Какой штраф за ДТП в 2022 году для виновника аварии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за ДТП в 2022 году для виновника аварии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно статье 12.9 КоАП РФ, размер штрафа за превышение установленной скорости транспортного средства зависит от величины километров в час, значение которых было превышено водителем. Если водитель превышает скорость больше двадцати, но не более сорока километров в час, то денежная выплата государству составит пятьсот рублей. Когда скорость превышает допустимую норму в восемьдесят километров в час, то штраф за ДТП в 2023 году составит пять тысяч рублей, возможно лишение прав до шести месяцев.
Есть ли штраф за сам факт ДТП в 2022 году?
Нет. За совершение дорожно-транспортного происшествия в действующем законодательстве нет абсолютно никаких наказаний. И, если вы где-то в сети встретите информацию якобы о новых штрафах за ДТП, то это не соответствует правде.
Конечно же, речь идёт непосредственно о санкции за попадание в аварию – в действующем КоАП РФ вы не найдёте ответственности именно за столкновение или любое другое взаимодействие транспортных средств, которое привело к ущербу автомобилям, вреду здоровью людей или их гибели.
Тем не менее, в законодательстве 2022 есть штрафы, которые выписывают после ДТП непосредственно за связанные с ним нарушения. Причём, речь идёт не обязательно о нарушениях ПДД как причине аварии. Это могут быть наказания, причиной которых и стало это происшествие и связанное с этим невыполнение определённых требований закона.
В то же время, случается много инцидентов и без штрафа – то есть ни одному из участников не выписывают административное постановление.
Наказывают ли за аварию в соседних государствах
Да, в сопредельных с Россией странах, таких как Белоруссия, Украина, Казахстан за совершение аварии для виновников предусмотрено отдельное наказание.
Так, в Беларуси оштрафуют за ДТП на 32-640 белорусских рублей (1185-23704 российских рублей) с лишением виновника прав на период до 2 лет и без такового. Конкретная мера зависит от обстоятельств.
На Украине нарушения, повлекшие создание аварийной обстановки, влекут — наложение штрафа в размере 1445 гривен (это 4817 российских рублей) либо лишение права управления ТС на срок от 6 месяцев до 1 года.
В Казахстане виновного в дорожной аварии (если нет пострадавших) оштрафуют на 10 месячных расчетных показателей. Имейте в виду эти особенности законодательства, если придется рулить по этим странам.
Регресс и суброгация по ОСАГО
Эти два понятия нельзя назвать штрафами за ДТП, но исключать их из перечня материальных последствий виновности по ДТП нельзя.
Суброгация – право страховой компании, выплатившей компенсации постиравшему, требовать возмещения своих расходов с виновника аварии. Это возможно лишь в том случае когда пострадавший получил со страховой больше чем покроет ОСАГО виновника аварии. На первый взгляд это кажется невозможным? Это возможно если у пострадавшего КАСКО или ДСАГО. После выплаты ущерба страховая компания пострадавшего обратится к страховщику виновника за компенсацией. Последняя исполнит обязательства в рамках договора со страхователем. И если окажется что у виновника обычное ОСАГО с лимитом покрытия в 400 тысяч рублей, то их она перечислит. Разницу между тем, что было заплачено пострадавшему и 400 тысячами по суброгации потребуют с виновника.
Регресс – это право страховщика потребовать сумму компенсации со страхователя в случае нарушения договора страхования или Закона № 40. Регресс выставляется на всю компенсацию. Оснований для регресса совсем не много, а с осени 2020 года должно стать еще меньше. Самые распространенные нарушения:
- не переданное в течение 5 дней с момента аварии извещение по европротоколу,
- непредоставление автомобиля для осмотра страховщика,
- авто отремонтировано ранее 15 дней с момента аварии,
Кажется, что эти понятия идентичны. На деле разница значительна:
- При суброгации иск выставляется лишь на разницу между максимальной суммой по ОСАГО и выплаченной пострадавшему. При регрессе выплачивается вся сумма страховой компенсации.
- Регрессный из подает страховщик виновника аварии, а суброгационный – страховая страховая компания пострадавшего.
- Стандартный срок давности по регрессу начинает течь после выплаты компенсации пострадавшим. Срок суброгации начинается уже со дня ДТП.
Что делать, если у виновника ДТП нет страховки?
В зависимости от причиненного ущерба в ДТП при отсутствии полиса ОСАГО у виновного лица различается принцип дальнейших действий.
- Причинен вред здоровью и жизни.
Возмещение ущерба происходит независимо от наличия или отсутствия полиса ОСАГО у виновника аварии. Выплата производится Российским союзом автостраховщиков. Для этого потерпевший или его представитель обращается в РСА с заявлением о компенсации с доказательствами нанесенного вреда жизни и здоровью. Затем сумма компенсации взыскивается РСА с виновника ДТП в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона № 40-ФЗ.
- Причинен только вред имуществу (поврежден автомобиль).
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК обязанность полного возмещения ущерба лежит на виновнике аварии. Поэтому потерпевшее лицо должно оценить размер ущерба в материальном исчислении, для чего обратиться в экспертную организацию. Затем обсудить условия возмещения с виновником и подписать соглашение, в рамках которого закрепить сумму и договоренности по погашению долга. При отказе виновного лица возмещать ущерб или несогласии с указанной суммой вопрос решается в судебном порядке.
Если ваш вариант второй и участник аварии не имеет страховки ОСАГО, то принцип взыскания ущерба заключается в:
- попытке договориться на месте о возмещении примерной суммы, которая потребуется на восстановление внешнего вида автомобиля;
- досудебном разбирательстве с заключением соглашения и добровольной выплате суммы, определенной экспертизой;
- взыскании ущерба в судебном порядке.
Причины оставления места ДТП
Ситуации с оставлением места происшествия происходили всегда и явно будут происходить и после 2018 года. Хотим заметить, что это одно из худших действий, которое может сделать водитель. Наиболее вероятные причины данного поступка:
- Водитель не знает закон. Виновник покидает место ДТП по той причине, что не осведомлен о том, что должен остаться. Все от незнания ПДД. А там подробно и четко расписаны требуемые действия от всех участников.
- Боязнь наказания. Чаще всего это происходит в отсутствие живых свидетелей, что по мнению водителя поможет ему уйти от ответственности.
- Наезд на человека. Тут часто срабатывает эффект шока. Для абсолютного большинства сбить человека является запредельной ситуацией. Как следствие, потеря контроля за собой и попытка убежать от случившегося.
Что делать, если виновник ДТП не признает свое вину
Если участник ДТП понимает, что лицо, виновное в дорожно-транспортном происшествии отказывается признавать свою вину, он должен действовать по стандартной схеме: прежде всего, необходимо пригласить на место аварии сотрудников ГИБДД для фиксации обстоятельств столкновения.
Во время ожидания приезда на место аварии сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен:
- Найти свидетелей случившегося, который смогут дать показания о виновности второго участника аварии в столкновении.
- Следующий шаг – получение от свидетелей из контактных номеров телефона. Это необходимо для того, чтобы в случае судебного разбирательства автолюбитель смог созвониться с присутствовавшими на месте ДТП и взять с них письменные показания или попросить засвидетельствовать свою точку зрения в суде.
- Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание во время ожидания приезда сотрудников ГИБДД – камеры видеонаблюдения. Сейчас такие фиксирующие устройства устанавливаются не только на дорогах и крупных магазинах, но и на обычных многоквартирных домах.
Поэтому поиск записей с камер видеонаблюдения не должен занять у автовладельца много времени.
Советы юриста: как избежать штрафа за ДТП
Если вы хотите снять необоснованные обвинения, снизить размер денежной выплаты или доказать неправомерность претензий других участников аварии, следует придерживаться нескольких несложных правил:
- купите и активно пользуйтесь видеорегистратором, такие материалы принимаются в качестве доказательства даже в судебных заседаниях, но не забудьте при составлении протокола в разделе объяснения внести запись своей рукой о том, что во время аварии велась видеосъемка с указанием марки и модели устройства и обязательствами представить носитель на рассмотрение;
- не полагайтесь полностью на официальное расследование, проводите активный самостоятельный поиск свидетелей;
- обязательно сделайте фотоснимки на месте происшествия – состояние и положения ТС, тормозной след и другие обстоятельства, лучше сделать несколько фото одного и того же объекта с двух-трех ракурсов;
- сразу после аварии осуществите все необходимые действия, согласно ПДД;
- при оформлении обстоятельств ДТП возьмите копии протокола и схемы, внимательно прочтите, а при подписании документов, если вы не считаете их адекватными, изложите свою позицию на бумаге.
Если, не смотря на представленные доказательства, назначают штраф, вы вправе обжаловать его в течение 10 дней. Лучше обращаться не к вышестоящему начальнику ГИБДД, а прямо в суд.
Как избежать ответственности
Главное правило – не покидать место аварии, даже если ДТП без пострадавших. Если есть возможность и ущерб минимальный, то лучше договориться с пострадавшим, составить европротокол, тем более что это можно сделать даже при помощи смартфона. Если у сторон вообще нет претензий, то лучше обменяться расписками, чтобы письменно подтвердить достигнутую договоренность.
Если все же виновная сторона скрылась, то при получении повестки в суд следует обязательно проверить, не закончился ли срок исковой давности.
Важно: не считается нарушением, если водитель уехал с места аварии для доставки пострадавшего в больницу.
При любых обстоятельствах, не следует уезжать, чтобы избежать ответственности. Такое поведение только ведет к тому, что наказание будет ужесточено. Не следует забывать, что практически на каждом углу есть видеокамеры, а многие машины оснащены системой ГЛОНАСС. Поэтому довольно сложно тайно скрыться и утаить свое правонарушение, преступление.
Старайтесь соблюдать неукоснительно правила дорожного движения и никогда не садитесь за руль в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
Как проходит разбор происшествия в ГИБДД
В случае если инспектор посчитал, что для решения вопроса о квалификации действий и степени виновности участников дорожной аварии необходимо провести дополнительные мероприятия, материал будет направлен в местный отдел ГИБДД по разбору ДТП.
Далее назначается специальная группа сотрудников для разбора обстоятельств инцидента. О дате и времени, когда будет разбираться конкретная ситуация, участники уведомляются заранее, если это не было сделано непосредственно на месте автопроисшествия.
В каждом конкретном случае используется своя методика расследования ДТП, однако существуют некоторые моменты, которые необходимо знать любому водителю.
- Расследование предваряет исследование материалов дела, собранных на месте аварии, опрос очевидцев. Основным объектом расследования на предварительном этапе являются зафиксировавшие факт происшествия документы. Как правило, на изучение письменных доказательств уходит 3-30 дней.
- Нередко для восстановления механизма аварии требуется провести экспертизу, например, трасологическую или автотехническую. Если инспекторы, занимающиеся разбором ДТП, избегают назначения экспертиз, объясняя это загруженностью службы, заинтересованному водителю стоит настоять на их проведении.
- Во время разбора сотрудники, ведущие дело, выясняют детали как на основании письменных документов, так и устной беседы с каждым водителем. Участников аварии могут пригласить одновременно или выслушать по отдельности. В первом случае проводят своеобразную очную ставку, поскольку дача ложных показаний при ДТП — довольно распространённый случай.
- Часто инспекторы не разрешают водителям ознакомиться с материалами дела, не показывают схему происшествия. С одной стороны, это способ подтолкнуть участников аварии к самостоятельным воспоминаниям нюансов ДТП способствует объективному рассмотрению дела, а с другой — завуалированный метод помочь «понравившемуся» водителю.
В результате разбора автоаварии инспекторы группы делают выводы о наличии в действиях участников ДТП состава правонарушения, определяют его характер. На основании выводов выносится постановление по конкретному происшествию.
Основные причины штрафов при ДТП
Как уже ранее говорилось, дорожно-транспортное происшествие является следствием нарушения какого-либо пункта правил, на основании чего и определяется сумма штрафа за ДТП виновнику аварии в 2021 году. Наиболее часто столкновения на дороге происходят по следующим причинам:
- Употребление спиртных напитков за рулем (по статистике, нетрезвые водители становятся виновниками дорожных происшествий более, чем в 30% случаев);
- Общение по телефону во время езды (отвлекаясь на мобильное устройство, человек не успевает задействовать все свое внимание при возникновении аварийной ситуации, в результате чего столкновение становится неизбежным);
- Неисправность (отказ рулевого управления, тормозов или иных важных систем при движении транспортного средства – это очень опасное явление, которое нередко приводит к ДТП. Поэтому проверять свою машину на наличие поломок следует до выезда со двора);
- Наличие помех на проезжей части (передвигаясь по дорогам с ямами, водители вынуждены маневрировать между своей и встречной полосами, избегая ударов колесом. Подобные манипуляции в плотном потоке запросто могут создать аварийную ситуацию);
- Беспечное поведение пешеходов на дороге (согласно настоящим правилам, люди обязаны переходить проезжую часть только в отведенных для этого местах, позади припаркованного транспортного средства. Если же эти требования нарушаются, то опасность наезда на пешехода резко возрастает, что также приравнивается к ДТП);
- Плохая видимость (сильный туман, ливень, снегопады и иные погодные явления, ограничивающие обзор автомобилиста, нередко становятся причинами серьезных аварий)
Но к перечисленным условиям обычно добавляются и другие нарушения ПДД, такие как превышение допустимой скорости, несоблюдение дистанции и др.
Штраф за опасное вождение
Штраф за создание аварийной ситуации (именно за опасное вождение) в данный момент составляет 5000 р.
Интересно, что наказание за опасную езду долго не могли утвердить на законодательном уровне. Сначала учреждался достаточно высокий штраф, затем – низкий.
И даже сейчас, когда закон об опасном вождении вступил в силу, наказание или условия для его предъявления могут меняться. Вследствие этого рекомендуется регулярно ознакомляться с обновлениями той или иной статьи КоАП России.
Это поможет избежать нарушения ПДД.
Кстати, до сих пор рассматривается иное наказание за опасное вождение:
- лишение водительского удостоверения;
- привлечение к уголовной ответственности.
Кто знает, возможно, вскоре подобное наказание будет узаконено.
Как только действие штрафа вступает в силу, в течение одного месяца его можно погасить в размере только половины от общей суммы. При этом штрафы за отдельные правонарушения (опасная езда – скорее, комплексное) значительно меньше (за перестроение с нарушением ПДД штрафуют лишь на 500 р.).