Порядок освобождения от административной ответственности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок освобождения от административной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующее законодательство предусматривает основания и порядок освобождения лиц, совершивших правонарушения, от административной ответственности. Одно из таких оснований — малозначительность совершенного проступка (ст. 2.9 КоАП РФ). Вопрос о том, является ли деяние малозначительным, решается с учетом всех его субъективных и объективных признаков (места, способа совершения, характера вины и т.п.). Малозначительными проступками могут быть признаны, например, безбилетный проезд в общественном транспорте, нарушение пешеходами правил дорожного движения и др. В этом случае уполномоченное должностное лицо вправе ограничиться устным замечанием, которое не влечет никаких юридических последствий. Важно, чтобы при решении вопроса об освобождении нарушителя от административной ответственности были учтены все объективные и субъективные обстоятельства, характеризующие правонарушение и лицо, его совершившее.Освобождение от административной ответственности может проявляться в замене ее мерами дисциплинарного или иного воздействия. В соответствии со ст. 2.5 КоАП военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и другие лица, на которых распространяется действие специальных правовых актов о дисциплине за совершение административных правонарушений, как правило, несут дисциплинарную ответственность, кроме проступков, за совершение которых ответственность наступает на общих основаниях.Согласно ст. 2.3 КоАП комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, может освободить его от ответственности. К указанному лицу могут быть применены меры, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. К их числу относятся, например, выговор, обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб и др. Применение названных мер не влечет административной ответственности. Не подлежат административной ответственности лица, совершившие правонарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.
Основания освобождения от административной ответственности
Малозначительность – это особая оценка последствий деяния, квалифицирующего как административное правонарушение. Применение меры освобождения от ответственности в связи с малозначительностью деяния является решением должностного лица или уполномоченного органа, ведущего дело об административном правонарушении. Малозначительность указывает на незначительный характер правовых последствий или их отсутствие.
Это отличается данное основание от всех других, где уполномоченный орган и его должностное лицо обязываются освободить от административной ответственности по законным основаниям.
Невменяемость лица – это его состояние, когда оно в момент совершения правонарушения не могло осознавать, что совершается правонарушение, не могло руководить своими действиями. Обычно такие лица являются недееспособными по решению суда, или имеют психические заболевания, слабоумие и другие расстройства.
Замена другим видом наказания так же является основание освобождения от серьезных последствий в виде большого наказания по КоАП РФ. Применяется данная мера, как правило, к лицам с особым статусом, для которых предусмотрены меры привлечения к ответственности по дисциплинарным уставам. Среди них – сотрудники ОВД, военнослужащие и т. д.
Освобождение от административной ответственности
Согласно ст. 2.7 КоАП не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Крайняя необходимость является одним из правомерных средств предотвращения опасности, представляющей угрозу охраняемым законом интересам.
Необходимым условием административной ответственности является наличие вины (умысла или неосторожности) у лица, совершившего противоправное деяние. Душевнобольные, слабоумные, не способные осознавать характер совершаемых своих действий, не способные руководить своими действиями из-за поражения волевой сферы психики лица не могут быть признаны виновными вследствие невменяемости (ст. 2.8 КоАП).
При применении административной ответственности необходимо иметь в виду требование ст. 2.3 КоАП о том, что ответственности за совершение административного правонарушения подлежат лишь лица, достигшие к моменту такого деяния 16-летнего возраста.
Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Признаки административного наказания:
• фактическим основанием выступает административное правонарушение;
• применяется специально уполномоченными субъектами;
• реализуется в установленном процессуальном порядке;
• применяется посредством соответствующих мер;
• вызывает наступление определенных правоограничений;
• применяется для достижения определенных целей. Цели административного наказания:
1) специальное предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений самим правонарушителем);
2) общее предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений другими лицами).
Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность заданное административное правонарушение.
Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания физическому лицу:
• характер совершенного административного правонарушения;
• личность виновного;
• имущественное положение виновного;
• обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
• обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания юридическому лицу:
• характер совершенного административного правонарушения;
• имущественное и финансовое положение юридического лица;
• обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
• обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:
• раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
• добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
• предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
• совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
• совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
• совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:
• продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
• повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
• вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
• совершение административного правонарушения группой лиц;
• совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
• совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Давность привлечения к административной ответственности:
• не позднее двух месяцев со дня совершения (обнаружения длящегося) административного правонарушения;
• не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства РФ об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных предприятий;
• не позднее одного года со дня совершения (обнаружения длящегося) административного правонарушения, влекущего применение административного наказания в виде дисквалификации.
Порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности таков. Начало срока:
• со дня совершения административного правонарушения;
• со дня обнаружения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении);
• со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения при наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения).
Окончание исчисления срока – с момента вынесения решения о назначении административного наказания.
Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений:
• при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение;
• при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрены двумя и более статьями КоАП и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В этом случае административное наказание назначается с учетом следующих правил: 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа;
• при определении административного наказания в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 4.4 КоАП могут быть назначены дополнительные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.
Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.
Административно-процессуальная правосубъектность – основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.
Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.
Административно-процессуальная правоспособность – способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.
Административно-процессуальная дееспособность – способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.
Виды субъектов административного процесса:
1) физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);
2) государственные органы, предприятия и учреждения;
3) государственные служащие;
4) общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;
5) служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.
Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:
• субъекта, возбудившего управленческое дело;
• субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;
• стороны административного процесса;
• третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;
• уполномоченного представителя;
• лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;
• лица, защищающего права и интересы других лиц;
• лица, содействующего отправлению административного процесса.
Лицо, рассматривающее жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связано доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. При пересмотре постановления подлежит проверке законность и обоснованность вынесенного процессуального акта, при этом вопрос об удовлетворении каких-либо исковых требований не рассматривается.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ (постановление от 25.02.2014 N 4-П) использование возможности освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) не зависит от вида (состава) правонарушения и распространяется на случаи, когда действие или бездействие лица, формально содержащее все признаки состава административного правонарушения, фактически не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Добровольное устранение последствий правонарушения и возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Настадии пересмотра постановления по делу об административном правонарушении лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 КоАП РФ, подается не исковое заявление (о признании правонарушения малозначительным, об изменении постановления в части установления меры ответственности и т.п.), а жалоба, в которой оспаривается законность и обоснованность вынесенного процессуального акта.
Лицо, подающее жалобу, вправе указать на обстоятельства, которые, по его мнению, не были учтены при назначении вида и размера административного наказания, установлении малозначительности административного правонарушения, а также указать на недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу (статья 26.1 КоАП РФ).
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Какое грозит наказание и как его избежать: алгоритм первоначальных действий
Первый и основной вопрос, на который пытается получить ответ любой человек, если в отношении него, его близкого родственника или знакомого возбуждено уголовное дело: какое наказание грозит в случае вынесения обвинительного приговора. Это вполне нормально, так как человеку свойственно прогнозировать будущее в плане как положительных, так и отрицательных последствий тех или иных событий, а в случае, когда проводится расследование уголовного дела, хочется прежде всего понять, посадят или нет, если есть риск лишения свободы, то на какой срок и как избежать ответственности.
В этой статье мы рассмотрим наиболее важные нормы уголовно-процессуального законодательства, связанные с регулированием вопросов назначения наказания и освобождения от него.
Алгоритм действий при определении санкции, которая может быть назначена за конкретное преступление, следующий:
-
Определить, какая максимальная санкция предусмотрена УК РФ за совершение преступного деяния, в котором обвиняется гражданин, и определить его категорию.
-
Определить, есть ли основания для освобождения от уголовной ответственности.
-
Определить, есть ли основания для применения норм УК РФ, устанавливающих пределы наказания для отдельных категорий или видов преступлений.
-
Определить, есть ли основания для освобождения от наказания.
Основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности
Исходя из принципа гуманизма, КоАП устанавливает основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения в состоянии крайней необходимости, невменяемости или при малозначительности проступка.
Статья 2.9 КоАП предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья , орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В ст. 2.7 КоАП установлено, что не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости , т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Таким образом, совершение административного правонарушения в состоянии крайней необходимости не только освобождает лицо от административной ответственности, но и позволяет не считать такие действия административным правонарушением. Институт крайней необходимости способствует повышению социальной активности людей, Предоставляет им возможность принимать участие в предотвращении Вреда правам человека, интересам государства и общества. При крайней необходимости происходит столкновение двух интересов: угроза причинения вреда одним правоохраняемым интересам устраняется путем причинения вреда, хотя и меньшего, другим.
Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная, а не мнимая угроза указанным интересам. Не будеткрайней необходимости, если угроза указанным охраняемым интересам / может возникнуть в будущем. Примером источников угрожающей опасности при крайней необходимости могут являться стихийные силы — наводнения, пожары, землетрясения; поведение животных, например при их нападении на человека. Причинение вреда можно признать оправданным, если у человека не было иного выхода для спасения более ценного блага. Поэтому при обнаружении угрозы правоохраняемым интересам должны находиться непротивоправные пути предотвращения или устранения такой угрозы, а если такой возможности нет, должны приниматься меры, минимально нарушающие правоохраняемый интерес. При сопоставлении вреда причиненного и вреда предотвращенногонужно учитывать социальную значимость интересов, причем при сопоставлении жизни и здоровья человека и имущественных интересов предпочтение отдается жизни и здоровью людей.
Другой комментарий к статье 2.9 КоАП РФ
1. Комментируемая статья предусматривает такое основание для освобождения от административной ответственности, как малозначительность административного правонарушения. В данном случае выносится лишь устное замечание (отрицательное суждение по поводу совершенного лицом проступка).
Как разъясняется в ч. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при малозначительности действие или бездействие формально содержит признаки состава административного правонарушения, однако с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, в частности, личность и имущественное положение лица, добровольное устранение им последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Вопрос о том, является ли деяние малозначительным, разрешается судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным решить дело об административном правонарушении.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, например, относятся административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ (ч. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
2. Исходя из ч. ч. 2, 4 Методических рекомендаций по применению антимонопольными органами ст. 2.9 КоАП РФ (в части прекращения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, по малозначительности), утвержденных ФАС России), нарушения порядка и сроков представления уведомлений в антимонопольный орган могут быть в отдельных случаях квалифицированы в качестве малозначительных с учетом конкретных обстоятельств дела, таких как, например, незначительный (до 15 дней включительно) пропуск установленного законом срока представления уведомлений, при этом непредставление сведений по запросу антимонопольного органа не может быть признано малозначительным.