2 Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2 Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Еще находясь в животике у мамы – малыш «привыкает» к ограниченному пространству и после рождения нуждается в столь же ограниченном состоянии. Успокаивается на руках у мамы, в тесной пеленке, рядом с грудью (ореола которой пахнет, как околоплодные воды). То есть, чтобы «прийти в себя» — необходимо почувствовать себя в среде, близкой к предшествующей – тогда будет понимание – МНЕ БЕЗОПАСНО.
Социальная адаптация начинается у малыша еще дома. Когда он знакомится с бабушками, тетями, сестрами, друзьями родителей, их детьми и всеми, к кому мама и папа доброжелательно относятся.
Мы помним, что ребенку важно научиться взаимодействовать с людьми любого возраста, поэтому с удовольствием даем «поводиться» и пожилым бабушкам, и юным племянникам.
Нужно ли его СПЕЦИАЛЬНО куда-то водить? Нет. Для ребенка важно принятие, которое он получит от близких. Тогда он постепенно САМ захочет осваивать мир за пределами дома.
Он будет наблюдать, как мама и папа общаются друг с другом – и для него это будет модель любви и взаимоотношений. Как относится младшее поколение к старшему – принимать и отражать. Как заботиться о младших, просить прощения, выходить из конфликтов, благодарить и многое другое – от всех, кто находится рядом с ним.
А как же общение с равновозрастными детьми – спросите вы?
Как ребенок научится вливаться в компанию, быть «своим», отстаивать свои интересы и защищаться, в случае нападок?
Ему нужно общество с такими, как он, чтобы учиться приспосабливаться к миру!
Нужно, никто не спорит. Вопрос в том – надо ли его создавать искусственно? Это скорее даже – а надо ли отдавать ребенка в детский садик, чтобы стал «как все»?
У Вас есть материалы, достойные внимания широкой аудитории? Хотите писать полезные статьи для мам и пап? Присылайте материалы. Мы разместим их под Вашим авторством на проекте, в тематических рассылках и социальных сетях.
Размещение статей на ViLine.tv — это:
- ✓ Возможность поделиться опытом и знаниями с огромной аудиторией;
- ✓ Раскрутка Вашего сайта;
- ✓ Достойное вознаграждение.
Условия:
- – материал должен быть уникальным;
- – не размещаем SEO-статьи;
- – можем отказать в размещении материала по усмотрению руководства проекта.
Готовность и адаптация к школе
Родители ошибочно считают, что ребенка нужно научить читать, считать, заранее выучить таблицу умножения, и он готов к школе. Когда начинается учебный процесс, они недоумевают, почему ребенок, прекрасно (по их мнению) подготовленный к школе, отстает от одноклассников.
- Интеллектуальная готовность
- Способность ребенка правильно составлять предложения, понятно и доходчиво доносить свою мысль
- Умение первоклассника выделять главное, обобщать, делать выводы
- Возможность ребенка рассуждать, основываясь на своих наблюдениях и жизненном опыте
Все эти качества помогут первокласснику усваивать школьную программу, вызывать интерес к изучаемым предметам и желание узнать больше, расширяя для себя рамки школьной программы.
На поведение и успеваемость ребенка оказывает влияние отношение с одноклассниками, он должен научиться жить в коллективе.
- Социальная готовность
- Ребенок должен уметь налаживать отношения с одноклассниками, иметь навыки личностного общения
- Уметь презентовать себя, сам начинать разговор или поддерживать беседу
- У него должны быть навыки общения с взрослыми людьми — учителями, администрацией
- Личностная готовность
- Ребенок понимает, что он вырос и детский сад уже позади, начинается новый, более ответственный и взрослый, этап в жизни.
- Ему понятна мотивация учебы, он ставит цель достичь хороших результатов. Может реально оценить свои способности и понимает, что ему многому необходимо научиться.
- Знает, несмотря на то, что игра интереснее, чем домашнее задание, но его нужно сделать в первую очередь.
Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:
- Нарушение эмоционального состояния;
- Ухудшение сна и аппетита;
- Развитие страха перед дошкольным учреждением;
- Повышение заболеваемости.
Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.
Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики.
Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:
- Эмоциональная неадекватность;
- Социальная некомпетентность;
- Несоциализированная агрессия;
- Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;
- Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;
- Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.
Зачем я так долго это расписываю? Чтобы мы посмотрели на социальную адаптацию как на постепенный процесс, который неизбежен. Просто потому что ребенок хочет жить в обществе, жить в ладу с обществом, с возрастом расширяя свой круг общения. Понимаете? Тоже ничего не надо делать специально.
Я понимаю, что эта мысль непривычна. Чтобы лучше ее понять, я расскажу об этапах социальной адаптации.
У человека длинное детство. Оно ему нужно, чтобы вырастить большой мозг, который усваивает огромное количество информации — в том числе и многоуровневую структуру данного общества, все связи в нем и модели взаимодействия. Первичная социальная адаптация происходит до 9 месяцев, когда ребенок находит свою мать после рождения, убеждается в ее безопасности и выстраивает с ней отношения в симбиозе, где ребенок зависим, а мать ведущая. Ведущая роль матери заключается в том, чтобы демонстрировать модели поведения в социуме, поправлять ребенка, если он неадекватен в своих проявлениях, и давать адекватный выход из ситуации.
С 9 месяцев (срок приблизительный) ребенок начинает обращать внимание на окружение. И вот тут — внимание! — он начинает исследовать безопасное окружение, которое ему предоставляет мать, то есть окружение «своих». Давайте введем таки данные — есть свои, есть чужие. Свои — это то самое поддерживающее окружение, которое удовлетворяет все врожденные ожидания малыша — ожидания принятия, доверия, веры, обратной связи и т.д. Есть чужие — это просто люди, которые во вне. Ну, как есть квартира, а есть улица.
Чужие не плохие, не хорошие. Они могут быть любыми, и с ними надо со временем научиться взаимодействовать, когда будет освоено взаимодействие со своими.
Свои — это база, тыл, к которым ребенок всегда может прийти и передохнуть. Раньше эту роль исполняли семья, род. Сейчас это по большей части друзья и единомышленники. Я имею в виду не только взрослое население, но и детей этих взрослых, которые и образуют ту самую пресловутую детскую стаю.
Не надо создавать какого-то специального общества для ребенка. Он ожидает, что мама и папа — социально активные существа, и у них есть круг общения своих, с которыми он и будет осваивать социальные модели.
Предвижу вопрос: если окружение ребенка будет доброжелательным, то не будет ли он потом в чужом обществе бит и повергнут жестокостью мира и сможет ли постоять за себя? Отвечу: а что, разве среди «своих» не бывает конфликтов? Разве в гостях у подруги, у которой тоже есть ребенок, вы не наблюдаете конфликтов между вашими детьми? Конечно, бывает. Просто когда это свои, вы точно можете быть уверены, что все изначально безопасны для ребенка, не осудят, помогут, поддержат, примут, и то, чему он научится в данном обществе, действительно достойно подражания.
А что делать, если такого общества нет? Вот над чем стоит задуматься.
Ребенок изначально хороший.
Все его побуждения и мотивации изначально правильные, направленные на удовлетворение своих потребностей. Взрослые, такие мудрые и умные, которым они, вообще-то изначально доверяют и ХОТЯТ их слушаться, должны понимать истинные потребности ребенка и давать возможности для их реализации или показывать путь, как эти возможности взять самому.
Вообще оценочная система хороший-плохой, весьма относительна. Когда я спрашиваю родителей: «А что вы хотите получить в конечном итоге?» Я слышу – добрый, послушный, целеустремленный, самостоятельный и бла-бла-бла. Этакий Плюс Плюсович Плюсов. Еще один отличник боевой и какой-то там еще подготовки. Давайте зайдем с другой стороны.
Доброта граничит с жертвенностью. Целеустремленность с подлостью, послушание с унижением. И грань очень тонкая. У каждой монеты есть две стороны.
У ребенка нет «плохих» проявлений. Есть адекватные и неадекватные. Все человеческие качества даны человеку, как инструменты для взаимодействия с этим миром.
Повторюсь – нет хорошо-плохо, есть адекватно-неадекватно.
Жадность прекрасное качество, когда нужно отстоять свое. Врать тоже надо уметь, когда хранишь секреты, например. Да и кто из вас не врал ни разу в жизни? Хотя бы самому себе))) Что еще? Агрессивность? Когда надо защищать себя и близких, то не грех и в морду дать.
Все «плохие» качества на самом деле не плохие. И не хорошие. Они никакие. Они просто есть по факту в нашем дуальном мире. А вот использование их может быть просто неадекватным.
Ну а теперь ребенок… Ребенок изначально хороший, как мы обозначили. И он учится жить в этом мире. Учится, применяя все доступные для него инструменты взаимодействия с ним и выбирает те, с помощью которых он достигает быстрых и эффективных результатов, согласно своим целям.
Кон И.С. определяет социализацию как «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества».
Мудрик А.В. рассматривает социализацию как результат социального становления человека, освоенность личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития, сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данных обществом.
Галагузова М.А. определяет социализацию ребенка как процесс приобщения его к социальной жизни, которая заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
По Галагузовой М.А., социальная адаптация ребенка – это процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой.
Социальная адаптация ребенка есть процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность ребенка этой средой.
Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание (нем. психолог А.Уберт). Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
Ребенок пришел впервые в школу. Его встречает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.( Приложение 1)
Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования. В это время формируется новый вид психической деятельности – «я – школьник».
Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.
Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют «адаптационной болезнью», «школьным шоком», «школьным стрессом».
С началом школьного обучения происходит переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:
- личностных особенностей ребёнка;
- степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
- от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, в��яснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе.
Исследование уровня социальной адаптации первоклассников проводилось
на базе МБОУ «СОШ №2» с. Верхнеяркеево, Илишевского района, РБ. В тестировании принимали участие обучающиеся 1 класса в количестве
11 человек, из них 5 девочек и 6 мальчиков.
Цель исследования: выявление уровня социальной адаптации
первоклассников к условиям обучения в образовательной организации.
Для изучения процесса социальной адаптации были использованы
следующие методики:
1.Анализ педагогической документации: анализ схемы — характеристики
класса.
2. Анкетирование для родителей.
3. Проективная методика «Краски» (автор Р.П.Ефимкина).
4. Проективная методика «Что мне нравится в школе» (автор Н.Г.
Лусканова).
5. Также использовался метод наблюдения по методике Р. Сирса. Данная
методика направлена на определение уровня тревожности и эмоционального
состояния ребенка на основании наблюдаемых поведенческих и
неврологических проявлений.
Достаточно хорошую информацию о состоянии ребёнка при начале
обучения могут дать родители. С этой целью можно использовать
анкетирование.
Таким образом, в конце первой четверти педагог составляет
характеристику класса, которая позволяет в динамике оценить состояние
адаптационных процессов у ребенка.
Анализ данных, которые содержатся в характеристике класса, а также
данных, полученных от родителей, позволяют оценить характер адаптационных механизмов у каждого ученика и разработать более индивидуальный подход к тем, у кого наблюдаются проблемы.
Однако для того, чтобы качественно оценить состояние группы,
требуется проведение дополнительных методов исследования, поскольку они
помогут выявить трудности у уже указанных детей и, возможно, выявят еще
детей с проблемами в адаптации.
Методика наблюдения Р.Сирса
Цель: выявление уровня тревожности у первоклассников.
Метод оценивания: наблюдение в группе детьми во время
непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной
деятельности, во время игр и прогулок. Также с целью уточнения проявлений
проводились беседы с родителями и с педагогами.
Результаты методики по выявлению уровня тревожности занесены в
таблицу 1.
Таблица 1
Результаты проявления уровней тревожности у учащихся 1 класса
Уровень тревожности Количество детей
Не проявляется 2
Низкий уровень тревожности 2
Пограничный уровень 1
Выраженная тревожность 6
Таким образом, мы видим, что признаки тревожности присутствуют у
большинства детей в той или иной мере.
Рис.1. Отображение уровня тревожности в 1 классе
Таким образом, мы видим, что только 2 детей в классе испытывают
эмоциональный комфорт, у остальных детей имеет место тревожность,
выраженная в той или иной степени. У 6 детей уровень тревожности
значительный, у 2 – низкий, но она присутствует. Один ребенок находится на
пограничном уровне между средним и выраженным уровнем. Следовательно,
общий уровень в классе достаточно тревожный. Эмоциональное состояние
детей нестабильное.
Проективная методика «Краски» (автор Р.П.Ефимкина)
Цель методики: изучение эмоционального отношения ребенка к
школьному обучению.
Анализ результатов: выбор темных цветов по отношению к большинству
кружков свидетельствует о негативных эмоциях ребенка по отношению к
школьному обучению в целом.
Результаты методики изучения эмоционального отношения ребенка к
школьному обучению занесены в таблицу 2.
Таблица 2
Результаты изучения эмоционального отношения детей
к школьному обучению
Количество учеников Негативно окрасили слова
3 ученика 27% слов
2 ученика 18 % слов
6 учеников 55 % слов
Таким образом, мы видим, что трое детей негативно окрасили более 50 %
слов, связанных со школьной тематикой. 6 детей оценило негативно только 20
% слов, 2 детей негативно оценили 30 % слов.
Рис.2. Отображение эмоционального отношения детей к школьному обучению
Таким образом, мы видим, что у каждого ребенка присутствуют какие-то
эмоционально значимые, негативно окрашенные факторы, связанные со
школьным обучением. У большинства детей процент негативно окрашенных
слов небольшой, но есть и такие дети, которые негативно воспринимают почти
все атрибуты, связанные со школой.
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (автор Н.Г. Лусканова)
Цель: выявить отношение ребенка к школе и его мотивационную
готовность через рисунок.
Для того чтобы исключить диагностические ошибки, после рисования с
детьми проводится беседа, в ходе которой уточняется, почему он нарисовал ту или иную ситуацию. Результаты методики отношения ребенка к школе и его мотивационная готовность представлены в таблице 3.
Таблица3
Уровень социальной адаптации первоклассников к школе.
Методика Н.Г. Лускановой
Уровни адаптации Количество учащихся % соотношение
Высокий 3 27
Средний 5 46
Низкий 3 27
Рис.3 Распределение первоклассников по уровням социальной адаптации
Таким образом, в данной группе мы можем видеть все три уровня
адаптации.
27% хорошо адаптированы. Они позитивно относятся к школе, адекватно
воспринимают задание, прилежны, могут до конца выслушать объяснение
учителя и выполнить задание без помощи со стороны. Легко усваивают
учебную программу.
46% детей так же положительно относятся к школе. Учебная ситуация не
вызывает негативных переживаний. Они понимают материал, могут решать
типовые задания. Дети дружат с одноклассниками. Однако мотивация к учебе не всегда выражена.
27% детей к учебе и школе относятся отрицательно. У них чаще
отмечается подавленное настроение. Дети склонны к нарушениям
дисциплины. Могут нерегулярно готовиться к занятиям. Учебный материал
усваивают фрагментарно, поскольку не способны к длительному
сосредоточению. У них нет друзей в классе.
Таким образом, по результатам проведенных методик, мы видим, что у
27% учащихся имеются проблемы с социальной адаптацией к школьному
обучению, наблюдается повышенная тревожность и эмоциональный
дискомфорт.
По результатам проведенного исследования мы получили данные о том,
что процесс адаптации у многих детей завершен (поскольку их внешнее
поведение благополучно), на самом деле у 27% детей в классе имеются
проблемы с социальной адаптацией. Они испытывают тревожность, негативные
эмоции. Таким детям требуется специальная помощь.
Трудности школьного адаптационного периода
Адаптация к школе — это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.
Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.
Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:
- нового распорядка дня;
- ограничения на подвижные игры в школе;
- необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
- новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.
Проблемы адаптационного периода
Трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание. Подготовка малыша к учёбе должна начинаться задолго до его поступления в первый класс. Но и проблемы, возникшие в процессе учёбы, можно устранить.
Признаки того, что у ребёнка не всё в порядке с учёбой и вливанием в социум:
- Неуспеваемость. Ребёнок может отставать или полностью не воспринимать школьную программу. Проблема усугубляется, если родители ожидают слишком высоких результатов. Завышенные требования и даже скрываемое недовольство ухудшают период привыкания, делают первоклассника неуверенным в себе, мешают полноценно воспринимать учебные материалы. К успеваемости малышей в первом классе нужно относиться мягко, лояльно, желательно хвалить их даже за малейшие успехи. Не следует заострять внимание на неудачах.
- Лень. Причин для неё достаточно много. Это отсутствие мотивации, то есть увлечение школьника другими делами или играми, природная медлительность, неуверенность в собственных силах, боязнь сказать или что-то сделать неправильно. Лень может быть и следствием избалованности. Избавиться от неё можно только систематической работой дома с ребёнком. Желательно чем-либо мотивировать первоклассника и всячески избегать скандалов и выдвижения жёстких требований.
- Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем. Проблема может быть связана с личностными качествами, излишней отвлекаемостью, семейными проблемами. Пребывание в школе некоторые первоклассники воспринимают как возможность отвлечься от конфликтов дома. Решить такую проблему можно, только уделяя больше внимания малышу, показывая ему свою любовь и создавая спокойную обстановку в семье.
- Непослушание. Такая проблема чаще всего затрагивает избалованных вниманием детей. Привычка всегда быть в центре вселенной, неприятие общепринятых правил приводит к конфликтам в классе. Естественно, что всё заканчивается вызовом в школу мамы, беседой с социальным педагогом и директором. То есть ребёнок опять получает порцию пусть и негативного, но внимания. Проблему в большинстве случаев это не решает, а только усугубляет. Поэтому единственно правильное решение – какое-то время не обращать внимания на проделки малыша. Разумеется, если они не критичны для окружающих и не мешают учебному процессу. Родителям желательно выработать свою тактику поведения вместе с опытным социальным педагогом.
- Вербализм. Данным термином обозначают высокий речевой уровень ребёнка, протекающий с задержкой мышления. Бойкая речь первоклассника и даже заучивание длинных стихов не указывают на то, что он по умственному развитию способен адекватно воспринимать школьную программу. Ребёнку в такой ситуации необходимо развитие образного и логического мышления, что достигается систематическими занятиями – наклеиванием аппликаций, лепкой, рисованием, несложными тестами.
В психологии показателем успешной адаптации является включение личности в основные процессы какой-либо социальной среды и успешное освоение принятых правил и норм. Социальной средой может выступать семья, рабочий коллектив, группа учащихся и т.д.
Специалисты разделяют социальное приспособление на несколько видов, в зависимости от целей, особенностей новой среды и других факторов:
- психологическая — приспособление человека в обществе путем выстраивания психологических связей и стимулов для освоения различных психологических и социальных ролей
- профессиональная — освоение, привыкание, принятие правил, норм, традиций в новой профессии и трудовом коллективе. А также приспособление к новым условиям труда
- педагогическая — процесс получения индивидом образования, освоения навыков и воспитание. В качестве примера социальной и педагогической адаптации можно привести нахождение ребенка в детском саду (освоение необходимых навыков и развитие коммуникации для поступления в школу), обучение в школе, колледже, институте и т.д.
- экономическая — люди приспосабливаются к новым для них нормам социально-экономического характера.
В психологии выделяют несколько уровней адаптации, в зависимости т того, насколько сильно в человеке проявлена способность к адаптивности (приспособлению):
Уровни приспособления |
Сущность и характеристика |
Низкий уровень |
Этот уровень характеризует низкая адаптированность индивида. По-другому, этот уровень называют «дезадаптация». Социально неадаптированный человек не может приспособиться к новым ролям и изменяемым условиям, он склонен к депрессиям, психоэмоциональным расстройствам, паническим атакам и фобиям. |
Средний уровень |
Этому типу характерна нормальная адаптация индивида, но при этом, если уровень приспособления для той или иной серы недостаточное, то человек не будет испытывать дискомфорта и психологических проблем. |
Высокий (нормальный) уровень |
Человек адаптирован по всем направлениям, у него стабильный психоэмоциональный фон. |
Избыточный |
Уровень приспособления настолько велик, что человек испытывает дискомфорт, стресс и становится подвержен психоэмоциональным расстройствам. |
Процесс социальной адаптации является составной частью социализации. Социализация служит для обучения, а адаптация – изменения того, чему научили. Социум навязывает индивидам определенные социальные роли, но их принятие, выполнение или отрицание всегда обусловлено личностным характером. Социальная адаптация детей имеет свои определенные уровни социальной адаптации: общественный, групповой и индивидуальный.
Для малыша поступлению в дошкольное образовательное заведение всегда сопутствуют определенные психологические трудности. Такие трудности появляются вследствие того, что родительское чадо переходит из привычной для него семейной обстановки в условия дошкольного заведения. Обстановка дошкольных учреждений может казаться малышу несколько специфичной. Ведь детский сад является особым микросоциальным мирком, который условиям семьи не может быть противопоставлен. К таким специфическим особенностям детских дошкольных учреждений следует отнести продолжительное пребывание в одном месте довольно большего числа сверстников одновременно, что ведет к росту вероятности инфицирования и быстрому утомлению детей.
Следующей специфической особенностью можно считать определенные педагогические приемы в подходах к малышам, которые провоцируют сковывание проявления индивидуальности детей. При неправильном воспитании это может привести к негативным реакциям и проявлениям со стороны детского поведения. Новая социальная обстановка требует от детей соответствующих такой обстановке форм поведения.
Способность субъектов модифицировать собственное поведение в соответствии изменениями социальной среды называется социальной адаптацией.
Понятие адаптация дословно означает приспособление. Способностью приспосабливаться к меняющейся обстановке обладают все живые существа на планете. Это универсальное явление. Так, например, растения адаптируются к почве и климату, а животные к среде обитания.
Для наиболее оптимального и комфортного существования организма создаются определенные условия благодаря свойствам адаптации. Если индивид полностью здоров, обладает хорошей эмоциональной реакцией, доволен собственной жизнью, то такое состояние называется физиологической адаптацией. Однако при возникновении необходимости какого-либо изменения, участвующие в этом системы начинают трудиться более интенсивно, ведь любое переустройство реакций требует усиление процессов напряжения. Например, когда индивид поднимается вверх, у него учащается дыхание и ускоряется сердцебиение. Такое состояние называется напряженной адаптацией. В случае такой перестройки, если при этом не наблюдается превышение возможностей адаптационных механизмов, то эта перестройка и вызванное ею напряжение приведут к следующему уровню физиологической адаптации, другими словами вызовут реакции, наиболее оптимально отвечающие потребностям конкретной ситуации.
В ходе превышения адаптационного потенциала функциональные системы принимаются трудиться в неблагоприятных нагрузках, что будет являться формой патологической адаптации. Типичным проявлением патологии адаптации считается болезнь. Стрессовые состояния возникают вследствие превышения возможностей адаптационных механизмов. В соответствии с тем, какая система организма более заинтересована в стрессовых реакциях, можно выделить болевой, эмоциональный или психический стресс.
Итак, каким образом формируются у малышей способности к адаптационным процессам? В какой мере это качество является врожденным, а что завоевывается в ходе развития? Ярчайшим проявлением биологической адаптации является рождение малыша. Переход из внутриутробного существования к внеутробному требует от крохотного человеческого организма перестройки коренным образом деятельности всех его стержневых систем, таких как система кровообращения, пищеварения, дыхания. К моменту рождения перечисленные системы должны обладать возможностью осуществления функционального преобразования, другими словами должен иметься в наличии соответственная врожденная степень готовности адаптационных инструментов. Здоровый новорожденный малыш обладает должной степенью готовности и довольно быстро адаптируется к бытию во внеутробной обстановке.
Система адаптационных механизмов аналогично другим функциональным системам продолжает собственное формирование и совершенствование на протяжении многих лет постнатального онтогенетического развития. У ребенка непосредственно после рождения формируется возможность к социальному адаптационному процессу постепенно по мере овладения ребенком окружающей его социальной обстановкой. Зарождение возможности к адаптации, с одной стороны, проистекает одновременно с развитием функциональной системы нервной деятельности, а с другой, тесно связано с выработкой поведенческих реакций, типичных для условий семьи.
Итак, для малыша меняются абсолютно все ключевые параметры среды, когда он зачисляется в детское учреждение. Все дети могут совершенно по-разному переносить сложности, связанные с эмоциональным напряжением в ходе приспособления к условиям детского дошкольного заведения. Здесь можно выделить легкий адаптационный процесс, средней тяжести и тяжелый.
Какие функции выполняет этот процесс
Адаптация — что это такое в психологии
Адаптация в обществе выполняет следующие значимые для человека функции:
- Обогащает его новыми рабочими знаниями;
- Стимулирует проявление активной жизненной позиции во благо страны;
- Учит мириться с противоречиями внутри себя;
- Учит правильно реагировать на противоречия между собственными ценностными установками и требованиями общества;
- Дает чувство безопасности в трудовом коллективе;
- Позволяет работать в той сфере, которая привлекает человека;
- Позволяет обеспечивать себя и свою семью;
- Помогает обрести гармонию.
Технология социальной адаптации предполагает использование специальных методов, формирующих у человека правовую основу сознания, активность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, самоорганизованность и навыки самоконтроля.
Дополнительная информация. По мнению известных педагогов, самыми эффективными методами формирования социальной адаптации являются положительный пример взрослых, методы трудового воспитания, убеждение, разъяснение, анализ поведения литературных персонажей. Родители могут способствовать этому процессу, предоставляя ребенку самостоятельно прибираться в своей комнате, выполнять посильные обязанности по дому.
Полная социальная адаптация складывается из следующих видов этого процесса:
- Управленческая адаптация – это умение создавать комфортную обстановку дома и на рабочем месте. Этот вид преобразования окружающей действительности помогает человеку лучше понять и освоить широкий спектр социальных ролей, научиться получать удовольствие от работы и приносить пользу обществу.
Адаптация ребенка к детскому саду: советы психолога
Обычно адаптация сопровождается стрессом, и родители могут помочь ребенку справиться с ним.
Итак, какие способы позволят это сделать?
- Попытайтесь понять, какие аспекты мешают комфортной адаптации. Зачатую проблема лежит на поверхности: достаточно спросить у ребенка напрямую. Бывает и так, что родителям приходится столкнуться с рядом скрытых сложностей. Если адаптация затянулась, необходимо проконсультироваться с психологом.
- Важно осознавать, какие эмоции могут появиться у ребенка в период адаптации, чтобы нейтрализовать отрицательные и усилить положительные. Среди отрицательных наиболее ярко выражаются: гнев, обида, страх. В числе положительных: любознательность, удовлетворение чувством самостоятельности.
- В первые недели желательно ограничить пребывания ребенка в саду тремя часами. Увеличивайте интервал неспешно. Всегда говорите ребенку, когда вы придете, чтобы он не ощущал себя покинутым. Не проявляйте беспокойство при прощании: оно передастся вдвойне. Будьте расслаблены, шутите.
- Позволяйте малышу брать в сад любимые игрушки. С их помощью он ощутит связь с домом. Может помочь еще одна хитрость: пусть в сад его отводит не мама или папа, а другой член семьи, к которому он не так сильно привязан. В таком случае первые минуты в группе пройдут не так болезненно, как после расставания с мамой.
- Переживайте вместе с малышом новый для него период. Спрашивайте о подробностях прошедшего дня. Вас должно интересовать все: с кем он играл, что узнал, что ему понравилось и чем он недоволен. Ребенку важно ощущать ваше внимание и поддержку. У него не должно возникнуть ощущения, что он предоставлен сам себе.
- Незадолго до сна поговорите с ребенком о планах на завтра. Напомните о том, что завтра он вновь пойдет в сад, подбодрите его, дайте задание поиграть с какой-то детсадовской игрушкой или дайте другое «задание», которое ему следует выполнить в саду.
История открытия и изучения
Социально-психологическая адаптация — процесс, который проходят все, независимо от места проживания. Он выступает средством защиты личности, снижающем внутреннее психологическое напряжение, которое возникает при контактах с другими людьми. Освоение механизмов защиты, как правило, происходит после травмирующего столкновения с обществом. Защитная реакция формируется в детском возрасте, по мере взросления виды защиты совершенствуются и меняются.
Если человек полностью овладел методиками защиты и научился выбирать оптимальный стиль поведения в сложной ситуации, его адаптационный потенциал повышается. Это приводит к успешному социально-психологическому взаимодействию.
Если механизмы защиты примитивны, человек использует их неосознанно, его способность к адаптации снижается. Примитивные стратегии поведения избавляют от ощущения дискомфорта, но лишают возможности оценивать ситуацию адекватно. Человек не может занять место в группе, чувствует себя чужим.
Исследованием психологического феномена адаптации и механизмов защиты занимались представители разных школ. Структуру психологической защиты разработали психоаналитики. Под защитным механизмом Фрейд подразумевал совокупность приемов, которые ограждают психику от травм, неизбежных при столкновении с реальностью. К таким способам он относил:
- отрицание;
- вытеснение;
- замещение;
- изоляцию;
- проекцию;
- рационализацию;
- инверсию;
- регрессию.
Представители гештальтпсихологии и гуманистической психологии создали альтернативные классификации методов защиты. Они отличались названиями, но описывали одни и те же наборы функций психики.