Как создать резерв по сомнительным долгам: пошаговый план от Минфина

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как создать резерв по сомнительным долгам: пошаговый план от Минфина». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Выявляются суммы подобных долгов по итогам инвентаризации расчетов. Величина резерва по сомнительным долгам рассчитывается по каждой задолженности исходя из условий заключенных соглашений и перспектив погашения, применяя действующий в компании метод расчета. К примеру, если фирмой установлена задолженность по нескольким контрагентам, то резерв следует сформировать по каждому обязательству каждого из них. То есть, скрупулезное аналитическое сопровождение здесь необходимо.

Создание резерва в налоговом учете

Создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли не обязательно для организаций, они лишь вправе его создавать.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ). Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).

В отличие от Положения N 34н, в НК РФ четко прописан порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Причем при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.

Пунктом 4 ст. 266 НК РФ установлено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в зависимости от срока сомнительного долга:

  • на задолженность с просрочкой до 45 дней резерв не создается;

  • при просрочке от 45 до 90 календарных дней резерв создается в размере 50%;

  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности.

Особенности начисления резерва

Приступая к образованию резерва следует учесть существующие различия, предусмотренные законодателями в правилах его организации в налоговом и бухучете. Продемонстрируем их в таблице:

Критерий

Учет

Основания

бухгалтерский

налоговый

в бухучете

в налоговом учете

Право образования

обязанность при наличии долга

право

п. 70 ПБУ

№ 34

ст. 266 НК РФ

Предмет долга

резерв формируется по любой «дебиторке», признанной сомнительной

исключительно по долгам за поставленные ТМЦ, услуги, работы

Сроки образования задолженности

сомнительной может быть признана задолженность, время платежа по которой уже прошло или пока не наступило

сомнительными признаются только долги, не погашенные в оговоренные соглашением сроки

Размер резерва

Без ограничений

Не более 1/10 от выручки

Отнесение затрат

Прочие расходы

Внереализационные расходы

П. 11 ПБУ 10/99

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Резерв считается оценочным значением (п. 3, 4 ПБУ 21/2008), и его вариации фиксируются в бухучете того периода, когда они происходили. Поэтому начисления в резерв производят с периодичностью предоставления финансовой отчетности. При организации резерва чаще всего предприятия придерживаются требований налогового учета, поскольку порядок его формирования в бухучете строго не определен.

Методы расчета резерва применяют разные. Избранный способ следует утвердить в УП, указав критерии, которыми бухгалтер будет руководствоваться при расчете. К примеру, при методе экспертной оценки ориентируются на показатели платежеспособности дебитора, а при расчете резерва по сомнительным долгам, зависящем от периода просрочки устанавливают соответствующий процент отчислений.

При создании резерва, соблюдают такие условия:

  1. В него не входят суммы полученных авансов;
  2. При определении величины резерва можно ориентироваться на п. 3 ст. 266 НК РФ, придерживаясь установленного 10-типроцентного размера от выручки и условий сроков резервирования. Если же порядок образования резерва будет отличным от продиктованного в НК РФ, то возникают:
    • несоответствия из-за различного установления сроков резервирования, влекущие за собой возникновение временных разниц, следствием которых станет образование отложенных налоговых активов (пп. 8, 11, 14 ПБУ 18/02);
    • диссонанс, если резерв превысит 10% от выручки. В этом случае резерв по сомнительным долгам (ПБУ 18/02 пп. 4,7) провоцирует образование постоянных разниц.
Читайте также:  Единый налоговый платёж для ИП и юрлиц с 2023 года будет обязателен

Методика определения уровня платежеспособности

Задержка с оплатой за услуги или товары должна насторожить руководство кредитора. Его специалисты должны сразу же засесть за оценку финансового состояния дебитора. Сделать это можно разными путями, при этом в рамках закона:

  • попросить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на случай ликвидации юридического лица;
  • запросить бухгалтерскую отчетность за последний квартал у контрагента или в Росстате. Это позволит проанализировать финансовое состояние дебитора:
  1. рентабельность;
  2. ликвидность;
  3. объем задолженности;
  4. величину активов и т.д.
  • заказать анализ на портале Госуслуг, но здесь, во-первых, придется заплатить, во-вторых, правильно оформить заявку — данные отчетов являются коммерческой тайной.

Сомнительный резерв в обоих учетах ориентирован на списание сомнительных долгов, которые по определенной причине стали безвыходными. Формирование резерва как в бухучете, так и в налоговом, оказывает прямое воздействие на финансовый итог компании. Создание резервов позволяет раньше срока признать убытки для списания задолженности, которая в будущем может оказаться безнадежной.

Отметим, что сомнительные долги признаются таковыми в ситуациях:

  • по истечению трех лет;
  • если ФССП принимает решение о невозможности взыскания;
  • в случае устранения и ликвидации контрагента;
  • под воздействием событий, не зависящих от воли сторон (а также событий, которые вытекают из выдачи актов госвласти), которые препятствуют реализации обязанностей по выплате сумм.

Порядок создания резерва в бухучете позволяет выполнить одно из главных условий: требование к надежности данных бухгалтерского учета и, как следствие этого, к отчетности, составленной на основании этих данных. При этом надежность данных бухучета и отчетности принципиальна в процессе проведения финансового изучения и принятия финансовых решений.

Так как отчисления в данный резерв являются динамикой расчетного значения, то их отражение в балансе связано с определенной цикличностью. Они включены в затраты периода, в котором произошли перемены в изменении активной части резервных сумм. Потому сведения о состоянии резерва должны быть включены в каждый бухгалтерский отчет.

Проводим по бухгалтерии. Признание резервов должно производиться в дебете 91 «Прочие доходы и расходы» и в кредите 63:

  • Проводим безнадежные суммы долга. Если долг, который до этого был указан как сомнительный, считается безнадежным, то его резерв будет зачтен из дебета счета 63, который корреспондируется с 62-го либо 76-го. Если сумма безнадежных долгов превосходит сумму резерва, их нужно списать в дебете 91. Если списан долг с истекшим сроком, то он должен храниться на счете 007 за балансом в течение пять лет в случае возвращения состоятельности должника и вариантов гашения.
  • Проводим оплату частями. Если платеж от должника был получен частично, то это оказывает благоприятное влияние на динамику резервных средств, что должно быть отражено в качестве дебетового платежа счета 63 счета «Резерв по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 91.
  • Проводим неиспользованный резерв. В ситуации, когда резерв не может быть использован до конца отчетного года, который следует за периодом, в котором он был создан, то данную стоимость в балансе следует включить в финансовые результаты по итогам этого года по Дт № 63, Кт 91 «Прочие доходы и расходы».
  • Проводим, как налоговые обязанности. Если ведется только обязательный учет резервирования, а налогообложение не проводится, постоянные налоговые различия должны признаваться как налоговые обязанности, отражая их в дебете 99 и кредите 68.
  • Отражение в бухбалансе. Для отражения сомнительных долгов в балансе предусмотрена строчка 1230. Она отражает сумму долгов за вычетом предназначенного для них резерва. Создание либо дополнительные ограничения резерва исполняются по строке 2350 финансовой отчетности («Прочие расходы»). Раздельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» не отражается в балансе, итоговая стоимость дебиторской задолженности просто уменьшается соответственно.

Делим задолженность на 3 группы

Рассмотрим порядок формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете. Для начала организация должна будет провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Если вы решили формировать резерв начиная с 2010 года, то инвентаризацию «дебиторки» нужно будет провести на 31 марта 2010 года.

Выявленную задолженность условно нужно распределить на три группы в зависимости от срока возникновения. Это связано с тем, что в создаваемый резерв может включаться не вся сумма задолженности, а какая-то ее часть, в зависимости от степени ее «давности».

Так, задолженность, срок образования которой к концу отчетного периода, составит свыше 90 календарных дней, в сумму создаваемого резерва включается полностью. Та задолженность, которая имеет «возраст» от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается в размере 50 процентов.

Соответственно, задолженность со сроком возникновения до 45 дней не будет увеличивать сумму создаваемого резерва вообще. Такой порядок следует из пункта 4 статьи 266 НК РФ. При этом в расчет следует брать задолженность с учетом предъявленной суммы НДС (письмо Минфина России от 09.07.04 № 03-03-05/2/47).

Обратите внимание: срок образования необходимо считать не с момента возникновения «дебиторки» по данным бухгалтерского учета (Дт 62 Кт 90), а с момента, когда контрагент должен был ее погасить по сроку, указанному в договоре. Поэтому бухгалтер должен будет «поднять» каждый договор и просчитать «возраст» задолженности исходя из срока оплаты, предусмотренного конкретным договором.

Читайте также:  Как обжаловать постановление по делу об административном правонарушении?

Некоторые наши клиенты интересуются, зависит ли право на создание резерва по сомнительным долгам в целях исчисления налога на прибыль от наличия подтверждения дебитором суммы своей задолженности? Нет, не зависит, так как подобного условия в Налоговом кодексе не содержится. И Минфин России в письме от 26.07.06 № 03-03-04/1/612 это подтверждает.

Резерв по сомнительным долгам: учет в «1С:Бухгалтерии 8»

Федеральными законами от 30.11.2016 № 401-ФЗ и № 405-ФЗ внесены поправки в статью 266 НК РФ, которая регулирует порядок формирования резервов по сомнительным долгам.

Начиная с 2019 года, величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за минусом кредиторской задолженности перед этим контрагентом, а предельный размер резерва по итогам отчетного периода должен рассчитываться как наибольшая из двух величин: 10 % выручки за данный отчетный период или за прошлый год*. О том, как указанные изменения поддерживаются в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0), БУХ.1С рассказали эксперты 1С.

Примечание:

* О других изменениях по налогу на прибыль с 2019 года читайте в статье «Налог на прибыль 2019: новое в создании резервов по сомнительным долгам и переносе убытков».

Что делать с резервом потом

Обновленные положения пункта 5 статьи 266 НК РФ обязывают размер резерва по сомнительным долгам, исчисленный на отчетную дату, сопоставить с остатком резерва. Последний рассчитывают по формуле:

Р ост. = Sрез. пред. – S безн.долг post

Где:

Р ост.– остаток резерва;
S рез. пред. – сумма резерва на предыдущую отчетную дату;
S безн.долг post – сумма безнадежных долгов, которые возникли после предыдущей отчетной даты.

Далее новые правила ст. 266 НК РФ предлагают два пути действия (см. таблицу).

Результат Что делать
1 Резерв на отчетную дату меньше остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода:

Рна отчетную датуост.
Разницу включить во внереализационные доходы в текущем отчетном (налоговом) периоде
2 Резерв на отчетную дату больше остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода:

Рна отчетную дату ˃ Рост
Разница включить во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде

Пример создания резерва

Учетная политика ООО «ВЕГА» содержит положения о том, что резервы по сомнительным долгам формируются на основании данных отдела продаж с помощью экспертного способа.

Контрагент Сумма долга, млн.руб. Срок оплаты Вероятность оплаты
На конец 2-го квартала
Контрагент-1 15 20.07 100%
Контрагент-2 25 15.06 20%
Итого: 40
На конец 3-го квартала
Контрагент-1 20 20.10 100%
Контрагент-2 25 15.06
Контрагент-3 12 28.09 75%
Итого: 57
На конец года
Контрагент-1 5 15.01 100%
Контрагент-2 Долг списан
Контрагент-3 8 20.01 100%
Итого: 13

Сходства и различия в порядке формирования резервов в бухгалтерском и налоговом учете

 Показатель 
(условие)
 Бухгалтерский 
учет
 Налоговый учет 
 Примечания, 
применение
ПБУ 18/02[11]
Обязанность 
формировать
резерв
Организация 
вправе не
создавать резерв
по сомнительным
долгам.
Однако данное
положение учетной
политики может
вызвать претензии
со стороны
контролирующих
органов.
В учетной
политике
целесообразно
прописать порядок
формирования
резерва и порядок
определения сумм
отчислений
в резерв
Обязанность 
указывать на
создание резерва
в учетной политике
четко в нормах НК
РФ не прописана.
Позиция
контролирующих
органов:
формирование
резерва
по сомнительным
долгам должно быть
предусмотрено в
учетной политике.
Позиция судов:
налогоплательщик
вправе формировать
резерв
по сомнительным
долгам без
указания на этот
факт в учетной
политике
1. Организация 
вправе создать
резерв по
сомнительным долгам
в налоговом учете,
не имея
одноименного
резерва в
бухгалтерском учете
(Письмо УФНС России
по г. Москве
от 09.04.2007
N 20-12/031921,
Постановление ФАС
Северо-Западного
округа
от 17.01.2008
по делу
N А56-12719/2007).
2. В случае если
резерв создается
только
в бухгалтерском или
налоговом учете,
возникают
постоянные разницы
Размер резерва 
1. Методику 
определения суммы
отчислений
в резерв
организация
прописывает в
учетной политике.
2. Резерв
формируется под
каждый долг
1. Размер резерва 
зависит от периода
просрочки
погашения долга,
что установлено
непосредственно
в НК РФ.
2. Сумма резерва,
принимаемого для
налогообложения,
не может быть
больше 10%
от выручки товаров
(работ, услуг)
(без НДС).
3. Сумма резерва
определяется
в общем
применительно ко
всем сомнительным
долгам
с одинаковым
периодом просрочки
погашения
В целях сближения 
налогового
и бухгалтерского
учета методика
определения размера
отчислений в резерв
в бухгалтерском
учете может быть
аналогична
налоговому учету,
т.е. зависеть от
периода просрочки
погашения долга.
Если сумма резерва
в налоговом учете
больше
установленного
предела,
то возможно, что в
бухгалтерском учете
следует отразить
постоянную разницу
(например,
в ситуации, когда
отчисления в резерв
в бухгалтерском
и налоговом учете
различны)
Документальное 
оформление
создания резерва
Условия учетной 
политики, акт
инвентаризации
расчетов
с покупателями,
поставщиками
и прочими
дебиторами
и кредиторами
(ф. N ИНВ-17),
расчет суммы
резерва
Условия учетной 
политики, акт
инвентаризации
расчетов
с покупателями,
поставщиками и
прочими дебиторами
и кредиторами
(ф. N ИНВ-17),
расчет суммы
резерва
Порядок одинаковый 
Учет 
неиспользованной
суммы резерва
Неиспользованная 
сумма резерва
включается
в состав прочих
доходов на конец
отчетного периода
(года, месяца,
квартала),
следующего
за периодом,
в котором создан
резерв
(присоединяется
к финансовым
результатам)
Предусмотрены два 
варианта учета
неиспользованного
резерва:
1-й вариант -
корректировка
вновь создаваемого
резерва;
2-й вариант -
восстановление и
включение в состав
внереализационных
доходов
В случае если 
в бухгалтерском
и налоговом учете
период формирования
резерва и сумма
отчислений
совпадают, в
бухгалтерском учете
временных разниц не
возникает

Как создаётся резерв в бухучёте

Первым делом в учётной политике предприятия закрепляется регламент, где прописываются основания для увеличения объёма РСД.

Читайте также:  ГУ - Волгоградское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ

Выделяют 3 способа создания резерва:

  1. Интервальный — каждый отчётный период бухгалтер определяет сумму для зачисления в резерв. Добавляется не вся сумма сразу, а только процент от общей суммы долга, который растёт пропорционально увеличению срока просрочки. Этот метод подобен резервированию средств в целях налогового учёта.
  2. Экспертный — специалистами оценивается сумма долга, которую должник точно не вернёт в установленный срок, и на эту сумму создаётся резерв.
  3. Статистический — опираясь на опыт предыдущих лет, вычисляется процент сомнительных долгов, на основании этих данных делается прогноз.

Какую сумму долга можно включить в резерв

В резерв включается любая «дебиторка», по которой уже есть или с большой вероятностью будут просрочки в будущем.

Организация самостоятельно определяет, какую сумму включить в резерв.

Пример. Контрагент вовремя не оплатил 100 тыс. рублей, однако пообещал, что в течение двух дней переведёт 40 тыс. рублей. Доверившись ему, организация сразу создаёт резерв на 60 тыс. рублей. Если контрагент потерял «доверие», его обещания закономерно не выполняются, то предприятие может сразу открыть резерв на 100 тыс. рублей.

Если кредитная политика предполагает продажу товаров или услуг с отсрочкой платежа это означает, что у продавца возникает непокрытый кредитный риск. Другими словами, всегда существует вероятность того, что клиент не сможет выплатить сумму, которую он должен продавцу в соответствии с договором. Кроме того, в данном случае продавец выступает необеспеченным кредитором, поскольку его требование к активам покупателя не обеспечено каким-либо залогом.

Исходя из предположения, что некоторая часть дебиторской задолженности, вероятно, не будет инкассирована, ее величина, которая раскрывается в балансе и прочей финансовой отчетности, может быть завышена. Создание резерва по сомнительным долгам позволяет дать более точную оценку дебиторской задолженности, которая может быть инкассирована с высокой долей вероятности. Требования МСФО предполагают использование счета «Резерв по сомнительным долгам» (англ. Allowance for Uncollectible Accounts) в бухгалтерском балансе и счета «Расходы от списания безнадежной дебиторской задолженности» (англ. Uncollectible Accounts Expense) в отчете о прибылях и убытках.

Создание резерва по сомнительным долгам требует оценки безнадежной дебиторской задолженности, которая предположительно может возникнуть в отчетном периоде, что обычно устанавливается в процентах от общего объема продаж в кредит.

Чтобы проиллюстрировать на примере создание резерва сомнительных долгов и возникающие при этом бухгалтерские проводки предположим, что компания «Ритейл-X ЛТД» осуществила следующие хозяйственные операции в 3-ем квартале 20X8 года:

  • 01.07.20X8. Сальдо счета «Резерв по сомнительным долгам» составляет $7 500;
  • 25.07.20X8. Дебиторская задолженность на сумму $900 признана безнадежной;
  • 12.09.20X8. Клиент погасил дебиторскую на сумму $600, которая была признана безнадежной в предыдущем квартале;
  • 30.09.20X8. Компания «Ритейл-X ЛТД» оценила резерв по сомнительным долгам в размере $1 500.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *