Таможенные платежи: все, что вам нужно знать о них сегодня
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенные платежи: все, что вам нужно знать о них сегодня». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменения порядка уплаты пошлин в 2022 связаны с заполнением 104 поля таможенного поручения. Когда-то на каждый вид таможенного платежа нужно было составлять отдельный документ, указывая при этом в поле 104 платёжного поручения необходимый код бюджетной классификации (КБК). Порядок уплаты пошлин в 2022 году предусматривает, что в 104 поле документа практически для всех видов таможенных платежей: сбор, ввозная и вывозная пошлина, НДС, акциз нужно указывать КБК 15311009000011000110. Денежные средства, перечисленные по этому КБК, поступают на счёт, который контролируется ФТС РФ.
Изменения порядка уплаты пошлин в 2022 году
Ранее, до 01.01.2021 в платёжном поручении нужно было указывать код таможни. С 1 января 2021 года, согласно изменениям порядка уплаты пошлин, для перечисления таможенных платежей используется Единый лицевой счёт (ЕЛС), обслуживаемый ФТС РФ. В поле 107 таможенного платёжного поручения нужно указать код ЕЛС: 10000010. Теперь код таможенного органа в платежном поручении 2021 нужно указывать только в исключительных случаях.
Сроки исчисления пошлин на вывоз товаров из России
Статья 329 Торгового Кодекса Российской Федерации устанавливает такие виды сроков:
-
При вывозе товара за таможенную границу РФ у срока уплаты таможенных сборов отсутствуют ограничения по времени. Он определяется мероприятием, которое имеет прямое отношение к возникновению обязанности уплатить таможенные платежи — подачей в таможенные органы декларации.
На некоторые периодически декларируемые товары распространены определённые исключения, а ещё на вещества, перемещаемые при помощи трубопровода. - В случае смены таможенного режима сборы нужно уплатить в течение дня окончания действия сменяемого таможенного режима.
- При употреблении условно выпущенного груза не по назначению, сроком уплаты сборов на вывоз считается день, когда произошло нарушение ограничения по распоряжению и пользованию товаром. Если определить такой день невозможно, сроком уплаты являются сутки, в которые таможенный орган принял декларацию.
-
Если предприниматель нарушил требования таможенных операций и обязан уплатить таможенные платежи, сроком будет считаться день, в котором имело место нарушение (выдача с отсутствием разрешения таможенной организации или потеря товаров, перемещаемых по внутритаможенному транзиту, временно складируемых или находящихся под таможенным режимом склада таможни, площадки беспошлинной торговли).
Если установить этот день невозможно, уплата таможенных пошлин должна производиться в течение суток, в которые стартовали такие операции (день доставки груза на таможенный участок, день получения бумажной санкции на внутритаможенный транзит, день окончания, день помещения груза под таможенный режим). - Срок исчисления таможенных сборов при применении особых таможенных операций назначается отдельно для каждой операции. К примеру, физически лица с ручной кладью или сопровождаемым багажом уплачивают таможенные сборы при пересечении границы России.
Сроком уплаты экспортных таможенных сборов является отрезок времени, за который необходимо заплатить суммы таможенных платежей, или происшествие, из-за которого Кодекс обязывает оплатить таможенные пошлины.
Что такое таможенное обеспечение
Проверка документального обоснования стоимости груза занимает длительное время. Ее период может длиться до 30 дней.
Нередко в ходе проверки таможенные службы выносят решение об увеличении стоимости ввозимых ценностей. Вследствие этого при расхождении расчетов по таможенным платежам выпуск груза декларанта может быть приостановлен. Последствия могут быть неблагоприятными для предпринимателей, так как задержка партии, особенно, если речь идет о скоропортящихся товарах, чревата получением убытков.
Таможенное обеспечение покрывает такие затраты, как:
- таможенные сборы;
- налоговые платежи;
- оплата при проведении корректировки таможенной стоимости КТС.
При невозможности корректно рассчитать сумму предстоящих таможенных выплат экспортеры покрывают предстоящие расходы за счет финансового обеспечения. В качестве залога могут быть предоставлены следующие ценности:
- денежные средства;
- имущество участника ВЭД;
- банковские гарантии;
- поручительство третьих лиц.
Таможенные меры поддержки + на алкогольном рынке
Новшества в сфере таможенного регулирования предусматривают упрощение ввоза товаров в Россию и на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для поддержки участников внешнеэкономической деятельности.
СИТУАЦИЯ/СФЕРА | ПОЯСНЕНИЕ |
Ввоз многокомпонентного товара | На 6 лет предоставлено право ввозить многокомпонентный товар в рамках нескольких внешнеэкономических сделок |
Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов | Исключена необходимость предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), ведущих деятельность менее 1 года |
Доначисление пеней | Участники ВЭД, внесшие залог при выпуске товаров, освобождены от уплаты пени при доначислении таможенным органом платежей по результатам экспертизы |
Выдача таможней классификационных решений | Сокращена процедура выдачи таможенными органами классификационных решений |
Маркировка импортного алко | Расширен эксперимент по маркировке импортируемого алкоголя, запущенный в Калининграде: Правительству РФ дано право определять территории его проведения.
Также предусмотрено продление срока эксперимента до 31 мая 2024 года. |
Федеральные спецмарки | С 9 до 18 месяцев увеличен срок нанесения федеральных специальных марок и ввоза маркированного алкоголя. Такие правила будут действовать до 31 мая 2024 года.
До 31 декабря 2023 отменено требование об отсутствии задолженности по налоговым, таможенным и другим обязательным платежам для выдачи федеральных специальных марок. |
При транзите и переработке сумма обеспечения вычисляется по кодам ТН ВЭД (преференции и льготы не учитываются). Для транзита считают полную пошлину и налог на добавленную стоимость (НДС), обязательные к оплате при импорте. А для вывоза на переработку считают всю экспортную пошлину, если применима, обязательную к оплате при экспорте.
Справка. Для товаров, облагаемых акцизом, предусмотрены отдельные требования (фиксированные денежные суммы) таможенного обеспечения.
Таможенные ставки в России и странах ТС могут различаться. При наличии разницы между ними в расчет берется максимальная ставка. В особых случаях объем обеспечения считают по имеющейся информации о грузе, а при наличии нескольких вариантов к расчету принимаются максимальные ставки пошлин, акцизов и прочих потенциально возможных платежей.
По отношению к декларанту могут применяться прибавки к базовой максимальной сумме, равные потенциальным штрафам, которые возникли бы, если бы декларант совершил нарушение. Но это используют только для тех, кого подозревают в мошенничестве и хотят заранее обезопасить себя.
Если данные о стоимости товара, его коде либо иные сведения, необходимые для расчета пошлин, отсутствуют, таможня берет эти сведения по схожим, на ее взгляд, товарам.
Сумму постоплаты рассчитывают по формуле: С = Ст × Кевро × Вт.
С – сумма денежных средств, необходимая для обеспечения уплаты таможенных платежей (сумма обеспечения).
Ст – ставка для расчета суммы, подлежащей внесению на депозит таможни.
Кевро – курс рубля к евро, установленный Банком России.
Вт – количество товара.
Калькулятор расчета таможенных платежей
Таможенная стоимость
Cтавка таможенной пошлины %
Пример расчета таможенного платежа:
При стоимости товара 1200 долларов, при условии что пошлина по нему составит 10% и НДС 20% таможенный платеж будет рассчитан следующим образом: основа начисления 1200 долларов (80400,00 руб. по курсу ЦБ РФ на момент подачи декларации*) 1) сбор за таможенное оформление 375,00 руб. 2) 10% пошлина 8040,00 руб. 3) 20% НДС 17688,00 руб. (80400,00 + 8040,00 = 88440,00 руб. * 0,20 = 17688,00 руб.)
Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 руб.
Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 руб.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долларов США или 80400,00 + 26103,00 = 106128,00 руб.)
Расчет по видам платежей | |||||
Вид | Основа начисления (руб.) | Основа начисления (USD) | Ставка % | Сумма таможенных платежей на момент оформления в руб. | Сумма таможенных платежей в валюте контракта (USD) |
Таможенный сбор | 80400,00 руб. | 1200,00 $ | 375,00 руб. | 5,59 $ | |
Пошлина | 80400,00 руб. | 1200,00 $ | 10% | 8040,00 руб. | 120,00 $ |
Акциз | не облагается | не облагается | 0,00 руб. | 0,00 $ | |
НДС | 88440,00 руб. | 1320,00 $ | 20% | 17688,00 руб. | 264,00 $ |
Таможенный платеж составит: | 26103,00 руб. | 389,59 USD |
Уплата таможенных платежей — порядок и сроки
Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статье 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.
Внимание! При расчете таможенных платежей необходимо учитывать колебания валютных курсов.
Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.
Коды основных видов таможенных платежей
Код вида таможенного платежа | Название | Функция |
---|---|---|
2010 | Ввозная пошлина и другие, равнозначные по действию, сборы | Платёж, взимаемый таможней в обязательном порядке при импорте товаров в страны Союза |
3010 – 3060 | Группа вывозных пошлин на разные виды товаров, вывозимых за границу ЕАЭС, включая те, которые не имеют собственного кода | Обязательный платёж при вывозе товаров на экспорт |
5010 | Налог на добавленную стоимость | Обязателен при ввозе товаров из-за рубежа. Ставка налога зависит от категории, к которой относится товар. |
4010 – 4380 | Акцизы | Косвенные налоги на алкогольные и табачные изделия, нефтепродукты и другие подакцизные товары |
1010 | Таможенные сборы | Обязательные сборы за осуществление различных процедур на таможне |
2040 – 2260 | Группа антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин | Установлены в качестве защитных мер по отношению к третьим странам |
Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог)
Внесение денежных средств на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог) как способ обеспечения уплаты таможенных платежей новеллой не является, так как и Таможенным кодексом 1993 г. предусматривался такой способ обеспечения уплаты таможенных платежей, но в новом Таможенном кодексе законодатель закрепил порядок применения и возврата данного способа обеспечения.
Денежный залог может быть внесен лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, либо любым иным лицом в пользу указанного лица.
Денежные средства могут вноситься в кассу или на счет таможенного органа как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации.
Возврат денежного залога осуществляется в валюте платежа, а в случае отсутствия у таможенного органа денежных средств в иностранной валюте платежа — в иной иностранной валюте, котируемой Банком России, либо по желанию плательщика — в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 357 Таможенного кодекса).
Среди многообразия инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности основным выступает таможенно-тарифное регулирование, которое представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами осуществляемый путем установления, ведения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу государства .
Таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей, определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов бюджета. В современных условиях роль таможенных платежей усиливается, они являются эффективным инструментом интеграции страны в мировую экономику.
На сегодняшний день существует множество определений понятия «таможенные платежи».
Так, в двух работах Свинухова В.Г. дает два абсолютно отличных друг от друга определения этому термину. В одной из работ под таможенными платежами понимается обязательный взнос, который подлежит взиманию таможенными органами при ввозе или вывозе товара и который является обязательным условием импорта или экспорта товара. В другой же работе под значением понятия таможенные платежи подразумевается взимаемые таможенными органами налоги и сборы, которые непосредственно связаны с перемещением товаров через таможенную границу, при этом уплата которых является неотъемлемым условием для применения таможенных процедур.
Жуковец В.Ю под таможенными платежами понимает совокупность всех платежей, подлежащих уплате лицом в обязательном порядке таможенным органам за перемещение товара через таможенную границу таможенного союза.
О.Ю. Бакаева дает свое определение таможенным платежам, понимая под ними обязательные платежи, которые выступают в качестве налоговых и неналоговых доходов в бюджет, взимаемые при этом таможенными органами в предусмотренном порядке и подлежащие уплате при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза [2].
Совершенствование уплаты таможенных платежей в рамках таможенного сотрудничества ЕАЭС
Совершенствование таможенного регулирования предполагает повышение эффективности применения мер по совершенствованию таможенных операций и развитие таможенных технологий, тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Таможенное регулирование выступает одним из факторов экономического развития стран ЕАЭС.
Одной из проблем является невыполнение норм по распределению таможенных платежей среди стран-членов ЕАЭС. Это связано с тем, что на сегодняшний день еще не в полной мере интегрировалась в ЕАЭС Республика Армения. Несмотря на то, что таможенные платежи в адрес этой страны перечисляются, пока еще Республика Армения не представляет полных сведений о поступлении таможенных платежей от плательщиков, уплачивающих таможенные платежи на ее таможенной территории. Это приводит к неточностям в расчете объема поступивших и распределенных таможенных платежей. Для решения этой проблемы предлагается создание единого органа администрирования таможенных платежей.
В рамках ЕАЭС также существует проблема гармонизации законодательства косвенных налогов (НДС и акциза). Дело в том, что между странами – участницами ЕАЭС не существует единого документа, регламентирующего обложение косвенными налогами, и каждое из государств руководствуется исключительно национальным законодательством, поэтому в настоящее время остро стоят вопросы гармонизации перечня подакцизных товаров в области алкогольной продукции и табачных изделий, а установление на них ставок является первоочередной задачей. Следует также отметить, что упрощение процедуры уплаты НДС и акцизов будет способствовать их эффективному администрированию, а введение единых ставок НДС может стать одним из приоритетных направлений взаимодействия таможенных и налоговых органов. Кроме того, ввиду различия ставок НДС нарушается принцип благоприятствования, поскольку субъекту хозяйствования выгоднее вести бизнес в той стране, где ставка налога меньше.
В настоящее время среди стран-участниц ЕАЭС Республика Беларусь и Республика Армения имеют самую высокую ставку НДС – 20% на ввозимые товары, в остальных государствах установлены следующие ставки: Российская Федерация – 20%, Кыргызская Республика –12%, Республика Казахстан – 12%. Для решения этой проблемы предлагается установить единую ставку НДС в 20% среди стран-членов ЕАЭС. Ставка по НДС в Российской Федерации равная 20% действует с 01.01.2019, ранее она составляла 18%. При увеличении ставки НДС в России, таможенные платежи в Республике Беларусь увеличатся в 2021 году на 274,7 млн. долларов США, в 2021 году на 260,78млн. долларов США, в 2020 году на 246,84 млн. долларов США. Вместе с увеличением доходов Республики Беларусь и Российской Федерации увеличатся и доходы остальных стран-членов ЕАЭС.
В рамках совершенствования таможенного регулирования в 2018 принят Таможенный кодекс ЕАЭС, который оцифровывает систему регулирования внешнеэкономической деятельности. Теперь при наличии электронной цифровой подписи большинство операций можно будет совершить через Интернет, взаимодействуя с информационной системой таможенного органа. Реализация этого новшества позволит выпускать товары информационными системами таможенных органов автоматически, без участия таможенного инспектора. Все решения, начиная от регистрации таможенной декларации и заканчивая выпуском товаров, сможет принимать информационная система таможенного органа, а не должностное лицо. Будет ли проводиться таможенный контроль и в каких формах, также будет решать компьютер, а не человек. Это позволит сократить коррупционные риски, транзакционные издержки, ускорит работу таможенных служб и простимулирует конкуренцию сервисов этих структур. Время регистрации декларации сократится в два раза, а время выпуска товаров – в шесть раз. Однако существуют и недостатки этого новшества, чтобы использовать электронную цифровую подпись, необходим ключ, который обеспечивает высокую защиту электронной цифровой подписи. Для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей стоимость такого ключа равна 114,15 белорусских рублей, для физических лиц – 62,05 белорусских рублей. Конечно, для организаций не составит труда приобретение электронной цифровой подписи, однако не все физические лица смогут позволить себе приобрести такое новшество.
Кроме того, новое таможенное законодательство избавит участников внешнеэкономической деятельности от необходимости представлять в обязательном порядке таможенному органу документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. Предъявить их нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска информационной системы, а не по требованию сотрудника таможни.
В новом кодексе заложены стратегические нормы, которые, бесспорно, относятся к «таможне будущего». Основная из них – возможность совершения таможенных операций через механизм «единого окна». Предприниматели будут избавлены от необходимости подачи одних и тех же документов таможенникам, транспортникам, ветеринарам и т.д. по очереди, а проверка сможет осуществляться всеми контролирующими органами одновременно. Каждая служба сможет получать всю необходимую информацию из своей системы. В идеале процесс перемещения товаров – от ввоза на таможенную территорию Союза до выпуска в свободное обращение – должен выглядеть для участников ВЭД как один шаг – загрузка электронной декларации в систему. Чья эта система, какие контролирующие органы, в каком количестве и в какой последовательности проверят за единицу времени эту информацию, – участника ВЭД эти вопросы не должны беспокоить.
Таможенный кодекс ЕАЭС – документ, который будет представлять Союз на мировой арене в качестве единого субъекта, гарантирующего четкий и прозрачный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, в рамках ЕАЭС одной из проблем является невыполнение норм по распределению таможенных платежей среди стран-членов ЕАЭС, приводит к неточностям в расчете объема поступивших и распределенных таможенных платежей. Для решения этой проблемы предлагается создание единого органа администрирования таможенных платежей. В рамках ЕАЭС также существует проблема гармонизации законодательства косвенных налогов (НДС и акциза). Для решения этой проблемы предлагается установление единой ставки НДС в 20%. На примере Российской Федерации было рассчитано, как увеличатся доходы стран-участниц ЕАЭС при повышении ставки НДС. Совершенствование уплаты налогов в рамках ЕАЭС будет производиться с помощью электронной цифровой подписи, механизма «единого окна», упрощения предоставления документов, на основании которых была заполнена электронная декларация [17].
Исчисление таможенных сборов
За совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, взимаются таможенные сборы.
К таможенным сборам относятся:
1) таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (далее — таможенные сборы за таможенные операции);
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;
3) таможенные сборы за хранение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 47 ТК ЕАЭС плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС.
Статьей 38 Федерального закона № 289-ФЗ определены понятия плательщиков таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций, плательщиков таможенных сборов за таможенное сопровождение и плательщиков таможенных сборов за хранение.
Главой 8 Федерального закона № 289-ФЗ установлены порядки исчисления таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций (статья 39), применения ставок таможенных сборов (статья 40), срок уплаты таможенных сборов, а так же установлены обстоятельства возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных сборов (статья 41)
и исполнения такой обязанности (статья 42).
Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».
Перечень товаров, в отношении которых применяется освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции, определен статьей 47 Федерального закона № 289-ФЗ.
Льготы по уплате таможенных платежей
Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).
Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.
Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).
Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.
Таможенные платежи за 2011 – 2021гг., млрд. руб.
Год | Ввозная таможенная пошлина, млрд. руб | Вывозная таможенная пошлина, млрд. руб | Специальная, антидемпинговая и компенсационная пошлина, млрд.руб | Таможенный сбор, млрд. руб | НДС, млрд. руб | Акциз, млрд. руб | Итого |
2, 2 | 3 710, 3 | 1,0 | 31, 4 | 1497, 2 | 46, 6 | 5 288, 6 | |
0, 4 | 4 099, 7 | 2,7 | 27, 8 | 1 556, 9 | 51, 4 | 5 738, 6 | |
0, 1 | 4 058, 0 | 3,4 | 16, 3 | 1 561, 9 | 56, 9 | 5 696, 3 | |
0, 3 | 4 637, 1 | 3,9 | 16, 4 | 1750, 2 | 53, 4 | 6 461, 3 | |
0,2 | 2 760,4 | 2,5 | 15,9 | 1785, 2 | 53, 9 | 4 618, 2 | |
(дек-окт) | 0,1 | 1 609,3 | 3,5 | 13,8 | 1 545,9 | 45,9 | 3 218, 5 |
Так, например, в 2015г. сумма поступления в федеральный бюджет РФ составила 13 655, 665 млрд. руб. из них 5 134 452 325 936, 68 рублей составляют таможенные платежи (в данную сумму также включены авансовые платежи в счёт будущих таможенных платежей, а также денежный залог в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей).
Итак, доля таможенных платежей в 2015 году составила 37,6%. Это на 6,8% меньше чем в 2012г. Из таблицы 2 можно увидеть, что пополнение федерального бюджета за счёт таможенных платежей имеет тенденцию к спаду.
Как будут регулировать покупки россиян в зарубежных интернет-магазинах
Об этом рассказал в интервью «Российской газете» первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов.
Как быстро будет снижаться в России порог беспошлинного ввоза по интернет-посылкам? Конечная цель — его обнуление?
Руслан Давыдов: В Евросоюзе порог ввоза — 22 евро, у нас — 200. Каждое государство обязано и защищать своего производителя, и решать задачи по наполнению бюджета, а также регулировать экономику при помощи доступных инструментов. В последние годы трансграничная интернет-торговля растет в геометрической прогрессии: на пике в 2018-2019 годах по почтовым каналам в Россию поступало около 330-340 млн посылок, по каналам экспресс-перевозок — от 3 до 8 млн отправлений. Это объемы, сопоставимые с промышленным торговым оборотом.
Подавляющее большинство товаров пересылается без уплаты таможенных платежей. Из-за этого создаются неравные условия для работы российских предприятий, которые в отличие от иностранных производителей арендуют в России помещения, платят налоги и так далее. Поскольку товар не подпадает под порог беспошлинного ввоза (а большинство посылок из-за рубежа под него не подпадает), то такая продукция оказывает давление на внутренний рынок, на национального производителя. В результате мы наблюдаем ситуацию, при которой дешевые китайские товары, заходя по каналу трансграничной интернет-торговли, создают неравные условия конкуренции для российских.
Выходит, движение к обнулению неизбежно?
Руслан Давыдов: На наш взгляд, да. Однако эти пороги устанавливаются в рамках Евразийского экономического союза — на пять стран. В плане снижения порога ФТС России, как и наши коллеги из минфина, выступает за планомерность. Сначала действовал порог в 1000 евро, затем он был снижен до 500, а с 1 января 2020 года составил 200.
Сейчас есть предложение с 2022 года ввести порог в 100 евро. И дальше пошагово привести к 50 евро, 20 евро и далее принимать решение уже в соответствии с теми международными условиями, которые сложатся к тому времени. В целом — как решит Евразийская комиссия: возможно, порог в 20 евро будет уже и в 2023 году.