Ограничение оборотоспособности земельного участка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ограничение оборотоспособности земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со ст. 129 ГК РФ, регулирующей вопросы оборотоспособности объектов гражданских прав, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Продажа и аренда земельных участков сельскохозяйственного назначения субъекта РФ
В случае продажей сельскохозяйственных земель субъектов Российской Федерации первоочередное право выкупа таких земельных участков по установленной цене отходит муниципальным образованиям.
Исключению служит продажа сельскохозяйственных земель на публичных торгах.
В аренду передаются сельскохозяйственные земли из долевой собственности, находящиеся на кадастровом учете. Находящиеся по договору в аренде у гражданина и/или юридического лица земли сельскохозяйственного назначения более 3-х лет могут быть приобретены последними по рыночной или законодательно установленной стоимости при условии использования таких земель исключительно по прямому назначению.
Минимальные, равно как и максимальные, размеры земельных участков, находящихся в аренде гражданина или юр. лица, не ограничиваются.
Предприятия как имущественные комплексы
Земельный участок, как важное составляющие предпринимательской деятельности используются для разных видов деятельности, в том числе и непредпринимательской, а вот в случае с предприятием как имущественным комплексом последнее, как и вещное право, может использоваться исключительно для осуществления предпринимательских целей. Право на владение, пользование и распоряжение объектами такой категории имеет свои важные отличительные особенности, выявление и объективное выражение которых требует специфических знаний в области аудита, оценки, бухгалтерии и т.п. знаний.
Владение вещами и объектами, находящимися в составе предприятий, осуществляется через инвентаризацию и балансовую оценку.
Использование вещей происходит в виде потребления в процессе производства и распоряжение последними подлежит государственному контролю, в том числе налоговому. Эта особенность относится ко всем предприятиям, включая государственные и муниципальные предприятиям, чей статус регламентируется положениями Гражданского кодекса РФ, соответствующими законодательными актами и правительственными постановлениями.
Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.
Выделяют следующие методы правового регулирования:
1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;
2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.
Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.
Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.
Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).
Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.
Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.
Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.
Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.
На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.
Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.
Правовое регулирование сделок с земельными участками
1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
2. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)
3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 06.06.2019 N 138-ФЗ)
1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
2.-3. Пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ)
Абзац второй — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 336-ФЗ)
Абзацы 3. — 4. — Исключены. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)
Абзац 6. — Исключен. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)
При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
В случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных статьями 3 и (или) 4 настоящего Федерального закона, к наследникам применяются требования, установленные статьей 5 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
Справочник строителя / Правовые аспекты
Чтобы полноценным образом вникнуть в тему, связанную с особенностями оборота земель сельскохозяйственного назначения, целесообразно разобрать земельную реформу в России, которая началась примерно в XX — XXI вв. непосредственно с принятия ЗК РФ. Стоит заметить, что она предполагала адекватное реформирование всей совокупности действующих тогда нормативно-правовых актов, которые регулировали земельные отношения. Столь детальный подход связан в первую очередь с переходным периодом в экономике и, соответственно, с развитием института частного вида собственности. Вторым фактором является значительный объем противоречий в прошлом действовавших нормативных актах и новом Законе РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Одним из самых дискуссионных вопросов, относящихся к реформированию земельного законодательства, считается вопрос принятия закона, который устанавливает статус земель сельхоз. типа, так как эта категория земельных участков традиционно выступает как одна из наиболее ценных. Только после длительных дебатов приняли Федеральный Закон № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с нормами Закона № 101 «об обороте земель сельскохозяйственного назначения» субъекты РФ реализуют правовое регулирование согласно следующим вопросам:
- Выявление момента, запускающего приватизацию участков сельскохозяйственного типа (п.4 ст.1).
- Определение случаев безвозмездного предоставления физическим лицам в общую собственность угодий сельскохозяйственного типа, которые находятся в бессрочном (постоянном) пользовании сельскохозяйственных структур. Формирование списка ФЛ, которые вправе получить определенные доли территории, то есть регулирование оборота долей земель сельскохозяйственного назначения (п.4 ст10).
- Порядок выявления размера доли земли (п.4 ст. 10).
- Определение минимальных размеров участков из всех территорий сельскохозяйственного типа, которые считаются вновь образованными. Сюда целесообразно отнести и выделяемые в счет долей в праве общей собственности (п. 1 ст. 4).
