Какие категории граждан нуждаются в жилых помещениях?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие категории граждан нуждаются в жилых помещениях?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Закон предусматривает достаточно широкий перечень лиц, кто имеет право на получение этого статуса и последующее улучшение жилищных условий. Полный список граждан, объединенный в каком-либо законе или постановлении, отсутствует – смотреть надо целый ряд нормативных документов.

Комментарии к ст. 51 ЖК РФ

1. Как отмечалось (см. ст. 49 ЖК и комментарий к ней) на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие и иные указанные в законе граждане.

В комментируемой статье названы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. Соответствующие правила распространяются как на малоимущих, так и на иных указанных в законе граждан (см. комментарий к ст. 49 ЖК). Но в отношении последних в федеральном законе или законе субъекта Федерации могут быть установлены и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях (дополнительно к тому, что установлено в ст. 51 ЖК).

2. Среди нуждающихся в жилище в первую очередь (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК) названы граждане, которые не имеют своего жилья по договору социального найма или в собственности, а также члены семьи таких граждан. Это те, кто «снимает квартиру» (или «угол»), т.е. пользуются жильем по договорам коммерческого найма или поднайма, проживают в качестве временных жильцов, занимают жилые помещения специализированного жилищного фонда.

3. Нуждающимися являются граждане, обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы (см. п. п. 2, 3 комментария к ст. 50 ЖК). Естественно, что по указанному основанию могут быть приняты на учет только наниматели по договорам социального найма и собственники жилых помещений, а также члены семей этих субъектов. Все остальные лица принимаются на учет независимо от того, сколько квадратных метров общей площади жилого помещения приходится на одного человека (п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК).

При определении уровня обеспеченности общей площадью на одного человека учитывается площадь всех имеющихся у заявителей жилых помещений на основании договоров социального найма и (или) находящихся в их собственности (или собственности одного либо нескольких членов семьи) (ч. 2 ст. 51 ЖК). Например, семья из пяти человек проживает в квартире площадью 35 кв. м, предоставленной по договору социального найма. Один из членов семьи является собственником квартиры площадью 28,9 кв. м. При определении того, являются ли такие граждане нуждающимися в жилых помещениях, нужно учитывать площадь обеих квартир (35 + 28,9). Если, предположим, в данном муниципальном образовании учетная норма составляет 15 кв. м, то такие граждане признаются нуждающимися в жилье, поскольку на одного человека приходится менее чем по 15 кв. м.

4. Жилое помещение не отвечает установленным требованиям, если оно темное, сырое, в нем шум свыше установленных норм и т.д. Соответствующие обстоятельства могут подтверждаться заключениями санитарно-эпидемиологической службы, органов здравоохранения, противопожарной службы и т.д. (см. также п. п. п. 5 — 11 комментария к ст. 15 ЖК).

5. При рассмотрении такого основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, как невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи), надо иметь в виду следующее. Для признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилья не имеет значения, идет ли речь о коммунальной (густонаселенной) квартире, в которой проживает несколько семей, или об отдельной квартире, где две или более семьи проживают по одному договору. Не имеет значения также и то, что граждане (все или их часть) являются собственниками всей квартиры (жилого дома) или собственниками отдельных комнат и т.д. Не принимается во внимание и размер занимаемого жилого помещения, как и факт наличия (или отсутствия) родственных отношений между семьями.

Важны лишь следующие обстоятельства:

а) в квартире проживают несколько семей;

б) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;

в) проживание с этими больными в одной квартире невозможно;

г) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 . В этом Перечне указываются такие болезни, как активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и некоторые другие заболевания.

———————————

СЗ РФ. 2006. N 25. Ст. 2736.

Кто может претендовать на улучшения

Согласно действующему жилищному законодательству выделяются категории граждан, имеющих право обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося :

  • Малоимущие граждане

Признание гражданина таковым происходит путем оценки его доходов и имущества, которое подлежит налогообложению, и варьируется в зависимости от субъекта РФ,

  • инвалиды,
  • ветераны войны,
  • несовершеннолетние дети и сироты,
  • герои СССР, герои РФ,
  • работники спасательных служб, служащие полиции,
  • граждане, не являющиеся нанимателями социального жилья и членами их семей;
  • граждане , не имеющие в собственности жилплощадь и не входящие в состав семьи тех, кто ее имеет;
  • граждане, не обеспеченные размером минимальной жилплощади на одного человека по норме;
  • граждане, проживающие на одной жилплощади с лицом, имеющим хроническую болезнь, которая препятствует возможности совместного проживания с ним.

Нюансы жилищного поведения на рынке услуг

Несмотря на имеющееся законодательство есть ряд нюансов, обойти которые практически невозможно. Читая Закон – вроде бы человек нуждающийся, применяя поправки – нет. Итак, существенные мелочи:

  • для каждого региона РФ есть свои нормы квадратных метров на человека. По ФЗ – это 12 м2 , на такой минимум должны опираться региональные власти как на базовый;
  • если Гражданин не может купить квартиру даже при помощи различных государственных субсидирований, то ему могут предложить жилье из муниципального фонда и возможностью дальнейшей приватизации;
  • если площадь меньше установленного норматива, то власти проходят по каждому жильцу, вдруг среди них тот, у кого нет прописки или на стороне есть жилье;
  • когда человек проживает в условиях, которые включают в себя несколько критериев отбора (маленькое жилье, ветхое, аварийное и т.п.), то субсидия дается только по 1 пункту;
  • статус нуждающегося нужно подтверждать ежегодно, если вдруг у претендента в новом году стала больше зарплата или он получил в наследство жилье, то его снимают с очередников.

При выделении нового жилья, претендентов рассматривают не только с точки зрения нуждаемости, но и по возрасту, полу, приобретенным болезням, инвалидности. Так, мать и сын-подросток, а равно как мать и брат с сестрой (старше 9 лет) не могут проживать в одной комнате. Им положены разные помещения.

Своя комната должна быть и у пожилого человека, а две семьи с детьми, ранее проживающие в одной малогабаритной квартире, могут рассчитывать на отдельное жилье.

Виды государственной помощи, положенной гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий

Гражданам, которым удалось получить статус нуждающихся, к сожалению, никто безвозмездно не выделит жилплощадь с дальнейшей возможностью оформить ее в собственность. Им просто дают право на приобретение конкретного жилья с использованием льготных условий, а уже затем провести процедуру приватизации. В рамках такого рода поддержки нуждающиеся могут получить следующую помощь:

  • возможность оформить ипотечный заем в кредитной организации с льготными условиями;
  • частичное погашение взятого кредита за счет государственной казны;
  • получить от властей минимальное количество денежных средств на приобретение жилья.

Что делать в случае отказа

Если заявитель не согласен с принятым решением, он может отстоять свои права в судебном порядке, подав соответствующее исковое заявление. При этом все издержки, возникшие в процессе судебного разбирательства, будут покрыты за счёт того, кто проиграет дело.

В заявлении нужно будет указать:

  • ФИО пострадавшего, его подпись и адрес проживания.
  • Дата составления иска.
  • Полное название судебной инстанции, которая займётся рассмотрением дела.
  • Конкретное решение местных органов, которое должно быть признано недействительным.
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях

Вводный закон предусматривает сохранение действия статей ЖК РСФСР, касающихся учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такой вывод следует из анализа ст. 5 Вводного закона, которая установила, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (такой случай касается порядка предоставления жилых помещений). Следовательно, к жилищным отношениям, возникшим до 1 марта 2005 г., будут ограниченно применяться нормы ЖК РСФСР, несмотря на то, что он Вводным законом признан утратившим силу.

Читайте также:  Что полагается за третьего ребенка?

По ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Под понятие «граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий» подпадают две категории граждан: 1) те, кто вообще не имеет жилого помещения для постоянного проживания, например, чаще всего это военнослужащие, молодожены, проживавшие ранее на жилой площади родителей либо у частных лиц на началах поднайма; 2) лица, улучшающие жилищные условия (чаще всего те, кто имеет какую-либо жилую площадь, но нуждается в переезде из одного жилого помещения в другое, большего размера или лучше благоустроенное), при наличии установленных в законе оснований.

Основания, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливались ст. 29 ЖК РСФСР, правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, которые приняты в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Лица, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ст. 6 Вводного закона).

Порядок и очередность предоставления гражданам жилых помещений в фонде социального использования

Одним из условий и гарантией правильного распределения жилых помещений социального использования является прямое урегулирование в законе порядка предоставления гражданам жилых помещений. ЖК РФ, так же, как и ЖК РСФСР (ст. 33), закрепляет в качестве общего правила предоставление гражданам жилых помещений в порядке очередности: «Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет…» (ч. 1 ст. 57).

Ранее Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (ст. 13) гласил: «Порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации».

По ЖК РФ в зависимости от принадлежности жилого помещения к той или иной разновидности жилищного фонда изменилась компетенция органов, правомочных устанавливать порядок предоставления жилых помещений. Так, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (ст. 14).

К компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится: определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (ст. 13).

К компетенции органов государственной власти Российской Федерации относятся: определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом (ст. 11).

На практике данные общие положения ЖК РФ реализуются обычно путем составления списков лиц, которым предусматривается предоставление свободных жилых помещений (построенных и освободившихся в связи с выездом нанимателей) в текущем году. Такие списки составляются на основе данных учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (ранее — улучшении жилищных условий).

По действующему законодательству не может применяться прежний порядок, предусматривающий предоставление рабочим и служащим, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, определенных преимуществ и льгот в получении жилья, как и, наоборот, ограничения для лиц, которые нарушают трудовую дисциплину, правила общежития. Так, ЖК РСФСР (ст. 34) содержал норму, согласно которой очередность на получение жилых помещений может быть перенесена на более поздние сроки гражданам, состоящим на учете по месту работы, администрацией предприятия, учреждения, организации по согласованию с профсоюзным комитетом за злостное нарушение трудовой дисциплины, пьянство, хулиганство, мелкое хищение государственного или общественного имущества и другие нарушения. Решение о перенесении очередности принимается органами, которые вынесли решение о принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кто может быть признан нуждающимся

Для получения жилплощади на безвозмездной основе необходимо, чтобы соблюдались условия признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Перечень таковых представлен в соответствующем федеральном законе, регламентирующем предоставление мер жилищной поддержки для отдельных категорий лиц (например, в ст. 8 ФЗ № 159 от 21-го декабря 1996-го года “О дополнительных…”).

Есть речь идет о договоре соцнайма, то основания для признания представлены в ст. 51 ЖК РФ. По другим программам – федеральным, региональным, местным – условия обычно такие же, как и в ст. 51 ЖК РФ.

Учетная норма площади жилого помещения в Ленинградской области

Учетная норма в Ленинградской области установлена в размере от 9 до 12 кв. м.15 кв. м. для коммунальной квартиры) в зависимости от территории.

Размеры учетной нормы площади жилого помещения, установленные решениями законодательных органов местного самоуправления Ленинградской области на примере некоторых муниципальных образований:

  • город Сосновый Бор Ленинградской области — 12 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Собрания представителей муниципального образования «Город Сосновый Бор» Ленинградской области от 28.03.2005 N 35 (ред. от 28.10.2008);
  • Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области — 9 кв. м. и менее общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 22.02.2006 N 34);
  • Волосовское городское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области — 9 кв. м. (Решение Совета депутатов муниципального образования Волосовское городское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области от 16.02.2006 N 33);
  • город Волхов Ленинградской области — 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Муниципалитета города Волхова Ленинградской области от 04.10.2005 N 38);
  • город Всеволожск — 10 и менее кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 26.05.2020 N 27);
  • Выборгское городское поселение Выборгского района Ленинградской области — 9 кв. м. (Решение Совета депутатов муниципального образования Выборгское городское поселение Выборгского района Ленинградской области от 28.02.2006 N 43);
  • город Гатчина — 12,0 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования «Город Гатчина» Ленинградской области от 29.06.2005 N 22/1);
  • Кингисеппское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области — 9 и менее кв. м. общей площади на одного человека в отдельной квартире, жилых домах и 15 кв. м. и менее общей площади в коммунальной квартире (Решение Совета депутатов муниципального образования Кингисеппское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области от 10.02.2016 N 158).

Особенности принятия на учет граждан

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилье производит орган местного самоуправления. Это происходит на основании заявлений, которые направили в орган граждане. Заявления о приеме на учет должно быть подано по месту жительства гражданина, которым признается место, где он преимущественно или постоянно проживает.

В нашей стране есть граждане, которые не имеют определенного места жительства. По этой причине в ЖК РФ содержится отсылочная норма, в соответствии с которой в законодательно установленном порядке такие граждане могут подать заявление о принятии их на учет не по месту жительства. Данное положение может распространяться на тех лиц, трудовая деятельность которых может быть связана с постоянными переездами.

Основание для установления места жительства заключается в формальном признаке, который представляет собой регистрацию гражданина по месту жительства. В качестве документа, который подтверждает адрес места жительства гражданина РФ, выступает паспорт или другой документ, который удостоверяет его личность.

Принятие на такой учет недееспособных граждан производится на основе заявлений, которые подают их законные представители. Вместе с заявлением нужно предоставить документы, которые подтверждают право определенного гражданина состоять на учете как лица, нуждающегося в жилом помещении.

Замечание 2

Гражданин, который подает заявление, должен получить расписку, подтверждающую получение данного заявления и документов, которые к нему приложены, включая их перечень и дату получения органом местного самоуправления.

52 статья ЖК РФ содержит положение о том, что решение о принятии на учет (об отказе в принятии на учет) должно выноситься в результате рассмотрения заявления и приложенных документов. Это производит орган местного самоуправления в срок 30 рабочих дней с момента предоставления документов.

Он же, не позднее чем через 3 рабочих дня с момента принятия решения о постановке на учет, должен выдать заявителю лично или направить по почте документ, который подтверждает принятие решения.

Комментарии к статье 51 ЖК РФ, судебная практика применения

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях после введения в действие ЖК РФ

В статье 13 закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указано следующее.

«граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Читайте также:  Можно ли сменить года в расчетном периоде

Обзор судебной практики ВС РФ об основаниях снятия с учета нуждающихся

Об основаниях снятия граждан с учета нуждающихся см. «Обзор практики рассмотрения судами в 2013 — 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда», утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года).

Проживание военнослужащего в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма — отсутствие оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении

В п. 2 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)» содержится следующий вывод:

Проживание военнослужащего в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма по установленным нормам указывает на отсутствие оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении.

В частности, судами было установлено, что Б. вселилась в качестве члена семьи в трехкомнатную квартиру общей площадью жилого помещения 55,8 кв. м. Квартира была предоставлена в октябре 1971 года отцу мужа заявителя и в настоящее время в ней проживают помимо Б. ее сын и брат умершего мужа. При этом, учетная норма площади жилого помещения в г. Химки Московской области установлена в размере 10 кв. м общей площади на одного члена семьи. Следовательно, заявитель проживает в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма по установленным нормам, что указывает на отсутствие оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении.

* См. подробнее обстоятельства данного дела в извлечении к обзору практики ВС РФ, приведенному во вложении ниже.

Снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях при общей площади жилья членов семьи более учетной нормы

В «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)» содержится следующий вывод:

Наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Суд указал, что поскольку суммарная общая площадь двух жилых помещений составила 103,2 кв. м (42 кв. м + 61,2 кв. м), т.е. более учетной нормы в размере 15 кв. м, приходящейся на заявителя, ее супруга и двух сыновей, и не позволяла П. с января 2007 года находиться на жилищном учете, то вывод жилищного органа об утрате ею оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.. Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

** См. подробнее обстоятельства данного дела в извлечении к обзору практики ВС РФ, приведенному во вложении ниже.

Порядок признания нуждающимся в жилом помещении

Радикальное изменение направления социальной политики, произошедшее в начале 90-х годов прошлого века, похоронило надежды большей части взрослого населения России на возможность получения бесплатного жилья.

Отныне такой привилегией пользуется очень ограниченный круг лиц резко отличающихся по своему социальному статусу и материальному положению.

Среди них и депутаты, имеющие право на получение квартир в Столице, и самые незащищенные категории граждан – дети-сироты, многодетные семьи и лица, проходящие службу в вооруженных силах.

Все остальные категории – даже дети, чьи родители включили их в число собственников приватизированных квартир, навсегда лишены надежды на возможность получения бесплатного социального жилья в порядке очередности. Если они по тем или иным причинам не перейдут в разряд лиц, упомянутых в ст. 51 ЖК РФ.

Мурад Качукаев: «К 2020 году мы намерены ликвидировать очередь по программе “жилье молодым” в Дагестане»

МАХАЧКАЛА, 13 сентября – РИА «Дагестан». Уже много лет в республике реализовывается программа помощи молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются социальные субсидии на приобретение жилья.

В Дагестане данную программу осуществляет Дирекция молодежных жилищно-строительных программ при министерстве строительства и ЖКХ республики.

О том, как молодые люди могут получить поддержку от государства для приобретения жилья, в интервью РИА «Дагестан» рассказал руководитель этого ведомства Мурад Качукаев.

— Мурад Русланович, сегодня жилищный вопрос актуален всех, но в большей степени для молодого поколения региона? Учитывая низкие доходы населения, не каждая семья может приобрести себе жилье. Расскажите о том, чем занимается ведомство, которым вы руководите? Какие виды государственной поддержки оказываете молодежи?

— Дирекция молодежных жилищно-строительных программ была создана Правительством Дагестана еще в 2004 году.

Основная функция нашего учреждения – это помощь молодым семьям в приобретении собственного жилья в рамках федеральной программы «Жилище». Данная программа содержит подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

В соответствии с условиями этой подпрограммы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получают социальные субсидии на приобретение жилья.

С каждым годом программа немного видоизменяет свою помощь, которую мы пытаемся оказать. Ранее она работала по одном принципу, сегодня в реале она работает по-другому. Чтобы понимать и иметь общее мнение:

необходимо обратиться в жилищный отдел муниципалитета по месту прописки для постановки на учет о признании того, что данная семья нуждается в улучшении жилищных условий. Этим дирекция не занимается. Очень часто путают и приходят к нам с этим вопросом. У них есть специальная комиссия, которая будет выносить решение: нуждается семья или не нуждается.

Также на молодой семье не должно быть ничего зарегистрировано из жилья, иначе их будет проблематично признать, что они реально нуждаются. После того, как они встанут на очередь, они обращаются к нам, и мы им уже помогаем.

Возвращаясь к 2004 году. Принцип работал Дирекции заключался в следующем: под программу возводился жилой дома.

Дирекция являлась заказчиком-застройщиком данного строительного объекта, возводило дом и выдавало квартиры высокой степени готовности.

Что это значит? Это конечно не евроремонт, но по принципу: «заходи и живи» и плати за свое жилье тот займ, который был дан молодой семье за счет республиканского бюджета.

То есть с чего начиналось: получаем мы квартиру, квадратура которой высчитывается по определенной формуле. в Дагестане это 18 квадратных метра на одного члена семьи. Исходя из этой формулы, мы можем себе обозначить ту площадь квартиры, которая нам необходима.

После того как мы проходим это этап, заключается договор см Дирекцией о получении данной квартиры, люди заселялись туда, при этом выплачивая первоначальный взнос – 30% от стоимости квадратного метра, исходя из стоимости за квадратный метр, высчитывалась стоимость квартиры.

Молодая семья вносила 30%, потом они получали 30% в виде безвозмездной субсидии и третий паевой взнос выплачивали в виде ежемесячных платежей с рассрочкой аж на 15 лет. Было очень удобно.

К сожалению, сегодня у нас нет возможности выделить квартиру с рассрочкой на 15 лет по причине того, что у республики нет возможности оказать нам такую господдержку – выделить беспроцентный госзайм.

Сегодня же программа работает по следующему принципу: молодая семья приобретает то или иное жилье, при этом не имеет значения первичное оно или вторичное, выплачивают за нее 65% от стоимости и 35% выплачивает государство.

Это немного осложняет процесс на фоне того, что было в 2004 году. Безусловно, этот принцип немного неудобен для наших молодых семей.

Поэтому мы взяли на себя инициативу и пересмотреть другие варианты помощи.

У нас есть неофициальный список застройщиков, которые себя зарекомендовали очень положительно на строительном рынке, мы пытаемся с ними договориться о пятилетней рассрочке, то есть на 60 месяцев без увеличения ценового сегмента за квадратный метр. Это порядка 7-8 застройщиков, которые дают нам право быть уверенными, что рекомендованный нами дом будет достроен в срок и качественно.

Молодые семьи обращаются к ним, заключают с ними договор по принципу 2004 года. То есть 30% стоимости оплачивают сами, второй паевой взнос – это безвозмездная субсидия от государства, и третий паевой взнос в виде ежемесячных платежей выплачивают в течении 5 лет непосредственно застройщику. К сожалению, на больший сок не получается договориться.

— Каким образом рассчитывается размер субсидии?

— Размер субсидии рассчитывается по составу семьи. У нас есть формула. К примеру, на 2018 год, если это неполная молодая семья, а сейчас мы говорим о парах, которые развелись, но есть дети. Мать является неполной, но молодой семьей, и имеет право претендовать на участие в программе. Также имеют право претендовать молодые матери-одиночки, если на их детях нет отцовства.

Это говорить о таких маленьких семьях, которые состоят их двух человек: мать и ребенок, имеет право претендовать на получение субсидии в 490 тыс. рублей, если это мать-одиночка, то 520 тыс. рублей. Если семья состоит из пяти человек: мать, отец и трое детей, они имеют право претендовать в 2018 год�� на 1 млн 130 тыс. рублей. Если больше детей, то сумма увеличивается.

Это безвозмездная помощь от государства.

— Некоторые люди путают субсидию, государственную поддержку с молодежным кредитованием. Как вы разграничите эти понятия. Относится ли ваше ведомство к ипотечному кредитованию?

— Мы никак не связаны с процентами, что немаловажно в нашем регионе. Поэтому с кредитами, банками, ипотечными взносами нас путать не нужно. Мы выделяем именно субсидию, а субсидия – это безвозмездная помочь нашему народу.

Читайте также:  Новые правила уплаты НДФЛ с 2023 года: о чем нужно знать предпринимателям

— Сколько планируется поддержать семей в этом году?

— Программа существует с 2004 года, но тогда она не была такой активной как сегодня. С 2004 по 2012 в республике была реализована помощь порядка 700 семьям. В 2013-2015 годах программа здесь не реализовывалась.

Уже в 2016 году Дирекция смогла вступить в активную фазу. Если с 2004 по 2013 помощь была оказана порядка 700 семей, то с 2016 года Дирекция поддержали 377 семей. В 2018 стоит планка помочь в приобретении жилья 540 семьям.

В 2019 году мы намерены также масштабно подойти к этому вопросу.

Не секрет, что Дирекция молодежных жилищно-строительных программ сегодня является лидерами в рейтинге реализации программы по России. В 2019 году Дирекция планирует быть первыми, в худшем случае вторыми.

Согласно условиям программы, молодые семьи, не имеющие своего жилья, могут получить от государства помощь в виде субсидии на приобретение квартиры. При этом возраст каждого из супругов не должен превышать полных 36 лет.

Естественно, брак должен быть зарегистрирован в органах ЗАГС.

— Какие средства используются для оказания поддержки? И каков размер общего фонда на текущий год?

— На каждый регион на федеральном уровне устанавливается определенный размер субсидии. С 2019 года мы можем претендовать на 29,665 руб. с одного квадратного метра. До этого момента цена была меньше – 27,781 руб. В нашем регионе каждый член семьи имеет право на 18 квадратных метров. Соответственно, на семью из двух членов идет 36 квадратных метров, из четверых – на 72 квадратных метра и т д.

Стоит отметить, что на 2018 год мы получили с федерального бюджета 400 млн рублей и с республиканского бюджета – 21 млн рублей. Это в общей сложности 421 млн рублей.

— Сколько вообще семей по республике стоят о очереди на сегодняшний день?

— По региону эта цифра достигает около 5 тыс. человек, но фактически мне кажется эта цифра меньше. В одно время был момент, когда репутация Дирекции была попорчена и было некое недоверие у дагестанцев к этой программе. Сегодня мы завели страницы ведомства в социальных сетях.

Другой комментарий к Ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Признание граждан нуждающимися в жилье является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма (см. комментарий к ст. 49). Основаниями для такого признания служат:

а) отсутствие жилья на праве собственности или по договору социального найма;

б) обеспеченность жильем менее учетной нормы;

в) неудовлетворительное состояние жилища;

г) состояние здоровья проживающих.

2. Все четыре основания нуждаемости перечислены в ч. 1 комментируемой статьи. По смыслу п. 1 ч. 1 нуждающимися в жилье могут быть признаны: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору «коммерческого» найма и другие граждане, которые не имеют своего жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма (и члены их семей). Причем ограничений такого характера, как обеспеченность жильем менее учетной нормы, нет.

3. В соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК РФ), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.

4. Иные основания нуждаемости граждан в жилых помещениях (п. 3 и 4 ч. 1 ст. 51) не связаны с размером занимаемой площади и не требуют применения учетной нормы.

Так, п. 3 ч. 1 основанием признания граждан нуждающимися считает непригодность их жилья для проживания.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Самостоятельное основание нуждаемости — проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе одной из них есть больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно (п. 4 ч. 1).

Это положение относится и к нанимателям, и к собственникам жилых помещений, а также членам их семей. При этом у них должно отсутствовать иное жилье, занимаемое по договору социального найма или на праве собственности.

Данное положение Кодекса не ограничивается применением лишь к коммунальным квартирам. Возможны и иные варианты (например, проживание в квартире бывших супругов). Следует иметь в виду, что когда речь идет о коммунальных квартирах, законодатель прямо указывает на это (см. ст. 73, 76, 80 и др. ЖК РФ).

Семьи, в составе которых есть такой больной, переселяются, главным образом, в интересах иных проживающих в квартире лиц.

Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 .
———————————
СЗ РФ. 2006. N 25. Ст. 2736.

5. По основаниям, предусмотренным ст. 51, нуждающимися в жилых помещениях должны признаваться лица, постоянно (как правило) проживающие в данном населенном пункте. Дело в том, что постановка на учет для получения жилья по договору социального найма производится по месту жительства (а иное возможно как исключение, см. комментарий к ст. 52).

Значимым фактором, позволяющим установить место жительства гражданина, является регистрация.

Подтверждением данной позиции служит Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 123-О . По мнению Суда, условие о наличии регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилищного фонда, иных граждан.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 31. Ст. 3159.

6. Часть 2 комментируемой статьи предписывает определять уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений гражданина и членов его семьи, занимаемых по договору социального найма и на праве собственности. Законодатель не ограничивает учет жилья лишь имеющимся в данном населенном пункте.

Почему могут отказать в предоставлении льготы?

Отказать могут по следующим причинам:

  • Пакет документов собран не в полном объеме;
  • Сведения даны неправильно или неправдиво;
  • Семья ранее уже участвовала в других программах;
  • Претендент или полученный им ранее ипотечный кредит (заем) не подпадает под условия программы;
  • Семья не может доказать финансовую состоятельность (наличие постоянной работы) для выплаты ипотечного кредита или займа;
  • Наличие у семьи собственной недвижимости, если это противоречит условиям программы.

Отказ в предоставлении сертификата на получение выплаты или субсидии должны выдать в письменном виде. В документе обязательно должны быть указаны причины, то есть факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, с указанием правовых норм, которые будут нарушены в случае одобрения. Уполномоченные лица, оповещая гражданина об отказе, должны пояснить, чем оно было мотивировано, и указать, где он допустил ошибку. Возможно, потребуется донести документы или запросить новые.

Если вы считаете, что вам отказали незаконно, то можете обжаловать решение в суде. В этом случае стоит обратиться к юристу — тот разберется с деталями, составит план действий, соберет пакет документов и обжалует отказ от постановки на учет. Здесь важно сразу все сделать правильно, поскольку обжаловать решение государственных органов в суде можно только один раз — и если суд вынесет решение не в вашу пользу, повторно подать иск по тому же вопросу не получится. Если вы собрали весь пакет документов, разобрались с деталями и подобрали опытного юриста, шансы выиграть дело и в будущем получить недвижимость по субсидии или с помощью государства возрастают.

Алгоритм действий для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий

Неудовлетворенность своими жилищными условиями не является основанием для постановки на учет и получения жилплощади сообразно своим желаниям Для этого необходимо соблюсти ряд бюрократических действий и пройти многолетний этап ожидания своей очереди на улучшении условий проживания.

Получение статуса. Кто имеет право?

Статус приобретается на основании соответствия одному или нескольким критериям, изложенным с ст.51 ЖК. Гражданин одновременно может быть малоимущим – совокупный доход всех членов семьи не дотягивает до минимального прожиточного минимума, и при этом на каждого из членов семьи может приходиться менее 12 м2 жилплощади. Либо, проживающий во вполне благополучных условиях со своей семьей человек может заболеть, и его болезнь сделает невозможным совместное проживание с ним других членов семьи. Это редкие случаи. Перечень заболеваний, при которых заболевший имеет право на получение изолированного жилья изложен ниже. Следует учесть, что указанные документы вступили в силу только с 01.-1.2018 года:

— Приказ Минздрава России от 30.11.2012 г. № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь»;

— Приказ Минздрава России от 29.11.2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *