Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2022 года: держит удар

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2022 года: держит удар». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Однако арсенал маркетинговых средств не ограничивается только ипотекой. Все больше застройщиков предлагают клиентам длительные рассрочки, часто беспроцентные, отмечает управляющий партнер компании «Метриум» Надежда Коркка. Такие программы могут быть актуальны в 2023 году.

Уже сейчас многие компании предоставляют гибкие условия внесения платежей, они могут быть ежемесячными и ежеквартальными, продолжила Надежда Коркка. К тому же возможен вариант, когда оплачивается первоначальный взнос, а всю остальную сумму клиент единовременно переводит девелоперу в заранее обозначенный срок (например, после ввода дома в эксплуатацию). Такие предложения называются «отстроченными платежами».

Чаще всего в рассрочку можно приобрести строящееся жилье. Но иногда поэтапное внесение платежей предусмотрено после ввода новостройки. После заключения договора купли-продажи готовой квартиры в рассрочку на нее накладывается залог.

Особенности расчета лизинга автомобилей и спецтехники

При лизинге автомобилей и спецтехники на расчет лизинговой сделки оказывает влияние то, на какую из сторон договора лизинга будет регистрироваться техника в ГИБДД / Гостехнадзоре.

В случае, если имущество регистрируется в ГИБДД на имя лизинговой компании, в расчет платежей за лизинг автомобиля или спецтехники будет включён транспортный налог, а также расходы по регистрации автомобилей / спецтехники и прохождению техосмотра. В случае, если эти расходы и транспортный налог будут отсутствовать непосредственно в расчете платежей по лизингу автомобиля / спецтехники, лизингополучатель будет обязан возместить их лизинговой компании в отдельных дополнительных платежах.

При регистрации предмета лизинга в ГИБДД на лизингополучателя, клиент самостоятельно оплачивает регистрацию и прохождения техосмотра, а также сам сдаёт декларацию и уплачивает транспортный налог по предмету лизинга. Для регистрации предмета лизинга на себя клиент должен иметь автохозяйство.

В условиях турбулентности

В рамках исследования лизингового рынка рейтинговое агентство «Эксперт РА» проанализировало, какие бизнес-модели лизинговых компаний в условиях изменения экономической конъюнктуры оказались наиболее устойчивы, а какие продемонстрировали более слабые результаты. Объектами исследования стали более 30 лизинговых компаний, предоставивших данные по МСФО по итогам 1-го полугодия 2022 года при анкетировании, а также в рамках присвоения или поддержания кредитного рейтинга.

В зависимости от специализации на основных сегментах ключевой группы клиентов и позиционирования на рынке агентство выделило четыре типа бизнес-моделей лизинговых компаний:

1) корпоративная отражает специализацию на сегментах лизинга авиатранспорта, ж/д техники, морских и речных судов, то есть на так называемых сегментах big ticket;

2) розничная подразумевает специализацию на высоколиквидном лизинговом имуществе в розничных сегментах, к которым агентство относит автомобили, с/х или строительную технику;

3) промышленная предполагает специализацию на низколиквидном оборудовании, таком как энергетическое, машиностроительное, металлообрабатывающее, металлургическое и т. п.;

4) универсальная не имеет ярко выраженного сегмента специализации деятельности, портфель диверсифицирован по сегментам.

Таблица 1. Финансовые показатели лизинговых компаний в разрезе их бизнес-моделей

Показатели

Корпоративная

Розничная

Промышленная

Универсальная

Доля ЧИЛ с просроченной задолженностью более 90 дней, %

22

3,3

4,9

2,9

Доля изъятого имущества в ЧИЛ, %

1,5

1,1

0,0

0,6

Cost of risk, %

-4,1

-1,6

-2,6

-0,3

Доля крупнейшего лизингополучателя в ЧИЛ, %

15

1,4

11

3,1

Рентабельность капитала, %

2,6

31

12

22

Debt-Capital, %

6,0

5,7

2,6

4,7

ТОП 20 Лизинговых компаний

Место по новому бизнесу (стоимости имущества)

Наименование компании

ИНН

Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 07.09.22

Объем нового бизнеса за 9м22, млн руб.

Темпы
прироста нового бизнеса за 9м22/9м21, %

Сумма новых договоров лизинга за 9м22, млн руб.

Объем
лизингового портфеля на 01.10.22, млн руб.

01.07.22

01.07.21

1

1

«Газпромбанк Лизинг» (ГК)

7728294503

259 471

73%

433 876

682 065

2

2

«ВТБ Лизинг»

7709378229

ruAA-

133 819

-5%

254 847

638 375

3

3

«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)

7707009586

109 804

-12%

174 595

806 968

4

6

«Альфа-Лизинг» (ГК)

7728169439

105 390

17%

176 947

300 453

5

5

«ЛК «Европлан»

9705101614

95 232

-10%

н.д.

250 567

6

7

«Балтийский лизинг» (ГК)

7826705374

ruA+

70 432

7%

106 345

143 129

7

8

«РЕСО-Лизинг»

7709431786

ruA+

54 470

-15%

87 341

148 024

8

12

«Росагролизинг»

7704221591

ruAA-

45 460

70%

67 801

148 484

9

9

«ПСБ Лизинг» (ГК)

7722581759

40 988

-33%

64 969

222 553

10

20

Универсальная лизинговая компания

2721084628

29 584

88%

42 622

58 064

11

4

Государственная транспортная лизинговая компания

7720261827

25 967

-76%

33 149

1 041 382

12

23

«ЛК «Эволюция»

9724016636

22 883

54%

36 324

23 878

13

16

«Интерлизинг»

7802131219

ruA-

19 972

5%

31 347

46 109

14

17

«Совкомбанк Лизинг»

7709780434

ruAA-

19 380

7%

30 787

45 122

15

26

«Восток-Лизинг»

1644031715

12 308

-8%

18 341

25 864

16

18

«Эксперт-Лизинг»

7453160365

ruA-

11 700

-30%

18 217

30 707

17

29

«УралБизнесЛизинг»

1835061171

11 004

3%

18 033

28 247

18

30

«РЕГИОН Лизинг»

7730650445

9 939

2%

15 008

47 132

19

15

«Мэйджор Лизинг»

5024093363

9 869

-48%

16 443

33 566

20

28

«Элемент Лизинг»

7706561875

9 001

-27%

13 072

16 020

Читайте также:  Какие категории граждан нуждаются в жилых помещениях?

Переходные положения

Закон № 382-ФЗ предусматривает переходные положения. Согласно им, правила налогового и бухгалтерского учета, применяющиеся на сегодня, будут действовать в отношении лизинговых договоров, заключенных до даты вступления в силу Закона № 382-ФЗ, до окончания срока их действия.

При этом в Законе № 382-ФЗ нет указания на то, что для старых договоров будет применяться ранее действовавший порядок бухгалтерского учета исключительно для целей налога на имущество. Подобная формулировка не дает однозначного ответа на вопросы об исчислении налога на имущество по старым договорам, что может спровоцировать самые разные трактовки, особенно ввиду начала применения ФСБУ 25/2018 (Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержден приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н).

Учитывая указанное несоответствие, полагаем, что налогоплательщикам нужно будет ждать разъяснений Минфина РФ, внесения поправок в Налоговый кодекс РФ, а в случае возникновения споров по поводу исчисления налога на имущество обращаться в суд.

Налог на имущество и лизинг

В 2022 году поменялось налогообложение лизинговой недвижимости, облагаемой налогом по среднегодовой стоимости. В таблице мы рассмотрели порядок налогообложения лизингового имущества налогом на имущество в случае, если предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя.

Предмет лизинга

Налогообложение налогом на имущество до 01.01.2022

Налогообложение налогом на имущество с 01.01.2022

Движимое имущество

Не облагается налогом на имущество

Не облагается налогом на имущество

Недвижимое имущество, облагаемое налогом на имущество по кадастровой стоимости

Облагается налогом на имущество у лизингодателя

Облагается налогом на имущество у лизингодателя

Недвижимое имущество, облагаемое налогом на имущество по среднегодовой стоимости

Облагается налогом на имущество у лизингополучателя

Облагается налогом на имущество у лизингодателя, в т. ч. по договорам лизинга, заключенным до 01.01.2022

Что влияет на развитие лизинга

Развитие рынка лизинговых услуг помимо общей экономической ситуации в стране зависит, прежде всего, от стоимости фондирования и деловой активности, а также мер господдержки бизнеса в целом и лизинговой отрасли в частности. Однако вне зависимости от этих факторов финансовая аренда является для коммерческих организаций наиболее выгодным и доступным способом приобретения имущества. К безусловным преимуществам лизинга относятся сниженные или отсутствующие требования по дополнительному обеспечению, свобода предметов лизинга от претензий кредиторов, а также ускоренная амортизация.

В последние годы позитивно на динамике лизингового рынка сказывается активное развитие интернет-торговли, вместе с которой новый импульс получили грузоперевозки. Кроме того, положительное влияние на отрасль оказывает усиление конкуренции между лизинговыми компаниями, которые разрабатывают более гибкие тарифы и дополнительные сервисы, а также максимально ускоряют и упрощают для клиентов саму процедуру оформления сделок.

Общий тариф страховых взносов

В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ в 2023 году подавляющее большинство организаций и ИП перейдет на уплату страховых взносов по единому тарифу. Единый тариф объединит страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, а также страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. «б» п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 239-ФЗ).

Величина общего тарифа страховых взносов с 1 января 2023 года составит (п. 3 ст. 425 НК РФ):

  • 30% – в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
  • 15,1% – свыше предельной величины.

Льготный тариф страховых взносов

Первая льготная группа плательщиков страховых взносов является самой многочисленной. Входящие в эту группу организации и ИП смогут на бессрочной основе (за рядом исключений) уплачивать страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%. Причем данный тариф будет установлен для взносов, уплачиваемых в пределах единой предельной величины базы для их исчисления. Свыше единой предельной величины тариф взносов для организаций и ИП, входящих в данную группу, составит 0%.

В число организаций и ИП, уплачивающих страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%, с 2023 года войдут (п. 2.2 ст. 427 НК РФ):

  • российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (IT-компании);
  • российские организации, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;
  • российские организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции;
  • организации и ИП, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития;
  • организации и ИП, получившие статус участника свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе;
  • организации и ИП, получившие статус резидента свободного порта Владивосток;
  • организации, включенные в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области;
  • НКО, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
  • благотворительные организации, применяющие УСН;
  • организации, зарегистрированные на территории Курильских островов;
  • студенческие отряды, включенные в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.

Нацпроекты вывезут не всех

Лизинговая отрасль в этом кризисе столкнулась с тройным ударом, считает Сергей Гришунин: «Во-первых, это резкое ужесточение денежно-кредитной политики. Во-вторых, недостаток предметов лизинга из-за санкций, нарушения логистических цепочек и отказа иностранных компаний работать в России. Третий удар — растущая инфляция».

НРА ожидает, что в рамках базового сценария в 2022 году количество новых лизинговых договоров сократится на 40 — 50%, а количество предметов лизинга — на 45 — 55%. Падение лизингового рынка продлится до первого квартала 2023 года.

Уменьшение количества передаваемых предметов лизинга произойдет в первую очередь в сегменте автотранспорта:

— Это связано с сокращением производства автомобилей в мире в связи с нехваткой полупроводников и комплектующих, санкциями и нарушением логистики. В этой группе спад может составить до 60%, компенсировать его можно развитием сегментов лизинга подержанных автомобилей и возвратного лизинга, — полагает Сергей Гришунин.

Читайте также:  Военная ипотека в 2022 году: нюансы, условия и подробности

Сегмент спецтехники и общественного транспорта в 2022 году поддержат национальные и крупные инфраструктурные проекты, а также программы обновления транспорта в регионах: «Есть ожидания, что лизинг железнодорожной техники все же будет продолжен, хоть и в меньших объемах, чем в прежние годы».

В области спецтехники аналитики НРА ожидают падение около 30%, а в области транспорта — 15 — 20%. Сегмент высокотехнологичного оборудования сожмется на 40% из-за санкционных ограничений, несмотря на высокий восстановительный спрос.

Сокращение объема нового бизнеса частично может компенсировать растущая инфляция, с ее учетом НРА ожидает снижения этого показателя на 30 — 35%.

Поддержать лизинговую отрасль, по мнению Сергея Гришунина, может стабилизация денежно-кредитной политики и постепенное снижение ключевой ставки ниже 10% годовых, но это вряд ли случится раньше середины 2023 года.

Кризис приведет к сжатию количественного состава рынка, полагает эксперт: «По данным Федстата, в первом квартале этого года в России было 463 компании, которые совершали лизинговые сделки, к концу года их число может сократиться до 308».

А вот на уровень концентрации меняющиеся условия особого влияния не окажут: «На Москву и Московскую область приходится 80% лизинговых компаний, и эта доля не изменится. Уральский регион удержит долю в 7 — 8%».

Степень давления внешних факторов на отрасль участники рынка оценивают как высокое, но ищут ответы на вызовы.

— У нашей компании запас собственного капитала существенный, мы сейчас строим оптимистичную стратегию, чтобы выйти из кризиса, сохранив капитал, кадры и отношения с клиентами, — рассказывает Илья Лесников.

Набор антикризисных инструментов разработала компания Ресо-лизинг, говорит региональный директор региона «СибУр» Екатерина Ерохина:

— Мы намерены пересмотреть продуктовую линейку и сделать упор на финансирование грузовой, специальной техники и ликвидного оборудования. Кроме того, занимаемся разработкой альтернативных каналов продаж и внедрением новых продуктов, в частности возвратного лизинга. В планах создание совместных программ с дилерами китайской техники, конечно, активнее начнем сотрудничать с заводами-изготовителями российской грузовой техники.

В свою очередь отечественные производители, пользуясь повышенным вниманием лизингодателей, активизировали маркетинговую политику. Как рассказал региональный директор по работе с территориальными подразделениями (Урал) CARCADE Дмитрий Семенов, его компания стала участником лизинговой программы ГАЗ: «Программа позволяет получить скидку на весь модельный ряд автомобилей в размере 10% при покупке у официальных дилеров ГАЗ. Финансирование лизинга доступно для юридических лиц и предпринимателей с авансовым платежом от 5% на срок от 6 до 60 месяцев».

Практически все риски, с которыми столк­нулась отрасль в этом кризисе, управляемы, полагает руководитель по продажам ГК Ураллизинг (Практика ЛК) Михаил Командирчик:

— Рост стоимости фондирования может быть нивелирован развитием сотрудничества с новыми банками-партнерами, что позволит выстраивать более выгодные условия финансирования. Проблему дефицита техники мы будем решать через развитие партнерских отношений с поставщиками и дилерами китайской, белорусской и российской техники. По нашим оценкам, часть брендов возможно заместить, сегодня сотрудничество предлагают более 70 марок производителей российской и китайской техники. И наконец, пришло время поиска новых ниш — стоит развивать, например, лизинг программного обеспечения, компьютерной техники, электромобилей.

Надежды на рост сегмента б/у техники Михаил Командирчик также разделяет: «Особенно востребован этот вид лизинга будет у участников рынка дорожного строительства, так как из бюджета на это направление выделены большие финансовые ресурсы».

Количественное сжатие рынка произойдет, при этом, по мнению Михаила Командирчика, шанс закрепить позиции получат сильные региональные игроки: «Санкции затронули крупные государственные и кэптивные лизинговые компании, что позволит частным средним лизинговым компаниям занять дополнительную долю рынка, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса».

При общих отраслевых рисках устойчивость компаний зависит от их внутренней политики, убежден руководитель группы развития региональной сети «Урал» ВТБ Лизинг Максим Шестериков:

— Отложенный спрос на лизинг с течением времени проявится, но условия конкуренции изменятся. Клиенты пойдут к тем, у кого более лояльное отношение к оценке рисков, быстрое принятие решений, приемлемая ставка и высокий уровень компетенции персонала.

Лизинговый калькулятор автомобилей и техники

Организация, претендующая на получение субсидии, не может быть иностранной или иметь в уставном капитале более половинной доли, принадлежащей иностранному юридическому лицу. Также учитывается факт регистрации акционеров и бенефициаров в офшорных зонах.

К слову, нужно отделять срок действия договора лизинга от срока лизинга. Срок лизинга – это период с момента передачи имущества в лизинг лизингополучателю до момента перехода имущества в собственность клиента по окончании договора финансовой аренды.

Аналитическое агентство «Эксперт РА» в середине ноября опубликовало отчёт, согласно которому именно лизинг автомобильной техники показывает стабильный рост – на 9% за январь-сентябрь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это привело к увеличению доли автолизинга на рынке с 38% до 43%.

Ставка процентов по договору лизинга — более объективный показатель стоимости договора, нежели процент удорожания. На нее не влияют размер аванса и структура погашения. Более опытные экономисты, при покупке в лизинг авто для юр. лиц, стараются обращать внимание именно на то, какой процент будет начисляться по договору.

Лизинговая реформа: что ждет отрасль

Объем лизингового портфеля с начала 2020 года показал снижение всего на 2 % и составил 4,8 трлн рублей.

Во-первых, клиенту нужно понять стоимость, сравнить его с автокредитом. Он должен быть уверен, что лизингодатель надежен, что он не исчезнет через неделю, а к нему не придут и не заберут автомобиль.

Читайте также:  Приватизация (оформление в собственность) государственной и муниципальной земли

За сентябрь в России было совершено рекордное в 2020 году количество лизинговых сделок по покупке автотранспорта. Для остальных компаний это будет добровольное решение. Если они хотят, чтобы их контрагенты, клиенты и кредиторы думали о них, как о надежных партнерах, они будут заинтересованы в том, чтобы войти в государственный реестр. В этом смысле какого-то принуждения либо запрета нет. Эти опасения фактически сняты. Это раз.

Какие эмитенты присутствуют на российском облигационном рынке?

Ключевые эмитенты, отчитывающиеся по МСФО и имеющие рейтинг A- и выше по национальной шкале, — это Балтийский Лизинг, РЕСО-Лизинг, Совкомбанк Лизинг, ВЭБ Лизинг, ГТЛК, Европлан ЛК и Элемент Лизинг. К данной группе относятся также Альфа Лизинг и Росагролизинг, однако выпуски Альфа-Лизинга обладают низкой ликвидностью, а выпуски Росагролизинга доступны только квалифицированным инвесторам.

Наибольшей ликвидностью отличаются выпуски ГТЛК и ЛК Европлан — они входят в первый котировальный список Мосбиржи.

К Сектору повышенного риска Мосбиржа отнесла Арензу, Бэлти-Гранд, МСБ-Лизинг, Роял Капитал, СИЛ, Солид-Лизинг, Эконом Лизинг. Указанные компании отчитываются по РСБУ.

В Сектор роста Мосбиржа включила ПР-Лизинг. Компания отчитывается по МСФО.

Итак, что из себя представляют лидеры облигационного рынка?

Лизинговая реформа: что ждет отрасль

Развитие лизинговых отношений в легкой промышленности стимулируется Постановлением №2 Правительства РФ, принятым 2 января 2017 года. Реализация положений этого документа поручена Минпромторгу России.

Предприятиям, отвечающим требованиям льготного пользования заемными средствами (в том числе и по лизингу) из госбюджета компенсируется до 70% затрат на уплату процентов (в данном случае лизинговых платежей) в российских и зарубежных денежных единицах (по курсу ЦБ РФ на момент несения издержек).

Критерии предприятий, подпадающих под условия льготного кредитования:

  • Победа в целевом конкурсе, проводящемся дважды в год (или реже).
  • Расчетный рост сбыта продукции в результате реализации субсидируемого проекта (в данном случае приобретения оборудования на условиях лизинга) – свыше 104%.
  • Годовая стоимость произведенной продукции предприятия легпрома – вдвое больше суммы субсидии, указанной в заявке.

Отбор проектов осуществляется на основе списка приоритетных направлений, утвержденного Минпромторгом РФ.

Информация о проведении конкурсов доступна на сайте Министерства промышленности и торговли.

Субсидию не сможет получить предприятие легкой промышленности, допустившее:

  • нарушение сроков погашения ссудных и кредитных задолженностей;
  • пользование овердрафтом;
  • другие формы финансово-кредитной несостоятельности.

Субсидирование лизинга состоит в предоставлении скидок на выплаты по условиям финансовой аренды.

Льготные условия предусмотрены для юридических лиц, приобретающих отечественную технику и оборудование, изготовленное на территории России.

Претендовать на получение лизинговой субсидии может любое предприятие. Преимущества имеют те из них, которые работают в приоритетных хозяйственных направлениях.

  • договором лизинга установлен срок лизинга не менее 12 месяцев (не менее 18 месяцев — для договоров операционного лизинга);
  • авансовый платеж по договору лизинга составляет не менее 10% и не более 50% стоимости транспортного средства;
  • на момент передачи в лизинг транспортное средство не было в собственности какого-либо физического лица и не находилось на регистрационном учете (за исключением случая, если регистрация осуществлена во исполнение договора лизинга с этим лизингополучателем);
  • транспортное средство произведено в году, в котором предоставляется субсидия;
  • наличие электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС) или паспорта шасси транспортного средства (ЭПШТС);
  • наличие необходимого количества баллов, подтверждающих производство транспортного средства на территории РФ.
  • Программы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» с 1 января 2021 — 29/12/2020
  • Цены на заправках в декабре 2020 года [+видео] — 26/12/2020
  • Что будет с ценами на бензин с 1 января 2021 года? — 23/12/2020
  • Кому нужно проходить техосмотр в 2021 году [список] — 23/12/2020
  • Баллы «Лукойл» в рублях 2021 — 20/12/2020
  • Баллы «Лукойл» в рублях 2020 — 17/03/2020
  • Кому нужно проходить техосмотр в 2021 году [список] — 23/12/2020
  • Цена метана на заправках с 1 июля 2020 года — 01/07/2020
  • Программы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль»: изменения с 1 июня 2020 — 01/06/2020
  • Кому нужно проходить техосмотр в 2020 году [список] — 16/04/2020

— Правительство России рассматривает лизинг как один из драйверов развития экономики. Учитывая, что в этот сектор вливаются значительные объемы государственных денег, необходимо обеспечить его прозрачность, надежность и устойчивость. Для этого необходимо вывести институт в отдельный сектор, сделать так, чтобы он стал самостоятельным, самодостаточным, необходимо определить его периметр.

Сейчас лизингодателем может стать любое юридическое или физическое лицо. Поэтому Минфин РФ совместно с Банком России разработали поправки в федеральное законодательство, которые касаются главным образом тех игроков лизингового рынка, которые каким-либо образом претендуют на получение субсидий из федеральных и региональных бюджетов, получают государственные деньги себе в капитал, либо пользуются другими государственными льготами. Все они в обязательном порядке получат статус «Лизинговая компания» — официальный юридический статус. Сведения о них будут внесены в специальный государственный реестр.

Это позволит определить периметр рынка. Будет понятен его размер, потому что сейчас официальная статистика по нему отсутствует – компании публикуют данные о своей деятельности на добровольной основе. Сейчас мы не знаем характер лизингового рынка в России. Только после того, как на рынке появится официальный перечень компаний, будет отчетность по международным стандартам (МСФО), будет статистика по отрасли, можно будет сказать, что на самом деле лизинг из себя представляет, куда надо двигаться в плане его развития для обеспечения экономического роста.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *