Соглашения о разделе продукции: критический анализ подходов арбитражных судов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соглашения о разделе продукции: критический анализ подходов арбитражных судов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со ст.13 Закона N 225-ФЗ (в ред. от 18.06.2001) инвестор при исполнении соглашения о разделе продукции, предусматривающего «традиционный» раздел произведенной продукции, уплачивал государству за пользование недрами, в том числе регулярные платежи (ренталс), установленные в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции. С принятием гл.26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ предполагалось заменить указанный платеж налогом на добычу полезных ископаемых, особенности исчисления и уплаты которого были установлены ст.346 НК РФ (утратила силу на основании ст.9 Закона N 65-ФЗ).
Налог на добычу полезных ископаемых
Таким образом, в настоящее время при выполнении соглашений, предусматривающих «традиционный» раздел произведенной продукции, налогоплательщиками уплачивается налог на добычу полезных ископаемых с учетом особенностей, установленных ст.346.37 НК РФ:
налоговая база определяется отдельно по каждому соглашению;
при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со ст.339 НК РФ;
налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 руб. за тонну.
Согласно ст. 2 Закона № 225-ФЗ, соглашение о разделе продукции – это договор, по которому РФ на возмездной основе и на установленный период предоставляет инвестору исключительные права искать, вести разведку и добывать полезные ископаемые на определенном участке, а инвестор, в свою очередь, должен проводить данные работы за собственные деньги и беря на себя риски. В договоре предусматриваются все возможные условия, касающиеся использования недр, включая раздел продукции между сторонами.
Из определения можно выделить особенности системы соглашений о разделе продукции. Во-первых, в качестве объекта выступают исключительные права инвестора. Они могут предоставляться лишь на геологические исследования или на проведение разведки и добычи, включая применение отходов производства и их переработку, или на возведение и эксплуатацию сооружений подземного типа или другие работы. При этом геологическое исследование может предшествовать последующим работам или осуществляться вместе с ними. В последнем случае говорят о совмещенном режиме. Но так или иначе, природные ресурсы включаются в оборот при предоставлении соответствующих прав.
Согласно ст. 7 Закона РФ № 2395-1, соответствующий участок представляет собой блок недр как горный отвод. Он расположен на земной поверхности и ограничен координатами. При определении границ учитывается пространство, на котором находятся ископаемые, расположение строительного участка и эксплуатационного, границы безопасных работ, охранные зоны, сдвижения пород, разносы бортов карьеров, разрезов и иные факторы, которые оказывают влияние на недра и земную поверхность во время геологического исследования и пользования недрами. В то же время к обязательному условию соглашения о разделе продукции относится возможность предоставления такого участка, который входит в специальный список. Он содержится в Законе «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» № 112-ФЗ.
Однозначно о том, в каком качестве выступает государство в рассматриваемом соглашении, законодательство не говорит. В Законе № 225-ФЗ оно описывается как равноправный участник правоотношений. В то же время есть и другая концепция, согласно которой государство не может передавать права пользования частникам в сфере недропользования, так как они относятся к исключительно государственной принадлежности. Поэтому соответствующие правоотношения с этой точки зрения являются административно-распорядительными. Данная концепция нашла отражение в Законе РФ № 2395-1. Хоть с 1995 г., когда был принят данный закон, многие нормы смягчились, концепция в целом осталась прежней. Недра предоставляются в пользование путем оформления государственного разрешения. При этом воля сторон ограничивается условиями, которые указаны в лицензии.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона № 225-ФЗ, пользование недрами может ограничиваться, приостанавливаться или прекращаться в соответствии с условиями соглашения. Подобные положения закреплены и в ч. 2 ст. 11 Закона РФ № 2395-1, в соответствии с которой лицензия дает возможность пользоваться недрами на условиях, указанных соглашением. Таким образом, разрешительный документ (лицензия) подчиняется условиям соглашения, так как должен ему соответствовать.
Статья 346.34. Основные понятия, используемые в настоящей главе
В целях настоящей главы используются следующие основные понятия:
инвестор — юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции (далее в настоящей главе — соглашение);
продукция — полезное ископаемое, добытое из недр на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, на участке недр, предоставленном инвестору, и первое по своему качеству соответствующее национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности;
произведенная продукция — количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации, добытой инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенной на количество технологических потерь в пределах установленных нормативов. При выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32 процентов общего количества произведенной продукции;
раздел продукции — раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»;
прибыльная продукция — произведенная за отчетный (налоговый) период при выполнении соглашения продукция за вычетом части продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции;
компенсационная продукция — часть произведенной при выполнении соглашения продукции, которая не должна превышать 75 процентов общего количества произведенной продукции, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации — 90 процентов общего количества произведенной продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов (возмещаемые расходы), состав которых устанавливается соглашением в соответствии с настоящей главой;
пункт раздела — место коммерческого учета продукции, в котором государство передает инвестору часть произведенной продукции, причитающуюся ему по условиям соглашения. При добыче нефти место коммерческого учета продукции определяется в случае транспортировки ее трубопроводным транспортом как место, в которое нефть по трубопроводу поступает на контрольно-измерительную станцию и в котором осуществляется измерение ее количества и определение качества, подсчет в качестве произведенной продукции и передача в систему магистрального трубопровода. В случае транспортировки нефти иным транспортом, чем трубопроводный, место коммерческого учета продукции определяется соглашением как место, в которое нефть поступает на контрольно-измерительную станцию и в котором осуществляется измерение ее количества и определение качества;
цена продукции — определяемая в соответствии с условиями соглашения стоимость продукции, если иное не установлено настоящей главой;
цена нефти — цена реализации нефти, которая указана сторонами сделки, но не ниже среднего за отчетный период уровня цен нефти сырой марки «Юралс», определяемого как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем отчетном периоде. Средние за истекший месяц уровни цен нефти сырой марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца доводятся через официальные источники информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отсутствии указанной информации в официальных источниках информации средний за истекший отчетный период уровень цен нефти сырой марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Статья 346.37. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений
1. Положения настоящей статьи применяются при выполнении соглашений, которые предусматривают условия раздела произведенной продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».
2. Налогоплательщики определяют сумму налога на добычу полезных ископаемых, подлежащую уплате, в соответствии с главой 26 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
3. Налоговая база при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса.
4. Налоговая база определяется отдельно по каждому соглашению.
5. Налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 рублей за одну тонну. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, — Кц.
Статья 346.40. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений
1. По налогам, предусмотренным статьей 346.35 настоящего Кодекса, налогоплательщик представляет в налоговые органы, в которых он состоит на учете, по местонахождению участка недр, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, предоставленного в пользование на условиях соглашения, налоговые декларации по каждому налогу, по каждому соглашению отдельно от другой деятельности.
Если участок недр, предоставляемый в пользование на условиях соглашения, расположен на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, налогоплательщик представляет налоговые декларации по налогам, предусмотренным статьей 346.35 настоящего Кодекса, в налоговые органы, в которых он состоит на учете, по его местонахождению.
Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.
4. Налогоплательщик ежегодно в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому, представляет в налоговые органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, утвержденные в порядке, установленном соглашением, программу работ и смету расходов по соглашению на следующий год.
По вновь введенным соглашениям в срок до начала работ налогоплательщик представляет в налоговые органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, утвержденные в порядке, установленном соглашением, программу работ и смету расходов по соглашению на текущий год.
В случае внесения изменений и (или) дополнений в программу работ и смету расходов налогоплательщик обязан представить указанные изменения и (или) дополнения в срок не позднее 10 дней с даты их утверждения в установленном соглашением порядке.
Соглашение о разделе продукции (СРП) 1.1. Правовая природа и порядок заключения соглашений о разделе продукции
Не буду углубляться в юридическую терминологию касательно природы и основных правовых принципов и источников, из которых происходит правовая природа СРП, потому что спорить и доказывать именно по этому вопросу можно бесконечно, и при этом каждый оппонент, отстаивающий свою позицию, будет по-своему прав, но делу это не поможет. Поэтому я остановлюсь лишь на том, что СРП является универсальным соглашением, объединяющим в себе принципы и нормы права нескольких отраслей права и регулирующим все основные аспекты деятельности сторон по разведке, добыче, транспортировке, продаже, налоговому учету природных ресурсов.
Если следовать букве закона, опираясь на Гражданский кодекс, то с уверенностью можно декларировать, что СРП является гражданско-правовым договором сродни договору аренды, по которому арендодатель передает арендатору во временное пользование контрактную площадь, на которой он намеревается производить углеводородные операции, т.е. разведку, добычу и прочие операции, которые сочтет необходимыми для осуществления углеводородной деятельности.
Но при этом СРП одновременно является и административным договором, по которому государство — одна из сторон СРП предоставляет подрядной стороне(-ам) право нефтегазовых операций на территории, принадлежащей государству со всеми природными ресурсами, содержащимися в ней.
Государство предоставляет гарантии и принимает на себя в соответствии с положениями СРП определенные обязательства и дает подрядчику гарантии.
Пункты СРП могут изменяться только по согласию сторон СРП.
Также следует отметить, что в Азербайджане СРП, пройдя ратификацию в высшем законодательном органе Азербайджанской Республики, приобретает статус закона, действующего на территории Азербайджана, со всеми вытекающими последствиями, которые устанавливают гражданско-правовые, налоговые, финансовые, таможенные и другие административные правоотношения, очерченные рамками СРП. Все, что не затрагивается предметом и положениями СРП и находится за рамками СРП, регулируется или действующим законодательством страны пребывания, или по соглашению сторон может быть выбрано устраивающее стороны законодательство или нормы права других государств.
Все сметы, проекты и программы, на основании которых будет осуществляться деятельность инвестора, должны быть утверждены в порядке, установленном в соглашении. Все операции и мероприятия по контракту выполняются в соответствии с российскими юридическими актами, отечественными стандартами и техническими нормами. Международные параметры должны пройти одобрение органами власти РФ. Контрактом определяются порядок, сроки и условия возврата территорий, которые были переданы инвестору и на которых он закончил поиск и разведку минерального материала. Все данные должны быть предоставлены на государственную экспертизу. Организация работ включает в себя также ведение отчетности и учета (налогообложение). Соглашение о разделе продукции предусматривает привлечение операторов, в качестве которых могут выступать юр. лица. Инвестор при этом несет перед государством ответственность имущественного характера за действия данных специалистов, как за собственные.