Госдума приняла в I чтении проект федерального бюджета РФ на 2023-2025 гг.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдума приняла в I чтении проект федерального бюджета РФ на 2023-2025 гг.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Федеральный бюджет на 2023 г. и последующие годы должен быть ориентирован на исполнение обязательств не только в сфере социального обеспечения и национальной безопасности, но и в сфере развития экономики, что создаст основу для восстановления роста доходов населения, расширения налоговой базы, повышения привлекательности России как места ведения бизнеса и т.д.
В этой связи проект федерального бюджета нуждается в существенных корректировках в части сохранения объема финансирования большинства государственных программ и национальных проектов, направленных на стимулирование развития экономики, а также отказа от повышения налоговой нагрузки на бизнес как минимум на ближайшие 2-3 года. Требуется также изменение подходов к исполнению федерального бюджета, предполагающего своевременное исполнение бюджетных назначений в части расходов, а для приоритетных программ — и ускоренное финансирование статей расходов.

Проект (не)возможного

При этом наличие дефицита федерального бюджета не должно рассматриваться как препятствие к реализации «экономических» программ и предоставления стимулов для развития экономики, поскольку низкий уровень государственного долга РФ позволяет обеспечить долговое финансирование необходимых расходов. Кроме того, значительный потенциал имеется по задействованию возможностей Банка России для финансирования ключевых задач развития экономики, таких как улучшение инфраструктурной обеспеченности регионов страны (например, через расширение Ломбардного списка и реализацию программ выкупа активов).

Позиция профильного комитета

Государственные внутренние заимствования, как и ранее, будут выступать основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. В заключении на документ комитет Госдумы по бюджету отмечал, что в условиях внешних ограничений внутренний долговой рынок фактически остается единственным источником привлечения заемных средств в значимых объемах. Однако в сложившихся условиях планирование объемов государственных заимствований будет осуществляться с учетом уменьшившихся возможностей российского рынка по абсорбированию первичного предложения долга в силу ряда причин, в частности, вследствие выпадения спроса со стороны нерезидентов.

Читайте также:  Как изменятся пенсии по инвалидности в 2023 году

Кроме того, комитет Госдумы отмечал, что скорость заимствований может превосходить скорость роста экономики, что приведет к риску в наличии спроса на такой объем заимствований в течение 2022 г. «Совокупность обозначенных выше факторов указывает на необходимость рассмотрения мер по улучшению привлекательности российского долга в целях обеспечения возможности заимствований на запланированном уровне», — считает думский комитет.

Для покрытия дефицита будут также использоваться средства ФНБ: в 2023 г. на эти цели запланировано выделить 1 трлн 961 млрд руб., в 2024 г. — 644 млрд руб. В 2025 г., после истечения переходного периода и полного возврата к действию бюджетного правила, направлять средства ФНБ на финансирование дефицита не планируется.

Зачем нужен федеральный бюджет

Бюджетная система России включает в себя три уровня бюджетов, каждый из которых формально самостоятельный – это федеральный бюджет, бюджет субъекта федерации и бюджет муниципального образования. Отдельно принимаются бюджеты социальных фондов – Пенсионного, ФСС и Фонда ОМС. Каждый бюджет составляется так, что имеет собственные доходы и определенные обязательства по расходованию денег.

В рамках всей страны принимается федеральный бюджет – он обеспечивает финансирование выполнения задач и функций всего государства. Федеральный бюджет в России формируется за счет федеральный налогов и сборов – в основном, это налог на добычу полезных ископаемых, НДС, акцизы, налог на прибыль и некоторые другие виды поступлений. И исторически сложилось так, что эти деньги поступают по большей части из нефтедобывающих регионов (ХМАО и ЯНАО) и от столичных субъектов (Москва и Санкт-Петербург) – в сумме они дают до 60% всех доходов федерального бюджета.

За счет федерального бюджета финансируются те расходы, которые в принципе нельзя перенести на уровень региона: армия и оборона, правоохранительные органы, высшее образование и наука, МЧС и другие направления. К тому же, федеральный бюджет «помогает» бюджетам социальных фондов (покрывает половину бюджета ПФР) и бюджетам регионов (через ежегодные дотации).

Прогнозы нефтегазовых доходов на ближайшие годы

Прогнозы нефтегазовых доходов за ближайшие три года не самые радужные. Планируется снижение доходов, как в номинальном выражении, так и по отношению к ВВП. Поэтому в случае если цена на нефть и газ в ближайшем будущем не вырастет, Россию ждут значительные убытки по нефтегазовым доходам. Тенденция на снижение цен на нефть и газ является устойчивой и потенциал дальнейшего снижения еще есть.

Только за 2016 год нефтегазовые доходы, по сравнению с предыдущим годом снизились на 17,6 %. При этом ненефтегазовые доходы выросли, по сравнению с предыдущим годом на 10,8 %. Ненефтегазовые доходы значительно увеличились. Но из-за того, что нефтегазовые доходы составляют одну из самых существенных составляющих от общего дохода России, ненефтегазовые поступления не смогут покрыть нефтегазовые потери.

Если ранее доля доходов, перераспределяемых через федеральный бюджет, составляла около 20 % ВВП за предыдущие десять лет, то за ближайшие три года она снизится практически на одну треть, и будет составлять около 13,7 % ВВП. И в большей мере это произойдет из-за сокращения нефтегазовых доходов. А при таком низком ВВП велика вероятность того, что бюджет не сможет профинансировать расходы, необходимые для выполнения функций государством, и это может повлечь за собой повышение налогов с населения.

Поэтому необходимо более серьезно подходить к формированию государственного бюджета. Нужно планировать его консервативно, а в случае дополнительных доходов, направить на ускоренное сокращение дефицита средств. Если же политику принятия госбюджета не пересмотреть, это может повлечь серьезный экономический кризис для государства и всего мира в целом.

Больше о нефтегазовых доходах и влияния таковых на экономику можно узнать на выставке «Нефтегаз».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *