Как стать муниципальным депутатом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как стать муниципальным депутатом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов избирательным объединением. В соответствии со ст. 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы» выдвижение федерального списка кандидатов осуществляется политической партией.

Федеральный список кандидатов

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». В соответствии с п. 1 ст. 36 данного Закона политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования определяются уставом политической партии.

Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. В случае роспуска Государственной Думы выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Правовой статус кандидатов в депутаты

С момента регистрации возникает правовой статус (от лат. status — положение, состояние) кандидата на выборную должность. Правовой статус кандидатов в депутаты представляет широкий спектр правовых средств, обеспечивающих трудовые права кандидата, недопущение его необоснованного привлечения к уголовной или административной ответственности, а также устанавливает сроки прекращения статуса зарегистрированного кандидата. Совокупность прав и обязанностей, а также полномочий кандидатов в депутаты довольно объемная, стабильная, гарантированная и защищенная. Не случайно избирательные споры по проблемам правового статуса кандидатов в депутаты практически отсутствуют.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и представляют в зарегистрировавшую их избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов.

Время участия зарегистрированного кандидата в избирательной кампании включается в его общий трудовой стаж. Статья 20 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ раскрывает понятие трудового стажа, в который включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

Важнейшей гарантией для кандидата является возможность располагать временем, необходимым для проведения предвыборной агитации в СМИ, встреч с избирателями, других мероприятий. Для этого он имеет гарантированное право на освобождение от работы, службы, учебы. Основанием освобождения является подача заявления. Администрация обязана издать соответствующий приказ об освобождении лица от его обязанностей по работе, службе или учебе со дня, указанного в заявлении, и на любое время в пределах определенного срока избирательной кампании (до официального опубликования результатов выборов). Как следует из ст. 128 ТК РФ, работодатель обязан предоставить работнику — зарегистрированному кандидату в указанных в комментируемом пункте случаях отпуск без сохранения заработной платы. Однако по согласованию между работодателем и работником — зарегистрированным кандидатом в соответствующий период может быть предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. В случае отказа в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 5.7 КоАП РФ. Продолжительность и периоды отпуска определяются зарегистрированным кандидатом самостоятельно.

Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Чтобы обеспечить избирательные права военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры, Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 г. предусмотрено предоставление им, если они зарегистрированы в установленном порядке кандидатами в депутаты Государственной Думы, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на должности глав исполнительной власти этих субъектов, кандидатами в депутаты представительных органов местного самоуправления, на должности глав муниципальных образований и иные выборные должности местного самоуправления, отпуска без сохранения денежного довольствия со дня их регистрации в качестве кандидатов и до дня официального опубликования результатов выборов.

Для обеспечения эффективного участия кандидатов в избирательной кампании законом устанавливаются гарантии деятельности зарегистрированного кандидата.

Работодатель, руководитель государственного органа, командир воинской части, администрация учебного заведения, в которых работает, служит, учится кандидат, со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования общих результатов выборов обязаны по заявлению (рапорту) зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

Читайте также:  ЕНВД в 2022 — 2023 году: регистрация ИП в спец. налоговом режиме

Зарегистрированный кандидат в течение названного срока по инициативе администрации (работодателя) не может быть уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командиров��у, призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата на выборную должность.

Зарегистрированный кандидат без согласия прокурора (соответственно уровню выборов: так, кандидаты в депутаты Государственной Думы — без согласия Генерального прокурора РФ) не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию. При даче такого согласия прокурор немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов — также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.

Зарегистрированный кандидат, а также зарегистрировавшие список кандидатов избирательные объединения вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией (в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами).

Кандидат вправе в любое время, но не позднее срока, указанного в законе (так, кандидат на пост Президента РФ — не позднее чем за пять дней до дня голосования, а в случае вынуждающих к тому обстоятельств — не позднее чем за один день до дня голосования), снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в соответствующую избирательную комиссию. Такое заявление не подлежит отзыву. Если кандидат был зарегистрирован, то на основании полученного заявления избирком принимает решение об аннулировании регистрации этого кандидата. Отозвать его вправе также политическая партия по решению органа, выдвинувшего кандидата на выборную должность. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть отложены на определенный законом срок. При назначении повторного голосования кандидаты, вышедшие во второй тур (повторное голосование), сохраняют свой статус, остальные утрачивают его со дня назначения повторного голосования.

Мандат депутата Государственной думы РФ

Депутатский мандат — это официальный документ, который удостоверяет законные полномочия депутата. Однако также, этот термин имеет еще два традиционных значения, признанных в отечественной науке:

  • это совокупность прав и обязанностей, а также привилегий и иных элементов правового статуса депутата;
  • это форма взаимоотношений между депутатом и избирателем, в основе которой определение политико-правовой природы деятельности депутата.

Виды мандатов:

  1. Для депутатов Государственной Думы Российской Федерации в большей степени характерно наличие свободного мандата, который подразумевает, что его обладатель является представителем всего народа, не может быть связан наказами свих избирателей и не может быть отозван ими, если не оправдал их доверия.
  2. Для депутатов-представителей органов муниципальных образований также характерен императивный мандат, который подразумевает представительство избирателей своего избирательного округа и ответственность перед избирателями.

Комментарий к Статье 97 Конституции РФ

1. Часть 1 ст. 97 устанавливает общие требования к лицам, избираемым депутатами Государственной Думы: наличие гражданства РФ, достижение установленного возраста и обладание активным избирательным правом. Данные цензы являются общераспространенными, но не единственными для обладания правом быть избранным в парламент. В зарубежной практике имеют место такие цензы, как имущественный (обладать недвижимостью — в Канаде), моральный (не состоять на учете в наркологическом диспансере — в Мексике, не быть лишенным родительских прав — в Нидерландах), религиозный (исповедовать ислам — в Иране, не быть служителем церкви — в Великобритании) и др.

Первое требование, которое предъявляется к кандидатам в депутаты Государственной Думы — наличие российского гражданства. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти относится к числу наиболее важных политических прав, которыми обладают только граждане. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть избраны в Федеральное Собрание.

Установленное Конституцией правило об обязательном гражданстве РФ для депутатов Государственной Думы исключает возможность избрания депутатами граждан России, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание российского гражданина на территории иностранного государства. Данная норма была введена в Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» и связана с необходимостью соблюдения требований к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, обусловленной их публично-правовым статусом, непосредственным участием в делах государства, затрагивающих вопросы государственной и национальной безопасности. Аналогичные требования были введены и в отношении членов Совета Федерации, членов Правительства и других лиц. Утрата гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства влечет прекращение депутатских полномочий (ст. 4 Закона о статусе члена СФ и депутата ГД).

Второе требование — достижение 21-летнего возраста. Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ (ст. 5) уточняет, что указанный возраст должен быть достигнут на день голосования. Это единственное исключение из установленных требований к кандидату в депутаты Государственной Думы, поскольку соответствие им гарантировано. Всем остальным условиям кандидат должен соответствовать на начало избирательной кампании.

Читайте также:  Как в 2021 году не попасть под выездную налоговую проверку

Дополнительный возрастной ценз для приобретения пассивного избирательного права устанавливается во многих государствах. Возможность принимать ответственные решения по управлению государством должна быть предоставлена гражданам, способным на основе своего жизненного опыта принимать необходимые решения. Как показывает мировая практика, 21 год является распространенной возрастной планкой для прохождения в парламент (его «нижнюю» палату). Такой порог установлен, например, для прохождения в сеймы Польши и Литвы. Хотя применяется как более низкий ценз — 18 лет (Дания, Испания, Португалия, ФРГ), так и более высокий — 23 года (Румыния, Франция), 25 лет (Италия, Греция, США), 30 лет (Япония ).

Как стать депутатом? Да и кто же такие депутаты?

Многие люди задаются вопросом, как стать депутатом именно из-за наличия у них довольно большой зарплаты, которую депутаты сами себе и устанавливают. Еще один плюс депутатов это неприкосновенность, которая подразумевает, что депутат не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности без разрешения главы следственного комитета субъекта Российской федерации, а депутата госдумы без разрешения Генерального прокурора страны.

Советы и ошибки как стать успешным и богатым

Депутат – это человек избранный народом для представления интересов в структуре власти. У нас в стране существует несколько уровней депутатов:

  1. Депутат государственной думы
  2. Депутат законодательного собрания региона
  3. Депутат городского совета регионального центра
  4. Депутат районного совета в субъекте региона
  5. Депутат сельского совета в районе

Все депутат специализируются на законотворческой деятельности, например депутат Государственной Думы предложил законопроект, если его проект одобряет большинство депутатов, он распространяется на федеральном уровне, то есть по всей России. Депутат законодательного собрания региона (Депутат областной думы), вносит законопроект который распространяется на регион. Депутат городского совета на город и т.д.. Теперь мы расскажем о привилегиях депутатов в целом, у каждого они свои:

  1. Депутат Государственной Думы

Многие задаются вопросом как стать депутатом государственной поэтому мы рассказывает о их привилегиях:

  1. Заработная плата в среднем 450 тысяч рублей в месяц
  2. Бесплатное передвижение по России в VIP вагонах поезда и самолета
  3. Неприкосновенность
  4. Служебная квартира в Москве на срок депутатской деятельности
  5. Льготы по выходу на пенсию 55% от зарплаты депутата которая каждый год индексируется
  6. Дипломатический паспорт

Это единственный вид депутатов у которых очень много привилегий.

  1. Депутат законодательного собрания региона и других уровней

У всех остальных депутатов привилегии прописываются в законе субъекта где избирался депутат.

Но, разуметься есть небольшие привилегии в федеральном законе №131, статьи 40.

И это только официальные привилегии.

Как стать депутатом Госдумы в Москве: пошаговое руководство

Если ты из тех, кого волнует судьба государства, благосостояние граждан нашей страны и тем более собственное продвижение по карьерной лестнице, наверняка ты уже не раз задумывался о том, как стать депутатом Госдумы в Москве.

Сразу хотим сказать, что это смелая и очень амбициозная цель. Однако для того, чтобы ее реализовать, необходимо проделать серьезную работу, изучить требования к кандидатам на эту должность и, конечно, оценить свои возможности.

Именно с этим мы тебе и поможем разобраться.

Прежде чем становиться депутатом Госдумы, надо четко понимать, что представляет собой этот орган и какие функции выполняет.

Государственная дума является одной из двух палат российского парламента, и отвечает она за принятие федеральных законов, осуществляет контроль деятельности правительства Российской Федерации, может назначать и освобождать от должности руководителей Центрального банка, Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, объявлять амнистию и решать вопросы международного парламентского сотрудничества.

Всего в Государственной думе 450 депутатов, которые избираются разными способами на пять лет. Первая половина (225 человек) получает депутатские мандаты по партийным спискам, а остальная часть по одномандатным округам.

Примечательно, что выборы депутатов в Госдуму проводились в нашей стране всего семь раз (первый — 12 декабря 1993 года). В настоящий момент у нас функционирует Дума седьмого созыва, членов которой выбрали 16 сентября 2016 года.

Следующие выборы состоятся только в 2021 году, поэтому у нас еще есть немного времени, чтобы подготовиться к этому событию.

Одномандатные округа формируются из территориальных единиц России для того, чтобы обеспечить равное количество избирателей на одно место. Чтобы осуществить это разделение, Центризбирком разбил всю страну на округа, в каждом из которых живет по 490 тысяч человек.

Если некоторые субъекты РФ получили всего по одному округу, то в крупных городах их оказалось несколько. Например, больше всего в Москве — 15 округов, в Подмосковье — 11, а в Санкт-Петербурге — восемь.

Таким образом, от каждого округа разыгрывается только один депутатский мандат, и это значит, что только один представитель от округа может попасть в Госдуму.

Чтобы стать избранным, необходимо набрать больше голосов избирателей, чем другие кандидаты, претендующие на эту позицию.

Такую систему назвали мажоритарной, и при ней люди голосуют не за какую-то политическую партию, а за конкретного человека.

Благодаря одномандатным округам в Госдуму попадали в разное время яркие личности. Среди них были Виктор Черномырдин, Элла Памфилова, Елена Мизулина, журналист Александр Невзоров, который избирался в первые четыре созыва и, по его словам, присутствовал на заседаниях парламента всего четыре раза. Также это были Владимир Жириновский, Ирина Хакамада, Борис Немцов, Иосиф Кобзон, Станислав Говорухин, Василий Шандыбин и многие другие.

Другим вариантом попадания в Государственную думу являются выборы по партийным спискам. В них действует пропорциональная избирательная система, которая представляет собой распределение депутатских мандатов между списками кандидатов от разных партий соответственно голосам, поданным за эти партии.

Читайте также:  Как приватизировать земельный участок под частным домом и с чего начать?

То есть каждая партия выдвигает своих кандидатов на распределение депутатских мандатов. Причем чем выше тот или иной политик в этих списках, тем больше у него шансов попасть в Думу.

Впоследствии избиратели просто ставят галочку напротив понравившейся им партии, и уже по результатам этого голосования мандаты распределяются пропорционально общему количеству голосов.

Стоит отметить, что Госдума пятого и шестого созыва формировалась исключительно по этой системе. Выборы по одномандатным округам тогда были отменены.

Кроме того, в голосовании такого формата партию должны выбрать хотя бы пять процентов от всех избирателей. Если фракция не сможет преодолеть этот барьер, никаких депутатских мандатов она не получит.

На данный момент в нашей стране действует смешанная избирательная система, то есть совокупность двух вышеописанных видов голосования. Избиратель берет два бюллетеня и в одном ставит галочку напротив партии, которую он хочет поддержать, а в другом отдает предпочтение конкретному кандидату.

Кстати, для того, чтобы ты понимал, какие фракции сегодня имеют вес в Госдуме, вот несколько цифр, наглядно демонстрирующих партийную принадлежность депутатов последнего созыва.

От садоводства до пения

Все депутаты Госдумы раз в месяц проводят «региональную неделю». Как она выглядит на практике?

— Каждую региональную неделю, а их за пять лет у меня было более 80, в обязательном порядке я провожу прием граждан в своей общественной приемной. Регулярные приемы проходят и в районах, в том числе вместе с главами муниципальных образований, с депутатами ЗСК или городской Думы — совместная работа разных ветвей и уровней власти всегда наиболее эффективна.

Помимо приемов граждан, проводятся встречи с жителями микрорайонов, поселков с обсуждением актуальных проблем. Нередки совещания с исполнительными органами власти, осмотр объектов на территории — проблемных, строящихся, получивших финансирование на ремонт или реконструкцию.

Есть еще деятельность моей общественной приемной. Кружки по интересам — от садоводства до пения, исторические экскурсии, обучение граждан «серебряного» возраста компьютерной грамотности, волонтерский центр, совместные праздники, православные фестивали. За эти 5 лет проведено почти три сотни мероприятий, участие в которых приняли 128 000 человек!

О деталях и механизмах

О Госдуме сложились разные впечатления. Есть даже точка зрения, что ее депутаты только и принимают непопулярные у населения законы. Например, что можно дачникам, а что нет. Зачем эти мелочи прописывать в федеральном законе?

— Детализированное законодательство прямого действия создает современное активное правовое поле. Я считаю, что как раз седьмой созыв Государственной Думы значительно повысил качество законотворческой работы, следуя курсу, намеченному Президентом России, который призывал депутатов уделить особое внимание законам прямого действия.

Этот курс депутаты поддерживают, потому что принятие законов отсылочного характера означает, что проблема не решается буквально, а откладывается до принятия подзаконных актов —
иногда на это уходит месяц, а иногда год, три, пять и более лет. Такие примеры есть. Да, разработка законов прямого действия требует большей точности и больше времени, но и результат более качественный.

Согласно действующему законодательству, у нас есть перечень субъектов законодательной инициативы. Это не только депутаты, это правительство, это сенаторы, это законодательные (представительные) органы регионов.

Но когда мы говорим о непопулярных решениях, надо отдавать себе отчет в том, что если мы будем принимать только то, что всем хотелось бы, то потом мы не сможем, наверное, выполнить взятые обязательства в полном объеме. Буквально недавно президент говорил о том, что практику несбыточных обещаний нужно прекращать. Мы должны выполнять то, что мы обещаем. И это абсолютно правильно, я всегда в своей работе придерживаюсь правила, что если ты пообещал, то должен это реализовать. Если ты не понимаешь, как это сделать, не видишь механизмов, тогда честно скажи, что проблема есть, ею нужно заниматься, но нужно найти правильные пути для ее решения. Нужно быть ответственным перед избирателем, перед жителями, перед будущим нашей страны, перед нашими детьми. Как сказал один мудрый человек, «мы взяли землю в долг у своих потомков». Принимая любой закон, иной нормативный акт, мы должны понимать, для чего он, какие плюсы даст, какие издержки несет. Ведь даже так называемые непопулярные решения принимаются для достижения конечной положительной цели.

Я не испытывал восторга от того, что мы подошли к необходимости поднятия пенсионного возраста. Я так же, как и остальные граждане, верю, что рано или поздно пойду на пенсию, и у депутата нет возможности выйти на раннюю или льготную пенсию. Но мы получили от правительства сигнал о том, что в России уравнивается численность работающего населения и населения пенсионного возраста. И Пенсионный фонд уже не мог бы обеспечивать не только достойную пенсию, а какую бы то ни было вообще. В принципе, можно было бы принятие этого решения отложить на 2-3 года, подождать, когда выборы пройдут, чтобы не принимать непопулярного решения. Но тогда бы выход из сложившейся ситуации был более тяжелым, либо вообще пенсионная система могла рухнуть. Поэтому Пенсионная реформа, в частности, была вынужденной мерой, за которую мы как депутаты взяли ответственность на себя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *