |
2016, 1 декабря[12] |
51,2 |
2017, 1 января |
51,2 |
2017, 1 декабря |
51,2 |
2018, 1 января |
49,8 |
2019, 1 июня |
51,3 |
2020, 1 января |
17,704 |
Таким образом, размер внешнего совокупного долга постепенно сокращается. Уже сейчас Россия производит погашение ударными темпами, которые стали возможны благодаря тому, что многие страны соглашаются на выплаты товарами.
Стоит ли россиянам ожидать дестабилизации экономики
Опрошенные «Секретом» эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на повышение суммы госдолга, поводов для дестабилизации экономики пока нет.
В период высоких цен на нефть формировались государственные резервные фонды и опережающими темпами погашался государственный внешний долг, напомнил руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов.
Это привело к аномально низкому по сравнению с ведущими экономическими державами уровню долга по отношению к ВВП. По его мнению, низкий уровень госдолга всё ещё остаётся весьма существенной «заначкой на чёрный день», так как позволяет привлекать средства по мере необходимости, сохраняя государственный резервный фонд в качестве неприкосновенного запаса.
При этом, по мнению Скрыль, рост госдолга даёт ускорение развитию экономики за счёт дополнительно привлечённых средств. И для развитых стран жить в долг совершенно обыденное поведение, добавила она.
Данные по госдолгу России
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Государственный долг к ВВП | 18.2 % | 2021 |
Международная инвестиционная позиция | 437 USD млрд. | 3 кв./22 |
Государственный долг | 15504 RUB млрд. / 245.134 млрд. USD | 2 кв./22 |
Государственный долг в России по президентам
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Владимир Путин (2) | 07.05.2002 — | 11559.7000 | 11559.7000 | 11559.7000 | 11559.7000 | 0.00% |
Данные по госдолгу России
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Государственный долг к ВВП | 12.2 % | 2018 |
Международная инвестиционная позиция | 461 USD млрд. | 3 кв./20 |
Государственный долг | 13054 RUB млрд. / 166.567 млрд. USD |
2 кв./20 |
Внутренний госдолг РФ по годам
Год |
Сумма долга (млрд рублей) |
Ноябрь 2012 |
4 592 |
Ноябрь 2013 |
5 210 |
Ноябрь 2014 |
5 753 |
Ноябрь 2015 |
7 119 |
Ноябрь 2016 |
7 422 |
Ноябрь 2017 |
8 996 |
Ноябрь 2018 |
9 094 |
Ноябрь 2019 |
10 678 |
Ноябрь 2020 |
13 924 |
Риск санкций уже во многом реализовался
Историческая справка о санкциях
Российская экономика с 2014 года существует в условиях существенных санкционных рисков, в некоторые периоды опасения относительно введения новых санкций увеличиваются, в другие – снижаются. Со вступления Джо Байдена в должность президента США санкционные страхи для российской экономики увеличились. На данный момент наиболее опасная потенциальная санкционная мера – введение ограничений на приобретение и владение российским суверенным госдолгом.
С момента объявления о первом пакете санкций администрации Байдена 2 марта 2021 года доходности как коротких, так и длинных российских ОФЗ прибавили около 40-70 б.п. (на это влияли и другие факторы, описанные выше), хотя санкции, объявленные 2 марта, в сущности повторяли предыдущий раунд санкций Трампа. В большинстве своем реакции рынка на объявление санкций со стороны США включали себя потенциальную возможность санкций в отношении суверенного долга России. Таким образом, риск подобных санкций уже оказывается заложенным в страновую премию.
Инвесторы, для которых такой уровень риска оказывается неприемлемым, выводят капитал из российских ценных бумаг, не дожидаясь непосредственно объявления ограничений на приобретение или владение российским госдолгом.
Доля нерезидентов в ОФЗ была смоделирована в зависимости от изменения темпов экономического роста, цен на нефть, также в модель была включена авторегрессионная компонента и переменная, отвечающая за введение санкций в августе 2018 года. Для моделирования был использован период с 2013 по 2019 год.
- Отток нерезидентов из ОФЗ после введения санкций за инцидент в Солсбери продолжался на протяжении трех кварталов 2 .
- Предсказание доли нерезидентов в ОФЗ, сделанное на основе данных в 2013–2019 годах, оказывается значительно выше, чем в реальности. Это демонстрирует уже начавшийся отток иностранного капитала из российского государственного долга.
- Предсказанная доля нерезидентов в ОФЗ на начало 2021 года примерно на 10 п.п. выше, чем реальная – около 33% вместо 23%, таким образом можно говорить об оттоке капитала вследствие инцидента с Навальным в размере около 1,3 трлн рублей за два квартала.
Основания для появления задолженностей
Современный внешний долг России, так же как и в 90-х годах, сложился вследствие непростых политических и экономических проблем. Основанием для его появления и последующего увеличения были следующие факторы:
- Распад СССР.
- Нарушение существовавших ранее хозяйственных и иных типов связей.
- Разногласия и недопонимания между вновь образованными независимыми республиками.
Также на показатель долга оказывало влияние желание молодых государств разделить внешние активы и пассивы, оставшиеся от прежнего государства. Все эти факторы повлияли на то, что долги России, которые образовались в 90-х годах, пришлось выплачивать единолично, так как другие государства не могли в полной мере повлиять на изменение финансовой ситуации. Им нужно было самим восстанавливать различные сферы для последующего развития. По состоянию на начало 1991 года общий долг, который выплачивала Россия, составлял около 62% от всех долгов СССР перед западными странами.
Несмотря на постепенные выплаты параллельно проводилось переоформление скопившейся задолженности, так как на карте мира была уже совсем другая страна. Это повлияло на то, что общая сумма долга России за период 1991-1995 годы увеличилась почти в 2 раза. Негативно на ситуации отразился и тот факт, что изначально долговые обязательства имели неблагоприятную структуру. Большую часть составляли кредиты краткосрочные и средние по времени выплаты. 90% следовало погасить в период 1992-1995 годов.
Особенностью формирования задолженности являлось и то, что большинство займов было совершено в коммерческих структурах западных стран. Из документов известно, что в кредитной программе СССР принимали участие около 600 коммерческих банков. Работали они в 24 странах мира. Большинство средств предоставили:
- Германия (выдала значительную часть средств).
- Италия.
- Австрия.
- Франция.