Публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наибольшую актуальность в настоящее время вызывают вопросы, связанные с участием публично-правовых образований в гражданских правоотношениях и определением правовой природы этих субъектов гражданского права РФ.
Правовая природа публичных образований
Согласно п.1 ст.2 ГК РФ участниками гражданско-правовых отношений являются граждане, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Публично-правовые образования признаются особыми субъектами гражданского права, особенность которых заключается в том, что они:
1. Создаются на основе публично — правового акта;
2. Преследуют публичные (общественные) цели;
3. Обладают властными полномочиями Отв. ред. Е.А. Суханов. Гражданское право: Учебник В. 4 т.1/.- М.: Волтерс Клувер, 2005. С 375..
Публичная собственность — это база формирования государственных доходов, без которых невозможно осуществление публично — правовыми образованиями их публичных функций.
Особенности ответственности публично-правовых образований
Две ипостаси юридических лиц, наделенных публичными полномочиями, — выступать в гражданском обороте от своего имени, а в установленных случаях — от имени собственника диктуют особенности гражданско-правовой ответственности этих субъектов права.
В тех случаях, когда публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях от своего имени, например приобретают на выделенные по смете средства вычислительную технику, субъектом гражданско-правовой ответственности выступают публично-правовые образования, наделенные правами юридических лиц.
По сделкам, связанным с имуществом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, субъектом ответственности выступает собственник имущества как непосредственно представляемый.
Публично-правовые образования: что это
Любые структуры, созданные для управления государством или отдельными его частями, выполняют функцию публичной власти. Они организовывают определенный порядок на подконтрольной территории, исполняют социальную функцию и решают другие проблемы, находящиеся в ведении государства.
С другой стороны, для решения вопросов, находящихся в ведении этих органов, необходима и хозяйственная деятельность. Поэтому органы власти не только создают нормы и правила (законодательство), но и подчиняются им.
Специфика выполняемых функций и вовлеченности властных структур в гражданско-правовой оборот порождает необходимость выделения их в отдельный вид субъектов правовых взаимоотношений — публично-правовые образования.
Хотя российское законодательство и не содержит четкого определения таких образований, на основании правовых теорий, международных документов и правоприменительной практики, к ним относят:
- само государство — Российскую Федерацию;
- отдельные территориальные образования в виде субъектов РФ;
- муниципалитеты.
Примерами публично-правовых образований являются органы исполнительной власти. Вместе с тем, не все исполнительные органы принимают непосредственное участие в гражданско-правовых взаимоотношениях.
Например, глава муниципального образования может выступать как самостоятельный субъект, а вместо Президента РФ действует его управление делами, администрация и т. д.
Кроме того, органы власти могут создавать отдельные организации, учреждения, которые действуют от их имени и по поручению госоргана.
Участие публично-правовых образований в вещных правоотношениях
Имущественную базу участия публично-правовых образований составляет принадлежащее им на праве собственности имущество.
При этом все публично-правовые образования независимы друг от друга. Это выражается в принципе раздельной ответственности (РФ не отвечает по обязательствам своих субъектов и муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам друг друга или РФ.
Особые способы приобретения имущества публично-правовыми образованиями:
- Обнаружение клада, содержащего памятники культуры
- Бесхозяйственные недвижимости, находки и безнадзорные животные
- Изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд
- Реквизиция
- Конфискация
- Национализация
Особый способ отчуждения имущества:
- Приватизация
Особенности участия публично-правовых образований в отдельных видах гражданских правоотношений
1. Участие в вещных правоотношениях. Материальной основой для участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях выступает имущество, принадлежащее им на праве собственности.
Имущество публично-правовых образований можно подразделить на две группы: 1) закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями (в том числе казенными предприятиями) и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и 2) не закрепленное за указанными субъектами.
Средства государственного или местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно казну Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальную казну городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Участие публично-правовых образований в вещных правоотношениях характеризуется рядом особенностей.
1.1. Законодательством предусмотрены, кроме общих, специальные основания возникновения права собственности у публично-правовых образований. Среди них такие специфические основания, как налогообложение, конфискация, реквизиция имущества, национализация, выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и иные случаи.
1.2. Имеются особенности, связанные с осуществлением правомочий по владению, пользованию и распоряжению собственностью публично-правовых образований. Уполномоченные государственные органы непосредственно осуществляют правомочия собственника имущества, не закрепленного за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями. Аналогично, муниципальные образования реализуют свои правомочия собственника имущества, не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Частью своего имущества публично-правовые образования распоряжаются путем передачи его государственным, муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям соответственно в хозяйственное ведение или оперативное управление.
Уполномоченные органы осуществляют предусмотренные законодательством контрольные функции за использованием имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями. Так, в соответствии с действующим законодательством государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом только с согласия собственника данного имущества в лице уполномоченного им органа.
1.3. Особенности прекращения права собственности на имущество, находящееся в собственности публично-правовых образований, устанавливаются только законами Российской Федерации. Так, согласно ст. 217 ГК имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
2. Участие в договорных отношениях. Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательственных правоотношений, возникающих из договоров. Наиболее часто такие правоотношения возникают из договоров поставки, подряда, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, займа и кредита, государственной или муниципальной гарантии и др.
Российская Федерация может быть участником соглашения о разделе продукции – договора, в силу которого она предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Публично-правовые образования могут быть участниками правоотношений, возникающих в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Они могут быть участниками правоотношений, связанных с бюджетным кредитованием. Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, государственным, муниципальным публично-правовым образованиям, а в соответствующих случаях юридическому лицу на основании договора, заключенного с учетом особенностей бюджетного законодательства Российской Федерации на условиях и в пределах бюджетных ассигнований. К отношениям сторон, возникшим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом. Публично-правовые образования могут выступать в качестве гарантов по обязательствам, связанным с эмиссией облигаций.
Публично-правовые образования могут быть субъектами и ряда других гражданско-правовых отношений, возникающих из договора. Так, публично-правовые образования могут быть участниками договоров дарения, однако только в качестве одаряемых. Особой разновидностью дарения выступает пожертвование (ст. 582 ГК). Пожертвования могут осуществляться в том числе публично-правовым образованиям.
3. Российская Федерация, государственные и муниципальные публичные образования могут быть обладателями интеллектуальных прав как на результаты интеллектуальной деятельности, так и в отношении средств индивидуализации.
Публично-правовые образования могут участвовать в корпоративных правоотношениях. Они мог��т быть также участниками и других гражданских правоотношений, в том числе возникающих из неосновательного обогащения. К таким отношениям подлежат применению нормы гл. 60 ГК.
Публично-правовые образования в ряде случаев выступают субъектами наследственных правоотношений, возникающих как по завещанию, так и по закону.
Участие публично-правовых образований в гражданском обороте
Рассматривая вопрос об участии публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, необходимо определить, во-первых, круг этих отношений, во-вторых, формы участия в них данных субъектов.
Среди гражданских правоотношений, в которых участвуют публично-правовые образования, в первую очередь следует назвать правоотношения собственности (публичной собственности). Материальную основу для самостоятельного участия данных субъектов в гражданском обороте составляет имущество, принадлежащее им на праве собственности. Российская Федерация и ее субъекты являются субъектами права государственной собственности в отношении объектов соответственно федеральной собственности и собственности субъектов РФ (ст. 214 ГК РФ). Соответственно муниципальные образования являются субъектами права собственности муниципальных образований (ст. 215 ГК РФ).
Основное отличие правоотношений публичной собственности от правоотношений частной собственности заключается в том, что объекты публичной собственности могут и должны использоваться по строго целевому назначению — для материального обеспечения выполнения публичными образованиями своих социальных функций.
Органы местного самоуправления, обеспечивающие, как следует из ст. 130 Конституции РФ, самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Публично-правовые образования принимают широкое участие в отношениях приватизации, а также в отношениях противоположной направленности — реквизиции, конфискации и национализации — обращению в публичную собственность имущества частных лиц (ст. 242, 243, 306 ГК РФ).
Публично-правовые образования могут стать субъектами наследственных правоотношений — приобрести право на имущество, составляющее наследственную массу. Субъектами права наследования могут быть Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования (п. 2 ст. 1116, ст. 1151, п. 1 ст. 1162 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных федеральными законами, Российская Федерация может принимать участие в исключительных гражданских правоотношениях — авторских, патентных и иных.
Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в обязательственных правоотношениях, как правило, вытекающих из договоров, например, в обязательствах по поставке продукции для федеральных государственных нужд. Кроме того, они выступают заказчиками подрядных работ для государственных нужд, научно-исследовательских, onытно-конст- рукторских и технологических работ, возмездного оказания услуг.
Публично-правовые образования могут осуществлять внутренние и внешние государственные займы, в частности, путем выпуска государственных ценных бумаг.
Государственные и муниципальные образования участвуют и во внедоговорных обязательствах, в частности, по возмещению вреда, причиненного соответственно государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами (ст. 1069 ГК РФ).
Публично-правовые образования: что это
Любые структуры, созданные для управления государством или отдельными его частями, выполняют функцию публичной власти. Они организовывают определенный порядок на подконтрольной территории, исполняют социальную функцию и решают другие проблемы, находящиеся в ведении государства.
С другой стороны, для решения вопросов, находящихся в ведении этих органов, необходима и хозяйственная деятельность. Поэтому органы власти не только создают нормы и правила (законодательство), но и подчиняются им.
Специфика выполняемых функций и вовлеченности властных структур в гражданско-правовой оборот порождает необходимость выделения их в отдельный вид субъектов правовых взаимоотношений — публично-правовые образования.
Хотя российское законодательство и не содержит четкого определения таких образований, на основании правовых теорий, международных документов и правоприменительной практики, к ним относят:
- само государство — Российскую Федерацию;
- отдельные территориальные образования в виде субъектов РФ;
- муниципалитеты.
Примерами публично-правовых образований являются органы исполнительной власти. Вместе с тем, не все исполнительные органы принимают непосредственное участие в гражданско-правовых взаимоотношениях.
Публичные образования
(Российская Федерация — РФ, субъекты РФ,
муниципальные образования), их структурные
подразделения, выполняя в основном
публичные задачи, имеют вместе с тем
гражданскую правосубъектность,
обеспечивающую осуществление ими
интересов и потребностей, относящихся
к гражданскому праву.
2. Основные черты.
Российская Федерация — государство (в
составе всех своих подразделений),
отличающееся суверенностью, целостностью
и призванное осуществлять функции
публично-правового характера —
организованность, безопасность,
обороноспособность страны, устойчивое
и восходящее развитие всего общества.
Субъекты РФ — политические образования,
имеющие в пределах Конституции свойства
суверенности. Публично-правовой
самостоятельностью отличаются и
муниципальные образования — города,
сельские поселения и др., являющиеся
органами местного самоуправления.
Все эти публичные
образования, выполняющие государственные
и иные публичные функции, имеют также
и гражданскую правосубъектность. Все
они (в т.ч.
— образующие его учреждения,
другие управленческие подразделения)
в сфере имущественных и личных
неимущественных отношений, не охватываемых
регулированием конституционным,
административным правом, другими
отраслями, обладают также гражданско-правовым
статусом, соответствующим статусу
юридического лица, если иное не вытекает
из закона и особенностей данного субъекта
(ст. 124 ГК РФ). В т.
ч. могут своими действиями
и от имени соответствующего публичного
образования приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные
права, возлагать на себя и исполнять
гражданско-правовые обязанности,
выступать в суде и др.
В соответствии с
федеральными нормативными актами,
актами субъектов РФ и муниципальных
образований по их специальному поручению
от их имени могут выступать государственные
органы, органы местного самоуправления,
а также юридические лица и граждане
(ст. 125 ГК РФ).
Органами, практически
осуществляющими гражданскую
правосубъектность от имени всего
государства (Российской Федерации) и
субъектов РФ, являются в рамках их
компетенции Правительство, его органы;
по имущественным вопросам — главным
образом финансовые органы, охватываемые
понятием «казна».
Казну (Российской
Федерации, ее субъектов, муниципальных
образований) образуют средства
соответствующего бюджета и иное
государственное (муниципальное)
имущество, не закрепленное за
государственными (муниципальными)
предприятиями и учреждениями.
В соответствии со
ст. 126 ГК РФ, все три подразделения
публичных образований (Российская
Федерация, субъекты РФ, муниципальные
образования), выступающие в качестве
казны, не отвечают по обязательствам
друг друга и по обязательствам созданных
ими юридических лиц, кроме случаев,
когда один в отношении другого принял
в установленном порядке гарантию
(поручительство).
Особенности
ответственности Российской Федерации
и субъектов РФ в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, с
участием иностранных юридических лиц,
граждан и государства определяется в
соответствии с нормами международного
частного права (см. раздел VI учебника)
законом об иммунитете государства и
его собственности (ст. 127 ГК РФ).
Право собственности публично-правовых образований: особенности
Сегодня многими участками земли владеет государство, как самостоятельный субъект гражданского права, наравне с юридическими и физическими лицами. Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.
При этом, органы власти муниципалитетов или иных государственных структур, владеющих землей и передающих её в распоряжение по договору аренды, могут регламентировать порядок пользования (согласно Гражданскому кодексу, в исключительно общественных интересах). Хотя принципиальных отличий права собственности государства от частного нет, но все же имеются некоторые ограничения. Что же это такое и чья эта собственность, рассмотрим ниже.
Участие публично-правовых образований в имущественном обороте
- Правоотношения публичной собственности. Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.
- Приватизация и деприватизация. Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.
- Обязательственные отношения. Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.
- Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций. Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.
Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.
Юридические лица и публичные образования как участники гражданских правоотношений
Понятие и признаки юридического лица
- теорией фикции,
- органической теорией,
- теорией интереса,
- теорией коллектива,
- теорией директора и др.
Каждая из этих теорий по-своему определяет сущность юридического лица через различные признаки. Гражданский кодекс РФ в качестве основного признака юридического лица, определяющего его правовую личность, называет персонификацию имущества. Для того, чтобы стать участником гражданского оборота юридическое лицо должно обладать имуществом, обособленным от имущества его участников.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Традиционно выделяют 4 признака юридического лица:
- имущественная самостоятельность,
- организационное единство,
- самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам,
- выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени.
1) Основным признаком юридического лица является имущественная самостоятельность.
Юридическое лицо может обладать имуществом на одном из вещных прав
- праве собственности,
- праве хозяйственного ведения,
- праве оперативного управления.
2) Признак организационного единства состоит в том, что каждое юридическое лицо представляет собой организацию, имеющую определенную структуру, а в некоторых случаях филиалы и представительства, органы управления, которые отражены в учредительных документах:
- уставе,
- учредительном договоре,
- общем положении об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса).
При необходимости осуществления деятельности за пределами своего места нахождения юридическое лицо может создавать представительства и филиалы.
В соответствии ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал осуществляет более широкий перечень функций, чем представительство.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами и сами не участвуют в гражданском обороте.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Указанные лица представляют интересы юридического лица и действуют от его имени, а не от имени филиала или представительства.
3) Другим важным признаком юридического лица является его самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам. В соответствии со ст. 56 Гражданского кодекса РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Имущество юридического лица первоначально формируется путем внесения уставного (складочного) капитала (уставного, паевого фонда) и числится на балансе ( для учреждение – смете).
Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Гражданским кодексом РФ либо учредительными документами юридического лица.
Так, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Варианты передачи земли в частную собственность
Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли. Оформление договора купли-продажи может происходить по итогам конкурентной процедуры торгов, либо без проведения аукциона.
Возможность безвозмездно переоформить права на землю доступна только для отдельных категорий граждан:
- семьи с многодетным статусом (в составе семьи должно быть не менее трех детей в возрасте до 18 лет);
- граждане, получившие землю на правах аренды для строительства частных домов сроком до шести лет, и фактически владеющие участком более пяти лет;
- субъекты, получившие участки для ведения фермерского хозяйства на срок более шести лет, и владеющие ими на протяжении пяти лет с соблюдением целевого назначения земли;
- работники, занимающие должности в муниципальных и региональных учреждениях, получившие землю для возведения частных домов;
- участки земель из состава СНТ и иных некоммерческих товариществ.
Региональными нормативными актами могут устанавливаться и иные льготные категории, которые смогут получить землю без выплаты ее стоимости.
Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:
- если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
- начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
- наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
- если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.
Участие публично-правовых образований в имущественном обороте
Согласно действующему законодательству публичная собственность имеет две формы:
- государственная — имущество принадлежит отдельным субъектам РФ или всей стране сразу;
- муниципальная — имущество городов, регионов, сельских поселений.
Отдельным видом владения является частная собственность, когда имущественный объект принадлежит физическим или юридическим лицам.
Государство выступает в качестве отдельного субъекта, который может владеть имуществом и распоряжаться им в интересах своих граждан. Недвижимость может включать в себя земельные участки, дома и квартиры.
Важнейшими объектами государственного имущества являются природные ресурсы: водные объекты, земля, лесной фонд. Если говорить о земельных участках как о собственности публично-правовых государственных образований, то на распоряжение ими распространяются следующие условия.
- Государство или муниципалитет не могут использовать их от своего имени, зато могут передать это право другому лицу.
- Распоряжаться участком можно исключительно в рамках договора аренды, продавать, занимать, передавать другим владельцам запрещено.
- Территорию необязательно эксплуатировать по целевому назначению.
В соответствии с действующими законами имущественные владения государства могут разграничиваться между федеральными, региональными и муниципальными субъектами. Одной из технологий передачи имущественного объекта определённому региону или субъекту может служить кадастр, в котором отражены сведения о данной территории.
Классификация обязательств с участием публично-правовых образований
Общественные отношения, одной из сторон которых выступают ППО, составляют особую область в сфере действия гражданского права (в его предмете). Это обусловлено тем, что, во-первых, как нами было рассмотрено выше, данный субъект, наделяясь признаками, свойственными юридическим лицам, тем не менее, значительно отличается по своим правовым характеристикам от иных субъектов гражданского оборота, в том числе и от юридических лиц. Во-вторых, учитывая специфику ППО как субъекта права, его участие возможно не во всех гражданских отношениях. В-третьих, нормативно установлена совокупность особых правил для участия ППО в гражданском обороте. Тем не менее, несмотря на особый статус ППО как субъектов гражданско-правовых отношений, они играют важную роль в развитии гражданского (внутреннего) оборота и являются участниками разнообразных отношений.
Названные обстоятельства нас побуждают к исследованию проблемы возможного участия ППО в гражданских отношениях, и, в первую очередь, в обязательствах, поскольку, как справедливо отмечается некоторыми авторами, одной из острых и нерешенных проблем в правоприменительной практике является исполнение государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями своих гражданско-правовых обязанностей178. В этой связи считаем необходимым посвятить настоящий параграф правовому анализу сущности обязательств с участием ППО и их систематизации.
С целью формирования авторского представления в отношении обозначенной проблематики, а также определения места обязательства с участием ППО в общей системе обязательств, опосредуемых обязательственным правом, думаем, сначала необходимо обратиться к вопросу о понятии и сущности обязательства, раскрытого отечественной наукой гражданского права.
Признанной догмой является то, что изначально уже со времен римского права в зависимости от особенностей правового режима как субъективные гражданские права, так и гражданские правоотношения принято делить на вещные и обязательственные. Причем, следует заметить, что римские юристы под вещным правом понимали непосредственное господство лица над вещью, направленное прямо на вещь, без чьего-либо посредства179. Тогда как сущность обязательства, по их мнению, и, в первую очередь, римского юриста классического периода Павла, состоит не в том, чтобы сделать какой-нибудь предмет нашим, или какой-нибудь сервитут нашим, но чтобы связать другого перед нами, дабы он дал что-нибудь или сделал, или предоставил180. Таким образом, выводы римской юридической школы послужили фундаментом, на котором строились и формировались в дальнейшем цивилистические теории о сущности вещных прав и обязательств.
Последующие направления в развитии учения о вещном и обязательственном праве, как справедливо отмечает Л.Г.Ефимова181, позволили отечественным правоведам выделить два отличия вещных и обязательственных правоотношений: во-первых, объектом обязательственного правоотношения является действие , вещного — вещь в материальном смысле слова ; во-вторых, вещные отношения носят абсолютный характер, а обязательственные — относительный.
Вместе с тем, на современном этапе эволюции общественно-экономических отношений в условиях рынка, создания предпосылок для активизации предпринимательской деятельности, некоторыми авторами отмечается, что имеет место тенденция сближения вещных и обязательственных прав 5. Тем не менее, следует признать, что отличия существуют. Разграничивая данные категории, Б.М. Гонгало совершенно правильно определяет, что в отличие от вещного права обязательственное право выражает не прямое отношение субъектов к вещам и возникающие на этой основе отношения (вещные отношения, вещные права и обязанности), а отношения между самими субъектами — отношения, которые концентрируются вокруг действии этих субъектов — кредиторов и должников .
Кто принимает решение
Управляют объектами недвижимости, включая земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти или местного самоуправления. В некоторых случаях для принятия решений о дальнейшем использовании находящегося в государственной собственности имущества необходимо провести общественные слушания.
Следует подчеркнуть, что лица, ответственные за злоупотребление правом распоряжаться государственной собственностью, могут быть привлечены к различным видам ответственности вплоть до уголовной. Объекты недвижимого имущества, принадлежащие государству или муниципалитетам, подлежат обязательной регистрации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.