- Выявление пределов минимальных размеров участков земли для орошаемых искусственным образом сельхоз. угодий, а также других осушаемых территорий (п. 1 ст.4).
- Определение максимальной площади угодий, расположенных в одном муниципальном районе. Стоит отметить, что они могут быть собственностью одного юридического или физического лица. Однако общий размер не может быть меньше 10 % от всей площади угодий, которые расположены в одном муниципальном районе на время получения или предоставления участка земли (п. 2 ст. 4).
- Установление менее значимого периода аренды участка из земельных территорий сельскохозяйственного значения (п. 3 ст.9).
ФЗ, который не раз упоминался выше, закреплено 5 принципов регулирования оборота сельскохозяйственных земельных участков. Важно отметить, что возникли они в процессе рассмотрения одного из законопроектов в Государственной думе РФ по итогам деятельности трехсторонней рабочей группировки, занимающейся разработкой статей «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Целесообразно дополнить, что в данном проекте принципов не было вовсе.
Итак, первый принцип оборота земель сельскохозяйственного назначения предусматривает сохранение целевого применения участков земли. Это своеобразная интерпретация общеотраслевого правила для земельного законодательства. Следует отметить, что положение закреплено в первой статье Земельного кодекса: классификация земельных участков в строгом соответствии с назначением по цели использования на определенные категории, согласно которому их режим в сфере права устанавливается исходя из принадлежности к определенным категориям, а также из разрешенного применения по зонированию территорий и требований действующего законодательства.
Дополнительным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения в данном случае выступает правило приоритета сохранения особо ценных земельных территорий, а также охраняемых площадей, в соответствии с которым изъятие ценных сельскохозяйственных участков земли, территорий лесного фонда (сюда относятся лишь леса первой группы), особо охраняемых природных площадей и объектов, а также земель, которые заняты объектами культурного наследия, запрещается или ограничивается в порядке, определенном федеральными законодательными актами.
Сохранение целевого применения участков земли осуществляется посредством системы мер гос. регулирования, которые устанавливают ограничения, связанные с изменением целевого назначения сельскохозяйственных земель. Помимо этого, применяются меры юридической ответственности, как правило, за нарушения законодательства, действующего на территории страны. Необходимо заметить, что в совокупность факторов изменения назначения по цели использования земли входит возложение обязанностей на физических и юридических лиц, которые получают сельскохозяйственные участки в качестве территорий для использования в собственных целях, не относящихся к ведению с/х (ст.58 ЗК РФ).
Второй особенностью оборота земель сельскохозяйственного назначения (по «Гарант», специальной системе для совершения сделок) является ограничение общей площади земли, занятой под сельскохозяйственные угодья. Стоит дополнить, что тот или иной участок может быть собственностью физического лица, а также лиц, зависимых от него. Иными словами, речь идет о воспрепятствовании формированию латифундий там, где на��одится одно административно-территориальное образование субъекта РФ. Согласно названному принципу, меры, связанные с ограничением размера общей площади земли, должны устанавливаться исключительно в отношении угодий сельскохозяйственного типа, то есть относительно самой ценной составляющей земель сельскохозяйственного типа, а не всех земельных участков данной категории.
Необходимо заметить, что эти ограничения зачастую актуальны лишь в пределах единственного административно-территориального формирования субъекта РФ, допустим, административного района. Определенные нормы права, реализующие второй принцип, есть в ст. 4, 5 и 11 Федерального закона.
Следующие особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения (3 и 4) направлены на установление преимущественного права, принадлежащего субъекту РФ, на приобретение участка земли или его продажу. Сюда целесообразно отнести и долю в праве общ. собственности в случае возмездного отчуждения земли. Важно отметить, что соответствующие положения раскрыты в ст.8 и 12 ФЗ.
С точки зрения регулирования оборота земельных участков сельхоз. типа, со стороны государства представленные принципы в полной мере обеспечивают преодоление целого ряда важнейших задач:
- Они позволяют государству в лице определенных субъектов РФ или муниципальным образованиям (в установленных действующим законодательством случаях) принимать пассивное или активное участие на рынке земли и тем самым контролировать данный рынок.
- Участие на рынке земли позволяет максимально быстро и оперативно получать необходимые сведения, другими словами, вести мониторинг рынка.
- Механизм осуществления преимущественного права приобретения препятствует скрытию, а также занижению формирующихся в действительности цен на землю.
Однако интересно отметить, что представленный в заключительном пункте механизм несколько затрудняет реализацию сделок с землей. Дело в том, что он существенно увеличивает период их совершения. В первую очередь это относится к обороту долей в праве общ. собственности в случае возмездного ее отчуждения территории.
Оборот земельных участков по законодательству Российской Федерации
Система принципов земельного права:
- непосредственно регулирует земельные отношения;
- выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании конкретного земельного правоотношения;
- определяет основные направления, служит ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения;
- обеспечивает системность земельно-правового регулирования;
- служит правовым индикатором соответствия земельной политики социально-экономическим интересам субъектов земельных правоотношений.
К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и защита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма (с учетом международных и национальных интересов); принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за земельные правонарушения и др. Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые определены спецификой объекта земельного фонда РФ, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель (в ЗК РФ определены 7 категорий земель).
Анализ современного земельного законодательства позволяет выделить следующую систему принципов (перечень принципов закреплен в ст.1 ЗК РФ):
- учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, если это не наносит ущерб окружающей среде;
- приоритет охраны жизни и здоровья человека;
- участие граждан, общественных и религиозных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю;
- единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
- приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
- платность использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;
- деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
- разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
- дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.Федеральными законами могут быть установлены и иные принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципам.
Правовое регулирование образования земельных участков.
Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении ЗУ или выделе из ЗУ, а также из земел ЗУ, находящихся в гос. или мун.собственности.
При разделе ЗУ образуются несколько ЗУ, а ЗУ, из которого при разделе образуются ЗУ, прекращает свое существование. У собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела ЗУ.
Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из ЗУ, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько ЗУ. При этом ЗУ, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный ЗУ). При выделе ЗУ у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел ЗУ, возникает право собственности на образуемый ЗУ и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный ЗУ.
При объединении смежных земельных участков образуется один ЗУ, и существование таких смежных ЗУ прекращается. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый ЗУ. При объединении ЗУ, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые ЗУ.
При перераспределении нескольких смежных ЗУ образуются несколько других смежных ЗУ, и существование таких смежных ЗУ прекращается. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые ЗУ в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
ЗУ, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются ЗУ (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты гос.регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них ЗУ. Целевое назначение ЗУ при этом не меняется.
ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Земельный участок, как важное составляющие предпринимательской деятельности используются для разных видов деятельности, в том числе и непредпринимательской, а вот в случае с предприятием как имущественным комплексом последнее, как и вещное право, может использоваться исключительно для осуществления предпринимательских целей. Право на владение, пользование и распоряжение объектами такой категории имеет свои важные отличительные особенности, выявление и объективное выражение которых требует специфических знаний в области аудита, оценки, бухгалтерии и т.п. знаний.
Владение вещами и объектами, находящимися в составе предприятий, осуществляется через инвентаризацию и балансовую оценку.
Использование вещей происходит в виде потребления в процессе производства и распоряжение последними подлежит государственному контролю, в том числе налоговому. Эта особенность относится ко всем предприятиям, включая государственные и муниципальные предприятиям, чей статус регламентируется положениями Гражданского кодекса РФ, соответствующими законодательными актами и правительственными постановлениями.
Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются актуальными для всех слоев населения — как обладающих, так и не обладающих земельными участками. Основной закон Российской Федерации — Конституция РФ, содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства.
Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:
ст.9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
ст.36 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
ст.42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
ст.58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
ст.72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.
Статья 36 (ч.2), например, устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем, в общественных интересах указанная статья вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы при этом не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц.
В то же время ст.72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится земельное законодательство (п.«к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей (п.«в») [1].
Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений, представляют собой также положения Конституции РФ [1]:
[3]
о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст.8); о равенстве всех перед законом и судом (ст.19);
об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57) и некоторые другие.
Вступивший в силу 30 октября 2001г. Земельный кодекс РФ вслед за Гражданским (ст.3 ГК РФ) исходит из понятия законодательства в узком смысле, определив в п.1 ст.1, что земельное законодательство представляет собой совокупность Земельного кодекса, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации [3,6].
Земельный кодекс 2001г. является головным отраслевым законом, обладающим приоритетом в регулировании земельных отношений. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991г. давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей была отменена еще в 1993г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ [1,7]. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами. Отныне содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии со ст.5 Федерального закона от 25 октября №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются [19].
Новый Земельный кодекс разграничил полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области регулирования земельных отношений, определил виды прав на землю, основания их возникновения и прекращения, установил особенности оборота земельных участков, зафиксировал правовой режим каждой из категорий земель.
Разграничив компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, Земельный кодекс в ст.9 отнес к ведению Федерации:
- — установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
- — установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
- — государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;
- — установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
- — изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;
- — разработку и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
- — управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности);
- — иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, федеральными законами.
Упоминаемые в ст.9 иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации другими федеральными законами, закреплены, в частности, в Водном кодексе 1995г. [2], Лесном кодексе 1997г. [8], Законах об охране окружающей среды 2002г. [13], о плате за землю 1991г. [10], об основах градостроительства в Российской Федерации 1992г. [11], о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах 1995г. [17], об особо охраняемых природных территориях 1995г. [14], о мелиорации земель 1996г. [12], о государственном регулировании агропромышленного комплекса 1997г. [15], о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами 1997г. [16].
Тесты по теме Земельное право с ответами
+ Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов органов исполнительной власти субъектов РФ, актов органов местного самоуправления в пределах их компетенции;
— из Конституции РФ, Земельного кодекса РФ и других федеральных законов;
— из международных договоров РФ, Конституции РФ и федеральных законов.
2 — тест. Предметом земельного права являются:
+ общественные отношения, возникающие по поводу и в связи с предоставлением, пользованием и охраной земельных участков;
— права и обязанности субъектов земельного права;
— те направления общественной жизни, в которых действуют нормы земельного законодательства.
3. Собственник земельного участка имеет право:
+ строить сооружения и здания согласно целевому назначению участка;
— на доходы от продажи урожая арендатора своего земельного участка;
— игнорирование противопожарных нормативов при строительстве жилого дома.
4. Земельное право относится к:
5.Тест. Земельное право является:
+ самостоятельной отраслью права;
— подотраслью гражданского права;
— институтом конституционного права.
6. Земельный участок как объект права представляет собой:
+ участок земной поверхности, относящийся к категории недвижимости и обладающий признаками, которые позволяют определить его как индивидуально определенную вещь;
— часть почвы, который находится в всеобщем пользовании;
— движимое имущество, которое разрешено в гражданском обороте.
7. Что из указанного регламентируется Особенной частью земельного права?
+ Правовой режим земель запаса;
— Регулирование оборота земельных участков;
— Вещные права на земельные участки.
Тесты по теме Земельное право с ответами
+ Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов органов исполнительной власти субъектов РФ, актов органов местного самоуправления в пределах их компетенции;
— из Конституции РФ, Земельного кодекса РФ и других федеральных законов;
— из международных договоров РФ, Конституции РФ и федеральных законов.
2 — тест. Предметом земельного права являются:
+ общественные отношения, возникающие по поводу и в связи с предоставлением, пользованием и охраной земельных участков;
— права и обязанности субъектов земельного права;
— те направления общественной жизни, в которых действуют нормы земельного законодательства.
3. Собственник земельного участка имеет право:
+ строить сооружения и здания согласно целевому назначению участка;
— на доходы от продажи урожая арендатора своего земельного участка;
— игнорирование противопожарных нормативов при строительстве жилого дома.
4. Земельное право относится к:
5.Тест. Земельное право является:
+ самостоятельной отраслью права;
— подотраслью гражданского права;
— институтом конституционного права.
6. Земельный участок как объект права представляет собой:
+ участок земной поверхности, относящийся к категории недвижимости и обладающий признаками, которые позволяют определить его как индивидуально определенную вещь;
— часть почвы, который находится в всеобщем пользовании;
— движимое имущество, которое разрешено в гражданском обороте.
7. Что из указанного регламентируется Особенной частью земельного права?
+ Правовой режим земель запаса;
— Регулирование оборота земельных участков;
— Вещные права на земельные участки.
8. Разделение земель на отдельные категории согласно их целевому назначению – это принцип земельного права:
9. Кто из нижеперечисленных не может быть субъектом земельных правоотношений на территории Российской Федерации?
Тест. 10. Кто из указанных субъектов вправе иметь в собственности земельный участок на приграничной территории?
— лицо без гражданства;
— иностранное юридическое лицо.
11. Примером управомочивающей нормы в земельном праве является:
+ разрешение на посев сельскохозяйственных культур на своем участке;
— недопустимость реализовывать продукцию на землях, подвергшихся химическому загрязнению;
— предписание осуществлять охрану своих земель.
12. Что из нижеперечисленного не относится к категориям земель?
+ Земли особого правового режима;
— Земли иного специального назначения;
— Земли особо охраняемых объектов.
13. Какое из указанных утверждений верно?
+ Обязанность уплаты налога на землю ложится на собственника этой земли;
— Землепользователь может ухудшить плодородный слой почвы, если проводит работы на земельном участке;
— Обязанность сохранять межевые и геодезические знаки, установленные в соответствие с законом, сохраняется только за собственником земельного участка.
14. Что из перечисленного не является ограниченным вещным правом на землю?
— Право постоянного пользования.
15. Просека относится к землям:
16. Не является формой образования земельных участков:
17. Выдел земельного участка возможен, если:
+ земельный участок находится в долевой собственности;
— земельный участок находится в общей собственности супругов;
— земельный участок находился в муниципальной собственности.
18. Какое условие является обязательным при заключении договора купли-продажи земельного участка?
+ Прохождение государственного кадастрового учета;
— Наличие на сельскохозяйственном участке плодородной почвы;
— Отсутствие ограничений на пользование земельным участком в соответствие с разрешением.
19. На какой срок земельный участок может быть сдан в аренду законным представителем несовершеннолетнего, если последний получил землю в собственность в порядке наследования?
+ На срок до наступления его совершеннолетия;
— Такой срок законом не определен.
20. Права на земельные участки подлежат:
— оформлению в простой письменной форме.
21. Реквизиция земельного участка происходит, когда:
+ участок изымается для обеспечения жизненно важных интересов общества и государства при чрезвычайных обстоятельствах с возмещение собственнику убытков и выдачей соответствующих документов;
— участок изымается органами власти для государственных или муниципальных нужд;
— перестали существовать нужды общества, для которых был установлен публичный сервитут.
22. Конфискация земельного участка судом является:
23. Наблюдение, прогнозирование и оценка земель с целью установления их действительного состояния – это:
— кадастровый учет земель;
24. Объекты природы и культурного наследия, которые обладают особой ценностью, позволяют отнести земельный участок, на котором они расположены, к:
+ особо ценным землям;
— землям природоохранного назначения;
— землям рекреационного назначения.
25. Кто осуществляет признание права на земельный участок?
26. В какой форме проводятся торги по реализации земельных участков, которые являются государственной или муниципальной собственностью?
+ В форме аукциона;
— В форме запроса котировок;
— В форме конкурса.
27. Кто устанавливает публичный сервитут в случае, когда на земельном участке планируется построить дорогу регионального значения?
+ Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;
— Органы местного самоуправления городского округа;
— Федеральные органы исполнительной власти.
28. На какой срок устанавливается публичный сервитут при размещении железной дороги в туннеле?
+ На срок от 10 до 49 лет;
— На срок строительства указанной железной дороги;
— На срок до 1 года.
29. Если гражданин отказывается реализовывать свои права на принадлежащий ему земельный участок, влечет ли это также прекращение его обязанностей по использованию этого участка?
Общая характеристика сделок с земельными участками
1. Земельное законодательство регулирует оборот земельных участков тремя различными способами.
Во-первых, ограничение оборота земельных участков по объекту. В статье 27 ЗК РФ содержится перечень изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков.
Земельные участки, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. К ним относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
- 1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);
- 2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);
- 3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
- 4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
- 5) объектами организаций органов государственной охраны;
- 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
- 8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
- 9) воинскими и гражданскими захоронениями;
- 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К ним относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
- в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
- из состава земель лесного фонда;
- в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
- занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
- предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
- не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
- предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также — размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;
- занятые объектами космической инфраструктуры;
- расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
- предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
- загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
- расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
Во-вторых, ограничение оборота по субъектам. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица и совместные предприятия, доля иностранного капитала в которых превышает 50%, не могут быть собственниками земель:
- сельскохозяйственного назначения;
- особо охраняемых природных территорий;
- приграничных территорий, перечень которых устанавливается указом Президента РФ.
Договор залога (ипотеки) земельных участков
По договору о залоге (ипотеке) земельного участка одна сторона — залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного земельного участка другой стороны — залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.
Договор ипотеки должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения земельного участка. К договору об ипотеке земельного участка прилагается кадастровый паспорт земельного участка. В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой. Предмет ипотеки определяется в договоре указанием его наименования, места нахождения, целевого назначения, кадастрового номера и иных данных, достаточных для его идентификации.
По договору об ипотеке могут быть заложены земельные участки постольку, поскольку соответствующие земли на основании федерального закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ст. 62 Закона об ипотеке). Перечень изъятых и ограниченных в обороте земельных участков указан в ст. 27 ЗК РФ. Поэтому предметом договора об ипотеке обычно являются земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц и предоставленные для садоводства, животноводства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства, земельные участки личного подсобного и фермерского хозяйства, земельные участки, занятые зданиями, строениями или сооружениями и т.д. Ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится здание или сооружение, либо его части, функционально обеспечивающей данный объект.
Если земельный участок передан по договору аренды гражданину или юридическому лицу, арендатор земельного участка вправе отдать арендные права этого участка в залог в пределах срока договора аренды данного участка с согласия собственника земельного участка. Залог прав аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, арендатором такого земельного участка допускается в пределах срока договора аренды с согласия собственника земельного участка. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более пяти лет залог права аренды допускается без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. При общей долевой или совместной собственности на указанные земельные участки ипотека может быть установлена только на принадлежащий гражданину или юридическому лицу земельный участок, выделенный в натуре из земель, находящихся в общей долевой или совместной собственности.
Определенные особенности предусмотрены для ипотеки земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В данном случае предметом залога могут быть земельные участки, если они предназначены для жилищного строительства или для комплексного освоения в целях жилищного строительства и передаются в обеспечение возврата кредита, предоставленного кредитной организацией на обустройство данных земельных участков посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры. Решения об ипотеке таких земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, принимаются органами местного самоуправления, а об ипотеке участков, государственная собственность на которые не разграничена, — органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, наделенными полномочиями на распоряжение указанными земельными участками в соответствии с законодательством РФ.
В остальных случаях по договору об ипотеке не могут быть заложены земельные участки любой категории земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, не допускается ипотека части земельного участка, площадь которой меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения.
Примечательно, что ранее (до 10 февраля 2004 г.) не допускалась ипотека сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств. В настоящий момент в соответствии со ст. 7 Закона об обороте земель залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Законом об ипотеке, который никаких ограничений по этому вопросу не содержит.
Особенности обращения взыскания на заложенные земельные участки и их реализации указаны в ст. 68 Закона об ипотеке. На земельный участок, приобретенный при продаже на публичных торгах, аукционе или по конкурсу, распространяются требования о разрешенном использовании. Лицо, которое приобрело земельный участок при продаже на публичных торгах, аукционе или по конкурсу, вправе менять назначение участка лишь в случаях, предусмотренных земельным законодательством РФ, или в установленном этим законодательством порядке. Продажа и приобретение на публичных торгах, аукционе или по конкурсу заложенных земельных участков осуществляются с соблюдением установленных федеральными законами ограничений в отношении круга лиц, которые могут приобретать такие участки.
Не допускается обращение взыскания на заложенный земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения до истечения соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Это требование действует до 1 ноября года, в котором предусмотрено исполнение обеспечиваемого ипотекой обязательства или его части, если договором не предусмотрена иная дата.
Обращение залогодержателем взыскания на заложенный земельный участок и его реализация являются основанием для прекращения права пользования им залогодателя и любых иных лиц, владеющих таким земельным участком.
Внесение земельных участков в уставный капитал организации
Внесение земельных участков в уставный капитал организации является действием по формированию уставного капитала юридического лица, т.е., по сути, сделкой с земельным участком не является. Государственной регистрации подлежит не само внесение земельного участка или земельной доли, а переход права, произошедший в итоге внесения. С момента государственной регистрации прекращается право собственности лица, которое внесло в уставный капитал свой земельный участок или земельную долю. Соответственно, возникает право собственности юридического лица на соответствующее имущество.
Как любое имущество, земельный участок может быть внесен в уставный капитал организации различной организационно-правовой формы. Особенности внесения земельных участков в уставный капитал установлены ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности.
Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.
Условия передачи земельного участка, находящегося в долевой собственности, в уставный (складочный) капитал, местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в уставный (складочный) капитал, определяются решением общего собрания участников долевой собственности.