Должностные обязанности воспитателя в детском саду
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностные обязанности воспитателя в детском саду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Министерство науки и высшего образования РФ выпустило документ, который содержит информацию о функциональных обязанностях воспитателей в детском саду и их компетенций. В него включены данные о трудовых функциях с подробной характеристикой и требования к обучению детей.
Должностные обязанности воспитателя в детском саду по ФГОС
Воспитатель:
2.1. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательной организации и ее структурных подразделениях, иных учреждениях и организациях.
2.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.
2.3. Осуществляет изучение личности воспитанников, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей.
2.4. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника.
2.5. Способствует развитию общения воспитанников.
2.6. Помогает воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).
2.7. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
2.8. Содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства.
2.9. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива воспитанников.
2.10. Соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.
2.11. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.
2.12. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой воспитанников.
2.13. Совместно с органами самоуправления воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни.
2.14. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников.
2.15. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).
2.16. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя.
2.17. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
2.18. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.
2.19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
2.20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.21. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательной организации.
2.22. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.
2.23. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
2.24. Уважает честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений.
2.25. Развивает у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
2.26. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
2.27. Учитывает особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.
2.28. Систематически повышает свой профессиональный уровень.
2.29. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.
2.30. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
2.31. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
2.32. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
2.33. [Другие должностные обязанности].
Пункт об ответственности воспитателя также присутствует в должностной инструкции. Основная ответственность – за жизнь и здоровье своих воспитанников. Также педагог ДОУ ответственен и за другие аспекты жизнедеятельности детского сада:
- Ответственность за нарушение прав детей.
- За создание условий, которые могут угрожать жизни и здоровью ребенка или сотрудников детского сада.
- Бездействие при необходимости оказания первой медицинской помощи.
- Сокрытие несчастных случаев от родителей и администрации.
- Халатность в выполнении своих трудовых обязанностей или уклонение от их исполнения.
- Несоблюдение норм безопасности.
- Разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках ДОУ.
В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.
Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).
Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.
Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.
Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).
Требований к опыту работы нет.
Изменения в системе оплаты труда
Федеральным законом № 362-ФЗ от 09.11.2020 в ТК РФ внесены изменения, которые касаются формирования зарплат бюджетников.
Ранее федеральный центр устанавливал системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимались местные власти. В результате возникали «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Имела место даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носили не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично были отданы на откуп непосредственно самим организациям.
Результат: формально повышение зарплаты учителям и воспитателям (например) происходит, средняя з/п вписывается в необходимые рамки, а на деле ситуация все хуже и хуже.
Учебно-воспитательная работа
План учебно-воспитательной работы составляется методистами детского сада. При разработке учитываются требования ФГОС ДО и особенности специфики учреждения.
Воспитатель должен четко следовать плану и проводить процесс обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку. В обязанности педагога в учебно-просветительской работе входит:
- Наблюдение за детьми и контроль всех занятий (музыкальные занятия, ИЗО, физическая культура и др.).
- Анализ учебной программы. Выявление пунктов, которые воспринимаются детьми лучше, а какие хуже. Выдвижение своих предложения по корректированию учебно-воспитательного плана.
- При работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого, следовать указаниям узких специалистов (психологов, логопедов и др.).
- Вовремя информировать родителей о состоянии и поведении ребенка. Отвечать на вопросы, касающиеся учебного процесса.
Заполняем должностную инструкцию воспитателя
- В начале документа пишется его наименование, а также ниже, с правой или с левой стороны (это не имеет значения) отводится место для утверждения руководителем. Сюда вписывается полное наименование организации (в соответствии с регистрационными документами), должность начальника, его фамилия, имя и отчество. Две строки необходимо оставить пустыми – сюда позже будет поставлена подпись и дата утверждения.
- Открывает основную часть документа раздел под названием «Общие положения». Здесь прописывается, к какой группе работников относится воспитатель (рабочие, служащие, специалисты), требования к уровню образования, опыту работы, а также (при необходимости) наличию медицинского допуска. Далее указывается непосредственный руководитель воспитателя, сотрудник, который обязан его замещать в случае отсутствия на рабочем месте (без ссылки на конкретные имена и фамилии), а также порядок его назначения и увольнения с должности.
- После этого в раздел вписывается условие о знании воспитателем специальной литературы (пособий, методичек), различных правил, законов, нормативных актов, способов и методов работы, а также документов, которыми должен руководствоваться воспитатель при исполнении своих служебных обязанностей.
- В «Обязанностях» фиксируются все те функции, которые входят в компетенцию воспитателя. Данный раздел самый объемный, поскольку задачи, проблемы, вопросы, которые он должен решать в рамках своей работы, необходимо прописывать особенно тщательно и подробно. Именно эта часть документа в случае споров и разногласий между работодателем и подчиненным обретает особый вес.
- Раздел «Права» определяет инициативы, которые вправе высказывать воспитатель для улучшения качества своей работы. Здесь указываются все его полномочия, в том числе разрешения на право требовать, сообщать, договариваться, получать информацию, представлять интересы и производить прочие действия, которые приведут в конечном итоге к повышению его производительности труда.
- В разделе «Ответственность» необходимо прописать нарушения, ошибки, проступки, за которые воспитатель понесет наказание, в виде дисциплинарного взыскания (от простого замечания до расторжения трудового договора). Отдельным пунктом здесь можно отметить то, что эта часть должностной инструкции укладывается в рамки закона РФ.
- Напоследок должностная инструкция должна быть заверена лицом, которое обязано следить за выполнением воспитателем своих трудовых обязанностей, а также самим воспитателем. Только после этого документ передается на утверждение руководителю организации.
Основной педагогический состав
Воспитатель (воспитательница) — педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой помощника воспитателя.
Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении.
Если детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом. У воспитателя семичасовой рабочий день, поэтому первая смена начинается рано утром — в 7.00 до 14.00, вторая начинается в 12.00, а заканчивается в 19.00. В период с 12.00 до 14.00 оба воспитателя работают вместе. В это время педагог, работающий с утра и проводивший занятия, рассказывает о событиях первой половины дня, сообщает, с кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из детей сделаны прививки, какие вопросы обсудить с родителями и пр.
Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.
Воспитатель по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания.
Как и другие педагоги, воспитатель по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.
Инструктор по плаванию проводит занятия в бассейне, также в соответствии с программой. Детей раннего и младшего дошкольного возраста учит не бояться большого количества воды (с помощью специальных игр-занятий), а со среднего дошкольного возраста начинает обучение разным стилям плавания (кроль, брасс, «дельфин»). Полностью отвечает за безопасность детей на воде. Совместно с медсестрой контролирует гигиеническое состояние бассейна.
Инструктор помогает детям при раздевании и принятии душа, приучает их к строгому соблюдению требований гигиены.
Младший обслуживающий персонал
К младшему обслуживающему персоналу относятся помощник воспитателя, повар, кладовщик, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только помощник воспитателя работает непосредственно с детьми.
Помощник воспитателя, или младший воспитатель (в повседневном общении — просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию.
Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.
Должностная инструкция воспитателя
Этот документ очень важен, причем, не только воспитателю, но и его работодателю. Первому он позволяет знать требования, которые к нему предъявляются, четко видеть границы своих должностных обязанностей, а также дает ему представление о тех нарушениях, которые лучше не допускать в работе. Второму должностная инструкция позволяет координировать деятельность каждого отдельно сотрудника и организации в целом, а также обосновывать перед вышестоящими инстанциями производимые расходы и в случае необходимости требовать повышения финансирования на штатных работников.
Строго говоря, в законе нет такого понятия, как должностная инструкция, поэтому она не входит в перечень обязательных бумаг, сопровождающих деятельность организации. Тем не менее, этот документ имеет широчайшее распространение и к его составлению следует относиться очень внимательно, поскольку при разногласиях между работодателем и подчиненным именно он может послужить неоспоримым доказательством, причем как с одной, так и с другой стороны.
Должностные обязанности воспитателя в детском саду
7.1. Ознакомление сотрудника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления воспитателя с настоящей должностной инструкцией по профстандарту подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у заведующего ДОУ, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
7.4. Контроль исполнения данной должностной инструкции возлагается на старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
- Положения школы
- Документы по коронавирусу
- Билеты и инструктажи по ОТ
- Журналы по охране труда
- Акты и протоколы по ОТ
- Нормативные документы ОТ
Охрана труда в ДОУ 2022 год изменения
С 01.03.2022 в Трудовой кодекс РФ (далее – ТК) вступил в силу большой блок нововведений, касающихся безопасности рабочего процесса (в основном в раздел X).
Вот основные из них:
1) Безопасность теперь обеспечивается за счет (ст. 209.1):
- систематического проведения мероприятий по улучшению условий рабочей деятельности (в целях предупреждения и профилактики опасностей);
- принятии мер, обеспечивающих постоянную готовность к уменьшению, исключению последствий профрисков (в целях минимизации повреждений специалистов).
Какие меры принимать работодатель может уточнить в Примерном перечне…, являющемся Приложением к Приказу Минтруда России от 29.10.2021 № 771н «Об утверждении…».
2) Работодателю вменены новые обязанности, в т.ч. (ст. 214, 226):
- систематическое выявление опасностей и профрисков, их регулярный анализ и оценка;
- реализация мероприятий по улучшению условий и безопасности работы;
- разработка мер, направленных на обеспечение безопасного рабочего процесса, оценку уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию новых рабочих мест;
- учет и расследование причин полученных микротравм.
3) Работодателю предоставлены новые права (ст. 22, 214.2):
- организовывать видеонаблюдение за деятельностью работников (специалисты должны быть извещены об этом);
- вести электронный документооборот (с обязательным хранением базы данных);
- проводить самостоятельно проверки на соответствие требованиям законодательства в области безопасности деятельности (результаты можно направить в Роструд в виде специальной декларации).
Профессиональный стандарт необходим работодателю для понимания четких функциональных требований к работнику. Приказом от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утверждены в том числе и обязанности воспитателя при приеме детей в группу:
- регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
- реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
- развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
Какие обязанности у воспитателя в детском саду:
- осуществлять контроль за жизнью и здоровьем детей во все время их пребывания в саду;
- проведение различных видов занятий, развивающих, спортивных, подготовку к праздникам и пр.;
- создавать благоприятную атмосферу, которая способствует бесконфликтному общению между малышами;
- прививать воспитанникам навыки самообслуживания;
- разрешать конфликты, проявлять выдержку и тактичность с детьми и их родителями;
- контролировать состояние здоровья воспитанников;
- немедленное сообщение об опасности и форс-мажорных ситуациях непосредственному начальству или в соответствующую службу;
- проходить медицинский осмотр в соответствии с графиком.
Если воспитатель не выполняет свои обязанности, что делать в такой ситуации родителям? В первую очередь необходимо обратиться к заведующей ДОУ, написать заявление в двух экземплярах, попытаться решить конфликтную ситуацию с требованием ответа в письменном виде.
Какие обязанности у воспитателя в детском саду:
- осуществлять контроль за жизнью и здоровьем детей во все время их пребывания в саду;
- проведение различных видов занятий, развивающих, спортивных, подготовку к праздникам и пр.;
- создавать благоприятную атмосферу, которая способствует бесконфликтному общению между малышами;
- прививать воспитанникам навыки самообслуживания;
- разрешать конфликты, проявлять выдержку и тактичность с детьми и их родителями;
- контролировать состояние здоровья воспитанников;
- немедленное сообщение об опасности и форс-мажорных ситуациях непосредственному начальству или в соответствующую службу;
- проходить медицинский осмотр в соответствии с графиком.
Если воспитатель не выполняет свои обязанности, что делать в такой ситуации родителям? В первую очередь необходимо обратиться к заведующей ДОУ, написать заявление в двух экземплярах, попытаться решить конфликтную ситуацию с требованием ответа в письменном виде.
Учебно-воспитательная работа
План учебно-воспитательной работы составляется методистами детского сада. При разработке учитываются требования ФГОС ДО и особенности специфики учреждения.
Воспитатель должен четко следовать плану и проводить процесс обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку. В обязанности педагога в учебно-просветительской работе входит:
- Наблюдение за детьми и контроль всех занятий (музыкальные занятия, ИЗО, физическая культура и др.).
- Анализ учебной программы. Выявление пунктов, которые воспринимаются детьми лучше, а какие хуже. Выдвижение своих предложения по корректированию учебно-воспитательного плана.
- При работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого, следовать указаниям узких специалистов (психологов, логопедов и др.).
- Вовремя информировать родителей о состоянии и поведении ребенка. Отвечать на вопросы, касающиеся учебного процесса.
Недостатки профессии воспитателя
К большому сожалению, сегодня в России сложилась весьма парадоксальная ситуация: с одной стороны государство осознает важность и значимость труда воспитателей (о чем неустанно нас убеждают чиновники с экранов телевизоров), а с другой стороны зарплата этих самых воспитателей настолько мизерна, что прожить на нее практически невозможно. Вот и получилось так, что профессия воспитателя стала считаться благородной, но неблагодарной. Помимо крайне невысокой зарплаты профессия воспитателя имеет и такие недостатки, как:
- высокое эмоциональное напряжение – достаточно часто встречаются очень трудные воспитанники, а проявлять раздражение и неприязнь нельзя;
- большая ответственность – причем не только за уровень воспитания, но и за здоровье и жизнь воспитанников;
- стрессовые условия труда – конфликты между воспитанниками, который нужно погасить, регулярные проверки, претензии недовольных родственников – все это создает очень нервную обстановку на рабочем месте воспитателя.