Как с 08.01.2022 вести в организации воинский учёт: новая Инструкция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как с 08.01.2022 вести в организации воинский учёт: новая Инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Требования работодателя по предъявлению военного билета при трудоустройстве имеют законные основания, что подтверждается теми сведениями, которые содержит статья 65 ТК РФ. В ней излагается чёткий перечень документов, необходимых для предоставления кадровым службам, и отдельным пунктом значится потребность в приложении к пакету документов приписного свидетельства или военного билета.

Как оформить приём на работу без военного билета в 2022 году

В случае возникновения подобной ситуации, когда организация отказала в трудоустройстве, пояснив своё решение отсутствием военного билета при приёме на работу, соискатель для достижения желаемой цели может пойти несколькими путями:

  • подать официальную жалобу в трудовую инспекцию;
  • подать иск в суд;
  • получить приписное удостоверение или военный билет.

Конечно, добиться принятия на рабочее место можно любым из этих способов, но наиболее оптимальный вариант – получить документ военного учёта, поскольку его наличие имеет немаловажное значение не только в вопросе трудоустройства, и в дальнейшем в отдельных сферах жизни он может сыграть решающую роль. Кроме того, оформление военного билета и его выдача на руки потребует куда меньше времени, чем обращение в тот же суд с проведением последующего судебного разбирательства.

Для того, чтобы получить подобный документ, необходимо:

  • поступить на армейскую службу;
  • зачислиться в запас без дальнейшего несения воинской службы (при условии наличия противопоказаний со стороны здоровья или обстоятельств, дающих отсрочку: получение образования, наличие на иждивении нетрудоспособных родственников, малолетних детей или ребёнка-инвалида и пр.);
  • получение высшего образование в ВУЗе военной направленности: по окончанию такого учебного заведения молодому человеку не только выдаётся военный билет, но и присваивается звание лейтенанта.

Кого принимать на работу нельзя

Существует категория лиц, которых трудоустраивать при условии отсутствия у них военного билета категорически запрещается. К ним относятся:

  • военнообязанные граждане, то есть мужчины призывного возраста (18-27 лет): при предоставлении военного билета работодатель составляет официальный отчёт о приёме на работу военнообязанного лица, а затем отправляет эту бумагу в военный комиссариат;
  • мужчины, возраст которых превысил отметку 27-ми лет: несмотря на то, что призывной период для этих лиц уже окончен, они обязаны предъявлять соответствующий документ, на основании которого составляется личная карта, где имеются все указания о воинском учёте;
  • граждане от 50 до 65 лет, которые находятся в запасе, но при этом имеют определённое звание, подразумевающее нахождение их в резерве.

Необходимость военного билета при приеме на работу устанавливает ст. 65 ТК РФ. Отсутствие «военника» позволяет работодателю отказать в трудоустройстве.

Определения лиц, подлежащих призыву к военной службе и лиц, находящихся в запасе, даны в Федеральном законе № 53-Ф3 (1998 г от 28 марта), регламентирующем положения воинской обязанности и военной службы.

И соискателю, и работодателю рекомендуется ознакомиться с нужными статьями:

  • Ст.1 указывает об обязательности воинской службы.
  • Ст.2 раскрывает определение понятия «военная служба», а ст.3 — ее основанность на праве.
  • Ст. 7 указывает на ответственность граждан и работодателей за нарушение.
  • Ст. 10 указывает обязанности граждан по воинскому учету.

Еще один документ, регулирующий воинский учет в организациях — это Положение, утвержденное Постановлением Правительства за номером 719 от 27.11.06 г. (далее — Положение).

На сотрудника отдела кадров организации возлагается большая ответственность. Он должен владеть определениями, ролью документа и правовой базой.

Наиболее существенными являются определения:

  • Гражданин РФ. Под этим термином понимается физическое лицо – объект гражданского права.
  • Военнообязанный. Граждане РФ, достигшие 18 лет считаются военнообязанными.
  • Запас. После пребывания на воинской службе граждане увольняются в запас. Граждане с серьезным заболеванием или группой инвалидности могут иметь статус «уволенный в запас» без прохождения службы.
  • Военный комиссариат. Госучреждение, занимающееся учетом граждан, соответствующих призывному возрасту.
  • Воинское звание. Это ранг военнослужащего, находящегося на военной службе или военнообязанного в запасе. Оно устанавливает положение и функции (обязанности) военнослужащего.

Обязанности гражданина с военным билетом на руках

При получении военного билета по здоровью гражданин РФ продолжает носить определенные обязанности.

При категории годности Д подразумевается полное освобождение, то есть исключение участия в военных сборах и непричастность к мобилизации. Категория указывает на наличие серьезных заболеваний, которые включены в подтвержденный законом список. При этом гражданин освобождается от военных сборов и призыва в армию даже в военное время. Гражданин, у которого категория годности Д, не считается военнослужащим и не отправляется в резерв. Все граждане РФ в запасе, согласно действующему закону, могут быть мобилизованы в военное время. Они получают статус военнослужащего и поступают в распоряжение военной части. Категория В указывает, что гражданин будет служить в таких войсках, в которых отсутствуют интенсивные физические нагрузки (должность в штабе, оператор информационного центра, специалист по снабжению).

Около треть граждан, которые признались негодными к службе в ВС, остается военнообязанным.

Кого принимать на работу нельзя

Существует категория лиц, которых трудоустраивать при условии отсутствия у них военного билета категорически запрещается. К ним относятся:

  • военнообязанные граждане, то есть мужчины призывного возраста (18-27 лет): при предоставлении военного билета работодатель составляет официальный отчёт о приёме на работу военнообязанного лица, а затем отправляет эту бумагу в военный комиссариат;
  • мужчины, возраст которых превысил отметку 27-ми лет: несмотря на то, что призывной период для этих лиц уже окончен, они обязаны предъявлять соответствующий документ, на основании которого составляется личная карта, где имеются все указания о воинском учёте;
  • граждане от 50 до 65 лет, которые находятся в запасе, но при этом имеют определённое звание, подразумевающее нахождение их в резерве.

Скрывать о наличии звания категорически возбраняется, поскольку извещение об этом является требованием законодательства, соответственно при его нарушении соискатель привлекается к ответу с последующим административным наказанием.

Ответственность работодателя

Поскольку работа, связанная с военным учётом регламентирована законодательными нормативами и ориентирована на реализацию государственных задач, то неподобающее и халатное отношение к выполнению требований карается по закону. Для этого предусмотрена административная ответственность.

Степень ответственности зависит от того, какое нарушение было допущено и в какой форме.

Читайте также:  Комплект документов по организации антитеррористической работы в ОУ

Виды наказания собраны в таблице:

Наименование нарушения Применяемая статья КоАП Размер штрафа, руб.
Непредоставление данных о призывниках ст. 21.1 от 300 до 1000
Не оповещение сотрудника о вызове его в военкомат и необеспечение явки этого работника* ст. 21.2 от 500 до 1000 рублей
отсутствие информации о лицах, которые не состоят на учете, хотя обязаны это сделать ст. 21.4 от 300 до 1000 рублей
Несдача отчетности Квалифицируется по одной из вышеперечисленных статей от 300 до 1000

*поскольку согласно законодательству руководитель осуществляет не только организационно-правовое и кадровое обеспечение предприятия, но также финансовое обеспечение воинского учета, то с этой целью издаются приказы об освобождении лиц, состоящих на воинском учете, от работы с сохранением за ними места и выплаты среднего заработка при необходимости посещения военкомата по вызову.

Как организовать и вести воинский учет сотрудников

Первое мероприятие компании в рамках воинского учета — регистрация в военкомате по месту ведения деятельности. Регистрацию необходимо пройти в течение 5 дней после включения организации в ЕГРЮЛ.

Процесс воинского учета в целом нужно выстраивать в соответствии с Планом работы военно-учетного стола. Для его составления можно воспользоваться образцом из Приложения 17 к Рекомендациям Генштаба или разработать собственную форму.

В Плане закрепляют порядки ведения картотеки, подготовки годовых планов, обмена сведениями с военкоматом, контроля подлинности документации и т.д.

Текущий воинский учет состоит из:

  • мероприятий по заполнению личных карточек работников;
  • информационной работы с сотрудниками, подлежащими воинскому учету;
  • сверки и передачи необходимых сведений в военные ведомства.

Сотрудники, ответственные за ведение воинского учета, работают по следующей схеме:

  1. При поступлении нового сотрудника проверяют предоставленные им документы.
  2. Заводят на работника личную карточку по форме Т-2, или ее аналогу, утвержденному в организации. В карточку вносят данные об отношении принятого сотрудника к военной службе.
  3. Заполненную карточку заверяют двумя подписями: ответственного сотрудника и самого работника.
  4. В 14-дневный срок с даты приема военнообязанного сотрудника на работу уведомляют местный военкомат. То же самое делают и при увольнении работника.

Еще одна функция работников, ответственных за воинский учет на предприятии — проверка актуальности отметок в документах военнообязанных сотрудников. Некоторые изменения могут вноситься несвоевременно, например:

  • сотруднику уже исполнилось 27 лет, но с учета в военкомате он не снялся и соответствующую отметку в документах не проставил;
  • сотрудник переехал, но не встал на учет по новому месту жительства;
  • у сотрудника появились проблемы со здоровьем, которые могут повлиять на исполнение воинской обязанности.

Выявив такие неточности, уполномоченный работник должен направить сотрудника в военкомат для их устранения.

Как организовать и вести воинский учет транспортных средств

В мирное время военно-транспортная обязанность организаций заключается в текущем учете транспортных средств, которые в случае необходимости могут быть переданы Вооруженным Силам РФ.

Каждая организация должна отчитываться перед военным комиссариатом по его запросу о наличии и техническом состоянии тех транспортных средств, которые подходят под приказ № 151. На запрос военкомата следует отвечать, даже если у компании нет указанного транспорта. Отсутствие ответа военное ведомство может расценить как уклонение от исполнения требований закона, за что наступает административная ответственность.

В составе сведений о наличии и техническом состоянии транспорта необходимо указывать и данные о его фактическом местонахождении, так как это влияет на возможность исполнения военно-транспортной обязанности. Например, транспортное средство может быть сдано в аренду или направлено в филиал организации в другом регионе.

Обязательную периодическую отчетность по военно-транспортной обязанности закон не предусматривает. Поэтому, если запросов от военкомата по транспорту не было, то и предоставлять информацию не нужно.

Информация к размышлению

На основании п.20 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях при выявлении нарушений в организации и ведении воинского учета военнообязанных должностные лица военных комиссариатов районов (городов) наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению.

Руководители и другие должностные лица, ответственные за военно – учетную работу в организациях, за невыполнение обязанностей по воинскому учету несут ответственность, установленную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП).

  • непредставление в установленный срок в военкомат списков граждан, принятых и уволенных, предусмотрен штраф в размере от 2 до 4 базовых величин. При повторном нарушении — штраф от 4 до 6 базовых величин (ст. 25.2 КоАП);
  • умышленное неоповещение допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военкомат либо воспрепятствование их явке на сборные пункты или призывные участки — штраф в размере от 2 до 4 базовых величин, за повторное нарушение — штраф от 2 до 8 базовых величин (ст. 25.3 КоАП);
  • нарушение должностным лицом обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету — штраф от 4 до 5 базовых величин (ч. 2 ст. 25.8 КоАП).

К ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету также могут быть привлечены и работники.

Уклонение призывника или военнообязанного от воинского учёта –наказывается штрафом или арестом на срок до трёх месяцев (ст.437 УК РБ).

Как организовать и вести воинский учет транспортных средств

В мирное время военно-транспортная обязанность организаций заключается в текущем учете транспортных средств, которые в случае необходимости могут быть переданы Вооруженным Силам РФ.

Каждая организация должна отчитываться перед военным комиссариатом по его запросу о наличии и техническом состоянии тех транспортных средств, которые подходят под приказ № 151. На запрос военкомата следует отвечать, даже если у компании нет указанного транспорта. Отсутствие ответа военное ведомство может расценить как уклонение от исполнения требований закона, за что наступает административная ответственность.

В составе сведений о наличии и техническом состоянии транспорта необходимо указывать и данные о его фактическом местонахождении, так как это влияет на возможность исполнения военно-транспортной обязанности. Например, транспортное средство может быть сдано в аренду или направлено в филиал организации в другом регионе.

Обязательную периодическую отчетность по военно-транспортной обязанности закон не предусматривает. Поэтому, если запросов от военкомата по транспорту не было, то и предоставлять информацию не нужно.

Когда нужно составлять?

Ведение учета военнообязанных граждан – прямая обязанность работодателя. За грамотную организацию данного процесса несет ответственность непосредственный руководитель организации или лицо, назначенное им в качестве ответственного.

В соответствии с ТК РФ, руководством фирмы обязательно составляется и отправляется в военкомат специальное уведомление в том случае, если на работу принимается лицо, состоящее на воинском учете.

Следует отметить, что таковыми являются призывники и граждане, носящие статус военнообязанных.

К последним могут относится лица не только мужского, но и женского пола. К примеру, военнообязанными считаются женщины, работающие в медицинской сфере деятельности.

Уведомление, в котором присутствует информация о трудоустройстве лица, состоящего на воинском учете, должно быть отправлено в военкомат, к которому прикреплен устроившийся на работу гражданин.

Обязательно должен соблюдаться срок отправки документации. Специалисты военкомата должны получить уведомление в течение 2-х недель с момента трудоустройства военнообязанного лица.

Читайте также:  Бухгалтерская отчетность за 2021 год: на что обратить внимание?!

При приеме или увольнении военнообязанных сотрудников нужно в двухнедельный срок представлять списки этих сотрудников в военкомат по месту нахождения работодателя (подп. «а» п. 32 Положения, утвержденного п. 29 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организации, утвержденных Генеральным штабом Вооруженных сил РФ).

Направить сведения можно по форме, которая приведена в , утвержденных Генеральным штабом Вооруженных сил РФ. Образец уведомления приведен в разделе «Формы» настоящего ответа.

Если сведения направляются почтой, нужно отправлять заказным письмом, с уведомлением и описью вложения.

Данные из документов воинского учета сотрудников нужно заносить в личные карточки (раздел II Сведения о воинском учете), работник должен поставить свою подпись в данном разделе.

Проверку ведения воинского учета в организациях осуществляют военкоматы. При проведении проверки ведения воинского учета в организациях военные комиссариаты устанавливают:

Полноту охвата граждан воинским учетом;

Качество осуществления воинского учета граждан;

Полноту и достоверность данных, содержащихся в лиц, подлежащих воинскому учету;

Организацию и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований законодательства о военной обязанности и воинском учете.

Результаты проверок военкомат доводит до руководителей организаций и отражает в , которые ведут в военкоматах и в организациях.

При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета организациями военные комиссары сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии). Кроме того, при выявлении определенных нарушений в области воинского учета виновные сотрудники организации по КоАП РФ.

В организации должен быть приказ об организации воинского учета и .

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Как организовать воинский учет сотрудников

Организация воинского учета

Все организации независимо от форм собственности обязаны вести своих сотрудников *( , ).

Воинский учет нужно вести в соответствии с , утвержденным (), и , утвержденными Генштабом Вооруженных сил РФ.

Сотрудники, подлежащие воинскому учету

К сотрудникам, подлежащим воинскому учету, относятся:

Сотрудники, не подлежащие воинскому учету

Воинскому учету не подлежат сотрудники:

Освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (например, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, прошедшие военную службу в другом государстве и т. п.);

Проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

Женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами России;

Имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят сотрудники, которые в установленном порядке бронируются за организациями и учреждениями на период мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Все остальные сотрудники состоят на общем воинском учете. Об этом говорится в Положения, утвержденного .

Воинский учет ведется на основании документов воинского учета ( Положения, утвержденного ). Их должны предъявлять граждане при приеме на работу (). При непредъявлении данных документов организация обязана сама запросить сведения о статусе человека в контексте воинского учета ().

К документам воинского учета относятся:

Для военнообязанных мужчин , или ;

Для военнообязанных женщин паспорт гражданина РФ с наличием в нем соответствующего штампа.

За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель ( , Положения, утвержденного ).

Проект приказа следует согласовать с территориальным военным комиссариатом или органом местного самоуправления, который занимается первичным воинским учетом на территориях, где нет военных комиссариатов.

Помимо приказа, необходимо разработать план работ по организации воинского учета. Его приведена в , утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ. Такой план также необходимо согласовать с военным комиссариатом, причем впоследствии такую процедуру нужно будет проводить ежегодно ( Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ).

Вместе с приказом и планом работ в военный комиссариат нужно представить:

Справку из администрации района о том, что данная организация зарегистрирована по указанному местонахождению;

Эти документы необходимы для постановки организации на учет в военном комиссариате.

Унифицированная форма карточки учета организации законодательством не установлена. В частности, российские суды для постановки на первичный учет в военкомате п��именяют форму следующего ().

Подготовленные документы направьте в два адреса: военный комиссариат и комиссию по бронированию. Туда же следует обращаться для уточнения информации о применяемой в конкретном регионе формы карточки учета организации и составе документов для постановки на учет.

Количество сотрудников, ведущих воинский учет

Чтобы определить количество сотрудников, необходимых для ведения воинского учета, следует ориентироваться на нормы нагрузки, установленные законодательством по числу лиц, подлежащих воинскому учету.

Согласно указанным нормам заниматься воинским учетом в организации должны:

Один сотрудник-совместитель при наличии менее 500 работников, подлежащих воинскому учету;

Один основной сотрудник при наличии на воинском учете от 500 до 2000 работников;

Два основных сотрудника при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 работников;

Один основной сотрудник на каждые последующие 3000 работников, состоящих на воинском учете.

Общее количество сотрудников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется ежегодно исходя из количества сотрудников, состоящих в организации на воинском учете по состоянию на 31 декабря предыдущего года, с применением вышеуказанных норм.

При наличии в организации двух и более сотрудников, осуществляющих воинский учет, следует создать отдельное подразделение – военно-учетный стол.

Об этом говорится в пунктах , Положения, утвержденного .

Обязанности сотрудников, ведущих воинский учет

В обязанности лица, отвечающего за воинский учет в организации, в частности, входит:

1. Проверять наличие документов воинского учета при приеме на работу сотрудников . В частности, наличие отметок в паспорте об отношении к воинской обязанности, подлинность документов воинского учета, а также записей в них о постановке на воинский учет по месту жительства или пребывания.

2. Вести воинский учет сотрудников. А именно заносить данные из документов воинского учета сотрудников в .

3. Оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету. В частности, сообщать им о вызовах в военкомат, разъяснять порядок мобилизационной подготовки, вручать повестки, а также информировать об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

4. Информировать военкоматы о нарушениях воинского учета : о невыполнении сотрудниками обязанностей по воинскому учету, выявлении ошибок в документах воинского учета или их подделке.

5. Отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по местонахождению организации) или органами местного самоуправления. Представлять туда:

Списки сотрудников, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (по запросам в двухнедельный срок);

Списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (ежегодно в сентябре);

Списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на воинский учет в следующем году (ежегодно до 1 ноября).

Читайте также:  Лицензия на алкоголь в 2022 году: как получить, продлить, цены и требования

6. Поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.
А именно:

Сверять не реже одного раза в год: сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан, а также в документах воинского учета военкоматов или органов местного самоуправления;

Вносить в личные карточки сведения об изменениях личных данных сотрудников, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты.

Такой порядок следует из пунктов , и Положения, утвержденного .

Как уведомить военкомат о приеме на работу и увольнении военнообязанных сотрудников

О приеме и увольнении сотрудника, подлежащего воинскому учету, работодатель обязан в течение двух недель уведомить военный комиссариат и (или) органы местного самоуправления ( Положения, утвержденного , Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организации, утвержденных ).

Направить сведения можно по , которая приведена в , утвержденных .

Непредставление таких сведений влечет ().

Может ли военкомат провести проверку правильности организации воинского учета

Военные комиссариаты проверяют ведение воинского учета в организациях. Такие проверки проводят с периодичностью раз в год для организаций с численностью сотрудников свыше 500 человек, и не реже одного раза в три года – для работодателей с меньшей численностью сотрудников.

При проведении проверки ведения воинского учета в организациях военные комиссариаты устанавливают:

полноту охвата граждан воинским учетом;

качество осуществления воинского учета граждан;

полноту и достоверность данных, содержащихся в лиц, подлежащих воинскому учету;

организацию и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований законодательства о военной обязанности и воинском учете.

Результаты проверок военкомат доводит до руководителей организаций и отражает в , которые ведут в военных комиссариатах (органах местного самоуправления) и в организациях.

При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета организациями военные комиссары сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии). Кроме того, при выявлении определенных нарушений в области воинского учета виновные сотрудники организации по Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Ответственность за нарушение порядка ведения воинского учета

За нарушение порядка ведения воинского учета предусмотрена административная ответственность ( Положения, утвержденного ).

Ответственность предусмотрена в отношении руководителя или сотрудника, ответственного за ведение воинского учета. Размер штрафов составляет:

за неоповещение военкомата о приеме или увольнении гражданина, подлежащего воинскому учету, от 300 до 1000 руб. ();

за ненаправление по запросу военкомата и органов местного самоуправления в установленный срок необходимых сведений о гражданах, обязанных состоять на воинском учете, от 300 до 1000 руб. ();

за непредставление до 1 ноября (ежегодно) в военкоматы списков граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет, от 300 до 1000 руб. ();

за неоповещение сотрудника о вызове (повестке) военкомата и необеспечение ему возможности своевременной явки в место, указанное военкоматом, от 500 до 1000 руб. ().

Наложить штраф за неисполнение обязанностей по воинскому учету могут военные комиссары ().

Все нарушения в сфере воинского учета, за которые установлена административная ответственность, не относятся к длящимся. Срок привлечения к ответственности по ним не превышает двух месяцев со дня совершения ().

Иван Шкловец

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

2. Формы: Уведомление военного комиссариата о приеме (увольнении) сотрудников, подлежащих воинскому учету

Вопрос о предъявлении военного билета при приеме на работу в полной мере регулируется действующим законодательством, а именно ТК РФ. Официальные трудовые отношения можно оформить только при его наличии (или аналогичного документа), поскольку ни один работодатель не захочет иметь проблемы с законом и оплачивать значительные суммы штрафов.

При трудоустройстве у нового работника требуют целый пакет документов. В него входит и военный билет, который подтверждает факт постановки на воинский учет. Таким способом государство собирает, обобщает и анализирует информацию о гражданах, которые подлежат призыву и мобилизации. Разберемся, возможен ли прием на работу без военного билета, зачем он нужен и кто обязан его предъявлять. Также из этой статьи вы узнаете, что грозит работодателю за трудоустройство работника без этого документа.

Не принимают на работу без военника: что делать

Закон относительно трудоустройства без билета весьма двояк. Компании обязаны направлять военкомату оповещение о приеме на работу мужчины призывного возраста. Одновременно работодатель не имеет права отказать в трудоустройстве на основании отсутствия документа. Это может быть истолковано как необоснованный отказ, определение которого содержится в статье 64 ТК РФ. Как правило, руководитель не извещает соискателя об истинной причине отказа. Однако человек все равно может оспорить решение работодателя. Для этого ему нужно обратиться в трудовую инспекцию с соответствующей жалобой. Альтернативный вариант – направление иска в суд. Соискатель может одновременно обращаться и в суд, и в инспекцию.

Альтернативный вариант – получение военника. Выдается он в следующих случаях:

  1. Несение службы в войсках.
  2. Признание человека непригодным к службе.
  3. Прохождение учебы на военной кафедре.

Если человек не был призван до 27 лет, он должен обратиться в военкомат, пройти специальный осмотр и предоставить объяснительную записку.

Кого можно принимать без билета

Берут ли на работу без военного билета? Определённо да. Для отдельных претендентов, устраивающихся на предприятие, существуют исключения, которые выражаются в виде возможности не предоставлять военник. К этой категории относятся:

  • Женщины всех возрастов, не имеющие статус военнообязанного лица.
  • Мужчины, чей возраст превышает 60 лет, при отсутствии звания, подразумевающего военную обязанность. Скрывать о наличии звания категорически возбраняется законом. Лицо, допустившее такое нарушение привлекается к административной ответственности, поэтому прежде чем пойти на подлог нужно узнать о наказании за это деяние.
  • Граждане, не достигшие совершеннолетия.
  • Иностранцы, проживающие в стране.

Куда можно трудоустроиться без ВБ?

Исходя из законных норм, которые приняты и обязательны для исполнения для всех организаций, при отсутствии воинского документа найти работу с официальным оформлением гражданину вряд ли получится. Такое положение распространено не только в Москве, но и других городах РФ. Работодатель не заинтересован искать проблемы и разбираться с их последствиями, которые возникнут в результате приёма на работу человека без обязательного документа.

Для мужчины в таком случае выход один – обойтись без официального трудоустройства. А это отсутствие социальных гарантий и других привилегий, которыми наделены люди, принятые на законных основаниях при наличии военного билета.

Двоякость положения и отсутствие защищённости ожидают человека без военного документа. Правительством приняты жёсткие меры по выявлению уклонистов и привлечению граждан к законопослушанию и через вопрос невозможности нормально устроиться на работу без военного билета.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *