Информация и информатизация как объекты правового регулирования
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Информация и информатизация как объекты правового регулирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К объектам в области создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения относятся: информационные системы и информационные технологи, средства их обеспечения.
Существуют различные подходы к пониманию информации.
С точки зрения философии информация – это некое разнообразие, которое отражающий субъект создает об отражаемом; сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми.
Виды информации: 1)элементарная – на уровне атомов;
2) биологическая – создается живыми существами;
3) социальная – область человеческих отношений;
4) технико-кибернетическая – производная, созданная в результате деятельности машин и частично урегулированная правом.
С юридической точки зрения информация – сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах и сообщение о положении дел или о состоянии чего-либо.
Объектом правового регулирования может быть только та информация, которую человек извлекает из окружающей среды и отображает в своем сознании.
Выделяются следующие юридические свойства информации.
1. Физическая неотчуждаемость, так как отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование.
2. Обособленность – для включения в оборот информация используется в виде символов и знаков и таким образом она обособляется и существует отдельно от производителя.
3. Двуединство информации и носителя, т. е. понимание информации как вещи на материальном носителе.
4. Распространяемость – тиражирование.
5. Организационная форма информации – документ. Можно классифицировать информацию по различным основаниям.
1. По форме выражения – документированная. Это особая организационная форма выражения информации, основанная на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения.
В Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» документ определен как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.
В Федеральном законе от 20 февраля 1 995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
2. По источнику создания:
А) недокументированная – остается за пределами правового регулирования;
Б) правовая – создается в результате правотворческой деятельности, правоприменительной и правоохранительной деятельности:
– нормативная правовая информация;
– ненормативная правовая информация;
В) неправовая – создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм.
3. По степени доступа открытая информация (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов) и ограниченная информация (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау).
4. По кругу лиц массовая информация (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) и индивидуальная (информация является объектом гражданских прав).
Предмет информационного права – часть общественных отношений, которая связана с созданием, формированием, хранением, обработкой, распространением информации, а также общественные отношения, связанные с развитием в области формирования и управления информационными ресурсами, с развитием и использованием новых информационных технологий и технологий передачи информации в системах и сетях коммуникации, а также связанные с установлением мер по обеспечению безопасности в информационных сферах, включая в себя юридическую ответственность субъектов в названных областях.
Предметная область информационного права включает в себя процесс информатизации.
Процесс информатизации – организационная форма создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализацией прав субъектов.
Основные направления предмета информационного права:
• изучение понятийного аппарата информационного права, основных терминов и их дефиниций, применяемых в системе информационного права;
• исследования особенностей и характеристик информационного права как новой комплексной отрасли права;
• исследование структуры и состава отрасли информационного права как комплексной отрасли права, изучение взаимосвязей этой отрасли права с другими отраслями права в системе российского права;
• исследование информационно-правовых норм, особенностей их построения, оценка их полноты и качественного оформления;
• изучение информационных правоотношений как отношений особого рода, исследование особенностей поведения субъектов информационных правоотношений, прав, обязанностей и ответственности лиц – участников информационных правоотношений, юридических фактов;
• изучение особенностей и юридических свойств информационных объектов, по поводу которых возникают информационные отношения;
• исследование и разработка принципов информационного права, особенностей применения методов правового регулирования информационных отношений;
• изучение источника информационного права – информационного законодательства, судебных решений, других правоприменительных актов;
• систематизация и кодификация информационно-правовых норм, объединение их в институты и подотрасли информационного права;
• разработка теоретических основ и способов формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права;
• исследование практики применения и методов повышения эффективности норм информационного права. Правовая информатика – наука, изучающая информацию, информационные процессы и информационные системы в праве (или в правовой системе).
Объектами исследования в правовой информатике выступают:
1) информация в правовой системе как объект особого рода. Изучаются мотивация, основания и цели создания и использования информации; особенности и юридические свойства информации; проблемы оценки количества и качества информации, роль информации в принятии юридических решений;
2) информационные процессы – процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации;
3) информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии и средства их обеспечения, в том числе АИС, базы и банки данных, их сети, другие информационные технологии, используемые для правовых целей; создаваемые на основе средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций.
Правовые режимы информации, защищаемой в интересах личности, общества и государства
Конституция закрепляет принцип открытого получения и использования информации, кроме той ее части, доступ к которой ограничен в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На законодательном уровне регулируется охрана различных видов информации с ограниченным доступом, разглашение (утечка) которой может причинить вред интересам личности, общества и государства.
По правовому режиму информация ограниченного доступа делится на «государственную тайну» и «конфиденциальную информацию».
Государственную тайну составляют сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, разглашение или утрата которых может причинить ущерб обороноспособности и безопасности государства. Этот вид тайны, которой монопольно владеет государство, наиболее полно урегулирован нормами права.
Проведение радикальной экономической реформы привело к сужению сферы государственных экономических и научно-технических интересов, что отразилось на уменьшении объемов информации с грифом «государственная тайна» и значительном увеличении объемов конфиденциальной информации, защищаемой на корпоративном и личностном уровне.
Законодательством закреплен порядок отнесения сведений к государственной тайне, их засекречивания и рассекречивания.
Законом «О государственной тайне» определен перечень сведений, составляющих государственную тайну.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну – это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
Этот перечень закреплен в ст. 5 Федерального закона «О государственной тайне» № 5485-I от 21.07.93 г. (в ред. от 29.06.2004 г.).
Информационное право как отдельная отрасль права ставит своей задачей регулирование особой однородной группы общественных отношений, которые называются информационными отношениями.
Для того чтобы установить особенности этих отношений, надо ответить на вопрос о том, что же является общим для информационного права, объединяющим общественные отношения, регулируемые нормами этого права в единый комплекс? Конечно же, информация и информационные объекты как сложные объекты, обладающие спецификой при осуществлении прав, исполнении обязанностей и ответственности, возникающих по их поводу в информационной сфере. Однородность и особенности информационных отношений определяются особенностями и юридическими свойствами этих объектов, по поводу которых или в связи с которыми возникают информационные отношения. К таким объектам, как уже отмечалось, относятся информация и информационные объекты, а также информационные технологии, средства их обеспечения, средства связи и телекоммуникаций.
Совокупный и совместный анализ рассмотренной выше информационной сферы, деятельности субъектов в этой сфере, связанной с информацией и информационными объектами, с учетом соблюдения их прав и исполнения ими обязанностей, дает возможность выявить такую совокупность общих для данной сферы отношений, а также отношений по отдельным видам деятельности, систематизировать их по основным блокам.
Можно отметить, что особенности информационных отношений сводятся к тому, что эти отношения:
· возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при обращении информации;
· опосредуют государственную политику признания, соблюдения и защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;
· отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов правового регулирования при осуществлении информационных прав и свобод с учетом специфических особенностей и юридических свойств информации и информационных объектов.
Гражданско-правовой аспект информационных отношений объясняется особенностями реализации информационных прав и свобод, в первую очередь имущественных прав и прав собственности на информационные ресурсы в информационной сфере, осуществление которых определяется особенностями информации как объекта правоотношений.
Публично-правовой аспект информационных отношений объясняется необходимостью обеспечения гарантий осуществления информационных конституционных прав и свобод граждан, государственного управления информационными процессами формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной безопасности для достижения главной цели — обеспечение гарантий осуществления информационных прав и свобод.
Главное, что характерно для общественных отношений в информационной сфере, — то, что они возникают, развиваются и прекращаются при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов с учетом особенностей и свойств информации, проявляющихся в системе права.
Информационное право представляет ту форму, которая позволяет наиболее эффективно и полно осуществлять информационные права и свободы гражданина и человека, имея в виду наиболее качественное и эффективное информационное обеспечение потребителей информации, защиту гражданина, общества, государства от вредной, опасной информации и дезинформации, защиту прав и свобод каждого в информационной сфере.
Глобальной целью осуществления информационных прав и свобод, достигаемых посредством норм информационного права, можно считать создание условий для формирования гармонической и высокоинтеллектуальной личности, построения свободного и демократического общества и государства, обладающего информационным суверенитетом. Речь идет о создании общества, основанного на знаниях, принципах гармонического и интеллектуального развития каждого члена общества и общества в целом.
Заключая сказанное в данном разделе, можно отметить, что предмет правового регулирования информационного права составляют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов.
В дальнейшем будем определять информационные отношения как обособленную, однородную группу общественных отношений, возникающих при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов в порядке реализации каждым информационных прав и свобод, а также в порядке исполнения обязанностей органами государственной власти и местного самоуправления по обеспечению гарантий информационных прав и свобод.