Валютный контроль для небольшой компании: нормы, сроки и штрафы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютный контроль для небольшой компании: нормы, сроки и штрафы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вне зависимости от типа валюты, используемой в контрактах, связанных с импортом товаров или услуг, все расчеты проводятся через российские банки. При этом договоры на сумму более 3 миллионов рублей подлежат обязательной регистрации. Эквивалент в рублях рассчитывается исходя из официального курса Центробанка на день подачи документов.
Регистрация контракта в банке
Процедура занимает 1 рабочий день – и еще один день предусмотрен законом для того, чтобы банк известил импортера об уникальном номере, присвоенном контракту.
На учет ставятся следующие виды договоров:
- любые внешнеторговые контракты, связанные с импортом товаров;
- контракты на выполнение работ или оказание услуг, включая передачу информации, плодов интеллектуального труда;
- договора на получение или выдачу кредитов, займов;
- продажа (или оказание услуг по продаже) за рубеж ГСМ, продуктов питания и иных товаров (кроме оборудования и запасных частей к нему) для обеспечения работоспособности любых транспортных средств и их экипажей;
- передача в аренду имущества.
Важно, чтобы в контракте была четко прописана сумма обязательств, а также сроки их погашения. Для отдельных видов контрактов сумма обязательств может указываться с учетом агентских и комиссионных вознаграждений, возмещаемых расходов, а также услуг сторонних компаний (например, оплата клининговой службе в рамках строительного контракта).
Штраф за нарушение валютного контроля
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
- от 75% до 100% от суммы сделки.
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка |
Юридические лица |
Должностные лица и ИП |
---|---|---|
до 10 дней | от 5 до 15 тыс. руб. | от 0,5 до 1 тыс. руб. |
от 10 до 30 дней | от 20 до 30 тыс. руб. | от 2 до 3 тыс. руб. |
более 30 дней | от 40 до 50 тыс. руб. | от 4 до 5 тыс. руб. |
КАК ПРАВИЛЬНО УКАЗЫВАТЬ СРОКИ РЕПАТРИАЦИИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ИЛИ СРОК ВОЗВРАТА АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Импорт
При переводе валюты в качестве предоплаты за товар по импортным договорам, поставленным на учет, банк должен указать срок репатриации. В этом случае сроком репатриации будет срок возврата аванса в случае непоставки товара. Срок возврата аванса будет являться крайним сроком, когда можно получить товар или получить назад предоплату без нарушений.
Срок может быть четко прописан в условиях договора. Например: «срок возврата аванса 180 дней с момента платежа». В этом случае банк поставит эту дату, если вы сами не предоставите расчет срока в банк. Как говорил ранее, рассчитать срок вы всегда можете самостоятельно, но опираясь на условия договора. Поэтому в указанном примере, можно добавить срок банковского перевода, особенно если платеж идет через несколько банков-корреспондентов, рассчитав срок репатриации как 190 дней.
Срок может быть четко не определен. Например: «в случае непоставки товара в срок, поставщик возвращает авансовый платеж в течение 10 дней с момента получения требования о возврате». В этом случае вы можете сами рассчитать срок возврата аванса и сообщить об этом в банк при проведении платежа. При этом вы можете указать любой срок, ограничиваясь сроком действия договора.
Экспорт
Срок репатриации при экспорте указывается в СПД (справка о подтверждающих документах).
Если вы отправляете товар и еще не получили полную оплату за него, то есть, вам заплатят после поставки, или вам внесли частичную предоплату и часть денег вы ждете после поставки товара, в этих случаях вы подаете справку о подтверждающих документах и в ней указываете ожидаемый срок. Этот срок и будет крайним сроком, не позднее которого вы должны получить указанную в справке сумму (либо получить обратно свой товар).
Обратите внимание, СПД на таможенные декларации подается только если не было полной предоплаты за отгружаемый товар (при экспорте), и если была предоплата за ввозимый товар (при импорте).
То есть:
Экспорт – вы получили полную предоплату за товар. СПД на таможенную декларацию делать не нужно. Если предоплата неполная или ее не было, то нужно сделать СПД.
Импорт – вы не перечисляли предоплату, оплачивать товар будете после поставки. СПД на таможенные декларации делать не нужно. Если вносили хотя бы часть предоплаты, нужно сделать СПД.
Это относится только поставкам за пределы таможенной территории ЕАЭС. По поставкам в пределах ЕАЭС (Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия) без оформления таможенных деклараций, СПД подается во всех случаях.
Номер. Дата. Место подписания
Любой контракт начинается с даты, номера и места подписания. Не будет ошибкой, если вы присвоите контракту номер в соответствии со стандартами Вашей фирмы. Но на эту тему было давнее письмо Центробанка от 15 июля 1996 года № 300 «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов». В нём рекомендовано указывать унифицированный номер контракта, состоящий из трех групп знаков6
- Первая группа знаков должна состоять из двух букв или трех цифр, соответствующих коду страны Покупателя (Продавца) по международному классификатору «Страны мира», используемому для целей таможенного оформления.
- Вторая группа знаков должна состоять из восьми цифр, составляющих код организации Покупателя (Продавца) в соответствии с Общероссийским классификатором «Предприятия и организации» (далее ОКПО).
- Третья группа знаков должна состоять из пяти цифр, представляющих собой порядковый номер документа на уровне организации Покупателя (Продавца).
Дата подписания контракта оформляется следующим образом: ДД.ММ.ГГ, где первая пара цифр — день, вторая пара цифр — месяц, третья пара цифр — две последние цифры года.
Структура контракта
Структура внешнеэкономического контракта, как и любого российского строго не регламентирована, но любой контракт должен содержать существенные условия для того или иного вида сделки.
Рекомендована структура контракта, содержащая следующие разделы:
- Предмет контракта;
- Цена и сумма;
- Условия платежа;
- Срок поставки;
- Условия приемки товара по качеству и количеству;
- Форс-мажор;
- Рассмотрение споров;
- Санкции;
- Прочие условия и обстоятельства сделки;
- Адреса покупателя и продавца;
- Подписи сторон.
Рассмотрение споров (арбитраж)
Во внешнеторговом контракте очень важно понимать где будет рассматриваться спор в случае возникновения между сторонами разногласий и нарушения кем-то своих обязательств.
Пример:
«Если Стороны не достигнут согласия, спор будет разрешаться в Арбитражном Суде Швейцарии в Лозанне, в соответствии с регламентом производства дел в этом суде.»
Но, на мой взгляд, для нас, как для российских экспортёров удобнее всего будет выбрать для рассмотрения спора — Россию.
Пример:
«Все споры и разногласия, которые могут возникать из настоящего Контракта или в связи с ним, будут по возможности решаться путем переговоров между сторонами. В случае, если стороны не придут к соглашению, то дело подлежит, с исключением подсудности общим судам, передаче на решение арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ в Москве в соответствии с правилами ведения дел в указанном арбитражном суде. Решение арбитражного суда будет являться окончательным для обеих сторон.»
Пошаговая инструкция по импорту
Данная инструкция актуальна как для предпринимателей, планирующих импорт товаров из Китая в Россию, так и для бизнесменов, работающих с поставки внутри ЕАЭС, то есть при импорте товаров из Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии.
Пошаговая инструкция по импорту товаров, подготовленная нашими юристами, касается исключительно конкретных шагов по началу внешнеэкономической деятельности.
Общие вопросы, связанные с выбором товара, поиском поставщиков, согласования условий поставок, ведения переговоров и бизнес-планирования в данной инструкции рассмотрены не будут.
Рекомендуем ознакомиться: «Как стать участником ВЭД?»
Итак, как начать импортировать товары в Россию?
При какой сумме контракта его нужно поставить на учет
Требующий постановки на учет валютный контракт определяется исходя из суммы сделки. Поставить на учет придется:
Контракт |
Сумма (рублевый эквивалент) |
Экспортный |
6 млн и более |
Импортный или кредитный |
3 млн и более |
Порядок постановки на учет
Организация, производящая расчеты в зарубежной валюте в полной или частичной форме посредством уполномоченного банка, должна осуществлять постановку контракта на учет в этой же банковской организации.
При проведении всех расчетов по контракту (договору кредита) с помощью счета, открытого в банковском учреждении-нерезиденте, необходимо поставить контракт на учет в любой отечественной банковской организации, в которой организация имеет счета.
Вид контракта, метод исполнения обязательств и то, прописана ли в нем стоимость, является составляющими факторами, от которых зависит период постановки. К примеру, в соответствии с договором о кредите, данный срок равняется пятнадцати рабочим дням с момента зачисления валюты на резидентский счет в отечественном банковском учреждении на сумму равной в эквиваленте 5 миллионов рублей. При экспортировании российской организацией определенных товарных единиц по контракту, в котором не имеется указанной стоимости, постановка должна осуществляться в срок, не позднее момента подачи декларации товарных единиц, по результатам подачи которой стоимость экспортируемой продукции превысит или будет равняться эквиваленту 6 миллионов рублей.
Детально об этом идет речь при рассмотрении вопросов, касающихся сроков представления в банковскую организацию документации для учета контракта.
Для постановки на учет контракта (договора на кредит), нужно осуществить подачу в банковскую организацию контракта (договора о кредите). При подаче вами контрактного проекта, осуществить подачу в банковскую организацию подписанного сторонами документа необходимо в течение половины месяца. Посредством информации, содержащейся в выписке, банк может оформлять контрольную ведомость.
Форма выписки должна быть согласована с банковской организацией. При направлении вами в банк выписки, подачу контракта необходимо осуществлять на протяжении 15 рабочих дней после момента его принятия на учет.
Кроме того, следует подавать в банковскую организацию документы, выступающие в качестве основания для проведения операции, связанной с валютой. Они необходимы банку для заполнения первого раздела контрольной ведомости. Также постановка на учет договора на кредит, который является основным для выдачи займа нерезиденту, требует дополнительного предоставления в банк данных об ожидаемом времени репатриации зарубежной валюты, рублей, что соответствует п. 1.2, 5.6 и 5.10, третьему, четвертому и пятому приложениям Инструкции.
На протяжении двух рабочих дней, в том числе дня представления документации, банком будет поставлен на учет контракт и присвоен ему оригинальный номер.
Подача документов может осуществляться в бумажном или электронном виде. Метод подачи должен быть согласован с банковской организацией.
В банке могут принимать непосредственно сами документы или их ксерокопии. Все подаваемые документы должны иметь статус «действительных» на момент представления. В соответствии с запросом банковской организации должны быть представлены заверенные переводы иностранной документации на русский язык.
Лица, которые наделены правом подписи из карты с образцами подписей, должны заверять ксерокопии документов в бумажной форме. Это могут быть любые уполномоченные лица резидента. Заверения в подлинности документов могут осуществляться и другими сотрудниками по доверенности. При наличии печати, необходимо проставить ее на документах.
Ниже реквизита «Подпись» должны быть указаны определенные данные.
Проставление отметки о заверении может осуществляться через штамп.
Данный порядок указывается в пункте 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016, который утвержден приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 года № 2004-ст.
Организация может осуществлять подачу бумажных документов каким-либо методом. К примеру, с помощью собственного представителя или заказного отправления по почте.
Как банки регистрируют договоры
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Банки регистрируют не все договоры, а только те, которые превысили лимит по сумме. Для импортных контрактов — 3 млн. рублей, а для экспортных — 6 млн. рублей.
Для регистрации договора в банк нужно принести информацию о контракте и реквизиты иностранного контрагента. Для импортных и экспортных контрактов нужны разные документы. В отделе валютного контроля вам объяснят, что нужно сделать в вашем случае.
Внешнеторговый контракт — это основной документ, который регулирует сотрудничество между контрагентами из разных стран. Если возникнут конфликты, то именно контракт позволит не получить убытки и обезопасить себя от недобросовестных партнеров. Ответственный подход к составлению договора поможет вам защитить свои интересы.
В облачном сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете вести налоговый и бухгалтерский учет валютных и рублевых операций на УСН, а еще — начислять зарплату, автоматически рассчитывать налоги и формировать отчеты, сдавая их через интернет. Первые 14 дней работы бесплатны для всех новых пользователей.
Номер. Дата. Место подписания
Любой контракт начинается с даты, номера и места подписания. Не будет ошибкой, если вы присвоите контракту номер в соответствии со стандартами Вашей фирмы. Но на эту тему было давнее письмо Центробанка от 15 июля 1996 года № 300 «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов». В нём рекомендовано указывать унифицированный номер контракта, состоящий из трех групп знаков6
Дата подписания контракта оформляется следующим образом: ДД.ММ.ГГ, где первая пара цифр — день, вторая пара цифр — месяц, третья пара цифр — две последние цифры года.
Номер: 643/ 96591900/00001
Место: г. Москва, Российская Федерация
В контракте также необходимо указывать место подписания контракта, полные официальные наименования организаций Продавца и Покупателя, полное наименование страны иностранного партнера и страны назначения товара и их трехзначный код в соответствии с международным классификатором «Страны мира».
Рассмотрение споров (арбитраж)
Во внешнеторговом контракте очень важно понимать где будет рассматриваться спор в случае возникновения между сторонами разногласий и нарушения кем-то своих обязательств.
«Если Стороны не достигнут согласия, спор будет разрешаться в Арбитражном Суде Швейцарии в Лозанне, в соответствии с регламентом производства дел в этом суде.»
Но, на мой взгляд, для нас, как для российских экспортёров удобнее всего будет выбрать для рассмотрения спора — Россию.
«Все споры и разногласия, которые могут возникать из настоящего Контракта или в связи с ним, будут по возможности решаться путем переговоров между сторонами. В случае, если стороны не придут к соглашению, то дело подлежит, с исключением подсудности общим судам, передаче на решение арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ в Москве в соответствии с правилами ведения дел в указанном арбитражном суде. Решение арбитражного суда будет являться окончательным для обеих сторон.»
Согласование проекта контракта ВЭД
- На этапе согласования с контрагентом точно нужна помощь специализированного юриста по ВЭД, в том числе для участия в переговорах.
- Будет правильно перед началом работы с таможенным представителем согласовать с ним Ваш проект контракта. Ваш таможенный представитель смотрит на контракт «глазами таможни», ведь именно ему потребуется предъявлять данный документ при таможенном оформлении Ваших грузов. Юрист должен обсудить с брокером важные особенности поставки и оперативно внести корректировки в контракт.
- Банки – агенты валютного контроля. Больше всего банки будут интересоваться такими разделами Вашего контракта как «порядок оплаты» и «сроки поставки товара». Нормально, когда Вы можете предварительно согласовать с банком условия контракта – в некоторых банках это платная услуга.
Каждая конкретная сделка ВЭД имеет множество неявных особенностей, которые юристы КГ ЭТАЛОН учитывают при составлении контракта. Для составления качественного контракта необходимы интервью юриста с сотрудниками Вашей фирмы, имеющими отношение к сделке.
Правильный подход – непосредственное участие юриста в переговорах.
- составление/корректировка контракта ВЭД на русском и английском языках;
- подготовка протокола разногласий;
- участие в переговорах/переписке с контрагентами, согласование условий контракта для экспорта или импорта;
- разработка, проверка и корректировка договоров с таможенными представителями (брокерами), транспортными компаниями (экспедиторами);
- создание сложной договорной обвязки при участии трех сторон в сделке;
- подготовка дополнительных соглашений по текущим сделкам ВЭД;
- налоговое консультирование по контракту ВЭД на основании законодательства РФ
- защита интересов участников ВЭД в конфликтах с контрагентами и госорганами.
Как поставить контракт на учёт
Регулирование в этой области осуществляют:
- Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты. - Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.
К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:
- Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
- Любые операции между нерезидентами и резидентами.
- Рублевые сделки между нерезидентами.
- Валютные сделки между резидентами.
Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».
А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.
Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
Сумма |
Экспорт |
Импорт или кредитование |
---|---|---|
до 200 тыс. руб. | документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции | |
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. | любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. | любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. |
от 3 млн руб. до 6 млн руб. | контракт для регистрации | |
свыше 6 млн руб. | контракт для регистрации |
Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2020 года
Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2019 г.
В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба Российской Федерации реализует функции органа валютного контроля.
На протяжении 2017-2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования. Только в 2018 г.
законодатель принял 10 законов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) и 3 – в 2019 г.
В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства.
Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. С 1 марта 2018 г.
отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями Инструкции от 16 августа 2017 г.
№ 181 И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.
В 2019 г. значимые изменения в валютное законодательство вносят два закона.
1. Федеральный закон от 2 августа 2019 г.
№ 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Закон № 265-ФЗ). Данный документ вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений. Его основные нововведения, касающиеся внешнеторговой деятельности юридических лиц – резидентов, следующие.
В Законе появилась новая формулировка «организации финансового рынка». С 1 января 2020 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка».
Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч. 1 ст.
12 Закона, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента, либо прямо или косвенно за счет резидента. Законодатель не раскрыл полностью это понятие. Однако ясно, что это не только организации с лицензией банка, но и другие. Возможно к ним следует относить организации, имеющие финансовые лицензии какого-либо регулятора, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.
Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам.
В Законе прописано, что Банк России должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета в таких организациях, либо списаны с них.
И есть перспектива, что перечень охватит расчеты в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.
Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.
Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными Законом кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:
- с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
- с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
- с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
- с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
- с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.
Во-вторых, с 1 января 2020 г. полностью, т. е.
в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).
Как видно, новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, валютный контроль проявит повышенное внимание и тщательный анализ внешнеторгового контрак��а на предмет наименования экспортируемого товара.
Но указанные либеральные положения Закона не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.
Законом № 265-ФЗ ч. 5 ст.
12 Закона дополнена абзацем 2, дающим право резидентам зачислять денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, в отношении которых требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст.
19 Закона, были отменены, на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Т. е. рублёвую экспортную выручку можно будет оставлять за границей, поэтапно увеличивая её объём.
Несмотря на либеральность новаций ст. 24 Закона дополнена ч.
4, устанавливающей для резидентов обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона, были отменены. При этом в ст. 23 Закона включен п. 21, закрепляющий право агентов валютного контроля запрашивать у резидентов документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона.
В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 Закона внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров.
2. Федеральный закон от 16.10.2019 №341-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов». Документ действует с 27 октября 2019 г.
Данный документ дополнил ст. 19 Закона в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации двумя случаями.
- Ч. 6 ст. 19 Закона признано обоснованным зачисление выручки за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченного банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств.
- Ч. 7 ст. 19 Закона резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом внешнеторгового контракта за переданные нерезиденту товары, признается исполнившим обязанность, предусмотренную п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, в случае, если он обеспечил в сроки, предусмотренные таким контрактом, получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств — резидента, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств.
Кроме того, ст. 23 Закона дополнена перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.
В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле.
Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя.