Уголовно-процессуальные основы оперативно-розыскной деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовно-процессуальные основы оперативно-розыскной деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Предварительное расследование – это следующая за возбуждением уголовного дела досудебная стадия уголовного процесса, непосредственно предшествующая судебному производству. Расследование именуется предварительным потому, что оно предшествует производству в суде, где проводится судебное следствие и принимается решение по делу. Сделанные следователем или дознавателем выводы являются для суда версией обвинения, которая подлежит непосредственной, всесторонней проверке в суде в условиях состязательности и равноправия сторон.

Комментарий к ст. 89 УПК РФ

1. О понятии ОРД см. пункт 20 коммент. к ст. 5.

2. Комментируемая статья устанавливает правило о том, что результаты ОРД запрещены для использования в процессе доказывания, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом. В ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» содержится формально противоположная норма, согласно которой результаты ОРД могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Однако следует иметь в виду, что сами данные, полученные оперативно-розыскным путем, не всегда могут быть в дальнейшем «вторично» собраны в процессуальном порядке и обычно являются лишь основой для формирования других сведений, могущих быть доказательствами по уголовному делу. Исключение может быть сделано, во-первых, для предметов, которые при определенных условиях способны стать вещественными доказательствами после их собирания и проверки в уголовно-процессуальном порядке, и, во-вторых, для некоторых документов, полученных в результате отдельных оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» к числу оперативно-розыскных мероприятий относятся опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент. Рассмотрим некоторые варианты собирания доказательств при получении относящихся к уголовному делу сведений в результате указанных мероприятий.

Если такие сведения были получены посредством негласного опроса лиц, оказывающих на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим ОРД, либо непосредственного наблюдения обстоятельств, имеющих значение для дела, этими лицами или оперативными сотрудниками, они могут послужить основой для получения показаний свидетелей либо показаний подозреваемых или обвиняемых — участников преступных групп, согласившихся оказывать содействие оперативным органам. Однако подобный способ легализации оперативно-розыскных данных имеет ограниченные возможности, поскольку согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну. Предание гласности сведений о названных лицах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами. Представленные оперативными органами материалы (рапорты, письменные сообщения и т.п.), в которых информация, полученная от подобных лиц, в целях сохранения конспирации излагаются без ссылки на первоисточник, не могут служить доказательствами, даже если подлинность сведений удостоверяет руководитель соответствующего оперативного подразделения. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколе этого оперативно-розыскного мероприятия, если оно проводилось непосредственно сотрудниками оперативного органа. Такой документ не является процессуальным протоколом в смысле ст. 83 УПК РФ и может быть в определенном порядке введен в уголовное судопроизводство в качестве иного документа (ст. 84 УПК РФ).

Наведение справок, т.е. получение от органов государственной власти, местного самоуправления, организаций официальных документов (например, справок, содержащих сведения о судимости подозреваемого, об имевшемся у него оружии, о месте его проживания, состоянии здоровья и т.д.), может привести к получению доказательств, подпадающих под определение иных документов.

Сбор образцов для сравнительного исследования как оперативно-розыскное мероприятие не следует смешивать с процессуальным действием, имеющим аналогичное наименование (ст. 202 УПК). Процессуальное получение образцов производится либо по постановлению следователя, либо (если оно является частью судебной экспертизы) экспертом. Образцы, собранные оперативно-розыскным путем, могут служить лишь для оперативно-розыскного исследования предметов и документов либо имеют ориентирующее значение для следователя, но сами доказательствами не являются.

Оперативно-розыскная подведомственность – разграничение компетенции по проведению ОРМ между органами, осуществляющими ОРД.

Виды подведомственности:

1) предметная – в зависимости от характера противоправного деяния. Определяется исходя из направлений деятельности органов, осуществляющих ОРД. Законодательством РФ к ведению соответствующих органов отнесены следующие направления деятельности: а) органы внутренних дел РФ: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; б) органы федеральной службы безопасности: контрразведывательная деятельность (выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ); борьба с преступностью и террористической деятельностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности; иная деятельность, определенная федеральным законодательством; в) федеральные органы государственной охраны: обеспечение безопасности объектов государственной охраны; г) таможенные органы РФ: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; д) Служба внешней разведки РФ: добывание и обработка информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; е) Федеральная служба исполнения наказаний; ж) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; з) орган внешней разведки Министерства обороны РФ: проводит ОРМ только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки;

2) территориальная – в зависимости от места совершения противоправного деяния. Определяется в соответствии с административно-территориальным делением РФ (район, область, республика в составе РФ) и компетенцией органов, в которые входят подразделения, осуществляющие ОРД, по обслуживанию соответствующей местности;

3) персональная – в отношении определенных объектов (например, органы федеральной службы безопасности в войсках (военная контрразведка) – в отношении Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, а также их органов управления; каждый орган, осуществляющий ОРД, самостоятельно осуществляет обеспечение собственной безопасности).

При решении определенных Законом об ОРД задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны: 1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства. 2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству. 3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств. 4. Информировать другие органы, осуществляющие ОРД на территории РФ, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь. 5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД. 6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

При решении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

1. Проводить гласно и негласно перечисленные в законе ОРМ, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД.

3. Использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

5. Создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения предусмотренных законом задач.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Теоретико-правовые аспекты оперативно-розыскных мероприятий

Согласно российскому законодательству, все оперативно-розыскные действия должны быть осуществлены с помощью ОРМ, поэтому считается, что мероприятия являются центральной подсистемой ОРД.

Замечание 1

По словам доктора юридических наук, профессора М.А.Шматова, ОРД до сих пор считается наиболее адекватным и эффективным методом борьбы с преступностью, который смогло придумать человечество. При этом именно ОРМ обеспечивают столь высокую результативность этих действий.

Соответственно, в законодательных нормах также представлен перечень всех ОРМ, которые можно применять в криминалистике:

  1. проведение опросов;
  2. наведение нужных справок;
  3. получение и анализ образцов для сравнения;
  4. закупка с целью проверки достоверности информации;
  5. получение предметов и документов с целью исследования;
  6. наблюдение за объектом с целью идентификации личности (необходимо письменное разрешение);
  7. получения ордера на обыск зданий, помещений или транспортных средств;
  8. прослушка телефонов и мониторинг использования онлайн-ресурсов;
  9. подставная поставка;
  10. оперативный эксперимент.
Читайте также:  Алименты с военнослужащих: правовые особенности взыскания

Исходя из всего вышесказанного, ОРМ выступает в качестве главного движущего механизма ОРД, при этом если анализировать все розыскные действия, опираться нужно именно на все мероприятия во время операции. Примером этого является обеспечение законности ОРД – главным критерием считается соблюдение всех правовых оснований и условий проведения норм, целью которых является получение оперативно-розыскной информации, имеющей юридическую значимость. Именно это считается главным заданием ОРМ в рамках криминалистического расследования.

Правовое формирование перечня ОРМ

В некоторых государствах правовое отношение было на более цивилизованном уровне, поэтому главной целью было переплести ОРД и следственные действия – это помогло бы решить проблемы, связанные с нарушением прав человека, а также решить ситуацию с преступлениями. Международные правовые акты много времени уделяли возможности соединения этих двух видов деятельности, а мировая общественность и ее правоохранительные органы много раз призывались к обращению внимания на усиление борьбы с международной преступностью.

Замечание 2

На то время преступность имела несколько организованных форм: коррупция, наркопреступность и т.д. Это было главной причиной того, почему необходимо было искать взаимосвязь между ОРМ и следственными действиями.

Спустя некоторое время законодательство сформировало перечень ОРМ в ст. 6 закона об ОРД – там было предоставлено четкое определение «необходимых мер». Большая часть теоретиков и практиков рассматривало ОРД как метод, что в принципе не является неправильным, но немного в другом определении. Метод рассматривался как способ теоретического исследования, а следовало воспринимать ОРД как совокупность практических приемов и операций в отношении одного и того же предмета рассмотрения (агентурные методы). Предоставленный список всех ОРМ является полным и исчерпывающим, любые изменения касаемо перечня можно применить только после законного разрешения.

Определение 1

ОРМ является системой организационно-тактических действий, которые проводятся на законодательной основе; главным направлением является решение задач, определенных нормативными актами.

Мероприятия могут получить гласный, негласный или зашифрованный статус – все будет зависеть от соответствующей легенды. Также стоит понимать, что некоторые мероприятия могут иметь причинно-следственную связь – выполнение одного из них может потянуть за собой организацию следующего ОРМ. Это автоматически подразумевает использование специальных технических средств и других информационных систем, которые необходимы для настройки коммуникационных сетей.

Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Органы предварительного следствия: понятие и полномочия

Предварительное следствие — это основная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и обеспечения прав участников процесса. Предварительное следствие обязательно по тем уголовным делам, которые не указаны в ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Структуру органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации представляют:

· Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ;

· Главное следственное управление (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ;

· следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и региональных объектах;

· следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Следственный комитет возглавляет заместитель министра — начальник Следственного комитета при МВД РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.

Правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя. Следователь как субъект уголовного процесса — это лицо, законно состоящее в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, или органов по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь прокуратуры, не являющийся гражданином России, так как согласно ст. 40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорами и следователями могут быть только граждане Российской Федерации. Процессуальным статусом следователя обладает также начальник следственного отдела, производящий предварительное следствие самостоятельно (ст. 39 Уголовно-процессуального кодекса), руководитель следственной группы. Несколько ограничен процессуальный статус следователя у следователя-члена следственной группы (ст. 163 Уголовно-процессуального кодекса). Назначением следователя в уголовном процессе является осуществление предварительного следствия по уголовному делу. В связи, с чем следователь вправе: 1) с согласия прокурора возбуждать уголовное дело; 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности; 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора; 4) давать по расследуемым им делам органу дознания в случаях и порядке, установленных Уголовным-процессуальным кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении любых оперативно- розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Следователь вправе поручить производство любого следственного действия и оперативно- розыскного мероприятия; 5) в любой момент приступить к производству предварительного следствия, по делам, по которым предварительное следствие обязательно, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных ст. 157 Уголовного-процессуального кодекса; 6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом. Постановления, требования, поручения и запросы следователя в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения без какого-либо исключения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 Уголовного-процессуального кодекса). На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он обязан: 1) в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 Уголовного-процессуального кодекса); 2) принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции вынести по нему решение (ч. 1 ст. 144 Уоловного-процессуального кодекса); 3) выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса); 4) выносить постановление о прекращении уголовного преследования, принимать некоторые иные процессуальные решения при наличии в его распоряжении соответствующих оснований. Указанный перечень обязанностей следователя не исчерпывающий. Статус следователя отличается от правового положения дознавателя (органа дознания). Ни один из следователей не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса), хотя такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. Между тем следователь обладает такой процессуальной самостоятельностью, которой нет у дознавателя. Процессуальная самостоятельность следователя заключается в следующем. Прокурор согласно ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса уполномочен давать следователю (органу дознания, дознавателю) обязательные для исполнение письменные указания. Однако, когда следователь не согласен с указаниями прокурора: — о привлечении лица в качестве обвиняемого; — о квалификации преступления; — об объеме обвинения; — об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого; — об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п.п. 2 — 11 ч. 2 ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса; — о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; — об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; — о передаче уголовного дела другому следователю, он вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Исходя из положений ч. 3 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса обжалование следователем вышестоящему прокурору одного из названных указаний приостанавливает его исполнение до рассмотрения жалобы. В этом случае прокурор или отменяет указание ниже- стоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю (ч. 4 ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса). Аналогичным образом обстоят дела с адресованными следователю указаниями начальника следственного отдела. Только они обжалуются надзирающему, а не вышестоящему прокурору. И обжалование указания начальника следственного отдела приостанавливает исполнение меньшего числа указаний. Речь идет об указаниях, касающихся: — изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, — привлечения лица в качестве обвиняемого, — квалификации преступления, — объема обвинения, — избрания меры пресечения, — производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению (ч. 4 ст. 39 Уголовно-процессуального кодекса).

Деятельность следственной группы на стадии предварительного расследования

Одной из наиболее эффективных форм расследования по уголовному делу является работа следственной группы. Как мы указывали выше, в состав следственной группы входят только следователи, однако, к работе следственной группы могут быть привлечены сотрудники органов дознания.

Мы не будем рассматривать формирование и функционирование следственной группы, так как это не является предметом нашего исследования, в связи с тем, что в указанном случае речь идет о характеристике правоотношений, возникающих между следователями при расследовании одного уголовного дела. Однако хотелось бы подчеркнуть, что при подборе следователей для расследования определенной категории уголовных дел необходимо в каждом конкретном случае учитывать личностные и профессиональные качества человека, которые проявляются в период начала работы молодого специалиста, именно в этот период времени необходимо проводить специализацию молодых следователей157.

Полагаем, что в состав следственной группы должен входить один опытный следователь, который должен являться ее руководителем, в остальном состав группы определяется в зависимости от категории преступления, которое необходимо расследовать. Полагаем, что в любом случае, один из следователей должен быть молодым, который в составе группы будет набирать, с одной стороны, опыт расследования сложной категории дел, с другой стороны, участвовать в производстве бригадного расследования.

Читайте также:  При Выходе Из Благосостояния Какую Часть Я Получу

Необходимо обратить внимание на то, что законодатель закрепил важное право о том, что «руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу» в порядке, установленном УПК РФ, исключив возможные споры о субъекте, уполномоченном на производство и принятие соответствующих действии и решений.

Данное положение мы считаем позитивным, однако, возникает вопрос; в каком качестве должен участвовать следователь при проведении следственного действия другим следователем, а также какими полномочиями он обладает при производстве указанного следственного действия, может ли он, например, выполнять функции специалиста, помогая применять технические средства при проведении следственного действия? Исходя из полномочий следователя, указанных в ст. 37 УПК РФ, следователь, может осуществлять предварительное расследование путем проведения следственных и иных процессуальных действий. При этом законодатель не предусматривает возможность совмещения следователем каких-либо иных процессуальных функций.

Полагаем, что следователь, принимая участие в следственном действии, которое проводится другим участником следственной группы, может выступать только в качестве следователя, то есть обладать теми процессуальными полномочиями, которые установлены в ст. 37 УПК РФ. При этом следователь не может совмещать свои полномочия с полномочиями других участников уголовного судопроизводства, то есть он не может выступать в качестве специалиста или эксперта. В том случае, если следователь помогает при проведении следственного действия путем использования технических средств, считаем нецелесообразным разъяснять ему права и обязанности специалиста, так как он таковым не является. Кроме того, если следователь будет привлечен в качестве специалиста, то он в последующем должен быть отстранен от производства по уголовному делу в качестве следователя.

При расследовании уголовного дела следственной группой любой следователь, входящий в ее состав, имеет право направлять отдельное поручение органу дознания. Полагаем, что вопрос о направлении отдельного поручения конкретным следователем органу дознания зависит от той работы, которую следователь выполняет в составе следственной группы.

Полагаем, что при расследовании уголовных дел следственной группой, все следственные действия должны выполняться следователями. Сотрудники органа дознания могут присутствовать при проведении следственных действий, либо оказывать помощь в их проведении, но сами не должны их проводить. Исключение могут составлять ситуации, когда при выполнении оперативно-розыскных мероприятий, выполняемых оперативным сотрудником по отдельному поручению следователя, устанавливается информация, которую необходимо закрепить немедленно путем проведения следственного действия. В указанной ситуации оперативный сотрудник может его выполнить. Например, при отработке местности обнаружили орудие преступление на земле в сырую погоду. В целях сохранения следов оперативный работник должен провести осмотр местности и изъять обнаруженный предмет.

При проведении расследования уголовного дела следственной группой орган дознания должен обеспечивать его оперативное сопровождение. Независимо от того, имеется информация о попытках противодействия процессу расследования или нет, оперативные работники должны контролировать ситуацию вокруг данного уголовного дела. Это обусловлено тем, что следственные группы расследуют дела, которые имеют повышенную общественную опасность, совершаются организованными преступными группами, очень часто всех участников преступлении не могут установить либо они скрываются. Естественно, что возникает возможность противодействия процессу расследования, которую должны предотвратить и установить оперативные сотрудники.

С учетом того, что при расследовании уголовного дела следственной группой могут привлекаться оперативные сотрудники, полагаем, что должен решаться вопрос о привлечении постоянных сотрудников, которые должны выполнять поручение по данному уголовному делу. С учетом специфики осуществления оперативно-розыскной деятельности, полагаем, что решение данного вопроса обеспечить не сложно. Во всех оперативных подразделениях существует специализация; либо проведение оперативно-розыскных мероприятий по отдельной категории уголовных дел либо по территории, полагаем, что оперативное сопровождение должны обеспечивать оперативные сотрудники, работающие на той территории, где совершено преступление, либо специализирующиеся на отдельной категории уголовных дел.

Одним из наиболее спорных вопросов взаимодействия является вопрос оперативного сопровождения, когда его пытаются осуществить различные оперативные подразделения, например, центрального аппарата и районного или городского подразделения. Мы считаем, что оперативное сопровождение должно обеспечивать то оперативное подразделение, которое принимало участие в выявлении и раскрытии данного преступления. В указанном случае оперативные сотрудники, изначально зная всю необходимую информацию, выполнят все поручения следователя наиболее точно и эффективно, обеспечат сохранность информации, а также ее конфиденциальность. Когда пытаются заменить орган, который первоначально обеспечивал оперативное сопровождение, то результат бывает негативный. Во-первых, необходимо вникнуть в ситуацию, изучить всю информацию изначально. Во-вторых, оперативные сотрудники, работающие с конфидентами, могут не выдать всю информацию другому оперативному сотруднику, таким образом, он не будет обладать информацией в полном объеме. В-третьих, будет нарушена психологическая совместимость при взаимодействии следователя и оперативных сотрудников, которые изначально обеспечивали сопровождение расследования. В-четвертых, будет утрачено время на организационные, ознакомительные, психологические проблемы.

ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ (СЛЕДСТВИЯ)

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.

При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

УПК РФ к органам предварительного следствия относит Следственный аппарат Следственного комитета при прокуратуре, Следственный аппарат органов внутренних дел, Следственный аппарат органов ФСБ, Следственный аппарат органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органом дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Предварительное следствие и дознание имеют отличающие признаки. Осуществляются они разными органами или разными подразделениями одного органа. Кроме того, отличается объем, сроки, документальное оформление окончания процессуальной деятельности, осуществляемой этими органами.

С принятием в 1995 г. закона Российской Федерации «О милиции» процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних дел к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Следователь перестал находиться в формальном подчинении начальников органов дознания.

  • руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
  • осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
  • расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:

  • это федеральный государственный орган, деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
  • он реализует полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству.

ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.

В систему Следственного комитета входят:

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) сле��ственные подразделения комитета.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

  • Некоторые замечания о реформе органов предварительного следствия в Российской Федерации 2013 / Химичева Г.П.
  • Взаимодействие органов предварительного следствия и общеуголовного сыска в россииво второй половине xix — начале XX в 2016 / Матиенко Татьяна Львовна
  • Органы предварительного следствия в системе МВД России на современном этапе 2013 / Шинин Ю.М.
  • Предпосылки формирования у суда полномочий по устранению недостатков предварительного следствия 2017 / Сарычев Дмитрий Сергеевич
  • Уголовно-процессуальные акты органов предварительного следствия в общем механизме государственного управления 2019 / Миликова А. В.
  • Роль органов предварительного расследования в реализации стратегии развития МВД России 2018 / Гаврилов Б.Я.
  • Предварительное следствие в России: ретроспективный взгляд 2016 / Хмелева Алла Владимировна
  • Современные проблемы реформирования предварительного расследования в Российской Федерации 2019 / Скуратов Юрий Ильич
  • К вопросу о Концепции реформирования предварительного расследования 2014 / Рябинина Т.К.
  • Дознание и предварительное следствие по Уставу уголовного судопроизводства 1864 года и уголовно- процессуальному кодексу Российской Федерации: некоторые сопоставления 2014 / Кругликов Анатолий Петрович
Читайте также:  Кто такой PR-менеджер, что делает и где работает

Так, предварительное расследование, как форма собирания, оценки и проверки доказательств на досудебных стадиях уголовного судопроизводства имеет место в большинстве современных государств. В России предварительное расследование может осуществляться в двух процессуальных формах – в форме предварительного следствия и дознания.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений. Контрольные функции следственных управлений имеют рамки зональ­ного контроля и методического обеспечения.

Следственный комитет при МВД РФ возглавляет заместитель министра внутренних дел РФ – начальник Следственного комитета при МВД РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Иные сотрудники Следственного комитета при МВД РФ, имеющие специальные звания, в том числе старшие следователи, следователи по особо важным делам и старшие следователи по особо важным делам, назначаются на должность и освобождаются от должности непосредственно начальником Следственного комитета при МВД РФ.

Органы предварительного следствия в системе МВД РФ возглавляет Следственный комитет при МВД РФ, он осуществляет организационно-методическое руководство следственными подразделениями органов внутренних дел, ведомственный и процессуальный контроль за данными подразделениями, организует и проводитпредварительное следствие по уголовным делам особой сложности или особого общественного значения, а также носящих межрегиональный и международный характер. Начальник Следственного комитета при МВД РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности по его представлению министром внутренних дел РФ. Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания в россии? Они также осуществляют организационно-методическое руководство нижестоящими следственными подразделениями органов внутренних дел, ведомственный и процессуальный контроль за данными подразделениями, организуют и проводятпредварительное следствие по наиболее сложным уголовным делам.

До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих установить и изобличить виновного. Оно разделялось на предварительное и формальное.

Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию.

Длительность досудебного расследования может затянуться до трёх месяцев. Для этого ведущему дело следователю необходимо обращаться за санкцией к руководителю подразделения. Если дело о криминальном деянии является особо сложным, то срок досудебного следствия может быть передвинут до двенадцати месяцев при условии, что ведущий дело сотрудник обратится с ходатайством к вышестоящему руководству.

Руководитель обязан изучить поданное заявление и вынести решение. Если необходимость увеличения срока явилась следствием бездействия ведущего дело сотрудника, начальник имеет право составить отказ о продлении.

Чтобы прод��ить время проведения досудебного следствия, ведущий дело сотрудник обязан составить ходатайство, в котором указываются следующие сведения:

  • дата возбуждения дела об уголовном правонарушении;
  • даты (периоды) предыдущих промежутков времени, в которые продлевались сроки досудебного следствия;
  • обоснование позиции о невозможности своевременного окончания досудебного следствия;
  • планируемые дознавателем или следователем процессуальные или следственные действия в период увеличения срока;
  • подробная информация о рассматриваемом деле (если необходимо).

Требуемые данные позволяют руководителю принять объективное решение о необходимости увеличения сроков расследования в связи с обстоятельствами, в которых отсутствует вина ведущего дело дознавателя или следователя.

Возникновение исключительных ситуаций допускает дальнейшее увеличение срока. Принятие решения о продлении находится в компетенции Председателя российского Следственного комитета, руководителя органа следствия уполномоченного федерального исполнительного органа власти или руководителя (заместителя), находящегося при федеральном исполнительном органе следственного отдела.

Предельный месячный срок устанавливается:

  1. Когда остановленное движение дела возобновляется.
  2. Когда дело возращено для организации дополнительных мероприятий.

По обоим из оснований месячный срок может фиксироваться независимо от возобновления или возвращения дела на доследование. Кроме того, на установление месячного срока не влияет общая продолжительность срока следствия досудебного характера.
Если прокурор, изучив полученное от следователя дело, вернул документ из-за выявленных судом нарушений (составленные следователем или дознавателем заключение, акт или постановление обвинительного характера имеют нарушения, из-за которых суд не может вынести обвинительный приговор) или в случае, когда обвиняемым не получена копия обвинительного документа по независящим от него причинам, следует назначение нового срока. Этот срок, принятый для производства действий следственного или процессуального характера, составляет максимум один месяц с момента возвращения материалов уголовного дела следователю.

Увеличение сроков досудебного следствия происходит посредством вынесения следователем или дознавателем постановления, представляемого руководителю органа следствия в течение пяти дней до момента истечения окончательных сроков следствия.

Если сроки продлены, ведущий дело сотрудник обязан сообщить об этом в письменной форме следующим лицам:

  • потерпевшему;
  • представителю потерпевшего;
  • обвиняемому;
  • защитнику обвиняемого.

Указанные лица – обязательные участники уголовного процесса, поэтому должны быть информированы.
Конституционным судом Российской Федерации установлено, что ведущий дело сотрудник, занятый процессом досудебного расследования, должен оповестить потерпевшего с представителем, обвиняемого и защитника обвиняемого о вынесении постановления для пролонгации сроков такими формами и способами, которые исключают возможность разглашения тайны следствия.

Система органов предварительного следствия и их компетенция

Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Следователи наделены законом полномочиями по рассмотрению поступающих заявлений и сообщений о преступлениях. Некоторые особенности в этой части касаются следователей прокуратуры, которые вправе рассматривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях, если они: приняты ими непосредственно в отсутствие прокурора; имеют непосредственное отношение к находящимся в их производстве уголовным делам; получены ими вне пределов прокуратуры. В остальных случаях данная деятельность осуществляется прокурорами.

Задачи органов предварительного следствия:

  • быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
  • всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
  • обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
  • обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
  • обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
  • установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
  • выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Следователь обладает процессуальной самостоятельностью, которая выражается в праве представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом обжалование указаний приостанавливает их исполнение.

Руководитель следственного органа вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме. При этом он обладает полномочиями следователя (или руководителя следственной группы).

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем.
Указания руководителя следственного органа, за некоторым исключением, могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа.

Основные направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности

Розыск имущества производится оперативными подразделениями в тесном взаимодействии с территориальными подразделениями ФССП России и ФМС России. В данных структурах может быть получена оперативно-значимая информация о выезде должников за пределы Российской Федерации. Результаты ОРД могут служить основанием для направления судебными приставами-исполнителями поручения о временном ограничении выезда подозреваемого в сокрытии имущества лица за пределы России в органы пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России.

Уголовно-процессуальным законодательством в качестве повода для возбуждения уголовного дела называется и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ).

В научной литературе отмечается, что составление рапортов оперативными работниками в случае представления полученных предметов и документов является наиболее оптимальным способом введения объектов в уголовный процесс. Рапорт не исключает составления следователем протокола осмотра (ст. 176, 180 УПК РФ) и принятия представленных предметов и документов. При этом рапорт и сам предмет или документ будут представлять собой одно комплексное доказательство. Полученные в результате ОРМ фактические данные независимо от того, проведены такие мероприятия до или после возбуждения уголовного дела, могут стать доказательствами при условии, если лицо, уполномоченное на ведение предварительного следствия, или суд получат их путем проведения процессуальных действий. Для этого должно быть известно лицо, представившее материалы, которое должно быть допрошено по обстоятельствам их обнаружения, а материалы (кино-, фотоматериалы, аудио- и видеозапись) приобщены в процессуальном порядке к уголовному делу. Особенности допроса эксперта на предварительном следствии и в суде? В соответствии со ст.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *