Пенсия госслужащих за выслугу лет в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия госслужащих за выслугу лет в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсия за выслугу лет – это дополнительные выплаты от государства, на которые имеют право некоторые категории лиц, если они соответствуют конкретным требованиям. При назначении данного вида пенсии не учитывается возраст претендента, а также его трудоспособность. Имеет значение лишь его трудовой стаж в определённой должности на государственной службе.
Назначение пенсии государственным гражданским служащим
В ст. 7 Закона № 166-ФЗ прописаны условия, при которых гражданским государственным служащим назначается пенсия. В этой статье указано, что получать пенсию за выслугу лет имеют право те государственные служащие, которые в 2019 году:
- отдали службе государству не менее 16,5 лет своей жизни. В некоторых случаях пенсия может быть назначена при меньшем стаже;
- перед тем как подать заявление на пенсию, должны были непрерывно проработать в должности последние 12 календарных месяцев;
- подали заявление на получение дополнительной пенсии до того, как им исполнится 56,5 и 61,5 лет женщине и мужчине соответственно. Это предельный возраст, при котором можно находиться на госслужбе;
- увольнение со службы произошло не по вине самого служащего;
- наличие страхового стажа не менее 10 лет. Индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть не меньше 16,2.
Размеры пенсий государственных гражданских служащих
Пенсия государственных гражданских служащих – это не фиксированная сумма. На её величину влияет несколько факторов:
- средняя заработная плата заявителя за последние 12 календарных месяцев перед выходом на пенсию;
- стаж, который он заработал на госслужбе.
Для расчёта среднего заработка за последний год необходимо учитывать только те доходы, которые будущий пенсионер получал на такой службе. Если он работал ещё где-то, то эти выплаты не учитываются. Для получения конкретной суммы среднего дохода за месяц необходимо сложить все выплаты на госслужбе и разделить полученную сумму на 12.
При расчёте берут во внимание:
- ежемесячный оклад;
- ежемесячные надбавки;
- различные финансовые поощрения;
- премии постоянного и разового характера.
Не учитываются следующие периоды времени за последний год:
- отпуск за свой счёт;
- отпуск, необходимый женщине для подготовки к родам и отдыху после этого;
- периоды, когда будущий пенсионер находился на больничном;
- отпуск, необходимый родителю для осуществления ухода за своим малышом.
Также не учитываются и те пособия, которые выплачивались служащему в эти периоды времени. После подведения итогов полученная сумма не должна превышать величину, равную 2,8 оклада будущего пенсионера. Сумма оклада устанавливается на государственном уровне.
В зависимости от того, сколько лет будущий пенсионер отдал службе на государственной должности, зависит размер его будущей пенсии, то есть:
- если он проработал на государственных должностях в общей сложности 15 лет, то пенсия будет в размере 45%;
- если же стаж будущего пенсионера более 15 лет, то за каждый год ему будут доплачивать ещё 3%.
Но законом установлен лимит! Пенсия государственного служащего не может превышать 75% от его среднемесячного оклада. Для наглядности стоит привести пример:
- средний заработок служащего Г. после всех расчётов составил 24 тысячи рублей;
- на государственных должностях он отработал в общей сложности 19 лет.
Варианты исчисления выплаты
Запомните основное требование, что в алгоритм просчета не добавляются декретные выплаты и отпуска за свой счет. Помимо этого, общая процедура исчисления пособия такова:
- При отсутствии вышеуказанных событий средний доход можно узнать посредством суммирования всех полученных зарплат за год и поделить полученную цифру на 12.
- Жителям Крайнего севера к пенсии насчитывают повышающие коэффициенты, что значительно увеличивают сумму к получению ими на руки.
- Если у человека есть периоды декретов или неоплачиваемых отпусков в последнем году работы, то тогда годовой заработок делится уже не на 12, а на общее отработанное время в году и находится произведение полученного показателя и 12.
Хотя законодатели тщательно старались все продумать, недостатки в принятой схеме все же присутствуют. Сумма пенсий зачастую меньше получения страховой пенсии по трудовому стажу для обычных людей, что не трудились на благо отчизны. Следовательно терялся всякий смысл оформлять пенсию по выслуге лет, в то время как за общий стаж труда можно было получить большую цифру.
Важный условием, о чем не стоит забывать, выступает наличие минимума установленного нормативными документами стажа труда на госдолжностях. Также огромное значение имеет возраст будущего пенсионера, так как с момента принятия нового пенсионного законодательства каждый год он будет повышаться (ФЗ № 400). Условия для получения права на пенсию госслужащим таковы:
- Иметь в распоряжении достаточное количество лет страхстажа.
- Быть в возрасте, допустимом для ухода на отдых.
- Не состоять на должности в момент обращения в пенсионный орган для присвоения выплаты.
Таким образом вся госслужба вправе рассчитывать на пенсионное обеспечение, состоящее из двух частей:
- Пенсия за выслугу лет при выполнении вышеоговоренных условий (N 166-ФЗ).
- Часть страхпенсии по возрасту
Делая вывод из это нормы, можно утверждать, что все госслужащие в итоге просчета получать две пенсии. Страховая пенсия состоит из той части, что присваивается после оформления выплаты за выслугу лет. Новое нормотворчество изменило не только общий подход к понятию пенсии, н и естественно алгоритмы ее просчета.
Много говорится о страховой доли в общей величине выплаты. Это своего рода соотношение всего пенсионного капитала к выбранному периоду для расчета пособия, исчисляемый месяцами.. это капитал накапливается в момент от назначения пенсии по выслуге и временем уходя на отдых человеком по факту.
Знайте, что теперь добавлен к страховому стажу отпуск по уходу за ребёнком. Трудоспособный и активный человек вполне может повысить свою часть страховой пенсии, продолжая трудиться и на пенсии на своей или иной должности. Это поможет быть ему более социально защищенным после ухода на пенсию.
Как можно уйти на пенсию с госслужбы по инвалидности
Что включается в стаж государственной гражданской службы Стаж государственной гражданской службы – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии; В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях. По инвалидности Пенсионные пособия в связи с инвалидностью устанавливаются всем лицам независимо от наличия рабочего места, на основании медицинских показателей, соответственно госслужащий может одновременно и пенсию по инвалидности получать и работать в прежней должности, при условии, что состояние здоровья позволяет выполнять вмененные обязанности. При этом госслужащий при достижении возраста, предусмотренного для оформления пенсии по старости и наличия пятнадцатилетнего стажа госслужбы, может оформить досрочную пенсию со всеми льготами, которые положены им по закону.
Документы для оформления пенсии
Для установления пособия за выработку лет вместе с заявкой нужно предоставить следующий пакет документов:
- паспорт (копия и подлинник);
- справку о величине среднего месячного заработка служащего за последний полный год гражданской службы перед уходом;
- справку о должности, этапы работы в которой включаются в стаж гос. службы для установления дотации за выработку лет;
- справку из органа, который выполняет пенсионное обеспечение, об установленной (оформленной раньше срока) трудовой пенсии по инвалидности (старости) и сумме назначенной пенсии;
- копию трудовой книжки;
- копию приказа об увольнении из федерального органа;
- копию военного билета (если есть стаж военной службы);
- другие бумаги, которые подтверждают этапы, включаемые в стаж гос. службы, для назначения дотации за выработку лет.
Чтобы уточнить необходимый перечень документов, которые могут понадобиться при присуждении пенсии, нужно обратиться в территориальный орган ПФР.
Увеличение срока выслуги
Увеличение выслуги для права на пенсию с 20 до 30 лет в 2020 году не предусмотрено. Однако, с 1 января 2021 года действует закон, предусматривающий поэтапное увеличение минимального рабочего стажа в государственных структурах. Таким образом, пенсия судей (как и других бюджетников) в 2021 году будет повышаться поэтапно: ежегодный рост на полгода до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.
Увеличение срока службы до 25 лет, дающего право на пенсию предусматривает новый закон, который может вступить уже с 1 января 2021 года.
Закон предусматривает выплаты в размере 65% денежного довольствия за выслугу 25 лет, а сверх этого срока добавку в размере 3%, но не более 95%.
В настоящее время военнослужащий через 20 лет воинской службы имеет права на пенсионное обеспечение, равное половине денежного довольствия в зависимости от имеющегося оклада, военного звания, занимаемой должности, надбавки за срок несения службы и прочих индексациях. За каждый год несения службы после 20 лет, военнослужащий получают надбавку к нему в размере 6,3%, но не более 85%.
Оформление пенсии и необходимые документы
Гражданин имеет право подать заявление о назначении пенсионного обеспечения после возникновения на него права на имя председателя Правления ПФР, в любой момент без ограничения во времени. Заявление необходимо подать в Пенсионный фонд или Многофункциональный центр как самостоятельно, так и через законного представителя, либо по почте. При отправке заявления через почтовое отделение днем обращения будет считаться дата, указанная на штампе с места отправления.
Рассмотрение заявление происходит в течение 10 дней со дня подачи заявления или предоставления недостающих документов.
К заявлению необходимо приложить следующие документы:
- паспорт (подлинник и копию);
- справку о размере среднего месячного заработка на гражданской службе за последний полный год перед уходом;
- справку о занимаемой должности, подтверждающую стаж государственной службы;
- справку из отдела Пенсионного фонда, об установленной трудовой пенсии по старости или инвалидности и начисляемой сумме;
- копию трудовой книжки;
- копию приказа об увольнении с государственной службы;
- копию военного билета;
- документы, подтверждающие деятельность, которые включаются в стаж государственной службы.
Изменения в пенсиях по выслуге лет для госслужащих
Для получения дополнительных 55% к пенсии госслужащий в будущем должен будет пребывать на своём посту ещё 5 лет, тогда как на сегодняшний день для этого достаточно 1 года.
В современном мире все чаще стали обсуждаться вопросы касательно пенсии. Ведь текущий год весьма богат на изменения. Особенно это касается сферы пенсионного обслуживания. В текущем году было принято большое количество реформ в данной сфере, и нельзя сказать, что все они были хорошо приняты населением. Пенсионный калькулятор не применим для военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, у которых нет страхового стажа в качестве наемных работников на должностях, не относящихся к военной службе.
Вне зависимости от того, какую именно вы занимаете должность или же выполняете работу, если она имеет отношение к государственному ведомству, то вам в любом случае положены определенного вида льготы.
Надбавка за выслугу лет государственным гражданским служащим
При выезде федерального госслужащего из районов, для которых предусмотрен районный коэффициент, на новое постоянное место жительства, размер пенсии устанавливается без учета коэффициента (или с учетом другого коэффициента, действующего на территории нового места жительства).
Важные моменты, от которых зависит возможность получения довольствия по выслуге лет:
- Стаж минимум шестнадцать лет в 2021 году, в 2021 году – шестнадцать с половиной лет;
- Отношение к лицам, имеющим право на пенсионное довольствие по старости на момент завершения работы по основной должности;
- Срок работы которых на должностях федеральной госслужбы составил не менее одного полного года перед увольнением.
Ваши комментарии очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу людей. Не забывайте ставить оценки публикациям и делиться своим мнением с другими участниками сайта.
Сказанное выше означает, что если страховая пенсия по старости или по инвалидности федерального госслужащего будет составлять 75% среднего месячного заработка, то пенсия за выслугу лет этому госслужащему назначаться не будет.
Формула для расчета пенсии за выслугу лет (ст.13а Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1)
с 01.01.2014 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента» Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 60,05%
с 01.10.2013 г.произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и подпунктом «г» пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 604.Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 58,05%
с 01.04.2013 г. произведен перерасчет надбавок к пенсиям, повышений пенсий и пенсий, рассчитанных из РРП, в связи с ежегодной индексацией размера социальной пенсии (Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 №281)[31]. Размер социальной пенсии с 01 апреля 2013 года составляет 3 692 руб. 35 коп.
с 01.01.2013 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента». Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 56%.
Таким образом, в декабре прошлого года все пенсионеры МВД России получили предварительно пересчитанную январскую пенсию, а в феврале-марте 2014 года пенсии будут выплачиваться исходя из новых размеров окладов по должностям, которые сотрудники (военнослужащие) МВД России занимали на день увольнения со службы (при оформлении пенсии).
Заключение
В настоящее время многие развитые страны сталкиваются с проблемами пенсионного обеспечения своих граждан. Низкие размеры пенсий, увеличение пенсионной нагрузки на работающее население, неустойчивость пенсионных систем, отсутствие достаточного обеспечения финансовыми средствами — все это говорит о необходимости серьезного реформирования систем пенсионного обеспечения в этих государствах.
Схожие проблемы существуют и в России, а направления дальнейшего совершенствования российской пенсионной системы являются предметом оживленных дискуссий. Это связано с тем, что «проблема выбора пенсионной системы для страны относится к стратегическим, базисным вопросам жизнедеятельности нескольких поколений, а поэтому требует применения подходов и методов, более сложных по характеру, чем те, которые применяются для решения текущих проблем».
Эти вопросы актуальны и для системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в правоохранительных органах, в частности для пенсионеров полиции, в связи с тем, что органы внутренних дел Российской Федерации являются частью общественного сектора и в отношении пенсионеров правоохранительных органов государство имеет такие же обязательства, как и для общегражданских пенсионеров. Особое значение эти вопросы имеют в контексте глубокой модернизации МВД России, создания нового правоохранительного института — полиции и формирования новой законодательной базы о функционировании этого института.
На протяжении многих лет пенсионеры системы МВД России в социально-экономическом и правовом отношении относились к категории граждан, надежно защищенных со стороны государства. Считалось, что уровень пенсий бывших сотрудников правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, гораздо выше, чем гражданского населения, а система их пенсионного обеспечения является привилегированной.
Действительно, сотрудники правоохранительных органов выходят на пенсию гораздо раньше, чем большинство других категорий работников; длительное время размеры их пенсий в значительной степени превышали размеры общегражданских пенсий; индексация пенсий проводится регулярно одновременно с повышением денежного довольствия действующих сотрудников. Тем не менее с начала 2000-х гг. наблюдается тенденция снижения уровня жизни пенсионеров МВД России: соотношение средних размеров военных пенсий и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по стране уменьшается; темпы роста военных пенсий отстают от темпов роста общегражданских пенсий; сокращается доля пенсионнообразующих компонентов в денежном довольствии основных категорий сотрудников ОВД и, соответственно, снижается соотношение средних размеров всех видов военных пенсий с величиной полного денежного довольствия сотрудников. Это объясняет необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел.
Для пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов свойственна более тесная взаимосвязь с прошлой трудовой деятельностью (это проявляется как в традиционных элементах, связывающих пенси��нное обеспечение и прошлую службу сотрудников — в денежном довольствии, в выслуге лет, так и нетипичных для пенсионного обеспечения в целом — в причинах инвалидности, в основаниях увольнения, в обязательном наличии специальных званий, в ограничении возраста пребывания на службе и др.).
Пенсионное обеспечение наряду с другими мерами социальной защиты компенсирует ограничения, объективно обусловленные характером деятельности правоохранительных органов, реализует социальные ожидания сотрудника правоохранительного органа, нейтрализует факторы, препятствующие эффективной служебной деятельности сотрудников. Отсутствие цельного правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников, вызванное появлением новых правоохранительных структур, деятельность и статус которых регулируется отдельными нормативными правовыми актами, принятыми до вступления в силу Конституции РФ, которое осуществляется на фоне реформирования государственной службы в целом и правоохранительных министерств и ведомств, в частности.
Какие льготы полагаются таким пенсионерам?
Сегодня утвержден целый перечень привилегий, которые предоставляются лицам, достигшим пенсионного возраста в связи с выслугой лет. В частности, речь идет о таких преференциях:
- налоговые льготы, в виде скидок или полного освобождения от уплаты земельного, подоходного и транспортного налогов;
- возможность покупки жилища по льготной программе;
- получение скидок при покупке лекарств или безвозмездное предоставление медикаментов, но только входящих в список льготных;
- путевки на льготной основе для прохождения курса оздоровления в санаториях и на курортах;
- материальная поддержка для малообеспеченных пенсионеров.
Как работает пенсионное обеспечение государственных служащих на практике
К сожалению, вышеописанная система хоть и сложна, но не всегда эффективна.
Долгое время зарплаты государственных служащих были крайне низкими, и граждане не оформляли пенсию по выслуге, т. к. ее мизерный размер не дотягивал до положенной бывшему госслужащему страховой части трудовой пенсии.
Сложная система оснований к получению пенсии по выслуге стала причиной многочисленных судебных процессов: государственные или муниципальные органы и пенсионер не могли без участия суда разобраться, есть ли у гражданина право на пенсию.
Своеобразная судебная практика сложилась и в отношении часто изменяемых муниципальных нормативных актов. Например, муниципальное образование изменило свои пенсионные правила и переназначает уже назначенные пожизненно муниципальным служащим пенсии в сторону уменьшения. Суд здесь поддерживает сторону муниципального образования, фактически легализуя обратную силу закона, ухудшающего права гражданина. Мотивируется это тем, что пенсия по местному закону — это лишь дополнительная гарантия.
Таким образом, государственные служащие имеют право на пенсию по выслуге при наличии определенного стажа работы на должности и достижении пенсионного возраста, но только после увольнения с государственной службы. При расчете пенсии по выслуге учитывается заработанная гражданином страховая пенсия. К сожалению, сложная система оснований выплаты пенсии по выслуге постоянно становится причиной споров между госслужащими-пенсионерами и органом, назначающим им пенсию. Особенно проблемным вопросом являются дополнительные гарантии в области пенсии, предусмотренные региональными или местными законами.
Госслужащие могут одновременно получать две пенсии. Одну по выслуге лет. Это подтверждает ФЗ-166. Другую – по старости, как все граждане РФ. При этом для получения пенсии по выслуге лет достаточно 20 лет стажа в должности государственного служащего. Также увеличены требования к возрасту будущего пенсионера. Увеличение проходит в несколько этапов, как указано в таблице:
Год, когда работник достигнет пенсионного возраста | Минимальный стаж | Минимальный возраст для женщин и мужчин соответственно |
2018 | 16 | 56 лет / 61 год |
2019 | 16,5 | 56,5 лет /61,5 год |
2020 | 17 | 57 лет/ 62 года |
2021 | 17,5 | 57,5 лет / 62,5 года |
2022 | 18 | 58 лет / 63 года |
2023 | 18,5 | 58,5 лет / 63,5 года |
2024 | 19 | 59 лет / 64 года |
2025 | 19,5 | 59,5 лет / 64,5 года |
2026 и более | 20 | 60 лет/ 65лет |
Таким образом, изменения в 2022 году коснулись возраста выхода на пенсию госслужащих и размера минимального стажа. Еще одно требование – ИПК. Чтобы уйти с работы и получать пособие, госслужащий в России должен набрать пенсионный коэффициент. В 2021 году составляет – 21 балл. Если пенсионер не попадает под эти критерии, но проработал 25 лет в качестве госслужащего, он может подать запрос на оформление выплаты.
Зачем отодвинули срок
По уверениям экспертов и аналитиков увеличивать срок официального выхода на пенсию в России пришлось из-за того, что количество неработающих граждан неуклонно растет. Это может повлечь за собой разбалансировку системы выплаты пенсий. И государство вообще не сможет выдавать платежи своим пожилым гражданам.
В 70-х годах 20 века на пенсионную выплату одного пенсионера трудились 3,7 гражданина. В 2022 году количество работающих снизилось до 2 граждан. К 2044 году количество таких работников и вовсе снизится до 1,5 человек.
Дополнительным поводом аналитики приводят увеличение продолжительности жизни. Поэтому гражданин гораздо дольше находится на попечении государства и других трудящихся, чем было раньше. Насколько объективны такие заявления мнения расходятся.
Размер государственной платы
Размер средней заработной платы категории “госслужащий” определяется согласно Постановлению правительства от 2009 года. В расчет включается период последнего года на занимаемом посту до увольнения или до наступления пенсионного возраста:
- окладная часть по должностной категории;
- окладная часть по классификации чина;
- надбавка за выслугу лет;
- надбавка за условия труда и секретность;
- премиальные вознаграждения;
- отпускные.
К примеру, госслужащий Витайлов Ю. С. в 2018 году оформляет пенсию:
- стаж составляет 29 лет;
- размер страховой пенсии – 10.200 руб.;
- средний размер заработной платы – 32.000 руб.
Итог расчета:
- обязательный для выхода на пенсию стаж превышен на: 29-16=13 лет;
- 45% от среднемесячного заработка – 14.400 руб.;
- 3% составляют
- по формуле: (14.400- 10.200)+960*13=4.200+12.480=16.680 руб.