Как действовать, если к Вам с проверкой пришла полиция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как действовать, если к Вам с проверкой пришла полиция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Это легче легкого: ничего не говорить, никаких бумаг не выдавать, протоколы не подписывать. Отказ можно обосновать простой фразой: «Я не могу дать вам эту информацию/документ без разрешения директора. Пожалуйста, со всеми вопросами обращайтесь к нему».

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Еще один миф, что инспекторы гарантированно проведут выездную проверку, если к ним поступила тревожная информация о налогоплательщике из банка, полиции, прокуратуры, трудинспекции и т.д. К сообщениям из других ведомств контролеры действительно прислушиваются в рамках межведомственного взаимодействия (Соглашение ФНС РФ и Роструда № ММВ-23-2/24@ от 25.11.2016 года). Но одного только поступления сигнала из соседнего ведомства недостаточно для инициирования выездной проверки. ФНС в первую очередь волнуют нарушения связанные с оплатой налогов и страховых взносов, то есть собственные интересы.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Правило №4. Научить сотрудников использовать тактику глухой защиты

По закону рядовые сотрудники не несут ответственности за отказ в предоставление документов или объяснений, если дело не касается возбужденного уголовного дела. При административном правонарушении объяснение обязан дать тот, кто его совершил: например, продавец, который продал алкоголь несовершеннолетнему. Требовать объяснений с другого продавца инспекторы не могут.

Регулярно проводите подготовку персонала к проверке, и тогда сотрудники не растеряются при виде проверяющих:

  • расскажите, кто может проверять вашу фирму и какие полномочия есть у проверяющих;
  • запретите обсуждать рабочие вопросы в присутствии проверяющих;
  • научите вежливо отказывать проверяющим в общении и выдаче документов.

Внесите правила поведения во время проверки в должностные инструкции сотрудников.

Защита при получении запроса о предоставлении документов

Согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ «О полиции» законные требования уполномоченных должностных лиц должны обязательно выполняться. Ключевым в данном случае является слово «законные». Это значит, что:

  1. Вы не обязаны выполнять незаконные требования. Если то, что у вас запрашивают, вы не можете предоставить без нарушения законодательства, именно это и нужно пояснить.

  2. Вы не должны предоставлять то, что вы предъявить просто не можете. Например, соответствующий орган запрашивает сведения, которых у вас нет (аналитические данные по такому-то периоду, хотя вы не собирали информацию). В этом случае вы можете просто составить в надлежащем виде ответ и отправить его.

  3. Запрос должен быть мотивированным и правильно оформленным. В частности, в нём обычно идёт отсылка на определённое уголовное дело или на заявление (сообщение) о совершённом преступлении, которое было зарегистрировано в установленном порядке. При этом сотрудники должны указать, какое отношение запрашиваемые документы имеют к расследуемому делу или к проверке поступающего сообщения или любым другим законным образом обосновать запрос. В противном случае их действия будут противозаконными.

Читайте также:  Законно ли продавец отказывает в обслуживании покупателю без маски?

Помощь при проведении обысков, выемок, обследований и других мероприятий

В ходе полицейской проверки возможны разные процессуальные действия: выемка документов, обследования или же обыски. Они должны проходить строго в рамках установленных в законодательстве процедур, которые часто нарушаются. Если вы видите, что сотрудники МВД ведут себя некорректно, Вам не нужно им противодействовать. Необходимо фиксировать всё, что они делают, чтобы получить возможность подать жалобу.

Основная проблема в такой ситуации в том, что большинство граждан не знает своих прав. Поэтому ни владелец бизнеса, ни сотрудники компании могут не понять, что происходит нарушение. Адвокат при проверке полезен же тем, что прекрасно разбирается в нюансах проведения такой процедуры и подмечает все детали.

Ещё один момент связан с фиксацией. Сотрудники правоохранительных органов могут изъять камеры, любые записывающие устройства. В итоге у компании не будет на руках доказательств. Однако забрать у адвоката сотовый или камеру они не имеют права. В итоге нередко даже присутствие нашего сотрудника со средствами фиксации останавливает проверяющих от нарушений.

Юридическая защита при проверке МВД направлена на защиту ваших прав как физического лица (лиц), так и на отстаивание интересов компаний. Адвокат способен при наличии адвокатского ордера выступать в качестве представителя генерального директора и компании при проведении соответствующих мероприятий. Крайне важно поручить именно ему контакт с сотрудниками правоохранительных органов, поскольку работники организации могут наделать грубых ошибок. Более того, общение сотрудников компании (а не адвоката) с проверяющими будет походить на допрос и приведёт к разглашению тех сведений, которые вы не хотели бы и не обязаны раскрывать.

Юристу/адвокату же непосредственно ответственность не угрожает, плюс опытные профессионалы неоднократно бывали в таких ситуациях. Поэтому им гораздо легче сохранять хладнокровие, следить за тем, что именно проверяющие делают, не нарушают ли они установленную УПК РФ и иными законами процедуру.

Помощь при проверке МВД зачастую состоит в том, чтобы указать, на что конкретно сотрудники правохранительных органов имеют право, а на что – нет. К примеру, при проведении обыска они могут взломать замки и сейфы, в рамках обследования – нет. Во время обыска проверяющие вправе запретить вашим сотрудникам передвигаться по офису и общаться между собой. А вот во время обследования они не могут этого сделать, в противном случае речь будет идти о превышении должностных полномочий.

Тем самым адвокаты защитят ваши права. Они не позволят незаконно собирать факты, которые впоследствии могут быть использованы против вас и вашего бизнеса.

Проверка со стороны МВД – это неприятное событие для любой компании. Но обращение к юристам/адвокатам, которые знают, как именно должны проводиться те или иные процессуальные действия, поможет вам легче и быстрее справиться с ситуацией. К тому же у наших юристов/адвокатов есть необходимый опыт, поэтому нам нужны считанные секунды, чтобы просчитать действия проверяющих и предпринять все необходимые меры для безопасности вашей компании, ваших сотрудников и вас лично. Детали обсуждаем уже непосредственно при обращении к нам.

Участие полиции в налоговой проверке: порядок

Прежде чем выехать по месту нахождения плательщика, налоговые органы проводят предварительной анализ компании. И если что-то им покажется подозрительным настолько, что запросом документом не ограничиться – принимается решение о проведении выездной налоговой проверки. Чаще всего причиной столь пристального внимания становятся выявленные незаконные схемы уклонения от уплаты налогов (в том числе через АСК-НДС) или явные махинации с участием фирм-однодневок, в результате которых налогоплательщику удалось утаить часть дохода.

Решение оформляется документально руководителем ИФНС, проводящей проверку. Если для участия привлекается ОЭБиПК, то в решение обязательно заносятся ФИО и должности всех проверяющих сотрудников, включая представителей полиции.

Юристы уверены: если с налоговиками пришли люди, не перечисленные в решении – их смело можно не пускать на порог офиса. Не стесняйтесь запрашивать удостоверения и сличать их с данными, указанными в решении о проведении проверки. Вы имеете на это полное право!

Права и обязанности полицейских

Полномочия полицейских в сфере налогового контроля были определены в статье 13 Федерального Закона «О полиции». Кроме того, право участия полицейских в налоговых проверках установлено частью 1 статьи 28 ФЗ «О полиции». Основанием для участия полицейских являются запросы налоговых органов. Часть 1 статьи 29 указанного закона предоставляет полицейским право получать сведения, составляющие налоговую тайну, в целях предупреждения, выявления и раскрытия налоговых преступлений. При этом, если полицейские выявят признаки налогового преступления, то у них есть полное право запросить и получить от банков справки по операциям и счетам юридического лица.

Читайте также:  Оформление свидетельства о рождении в МФЦ

Сотрудники полиции имею право взаимодействовать с налоговиками при осуществлении ими контроля над соблюдением действующего законодательства РФ о ККТ. Другими словами они могут осуществлять контрольные закупки. Основные обязанности сотрудников полиции перечислены в статье 12 Закона «О полиции». Однако, если сотрудники полиции в ходе следственных и иных мероприятий, обнаружат такие обстоятельства, которые относятся к компетенции налоговиков, то они должны направить соответствующие материалы в налоговую инспекцию в срок десять дней с момента выявления нарушений действующего налогового законодательства РФ.

Как понять, опасен ли Вам этот запрос?

На пристальный интерес МВД лично к Вам может указывать излишний перечень запрашиваемых документов (выходящий за рамки операций с конкретным контрагентом).

К возможным дальнейшим действиям сотрудников стоит подготовиться заранее, нельзя недооценивать сотрудников подразделений ЭБ и ПК.

В соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ «О полиции», требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции,обязательны для исполнения организациями, должностными лицами и иными лицами.

Однако, обязательными для исполнения являются лишь законные требования сотрудников полиции, то есть требования, основанные на норме закона.

Таким образом, сотрудники ОБЭП (ЭБ и ПК), направляя в Ваш адрес запрос о предоставлении информации и копий документов, должны обосновать свои требования с точки зрения закона, причем должны указывать конкретную норму закона, предоставляющую такие права сотрудникам отделов по борьбе с экономическими преступлениями в данном конкретном случае. Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона «О полиции», деятельность сотрудников ОБЭП (ЭБ и ПК) регламентирована ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Чаще всего сотрудники подразделений ЭБ и ПК ссылаются на п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

Привожу данный пункт с некоторыми сокращениями, важные места выделены:

«в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации; при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица…»

Полицейские проверки проводятся в рамках уголовных дел или доследственных проверок и представляют особую опасность для бизнеса, поскольку имеют ряд уникальных особенностей:

  • проверки, проводимые в рамках закона «О полиции» и закона «Об оперативно-розыскной деятельности», являются самыми непрозрачными, поскольку закон дает проверяемому лицу гораздо меньше прав, чем, например, при налоговой проверке. Так, не регламентировано право проверяемого на ознакомление с ключевыми документами проверки, не озвучивается состав и цель проверяющих, нет ограничения на срок проведения ОРМ в отношении компании или ее сотрудников, и даже нет запрета повторных проверок одних и тех же событий или фактов.

  • даже без возбужденного уголовного дела полиция часто изымает компьютеры и документы компании, блокирует доступ в ее помещения, тем самым фактически парализуя деятельность бизнеса (иногда это делается специально, как способ давления).

  • полиция имеет формальное право проводить опрос любых граждан в рамках доследственной проверки. Этим правом часто злоупотребляют, вызывая на дачу объяснений в МВД или Следственный комитет, например, руководство ключевых клиентов проверяемой компании и запугивая их. Это может привести к разрыву коммерческих отношений из-за страха клиента, даже если проверяемая компания ни в чем не виновна, и нанести серьезный ущерб бизнесу.

  • срок давности по налоговым преступлениям составляет 10 лет с момента совершения преступления (неуплаты налогов), а значит, период проверки сотрудниками ОЭБиПК (МВД) может быть существенно больше, чем у налоговых органов.

  • у доследственных проверок МВД нет территориальной исключительности, т.е в разное время в компанию могут приходить сотрудники разных подразделений МВД с проверкой по одним и тем же подозрениям.

  • Уголовно-процессуальный кодекс дает правоохранителям очень широкие права: даже если вина гражданина не доказана, он может быть заключен под стражу на все время следствия, в его доме могут производиться обыски, а имущество может быть арестовано.

  • к уголовной ответственности привлекают не юридическое лицо (компанию), а только физических лиц (руководство) – статья 19 Уголовного кодекса РФ. А значит, и гасить нанесенный ущерб (государству или иным лицам) придется руководству компании своим личным имуществом.

  • уголовная ответственность означает, что предприниматель будет иметь судимость, и даже после отбытия наказания может быть ограничен в праве на выезд из страны и ряде других прав в течение многих лет.

Что такое ОБЭП и что он проверяет?

Сразу отметим, что названия УБЭП и ОБЭП (управление и отдел по борьбе с экономическими преступлениями соответственно) устарели, так как в ходе реформы МВД в 2011 году подразделения соответствующего назначения стали именоваться управлениями и отделами экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ/ОЭБиПК). Это оперативные подразделения, то есть они не занимаются расследованием преступлений. Их главная цель — выявить, предупредить, пресечь и раскрыть преступления экономической и коррупционной направленности (мошенничество, фальшивомонетничество, уклонение от налогов, взяточничество, незаконный оборот алкоголя и т. п.).

Читайте также:  Срок давности при аварии: когда начинается отсчет

Они собирают сведения и предметы, чтобы субъекты предварительного расследования смогли:

  • возбудить уголовное дело;
  • придать этим предметам и сведениям статус доказательств по уже возбужденному уголовному делу.

Как закон регламентирует милицейские ревизии

Прежде чем определиться с основными принципами и способами защиты компании при проведении проверок органами МВД, необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой, регламентирующей порядок их проведения. Верховенство в ней принадлежит Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права. Особое внимание хотелось бы обратить на положения Конституции, закрепляющие тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также положения о неприкосновенности жилища. Нарушение данных видов неприкосновенности возможно лишь в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Следующие по юридической силе действия в данной системе правоотношений являются Кодексы, а именно: Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Так, в Уголовном кодексе преступления, по факту которых могут проводиться указанные проверки, закреплены ст. ст. 158 — 204. В их перечень входят: незаконное предпринимательство, производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, незаконное получение кредита; недопущение, ограничение или устранение конкуренции, незаконное использование товарного знака, неправомерные действия при банкротстве; уклонение от уплаты налогов и (или) сборов и т.д. Уголовно-процессуальный кодекс РФ определяет порядок процессуальных действий при проведении данных проверок по факту уголовных преступлений.

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает виды административных правонарушений в области предпринимательской деятельности. Глава 14 КоАП РФ определяет такие виды правонарушений, как осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией); незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, и др. Также КоАП РФ устанавливает порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Главой 6 Налогового кодекса установлен порядок взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел при проведении выездных налоговых проверок.

Ниже по иерархии располагаются Законы: Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции», Закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Классификация проверок

Проверки принято делить на плановые и внеплановые. В первом случае речь идёт о назначении точной даты приезда контролирующих органов.

График устанавливается заранее и публикуется на официальном сайте соответствующей государственной инстанции. Плановые проверки нацелены на регулирование соблюдения ИП норм законодательства и общепринятых правил безопасности.

Внеплановые проверки осуществляются государственными инстанциями при получении жалобы на действия ИП, а также с целью контроля за выполнением оставленных ранее предписаний.

Кроме этого, проверка может быть двух видов:

  • выездная;
  • документарная.

Проверка пожарного надзора

Инспекторы МЧС рано или поздно проверяют каждого предпринимателя. Как правило, частота визита контролёра ограничена одним разом в три года, а график посещения того или иного ИП публикуется на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Основанием для посещения бизнесмена может выступить получение жалобы на его имя.

Инспекторы уполномочены проверять:

  • документацию ИП (например, наличие плана эвакуации, приказа о прохождении сотрудниками инструктажа о правилах противопожарной безопасности и т. д.);
  • состояние системы оповещения о пожаре;
  • наличие и доступность аварийных выходов;
  • соответствие плана эвакуации фактическому расположению помещения;
  • техническое состояние офиса или торговой площади (например, степени огнеупорности материала, из которого сделаны стены, потолок);
  • и т. д.

Что такое ОБЭП и что он проверяет

Сразу отметим, что названия УБЭП и ОБЭП (управление и отдел по борьбе с экономическими преступлениями соответственно) устарели, так как в ходе реформы МВД в 2011 году подразделения соответствующего назначения стали именоваться управлениями и отделами экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ/ОЭБиПК). Это оперативные подразделения, то есть они не занимаются расследованием преступлений. Их главная цель — выявить, предупредить, пресечь и раскрыть преступления экономической и коррупционной направленности (мошенничество, фальшивомонетничество, уклонение от налогов, взяточничество, незаконный оборот алкоголя и т. п.).

Они собирают сведения и предметы, чтобы органы предварительного расследования смогли:

  • возбудить уголовное дело;
  • придать этим предметам и сведениям статус доказательств по уже возбужденному уголовному делу.

Чаще всего сотрудников ОБЭП интересует документация, особенно касающаяся финансово-хозяйственной деятельности. По понятным причинам плана проверок у них не бывает, т.к. все действия производятся по мере появления информации о противоправных деяниях.

Действия руководителя

Алгоритм действий руководства компании должен быть направлен на соблюдение всеми участниками процесса правовых норм и стандартов. При появлении на пороге фирмы должностных лиц полиции необходимо ознакомиться с информацией в их служебных удостоверениях, задокументировать ее. Проверяющие обязаны представляться, озвучивать причину и цель визита.

В процессе знакомства с составом коллектива проверяющих руководитель предприятия (замещающее его лицо) читает постановление, дающее право на обследование территории субъекта хозяйствования. Надо изучить текст на предмет наличия или отсутствия в документе упоминания о праве проведения обыска и выемки. Если имеется возможность, рекомендуется распустить персонал организации (полностью или частично) по домам. Такой шаг позволит избавить сотрудников от влияния стрессовых факторов. Деятельность на рабочих местах на период проверки будет приостановлена, потому пребывание на площадках предприятия всего наемного персонала будет нецелесообразным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *