Ответственность за нарушение налогового законодательства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение налогового законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
В чем отличие налогового правонарушения от налогового преступления?
В Налоговом кодексе (НК РФ) налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения. Налоговое преступление понимается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.
Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП. Ответственность за совершение налоговых преступлений устанавливается УК РФ, именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, из общего числа налоговых деяний налоговые правонарушения составляют наибольшую часть, на их долю приходится более 90% налоговых деяний.
За налоговое преступление накажут в том случае, если у компании или индивидуального предпринимателя есть недоимка в крупном размере и за три финансовых года подряд. Если размер меньше установленной законом минимальной планки – это налоговое правонарушение, а не преступление. На практике налоговые нарушения классифицируются как преступления не часто.
Следует отметить, что у компаний появилась возможность распоряжаться своими переплатами по налогам и сборам. Переплату можно перекинуть на предстоящие платежи или погасить ею задолженность по любому налогу.
Понятие и виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах
Функционирование налоговой системы обеспечивается мерами юридической ответственности. Российское законодательство предусматривает меры административной, уголовной, дисциплинарной, материальной, а также финансовой, в том числе налоговой, ответственности за совершение различных видов нарушений законодательства о налогах и сборах.
Налоговая ответственность, наступающая в результате совершения налогового правонарушения, обладает рядом признаков, характерных для любого из видов юридической ответственности: она является средством охраны правопорядка; состоит в применении мер государственного принуждения; наступает за нарушение правовых норм; наступление ее регулируется нормами права; является следствием виновного деяния; заключается в применении санкций и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые нарушитель должен претерпеть; реализуется в соответствующих процессуальных формах.
Виды и порядок применения санкций за нарушение налогового законодательства
Налоговая санкция представляет собой конкретную меру ответственности за совершенное налоговое правонарушение. Налоговый кодекс устанавливает налоговые санкции только в виде такой меры имущественного характера, как штраф. В определении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. указано, что штрафы, взимаемые налоговыми органами с налогоплатель- щиков за нарушения ими требований налогового законодательства, выходят за рамки налогового обязательства как такового и этим отличаются от недоимок и налоговой пени. Штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения). Таким образом, Конституционный Суд РФ признал административно-правовую природу налоговых санкций и отсутствие налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.
В зависимости от характера совершенного налогового правонарушения Кодексом установлены штрафы в твердой денежной сумме или в процентах от суммы налога, подлежащей уплате. Так, например, при несообщении либо несвоевременном сообщении налогоплательщиком налоговому органу об открытии банковского счета размер штрафа составляет пять тыс. руб. (ст. 118 НК РФ). Неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога (ст. 122 НК РФ).
Основные правила взыскания штрафов за налоговые правонарушения установлены ст. 104, 105 и 115 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующими статьями Кодекса за совершение налогового правонарушения. К смягчающим обстоятельствам относятся: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Иные обстоятельства могут быть признаны смягчающими судом.
При наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100 процентов. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.
Кодексом предусмотрен судебный порядок взыскания финансовых санкций: налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд, если ответчиком является организация или индивидуальный предприниматель, либо в суд общей юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического лица, не являющегося предпринимателем. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.
Кодекс устанавливает обязанность налогового органа до обращения в суд предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции (п. 1 ст. 104 НК).
Досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности является обязательной. Налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании санкций только в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции.
Кодекс не содержит положений о форме соответствующего требования. Оно может быть изложено как в отдельном документе, так и в тексте решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска.
Указанные выше правила применяются также в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
После удовлетворения судом исковых требований налогового органа реальное взыскание сумм штрафов производится в общем порядке путем исполнительного (Производства.
Статья 115 НК РФ предусматривает важную гарантию прав налогоплательщиков — срок давности взыскания санкции. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Этот срок является пресекатель- ным, т.е. не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска налоговым органом. Исчисление данного срока осуществляется либо со дня составления акта выездной налоговой проверки, либо со дня обнаружения налогового правонарушения при осуществлении иных форм налогового контроля.
Ответственность за нарушения налогового законодательства
Ю. Утропов , аудитор ООО «ЛЕКС Аудит»
До принятия Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) конкретные виды и размеры ответственности участников налоговых отношений устанавливались целом рядом нормативных актов. Это прежде всего — Закон РФ от 27.12.92 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон РСФСР от 21.05.92 «О Государственной налоговой службе РСФСР», Закон РФ от 24.06.93 «О Федеральных органах налоговой полиции», Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ). В отношении таможенных пошлин — Таможенным кодексом РФ. Кроме этого, в ряде законов, посвященным отдельным налогам, рассматривались специфические вопросы ответственности за налоговые правонарушения.
Понятие налогового правонарушения.
В статье 106 Кодекса дано понятие налогового правонарушения, которым признается «. виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим кодексом установлена ответственность».
Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица (достигшие шестнадцатилетнего возраста). Причем никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.
Особенно важно отметить, что со вступлением в силу Кодекса каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения (если он сам, конечно не признает себя виновным и не заплатит штраф), пока его виновность не будет доказана и не будет установлена вступившим в законную силу решением суда. Он не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, так как обязанность по доказательству факта налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении возлагается на налоговые органы, причем все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в его пользу. Кроме этого налогоплательщик вправе самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налога.
Вина при совершении налогового правонарушения.
В статье 110 Кодекса предусмотрены две формы вины: умышленная и неосторожная. При этом вина организации в совершении налогового правонарушения определяется как вина ее должностных лиц (руководителя и главного бухгалтера).
Статьями 111 и 112 установлен целый ряд обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также исключающих вину лица в его совершении (стихийные бедствия и непреодолимые обстоятельства, болезненное состояние налогоплательщика в момент совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, выполнение письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом). Приведены обстоятельства, смягчающие ответственность, например, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, при которых суммы штрафных санкций уменьшаются не менее, чем в два раза, и отягчающие, например, совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. В этом случае сумма наложенного штрафа увеличивается на 100 процентов. Определено, что при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения более строгой санкции менее строгой, как это было возможно ранее.
Давность привлечения к ответственности, основания, санкции Статьей 113 Кодекса определен срок давности привлечения к ответственности. Так, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года. Что касается штрафных санкций, то налоговые органы могут обратиться в суд с иском об их взыскании не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (ст. 115).
Перечень оснований для привлечения к налоговой ответственности стал значительно шире, изменились суммы штрафных санкций. Итак, что нас ожидает с 1 января 1999 года.
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
По нашему мнению, сейчас, когда отчеты сдаются по почте или принимаются обезличенно в одном из помещений налоговой инспекции, нет гарантии того, что у отдельных налоговых инспекторов не возникнет соблазна «не заметить» нарушений при камеральной проверке, а выявить их лишь при приёме годовых деклараций или при выездной проверке через несколько лет. К сожалению каких-либо мер ответственности по отношению к налоговым инспекторам за это не предусмотрено.
Не урегулирован и вопрос относительно мер ответственности за отказ налоговых инспекторов предоставить налогоплательщику или другому участнику налоговых отношений консультацию о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Конкретный размер административного штрафа исчисляется в зависимости от вида совершенного правонарушения, исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент окончания правонарушения или его пресечения. В отношении налоговых правонарушений действует положение о том, что виновными признаются должностные лица, чьи права и обязанности непосредственно связаны с определением размера и условий налогообложения, то есть руководитель организации и главный бухгалтер. Они и могут в ряде случаев подлежать административной ответственности, даже если неуплата налога (сбора) произошла из-за умышленных действий его работников.
Стоит напомнить и об уголовной ответственности. Согласно части 1 статьи 198 УК РФ уклонение от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом от 200 до 700 МРОТ, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Согласно части 2 указанной статьи то же деяние, совершенное в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также статьями 194 или 199 УК РФ — наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо лишением свободы на срок до 5 лет. Уклонение от уплаты налога или сбора признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплата превышает 200 МРОТ, а в особо крупном размере — 500 МРОТ.
Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на неё процентами, равными процентной ставке рефинансирования Банка России,. действовавшей в период со дня взыскания этой суммы, по день фактического возврата. Организация имеет право на обращение с иском в суд на неправомерные действия налоговых органов и на возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду.
Ситуации, в которых возможна уголовная ответственность за налоговые нарушения
Уголовная ответственность граждан и должностных лиц | |
Правонарушение | Санкция |
Ст. 198 УК РФ Уклонение от уплаты налогов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере | от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года |
То же деяние, совершенное в особо крупном размере | от 200 000 до 500 000 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок |
Ст. 199 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере | от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового |
То же деяние, совершенное: — группой лиц по предварительному сговору; — в особо крупном размере | от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового |
Статья 199.1. УК РФ Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов в соответствующий бюджет совершенное в крупном размере | от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового |
То же деяние, совершенное в особо крупном размере | от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового |
Статья 199.2. УК РФ Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное в крупном размере | от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового |
Понятие налогов и налоговой ответственности
Налоги являются признаком государства, а взимание перечня обязательных платежей – это элемент правового статуса его суверенитета. Нарушениями в налоговой сфере в первую очередь затрагиваются публичные интересы страны.
Принудительным изъятием части собственности (в денежном эквиваленте) у налогоплательщиков вызывается подсознательная готовность к тому, чтобы скрывать доходы или совершать иные неправомерные деяния, которые обеспечивают возможность использования и распоряжения полученными доходами в полном объеме, не учитывая суверенное право страны на какую-либо часть этого дохода. Тому, что нарушаются фискальные права страны, также может способствовать высокая налоговая ставка или пониженный уровень жизни населения. Данные факторы вместе могут создать предпосылки для того, чтобы совершалось еще больше налоговых правонарушений и вследствие этого, реагирование государства в рамках защиты имущественных интересов.
Правовое регулирование ответственности в случае нарушения порядка того, как реализуются налоговые отношения является объектом законодательства о налогах и сборах и составляет в совокупности институт налогового права. В Налоговом кодексе термины «налоговая ответственность» и «ответственность за совершение налогового преступления» могут использоваться в качестве равнозначных.
К примеру, пунктом 2 101 статьи Налогового кодекса устанавливается, что по результатам того, как были рассмотрены материалы проверки, руководителем (его заместителем) налоговых органов может быть вынесено решение относительно привлечения налогоплательщиков к положению налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений; статьей 107 предусматривается возможность того, что могут быть привлечены организации и физические лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Учитывая систему финансового права и то, что в нее входит налоговое право, стоит отметить, что налоговая ответственность является разновидностью финансово-правовой ответственности.
Понятие налоговой ответственности является одной из главных категорий в налоговом праве, ее конструкцией определяется место и роль правового регулирования налоговых отношений в праве.
Правовая природа ответственности за нарушение законов о налогах и сборах является неразрывно связанной с финансово-правовой ответственностью и ее местом в системе юридической ответственности.
Тому состоянию, в котором на сегодняшний день находится наука финансового права, свойственны определенные проблемы в том, как исследуется ответственность за нарушение финансово-правовых норм. На сегодняшний день начать изучать отраслевую правовую ответственность со стороны науки финансового права может быть затруднительным по той причине, что определение финансовой правовой ответственности (ответственности, которая наступает в случае нарушения финансового законодательства), которое должно быть закреплено в общей части отраслевого законодательного акта, не может существовать из-за отсутствия единого кодификационного акта, которые оформлял бы основы правового регулирования отношений в финансовой деятельности. Финансовая правовая ответсвенность может формироваться в соответствии с институциональным признаком – «снизу вверх», так как, к примеру, происходит более детальная разработка налоговая ответственность и существенные перспективы развития есть у ответственности, предусмотренной в случае нарушения бюджетного законодательства.
Налоговая ответственность в рамках своей природы, предмета и метода регулирования – это составная часть финансово-правовой ответственности и может быть реализована в государственных властных отношениях, которые складываются по отношению к установлению и взиманию обязательных платежей. То, что налоговая ответственность относится к разновидности финансово-правовой может быть подтверждено тем, что налоговое право входит в финансовое как подотрасль.
Виды налоговой ответственности
В соответствии с НК РФ существуют следующие виды налоговой ответственности:
- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе,
- уклонение от постановки на учет в налоговом органе,
- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке,
- непредставление налоговой декларации,
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения,
- неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора),
- неявка либо уклонение от явки, а также неправомерный отказ от дачи показаний либо дача заведомо ложных показаний лицом, вызываемым в качестве свидетеля,
- отказ эксперта, специалиста и переводчика от участия в проведении налоговой проверки в сфере налогообложения, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода,
- неправомерное несообщение сведений налоговому органу,
- нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.
Налоговая и административная ответственность
Налоговая ответственность регулируется главой 16 и главой 18 НК РФ .
Глава 18 НК РФ посвящена налоговой ответственности финансово-кредитных организаций и в рамках данной статьи не рассматривается.
Итак, налоговая ответственность установлена за следующие виды нарушений налогового законодательства:
- ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (статья 116 НК РФ);
- ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 НК РФ);
- ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (статья 118 НК РФ);
- ответственность за непредставление налоговой декларации (статья 119 НК РФ);
- ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (статья 120 НК РФ);
- ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (статья 122 НК РФ);
- ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (статья 123 НК РФ);
- ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (статья 125 НК РФ);
- ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 126 НК РФ);
- ответственность свидетеля налогового правонарушения (статья 128 НК РФ);
- ответственность за отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (статья 129 НК РФ);
- ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу (статья 129.1 НК РФ).
Рассмотрим каждый из видов нарушений.
Ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
Налогоплательщик должен информировать налоговый орган об открытии или закрытии счета в банке (абз. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение 10 дней с момента открытия или закрытия счета. Если произошло нарушение этого срока, то к налогоплательщику применяется ответственность в соответствии со статьей 118 НК РФ. Штраф в таком случае составит пять тысяч рублей за каждый факт несообщения сведений.
Должностные лица налогоплательщика, нарушившего установленный срок представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации, несут ответственность в соответствии со ст. 15.4 КоАП РФ. Штраф составит от 10 до 20 МРОТ (от 1000 до 2000 рублей).
Ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
Под арестом имущества понимают способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Он состоит в ограничении права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем налогового органа.
Если на имущество наложен арест, то отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.
Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 НК РФ, в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Виды ответственности за нарушение налогового законодательства
Нарушителей закона ждут следующие виды санкций:
- налоговые — мерой налоговой ответственности является взыскание твердых или процентных (от конкретной суммы) штрафов (гл. 16, 18 НК). Другими словами, мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является соответствующая санкция, которая устанавливается и применяется как денежное взыскание, прописанное в статьях указанных глав. Размер штрафов варьируется от 200 руб. до полумиллиона, а процентных — от 0,2 до 100 %. Возможно также принудительное взыскание недоимок по обязательным платежам по ст. 46–48 НК: с организаций — бесспорно, с физлиц — через суд или проявляться как обеспечительные меры (гл. 11 НК) (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия). О том, с какого возраста наступает налоговая ответственность, говорит п. 2 ст. 107 НК — это 16 лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, равен трем годам (с момента совершения нарушения). Иные нюансы, связанные с этим временным отрезком, прописаны в ст. 113 НК. Вопрос срока давности по взысканию штрафов регулирует ст. 115 НК;
- дисциплинарные (ст. 192 ТК) по приказу работодателя возможны, скажем, для бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность;
- административная ответственность за нарушение налогового законодательства урегулирована гл. 15 КоАП;
- уголовные (ст. 198 – 199.2 УК РФ).
Уголовная ответственность за неуплату налогов
Те, кто не платят налоги, могут стать обвиняемыми по следующим статьям УК РФ:
- 198 – уклонение от уплаты налогов физическим лицом;
- 199 – уклонение от уплаты налогов и сборов представителями юридического лица;
- 199.1 – неперечисление удержаний в пользу государства налоговым агентом.
За указанные деяния допускается привлечение к уголовной ответственности лица, которому более 16 лет. Впрочем, судебная практика не знает примеров осуждения несовершеннолетних граждан по данным статьям уголовного закона.
Налоговая ответственность за неуплату налогов может наступить по решению налогового органа. И для уголовного дела решение ИФНС тоже необходимо. Вообще инспекция обязана направлять информацию о выявленной неуплате в следственные органы, если соблюдены одновременно четыре условия:
- решение о привлечении к налоговой ответственности принято и вступило в законную силу;
- налогоплательщика уведомили об обязанности уплаты налога с пенями в установленный срок;
- после истечения срока, установленного в уведомлении, прошло 2 месяца;
- установлен крупный или особо крупный размер неоплаченной суммы.
Инспекция обязана направить сведения в течение 10 суток со дня выявления нарушений. После чего следственный комитет выносит постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении. Это зависит от наличия/отсутствия состава преступления.
Противоправность деяния
Налоговое правонарушение представляет собой деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах. Противоправность является юридической формой (выражением) материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения. Налоговым правонарушением считается только деяние, предусмотренное законодательством о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные в главах 16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательство о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям.
Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налоговых органов на территорию налогоплательщика; отказ предоставить налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности; неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога; неперечисление банком в бюджет соответствующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов; неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц и т.д.).
Следующая категория обязательных отчислений – косвенные налоги, избежать которых не может ни один человек. Дело в том, что определённый процент стоимости любого товара и услуги пойдёт на уплату налоговых отчислений его производителем. Де-факто налог выплачивает потребитель, а производитель, получивший от него средства на выплаты, только передаёт их в налоговые органы.
Здесь существует четыре вида отчислений: универсальные (ими облагается большая часть товаров на рынке), индивидуальные (здесь речь идёт уже об отдельных группах товаров, например, недвижимость, ювелирные изделия), фискальные монополии (имеются в виду пошлины на определённые документы, которые выдать может только государство – свидетельства о рождении и смерти, лицензии и так далее) и таможенные пошлины (они являются неотъемлемой частью стоимости импортируемого или экспортируемого товара).
Зная, как трактует понятие «налоговая ответственность» НК (он же Налоговый кодекс), понимая, что же считается правонарушением, можно переходить и к мерам наказания за налоговые преступления.
Перед этим стоит обратить внимание на некоторые конкретные цифры, касающиеся уплаты обязательных платежей в пользу государства. Физическое лицо обязано отдавать 13% своей прибыли в налоговые фонды, обычно эта сумма автоматически вычитается из заработной платы. Нерезиденту придётся выплатить стране 30% своей прибыли. Облагаются налогом и те, кто выиграл приз, стоимость которого превысила четыре тысячи российских рублей, — им необходимо заплатить 35% стоимости вознаграждения. Те, кому посчастливилось получать доход от акций, отдают только 9% от заработанного.