Узнали, каким гражданам разрешили выходить на пенсию пораньше
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Узнали, каким гражданам разрешили выходить на пенсию пораньше». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В отличие от многих других стран, которые ранее входили в состав бывшего Советского Союза, здесь на протяжении всего периода независимости не наблюдалось сокращения численности населения. Напротив, демографический прирост в стране один из самых высоких в Центральной Азии.
Особенности формирования выплаты
При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.
Так, кроме прочего, к ним следует отнести:
- военную и приравненную к ней службу;
- индивидуальную трудовую деятельность;
- отпуска по уходу за ребенком;
- обучение в учебных заведениях по очной форме.
Данный перечень не является исчерпывающим.
Прогнозируемые изменения
Необходимо заметить, что пенсионное обеспечение для гражданского населения Узбекистана было проиндексировано примерно на 15%. Такие показатели весьма неплохие, особенно, если учитывать финансовый кризис, сложившейся по причине возникшего конфликта между несколькими соседскими странами (Украины и России). Несмотря на это, вслед за радостными событиями в вопросе повышения пенсии, последовала не слишком обнадеживающая, но при этом весьма закономерная новость в вопросе скачка курса доллара и евро в частности. Из этого следует, что показатели уровня жизни каждого среднестатистического пенсионера на территории Узбекистана по показателям обеспеченности средствами практически не изменились.
При этом, не беря во внимание тот факт, что даже минимально установленная сумма пенсии достигла порядка 100 долларов. Несмотря на то, что власти обещают за 2021 года увеличить этот показатель, на фоне европейских государств, в которых даже пособие по безработице в несколько раз превышает размер пенсии узбекистанцев, прогнозы пока кажутся более, чем неутешительными, по крайней мере, на мировом уровне.
Для сравнения, даже в Беларуси, считающейся отсталой страной, в которой власть осуществляется в форме жесткой диктатуры, а экономика регрессирует с каждым годом, средний размер пенсий составляет 120-130 долларов в эквиваленте. В завершении хотелось бы отметить — Правительство Узбекистана всеми силами пытается улучшить финансовое благосостояние своих пенсионеров. Именно по этой причине в стране намечены соответствующие реформы, которые положительно скажутся в дальнейшем на росте пенсионного обеспечения гражданского населения страны в целом. Ну а пока остается только ждать реализации поставленных задач.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область –
- Санкт-Петербург и область –
- Регионы –
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Порядок назначения, расчета и выплат пенсий регулируется в Узбекистане законодательно. Основным нормативно-правовым документом является Закон РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» № 938 – XII. Данный акт был принят 03 сентября 1993 года, то есть еще на начальных этапах формирования узбекистанских государственных и правовых институтов.
Рассматриваемый закон, действующий почти 30 лет, неоднократно подвергался изменениям. Однако основополагающие его положения остаются практически неизменными. Со стороны узбекистанских политиков, экономистов и общественности неоднократно звучат предложения о развитии и совершенствовании пенсионной системы в стране, что потребует значимых законодательных инициатив.
Кроме государственного пенсионного обеспечения, представляющего собой определенные социальные гарантии со стороны государства, в Узбекистане действует программа формирования накопительных пенсий.
Данный вопрос регулируется нормами Закона РУз «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» № 702-II от 02 декабря 2004 года. Следует отметить, что накопительная система в данной стране является одной из наиболее успешных в СНГ, что подтверждается, в частности, незначительным количеством изменений, вносимых в данный нормативный акт.
В отношении доходов:
- Накапливать денежные средства от любых поступлений на счете Накопителя и отслеживать их направление на выплату пенсионных и других пособий;
- Предоставлять ежегодные отчеты о прогнозируемом поступлении средств в Фонд;
- Анализировать расходы и доходы фонда на долгий период с целью гарантирования постоянности системы государственного соцстрахования;
- Взыскивать денежные средства с виновных лиц по искам о возмещении выплат на пенсии, по потери кормильца, по инвалидности на рабочем месте или при приобретении профессиональных заболеваний;
- Учитывать поступления средств в распоряжение Фонда.
Размер пенсии по старости в узбекистане в 2021
При расчетах ведущая роль отводится трудовому стажу – любому типу деятельности, дающему право гражданину страны официально приобретать государственную социальную страховку. Вид трудовой деятельности как таковой непринципиален. В трудовой стаж засчитывается служба в вооруженных силах и охранная деятельность, время по уходу (за инвалидом или престарелым), очная форма получения высшего образования, как в ВУЗах страны, так и за рубежом.
После установления параметров трудового стажа в расчет принимаются характеристики зарплат и пенсионных доходов, после чего формируется персональный коэффициент. Для проведения расчетов соискателю предоставляется возможность выбрать любые полгода за последние 10 лет.
Расчеты велись по курсу 1 рубль = 124,44 сумам (UZS).
В Узбекистане, как и во многих правовых государствах, существует специальные выплаты для определенной категории населения. Особое внимание уделяется пенсионерам, которые были официально трудоустроены и достигли определенного возраста выхода на пенсию.
Пенсия в Узбекистане является необходимой поддержкой слабозащищенной категории людей. Различают несколько видов пенсионного обеспечения:
- Выход на пенсию по возрасту;
- Выплаты по потере кормильца;
- Пенсия по состоянию здоровья;
- Пенсионное обеспечение для военнослужащих.
Если человек попадает под несколько категорий, то Пенсионный фонд дает право выбрать только 1 вид пенсии.
При достижении пенсионного возраста мужчины и женщины получают социальную поддержку от государства. Количество пенсионеров в Узбекистане соответствует количеству трудоспособного населения.
Начисление пенсии в Узбекистане производится в несколько сложных манипуляций:
- Сначала устанавливают общий стаж трудовой деятельности. При подсчете общих лет не важно, какой деятельностью занимался человек, и какие социальные гарантии были оказаны работнику;
- Устанавливают общий заработок и все отчисления за весь трудовой стаж;
- Рассчитывают индивидуальный коэффициент. Эти расчеты производятся по формуле. Для хорошего показателя, пенсионер вправе предоставить в пенсионный фонд любой стаж за 6 месяцев. Это может повысить размер пенсионных выплат.
Формирование пенсий производится на основе индивидуального подхода к конкретному случаю. В настоящий момент в министерстве принято множество реформ и поправок для улучшения финансового положения граждан. Так, пенсии в Узбекистане в 2020 году были проиндексированы, и средняя выплата составила около 100 долларов. Минимальная сумма выплат 30 2950 узбекских сумов.
В республике Узбекистан предусмотрена поддержка граждан, которые по причине увечья или получения инвалидности не могут себя обеспечивать. Чтобы получить право на пенсионное обеспечение, нужно пройти комиссию в медицинском учреждении.
Различают 2 группы инвалидности. Первая дается по состоянию здоровья. Определяют степень инвалидности и размер пенсионных выплат, положенные в данной ситуации. Вторая группа по стажу работы. Для получения пенсии важно проработать официально несколько лет. Также льгота по инвалидности может быть установлена, если работающий человек получил на предприятии увечье, не позволяющее дальнейшую трудовую деятельность.
Стимулирование участие граждан в системе пенсионного обеспечения, в том числе накопительного
- предоставления права достигшим пенсионного возраста, но не имеющим необходимого трудового стажа лицам, уплаты страховых взносов в размерах одной минимальной заработной платы за каждый не достающий месяц (период) при исчислении пенсий;
- предоставления права работающим лицам уплаты из доходов в виде оплаты труда дополнительных страховых взносов за неработающих членов семьи не менее одной минимальной заработной платы за каждый месяц на добровольной основе;
- применения привлекательных схем промежуточных бонусных денежных выплат, за счет перечисляемых средств на накопительный счет физического лица (этого пункта в первой версии не было).
Прогнозируемые изменения
Необходимо заметить, что пенсионное обеспечение для гражданского населения Узбекистана было проиндексировано примерно на 15%. Такие показатели весьма неплохие, особенно, если учитывать финансовый кризис, сложившейся по причине возникшего конфликта между несколькими соседскими странами (Украины и России). Несмотря на это, вслед за радостными событиями в вопросе повышения пенсии, последовала не слишком обнадеживающая, но при этом весьма закономерная новость в вопросе скачка курса доллара и евро в частности. Из этого следует, что показатели уровня жизни каждого среднестатистического пенсионера на территории Узбекистана по показателям обеспеченности средствами практически не изменились.
При этом, не беря во внимание тот факт, что даже минимально установленная сумма пенсии достигла порядка 100 долларов. Несмотря на то, что власти обещают за 2022 года увеличить этот показатель, на фоне европейских государств, в которых даже пособие по безработице в несколько раз превышает размер пенсии узбекистанцев, прогнозы пока кажутся более, чем неутешительными, по крайней мере, на мировом уровне.
- полагаются инвалидам войны I группы;
- инвалидам войны II группы;
- инвалидам I;
- инвалидам II группы за которыми некому ухаживать;
- участникам войны и приравненным к ним лицам;
- лицам, работавшим и выполнявшим воинские обязанности в тылу в период войны 1941 — 1945 годов;
- родителям и не вступившим в новый брак вдовам (вдовцам) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, — 30 процентов минимальной заработной платы;
- лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Узбекистан;
- артистам, имеющим право на льготную пенсию, независимо от возраста;
- артистическому и художественному персоналу театрально-концертных организаций, профессорско-преподавательскому составу и концертмейстерам учебных заведений, занятых подготовкой творческих работников театрального и музыкального искусства.
Как живут пенсионеры в Узбекистане?
Уровень жизни пенсионеров нельзя назвать высоким, однако правительство страны принимает законы, чтобы безопасность и социальные гарантии повышались и становились на один уровень с мировой практикой. Это повышает защиту населения, ведь пожилые граждане являются мало защищенными людьми.
Стоит отметить, что теперь при возникновении проблем с трудовым стажем, человек может обратиться в суд, чтобы получить максимально возможный коэффициент для расчета пенсионных выплат. То есть не просто выбрать менее привлекательный вариант, а доказать свою правоту. Это серьезная возможность показать, что страна работает четко по законам и не нарушает их порядок в предоставлении помощи гражданам.
Сегодня люди пенсионного возраста могут работать по желанию после оформления пенсии и при этом получать 100% пенсионное обеспечение вне зависимости от заработной платы. Это серьезный шаг вперед, ведь люди вправе самостоятельно выбирать чем им заниматься, а забрать заслуженную пенсию у них не может никто.
- полагаются инвалидам войны I группы;
- инвалидам войны II группы;
- инвалидам I;
- инвалидам II группы за которыми некому ухаживать;
- участникам войны и приравненным к ним лицам;
- лицам, работавшим и выполнявшим воинские обязанности в тылу в период войны 1941 — 1945 годов;
- родителям и не вступившим в новый брак вдовам (вдовцам) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, — 30 процентов минимальной заработной платы;
- лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Узбекистан;
- артистам, имеющим право на льготную пенсию, независимо от возраста;
- артистическому и художественному персоналу театрально-концертных организаций, профессорско-преподавательскому составу и концертмейстерам учебных заведений, занятых подготовкой творческих работников театрального и музыкального искусства.
Порядок оформления песии и необходимые документы
Назначение пенсии конкретному лицу происходит путем обращения в территориальные органы ПФР по месту регистрации.
Гражданин Узбекистана должен предоставить в ПФР следующие документы:
- удостоверение личности (паспорт);
- заявление на начисление пенсионных выплат;
- документ, подтверждающий право на ВНЖ с пометкой о регистрации;
- справка о регистрации по МЖ в РФ;
- трудовая книжка РФ;
- трудовой договор;
- страховой пенсионный полис;
- выписка из индивидуального лицевого счета;
- документы, подтверждающие смену ФИО, если такое присутствовало;
- справка об инвалидности (если есть);
- справка об осуществлении труда при наличии вредных условий (если это имело место).
Документы могут быть поданы в ПФР лично, через почтовое отделение (с обязательной описью вложенных документов и уведомлением о их вручении), через представителя (указанного в доверенности на совершение таких действий).
Важно! Заявление на пенсию подается не ранее чем за месяц до предполагаемой даты наступления права на ее получение.
Органы ПФР рассматривают указанные документы в десяти дневный срок. В этот период ПФР вправе запросить дополнительные документы или сведения у заявителя. Для запроса на получение дополнительных документов дело могут приостановить, но не более чем на три месяца.
В случае отказа ПРФ обязан сообщить о причинах принятого решения, а также о возможном порядке его обжалования. При отказе заявителю возвращают все предоставленные им документы.
Ошибка №1
Перед подачей документов важно удостоверится в том, что срок ВНЖ на территории РФ не истек. В противном случае выплаты страховых пенсий не назначаются. Если же срок ВНЖ истек в период начисления пенсии – ее дальнейшая выплата приостанавливается. От своевременности обновления ВНЖ зависит регулярное получение пенсионных выплат. Ошибка №2 Будущие пенсионные выплаты целиком и полностью зависят от того осуществлял ли ежемесячные отчисления в ПФР работодатель гражданина Узбекистана. Если гражданин Узбекистана трудоустроил себя сам – открыл собственное дело, то получение пенсии также будет зависеть от его добровольных ежемесячных отчислений в ПФР и их размера. Ошибка №3 Каким бы ни был вид пенсионных выплат – обязательным условием для их получения является регистрация обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). |
Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение
В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.
С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.
«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.
В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.
Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.
Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Размер пенсии и пенсионный возраст в Узбекистане
На сегодняшний день возможность получать пенсию в Республике имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины – 55 лет. Важным фактором является также наличие трудового стажа. Минимальный стаж для мужчин составляет 25 лет, для женщин – 20.
Многих людей волнует вопрос, есть ли пенсия по старости в Узбекистане? Конечно, как и во многих других странах. В Республике как мужчины, так и женщины могут уйти на пенсию по достижению определенного возраста.
Пенсионный возраст в Узбекистане для мужчин составляет 60 лет, а пенсионный возраст в Узбекистане для женщин – 55 лет. Но чтобы получать пенсию необходимо иметь длительный трудовой стаж, сроком не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Возраст выхода на пенсию в Узбекистане зависит от рода деятельности и пола.
- В первую очередь рассматривается стаж работы гражданина. В сумму лет работы включаются все виды профессиональной деятельности, при которых человек получал официальное государственное страхование, то есть был трудоустроен официально. Сам характер работы в данном случае не имеет значения, хоть человек работал поваром, хоть машинистом. При процедуре оформления пенсии работники проверяют отчисления в Пенсионный фонд, которые должны были проводиться компанией каждый месяц. Если отчислений за какой-то период нет, то расчет приостанавливается и начинается служебное расследование, при котором проверяются причины такой ситуации.
- Помимо официального трудоустройства граждане могут включить в трудовой стаж и иные виды занятости:
- Военная служба. Сюда входит не только армия, но и работа в военизированной охране;
- Время, когда человек был занят уходом за человеком с инвалидностью, помогал человеку в преклонном возрасте или тому, кто нуждается в дополнительной опеке;
- Время обучения в высшем учебном заведении. Оно может быть, как в Узбекистане, так и за его пределами. Важно лишь, чтобы обучение проходило на дневной форме.
- После точного определения периода стажа работы проводится расчет заработка для исчисления суммы пенсионного обеспечения. В учет берется уровень заработной платы, а также пенсии на день расчета;
- Определение коэффициента конкретного человека. Здесь гражданин выбирает любые полгода стажа за период последних 10 лет, а социальная служба занимается расчетом коэффициента в этот период. Можно выбрать самый выгодный период, посоветовавшись со специалистами;
- Сбор полного пакета документации. Сотрудники Пенсионного фонда занимаются подготовкой документов, которые необходимы для оформления пенсии. Если какого-то документа не хватает, то они могут попросить вас предоставить его. Вы должны быть заинтересованы в быстром предъявлении бумаги, так как процесс оформления затягивает ваши выплаты. Хотя и пенсия будет насчитана с момента обращения, но все же не стоит надолго затягивать процедуру оформления, так вы быстрее сможете получить первые деньги.
Помните, чем раньше вы обратитесь в Пенсионный фонд, тем раньше вам начнут начислять выплаты. Если этого не сделать, то это может негативно сказаться на сумме пенсии. Если у вас пенсия по возрасту, то в течение 3 месяцев вам необходимо обратиться в фонд и предоставить все документы для ее своевременного оформления.
О корректировках размера минимальной пенсии власти Узбекистана говорят постоянно. Однако на сегодняшний момент она остается невысокой, так как даже после повышения, учитывая подорожание продуктов и услуг, ее все равно недостаточно для нормальной жизни. Минимальная сумма обеспечения составляет 29 2940 узбекских сумов. В среднем в год пенсия возрастает на 15%, однако этого явно недостаточно, учитывая инфляцию.
Многих людей, которые хотят встретить старость в Узбекистане волнует вопрос, сколько получают пенсионеры в Узбекистане? Средняя сумма равно 352 155 сумов. Следует отметить, что на уровень пенсионного обеспечения нередко оказывает влияние местность проживания человека. Это связано с тем, что в некоторых районах мало работы, а значит получать высокую заработную плату не получается, а ее сумма учитывается при расчете пенсии.
Право на накопительную пенсию имеет каждый гражданин Узбекистана. При этом государство является гарантом того, что все деньги, которые человек копил не один год будут сохранены и выплачены по первому требованию человека. Таким образом гражданин сам накапливает себе деньги на жизнь после окончания трудовой деятельности.
Категории граждан, которым доступна накопительная пенсия:
- Люди, которые участвуют в программе по собственной инициативе;
- Люди, которые обязаны это делать в принудительном порядке.
Для того, чтобы начать участие в проекте накопительной пенсии необходимо самостоятельно либо через работодателя обратиться с заявлением в филиал Народного банка. После проверки документов человеку открывают индивидуальный расчетный счет, который закрепляется за ним. Деньги могут поступать из нескольких источников:
- Обязательные взносы, которые проводятся каждый месяц;
- Добровольное пополнение баланса;
- Проценты, которые насчитываются на имеющиеся накопления;
- Другие источники доходов, которые не должны противоречить Закону.
Контроль работы и средств проводится под руководством Народного банка через органы Министерства финансов Узбекистана. В таком случае начисление пенсии будет индивидуальным в зависимости от личных накоплений.
С помощью единого портала пользователи имеют возможность отслеживать поступления средств на индивидуальный счет. Эта услуга предоставляется абсолютно бесплатно. Она доступна круглосуточно. Для подключения такой возможности необходимо указать персональные паспортные сведения и идентификационный код. Для пользования необходим ключ электронной подписи. Если у вас возникли вопросы по поводу работы системы, то для разрешения проблем следует обратиться в любое отделение Пенсионного фонда.
Пенсию по инвалидности могут назначить людям, которые получили категорию I и II группы. Причины могут быть различными, как и срок действия инвалидности. Это вопросы решаются индивидуально, после медицинского обследования. Если инвалидность получена по причине профессионального заболевания или трудовой травмы, то пенсия назначается вне зависимости от стада работы.
Если инвалидность получена по причине общего заболевания, то пенсия назначается при наличии стажа работы. То есть уровень обеспечения будет рассчитан исходя из длительности стажа.
Долго шли разговоры о том, что пенсионеры имеют право получать полную пенсию в том случае, если они хотят продолжить свою профессиональную деятельность по достижении пенсионного возраста. И с 1 января 2019 года такой закон вступил в силу. Трудовая пенсия будет выплачиваться в полном объеме.
До этого момента пенсия начислялась в размере 50%, за исключением некоторых льготных категорий граждан. После вступления в силу нового закона с 1 января 2019 года многие опытные учителя приняли решение вновь вернуться на работу в школы. С 2019 года перерасчет пенсии будет проведен в автоматическом порядке.
Надбавки и льготная пенсия выплачиваются в следующих ситуациях:
- Граждане с инвалидностью 1 2 группы;
- Участникам военных действий;
- Ближайшим родственникам военных, которые погибли при исполнении своих прямых обязанностей;
- Гражданам, которые имеют особые заслуги в Узбекистане.
В текущем году принят законопроект по реформированию пенсионного обеспечения. Это связано с тем, что предыдущий вариант не полностью отвечал современным нормам и требованиям, которые дают возможность благоприятного проживания граждан в престарелом возрасте.
В стране стабильно растет количество пожилого населения. В настоящее время эта цифра приближается к 7%, но то, что она постоянно растет беспокоит власти страны. Но при этом уровень рождается повышается, однако в процентном соотношении эта цифра ниже.
В Узбекистане в сфере пенсионного обеспечения планируют внедрить новый порядок
Республика Узбекистан является участником Соглашения о гарантии прав граждан стран – СНГ в вопросах материального обеспечения пенсионеров. Это дает возможность при переселении из Узбекистана в Россию свободно получать пенсионные выплаты. После того, как граждане Узбекистана переезжают, оформляют документы, получают гражданство страны (часто упрощённое), пенсия начисляется по новому месту проживания. Основой для назначения выплат является документально подтвержденное снятие с регистрационного учета по прежнему месту пребывания.
С 2021 года устанавливается новый порядок учета трудового стажа и определения среднемесячного заработка для назначения пенсий.
Соответствующие поправки внесены в Закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан», сообщает . В свете изменений теперь при исчислении пенсии учитывается любая работа, если работник выплачивал страховые взносы. Данный порядок сохранится для определения трудового стажа за период трудовой деятельности, осуществляемой до 1 января 2021 года.
А для учета периода работы, выполняемой после этой даты, ввиду отмены страховых взносов, будет засчитываться уже любая работа с начислением доходов в виде оплаты труда. Ранее мы уже писали об этих изменениях, представленных проектом соответствующего акта.Соответственно, в заработок для исчисления пенсии, а также в натуральную часть заработка будут включаться:- за период работы до 1 января 2021 года – все доходы в виде оплаты труда, на которые начислялись страховые взносы;- за период работы после 1 января 2021 года – все начисленные доходы в виде оплаты труда.Также уточнен порядок исчисления пенсии работникам, рабочее время которых не поддается учету.
Речь идет об индивидуальных предпринимателях, нанимаемых ими работниках, членах дехканского хозяйства и членах семьи субъекта семейного предпринимательства.
Для начисления им пенсии размер заработка за период до 1 января 2021 года будет определяться исходя из суммы уплаченных страховых взносов, а после этой даты – исходя из суммы уплаченного ЕСП.Аналогичный порядок начисления пенсий будет действовать для граждан, работавших за границей по найму.
Размер пенсии по старости в узбекистане в 2021
Некоторые изменения коснутся и матерей, воспитывающих инвалидов с детства. В необходимый для получения пенсии двадцатилетний стаж матери, воспитавшей ребенка до восьмилетнего возраста, не засчитывается учеба по очной форме. В «табуированный» список входят следующие образовательные учреждения:
- Аспирантура.
- Докторантура.
- Клиническая ординатура.
Также не засчитывается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком-инвалидом по достижении им трехлетнего возраста.
Пострадали и супруги военнообязанных граждан Узбекистана, проходящих сверхсрочную военную службу. Впрочем, если жена офицера смогла трудоустроиться, то этот период войдет в двадцатилетний стаж.
“Пенсионная реформа” в Узбекистане. Смотрите следующее видео.
Согласно новому документу, человек, осуществляющий уход за недееспособным или пожилым родственником, перешагнувшим восьмидесятилетний рубеж, обязуется ежегодно оформлять соответствующие акты.
После того как необходимые документы будут оформлены и подшиты, они будут являться основанием для того, чтобы период ухода за недееспособным родственником или глубоким стариком был включен в двадцатилетний стаж.
Если гражданин Узбекистана по той или иной причине решает переехать на ПМЖ в другую страну, то выплата пенсионных накоплений может быть прекращена. Это актуально при предоставлении пенсионером в ПФ заявления, в котором четко будет обозначено, что он выписан с постоянного места проживания. Особые требования у государства к лицам, имеющим задолженность перед страной проживания.
Если человек предоставляет заведомо некорректные сведения или же не дает всю информацию относительно изменения состава семьи, это может быть чревато неблагоприятными последствиями.
В этом случае выплата пенсионных накоплений будет осуществлена только после внесения штрафа. Имеет документ и другие изменения. Целью нового устава следует считать улучшение процедуры начисления и выплаты гражданам Узбекистана пенсионных накоплений.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) денежное выражение месячной тарифной ставки по первому разряду Единой тарифной сетки (от 01.02.2021) оплаты труда с тарифным коэффициентом 1,0.
МРОТ применяется в сфере трудовых отношений для определения суммы должностного оклада, надбавок, доплат, гонораров, компенсационных выплат за дополнительную работу и других видов выплат стимулирующего характера, а также удержаний, установленных законодательством, и других платежей, ранее установленных в отношении к МРЗП, а также определения нуждаемости семьи в социальной поддержке и размера пособия по безработице.
С 1 февраля 2021 года размер МРОТ в Узбекистане равен 747 300 сум в месяц (С 01.02 2020 до 01.02.21 года размер МРОТ в Узбекистане равен 679 330 сум в месяц)
Базовая расчетная величина (БРВ) применяется при определении размеров налогов, сборов, штрафов, государственных пошлин и других платежей за предоставляемые государственные услуги, а также стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности, размера уставных и других фондов (капитала) организаций, стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц, предельного размера микрокредитов и лизинга, а также других финансово-экономических показателей. С 1 сентября 2019 г. базовая расчетная величина (БРВ) определяет размеров налогов, сборов, штрафов, пошлин и других платежей.
С 1 февраля 2021 года размер БРВ в Узбекистане составит 245 000 сумов в месяц (с 01.09.19 до 01.02.21 — БРВ был 223 000 сум)
Базовая величина исчисления пенсии применяется для исчисления пенсий, надбавок, доплат и компенсаций, применяемых в сфере пенсионного обеспечения, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
С 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 262 470 сумов в месяц
С 1 февраля до 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 238 610 сумов в месяц
Порядок назначения, расчета и выплат пенсий регулируется в Узбекистане законодательно. Основным нормативно-правовым документом является Закон РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» № 938 – XII. Данный акт был принят 03 сентября 1993 года, то есть еще на начальных этапах формирования узбекистанских государственных и правовых институтов.
Рассматриваемый закон, действующий почти 30 лет, неоднократно подвергался изменениям. Однако основополагающие его положения остаются практически неизменными. Со стороны узбекистанских политиков, экономистов и общественности неоднократно звучат предложения о развитии и совершенствовании пенсионной системы в стране, что потребует значимых законодательных инициатив.
Кроме государственного пенсионного обеспечения, представляющего собой определенные социальные гарантии со стороны государства, в Узбекистане действует программа формирования накопительных пенсий.
Данный вопрос регулируется нормами Закона РУз «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» № 702-II от 02 декабря 2004 года. Следует отметить, что накопительная система в данной стране является одной из наиболее успешных в СНГ, что подтверждается, в частности, незначительным количеством изменений, вносимых в данный нормативный акт.
При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.
Так, кроме прочего, к ним следует отнести:
- военную и приравненную к ней службу;
- индивидуальную трудовую деятельность;
- отпуска по уходу за ребенком;
- обучение в учебных заведениях по очной форме.
В зависимости от степени утраты трудоспособности и нарушений здоровья гражданам может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Всего их три. Однако на соответствующую пенсию могут рассчитывать только инвалиды I и II групп.
Законом установлено, что если лицо получило инвалидность в результате увечья, полученного при исполнении трудовых обязанностей, или профессионального заболевания, то оно имеет право на выплаты вне зависимости от количества лет стажа. Однако если нетрудоспособность возникла по причине общего заболевания, то пенсия назначается только при наличии достаточного количества отработанных лет.
В данном случае необходимое количество лет стажа пропорционально возрасту получения инвалидности. Соответствующую таблицу содержит ст. 17 Закона РУз «Об обязательном пенсионном обеспечении граждан».
Значительная часть узбекистанских пенсионеров продолжает работать после выхода на пенсию. При этом, помимо заработной платы, они получают пенсионные выплаты в полном объеме.
Пенсионные выплаты осуществляются в стране в национальной валюте – сумах.
Внимание! По курсу на 07 августа 2020 года 10 тысяч узбекских сумов = 71,53 рубля или 0,97 USD.
Средний размер пенсии в Узбекистане на май 2020 года был равен 747 480 сумов.
Минимальная пенсия по возрасту составляет 466 680 сумов. Для лиц, которые имеют неполный стаж, этот показатель равен 286 390 сумов.
Пенсионная система в Узбекистане неоднократно подвергалась изменениям. Одним из наиболее значимых из них за последние годы следует признать введение стопроцентной оплаты пенсий работающим пенсионерам. Данное изменение произошло с 1 января 2019 года. До этой даты пенсионеры, которые продолжали работать, могли рассчитывать только на половину от назначенной им пенсии.
В целом, на фоне многих азиатских стран узбекские пенсионеры находятся в довольно выигрышной позиции, поскольку государство обеспечивает им необходимый минимум для жизни. Следует отметить, что во многих развивающихся странах пенсионное обеспечение полностью отсутствует.
В то же время размер пенсий, несмотря на периодические индексации, остается предельно низким даже по сравнению со многими другими странами СНГ. В этой связи многие пенсионеры продолжают трудиться и после выхода на пенсию. Решение же выплачивать полный объем обеспечения работающим пенсионерам значительно улучшило их уровень жизни.
Многих людей, которые хотят встретить старость в Узбекистане волнует вопрос, сколько получают пенсионеры в Узбекистане? Средняя сумма равно 352 155 сумов. Следует отметить, что на уровень пенсионного обеспечения нередко оказывает влияние местность проживания человека. Это связано с тем, что в некоторых районах мало работы, а значит получать высокую заработную плату не получается, а ее сумма учитывается при расчете пенсии.
Право на накопительную пенсию имеет каждый гражданин Узбекистана. При этом государство является гарантом того, что все деньги, которые человек копил не один год будут сохранены и выплачены по первому требованию человека. Таким образом гражданин сам накапливает себе деньги на жизнь после окончания трудовой деятельности.
Категории граждан, которым доступна накопительная пенсия:
- Люди, которые участвуют в программе по собственной инициативе;
- Люди, которые обязаны это делать в принудительном порядке.
Для того, чтобы начать участие в проекте накопительной пенсии необходимо самостоятельно либо через работодателя обратиться с заявлением в филиал Народного банка. После проверки документов человеку открывают индивидуальный расчетный счет, который закрепляется за ним. Деньги могут поступать из нескольких источников:
- Обязательные взносы, которые проводятся каждый месяц;
- Добровольное пополнение баланса;
- Проценты, которые насчитываются на имеющиеся накопления;
- Другие источники доходов, которые не должны противоречить Закону.
Контроль работы и средств проводится под руководством Народного банка через органы Министерства финансов Узбекистана. В таком случае начисление пенсии будет индивидуальным в зависимости от личных накоплений.
С помощью единого портала пользователи имеют возможность отслеживать поступления средств на индивидуальный счет. Эта услуга предоставляется абсолютно бесплатно. Она доступна круглосуточно. Для подключения такой возможности необходимо указать персональные паспортные сведения и идентификационный код. Для пользования необходим ключ электронной подписи. Если у вас возникли вопросы по поводу работы системы, то для разрешения проблем следует обратиться в любое отделение Пенсионного фонда.
Пенсию по инвалидности могут назначить людям, которые получили категорию I и II группы. Причины могут быть различными, как и срок действия инвалидности. Это вопросы решаются индивидуально, после медицинского обследования. Если инвалидность получена по причине профессионального заболевания или трудовой травмы, то пенсия назначается вне зависимости от стада работы.
Пенсионный возраст в Узбекистане
Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК) считается путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК1), исчисленного в соответствии со статьей 30 ФЗ № 173, суммы валоризации (СВ) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года (ПК2).
ПК=ПК1+СВ+ПК2 (ст. 29.1 ФЗ № 173)
Часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК1) считаем так. Из расчетного размер трудовой пенсии (РП) вычитаем 450 рублей и то что получилось умножаем на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т). Т равен 198 месяцев.
ПК1 = (РП — 450 рублей) x T x Пнс (ч. 1 ст. 30 ФЗ № 173)
Расчетный размер трудовой пенсии (РП) рассчитывается двумя способами (право выбора которых принадлежит пенсионеру). Это очень важно, поскольку сильно влияет на размер пенсии.
В первом случае умножаем среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы (можно взять за любые 60 месяцев работы подряд) на стажевый коэффициент (СК). Если общий трудовой стаж для женщины составляет 20 лет, то СК равен 0,55. За каждый год свыше 20 лет стажа СК увеличивается на 0,01. Максимальный СК равен 0,75. Проблема в том, что стаж считается по состоянию на 2002 год, а не на момент обращения за пенсией (п. 1 ст. 30 ФЗ № 400).
Формирование пенсии осуществляется в несколько сложных этапов. Ключевую роль здесь играет трудовой стаж. На его основе происходит расчет накоплений.
В соответствии с правилами начисления пенсионного обеспечения на территории Узбекистана, пенсия рассчитывается по такому принципу:
- Изначально нужно обращать внимание на стаж работы. В первую очередь сюда включается любой вид деятельности, при котором гражданин Республики получал официальное государственное социальное страхование. При этом сам характер работы значения не имеет. Помимо основной официальной занятости, в трудовой стаж могут быть включены и иные виды деятельности: служба в армии, включая работу в военизированных организациях; временной период, в течении которого был факт ухода за недееспособными лицами, детьми и так далее; процесс получения образования в ВУЗах, в том числе и за пределами Узбекистана.
- После установления суммарной продолжительности стажа работы с целью определения пенсии, дополнительно возникает необходимость установить заработок. Учитываются уровень зарплат и пенсионных выплат на сегодняшний день.
- На следующем этапе нужно установить персональный коэффициент. Можно выбирать любые 6 месяцев за последние 10 лет, а социальная служба рассчитает коэффициент заработка за это время.
- Сбор документов – завершающий этап. Сотрудники Пенсионного фонда занимаются подготовкой всех необходимых документов. В случае отсутствия какой-либо бумаги, они оставляют за собой право потребовать предоставить ее в максимально сжатые сроки.
По последним данным средней пенсией в Узбекистане считается показатель в 352152 сумов. Эксперты отмечают, что зачастую на уровень начислений влияет и место жительства.
Ведь если человек живет в районе Республике, промышленные сферы деятельности которого слабо развиты, то и высокооплачиваемой работой он себя не обеспечит.
Отсутствие возможности получать высокую зарплату находится в основе расчета заработка для исчисления, показатели которого будут минимальными.
Право на накопительную пенсию имеют все граждане. Государство выступает гарантом того, что все средства, которые человек успел накопить за время трудовой деятельности на индивидуальном счете, будут сохранены и выплачены.
Законом предусмотрены две категории граждан:
- которые участвуют в накопительной системе добровольно;
- которые должны это делать в обязательном порядке.
Для этого либо сам гражданин, либо его официальный работодатель (в зависимости от категории) подает заявление в филиал Народного банка Республики. После подтверждения постановки на учет, человеку открывается индивидуальный счет, который закрепляется за ним навсегда.
Деньги на счет поступают из нескольких источников:
- Ежемесячные обязательные взносы;
- Добровольные взносы;
- Проценты, начисленные на уже имеющиеся средства;
- Другие источники доходов, которые предусмотрены Законом.
Контроль средств на индивидуальных счетах Народного банка, осуществляется через органы Министерства финансов и Центральным банком.