Как провести СОУТ: разбираем процесс поэтапно

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как провести СОУТ: разбираем процесс поэтапно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

Что представляет собой спецоценка условий труда?

Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.

  • Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
  • Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
  • Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
  • Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
  • Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
  • Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
  • Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.

Грамотное проведение специальной оценки условий труда с минимальным количеством погрешностей – это большие затраты времени, сил и финансов. Работодателю необходимо подготовить основательный пакет документации, учесть массу нюансов, подключить сотрудников. На деле – это важная задача, позволяющая обеспечить охрану здоровья сотрудников, минимизировать факторы вредного воздействия на организм работника, начисление денежной компенсации, позволяющей улучшить состояние здоровья сотрудника, занимающего сопряженную с риском должность.

Краткий ликбез относительно порядка проведения спецоценки позволит работодателю определиться с самым ответственным моментом. Будет ли он участвовать лично при выполнении СОУТ или доверит столь важную миссию своим специалистам. Делегируя часть обязанностей на сотрудника, руководитель предприятия освобождает свое время для решения других не менее важных вопросов, но рискует не получить важную информацию о своих рабочих местах. Выбор зависит от приоритетов.

Обращаясь в нашу компанию, вы получите полный спектр услуг по сопровождению специальной оценки условий труда. Специалисты обладают обширным опытом в проведении СОУТ любой сложности. Необходимая документация будет подготовлена в кратчайшие сроки, а оценка пройдет на высшем уровне.

Этапы проведения СОУТ

Процедура предполагает проведение четырех последовательных этапов, длительность которых существенно различается. Коротко о том, что входит в процедуру на каждом этапе:

  • подготовительный — наиболее продолжительный и объемный, в течение которого составляется список всех рабочих мест и сроков осуществления по ним СОУТ, а также подбор экспертной организации-оценщика и обеспечение документального сопровождения;
  • технический — инструктаж по ТБ для экспертов, организация замеров на рабочих местах; именно на этом этапе можно проверить карты и заключения и исправить закравшиеся ошибки и неточности (в подписанном отчете исправления не допускаются);
  • организационный — составление планов по практическому применению результатов проверки с изданием соответствующего приказа;
  • заключительный — подача деклараций в инспекцию труда (до 30-ти раб. дней с даты утверждения отчета) и в Фонд социального страхования.

На заключительном этапе также происходит ознакомление работников с новыми картами СОУТ (письменно).

Спецоценка рабочих мест в 2022 году: последние изменения

Власти скорректировали порядок проведения экспертизы условий труда. Изменения начнут действовать с 1 марта 2022 года. По-новому надо будет считать сроки действия СОУТ. Но и это еще не все. Рассмотрели, что нового в спецоценке условий труда. Понятие «спецоценка условий труда» введено в оборот с 2014 года. Эта экспертная процедура заменила устаревшую аттестацию рабочих мест. По результатам СОУТ конкретному рабочему месту присваивается класс или подкласс трудовых условий. На основании экспертного заключения: Устанавливают размеры страхового обеспечения , уплачиваемого работодателем в пользу наемных работников . Чем более лучшие условия труда обеспечит работодатель, тем меньше ему придется доплачивать в бюджет. Применяют дополнительные гарантии и компенсации к персоналу , занятому на «особых» условиях (опасность, вредность). В частности, денежные надбавки, дополнительное время отдыха и сокращенный рабочий день.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ устанавливает единый порядок, по которому производится оценка условий труда на рабочем месте в 2021 году. Кто должен проводить СОУТ, прописано в ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Это все работодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ.

Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

  • С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
  • Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
  • Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
  • У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
  • С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда в 2015 году

Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2015 г. административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ. Но основании этой статьи работодателя могут наказать в том числе за непроведение специальной оценки условий труда:

  • организации — штрафом от 30 до 50 тыс. руб. или приостановлением деятельности до 90 суток;
  • индивидуальных предпринимателей — штрафом от 1 до 5 тыс. руб. или приостановлением деятельности до 90 суток;
  • должностных лиц организации — штрафом от 1 до 5 тыс. руб. или дисквалификацией от 1 до 3 лет (при повторном нарушении).

С 1 января 2015 г. в КоАП РФ добавляется новая ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:

  • организацией — предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. руб.; штраф от 100 до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
  • индивидуальным предпринимателем — предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. руб.; штраф от 30 до 40 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
  • должностными лицами — предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. руб.; штраф от 30 до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет (при повторном нарушении).

Опыт работ в Нижнем Новгороде и Нижегородской области

В этом разделе указаны города и районы, где мы проводили работы по данному направлению деятельности. Нажмите «География работ» или выберите этот пункт в главном меню наверху страницы, чтобы ознакомиться с опытом работ нашей организации по всем направлениям.

Год Область Район Город Вид работ
2013 Нижегородская г.Нижний Новгород Аттестация рабочих мест по условиям труда (закрыто)
2014 Нижегородская г.Нижний Новгород Специальная оценка условий труда

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Шаг 4. Подготовиться к проверке

Подготовка к процедуре заключается в необходимости проверить места работы и собрать всю техническую информацию, относящуюся к производственным процессам (для передачи организации, которая будет проводить СОУТ), проинформировать сотрудников о предстоящей спецоценке и предоставлении доступа в необходимые помещения. Организация, занимающаяся оценкой, объясняет порядок процедуры. При спецоценке в офисе основным показателем, подлежащим измерению, становится освещение, поэтому нужно проверить наличие:

  • работающих ламп в осветительных приборах;
  • настольных ламп;
  • документации на персональные компьютеры, так как они — источник излучения, являющегося вредным фактором.

Шаг 6. Получить от исполнителя отчет и утвердить его

По результатам оценки эксперт готовит пакет документов в виде отчета. Форма утверждена приложением 3 к Приказу 33н. В этом же документе содержится инструкция по заполнению формы.

Отчет должен включать следующие документы:

  • сведения об организации, которая провела оценку;
  • перечень проверенных рабочих мест (с указанием определенных вредных факторов);
  • карты спецоценки с информацией о присвоенном классе по условиям труда;
  • протоколы проведенных исследований и измерений;
  • протокол определения степени эффективности средств защиты;
  • единую ведомость спецоценки;
  • перечень мероприятий по оптимизации условий труда;
  • экспертное заключение.

Порядок проведения СОУТ

Согласно методике проведения СОУТ все замеры и исследования осуществляет организация, с которой у работодателя заключен договор. Сам работодатель только присутствует при замерах и может:

  • требовать обоснования соответствующих результатов;
  • обжаловать результаты в федеральную инспекцию труда.

Кроме того, работодатель обязан:

  • предоставить представителям организации необходимые им сведения, которые могут характеризовать условия труда на рабочих местах, включенные в график проведения спецоценки;
  • никаким образом не мешать представителям организации осуществлять замеры и исследования.

Спецоценка условий труда: какие штрафы за непроведение

За нарушения, связанные со спецоценкой, наказывают:

  • предупреждениями;
  • административными штрафами;
  • дисквалификацией для должностных лиц;
  • приостановкой деятельности для организаций или ИП.

Причем наказать могут как компанию, которая не проводила или не так проводила спецоценку своих рабочих мест, так и предприятие, занимавшееся поиском и исследованием вредных и опасных факторов.

Карательные меры описываются в КоАП РФ. Для организаций, их должностных лиц и ИП это ст. 5.27 и 5.27.1. Первая касается общих нарушений трудового законодательства. А вторая – конкретно спецоценки. Смотрите в таблице, кого и на сколько могут оштрафовать.

Читайте также:  Масштабные «антикризисные» изменения в НК РФ 2022

Таблица 5. Какая ответственность за нарушения в сфере СОУТ для тех, кто оценивает свои рабочие места

В чем суть нарушения по КоАП РФ

Кто будет наказан

Как именно

Не соблюли трудовое законодательство, например, не прописали в трудовом договоре условия труда (п. 1 ст. 5.27)

Должностное лицо

Предупреждение или штраф 1–5 тыс. руб.

ИП

Организация

Предупреждение или штраф 30–50 тыс. руб.

Повторно нарушили трудовое законодательство, причем уже были наказаны за такое (п. 2 ст. 5.27)

Должностное лицо

Штраф 10–20 тыс. руб. или дисквалификация 1–3 года

ИП

Штраф 10–20 тыс. руб.

Организация

Штраф 50–70 тыс. руб.

Не провели спецоценку или не соблюли порядок ее проведения (п. 2 ст. 5.27.1)

Должностное лицо

Предупреждение или штраф 5–10 тыс. руб.

ИП

Организация

Предупреждение или штраф 60–80 тыс. руб.

Повторно нарушили требования в сфере СОУТ, причем уже были наказаны за такое (п. 5 ст. 5.27.1)

Должностное лицо

Штраф 30–40 тыс. руб. или дисквалификация 1–3 года

ИП

Штраф 30–40 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Организация

Штраф 100–200 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

I Определяем опасные факторы

Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…

Специальная оценка условий труда СОУТ — это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:

1. Вредных производственных факторов;
2. Опасных производственных факторов;
3. Тяжести труда;
4. Напряженности труда.

Что такое вредный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).

Что такое опасный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.

Что такое тяжесть труда?

— это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.

Что такое напряженность труда?

— это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке «ловит» замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:

√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.

1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.

2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.

3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.

4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:

• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.

При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.

Специальная оценка условий труда в 2022 году

Все уже наслышаны, что с 1 марта 2022 года вводятся в действие поправки в Трудовой кодекс РФ, касающиеся охраны труда (Федеральный закон от 02.07.2021 N 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»). В связи с этим подготовлено много сопутствующих НПА.

Но что же именно изменится в процедуре проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах и насколько важные эти изменения?

  • Вводятся новые понятия, которые позволяют выделить процедуру оценки профессиональных рисков.

Статья 209 ТК РФ будет представлена в новой редакции, добавлен термин «опасность«, сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда — предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников.

Как это отразится на специальной оценке условий труда в 2022 году?

Если на рабочем месте установлен 4 класс условий труда (опасный), работодатель обязан приостановить работу.

При этом, в случае, выявления такой опасности на рабочих местах за работниками на время приостановки работ сохраняется место (должность) и средний заработок.

Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторной специальной оценки условий труда, которая подтвердит снижение уровня опасности.

Интересно, как это будет реализовано на практике? Ведь существуют такие рабочие места как пожарные, сотрудники подразделений МЧС и другие рабочие места, чья деятельность связана с высоким риском для здоровья и жизни. По решению комиссии, на таких рабочих местах измерения не проводятся и им присваивается 4 класс условий труда (опасный).

Много было разговоров, ведь давно пора было для таких мест принять «Особенности проведения специальной оценки условий труда». Однако, для таких рабочих мест специальная оценка условий труда пока что проводится на общих основаниях.

Может быть после вступления в силу изменений 1 марта 2022 года дело пойдёт быстрее? Будем ждать разъяснений от Минтруда.

  • С 1 марта 2022 года планируются также изменения в сам ФЗ 426 другим Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» в части совершенствования оказания государственных услуг и цифровой трансформации», проект этого ФЗ пока что не внесен на рассмотрение в ГД РФ, но скорее всего, его примут.

Что нас ждет с 1 марта 2022 года в специальной оценке условий труда? Как будет реализована так называемая «цифровая трансформация»?

  • Отчеты по специальной оценке условий труда можно будет не печатать, а подписывать в электронном виде с использованием электронной подписи.

Вроде бы звучит здорово… больше не надо печатать кучу бумаги, сидеть подписывать… НО

Читайте также:  Новые правила уплаты НДФЛ с 2023 года: о чем нужно знать предпринимателям

Отчет по СОУТ это не только карты и сводные документы, но еще и протоколы измерений факторов на рабочих местах.

Протоколы измерений выдаются аккредитованной в национальном органе лабораторией и подписываются не одним человеком, а порой, и не двумя. То есть какая-то часть отчета должна быть подписана одними людьми, другая часть – другими.

Цепочка подписания документов примерно такова:

1 – получение подписанных ЭЦП протоколов измерений от лаборатории (здесь мы опустим факт внутренней кухни лабораторий)

2 — составление отчета по СОУТ экспертом, подписание ЭЦП эксперта всех нужных документов

3 — передача отчета Заказчику, ВСЕ члены комиссии которого, должны просмотреть и подписать отчет

4 – а далее должно быть ознакомление сотрудников с отчетом… а как ознакомить конкретного сотрудника с конкретной картой СОУТ? Если весь отчет по СОУТ в электронном виде?

Вопросов много, ответов пока что нет.

Не будем забывать тот факт, что Россия страна большая, до сих пор остаются такие места, где на столах стоят факсы, а про ЭЦП никто и не слышал.

Идея с цифровизацией хорошая, за цифровыми технологиями всё-таки будущее, но хромает реализация.

Ну что ж… Будем по старинке печатать на бумаге, благо- это нам никто не запрещает.

  • Перечень сведений во ФГИС СОУТ и функционал ФГИС СОУТ хотят расширить.

Объектом учета Федеральной государственную информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) дополнительно станет уникальный номер записи об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в реестре аккредитованных лиц ФСА.

Информацию из реестра организаций, проводящих СОУТ, и реестра экспертов можно будет получить онлайн путем формирования выписки из ФГИС СОУТ.

Сейчас реестр организаций, проводящих СОУТ и реестр экспертов есть на сайте Минтруда. А проверить внесены ли сведения во ФГИС СОУТ, о проведенной именно у Вас специальной оценке условий труда, можно там же онлайн, введя свой ИНН и ОГРН в специальную форму. Это всё в абсолютно свободном доступе для всех пользователей.

Обещают возможность автоматических выписок из реестров Минтруда – для работодателей это плюс, упрощает поиск подходящей организации для проведения СОУТ.

Также объектом учета ФГИС СОУТ в отношении работодателя станут результаты оценки профессиональных рисков. А результаты проведения специальной оценки условий труда смогут применяться для: оценки, выявления и управления профессиональными рисками (в настоящей редакции только оценки уровней профессиональных рисков).

Свяжут ли как-то две процедуры в одну? СОУТ и риски? Или это выльется во что-то новое един��е? Пока что неизвестно. Но, именно эти изменения вступают в силу только с 01 марта 2023 года. Время есть.

  • Организации, проводящие СОУТ обязаны сообщать о своих внутренних изменениях

А именно:

  1. Сведения о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории;
  2. Сведения об изменении состава экспертов.

Эти сведения должны передаваться через ФГИС СОУТ в течение 10 рабочих дней с даты наступления этих случаев.

Сейчас сведения о работниках и сведения об области аккредитации передаются только во ФГИС Росаккредитации – это сведения касательно только лаборатории. Теперь придется передавать сведения еще и об экспертах в Минтруд. Работы прибавится.

  • Новое в рассмотрении разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и результатам ее проведения.

С 1 марта 2022 года Минтруд более не будет рассматривать разногласия, если:

А) кто-то уже успел показать результаты экспертизы СОУТ в суде и судебное решение уже принято;

Б) если экспертиза проведена по отчету СОУТ 2-летней (и более) давности.

В тоже время, подать отчет по специальной оценке условий труда на экспертизу, по-прежнему, можно когда угодно. А оспорить- уже нет.

Интересно получается, ведь иногда, и в самих заключениях по экспертизе проведенной СОУТ бывают ошибки. Теперь идти только в суд.

  • С 1 марта 2022 года вступают в силу также много подзаконных НПА. Пока что проекты.
  • Изменится порядок регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (касается не только допуска «новеньких», но и в случае приостановки и возобновления деятельности «стареньких»)

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда».

Что нового?

  • Сроки рассмотрения заявлений сократят до 7 рабочих дней со дня регистрации заявления (сейчас это 20 рабочих дней).

Также, в этом проекте говорят еще раз, что все организации, проводящие СОУТ, обязаны передавать сведения о своих изменениях (в части области аккредитации и состава экспертов) в течение 10 рабочих дней с даты наступления этих событий. Документы передаются в Минтруд либо на бумаге либо электронно, подписанные ЭЦП (тут, однако, не указано, что через ФГИС, но это только проект, могут и дополнить).

В течение 7 рабочих дней Минтруд обязан внести изменения в реестре.

  • Сертификат эксперта можно будет формировать электронно через ФГИС СОУТ.

(Проект приказа Минтруда России «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда»)

Старые сертификаты, которые на бумаге, конечно будут действовать до срока их окончания.

Это плюс, ведь бумажный сертификат в реальности лежит просто пылится в папочке.

Электронные номера сертификатов будут присваиваться информационной системой учета в автоматическом режиме начиная с номера, следующего за последним номером сертификата эксперта, выданного на бумажном носителе.

Интересно, а номер в реестре экспертам всё таки оставят прежним или нет?

  • Изменения касательно подачи декларации соответствия условий труда с 1 марта 2022 года


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *