Как восстановить границы земельного участка?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как восстановить границы земельного участка?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


После того как у человека возникает потребность в восстановлении ГЗУ, он нанимает специалиста по кадастровым работам. Затем с работником составляется договор, где указано место и время проведения межевых работ. Также наемщик обязуется предоставить работнику все необходимые документы на земельный участок, которые могут понадобиться в процессе работы.

Как разметить границы земельного участка для установки забора самостоятельно

В случае отсутствия споров с соседями и наличия более раннего межевания, установить границы земельного участка можно и самостоятельно. Для этого вы можете воспользоваться несколькими способами:

  • Установление границ своего земельного участка на местности. При этом вы можете отыскать следы межевания – колышки, обозначающие повороты, и по ним полностью восстановить разметку;
  • Установить границы земельного участка, используя его план. На нем нанесены все постройки и габариты, что позволяет путем замера проложить межу с точностью до 5 см;
  • Обратиться к плану застройки. Зная кадастровый номер своего участка, на карте в интернете вы сможете отыскать и его границы, размеры.

О практике рассмотрения судами земельных споров

17 января 2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

22 декабря 2011 г. № 9

О практике рассмотрения судами земельных споров

Изменения и дополнения:

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 сентября 2013 г. № 9 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.10.2013, 6/1333) ;

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2021 г. № 11 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.01.2022, 6/1821)

Обсудив практику рассмотрения судами земельных споров, в целях предотвращения судебных ошибок, правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

1. Обратить внимание судов, что споры, возникающие в сфере земельных отношений, подлежат разрешению с учетом положений Кодекса Республики Беларусь о земле, Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», актов Президента Республики Беларусь (в частности, указов от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», от 2 февраля 2009 г. № 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд», от 23 сентября 2011 г. № 431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков»), а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

Нормы гражданского и другого законодательства, регулирующие земельные правоотношения, применяются к этим отношениям, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель.

2. Судам надлежит иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о земле к исключительной компетенции судов относятся земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между участниками совместного домовладения, лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков.

Подведомственность земельного спора областному, Минскому городскому, городскому (города областного, районного подчинения), районному, сельскому, поселковому исполнительным комитетам (ч. 1 ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о земле) не лишает гражданина права на обращение в суд.

3. Разъяснить судам, что в порядке искового производства подлежат рассмотрению в судах требования о признании недействительными сделок с земельными участками, о признании недействительной государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования земельного участка, возникновения, перехода, прекращения прав на земельные участки, о праве на земельный участок в связи с продажей его с торгов, споры, возникающие из договора аренды земельного участка, о земельном сервитуте, о взыскании затрат на осуществление возврата самовольно занятого участка, о возмещении убытков землепользователям-гражданам при изъятии земельных участков, иные споры о праве, возникающие из земельных отношений.

4. Жалобы граждан на действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц, к компетенции которых относится принятие решений в области охраны и использования земель, включая административные процедуры, перечисленные в главе 22 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», подлежат рассмотрению в соответствии с правилами, установленными в § 6 главы 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК).

Решения государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь о земле и другими актами законодательства, а также иные действия (бездействие) этих органов могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы и (или) в суд. Решения государственных органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательными актами (ч. 3 ст. 71 Кодекса Республики Беларусь о земле).

При принятии и рассмотрении жалоб судам следует выяснять, соблюден ли в необходимых случаях обязательный предварительный внесудебный порядок обжалования и не пропущен ли заявителем срок на обращение в суд.

5. Обратить внимание судов на необходимость проведения тщательной подготовки дел о земельных спорах к судебному разбирательству. При совершении действий, предусмотренных ст. 262 ГПК, судьям следует учитывать особенности дел данной категории, в каждом конкретном случае уточнять предмет и основание иска, а по делам об обжаловании действий (бездействия) государственны�� органов, иных организаций и должностных лиц – сущность обжалуемых действий (бездействия), принимать меры к получению доказательств, обсуждать вопросы о необходимости проведения предварительного судебного заседания, осмотра на месте, производства экспертизы.

Для правильного разрешения земельного спора суду следует проверять, имеются ли документы, удостоверяющие право на земельный участок, исследовать землеустроительное дело, содержащее сведения о границах и площади земельного участка.

6. Судам следует иметь в виду, что экспертиза по делам, связанным с разрешением земельных споров, назначается в случаях, когда для выяснения обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, требуются специальные познания в землеустройстве, строительстве и других областях.

Читайте также:  Можно ли продать неприватизированную квартиру

Заключение экспертизы признается полным и объективным при наличии в нем обоснованных выводов по всем поставленным на разрешение эксперта вопросам, относящимся к его компетенции.

Выводы эксперта о вариантах определения порядка пользования земельным участком подлежат тщательной проверке судом с учетом доводов сторон и других доказательств по делу. Если в заключении эксперта предложено несколько возможных вариантов определения порядка пользования земельным участком, раздела земельного участка, суд с учетом доводов и возражений сторон оценивает их и выбирает вариант наиболее приемлемый с учетом интересов каждого землепользователя. Выводы суда по этому вопросу должны быть мотивированными, основанными на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности и сопоставлении со всеми имеющимися вариантами.

В случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее тому же или другому эксперту. При несогласии с заключением эксперта суд вправе назначить повторную экспертизу, поручив ее другому эксперту.

Отказ сторон от оплаты за проведение экспертизы является основанием для оставления заявленных требований без рассмотрения (п. 11 ч. 1 ст. 165 ГПК).

Установление границ земельного участка.

Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).

Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.

Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.

В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.

Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:

  1. Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

    Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.

    1. Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
    • в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
    • имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
    • в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).

      При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.

      Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.

      Читайте также:  Суд по алиментам: как подать и взыскать в 2022 году

      Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.

      В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.

      1. Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
      • признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
      • установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
      • обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
      1. Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.

      Участки земли—это объекты недвижимости, являющиеся самостоятельными с того момента, когда сформировались и определились несколько их обязательных параметров. В первую очередь, на земле отмечаются определенные отметки границ, и после этого наступает момент согласования этих границ с соседними участками. Суть такой процедуры заключается в том, что благодаря ей, два участка которые ранее были цельными, разделяются на два отдельных и, в результате, появляется возможность поставить их на кадастровый учет, и определить права собственности для каждого владельца.

      До наступления 2013 года всеми вопросами, касающимися границ земельных наделов и определения прав собственности, занимались представители БТИ. Но как только была задействована система кадастрового учета, все обязанности по данному вопросу перешли к инженерам, занимающимся кадастровыми ситуациями.

      Восстановление границы земельного участка

      Происходит в результате прений сторон. Соответственно вы как истец обязаны чётко, лаконично и без излишней эмоциональности изложить существенные положения иска в сторону ответчика. Ответчик (ответчики) выступят в роли ваших оппонентов.

      Вы должны всё своё выступление строить на основании подтверждающих фактов. После оглашения факта нарушения со стороны ответчика вам необходимо передать через судебного пристава подтверждающий документ.

      Самое главное в решении вопроса в суде – это обоснование нарушения (ущемления) ваших имущественных (и иных) прав. Имейте в виду, что именно этот момент является причиной всех судебных заседаний. Суду необходимо сделать выводы о правовом основании притязаний с сохранением и соблюдением максимально возможного состояния баланса правовых отношений между сторонами.

      Судебная практика в вопросах восстановления границ

      Суд рассматривает вопросы восстановления границ земельных наделов в таких случаях:

      • кадастровые специалисты допустили ошибки из-за неисправного оборудования, недостаточного изучения документации и по прочим причинам;
      • у соседей возникла конфликтная ситуация, и имеется информация о наличии нарушений при определении границ;
      • не все собственники земли согласны с установленными пределами участков и отказываются подписывать акт о проведенных работах.

      Начальным этапом решения проблемы в суде станет составление искового заявления. В нем необходимо указать:

      • наименование судебной организации;
      • информацию о сторонах конфликта — для физических лиц необходимо зафиксировать данные паспорта, для юридических – регистрационные данные компании;
      • причину обращения в суд с подробным описанием сложившейся ситуации;
      • правоустанавливающие документы на участок земли;
      • требования, которые предъявляет истец на основании ст. 304 ГК РФ с указанием цены иска;
      • перечень действий, проведенных на досудебном этапе;
      • сформулировать требования о проведении восстановительных работ;
      • список документов, которые представляет суду истец.

      Суду отводится 30 дней для рассмотрения иска. После этого судья принимает решение о принятии иска к производству или отказе.

      В случае отказа истцу посылают уведомление.

      Основным доказательством для суда станет межевой план, состоящий из графической и текстовой части.

      В суд также необходимо представить:

      • исковое заявление;
      • документы, подтверждающие право владения землей – выписка из Росреестра, документ о праве собственности, передачи земли по наследству и прочие;
      • межевой план с приложениями, разработанный кадастровым инженером;
      • бумаги, на основании которых были определены изначальные границы участка;
      • документы, подтверждающие факт нарушения прав владельца надела;
      • доказательства того, что собственник проводил мероприятия досудебного решения конфликта – письменные обращения владельцам смежных земель;
      • акт о проведении работ по восстановлению границ;
      • квитанцию об уплате необходимого пошлинного сбора.

      Точный список документов определяется конкретной ситуацией.

      Если одним из требований истца является устранение препятствий в пользовании земельным участков, то заявитель должен перечислить те действия, которые, по его мнению, должен выполнить ответчик.

      Например, перенос ограждения или какого-либо строения на границе земель. При решении суда в пользу заявителя будут восстановлены границы надела и выполнены требования истца.

      Иск должен быть составлен максимально корректно, юридически грамотным языком, со ссылками на законодательство. Для его составления рекомендуют обратиться к квалифицированному юристу.

      Это повысит шансы выиграть дело. Иск необходимо составлять в нескольких экземплярах – по одному для каждой стороны.

      После итогового судебного заседания судья выносит решение. На обжалование выделяется 10 дней. Далее стороны получают решение с отметкой о том, что оно вступает в законную силу. Возможные варианты решений:

      • отказ – требования истца не подлежат выполнению, границы надела не будут восстановлены;
      • частичное удовлетворение – границы признаны восстановленными, но с некоторыми корректировками;
      • полное удовлетворение – условия истца выполняются в полном объеме, границы восстанавливаются.

      Как составить иск о восстановление границ земельного участка?

      При составление искового заявления о восстановлении границ, рекомендуем Вам руководствоваться следующими основополагающими правилами:

      1. Определение подведомственности и подсудности спора. Спор о восстановлении границ является спором о праве. А, следовательно, такой спор уполномочен рассматривать судья суда общей юрисдикции. При подаче исковое заявления действует императивное правило специальной подведомственности спора. А именно иск о правах на земельный участок подлежит рассмотрению в том суде, где он расположен
      2. Определение ответчиков. Данное правило является очень важным по такой категории дел. В противном случае, время, затраченное на рассмотрение спора может быть потрачено в пустую. И все потому, что иск будет предъявлен к неправильно выбранному ответчику. Надлежащим ответчиком по спорам о восстановлении границ земельного участка, является лицо – собственник земельного участка, с которым именно возник спор.
      3. Подготовка описательной части искового заявления. В ней необходимо указать общие сведения, такие как: основания возникновения ваших прав на земельный участок, а также на земельный участок ответчика. Если конечно Вы располагаете данными сведениями. Когда были нарушены ваши права. Каким образом было допущено нарушение ваших прав
      4. Указание в исковом заявление правовых оснований. В этой части искового заявления необходимо сослаться на нормы права, которые подлежат применению при разрешении Вашего судебного спора
      5. Требования. В зависимости от ситуации, требования могут звучать по-разному. Возможно это будет исправление кадастровой ошибки в судебном порядке. Либо же признание результатов межевания Вашего соседа – недействительными
      6. Определение цены иска и госпошлины. Споры о восстановлении границ участка являются неимущественными спорами. А потому государственная пошлина за предъявление настоящего иска будет составлять триста рублей.

      Адвокат по восстановлению границ земли в Екатеринбурге

      Почему важно при разрешении спора о восстановлении границ, обратится к адвокату?

      • Данная категория споров требует большой объем доказательств. При этом собрать их самостоятельно не всегда представляется возможным, ввиду отсутствия у физического или юридического лица специальных полномочий. Адвокат по земельным спорам, проведет досудебную подготовку по истребованию доказательств путем направления адвокатски запросов.
      • Важно знать, где находятся необходимые для Вашего судебного процесса документы и доказательства. В противном случае, даже в ходе судебного заседания, не указав суду, в каком учреждении необходимо истребовать доказательства, Вы можете получить отказ в его удовлетворении.
      • Грамотно составленное исковое заявление — это залог успеха его скорейшего рассмотрения. И исключение рисков его возврата или оставления без дальнейшего движения. Учитывая, что земельные споры в принципе достаточно длящиеся, данный критерий будет весьма убедителен для лица, действительно заинтересованного в разрешении своего спора.
      • Это квалифицированная юридическая поддержка Ваших интересов на всех стадиях разрешения спора. Зачастую мы сталкивались с проблемами, когда наши доверителя ведя самостоятельно спор в суде, заключали мировые соглашения на крайне невыгодных условиях. Либо вообще отказывались от требований под давлением судьи.

      Иск о восстановление границ земельного участка

      Восстановление границ земельного участка всегда подразумевает, что их надо с бумаги перенести на на местность. При этом, в бумагах отсутствуют координаты поворотных точек границ участка, так как в тот период, когда бумаги составлялись, никаких поворотных точек в современной системе координат еще не было. Иск о восстановлении границ земельного участка не связан как таковой со спорами о наложении границ (ведь границ вашего участка еще нет), но может быть связано со снятием с кадастра координат границ соседей, которые мешают восстанавливать ваш земельный участок. Иск должен содержать следующие сведения:

      • В шапке иска о восстановлении границ земельного участка: наименование суда по месту нахождения земельного участка; наименование истца; наименование ответчика (число ответчиков зависит от количества соседей чьи границы требуется снять с учета, в качестве ответчика будет включена и местная администрация); Управление Росреестра
      • В теле иска о восстановлении границ земельного участка указывается: все правоустанавливающие документы на земельный участок с предысторией возникновения права собственности на него у истца; все финансовые документы подтверждающие оплату земельного участка конкретной площади; сведения о досудебном порядке попытки решения спора с приложением землеустроительного дела в котором отражены координаты поворотных точек участка и указана причина по которой участок не может быть поставлен на кадастровый учет во внесудебном порядке; документ с отказом местной администрации согласовывать границы участка (или оставленный без ответа запрос в местную администрацию).
      • В просительной части иска указывается требование о восстановлении границы земельного участка по обозначенным в экспертизе или в землеустроительном деле поворотным точкам на местности в рамках той площади, которая указана в правоустанавливающих документах (если вы намерены менять площадь — это уже не иск о восстановлении границ, а иск об установлении границ земельного участка), а также требование об исключении сведений о координатах поворотных точек соседних земельных участков в случае создания ими помех при восстановлении границ вашего участка.

      Важное в процедуре изменения границ

      Изменение границ земельного участка имеет свои особенности, которые заключаются в двух следующих способах:

      • Без внесения корректировок в площадь территории. Представляет собой проведение межевых линий на местности с уточнением всех поворотных углов без сдвигов сторон участка. Возможно некоторое перераспределение земельных участков со сдвигом, в ходе которого площадь участка остается прежней. В таком случае границы могут передвигаться, как в длину, так и в ширину.
      • С изменением площади. Такое возможно при объединении, разделении, а также выделении отдельной доли надела. В результате после проведения изменения границ появится новая площадь территории. В некоторых случаях один участок разделяется на две-три части. Обычно такое происходит при возникновении спорных вопросов между наследниками пая или придомовой территории. В случае выделения определенной доли, участок, из которого изъяли некую площадь, остается основным, а новый (доля) считается второстепенным.

      Обратите внимание, что заказать изменение границ земельного участка может непосредственный владелец или человек, недовольный захватом площади. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.

      Нормативное регулирование

      В большинстве случаев, когда субъекты прав на землю сталкиваются с необходимостью изменения целевого назначения земельных участков, процесс регулируется Положением о порядке изменения целевого назначения земельных участков, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1780 (далее – Положение).

      Если изменение влечет перевод земель из одних категорий и вида в другие, то такая процедура регулируется Положением о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667.

      В настоящей статье будут рассмотрены только ситуации, регулируемые Положением.

      Справочно.
      Возможность изменения целевого назначения участка ограничивается рядом условий. Земельный участок должен соответствовать следующим признакам (часть первая п. 2 Положения):
      1) границы участка установлены на местности с закреплением его поворотных точек межевыми знаками;
      2) участок и права на него зарегистрированы в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, с получением землепользователем правоудостоверяющих документов на землю;
      3) проведены работы по установлению фиксированной границы участка.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *