Новые требования к детскому питанию
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые требования к детскому питанию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мытье кукол, кубиков и других игровых предметов, согласно СанПиН, должно выполняться ежедневно, после ухода воспитанников домой. В ясельных группах эта процедура проводится дважды в день: днем и вечером. Если игрушки использовались на прогулке, то их необходимо вымыть сразу после того, как дети вернутся в помещение ДОУ. Применять одни и те же наборы игрушек для уличных игр и занятий в помещениях нельзя – это должны быть разные комплекты. Хранить их нужно также раздельно, в специально отведенных для этого шкафчиках.
Перед приемом несовершеннолетнего в детский сад необходимо получить медицинское заключение, которое станет основанием для определения ребенка в группу. Отсутствие документа дает право руководителю организации отказать в зачислении малолетнего в список воспитанников.
Сотрудники организации (воспитатели) отвечают за ежедневный прием детей в группу. Они осуществляют осмотр несовершеннолетних самостоятельно или с участием медицинского работника.
Прием в группу детей с подозрением на заболевание не допускается. При выявлении проблем со здоровьем после приема, несовершеннолетний подлежит изоляции в кабинете медработника до прихода родителей.
В случае подозрения на заболевания несовершеннолетнему измеряется температура. После каждого использования необходимо обрабатывать термометры. Обработанные градусники хранятся отдельно от использованных. Обрабатываемое оборудование должно быть недоступно для детей.
Если ребенок отсутствовал в группе более 5 дней, его прием возможен только при наличии справки от педиатра с печатью об отсутствии инфекционных контактов. В количество дней не включаются праздники и выходные.
Режим сна определяется в соответствии с возрастом. Для несовершеннолетних от 0 до 3 лет этот вопрос устанавливает врач, от 3 до 7 лет – дневной сон должен быть 2 – 2,5 часа, через 5,5 – 6 часов после прихода в дошкольное учреждение.
Какими должны быть игрушки по СанПин.
Изделия классифицируются в зависимости от цели их назначения, возраста дошкольников и материала изготовления.
По применению различают:
Предметы для игр, приобретаемые в детский сад, должны иметь психолого-педагогическое заключение об их целесообразности и безопасности.
Они не должны отрицательно влиять на психическое или психическое здоровье воспитанников.
В СанПиН указываются основные требования к изделиям:
По СанПиН мягкие игрушки в детском саду разрешены только в качестве дидактических пособий для воспитанников старше 2 лет.
Это связано с тем, что они трудно очищаются, скапливают большое количество пыли.
Не рекомендуются музыкальные игрушки, требующие соприкосновения со ртом детей для использования, так как они могут быть переносчиками бактерий.
Если в дошкольном образовательном учреждении имеются такие изделия, то их поверхность должна быть сделана из материалов, которые легко дезинфицировать.
Горячее питание обязательно
Согласно гл. IV.1 «Организация питания детей», введенной не так давно в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в образовательных организациях основное питание детей должно включать горячее питание.
К сведению: под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (п. 8.1.2). Сухой паек (набор пищевой продукции) допускается использовать только при организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов. При этом, если продолжительность таких перевозок (массовых мероприятий) свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00), также должно быть организовано горячее питание.
Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.
Здесь также отметим требования к температуре готовых горячих блюд (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):
-
горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;
-
готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.
СанПин для детских садов с изменениями 2021 года
4.1. Санитарно-эпидемиологические требования к организации отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, естественного и искусственного освещения помещений установлены СанПиН 1.2.3685-21, СП 2.4.3648-20.
4.2. Рекомендации к организации отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, естественного и искусственного освещения помещений определены в пунктах 4.1-4.4, 4.6 главы IV MP 2.4.0242-21 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.1. Требования к организации режима дня установлены в таблице 6.6 СанПиН 1.2.3685-21:
— начало занятий для детей дошкольного возраста не ранее 8:00, окончание — не позднее 17:00;
— продолжительность занятия для детей дошкольного возраста, не более: от 1,5 до 3 лет — 10 минут, от 3 до 4 лет — 15 минут, от 4 до 5 лет — 20 минут, от 5 до 6 лет — 25 минут, от 6 до 7 лет — 30 минут;
— продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более — от 1,5 до 3 лет 20 минут, от 3 до 4 лет — 30 минут, от 4 до 5 лет — 40 минут, от 5 до 6 лет — 50 мин или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна, от 6 до 7 лет — 90 минут.
5.2. Суммарный объем двигательной активности дошкольников должен быть не менее 1 часа в день.
5.3. Продолжительность дневного сна для детей 1-3 года должна быть не менее 3,0 часов, для детей 4-7 лет — не менее 2,5 часов.
5.4. Продолжительность прогулок для детей до 7 лет должна составлять не менее 3 часов в день.
5.5. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращают или не проводят.
5.6. При организации купания в бассейне детей дошкольного возраста рекомендуется следующая продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей: в младшей группе — 15-20 мин, в средней группе — 20-25 мин, в старшей группе — 25-30 мин, в подготовительной группе — 25-30 мин. В целях предупреждения переохлаждения детей прогулку после плавания в бассейне рекомендуется проводить не менее чем через 50 минут.
6.1. Медицинское заключение (медицинская справка) предоставляется для допуска детей к посещению дошкольной организации только после перенесенного заболевания.
При отсутствии ребенка по иным причинам, не связанным с заболеванием, порядок приема в дошкольные образовательные организации регламентируется внутренними локальными актами организации (согласно Федеральному закону N 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации).
6.2. В целях не допуска в организацию лиц с признаками инфекционных заболеваний (детей, родителей (законных представителей) персонала, посетителей и др.) рекомендуется при входе в организацию проводить термометрию бесконтактным способом. Ответственное лицо за проведение термометрии определяется внутренними локальными актами организации.
6.3. Дезинфекцию воздушной среды приборами по обеззараживанию воздуха рекомендуется проводить в следующих помещениях: раздевальной, игровых, помещениях для дневного сна (при его организации), помещениях дополнительного образования, спортивных и музыкальных залах, в холодном цехе пищеблока (на участке для приготовления салатов при отсутствии цеха), на участке порционирования готовых блюд.
6.4. Ежедневная дезинфекция электронных игр и игрушек (при использовании) проводится в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
6.5. Смену наматрасников рекомендуется проводить не реже одного раза в месяц в соответствии с графиком проведения генеральной уборки и по мере загрязнения.
6.6. Не следует размещать аквариумы, животных, птиц в помещениях групповых.
6.7. Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) рекомендуется подвергать химической чистке или дезинфекционной обработке один раз в год.
7.1. Питание детей организуют в помещении групповой. Для мытья столовой посуды буфетная оборудуется двухгнездными моечными ваннами с подводкой к ним холодной и горячей воды. Допускается установка посудомоечной машины.
На случай отключения горячего водоснабжения предусматривается установка резервных электроводонагревателей с жесткой разводкой воды к моечным ваннам.
Режим питания детей и время приема пищи определяются временем начала и окончания работы дошкольной организации при соблюдении времени перерыва между отдельными приемами пищи не более 3,5 часов.
Рекомендуется для составления меню учитывать данные о нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для конкретной возрастной группы детей, времени (режиме) работы организации, организации перерывов между приемами пищи. При 8-10-часовом пребывании рекомендуется организовывать 3-4-разовое питание, при 11-12-часовом: 4-5-разовое питание, при 13-24-часовом: 5-6-разовое питание.
При составлении режима питания детей рекомендуется учитывать все установленные законодательством требования и при необходимости предусматривать возможность корректировки времени питания детей в зависимости от режима работы организации.
В дошкольной организации количество приемов пищи и реализация готовых блюд и пищевых продуктов осуществляется согласно утвержденному и согласованному меню, исключая необоснованную замену блюд и пищевых продуктов.
При разработке режима питания детей учитывается пункт 1.9 СП 2.4.3648-20, устанавливающий необходимость обеспечения организации горячего питания при нахождении детей на объектах более 4 часов, а также требования приложений 6-13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (далее — СанПиН 2.3/2.4.3590-20), устанавливающих нормы суточной потребности детей в пищевых веществах, энергии, витаминах, минеральных веществах, среднесуточные наборы пищевой продукции для организации питания детей и другие.
Отсутствие второго завтрака и организации «уплотненного» полдника, предусмотренных подпунктами 8.1.2.1 и 8.1.2.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, не должно нарушать физиологические нормы питания детей, и рекомендуется реализовывать с учетом времени пребывания ребенка, режима дня и потребности в пищевых веществах, энергии, витаминах, минеральных веществах, возраста ребенка.
7.2. Для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, питание детей рекомендуется осуществлять посредством индивидуальных меню (пункт 8.1.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
В случае отсутствия возможности у дошкольной организации обеспечить организацию питания таких детей посредством индивидуальных меню, пунктом 8.2.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 допускается употребление детьми, нуждающимися в лечебном и диетическом питании, готовых домашних блюд, предоставленных родителями, при создании в организациях определенных условий (специально отведенные помещения (места), оборудованные столами и стульями, холодильником, микроволновыми печами для разогрева блюд, условиями для мытья рук). Кормление детей домашними продуктами в созданных условиях осуществляется непосредственно родителями (законными представителями).
При организации питания детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, возможно руководствоваться MP 2.4.0162-19 «Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях)».
7.3. Согласно приложению 6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 колбасы входят в перечень пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей, в том числе в дошкольных образовательных организациях, в составе среднесуточных наборов пищевой продукции для детей до 7-ми лет, изложенных в приложении 7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, колбасные изделия отсутствуют.
7.4. На пищеблоках дошкольных организаций, не имеющих цехового деления, работа с использованием сырья не рекомендуется. Работа осуществляется с использованием полуфабрикатов. При этом обеспечивается последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды.
7.5. Производственный контроль предприятий общественного питания, основанный на принципах ХАССП, проводится в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания.
Согласно положениям технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) с 15.02.2015 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовителями должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться процедуры, основанные на принципах ХАССП — системы управления безопасностью пищевых продуктов.
Основная задача данной системы — обеспечение контроля на всех этапах производственного процесса, а также и при хранении и реализации продукции, то есть везде, где может возникнуть опасная ситуация, связанная с безопасностью потребителя. Предприятия общественного питания, в том числе в дошкольных организациях, являются частью пищевой отрасли, что также подразумевает внедрение программы ХАССП.
В основе ХАССП семь принципов:
1. Проведение полного анализа рисков при помощи оценки значимости опасных факторов абсолютно на всех этапах жизненных циклов пищевых продуктов, которые находятся под контролем предприятия-изготовителя. Здесь же оценивается вероятность рисков, и вырабатываются меры для их предотвращения, а также сводятся к минимуму выявленные опасные факторы.
НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Группы для детей в возрасте до 3 лет |
Группы для детей в возра- сте от 3 до 7 лет |
Раз- ново- зраст- ные груп- пы |
Санаторные группы |
||||
Воз- раст- ная груп- па |
от 2 меся- цев до 1 года (первого раннего возрас- та) |
от 1 года до 2 лет (второ- го раннего возрас- та) |
от 2 до 3 лет (первая млад- шая) |
(вторая млад- шая, средняя, старшая группы) |
от 1 года до 7 лет |
от 2 меся- цев до 3 лет |
от 3 до 7 лет |
Коли-чество воспи-танни-ков |
не более 7 |
не более 10 |
не более 15 |
не более 20 |
не более 12 |
не более 10 |
не более 15 |
Новые рекомендации Роспотребнадзора по работе детских садов во время пандемии
Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.
По СанПин проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши. И проводится процедура согласно таким нормам:
- минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
- заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
- одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.
Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПин в 2021 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:
- игровая в пределах 21-24, самая оптимальная – 24 градуса;
- спальная варьируется в рамках 18-22, но лучше всего – 22.
Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПин в 2021 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:
- зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
- физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
- ролевые игры в группах, требующие активного участия;
- плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
- обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
- физкультминутки (включают несколько простых упражнения).
Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:
- знакомство с цифрами и буквами;
- художественные занятия;
- музыка и хореография;
- лепка из пластилина;
- изготовление поделок из естественных материалов;
- развитие логики и памяти.
От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.
Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2021 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций. Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья.
Чаще всего, для уборки и стирки игрушек используется детское мыло. Оно применяется:
- для мытья полов;
- при очистке дверных ручек, столов и стульчиков;
- во время мытья окон;
- в случаях стирки белья и игрушек.
Кроме того, используются воздушные и моющие пылесосы для очистки ковровых покрытий, матрасов и подушек.
1.1. Настоящие санитарные правила (далее — Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
1.2. Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее -Хозяйствующие субъекты).
Кто в детском саду моет игрушки
Отдавая своего ребенка в детский садик, родители вправе рассчитывать на полную безопасность малыша.
10; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст.
Ведь там все подчинено этой цели: специальная мебель, правильно организованный режим дня, своевременная обработка игрушек – в детском саду всегда соблюдаются требования санитарных инструкций.Мытье игрушек в детском саду необходимо в большей мере, чем дома, поскольку игрушки эти предназначены для использования сразу многими детьми.
Необходимо следить за состоянием игрушек, чтобы они не стали переносчиком инфекций или причиной заболевания.
Ведь с игрушкой у малыша – самый тесный и долгий контакт среди всех вещей.В саду следят за целостностью игрушек, хранят их в специально отведенных шкафчиках, на определенных для каждого типа игрушек местах. Мытье игрушек в детском саду производится каждый день после ухода детей, а в ясельной группе – дважды в день.
Игрушки, используемые во время прогулки,
Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.
По СанПиН проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши. И проводится процедура согласно таким нормам:
- минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
- заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
- одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.
Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПиН в 2023 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:
- игровая в пределах 21-24, самая оптимальная – 24 градуса;
- спальная варьируется в рамках 18-22, но лучше всего – 22.
СанПин для детских садов с изменениями 2021 года
Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых кассетах в вертикальном положении ручками вверх.При возникновении случаев инфекционных заболеваний проводится обеззараживание (дезинфекция) посуды в установленнолм порядке.ПОСУДУ ХРАНЯТ В БУФЕТЕпо соблюдению санитарно-гигиенических требованийпо обработке ветошиВетошь – замачивается в дезинфицирующем растворе, затем простирывается в конце рабочего дня с 2% мыльно-содовым раствором, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.3% «Самаровка» 60минут – 30 мл.
Как известно, для младшего поколения, посещающего детсад, предусмотрено питание 5 раз в день, как по СанПиНу, так и по картам. Ситуация дает возможность сбалансировать питание, постепенно способствуя приемлемому оптимальному развитию чада в столь ценные юные годы. Относительно питания в данном случае, нужно сформировать 10-дневное, отличающееся по блюдам меню, заверенное руководством детского садика.
Сравнительно недавно технологические карты доработали, и там появились нововведения. Основная особенность блюд – в положительном влиянии на развитие, более того, рост младшего поколения. В целом, подобная технологическая карта рассчитана на 280 разнообразных блюд ежедневно, с учетом рекомендованных элементов, обязанных стабильно поступать в детский организм. В частности, технологическая карта кроме всего предполагает:
- расписанный рецепт блюд, как их готовить и подавать по ГОСТу;
- нормы, правила сохранения определенного продукта;
- большой список пищевых особенностей продуктов, а еще блюд, производимых из них;
- список витаминов и элементов, отвечающих пищевым стандартам;
- полноценную технологию приготовления всех блюд пошагово, с учетом возрастных категорий.
п 2.8: Теперь названия блюд в меню должно соответствовать названием блюд в технико-технологических картах.
п 2.10: Горячая и холодная вода в заведении общепита должна соответствовать требованиям, предъявляемым к питьевой воде.
п 2.24: Установлены требования к проведению мастер-классов, в том числе, детских.
п 3.5.1: Запрещена реализация готовых блюд, которые находятся дольше 3-х часов на раздаче.
Воспитателям нужно уменьшить количество детей в каждой группе. В результате получится больше групп, зато у каждого ребенка будет личное пространство от 1 кв. метра. Точное количество детей в группе зависит от размеров комнат.
По возможности нужно сохранять дистанцию среди детей и воспитателей в 1.5 метра. Часть занятий рекомендуют перенести на улицу, если позволяет погода. Особенно это актуально для спортивных упражнений, лепки и рисования.
Важно! Каждая группа должна заниматься в одном кабинете. Следует минимизировать перемещения по садику. Перед приходом новой группы в кабинет, делают поверхностную уборку.
Дети из разных групп не должны пересекаться. Для этого нужно:
-
Отменить массовые мероприятия — выступления, концерты, соревнования;
-
Изменить расписание занятий, чтобы перерывы у групп были в разное время;
-
Не объединять детей в вечернюю группу;
-
Исключить совместные занятия в помещении и на открытом воздухе.
Озвученные меры по борьбе с коронавирусом требуют вложений и усилий со стороны руководства садиков. С этими задачами не справится одна уборщица или медицинский работник, нужно распределить обязанности по коллективу.
Каждому сотруднику желательно выдать памятку, которая будет напоминать ему о новых правилах.
Ежедневные обязанности можно распределить следующим образом:
-
Уборщица моет и дезинфицирует поверхности по всему садику 3 раза в день.
-
Охранник не пропускает посторонних людей и родителей.
-
Медсестра измеряет температуру детям 2 раза в день. Также она осматривает детей и сотрудников на наличие симптомов коронавируса. Каждые 3 часа обеззараживает воздух в помещениях.
-
Воспитатели проветривают комнаты каждые 2 часа. Они следят за самочувствием детей, водят их мыть руки каждые 3 часа и контролируют выполнение основных правил личной гигиены. Воспитатели должны знать симптомы коронавируса.
-
Повара работают в масках и перчатках. Каждые 3 часа они дезинфицируют рабочие поверхности и посуду.
-
Заместитель по АХР следит за наличием дезинфицирующих средств у уборщиц, масок и перчаток у работников кухни, антисептиков по всему садику.
Правильная организация правил Роспотребнадзора поможет снизить распространение коронавируса и избежать проблем при санитарной проверке садика. Призываем не экономить на здоровье детей!
Гигиенические требования к игрушкам. Уход за игрушками в дошкольных учреждениях
Мытье кукол, кубиков и других игровых предметов, согласно СанПиН, должно выполняться ежедневно, после ухода воспитанников домой. В ясельных группах эта процедура проводится дважды в день: днем и вечером. Если игрушки использовались на прогулке, то их необходимо вымыть сразу после того, как дети вернутся в помещение ДОУ. Применять одни и те же наборы игрушек для уличных игр и занятий в помещениях нельзя – это должны быть разные комплекты. Хранить их нужно также раздельно, в специально отведенных для этого шкафчиках.
Мягкие игрушки тоже необходимо мыть. Инструкция по мытью игрушек в детском саду предусматривает тщательную чистку таких предметов, поскольку в них сильнее накапливаются пыль и грязь. Каждый день их необходимо выбивать или пылесосить, а стирать – раз в 7-10 дней и как следует просушивать, желательно – на свежем воздухе. Разрешена ручная или машинная стирка (согласно рекомендациям производителя). СанПиН рекомендует применять мягкие игрушки в качестве учебных пособий, а для регулярных игр отдать предпочтение пластиковым или резиновым.
Если в детском саду есть куклы, их также обязательно нужно мыть, а кукольную одежду – стирать (вручную или в машинке) не реже раза в неделю. После стирки одежда проглаживается утюгом.
Выполняя мытье игрушек в ДОУ, важно иметь в виду, что маленькие дети нередко грызут игрушки, поэтому после обработки ни на одном предмете не должно быть ни моющего средства, ни воды. А сами игрушки должны быть изготовлены из тех материалов, которые возможно продезинфицировать специальными составами – резина, дерево, пластик. Во время мытья сотрудник, выполняющий процедуру, также обязан обращать внимание на общее состояние каждого изделия, отсутствие повреждений и неудаляемых загрязнений.
Алгоритм мытья игрушек в детском саду достаточно простой. Изделия помещают в тазик или ванночку, наполненную теплой водой с мылом (или с моющим средством) и как следует промывают с помощью губки. Емкость и губка должны быть соответствующим образом промаркированы и использоваться только для обработки игрушек. По окончании процедуры игрушки необходимо тщательно промыть в проточной воде и высушить.
Игрушки из пенолатекса, а также мягкие изделия могут обрабатываться мыльно-содовым раствором (200-220 г раствора на 10 л воды). После обработки их нужно как следует отжать и только потом промывать в проточной воде и высушивать.
Температура воды различается в зависимости от того, какие именно игрушки обрабатываются. Так, для ясельной группы температура должна составлять +50⁰ С, а для более старших групп достаточно 37-38⁰ С.
В условиях сезонных эпидемий вирусных заболеваний необходимо уделять особенное внимание дезинфекции игрушек. В качестве дезинфицирующего средства можно применять гидрохлорид натрия.
Обработка должна также проводиться и в том случае, если кто-то из воспитанников детского сада заразился вирусным заболеванием. Профилактическая обработка выполняется минимум 4 раза в год. В случае повышенного риска развития очагов заболевания руководство ДОУ может принять решение о проведении ежедневных дезинфекций.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2020, № 29, ст. 4504) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (приложение).
2. Установить срок действия санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» с 1 января 2021 г. до 1 января 2027 г.
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — Правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания1 и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Организациям общественного питания населения рекомендуется в своей деятельности руководствоваться принципами здорового питания2.
1.2. Настоящие Правила распространяются на юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию услуг общественного питания населению (далее — предприятия общественного питания).
1.3. Оценка соблюдения рекомендательных норм, содержащихся в настоящих Правилах, не может являться предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Новые рекомендации Роспотребнадзора по работе детских садов во время пандемии
Обращаем Ваше внимание на то, что в СанПиН отсутствуют некоторые прямые требования, которые раньше необходимо было соблюдать. Они касались:
- мытья посуды в нескольких секциях ванны и при определённой температуре;
- запрета на использование плит, работающих на дровах, углях, другом твёрдом топливе;
- обязательного присутствия естественного освещения;
- дезинфекции и мойке уборочного инвентаря в конце смены;
- прямого запрета на использование посуды со сколами;
- хранения чистой кухонной посуды на стеллажах установленной высоты;
- наличия инструкции о мытье посуды;
- наличия при себе медицинской книжки у курьера;
- хранения муки и крупы на установленной высоте;
- конкретных сроков годности: хранение салатов (3 часа);
- запрета на приготовление макарон по-флотски, яиц-глазуньи;
- хранения пищевых отходов в отдельном холодильнике;
- конкретной температуре горячих блюд;
- использования ветоши;
- соблюдения процедуры обработки яиц;
- выполнения специальных этапов при обработке овощей;
- выноса отходов.
При необходимости соблюдение этих требований может продолжаться, однако в ходе санитарной проверки оценивать их исполнение не будут.
Таким образом, в данной статье мы рассказали Вам об основных изменениях и нововведениях, которые отображены в СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Советуем Вам при необходимости ознакомиться с новым СанПиН самостоятельно.
Также мы рады сообщить, что наша программа «Детский сад: Питание» уже обновлена в соответствии с действующим правовым актом и доступна пользователям!
Обработка рук и измерение температуры должны стать традицией для детей и сотрудников садика. На территорию не следует пропускать родителей и посторонних.
При входе в садик ребенку измеряют температуру. Роспотребнадзор рекомендует купить бесконтактный инфракрасный градусник. Его не дезинфицируют после каждого использования, поэтому можно применять один на всех. Эта процедура “утреннего фильтра” не должна создавать скопления людей. Для этого можно установить разное время прихода для каждой группы. Второй раз меряем температуру в обед.
В садике должны стоять антисептические средства для обработки рук на видных местах — на входе, в санузлах и в столовых. Воспитатели следят за соблюдением гигиенических норм, чтобы дети дезинфицировали руки перед едой и в перерывах между занятиями. Маски носить необязательно. Зато обязательно проводить лекции по личной гигиене для детей и родителей.
Важно! Если у ребенка повышенная температура или появились признаки болезней дыхательных путей, его нужно срочно изолировать от общей группы в специально подготовленное помещение. После этого вызвать родителей или скорую помощь.
Воспитателям нужно уменьшить количество детей в каждой группе. В результате получится больше групп, зато у каждого ребенка будет личное пространство от 1 кв. метра. Точное количество детей в группе зависит от размеров комнат.
По возможности нужно сохранять дистанцию среди детей и воспитателей в 1.5 метра. Часть занятий рекомендуют перенести на улицу, если позволяет погода. Особенно это актуально для спортивных упражнений, лепки и рисования.
Важно! Каждая группа должна заниматься в одном кабинете. Следует минимизировать перемещения по садику. Перед приходом новой группы в кабинет, делают поверхностную уборку.
Дети из разных групп не должны пересекаться. Для этого нужно:
-
Отменить массовые мероприятия — выступления, концерты, соревнования;
-
Изменить расписание занятий, чтобы перерывы у групп были в разное время;
-
Не объединять детей в вечернюю группу;
-
Исключить совместные занятия в помещении и на открытом воздухе.
СанПин для детских садов с изменениями 2021 года
Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.
Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:
- непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
- желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
- не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
- время уличных прогулок желательно делить на два периода;
- в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
- продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.
Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.
По СанПин проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши. И проводится процедура согласно таким нормам:
- минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
- заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
- одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.
Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПин в 2021 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:
- игровая в пределах 21-24, самая оптимальная – 24 градуса;
- спальная варьируется в рамках 18-22, но лучше всего – 22.
Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПин в 2021 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:
- зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
- физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
- ролевые игры в группах, требующие активного участия;
- плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
- обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
- физкультминутки (включают несколько простых упражнения).
Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:
- знакомство с цифрами и буквами;
- художественные занятия;
- музыка и хореография;
- лепка из пластилина;
- изготовление поделок из естественных материалов;
- развитие логики и памяти.
От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.
Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2021 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций. Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья.
Чаще всего, для уборки и стирки игрушек используется детское мыло. Оно применяется:
- для мытья полов;
- при очистке дверных ручек, столов и стульчиков;
- во время мытья окон;
- в случаях стирки белья и игрушек.
Кроме того, используются воздушные и моющие пылесосы для очистки ковровых покрытий, матрасов и подушек.
В общих требованиях безопасности определяется материалы, из которых разрешается изготавливать игрушки, а также особенности изготовления игрушек.
Так, набивка для мягких игрушек не должна содержать гвозди, иголки, металлическую стружку, осколки стекла, щепки, осколки пластмассы и прочие инородные и твердые предметы. Если игрушки изготавливаются из древесины, в ней не должно быть сучков и червоточин, а также горючих жидкостей и газов.
Какими должны быть игрушки по СанПин.
Изделия классифицируются в зависимости от цели их назначения, возраста дошкольников и материала изготовления.
По применению различают:
- дидактические;
- технические;
- спортивные;
- музыкальные и пр.
Предметы для игр, приобретаемые в детский сад, должны иметь психолого-педагогическое заключение об их целесообразности и безопасности.
Они не должны отрицательно влиять на психическое или психическое здоровье воспитанников.
В СанПиН указываются основные требования к изделиям:
- Они не должны содержать твердые или острые предметы.
- Детям до 3 лет нельзя давать игрушки, сделанные из меха, стекла, кожи, бумаги и др.
- Не разрешаются изделия с окрашенной поверхностью, особенно это касается погремушек.
- Все игрушки должны иметь санитарно-гигиеническое заключение и документы, подтверждающие их безопасность.
- Конструкция изделий должна быть продумана так, чтобы исключить риск повреждений.
Гигиенические требования к игрушкам. Уход за игрушками в дошкольных учреждениях
Наталья Будякова
Гигиенические требования к игрушкам. Уход за игрушками в дошкольных учреждениях
«Гигиенические требования к игрушкам. Уход за игрушками в дошкольных учреждениях»
Отдавая своих детей в детские сады, все родители, в первую очередь, переживают за их здоровье и безопасность. Они хотят быть уверенными в том, что дети будут находиться в чистых и теплых помещениях, соответствующих всем санитарным требованиям и нормам.
Последние детально прописаны в документе под названием СанПиН 2.4.1.3049-13. Данный документ подробно описывает требования к расположению детских садов, их оборудованию, внутренней отделке, прилегающей территории, режиму дня, организации питания и многому другому. Последняя редакция документа с изменениями и нововведениями была принята в 2016 году. Требования СанПиН 2.4.1.3049-13 должны выполняться всеми дошкольными организациями как государственной, так и частной формы собственности.
Успешное решение задач воспитания и обучения детей невозможно без оснащения дошкольных учреждений современными учебными пособиями и игрушками. Игрушка сопровождает ребенка с первых месяцев жизни и оказывает большое влияние на его развитие. Поэтому необходим серьезный подход к подбору и применению игрушек, уходу за ними.
Существуют различные классификации игрушек. Наиболее распространено разделение игрушекпо принципу игрового назначения: сюжетно-образные, дидактические, технические, спортивные, театральные, музыкальные, строительные и игрушки-забавы. С гигиенических позиций классифицируют игрушки по материалу, из которого они изготовлены, и возрастной адресованности.
С учетом важной роли игрушки во всестороннем развитии ребенка в настоящее время определены требования. Предупредительный санитарный надзор за игрушками и другими товарами для детей осуществляется на уровне министерства просвещения и здравоохранения РФ.
В соответствии с приказом Минобразования РФ (№ 1917 от 26.06.2000 г.) утвержден временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. В соответствии с документом производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально психолого-педагогического заключения не допускаются. Игрушки не должны оказывать негативного влияния на здоровье, эмоциональное состояние ребенка, провоцировать ребенка на агрессивные действия, вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам.
Вот основные гигиенические требования к детской игрушке в соответствии с документом «Дополнения и изменения N 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых» постановление от 28 июня 2010 года N 72 Об утверждении СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10
Игрушки, игры, их части и принадлежности, пасты для лепки должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям настоящих санитарных правил по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим, микробиологическим и токсиколого-гигиеническим показателям.
Наталья, 21 год (молодая мама). После того как мой сынок в возрасте 1,5 лет перенёс кишечную инфекцию с высокой температурой и рвотой, я стала каждый день мыть игрушки Никиты мыльно-содовым раствором. Другими средствами не пользуюсь, потому что сын — аллергик. Виктория Сергеевна, 37 лет (воспитатель). Всю жизнь в группе мы моем игрушки мыльно-содовым раствором. Когда детки только приходят на адаптацию, так даже два раза в день. Становятся постарше — ежедневно. У нас как-то был карантин по лишаю — всё мыли специальным средством «Пюржавель» дважды за смену. Карина, 32 года (многодетная мама). В нашем доме всегда полно детей — и своих, и соседских. Когда трое из четырёх моих детей одновременно болели ветрянкой, это было очень страшно. Чтобы не допустить чего похуже, мне приходится 2–3 раза в неделю мыть игрушки мылом с содой.