Функции и задачи социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Функции и задачи социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Выдача единовременного пособия также регламентируется постановлением № 484. Для его выплаты необходимо подать заявление в местное УВМ, подав заявление по стандартной форме и удостоверение личности. Для малообеспеченных семей придется предоставить дополнительные документы, подтверждающие факт низких доходов.

На какую помощь могут рассчитывать беженцы

Тщательный подход в вопросах присвоения статуса объясняется тем, что данная категория лиц получает значительные права и свободы на территории РФ. Предусмотренные отечественным законодательством меры социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев в России включают:

  • временное проживание на первых этапах в специальном лагере, где их обеспечивают питанием и средствами первой необходимости;
  • денежные выплаты (единовременные и суточные);
  • бесплатный доступ к медицинскому обслуживанию;
  • юридические консультации и психологическая помощь;
  • льготные условия для трудоустройства (по сравнению с другими иностранцами) – не нужен патент;
  • возможность детям беспрепятственно посещать детские сады и школы.

На какую помощь могут рассчитывать беженцы

Тщательный подход в вопросах присвоения статуса объясняется тем, что данная категория лиц получает значительные права и свободы на территории РФ. Предусмотренные отечественным законодательством меры социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев в России включают:

  • временное проживание на первых этапах в специальном лагере, где их обеспечивают питанием и средствами первой необходимости;
  • денежные выплаты (единовременные и суточные);
  • бесплатный доступ к медицинскому обслуживанию;
  • юридические консультации и психологическая помощь;
  • льготные условия для трудоустройства (по сравнению с другими иностранцами) – не нужен патент;
  • возможность детям беспрепятственно посещать детские сады и школы.

Российские юристы – в помощь вынужденным переселенцам

Национальные особенности технологии социальной работы с беженцами и мигрантами и вынужденными переселенцами заключаются в поддержке и сопровождении на каждом этапе.

Получение статуса, подтверждение прав на него, оформление легального пребывания на территории РФ – эти и многие другие вопросы подразумевают множество законодательных нюансов. Чтобы решить проблемы, связанные с юридическими аспектами пребывания в России, уже в пунктах временного пребывания беженцам организуется правовая помощь.

Не остаются в стороне и частные организации. Например, оказывала бесплатные юридические консультации, а позже открыла специальную горячую телефонную линию и создала соответствующий раздел на сайте.

На какую помощь могут рассчитывать беженцы

Тщательный подход в вопросах присвоения статуса объясняется тем, что данная категория лиц получает значительные права и свободы на территории РФ. Предусмотренные отечественным законодательством меры социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев в России включают:

  • временное проживание на первых этапах в специальном лагере, где их обеспечивают питанием и средствами первой необходимости;
  • денежные выплаты (единовременные и суточные);
  • бесплатный доступ к медицинскому обслуживанию;
  • юридические консультации и психологическая помощь;
  • льготные условия для трудоустройства (по сравнению с другими иностранцами) – не нужен патент;
  • возможность детям беспрепятственно посещать детские сады и школы.

Условия предоставления беженцам и вынужденным переселенцам жилых помещений временного пользования

Статьей 92 Жилищного кодекса предусматривается, что в специализированном фонде жилых помещений происходит выделение временного жилья, которое предназначено исключительно для временного поселения таких категорий, как беженцы и вынужденные переселенцы. Статья 97 ЖК России определяет, что жилье, предназначенное для временного поселения лиц, относящихся к вынужденным переселенцам или имеющих статус беженца, должно использоваться для проживания этих граждан.

Условия, на которых происходит предоставление помещений из фондов временного поселения данной категории, устанавливаются двумя законами «О вынужденных переселенцах» и ФЗ «О беженцах». Заполучить такое жилище может семейство беженца или же переселенной особы в порядке очереди, за формирование которой отвечает территориальная структура миграционной службы.

Процедура получения статуса беженца описана в третьей статье федерального закона. Соискателю следует обратиться в диппредставительство, консульство РФ, ГУВМ (в случае нахождения на территории России) или органы пограничного контроля.

Ходатайство подается только в письменной форме, образец установлен приложением 1 приказа МВД №838. В форме должны находиться анкетные данные соискателя, информация о прибывших с ним лицах и просьбу о признании беженцем. Такое заявление должно быть заполнено каждым дееспособным членом семьи на русском языке.

Принятие и рассмотрение ходатайства проходит в два этапа. На первом сотрудник УВМ проводит поверхностную проверку данных и их предварительное рассмотрение. По регламенту, этот этап длится пять дней. Далее принимается окончательно решение по присвоению иностранцу статуса беженца. Полный срок рассмотрения ходатайства занимает от двух (на территории РФ) до трех месяцев (за ее пределами).

Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.

В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.

Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.

Но все это – прописанные в нормативных документах правила. На самом же деле жилья для всех нуждающихся очень часто не хватает.

Иногда навстречу иностранным гражданам идут и местные жители, предлагая им приют в своих домах.

Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев (на примере Санкт– Петербурга и Ленинградской области)

Определенными полномочиями в области социально-правовой защиты вынужденных переселенцев наделены не только органы государственной власти Российской Федерации, но и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ст.13 Федерального закона от 19 февраля 1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут: 1) содействовать в реализации прав вынужденного мигранта на занятость, профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) регистрировать вынужденного переселенца в качестве безработного в случае невозможности его трудоустройства в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в данной местности на территории Российской Федерации; 3) вынужденному переселенцу оказывать, по его просьбе, содействие в получении документов, необходимых для восстановления трудового стажа, в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) вынужденным переселенцам -детям — сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставлять места в детских домах; 5) оказывать вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в возвращении на прежнее место жительства.

Читайте также:  Нужно ли согласие супруга на продажу автомобиля?

К сожалению, в законах закреплены не обязанности органов государственной власти, а только их права в области социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев. Указанные полномочия органы государственной власти субъектов Российской Федерации практически не реализовывают. Даже в Санкт-Петербурге или Ленинградской области, несмотря на то, что регион является экономически и социально привлекательным для мигрантов любых категорий (по сравнению с другими регионами России, за исключением Москвы), отсутствует нормативно-правовая база, регламентирующая социальную защиту беженцев и вынужденных переселенцев. Только с 01 января 2012 года вступил в силу Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»233, который регулирует отношения, связанные с исполнением органами власти полномочий в сфере социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга. Социальная поддержка оказывается различным категориям лиц, имеющим место жительства или пребывания на территории Санкт-Петербурга, гражданам без определенного места жительства, а также иным лицам. В социальном кодексе Санкт-Петербурга определены формы социальной поддержки, компетенция Законодательного Собрания и Правительства Санкт-Петербурга в данной сфере, разграничены полномочия. Рассмотрены виды, порядки расчета и выплат социальной поддержки, условия предоставления, льготы по налогообложению. Предусмотрено, что меры социальной поддержки оказываются в виде ежемесячных, единовременных и ежегодных пособий и выплат (также компенсационного характера), компенсаций различных расходов, предоставления жилых помещений и земельных участков, льгот и др. Меры социальной поддержки финансируются из средств городского и федерального бюджетов, при этом размер денежного выражения мер социальной поддержки подлежит индексации. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 18 сентября 2007 г. № 133-рп «О районных комиссиях по вопросам предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, признания граждан нуждающимися в специальной социальной защите и предоставления им жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан»234 относит к полномочиям Комиссии принятие решений о предоставлении гражданам жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, о признании граждан нуждающимися в специальной социальной защите и предоставлении им жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан. Но решение Комиссии является лишь рекомендательным для принятия правового акта администрацией района Санкт-Петербурга. Закон Ленинградской области от 29 ноября 2004 г. № 97-оз «О социальном обслуживании населения в Ленинградской области»235 определяет правовые, экономические и организационные основы по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Указанные Закон Ленинградской области и Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга применимы лишь при регулировании отношений по социальной защите вынужденных переселенцев, являющихся гражданами РФ. Но ни один нормативный правовой акт не устанавливает компетенцию органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, как субъекта Российской Федерации, в сфере социально-правовой защиты и помощи беженцев.

Необходимо сказать и о возможностях органов местного самоуправления по осуществлению социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев. Как отмечает Т. Я. Хабриева «…органы местного самоуправления могут наделяться в соответствии со ст. 132 Конституции РФ отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления финансовых и иных материальных ресурсов. Реализация переданных полномочий должна быть подконтрольна органам государственной власти»236. Органы местного самоуправления также могут решать определенные задачи, которые должны быть закреплены за муниципальными образованиями путем наделения органов местного самоуправления наиболее крупных муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) отдельными государственными полномочиями с передачей соответствующего объема средств в виде субвенций из федерального или регионального бюджетов (например, по вопросам осуществления регистрационного учета прибывающих лиц).

Нельзя также исключать возможности осуществления органами местного самоуправления полномочий в рамках местного значения по реализации на территории муниципального образования (округа) вопросов социально-правовой защиты вынужденных мигрантов. Например, социальное обустройство вынужденных мигрантов во многом зависит от того, как органы местного самоуправления осваивают свои полномочия в социальной сфере (развитие муниципального жилищного фонда, дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений социальной защиты и т.п.).

Но, несмотря на предоставленные полномочия и возможность осуществлять конкретную адресную социальную помощь и защиту беженцам и вынужденным переселенцам, в настоящее время нет ни одного нормативного акта органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге или в Ленинградской области, предусматривающего какие-либо меры социальной защиты этих категорий населения. Подобная ситуация складывается по всему Северо-Западному региону. Нельзя сказать, что социально-правовая защита не осуществляется совсем. Но на уровне местного самоуправления регламентирована социальная защита и помощь только гражданам, имеющим постоянную регистрацию на территории конкретного муниципального образования. Так, например, Постановление Главы администрации муниципального образования «Город Гатчина» Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 17 января 2007 г. № 24 «Об утверждении Положения о порядке адресных выплат жителям муниципального образования «Город Гатчина»237 устанавливает порядок предоставления адресных выплат в качестве дополнительной меры социальной поддержки, оказываемой жителям муниципального образования «Город Гатчина» из средств местного бюджета. Правом на получение адресных выплат обладают совершеннолетние граждане, имеющие постоянную регистрацию по месту жительства на территории МО «Город Гатчина». Основным условием для предоставления адресных выплат является тяжелое материальное положение, экстремальная ситуация. Адресные выплаты предоставляются, исходя из сложности ситуации, с учетом имеющихся возможностей бюджета 1 раз в год, в иных случаях дополнительно только в экстремальной жизненной ситуации гражданина. Решение Муниципального Совета муниципального образования муниципального округа № 38 Санкт-Петербурга от 23 января 2007 г. № 11-МС «Об утверждении порядка предоставления экстренной социальной помощи жителям муниципального образования № 38»238 определяет случаи, когда оказывается экстренная социальная помощь, которая предоставляется в виде денежных выплат. Размер выплат определяется в зависимости от кризисной ситуации.

Признание лиц беженцами производится на основании Федерального закона от 19.02.1993 г. N 4528-I «О беженцах». Он же регламентирует обязанности и права беженцев после установления данного правового статуса, а также гарантирует социальную защиту и обеспечение.

Проблемы переселенцев регулируются нормативной базой:

  • Федеральными законами «О беженцах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О государственной социальной помощи»;
  • Указом Президента Российской Федерации «О Федеральной миграционной программе»;
  • Постановлением правительства «О размере единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу»;
  • Типовыми положениями: об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о дошкольном образовательном учреждении.
Читайте также:  Выплаты за третьего ребенка в 2023 году

После выдачи удостоверения беженца либо документа, свидетельствующего о подаче заявления для получения необходимого статуса, закон наделяет вынужденных мигрантов теми же правами и обязанностями, что и граждан России.

Единовременное пособие

Выдача единовременного пособия также регламентируется постановлением № 484. Для его выплаты необходимо подать заявление в местное УВМ, подав заявление по стандартной форме и удостоверение личности. Для малообеспеченных семей придется предоставить дополнительные документы, подтверждающие факт низких доходов.

УВМ решает вопрос в течение одного рабочего дня, выдав подавшему заявление справку на получение пособия или проинформировав об отказе. Справка заверяется подписью и печатью руководителя отдела миграционной службы, действительна в течении двух дней со дня выдачи.

К сожалению, закон 1998 года выпуска безнадежно устарел, а выплаты, не привязанные к МРОТ делают это пособие практически бессмысленным. Обычный беженец получит 100 рублей за себя и еще по 100 за каждого несовершеннолетнего члена семьи. Для малоимущих сумма составит 150 рублей.

Единовременное пособие

Выдача единовременного пособия также регламентируется постановлением № 484. Для его выплаты необходимо подать заявление в местное УВМ, подав заявление по стандартной форме и удостоверение личности. Для малообеспеченных семей придется предоставить дополнительные документы, подтверждающие факт низких доходов.

УВМ решает вопрос в течение одного рабочего дня, выдав подавшему заявление справку на получение пособия или проинформировав об отказе. Справка заверяется подписью и печатью руководителя отдела миграционной службы, действительна в течении двух дней со дня выдачи.

К сожалению, закон 1998 года выпуска безнадежно устарел, а выплаты, не привязанные к МРОТ делают это пособие практически бессмысленным. Обычный беженец получит 100 рублей за себя и еще по 100 за каждого несовершеннолетнего члена семьи. Для малоимущих сумма составит 150 рублей.

Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.

В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.

Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.

Но все это – прописанные в нормативных документах правила. На самом же деле жилья для всех нуждающихся очень часто не хватает.

Иногда навстречу иностранным гражданам идут и местные жители, предлагая им приют в своих домах.

Процедура получения статуса беженца описана в третьей статье федерального закона. Соискателю следует обратиться в диппредставительство, консульство РФ, ГУВМ (в случае нахождения на территории России) или органы пограничного контроля.

Ходатайство подается только в письменной форме, образец установлен приложением 1 приказа МВД №838. В форме должны находиться анкетные данные соискателя, информация о прибывших с ним лицах и просьбу о признании беженцем. Такое заявление должно быть заполнено каждым дееспособным членом семьи на русском языке.

Принятие и рассмотрение ходатайства проходит в два этапа. На первом сотрудник УВМ проводит поверхностную проверку данных и их предварительное рассмотрение. По регламенту, этот этап длится пять дней. Далее принимается окончательно решение по присвоению иностранцу статуса беженца. Полный срок рассмотрения ходатайства занимает от двух (на территории РФ) до трех месяцев (за ее пределами).

Правовая база решения социальных проблем беженцев

Проблемы миграции в современном обществе являются универсальными. На сегодняшний день сформирована и функционирует правовая база социальных проблем беженцев, включающая как государственное, так и международное законодательство.
Законодательную базу Российской Федерации по вопросам беженцев составляют: законы «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О гражданстве Российской Федерации» и федеральная миграционная программа. Все эти законодательные акты направлены на регулирование вопросов пребывания мигрантов в стране и защиту их прав.

Социальная защита беженцев регулируется и основными актами международного права, к которым относятся: Конвенция ООН о статусе беженцев, Заключительный акт совещания по европейской безопасности и сотрудничеству, подписанный в Хельсинки.

Особенности социальной работы с мигрантами и беженцами

Миграционные процессы в современном мире во многом определяют экономический и социальный облик большинства государств.

Проблемы, связанные с миграцией населения, стали особенно актуальны в России в конце 80-х — начале 90-хх годов и не потеряли своей значимости и по сей день. Вооруженные конфликты на территории РФ к середине 90-х годов пополнили поток мигрантов из республик ближнего зарубежья и вынужденными переселенцами из зоны военных действий в Чеченской республике.

Термин «миграция населения» (от латинского — переселение) означает процесс переселения (перемещения) людей, пересекающих границы тех или иных территорий со сменой места жительства навсегда или на длительный срок. По определению ООН, миграцией считается перемещение лиц на срок более 6 месяцев.

Выделяют 4 основных типа миграции:

1) Эпизодическую (поездки на отдых, учебу); — возвратный тип.

2) Маятниковую (перемещение по относительно стабильным маршрутам в одну сторону, а затем обратно); — возвратный тип

3) Сезонную (лесозаготовки) — возвратный тип.

4) Безвозвратный тип миграции.

По степени управляемости различают:

1) Организованную миграцию (осуществляемую при участии государственных или общественных органов); в 50-е годы — освоение целины, направленная путевками комсомола на строительство важных объектов и др.

2) Неорганизованную/ стихийная (осуществляется силами и средствами самих мигрантов).

По отношению к перемещению различают:

1) Добровольную (осуществляется человеком по собственной воле в поисках лучшего места работы, жилья, получения образования).

2) Вынужденную (из-за военных действий, природных катаклизмов, промышленных аварий).

3) Принудительную (например: сталинские депортации народов).

Миграцию разделяют на:

1) Внутреннюю (кто перемещается в пределах одного государства).

2) Внешнюю (эмиграция и иммиграция). Выезд и въезд граждан из одной страны в другую на постоянное место жительства или на длительный срок.

Причины миграции:

— Резкое ухудшение межнациональных отношений;

— Спонтанность и непредсказуемость мер по переходу к рыночным отношениям, что привело к резкому спаду производства и появлению миллионов безработных;

Читайте также:  Новое единое пособие и материнский капитал 2023

— Врожденная потребность людей искать достойное применение своих сил и способностей, стремление к лучшей жизни, профессиональному росту, повышению заработка.

Все эти факторы с ростом безработицы обуславливают проблему миграции беженцев и вынужденных переселенцев.

Возросшие масштабы вынужденной миграции предопределило принятие государством целого ряда мер по регулированию и оказания помощи переселенцам. В 1993 году приняты законы РФ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах».

Беженцем являются прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имело намерение покинуть место своего постоянного жительства или территорию другого государства, вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признакам расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также к определенной соц. группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против лица, человечества или др.

Вынужденный переселенец — это гражданин, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства, либо на территории РФ, вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенным соц. группам, лицам, массовыми нарушениями общественного порядка и др. обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.

Вынужденными переселенцами также может быть признано лицо, не имеющее гражданства РФ, покинувшее место своего постоянного жительства на территории РФ по основаниям изложенным выше.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против лица.

С начала 90-х годов вместе с зарождением и формированием мощных миграционных потоков в РФ из стран ближнего зарубежья и внутри страны возникла необходимость разработки новой миграционной политики РФ и создания структуры, обеспечивающей реализацию этой политики.

В июле 1992 года были сформулированы положения миграционной политики РФ и была создана Федеральная миграционная служба (ФМС) как основной структурный элемент ее реализации.

Государственная деятельность по регулированию миграционных потоков и оказания помощи перемещенным лицам называется миграционной политикой.

Миграционная политика — это совокупность соц.-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, складывающуюся в стране, а также конкретных организационных прав и соц.-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и соц. адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев.

Приор��тетными направлениями миграционной политики являются:

1) Защита прав и интересов граждан РФ на ее территории и за ее пределами.

2) Управление миграционными процессами РФ, регулирование выезда и въезда мигрантов, осуществление миграционного контроля, стабилизация и минимизация миграционных потоков.

3) Содействие соц.-экономической адаптации и интеграции мигрантов путем создания законных и гуманных условий их приема и размещения; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

4) Осуществление сотрудничества с международными организациями в области миграции населения.

Основными задачами ФМС являются:

1) Разработка проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечение их реализации.

2) Распределение средств из бюджета для решения проблем миграции и контроль за их использованием.

3) Организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, а также оказание им помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства.

4) Разработка и реализация мер в области внешней трудовой миграции.

5) Защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и подготовка предложений по совершенствованию этого законодательства.

6) Организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране.

7) Определение в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывших или намеревающихся прибыть на территорию РФ.

Кроме ФМС в судьбе мигрантов в РФ принимает участие службы занятости.

Существует также несколько общественных фондов призванных заниматься вопросами миграции: «Содружество», российский фонд помощи беженцам «Соотечественники» и другие объединенные общей стратегией. С самого начала своего существования эти фонды отказались от идеи оказывать помощь отдельным гражданам, видя в этом не самую рациональную форму использования материальных средств. Помощь адресовалась ассоциациям и общинам беженцев, т.е. уже организованным группам людей, четко знающим, что они могут и хотят делать (строительная бригада, объединения фермеров), основательно разработавших конкретные планы, в т.ч. и идею возрождения угасших русских деревень.

Важность правового статуса

Понятие «вынужденный мигрант» довольно обширно и объединяет сразу несколько категорий переселенцев. Сюда относятся:

  • беженцы;
  • лица, заявившие о признании их беженцами;
  • лица, оставившие место своего проживания вследствие различных обстоятельств – бедствий, катастроф, иных событий;
  • прочие вынужденные мигранты.

Права переселенцев, оставивших прежнее место жительства (включая членов их семей), а также объем оказанной им помощи находятся в прямой зависимости от правового статуса. Исходя из вида вынужденной миграции Россией могут предоставляться статусы вынужденных переселенцев либо беженцев.

Вынужденные переселенцы – это граждане РФ либо иностранцы, проживающие в РФ и располагающие для этого законными основаниями. Также этот статус могут получить лица, имевшие в прошлом гражданство СССР, из числа утративших статус беженца в результате установления гражданства России.

Причиной покидания переселенцем места жительства является насилие и/или преследование религиозного, этнического, языкового характера.

Вынужденные переселенцы наделены всеми правами граждан РФ, предусмотренными законодательством, и имеют право как на социальную, так и на материальную государственную поддержку в полном объеме.

Беженцы:

  • не имеют гражданства РФ;
  • подвергаются преследованиям различного характера (политическим, религиозным, этническим) на территории своей страны;
  • имеют право лишь временно пребывать на территории РФ (без указания срока, как правило – до трех лет);
  • имеют возможность свободного трудоустройства;
  • вправе получать медпомощь, соцподдержку, различные виды материальной поддержки наравне с российскими гражданами;
  • могут оформить российское гражданство по упрощенной схеме при наличии оснований.

У беженцев производится изъятие национального паспорта – его хранят в миграционной службе на протяжении всего времени пребывания в России.

Мигрантам-носителям русского языка или участвующим в Госпрограмме по содействию переселению соотечественников разрешено оформление российского гражданства по упрощенной схеме. Наиболее часто этой возможностью пользуются жители Украины, которые могут перейти к процедуре установления гражданства РФ, минуя этап оформления статуса беженца.

При отсутствии оснований для присвоения статуса «беженец» либо при нежелании его оформлять в отношении лица, оставившего место постоянного проживания, устанавливается статус «временное убежище». В этом случае допускается пребывание мигранта на российской территории длительностью до одного года с возможностью продления срока по решению ФМС. Лица, получившие такой статус, теряют возможность установления гражданства по упрощенной схеме, не имеют права на предусмотренные законом для беженцев льготы, однако могут получать медпомощь.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *