Правительство повысило зарплаты бюджетникам на 4%

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правительство повысило зарплаты бюджетникам на 4%». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Министерство финансов планирует направить 1,006 трлн руб. на индексацию зарплат работникам бюджетной сферы в ближайшие три года. Это следует из методики расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023–2025 годы, которую изучил РБК. Размер ассигнований почти в два раза превышает запланированный на эти же цели объем в 2022–2024 году, который оценивался в 579 млрд руб.

Важно! В 2023 году минимальная зарплата как для бюджетников, так и для сотрудников, работающих в частных компаниях по контракту, может возрасти до 16 242 рублей. В августе 2022 года в Госдуму также внесли законопроект о повышении МРОТ до 30 000 руб., но вероятнее всего такое существенно увеличение минимальной планки официально не примут.

Напомним, что последний раз МРОТ пересматривали летом 2022 года. С учетом июньского повышения показатель был 15 279 руб., а на начало года – всего 13 890 руб. Таким образом, получается, что суммарный рост МРОТ за год составит 16,9%. При этом Росстат дает официальные данные о том, что медианна заработная плата в России во втором полугодии 2022 года составляла около 40 245 рублей, что на 42% выше действовавшего МРОТ.

Если повышение зарплаты бюджетникам, запланированное в 2023 году, регламентировано государством, то все остальные работодатели могут выбрать оптимальный для их компании вариант:

  1. индексация, при которой реальный оклад сотрудников будет больше МРОТ;
  2. введение ежемесячной доплаты (если повышенный оклад окажется меньше нового МРОТ).

Как будет работать новая система?

Регионы российской федерации достаточно сильно отличаются друг от друга по уровню благосостояния. Поэтому в последнее время наметилась такая тенденция, как миграция работников в более благополучные регионы. Поэтому во многих населённых пунктах, не отличающихся высоким уровнем благосостояния, наметился дефицит кадров. Данную проблему принято решать путем внедрения новой системы оплаты труда в бюджетной сфере.

Новая система начала внедряться уже в 2022 году, для этого предпринимаются следующие шаги:

  • Заработные платы бюджетникам будут повышаться с учётом размера среднего оклада в регионе. Также планируется и внутрирегиональное выравнивание уровня доходов. Например, базовый расчёт оклада сельских врачей и учителей в Ярославской области будет таким же, как и у городских учителей.
  • Федеральный минимальный размер оплаты труда теперь будет устанавливаться для расчёта окладов во всех регионах. Также запрещается устанавливать федеральный МРОТ в нижнюю сторону. Ранее субъекты имели возможность самостоятельно устанавливать МРОТ.
  • Теперь тарифная сетка состоит из 18 разрядов, при начислении разряда учитывается стаж, уровень профессионализма, степень ответственности и некоторые другие параметры.
  • Оплате за сверхурочные, а также работу на праздники и выходные уделяется дополнительное внимание.
  • Надбавки и премии будут начисляться за работу в сельской местности и отдалённых регионах, за наличие особых заслуг и вредные условия.
  • Повышенное поощрение наиболее добросовестных и ответственных сотрудников.
  • Руководители будут существенно ограничены в возможности распределять бюджет и определять уровень оклада для сотрудников.

Реализация описанных выше пунктов позволит существенно снизить уровень неравенства окладов работников бюджетной сферы. Также, когда поднимут зарплату бюджетникам, можно ожидать общего роста благосостояния.

Читайте также:  ЖКХ: какие категории россиян имеют право на льготы

Будет ли выплачена 13 зарплата?

Стимулирование сотрудников — это распространённая практика, которая применялась ранее и будет использоваться в будущем. Одним из примеров такого стимулирования является 13 зарплата. Условия начисления 13 заработной платы прописываются в регламентирующих документах, включая контракт сотрудника.

В законах Российской Федерации не сказано, что данный способ премирования должен быть привязан к каким-либо конкретным датам. Выплата может быть как годовой, так и квартальной и полугодовой. Подобное активно практикуют и в частных компаниях, чаще всего работникам в декабре дополнительно начисляют ещё 1-3 оклада. Для работников бюджетных организаций привычнее понятие 13-ой зарплаты.

Стоит ли ожидать тринадцатую заработную плату в 2022 году? Можно смело сказать, что это коснётся многих бюджетных организаций, в первую очередь силовых структур и работников банковской отрасли. На вероятность начисления 13 зарплаты сказывается и особенности региона и результативность работы.

Будет ли выплачена 13 зарплата?

Стимулирование сотрудников — это распространённая практика, которая применялась ранее и будет использоваться в будущем. Одним из примеров такого стимулирования является 13 зарплата. Условия начисления 13 заработной платы прописываются в регламентирующих документах, включая контракт сотрудника.

В законах Российской Федерации не сказано, что данный способ премирования должен быть привязан к каким-либо конкретным датам. Выплата может быть как годовой, так и квартальной и полугодовой. Подобное активно практикуют и в частных компаниях, чаще всего работникам в декабре дополнительно начисляют ещё 1-3 оклада. Для работников бюджетных организаций привычнее понятие 13-ой зарплаты.

Стоит ли ожидать тринадцатую заработную плату в 2022 году? Можно смело сказать, что это коснётся многих бюджетных организаций, в первую очередь силовых структур и работников банковской отрасли. На вероятность начисления 13 зарплаты сказывается и особенности региона и результативность работы.

Как происходит индексация зарплат бюджетников

Трудовой кодекс обязывает работодателей индексировать зарплату, однако не предписывает конкретные механизмы и периодичность.

Неудивительно, что единого сценария повышения зарплат для бюджетников нет: в хорошие годы власти стараются производить ее ежегодно, и то во второй половине года, что позволяет несколько сэкономить, в плохие — делают перерыв.

Например, в 2021 году индексация зарплат государственных федеральных служащих не проводилась, напоминает эксперт. Кроме того, приостановка индексации зарплат чиновников применялась в 2014, 2015 и 2016 годах на фоне кризиса и нехватки денег в бюджете. Нерегулярно проводится индексация зарплат у категорий бюджетников, оказавшихся за пределами майских указов 2012 года.

Размер индексации учитывает уровень инфляции, а также то, к какой категории относится бюджетник. «Если, например, по каким-либо причинам — политическим или экономическим — приоритетной группой выбираются силовики, то им индексация производится в первую очередь. Крайне редко бывает так, что выплаты назначаются сразу всем категориям работников бюджетной сферы».

Есть отличия и в том, в ведении федеральных или региональных властей находится работник — последние имеют право принимать решения об индексации самостоятельно и финансировать ее из бюджета субъекта.

В России традиционно большинство социальных выплат индексируют по прогнозной инфляции, а не по фактической. За счет этого бюджет экономит деньги в годы после роста потребительских цен, опередившего прогноз. Осенью 2021 года президент Владимир Путин поручал проиндексировать все соцвыплаты, финансируемые из федерального бюджета, по фактической инфляции 2021 года, которая оказалась выше прогноза из-за резкого удорожания продовольствия в мире.

Это было разовое решение. В целом же идея привязать рост социальных выплат к фактической инфляции обсуждалась еще в 2015 году.

Предлагаемые Минфином изменения не очень масштабны.

Читайте также:  Что такое правоустанавливающие документы на земельный участок и зачем они нужны?

«По сравнению с действующей версией бюджета на 2023 год к 2025 году расходы на оплату труда вырастут менее чем на 15%. Согласно базовому прогнозу социально-экономического развития инфляция на конец 2023 года составит более 6% и выйдет на уровень 4% лишь к концу 2024 года. В совокупности это означает крайне ограниченный рост фонда оплаты труда федеральных бюджетников в ближайшие годы в реальном выражении», — отмечает эксперт.

Согласно материалам ведомства в 2023–2025 годах общие расходы федерального бюджета на оплату труда составят 4,2 трлн, 4,6 трлн и 4,8 трлн руб. соответственно.

Общий фонд оплаты труда в секторе госуправления в 2020 году рейтинговое агентство НКР оценивало (по данным ФНС об отчислениях НДФЛ) примерно в 3,6 трлн руб. По данным Казначейства, в том же году расходы федерального бюджета на выплаты персоналу государственных органов составили 795 млрд руб., на выплаты персоналу «в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны» — 1,95 трлн руб.

Численность бюджетников может меняться от года к году, в том числе в связи с окончанием действия программ и завершением мероприятий, что учитывается при планировании.

По его мнению, Министерство финансов в целом традиционно консервативно подходит к принятию расходных обязательств на будущие годы. Минфин может быть не уверен в объемах налоговых поступлений в бюджет.

Надежда, что все вернется на круги своя, есть только на 2025 год, поэтому именно в этот период запланирована самая масштабная индексация, полагает он.

«Проектировкам Минфина на 2023 год вполне можно верить, они отражают современные экономические реалии. В 2024 году и 2025 году возможны серьезные корректировки».

Единая система оплаты труда в РФ

На протяжении многих лет из-за внесения в Трудовой кодекс Российской Федерации различных поправок, оплата труда работников бюджетной сферы во многом регулировалась самими организациями на местах. В результате люди, которые работали на одинаковых должностях в разных субъектах РФ, могли получать существенно отличающиеся заработные платы. В следующем году оплата труда в бюджетной сфере будет включать в себя три базовые составляющие: оклад (не менее семидесяти процентов), компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (премия).

Заработная плата конкретно взятого сотрудника должна зависеть от его квалификации, уровня сложности выполняемой работы, фактически отработанного времени и официально принятых норм продолжительности рабочей недели.

Новые правила индексации зарплат

По общему правилу работодатели должны регулярно повышать зарплату своим сотрудникам. Это прописано в Трудовом кодексе. Однако законодательная формулировка достаточно расплывчата, поэтому сейчас в Госдуме обсуждаются изменения.

В частности, текст планируют дополнить уточнением частоты повышения зарплаты, например, не реже одного раза в год. Конкретный размер индексации должен определяться специальным документом, а при его отсутствии — уровнем инфляции.

В то же время есть интересное дополнение. Коммерческие организации должны повышать зарплату своим сотрудникам только при наличии прибыли за предыдущий отчетный период. Таким образом, законодательная норма не гарантирует, что вы сможете рассчитывать на увеличение своего дохода. Но, если компания не индексирует зарплаты намеренно, от нее потребуют выплаты штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Врачи общей практики будут получать 260 тысяч тенге к 2023 году

Зарплата медработников тоже повысится за счёт роста поправочного коэффициента:

  • к должностному окладу врачей – в размере 2,02;
  • к должностному окладу среднего медицинского работника – 1,63.

С учётом всех доплат и надбавок зарплата врачей увеличится на 30%, среднего медперсонала – на 20%. Размер зарплаты зависит от занимаемой должности, наличия квалификационной категорий и стажа работы по специальности.

Читайте также:  Калькулятор неустойки по договору долевого участия на портале Правовой Корабль

Приведём несколько примеров (примечание: базовый должностной оклад = 17 697 тенге).

Зарплата врача общей практики со стажем работы 16-20 лет, без квалификационной категории, в городе (пример Министерства здравоохранения РК):

  • В 2020 году составляла 160 476 тенге:
    • должностной оклад – 81,5 тысячи тенге (базовый должностной оклад – 17 697 тенге х 4,61);
    • доплата за особые условия труда – 10% от должностного оклада – 8,1 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональные и физические нагрузки – 150% от базового должностного оклада – 26,5 тысячи тенге;
    • повышающий коэффициент 1,38 к заработной плате (по отраслевому соглашению) – 44,1 тысячи тенге.
  • В 2021 – 207 823 тенге:
    • должностной оклад – 164,7 тысячи тенге (базовый должностной оклад 17 697 тенге х 4,61 х 2,02 поправочный коэффициент);
    • доплата за особые условия труда – 10% от должностного оклада – 16,4 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональные и физические нагрузки 150% от базового должностного оклада – 26,5 тысячи тенге.

Зарплата врача с высшим образованием со стажем работы 5-7 лет, имеющего II категорию: (пример Министерства труда и социальной защиты населения РК):

  • В 2020 году составляла 134,3 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 87,8 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 8,7 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 35% от должностного оклада – 30,7 тысячи тенге;
    • доплата за особые условия труда 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.
  • В 2021 году – 197,9 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 131,6 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 13,1 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 35% от должностного оклада – 46,1 тысячи тенге;
    • доплата за особые условия труда 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.
  • В 2022 году – 229,7 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 153,6 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 15,3 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 35% от должностного оклада – 53,7 тысячи тенге;
    • доплата за особые условия труда 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.
  • В 2023 году – 261,5 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 175,5 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 17,5 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 35% от должностного оклада – 61,4 тысячи тенге;
    • доплата за особые условия труда – 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.

В том, что намерения увеличить зарплаты почти на 16%, Данил Ситников не сомневается. «Это достаточно серьезная и сложная задача, но в нашем понимании она решаемая», — говорит он.

Уверен он в этом, вероятно, потому, что прогнозируется рост доходов краевого бюджета — в 2022 году они достигнут 134,2 млрд рублей, что на 8% больше плана на 2021 год.

При этом собственные доходы (налоговые и неналоговые) составят 67,86 млрд рублей, и это уже на 14% выше плана текущего года.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета на 2022 год составят 63,9 млрд. Расходы краевого бюджета на 2022 год запланированы в сумме 140,9 млрд. Дефицит — в 6,786 млрд — он является предельным (около 10% собственных доходов).

Бюджет был внесен в АКЗС и еще даже не прошел первое чтение, так что возможны изменения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *