Особенности налогообложения бюджетных учреждений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности налогообложения бюджетных учреждений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Прибыль как финансовая категория представляет собой положительный финансовый результат от проведения ряда операций организации при реализации ее миссии в системе гражданско-правовых отношений. Превышение доходов над расходами представляет собой положительный результат, а обратное соотношение доходов и расходов — отрицательный результат, или убыток.

В каком порядке бюджетное учреждение получает средства за оказания платных услуг

В соответствии п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях порядок определения платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными и автономными учреждениями, устанавливается учредителем, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Для учреждений, которые являются органами местного самоуправления и в силу необходимости осуществляют приносящую доход деятельность, порядок определения размера платы за оказание платных услуг (работ), устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, это напрямую следует из ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Отсылка к данному праву есть и в п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где сказано, что установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Неосновные платные услуги, в свою очередь, не относятся уставом к основным видам деятельности учреждения. При этом бюджетное или автономное учреждение вправе оказывать (выполнять) их для достижения целей, ради которых это учреждение создано.

В отличие от основных, размер платы за неосновные платные услуги или работы учреждение вправе устанавливать самостоятельно.

Предполагается, что если бюджетное учреждение добросовестно выполняет задачи в соответствии с уставом, указаниями и поручениями учредителя, при этом финансирования в виде субсидий на такие расходы не получает, то все отношения с юридическими лицами в данном виде деятельности устанавливаются в соответствии с ГК РФ на основе договорных отношений, то есть услуга (работа) предоставляется за плату.

Важно позаботиться и об обеспечении прозрачности и понятности своей приносящей доход деятельности, открытость документации и доступ к ней.

Например, образовательные учреждения могут разместить на официальном
интернет-ресурсе учебного заведения документы, которые регламентируют и положения о платных услугах, и бланки договоров, и документы по утверждению тарифов, и общий порядок предоставления услуг.

Причем обновление документов и их размещение должно происходить в течение
10 (рабочих) дней после принятия или изменения. Об этом говорится в п. 4 ч. 2, ч. 1 и 3 ст. 29 Закона № 273-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации».

Законодательные акты по теме

Рекомендуется изучить следующие законодательные акты:

Статья Описание
ст. 50 ГК РФ О возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности ради достижения целей, для которых организация была создана
ст. 120 ГК РФ Об открытии учреждения физическими и юридическими лицами, Российской Федерацией или муниципальными образованиями
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Об определении некоммерческих организаций
Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 О формировании гос. задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения гос. задания
Письмо Минфина РФ от 28.09.2012 № 02-13-11/3990 О том, что нормы Бюджетного кодекса для получателей бюджетных средств не могут быть применены в отношении бюджетных организаций
гл. 25 НК РФ О налоге на прибыль
Письмо УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/100024@ Об обязанности бюджетных организаций уплачивать налог на прибыль с ведения деятельности, направленной на получение дохода
ст. 247 НК РФ Объект налогообложения по налогу на прибыль
ст. 250 НК РФ О внереализационных доходах
Письмо Минфина РФ от 28.12.2012 № 03-03-06/4/124 О признании средств целевого финансирования облагаемыми налогом на прибыль, если предприятие не ведет для них отдельной книги учета доходов и расходов
Письмо Минфина РФ от 27.06.2012 № 03-03-06/4/68 Об обложении налогом на прибыль доходов бюджетных учреждений, полученных от оказания услуг пенсионерам и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях
ст. 270 НК РФ Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
Приказ ФНС РФ от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@ Форма и формат налоговой декларации по налогу на прибыль организации
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» Руководство для исчисления налога на прибыль
Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н Утверждение ПБУ 18/02

Прибыль как финансовая категория. Формирование прибыли бюджетного учреждения

Получение прибыли не является целью, ради которой создаются бюджетные учреждения. Согласно законодательству приносящую доход деятельность бюджетные учреждения могут осуществлять при условии отсутствия противоречий условиям и целям создания учреждений, а также в случае закрепления в учредительных документах такой деятельности. В то же время рыночные отношения стимулируют развитие этого направления деятельности бюджетных учреждений, функционирующих в сфере образования, здравоохранения, культуры, создавая тем самым рост конкуренции со стороны предложения различных услуг населению.

Читайте также:  Пособие при рождении ребенка в 2023 году

Согласно ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетные и автономные учреждения самостоятельно распоряжаются денежными средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Таким образом, учреждения имеют дополнительные денежные доходы, которые они могут направлять на расширение рыночной ниши и развитие учреждения, улучшение его материальной базы и финансового состояния, обновление кадрового потенциала. Это позволяет качественно улучшать экономический потенциал хозяйствующего субъекта и эффективность его использования.

Проводимые в бюджетной сфере преобразования затрагивают значительную область финансово-экономических отношений, штат руководящих и рядовых сотрудников и имеют большое значение для дальнейшего функционирования сектора, учреждения которого оказывают социально значимые и востребованные услуги.

Отметим также, что бюджетные, казенные и автономные учреждения могут иметь следующие виды финансового обеспечения: доходы от собственности, доходы от оказания платных услуг, суммы принудительного изъятия, безвозмездные поступления от бюджетов, доходы от операций с активами и т.д.

Основанием предоставления субсидии является государственное (муниципальное) задание на оказание услуг, утвержденное учредителем. Разработка этого задания базируется на системе финансового планирования бюджетного учреждения, использующего в качестве документа смету доходов и расходов или план (программу) финансово-хозяйственной деятельности.

Комментарий к ст. 41 БК РФ

Комментируемая статья подразделяет все доходы бюджета на:

— налоговые доходы;

— неналоговые доходы;

— безвозмездные поступления.

При этом пункт 6 статьи 41 БК РФ введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ и нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры подлежат приведению в соответствие с данной нормой не позднее 1 июля 2015 года.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Кроме того, НК РФ установлены также специальные налоговые режимы, которые предусматривают иные федеральные налоги:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

Актуальная проблема.

На практике некоторые учреждения полагают, что, поскольку соответствующие доходы ими перечисляются в бюджет, такие доходы в целях налогообложения прибыли не учитываются. Налоговые органы в свою очередь полагают, что расходы, произведенные за счет указанных средств, которые получены учреждениями обратно в качестве финансирования, не могут быть учтены в целях налогообложения.

Однако данная позиция как учреждений, так и налоговых органов неправомерна.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 06.02.2014 N Ф09-14277/13 суд частично удовлетворил иск налогового органа о взыскании с учреждения задолженности по налогам и сборам, в том числе налога на прибыль, пени, штрафа за неуплату налога на прибыль организаций по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Суд пришел к выводу, что то обстоятельство, что учреждение, действуя во исполнение пункта 3 статьи 41 БК РФ и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, перечисляло доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получало их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, в состав налогооблагаемых доходов и, следовательно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении упомянутой деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 12527/12 суд, удовлетворяя заявление отдела вневедомственной охраны о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам выездной налоговой проверки за 2007 — 2009 годы, указал, что то обстоятельство, что отдел, действуя во исполнение пункта 3 статьи 41 БК РФ и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, перечислял доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получал их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, в состав налогооблагаемых доходов и, следовательно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении упомянутой деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.

Актуальная проблема.

Согласно части 3 статьи 41 БК РФ доходы от продажи имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий к доходам бюджетов не относятся.

Такая позиция изложена в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 N А41-46176/11.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Читайте также:  Гид по детским лагерям на лето 2022 — цены, кешбэк и бесплатные путевки

Налогообложение казенных и бюджетных учреждений

Налогообложение казенных и бюджетных учреждений

ПЛАН

1. Понятие казенных и бюджетных учреждений

. Особенности налогообложения бюджетных и казенных учреждений НДС

. Особенности применения налога на прибыль

. Налоговые декларации

Выводы

Литература

1. Понятие казенных и бюджетных учреждений

В последнее время законодательство, регламентирующее налоговый учет учреждений, получающих бюджетное финансирование, было значительно изменено. Уже почти два года такие организации обязаны вести систему налогового учета, аналогичную той, что ведут коммерческие организации. Рассмотрим взаимозависимость статуса учреждения и возможность получения налогооблагаемого дохода, а также особенности налогового учета казенных учреждений.

Специфика правового положения и деятельности некоммерческих организаций в большинстве глав НК РФ не отражена. В связи с чем у них возникает большое количество сомнений, неясностей и противоречий в правилах исчисления налогов — в отличие от организаций, функционирующих на коммерческих принципах. Рассмотрим общие условия налогообложения такого вида некоммерческих организаций, как государственные или муниципальные учреждения по каждому налогу в отдельности.

Согласно ст.120 ГК РФ учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 6) бюджетное учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы [9, с. 5].

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением [4, с.42].

Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. При этом операции с бюджетными средствами производятся через лицевые счета, открываемые в органах Федерального казначейства (п. 2 и 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Казенное учреждение может быть наделено правом осуществления предпринимательской деятельности, если это предусмотрено учредительным документом.

Что касается приносящей доход деятельности, п. 3 ст. 161 БК РФ предусмотрено право казенного учреждения осуществлять такую деятельность, но только в случае, если это закреплено в учредительных документах.

При этом доходы, полученные казенными учреждениями от оказания платных услуг, подлежат перечислению в бюджет, так как они относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 41 БК РФ).

В свою очередь в НК РФ предусмотрена специальная норма, в соответствии с которой при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом под услугой следует понимать результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица — получателя услуги. Например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки.

Стоит обратить внимание на п. 2 письма Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040, в котором отмечается, что доходы казенных учреждений, получаемые ими при осуществлении деятельности, определенной уставом учреждения, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций в порядке, установленном ст. 251 НК РФ.

Нормы подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются именно к средствам, полученным казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, то есть, как следует из Комплексных рекомендаций органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», разработанных на основании поручения Правительства РФ от 16.10.2010 № СС-П16-7135, в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг. Таким образом, не все услуги, предусмотренные учредительным документом, могут быть отнесены к государственным (муниципальным); соответственно, в некоторых ситуациях казенные учреждения будут являться плательщиками налога на прибыль.

. Особенности налогообложения бюджетных и казенных учреждений НДС

Налогообложение государственных и муниципальных учреждений НДС имеет следующие особенности.

Пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ установлено общее для государственных и муниципальных учреждений всех типов положение о том, что передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств государственным и муниципальным учреждениям не облагается НДС.

Субсидии, предоставляемые из бюджета соответствующего уровня бюджетным и автономным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, не облагаются НДС. Это обусловлено тем, что, в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ, передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается реализацией товаров, работ, услуг [2, с.181]. (Субсидии являются денежными средствами, а они, согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ, относятся к движимому имуществу.)

В соответствии с пп.4.1 п.2 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС не признается выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. А вот услуги (работы), оказываемые (выполняемые) автономными и бюджетными учреждениями на платной основе — вне зависимости от того, оказываются ли они в рамках задания или сверх выполнения задания учредителя, — облагаются НДС в общеустановленном порядке [4, с.100].

Читайте также:  Как получить пособие по безработице и сколько будут платить в 2022 году

При этом следует отметить, что ст. 149 НК РФ устанавливает широкий перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС. К ним, в частности, относятся услуги, которые оказывают автономные и бюджетные учреждения в сферах здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, архивной деятельности и в других сферах. Конкретные операции, освобождаемые от обложения НДС, перечислены в ст. 149 НК РФ.

Например, отсутствуют основания для обложения НДС услуг по предоставлению в пользование на платной основе парковок (парковочных мест) на территории объектов единого парковочного пространства, оказываемых государственным казенным учреждением.

Однако операции по реализации нефинансовых активов, продовольственных и непродовольственных товаров, а также имущественных прав, осуществляемые казенными учреждениями, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.

При осуществлении операций, освобожденных от налогообложения в соответствии с п. 1-3 ст. 149 НК РФ, учреждения НДС не уплачивают. Например, реализация по договору купли-продажи недвижимого имущества (здания) физическому лицу управлением муниципального имущества администрации муниципального образования облагается НДС, так как данная операция не соответствует положению подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ. В этой ситуации НДС уплачивает орган местного самоуправления, осуществляющий операции по реализации такого.

02.02.2017 ВОПРОС:
Краевое государственное бюджетное учреждение (Камчатский край) оказывает услуги в рамках государственного задания и иной приносящей доход деятельности на одном и том же имущественном комплексе с привлечением одних и тех же сотрудников. Учреждение по заданию учредителя выполняет работы по организации мероприятий. В качестве иной приносящей доход деятельности учреждение оказывает услуги гостиницы.
Учредителем выделены средства на финансирование расходов на заработную плату, общехозяйственных расходов (коммунальные услуги, услуги связи, ремонт основных средств) и расходов на уплату налога на имущество (в размере 100%).
Каков порядок распределения вышеуказанных расходов между финансируемой за счет сумм субсидий деятельностью и иной приносящей доход деятельностью?
Имеет ли учреждение право вообще не распределять данные расходы?
Существуют ли при проверках риски квалификации таких расходов как нецелевых в случае их нераспределения, т.е. полного покрытия за счет субсидий?
Возможно ли средства, полученные от предпринимательской деятельности, направить на выплату заработной платы в полном объеме?

ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Распределение расходов между видами деятельности бюджетного учреждения осуществляется в порядке, установленном учетной политикой (с учетом рекомендаций уполномоченных органов).
Поскольку часть затрат из указанных в вопросе учреждение несет вследствие оказания услуг по приносящей доход деятельности, оплата всех указанных расходов учреждения за счет средств субсидии на выполнение государственного задания может привести к разногласиям с контролирующими органами. В то же время за счет средств от приносящей доход деятельности могут быть оплачены любые расходы учреждения, связанные с достижением целей, ради которых учреждение создано (в том числе оплачена заработная плата сотрудников в полном объеме). В качестве ограничения по использованию данных средств может выступать План финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Учетная политика некоммерческих организаций

Главный документ для учета в любой организации, в том числе и в НКО – учетная политика. В ней обязательно указывается порядок учета целевых поступлений и их расходования.

Кроме того в учетной политике НКО следует закрепить (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»):

  • на какую дату вы будете отражать на счете 86 «Целевое финансирование» средства на ведение уставной некоммерческой деятельности: на дату фактического поступления денежных средств или на дату начисления;
  • какие счета используются для отражения расходов, 20 или 26 (а, может быть, и оба);
  • базу для распределения общехозяйственных затрат, относящихся к коммерческой и некоммерческой деятельности (например, пропорционально заработной плате, прямо относящейся к каждому из видов деятельности, или пропорционально доле поступлений целевых средств, доходов от коммерческой деятельности в общей сумме поступлений) (Письмо Минфина России от 21.02.2002 N 16-00-14/67);
  • конкретный перечень применяемых упрощенных способов ведения бухгалтерского учета.

Программа 1С 8.3 для ведения учета НКО

Для ведения учета в некоммерческих организациях у 1С: Предприятие есть специальная конфигурация 1С: Бухгалтерия НКО.

Программа позволяет начислять разного рода взносы, предусмотренные Вашим уставом (вступительные, членские, целевые), а при проведении входящих документов выбирать, к какому направлению деятельности относится та или иная услуга/расход материалов.

Из минусов:

  • все начисления производятся каждый раз вручную, что, на наш взгляд, не очень удобно при большом количестве членов или ежемесячных взносах;
  • при получении оплаты по разным основаниям финансирования (например, одновременно членские и вступительные взносы) невозможно разбить платеж средствами 1С, приходится делать это руками;
  • отсутствует автоматический расчет пени, т.е., если у Вас в уставе предусмотрены санкции за просрочку оплаты, Вам придется рассчитывать их самостоятельно и операцией отражать это в 1С;
  • нет возможности сформировать квитанции на оплату взносов для членов НКО.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *