Права и обязанности внешнего управляющего
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности внешнего управляющего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Порядок введения внешнего управления
Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.
С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.
Полномочия конкурсного управляющего
Кроме ряда обязательств, конкурсный управляющий наделен целым пакетом полномочий.
Полномочия конкурсного управляющего:
-
владеть имуществом банкрота в законном порядке и условиях;
-
заниматься увольнением работников банкрота, не являются исключением и работники на руководящих должностях;
-
отправить на хранение документацию должника;
-
предъявлять исковые заявления о недействительности сделок, проведенных должником;
-
требовать имущество банкрота, которое хранится у третьих лиц, и производить иные действия, направленные на возвращение имущества.
Отчет конкурсного управляющего
После того как расчеты со всеми кредиторами будут окончены или конкурсное производство прекращено, конкурсный управляющий должен предоставить доклад о проделанной работе, о результатах проведения данной процедуры в арбитражный суд.
Отчет конкурсного управляющего представляет собой перечень документов, подтверждающих:
-
продажу собственности должника;
-
погашение кредитных обязательств;
-
предоставление в Пенсионный фонд (его территориальное подразделение) информации о дате, месте рождения должника, его гражданстве и паспортных данных, включая полностью ФИО, пол и адрес постоянной регистрации обанкротившегося лица.
К отчету, помимо вышеперечисленных документов, конкурсные управляющие должны прилагать реестр требований кредиторов, в котором будут указаны размеры выплаченных долгов обанкротившегося лица.
Обязанности внешнего управляющего
- Арбитражный управляющий обязан после изучения хозяйственной деятельности и инвентаризации предоставить план по восстановлению финансовой стабильности организации. Она направляется в арбитражный суд и совету кредиторов. Отчет о реализации всех этапов плана должен быть представлен не реже, чем раз в три месяца, или по требованию совета кредиторов.
- В плане подробно указываются этапы и сроки их реализации. Все сроки должны укладываться в период внешнего управления — 18 месяцев. Этапы проекта подтверждаются расчетами доходов и расходов. План должен быть одобрен советом инвесторов или отправлен на доработку.
- Если план был признан неудовлетворительным или не отвечающим интересам инвесторов, это может стать поводом для отстранения внешнего управляющего и назначения нового.
Важно: внешний управляющий должен выявлять признаки фиктивного банкротства и сообщать об этом в суд.
Обязанности внешнего управляющего в ст. 99 Закона РФ «О несостоятельности»:
- Составление плана по преодолению финансовой несостоятельности предприятия.
- Ведение реестра кредиторов и их требований.
- Проводить инвентаризацию активов, отслеживать движимое и недвижимое имущество.
- Вести статистический, финансовый или иной учет.
- Обращаться в суд с иском об отмене неправомерных договоров.
- Вводить дополнительные меры по сохранению активов организации.
- Изучать все договоры и документы по хозяйственной деятельности компании.
- Вести отчеты по всем видам деятельности.
- Регулярно отчитываться перед комитетом кредиторов по принятым мерам и их эффективности.
- Установить всех кредиторов организации и уведомить их о введении внешнего управления.
- Сокращать долг перед кредиторами.
К концу срока внешнего управления, назначенного арбитражным судом, управляющий должен представить итоговый отчет. В нем указываются финансовые и хозяйственные результаты организации за весь период управления, включая возможность погашения долгов организации перед кредиторами.
Временный управляющий и его права
Права и обязанности внешнего управляющего вступают в силу вместе с внешним управлением, утвержденным арбитражным судом.
- Восстановление финансовой рентабельности должника путем проведения различных операций. Это может быть продажа неосновного имущества, сдача в арендное пользование оборудования или площади, принадлежащей должнику. Внешний управляющий на законном основании имеет право самостоятельного распоряжения имуществом предприятия, имеющего обязательства перед кредиторами.
- Основная обязанность – инвентаризация имущества. Команда временного руководителя, состоящая из экономистов и правовых специалистов, занимается бухгалтерским, финансовым, статистическим учетом и отчетностью; ведет реестр претензий кредиторов; принимает правовые меры для выполнения долговых обязательств (взыскание задолженности); заявляет встречные возражения кредиторам, предъявляющим свои требования.
- Заключать мировое соглашение от имени руководителя-должника.
- Внешний управляющий со дня своего назначения имеет право отказа от исполнения различных договоров и других сделок предприятия-должника, которые препятствуют восстановлению его платежной дееспособности или приносят убытки его предприятию. В этом случае соблюдаются особые требования. Отказаться от проведения сделки или исполнения договоров можно только по отношению к делам, не выполненным сторонами частично или полностью.
Временный руководитель имеет право выполнения работы (процедура наблюдения), которая является фундаментом для арбитражного суда.
Основания введения процедуры внешнего управления
Процедура внешнего управления регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» как судебная процедура.
Процедура внешнего управления вводится определением арбитражного суда. Основаниями введения процедуры может быть обращение собрания кредиторов с ходатайством о введении процедуры в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также заключение арбитражного управляющего, иные юридические факты, предусмотренные вышеназванным Законом.
Основанием введения процедуры может быть решение первого собрания кредиторов о введении процедуры внешнего управления, если в процедуре наблюдения после анализа финансового состояния должника временным управляющим будет сделан вывод о возможности восстановления платежеспособности должника.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд по своему усмотрению может ввести процедуру внешнего управления после окончания процедуры наблюдения при отсутствии оснований для введения процедуры финансового оздоровления, если первым собранием кредиторов не принято решения о введении какой-либо из процедур несостоятельности, а у суда отсутствует возможность отложить рассмотрение дела ввиду истечения срока процедуры наблюдения и есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
Результат рассмотрения отчета внешнего управляющего
В силу пункта 3 статьи 118 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений:
— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о заключении мирового соглашения.
Оздоровительные мероприятия: особенности проведения
Внешнее управление как процедура банкротства имеет особенности осуществления оздоровительных мероприятий:
- Период уведомления руководителя организации о внедрении внешнего управления составляет 1 день.
- О процедуре уведомляются учредители.
- В 10-дневный период с момента запуска процедуры направляют заявку на публикацию этой информации.
- Управляющий получает распоряжение по передаче ему всей документации.
- Документы передаются в течение 3 дней после вступления в должность управляющего.
- Собрание кредиторов первый раз назначается в течение 31 дня после начала процедуры.
- Об оздоровительных мероприятиях информируется ФССП, ФНС, банки.
- В органы контроля направляются соответствующие запросы.
- Организуется общее собрание всех работников предприятия.
- К работе организации привлекается бухгалтер и аудитор.
- Организуется инвентаризация.
- Производится анализ финансового положения предприятия.
- Имущество третьих лиц возвращается им.
- Составляется и рассматривается перечень требований кредиторов.
- Организуется собрание кредиторов.
- Составляется промежуточный и итоговый отчет и оглашается на собрании кредиторов.
- В арбитражный суд предоставляют план.
- Реализуются имущественные объекты.
Внешнее управление как процедура банкротства формируется из следующих стадий:
- утверждение арбитражного управляющего;
- создание проекта по финансовому оздоровлению фирмы;
- приведение данного проекта в действие после одобрения кредиторами на общем собрании;
- исполнение всех обязательств перед контрагентами.
План для приостановления процедуры банкротства, содержит:
- действия для возобновления состоятельности предприятия;
- обстоятельства и период их приведения в действие;
- смету на реализацию;
- период, за который несостоятельность фирмы будет ликвидирована;
- аргументы, подтверждающие реальность восстановления жизнеспособности фирмы;
- разделение функций взыскателей общего собрания и комитета по одобрению соглашений предприятия-банкрота.
Временный управляющий обязан не только согласовать план оздоровления фирмы с финансовыми контрагентами, но и отчитываться по ходу ее реализации по запросу.
Процесс внешнего управления будет считаться успешно завершенным, если у предприятия будут отсутствовать признаки несостоятельности, и она исполнит свои обязательства по финансовым договорам.
Участники, их права и обязанности
В процедуру банкротства юридического лица вовлекается:
- фирма;
- временный управляющий;
- взыскатели;
- государственные органы.
Права фирмы:
- выдвижение предложения о продаже предприятия взыскателям;
- назначение своего представителя;
- подписание договоров со сторонними лицами о передаче средств для исполнения финансовых обязательств и приостановления процедуры банкротства;
- замена собственных активов.
Внешний управляющий при банкротстве фирмы:
- осуществляет полноценное руководство ею;
- выполняет инвентаризацию;
- готовит проект мероприятий по возврату жизнедеятельности;
- формирует отчетность о проведенных делах и достигнутых результатах для взыскателей и судебных органов.
Права кредиторов, как лиц, перед которыми имеются финансовые обязательства:
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
- участие в признании предприятия несостоятельным;
- организация собраний для обсуждения политики фирмы;
- направление ходатайства в судебные органы об открытии внешнего управления;
- составление списка параметров, которым должен соответствовать арбитражный управляющий;
- одобрение/отклонение проекта, составленного управляющим, внесение корректировок и дополнений.
Госорганы наделены правом на первоочередное удовлетворение финансовых обязательств. Сюда относятся налоговые органы, трудовая инспекция, ПФ, таможня и т.д.
Что такое СРО арбитражных управляющих
Саморегулируемые организации СРО арбитражных управляющих объединяют специалистов по управлению процедурами банкротства. В рамках федерального закона о банкротстве (ФЗ № 127) в статье 20 такие специалисты названы арбитражными управляющими. Особо отмечено в пункте 1 статьи 20, что арбитражные управляющие должны быть членами СРО. То есть невозможна ситуация назначения арбитражным судом для управления процессом “человека с улицы”.
СРО арбитражных управляющих появились из некоммерческих организаций, которые также объединяли специалистов по банкротству. Однако СРО уже являются юридическими лицами с соответствующими правами. Для чего эти организации? В списке функций достаточно много пунктов. Но основными направлениями все же являются подготовка высококлассных специалистов и обеспечение их деятельности.
Чтобы получить квалификацию арбитражного управляющего и стать членом одной из СРО необходимо подготовиться и сдать соответствующие экзамены, а перед этим СРО организует для претендента стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего.
Да, есть такая категория в арбитражном процессе. На самом деле именно помощник арбитражного управляющего под присмотром управляющего осуществляет максимум работы в процессе банкротства. Зато полученные практические (а не теоретические) навыки позволяют затем легко стать членом СРО.
Заметим, что СРО, как правило, внимательно отслеживает работу каждого своего управляющего, чтобы поддерживать свой авторитет, и при наличии жалоб может освободить нерадивого управляющего от работы в текущем процессе. А далее вплоть до исключения из членов.
Имеются ли различия между арбитражным и конкурсным управляющим
При проведении процедуры банкротства юридического лица, если есть вероятность вернуть предприятию состояние платежеспособности, одним из шагов является привлечение внешнего управляющего. Насколько широк круг его полномочий, какова роль и функции? Порядок назначения Привлечение со стороны арбитражного руководителя предприятия в такой сложный момент, когда на кону стоит само существование фирмы, должен быть действительно очень грамотным, причем не столько в отношении технологии производственных процессов, а и в юриспруденции, экономике, менеджменте. Процедура назначения внешнего управляющего начинается после внедрения внешнего управления предприятия и регламентируется ст.
45 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Арбитражный суд извещает СРО внешних управляющих и требует предоставить информацию о лице, желающем получить должность временного руководителя разорившейся фирмы.
Грамотный высококвалифицированный внешний управляющий, должен получать за свою работу вознаграждение, размер и источник которого регламентируется ст. 20.6 Закона №127-ФЗ. Именно для внешнего управляющего фиксированная сумма предусмотрена в размере 45 тыс. руб. в месяц.
В зависимости от сложности ситуации, собрание кредиторов вправе эту сумму увеличить. Кроме фиксированных выплат, арбитражный директор может рассчитывать на допоплнительное поощрение, которое может быть установлено в таких размерах (п. 12 ст. 20.6):
- 3% от прироста суммы чистых активов спасаемого предприятия (если фирма будет признана банкротом, и назначат процедуру конкурсного производства);
- 8% от суммы средств, которые сможет отдать фирма кредиторам (если дело о банкротстве закроют).