Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Да, в некоторых ситуациях даже при наличии всех признаков составов преступлений в виде превышения или злоупотребления должностными полномочиями результатом рассмотрения вопроса о виновности может стать полное освобождение лица от уголовного преследования. Так, если будет доказано, что сотрудник действовал из-за соображений безопасности других людей, общества или государства в целом, то он не может быть привлечен к уголовной ответственности.
По каким признакам отличается злоупотребление должностными полномочиями от превышения?
На практике часто путают превышение должностных полномочий и злоупотребление. Вместе с тем названные деяния образуют самостоятельные составы преступления.
Отличие состоит в том, что при злоупотреблении служебным статусом гражданин действует в рамках своей должностной инструкции, не выходя за пределы очерченных обязанностей. Также должно быть доказано наличие корыстного мотива и личной заинтересованности.
Помимо этого, злоупотребление служебными правами следует отличать от халатности. В случае возникновения сомнений по поводу квалификации правонарушения следует проконсультироваться с квалифицированными адвокатами компании СКП. Если признаки состава, предусмотренного статье 285 УК РФ, не подтвердятся, мы поможем переквалифицировать деяние на менее тяжкое или докажем отсутствие состава преступного деяния.
Когда ответственности не будет вообще
Пример №10. При освобождении заложников из здания начальник криминальной полиции отдал приказ взорвать черный вход, поскольку при любых других вариантах действий была высока вероятность жертв людей, находившихся внутри. Впоследствии, уже после освобождения пострадавших, был подсчитан более чем значительный ущерб, причиненный зданию (оно принадлежало государству и, более того, имело историческую ценность). Но, учитывая обстановку, сотрудника полиции не привлекли к ответственности за превышение, поскольку была установлена невозможность иным способом разрешить критическую ситуацию, создающую опасность для окружающих.
Если представитель власти действует по приказу, который он воспринимает как законный, ответственности также не будет.
Пример №11. Егоркину Е.Н. было предъявлено обвинение в том, что он, будучи сотрудником ГИБДД, превысил свои должностные полномочия и незаконно изъял у автомобилиста машину, которую поставил на штрафстоянку без оснований. Адвокату Егоркина Е.Н. удалось доказать в суде, что данные действия он выполнял по указанию старшего смены, которому был обязан подчиняться. При этом руководитель, отдавая приказ об изъятии автомобиля у владельца, сообщил подчиненному Егоркину Е.Н. заведомо ложные сведения о том, что машина находится в розыске. Поскольку инспектор ГИБДД не мог предвидеть, что начальство отдает заведомо ложный приказ, был вынесен оправдательный приговор. При этом старший смены был впоследствии осужден за совершение вымогательства и злоупотребление своими полномочиями.
Мы подробно рассмотрели в данной статье нюансы, связанные с такими квалификацией должностных преступлений. Еще раз обратим внимание на то, что ответственность за такие деяния несет только представитель власти, который в момент совершения был наделен полномочиями. Если доказательств наделения лица служебными обязанностями нет, то преступление вменяется виновному как частному лицу.
Должностное лицо в КоАП РФ
Административной ответственности согласно ст. 2.4 КоАП РФ подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Так же прочтите: Что такое предмет доказывания в уголовном процессе
Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.
Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ)
Объективные признаки
Преступление имеет дополнительным объектом отношения, возникающие при осуществлении расходов бюджетов всей бюджетной системы страны.
Объективная сторона характеризуется действием — расходованием бюджетных средств на цели, противоречащие условиям их получения. Расходование бюджетных средств означает процедуру финансирования, осуществляемую путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере санкционированного денежного обязательства в пользу физических и юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права (ст. 219 БК РФ).
Нецелевым следует считать расходование бюджетных средств, которое не соответствует условиям их получения, определенным в следующих документах: а) утвержденный бюджет соответствующего уровня; б) бюджетная роспись; в) уведомление о бюджетных ассигнованиях; г) смета доходови расходов (бюджетная смета по действующему бюджетному законодательству); д) иной документ, являющийся основанием для получения бюджетныхсредств, например уведомление о лимитах бюджетных обязательств.
Примерами нецелевого расходования бюджетных средств могут служить финансирование расходов, не включенных в смету расходов и доходов; финансирование расходов в объеме большем запланированного за счет недофинансирования других расходов и т. п.
Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета.
Обязательным признаком состава рассматриваемого преступления является крупный размер денежных средств, списанных не по целевому назначению.
В соответствии с примечанием к комментируемой статье крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей. В отличие от административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, данное преступление не может быть совершено юридическим лицом.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств, т. е. органа государственной власти, органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, орган местной администрации, а также бюджетного учреждения, имеющее право принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства.
Квалифицированные виды
Они предусмотрены в ч. 2 ст. 285.1 УК РФ. Деяние следует считать совершенным группой лиц по предварительному сговору (п. «а»), если в нем участвовали два или более должностных лица получателя бюджетных средств, имеющих об этом предварительную договоренность (например, начальник и главный бухгалтер государственного или муниципального учреждения).
Особо крупным размером (п. «б») признается сумма бюджетных средств, превышающая 7 млн 500 тыс. руб. (прим. к данной статье УК РФ).
Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ)
Объективные признаки
Это преступление определено в законе как присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций.
Дополнительный объект — тот же, что и в преступлениях, предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ.
Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в присвоении полномочий должностного лица и совершении в связи с этим неправомерных действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Именно в совершении таких неправомерных действий и заключается опасность анализируемого преступления, а присвоение полномочий должностного лица составляет, условно говоря, способ совершения преступления. Для того чтобы получить возможность совершения неправомерных действий от имени должностного лица, виновный выдает себя за таковое.
Присвоение полномочий должностного лица может иметь различные формы: устное объявление себя должностным лицом, использование форменной одежды или поддельных документов должностного лица. В последнем случае деяние требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ.
Состав данного преступления материальный, преступление признается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Вопрос о признании нарушения прав и законных интересов существенным решается судом с учетом конкретных обстоятельств, характера и количественных показателей причиненного вреда. При отсутствии указанных последствий действия, совершенные в результате присвоения полномочий должностного лица, состава рассматриваемого преступления не образуют. Эти последствия должны находиться в причинной связи с неправомерными действиями, совершенными в результате присвоения полномочий должностного лица.
Если неправомерные действия, совершенные с присвоением полномочий должностного лица и существенно нарушившие права и законные интересы граждан или организаций, содержат состав другого преступления (например, нарушение конституционных прав и свобод), то деяние должно квалифицироваться по совокупности преступлений.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления — специальный, им может быть только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Совершение аналогичных действий лицом, не являющимся государственным или муниципальным служащим, не образует состава рассматриваемого преступления.
Так, Верховный Суд РФ отменил приговор Верховного Суда Республики Башкортостан и прекратил за отсутствием состава преступления дело К., осужденного по ст. 288 УК РФ, на том основании, что, не являясь государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, К. не являлся субъектом присвоения полномочий должностного лица.
Если лицо, не являющееся государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, выдает себя за должностное лицо и благодаря этому совершает хищение чужого имущества или приобретает право на него (например, лицо занимается поборами с водителей, незаконно надев форму работника милиции и выдавая себя за инспектора дорожно-патрульной службы), его действия следует квалифицировать как мошенничество при отягчающих обстоятельствах (ст. 159 со ссылкой на п. «и» ч. 1 ст. 63 УК РФ).
Комментарий к Ст. 285 Уголовного кодекса
1. Отдельным вопросам квалификации злоупотребления и превышения должностных полномочий посвящено Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
2. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями образуется тремя обязательными признаками.
Деяние представляет собой действие в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; возможно также совершение преступления путем бездействия. Действия лица формально являются правомерными и входят в его компетенцию, однако совершаются вопреки интересам службы, т.е. вопреки целям и задачам деятельности данного лица, «во зло» службе, государственным интересам, не вызываются служебной необходимостью (см. п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).
Использование неслужебных отношений, хотя и связанных со службой (личных связей, авторитета занимаемой должности и т.п.), состава преступления не образует.
Объективная сторона предполагает также наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (см. п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19) и причинную связь между деянием и последствиями. В отсутствие последствий содеянное образует, как правило, дисциплинарный проступок или административное правонарушение.
3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла (как прямого, так и косвенного), а также обязательными мотивами: корыстной или иной личной заинтересованностью (см. п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19). Ложно понятые служебные интересы не могут образовывать необходимый для наличия состава преступления мотив (например, проведение излишних ревизий и проверок с целью выявить скрытые злоупотребления и правонарушения).
4. Субъект специальный: должностное лицо. В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК должностное лицо характеризуется единством трех обязательных характеристик: а) выполняемые лицом функции; б) время (длительность) выполнения функций; в) место выполнения функций.
5. Должностное лицо должно выполнять функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. О функциях представителя власти говорится в примечании к ст. 318 УК, в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» и п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19, об иных функциях — в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 и п. 4 — 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19.
Выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций наряду с выполнением сугубо профессиональных функций требует их корректного разграничения, поскольку при совершении действий в процессе выполнения последних субъект не признается должностным лицом.
6. Должностное лицо должно выполнять свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию. Постоянное выполнение функций предполагает их выполнение в результате назначения или избрания на должность и при этом срок полномочий лица или не определен временными рамками, или ограничен законодательно промежутком времени. Временное выполнение функций связано с назначением на должность для замещения временно отсутствующего должностного лица. Выполнение функций по специальному полномочию означает, что эти функции не являются основной работой для лица, которое является посторонним по отношению к данному органу государственной власти или органу местного самоуправления (см. п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).
7. Должностное лицо должно выполнять свои функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контролируемых государством или муниципальными образованиями, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Данный признак позволяет отграничить анализируемое понятие от лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации (см. комментарий к ст. 201 УК).
Следует обратить внимание, что лица, выполняющие соответствующие функции в частных учреждениях, созданных гражданином или юридическим лицом (п. 2 ст. 120 ГК РФ), охватываются примечанием 1 к ст. 201 УК.
8. Квалифицированный состав (ч. 2) предполагает ответственность за деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Данные понятия раскрываются в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК; см. также ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19.
Под главой органа местного самоуправления следует понимать главу муниципального образования (см. ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).
9. Характеристика особо квалифицированному ��оставу (ч. 3) дается в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19.
10. Злоупотребление должностными полномочиями следует отличать от хищения с использованием служебного положения (см. п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19). При злоупотреблении отсутствует незаконное безвозмездное обращение государственного или муниципального имущества в собственность виновного или собственность других лиц.
Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечания.
1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.
Злоупотребление должностными полномочиями – ст. 285 УК РФ
Гражданам, которые пострадали от действий должностных лиц, особой разницы в квалификации преступлений не видят. Вместе с тем, отличие превышения от злоупотребления полномочиями довольно существенное.
При злоупотреблении следует учитывать, что действия, которые представитель власти вправе совершать в интересах службы при определенных обстоятельствах, выполняются им без необходимости и только в своих личных (зачастую – в корыстных) интересах.
Пример №5. Начальник колонии Потапов Е.Н. длительное время строил собственный дом. Для скорейшего завершения строительства он распорядился доставить четырех заключенных на место стройки. Каждый день несколько специально подобранных Потаповым Е.Н. конвоиров этапировали заключенных на объект, где они работали до самого вечера. Объективно в действиях Потапова Е.Н. имеются признаки злоупотребления наделенными полномочиями поскольку:
- он использовал свое право организовать труд заключенных в своих личных целях;
- результат содеянного противоречит принципам деятельности того государственного органа (в том числе правоохранительного), где работает представитель власти. Так, из приведенного примера видно, что вместо достижения цели исправления осужденных достигается цель благосостояния начальника колонии.
Как и при превышении, для квалификации по ст. 285 УК РФ должны наступить последствия в виде ущерба гражданам, организациям, интересам государства или общества.
Как именно может быть причинен вред государственным интересам при злоупотреблении должностными правами?
Таким образом, основные критерии разграничения превышения и злоупотребления следующие:
ПРЕВЫШЕНИЕ | ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ |
только активные действия | могут быть как действия, так и бездействия |
должностное лицо не обладает полномочиями, поскольку они находятся за пределами разрешенных ему | должностное лицо действует в рамках своих служебных обязанностей, но исполняет их в отсутствие объективной необходимости |
мотив преступления не важен | мотив преступления – обязательный признак состава, должна быть доказана корыстная или иная личная заинтересованность |
Наказание по ст. 285 УК РФ аналогично статье по превышению, наибольший срок лишения свободы составляет 10 лет.
Очень часто злоупотребление полномочиями должностного лица имеет место при одновременном наличии и другого состава преступления, а иногда и нескольких преступлений.
Иногда по делам изымаются вещественные доказательства, ценность которых довольно высока. В некоторых случаях сотрудники полиции эти доказательства намеренно «теряют», якобы забывая оформить в качестве вещдоков, на самом деле присваивают их себе. В таких случаях фактически есть злоупотребление полномочиями, но статья 285 УК РФ не применяется.
Когда ответственности не будет вообще
Да, в некоторых ситуациях даже при наличии всех признаков составов преступлений в виде превышения или злоупотребления должностными полномочиями результатом рассмотрения вопроса о виновности может стать полное освобождение лица от уголовного преследования. Так, если будет доказано, что сотрудник действовал из-за соображений безопасности других людей, общества или государства в целом, то он не может быть привлечен к уголовной ответственности.
Если представитель власти действует по приказу, который он воспринимает как законный, ответственности также не будет.
Мы подробно рассмотрели в данной статье нюансы, связанные с такими квалификацией должностных преступлений. Еще раз обратим внимание на то, что ответственность за такие деяния несет только представитель власти, который в момент совершения был наделен полномочиями. Если доказательств наделения лица служебными обязанностями нет, то преступление вменяется виновному как частному лицу.
Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
Ответственность по ч.1 ст.285 УК РФ предполагает следующие меры наказания за превышение должностными полномочиями:
- штраф в размере до 80 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 6 мес.;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
- принудительные работы на срок до 4 лет;
- арест на срок 4-6 месяцев;
- лишение свободы до 4 лет.
Если это деяние было совершено лицом, занимающим госдолжность или главой органа местного самоуправления, то ответственность наступает по 2 части соответствующей статьи, и она является более суровой:
- штраф в размере 100-300 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 1-2 лет;
- принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без него;
- лишение свободы до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без него.
Ответственность за злоупотребление и превышение полномочий
На практике определение состава преступления (простого или квалифицированного), а также его вида, сложностей не вызывает. Уголовный кодекс чётко разграничивает злоупотребление и превышение полномочий, а также определяет перечень квалифицирующих обстоятельств.
Злоупотребление полномочиями, согласно 1 части статьи 285 УК РФ наказывается:
- Штрафом до 80 тысяч рублей (в размере дохода за полгода).
- Запретом занимать определённые должности на срок до 5 лет.
- Арестом на 4-6 месяцев.
- Принудительными работами до 4 лет.
- Лишением свободы на тот же срок.
В отношении чиновников, занимающих должности федерального или регионального уровня, а также должности в органах местного самоуправления, предусмотрены более жёсткие санкции (по 2 части 285 статьи):
- Штраф на сумму 100-300 тысяч рублей (доход за 1-2 года).
- Принудительные работы до 5 лет с возможным дополнительным запретом на занятие должности на 3 года.
- Лишение свободы до 7 лет. Дополнительно также могут запретить занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на 3 года.
Если же действия правонарушителя повлекли тяжкие последствия, он будет приговорён к лишению свободы на срок до 10 лет с дополнительным запретом занимать должности на 3 года.
Применение спецсредств
Оно предполагает фактическое использование различных предметов, способных причинить вред здоровью. Например, это может быть удар дубинкой, выстрел и пр. Применение спецсредств — это не только физическое, но также психическое влияние на потерпевшего. Оно может выражаться в ударе дубинкой рядом с рукой субъекта, выстреле мимо, но в непосредственной близости от потерпевшего, если угроза попадания воспринимается пострадавшим как реальная. Если виновный только демонстрирует спецсредство или оружие, что не представляет серьезной угрозы для другого гражданина, поведение виновного при наличии оснований квалифицируется по п. «а» части 3 рассматриваемой нормы. Для вменения наказания необходимо, кроме прочего, установить, что применение оружия либо других спецсредств осуществлялось вопреки установленным пределам, условиям их использования.
Присвоение полномочий другого лица (ст. 288 УК РФ)
Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом.
Например, лицо проводит проверку, хотя оно не наделено таким правом.
Для признания наличия состава преступления должны наступить тяжкие последствия, иначе такое деяние будет квалифицироваться только как дисциплинарный проступок.
Нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ)
Предметом такого преступления являются бюджетные средства. Объективная сторона выражается в расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере (свыше 1 миллиона 500 рублей).
Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом — с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.
Должностные лица – кто они?
Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:
- сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
- государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).
Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).
Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.
Пример №1. Куравлев К.А. был принят на работу в администрацию города на должность заместителя начальника отдела по архитектуре приказом главы администрации, с 01.09.2017 года.
Методы раскрытия преступлений среди силовиков
Раскрытие дела против неизвестного человека – один вопрос. А расследование нарушений закона, направленное против коллег – дело не из легких. Зная работу следователя, сотруднику выше рангом будет легче скрыть свои преступления. В таких случаях специалисты прибегают к использованию телефонной «прослушки», постановке следственных экспериментов, наблюдению.
Важно помнить! Главный принцип – должны быть доказательства.
Универсальный совет для следователей. Все беседы с подозреваемым нужно записывать на аудио- или видео-носители. В ходе бесед часто обвиняемый сознается в содеянном. Это важно зафиксировать на носителе информации. Если вдруг потом не окажется других доказательств кроме записи, обвиняемый может отказаться от сказанных слов и обвинить следователя в «добыче» показаний с применением пыток. Этот шаг позволит защитить следователя от возможных проблем и вероятности тоже оказаться под следствием в виду ложных показаний свидетеля.
Умышленные мотивы иногда переводят в статус «халатности», что уменьшает размер ответственности за причиненный ущерб. Таким примером может послужить незаконная вырубка леса в заповедных зонах с нанесением многомиллионного ущерба. Это прямое превышение должностных полномочий. Но внесение в расследование информации о неумышленных действиях и нежелании причинять ущерб способно значительно смягчить наказание обвиняемому.
Отягчающими обстоятельствами в расследовании дел выступает нарушение прав граждан, посягательство на честь и достоинство человека. При этом должна быть установлена причинно-следственная связь. Все действия нарушителя должны быть четко квалифицированы действующими нормативными актами. Для расследования нарушений нужно четко установить, какие конкретно положения были нарушены.
Превышение полномочий служащими относительно недавно являлось достаточно распространенной практикой. Однако после реформы правоохранительных органов такая тенденция постепенно начала сходить на нет. Безусловно, данное преступление несет в себе серьезную опасность для общества, государства, населения. Виновные в нем должны привлекаться к ответственности по всей строгости законодательства. Их действия подрывают репутацию государственных, региональных и муниципальных органов, дискредитируют власть в глазах населения. Между тем у данного преступления существует срок давности. Ст. 286 УК РФ действует в отношении лица по части первой — 6, второй — 10, третьей — 15 лет. По окончании установленных периодов привлечь виновных к ответственности нельзя.
Ст 286 УК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года.
1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.