Программа утилизации автомобилей в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа утилизации автомобилей в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодняшний день государственная программа утилизации актуальна по ряду причин: она способствует улучшению экологической обстановке в стране, стимулирует отечественный автопром. Что касается экологической ситуации, то здесь выгода очевидна.
Необходимые документы
Для участия в программе утилизации понадобится следующий пакет документов:
- паспорт гражданина РФ (для лизинговых компаний и юридических лиц — документы, подтверждающие вид деятельности) или доверенного лица с предъявлением нотариальной доверенности;
- документ, подтверждающий право собственности на ТС;
- копия паспорта транспортного средства (ПТС) с отметкой, позволяющей определить срок нахождения в собственности;
- документ о снятии с регистрации в МРЭО (это может быть ПТС с соответствующей отметкой; справка, выданная ГИБДД; карта учета (оригинал) с отметкой о снятии с средства с регистрации, заверенной подписью и печатью);
- оригинал акта или его нотариально заверенная копия сдачи ТС в утиль.
Можно ли участвовать в госпрограмме утилизации автомобилей в 2022 году?
Несмотря на то, что в России продолжается кризис, и экономика претерпевает массу лишений, программа утилизации продолжает действовать и в 2022 году. Бюджет, выделенный на 2022 год, не позволил повысить размер льгот, но и не урезал их.
Одной из причин продления программы утилизации автомобилей стало то, что рынок отечественного автомобилестроения не перестает испытывать трудности с реализацией своей продукции. Низкая покупательская способность граждан, высокая конкуренция со стороны иностранных производителей оказывают значительное давление на отечественные предприятия. Для стабилизации ситуации необходима поддержка правительства.
Несмотря на положительную динамику спроса на автомобили, произведенные на территории РФ, главная цель разработки и продления программы утилизации в 2022 году – это поддержка граждан в их желании по приобретению нового транспортного средства. В 2022 году автовладельцы имеют возможность получить компенсацию до 350-ти тысяч рублей.
Скидки по программе утилизации автомобилей и трейд-ин
Категория транспортного средства | При сдаче на утилизацию, т. р. | при сдаче по Trade-In, т.р. |
Легковой сегмент | 50 тысяч руб. | 40 тысяч руб. |
Внедорожники | 90 тысяч руб. | 75 тысяч руб. |
Грузовики 2,5- 3,1 тонны | 120 тысяч руб. | 100 тысяч руб. |
Грузовики, автобусы (в том числе имеющие полный привод), с массой 3,1- 4,1 тонны | 175 тысяч руб. | 145 тысяч руб. |
Грузовики и автобусы, в том числе имеющие полный привод, имеющие полную массу 4,1-7,5 тонны | 200 тысяч руб. | 165 тысяч руб. |
Грузовики, а так же автобусы (имеющие полный привод) с полной массой 7,5 тонн | 350 тысяч руб. | 300 тысяч руб. |
Предприятия-производители имеют право вносить изменения в представленные общие предложения, а так же могут формировать собственные предложения.
Какие машины можно сдать по программе утилизации?
В этом году правительство выделяет денежных средств на замену 40 тыс. старых автомобилей. Выделены деньги на нереализованную прошлогоднюю квоту. Всего государство планирует потратить 62 млрд. руб. Сдать можно не все модели, а лишь установленные государством. Среди них присутствуют как автомобили, произведенные на территории Российской Федерации, так и иностранные.
Среди отечественных автопроизводителей можно найти модели концернов:
- АвтоВАЗ;
- ГАЗ;
- УАЗ;
- ИЖ-Лада;
- Камаз.
Выбор иностранных автомобилей, которые можно сдать, гораздо шире:
- Opel;
- Peugeot;
- SsangYong;
- Renault;
- Volkswagen;
- Nissan Ford;
- Citroen;
- Hyundai;
- Skoda;
- Mazda;
- Kia;
- Mitsubishi;
Как сдать свой автомобиль в утилизацию?
Перед тем, как отправиться в пункт приема автомобильного лома, нужно разузнать: участвует ли данный приемщик в госпрограмме и есть ли у него лицензия. Без этих документов вся процедура становится бесполезной. Простая утилизация, т.е. сдача на металлолом, желанного сертификата на скидку не принесет. Выяснить, куда именно обращаться, можно у дилерского центра, где планируется покупка новой машины. Зачастую дилеры предпочитают сотрудничать по вопросу утилизации с конкретными приемщиками.
После того, как найден пункт по утилизации автомобилей, потребуется самостоятельное решение вопроса доставки ТС. Хорошо, если машина ходу. Но если она не в состоянии сама добраться, придется позаботиться о ее транспортировке. Услуга – платная. Оказать ее может и сам приемщик, поэтому выясняйте сразу.
Как только автомобиль принят и оформлена утилизационная справка, следующий шаг – снятие машины с учета в ГИБДД. Если этого не сделать, транспортный налог так и будет продолжать начисляться. В данной ситуации для государства бывший автовладелец остается действующим собственником ТС.
Далее – обращение в автодилерский центр. Предъявление там справки об утилизации позволяет получить скидку на покупку нового автомобиля. Размер скидки зависит от политики автодилера. Ознакомиться с величиной «премии» можно на официальных сайтах производителей, где есть еще и список дилеров конкретного региона.
Альтернативная история
Если нас волнует экология, доверяться госпрограмме нельзя. Всё надо делать самим. Есть ли вообще какая-то выгода при использовании федеральной программы? Выгоднее, чем обычный трейд-ин, хотя и ненамного. Но при этом больше бумажек и суеты и сильно ограничен выбор моделей.
Не проще ли сдать машину на разборку? Предлагающие такие услуги фирмы утверждают, что выплачивают в среднем около половины стоимости деталей, из которых состоит сдаваемый автомобиль. Приводят примеры: битый Tiguan 2012 года, не на ходу, — 400 000 рублей, пережившая аварию Mazda 3, выпущенная в 2008 году, не на ходу, — 100 000 рублей. Даже если рекламные цифры вдвое завышены, этот вариант выглядит не хуже, чем госпрограмма. Эвакуация — бесплатно, деньги в день покупки — наличными или на карточку. Не требуется собирать сертификаты и доказывать, что вы владели машиной больше года. Нет ограничений по возрасту и комплектности автомобиля.
Страна стихийных свалок
У госпрограммы почти нет плюсов, но она есть и никуда от нее не деться. Главный недостаток — слабое информационное обеспечение. И непрозрачность. Трудно найти источник, предоставляющий весь комплекс актуальных сведений — о порядке действий, размерах скидок, возможностях выбора машин при той или иной форме утилизации (ближе к системе трейд-ин или ближе к переплавке). Дилеры, работающие в рамках программы, вольны определять, какие модели они принимают, а какие нет. Участие многих компаний сводится к применению обычной системы трейд-ин, без скидок «за утиль». Суммарную экономию при покупке нового автомобиля часто невозможно просчитать заранее, поскольку представленный размер скидок не фиксированный, а «рекомендованный максимальный».
А куда отправляется сданное старье, многим пользователям всё равно. По законам математики при парке легкового транспорта в 43,5 миллиона машин ежегодно утилизации подлежит свыше 2,5 миллиона, то есть 6–7% от общего объема. Госпрограмма переваривает от силы 200–300 тысяч машин в год. И, судя по направлению и темпам ее развития, никогда не наберет нужных оборотов.
Как снять машину с учета для утилизации, обязательно ли наличие самого автомобиля, номеров и документов для процедуры?
Снять с учета автомобиль на утилизацию можно в отделении ГИБДД. Потребуются следующие бумаги:
- письменное заявление;
- паспорт РФ;
- ПТС (если есть);
- Свидетельство, подтверждающее регистрацию (если есть);
- регистрационные знаки (если есть);
- генеральную доверенность и ее нотариально заверенную копию, если авто сдает в утиль доверенное лицо.
После того, как все необходимые документы предоставлены, автовладелец получает квитанцию на уплату госпошлины, оплачивает ее и ждет выписки о снятии с учета.
Из данного перечня понятно, что наличие номерных знаков и документов на машину не обязательно, чтобы осуществить снятие авто с учета по программе утилизации. Это так же реально, как утилизировать автомобиль без автомобиля. Достаточно представить в МРЭО вместе с заявлением пояснительную записку о том, что машина уже утилизирована.
Если автомобиль непригоден для дальнейшего использования, чтобы снять его с учета нужно:
- Приехать в ближайший межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД со всеми необходимыми документами.
- Заполнить заявление на утилизацию, в котором указать необходимость снятия авто с учета в связи с его списанием в утиль.
- Написать объяснительную записку по образцу примеров, висящих на доске информации МРЭО.
- Сдать бумаги.
- Получить справку о снятии с учета.
Если при утилизации машины некоторые элементы планируется снять для последующей продажи, необходимо написать в МРЭО соответствующее заявление о выдаче акта на них, предъявить элементы для осмотра и сдать заявку с пояснениями в приемное окно. Сотрудники МРЭО выдадут свидетельство на изъятый агрегат вместе с выпиской о снятии с учета.
Требования к автомобилю
Условия программы касаются еще транспортного средства кандидата:
- Если заявление подается в рамках действия – «Trade-In», тогда срок владения ТС одним человеком должен быть минимум 10 месяцев.
- Сдается по стандартной схеме – срок владения машиной 6 месяцев (последних).
- Отсутствие оформления под лизинговые услуги, только частная собственность.
- Отсутствие любых кредитных обременений и других ситуаций, когда сторонние лица вправе потребовать автомобиль себе, риска перепродажи или возможной передачи собственности.
Касается всех моделей ТС, вне зависимости от технических характеристик.
Мнения специалистов разделились. Одни подчеркивают выгоду централизации контроля за состоянием транспортного движения в счет своевременной ликвидации устаревших моделей. Другие видят ограничения – список моделей, за которые предоставляется скидка, невелик, пусть и расширяется постепенно. Третьи понимают узкую направленность механизма, он поддерживает лишь отечественных производителей. Купить новое авто «иностранца» сертификат не поможет.
Впрочем, программа утилизации старых автомобилей станет неплохим вариантом при необходимости законным способом избавиться от старого ТС, заодно получить какие-то отступные без штрафов и длительных бюрократических проволочек. Ею пользуются уже 12 лет и возможно, в дальнейшем Правительство продлит действие.
Чем ее заменили позже?
К программе утилизации старых автомобилей было много вопросов. Например, многие сдавали по ней старую «классику» от АвтоВАЗа и покупали практически те же морально устаревшие модели. А из 176 фирм по утилизации практически все были «кустарными» производствами, которые не могли в достаточной степени переработать старый автомобиль (вероятно, об этом и говорил Белоусов сейчас).
На смену программе утилизации власти ввели скидки за сдачу старых авто в trade-in, но и эта мера оказалась не очень эффективной.
И с лета 2017 года были запущены новые программы – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В отличие от старой программы, по ним льготы были совсем иными:
- клиент мог купить новый автомобиль только в кредит;
- скидка составляла 10% от цены продажи (на Дальнем Востоке – 25%);
- в программе участвовали не все модели – они должны были быть произведены в России, набирать достаточно баллов по локализации производства и быть не дороже 1-1,5 миллионов рублей;
- так как клиент покупал авто в кредит, он автоматически покупал полис Каско, что снижало всю выгоду;
- программа периодически останавливалась и перезапускалась – в зависимости от выделенных на нее денег.
В 2020 году программу расширили – покупать автомобили со скидкой разрешили еще и медработникам (помимо тех, для кого авто было первым, или кто покупал его для семьи с детьми).
В 2021 и 2022 годах программа не работает – Минпромторг считает, что возобновлять программу стимулирования спроса нет смысла, потому что спрос и без того крайне высок. Автопроизводители и автодилеры сталкиваются с дефицитом новых автомобилей, а преодолеть его удастся еще не скоро.
Изменения в новом году
Закон об утилизации авто в 2022 году имеет свои отличительные черты. Так, программа утилизации для различных регионов разрабатывается отдельно. Чтобы государственный бюджет не имел огромных потерь в результате действия данной программы, было принято решение о назначении транспортного сбора в размере 3 тысяч рублей.
Размер скидки на покупку нового автомобиля определяется техническим состоянием, местом изготовления, а также моделью старого авто. Планируется установление среднего показателя в размере 40 тысяч рублей. Данная сумма может увеличиться в несколько раз, если автовладельца интересует покупка грузовой машины, автобуса или внедорожника отечественного производства. Максимально возможная субсидия – 150 тысяч рублей.
Размер скидок по типам автомобилей
Стоимость купона напрямую зависит от марки машины.
Марка | Модель | Величина компенсации (руб.) |
ВАЗ | Без ограничений | 50 000 |
ГАЗ | Только грузовая | 350 000 (175 за коммерческое) |
Опель | Meriva, Insignia, Corsa | 40 000 |
Astra | 80 000 | |
Antara | 100 000 | |
Mokka | 140 000 | |
Пежо | 4008,408 и Boxer | 50 000 |
Рено | Логан и Сандеро | 25 000 |
Хендэ | Солярис и Крета | 50 000 |
Ниссан | Terrano | 50 000 |
Teana | 100 000 | |
Almera | 60 000 | |
Шкода | Фабиа | 60 000 |
Рапид | 80 000 | |
Октавиа | 90 000 | |
Фольксваген | Джетта и Поло | 50 000 |
Ситроен | С4 | 50 000 |
Mitsubishi | Pajero Sport | 75 000 |
Outlander | 40 000 | |
Форд | Фокус, С-Макс, Гэлэкси, Мондео | 50 000 |
Куга, Экоспорт | 90 000 |
Рассмотрим на практическом примере, как это работает.
Гражданин купил автомобиль «Лада Приора» в 2010 году. В 2018 он решил сдать ее по утилизации, чтобы получить скидочный купон на приобретение «Лады Ларгус». Для этого он обратился в дилерский центр, представил транспорт на оценку для определения стоимости — 60 000 руб.
Ввиду наличия ограничений по сумме, скидка была предоставлена только на 50 000 руб. Гражданин не хотел тратить время на самостоятельную продажу машины, поэтому такой вариант оказался для него наиболее удобным.
Программа утилизации автомобилей 2014-2020: причины и следствия
Каждый автомобиль имеет свой конечный срок эксплуатации. После истечения гарантийного срока ремонт машины приходиться производить уже за свой счет, и если авто будет часто ломаться, эксплуатационные расходы будут запредельными, то встает вопрос по его замене.
Можно бросить свою ласточку во дворе, поставить ее на даче, но уплата транспортного налога делает такой вариант невыгодным для любого владельца. Можно сдать автомашину на многочисленные разборы, но полученная сумма будет ничтожно малой по сравнению с выгодой от программы утилизации.
Что же это такое, и какие ее преимущества?
В настоящее время российский авторынок еще продолжает переваривать, приходить в себя от убийственной либерализации внешней торговли 90-х годов.
Хлынувший на отечественный рынок поток подержанного импортного хлама почти убил нашу автопромышленность. И если бы не поддержка государства, автозаводы уже были бы банкротами.
Действующая сейчас в РФ программа утилизации сталкивается, воюет
с …программой, политикой утилизации других государств, в первую очередь Японии, и Западной Европы.
Поясним существующие реалии. В Японии владелец, после окончания строго определенного срока эксплуатации машины, обязан ее утилизировать за довольно приличную сумму. И ему гораздо выгоднее сдать ее за бесценок перекупщикам такого утиля. Такие машины широким потоком вывозятся в страны третьего мира, в которые с 90-х годов прошлого века стала входить и Российская Федерации, как бы не горько это осознавать.
Определенное технологическое превосходство даже бывших в употреблении японских машин, низкая цена, отсутствие заградительных пошлин сделали свое черное дело.