Категории водительских прав в 2022 и 2023 году с расшифровкой

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категории водительских прав в 2022 и 2023 году с расшифровкой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Постановление № 626 на продление на три года водительских удостоверений, завершающих свою активность в 2022 и 2023 году, выдвинуло правительство РФ 9 апреля 2022 года. Оно было опубликовано на официальном портале и уже вступило в силу.

Удостоверения водителя со сроком прекращения действия в 2022 и 2023 годах продлены на 3 года

Инициатором этого сдвига в сроках стало Министерство внутренних дел РФ. Этот проект был разработан ими совместно с Министерством экономики и развития. Данная инициатива проведена на основании полномочий Правительства РФ и имеет цель в уменьшении нагрузки в административной сфере не только для граждан, но и бизнеса.

Это новое постановление касается автомобилистов, которые реализуют управление транспортным средством для личных нужд, реализации трудовой или предпринимательской деятельности. Эта группа граждан в течение трех следующих лет может не проводить замену прав, так как их активность продлевается автоматически. Теперь документ не будет считаться просроченным.

В самом Министерстве внутренних дел Российской Федерации обращает внимание, что процент выдачи и получения удостоверения водителя на основании истечения периода действия, имеет самый большой процент. Ситуация с продлением позволит снизить ажиотаж и дать автомобилистам возможность управления машиной на официальном уровне. В среднем количество таких счастливчиков насчитывает более пяти миллионов.

Дополнительно к этом Министерство внутренних дел РФ официально информирует на своем портале о других продлениях. Ранее на основании постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 года, с присвоенным номером №353 «Об особенностях разрешающих действий на территории Российской Федерации на 2022 год», на один год были увеличены сроки заключения Госавтоинспекции о действии информационной базы для обучения в автошколах. Другими словами теоретический материал останется идентичным прошлому году. Этот вариант уступки не только упрости процедуру повторной сдачи экзаменов, но по аналогичной схеме снизит административную нагрузку с физических и юридических лиц.

Категория водительских прав на самоходные машины в 2023 году

Общее определение для самоходного транспорта – это средства передвижения, не предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования. Еще одна особенность – максимальная скорость. Она не превышает 50 км/ч. Сюда обычно относят трактора, комбайны и прочую сельскохозяйственную технику. Однако этим группа не ограничивается.

Категорий/

подкатегория

Допустимый транспорт Возраст Требования для оформления
AI мототранспорт с 16 лет Медицинская справка;

Наличие профильного образования по специальностям, что связаны с управлением самоходными машинами (обязательное прохождение обучения не требуется)

AII автотранспорт общим весом менее 3,5 тонн и количеством сидячих мест не более 8+кресло водителя (аналог легковых машин) с 19 лет Наличие водительского удостоверения категории B и опыт вождения более 1 года
AIII автотранспорт, предназначенный для транспортировки грузов и весом более 3,5 тонн с 19 лет Наличие водительского удостоверения категории C и опыт вождения более 1 года
AIV автотранспорт для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 с 22 лет Наличие водительского удостоверения категории D и опыт вождения более 1 года
B гусеничные или колесные авто с мощностью двигателя до 25,7 кВт с 17 лет Мед.справка;

Наличие профильного образования по специальностям, связанным с управлением самоходными машинами (обязательное прохождение обучения не требуется)

C колесный спецтранспорт с мощностью двигателя от 25,7 кВт до 110,3 кВт с 17 лет Медицинская справка;

Прохождение обучения

D колесный спецтранспорт с мощностью двигателя более 110,3 кВт с 18 лет Мед.справка;

Прохождение обучения

E гусеничный спецтранспорт с мощностью двигателя более 25,7 кВт с 17 лет Мед.справка;

Прохождение обучения

F самоходные транспортные средства сельскохозяйственного назначения с 17 лет Мед.справка;

Прохождение обучения

Перечень средств передвижения, а также требования по оформлению документов утверждены «Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста».

К самоходным машинам могут быть приравнены устройства собственной сборки (самоходные тачки и т.д.). Они также должны быть зарегистрированы в ГИБДД, а водитель – иметь права на управление.

Когда и как теперь менять удостоверение?

В обычном порядке водительские права не продлеваются – их нужно получать заново. Для этого не только подготавливаются документы, но и заново выдается медицинское освидетельствование. Соответственно россияне, у которых сейчас водительские права продляться, должны пройти процедуру ровно через три года.

Читайте также:  Льготы вдове военного пенсионера

Заявление подается в МВД или МФЦ по месту регистрации. Госпошлина – 2000 рублей, но, если подавать документы через Единый портал Госуслуг, стоимость снижается на 30% — до 1400 рублей.

Садиться за руль запрещено ровно с того дня, когда заканчивается срок ваших прав. Если нарушить закон – будет составлено административное правонарушение со штрафом от пяти до пятнадцати тысяч рублей.

Кто не сможет воспользоваться услугой

Но, как отмечалось выше, законодательная инициатива коснулась национального удостоверения, поэтому распространяется лишь в пределах РФ. А это означает, что поменять документы, дающие право на вождение авто, придётся тем, кто планирует поездки за границу. Кроме того, есть ещё ряд частых ситуаций, когда нужно менять права:

  • изменилась информация о водителе, например, фамилия;

  • случилась утрата или порча водительского удостоверения;

  • появились ограничения медицинского характера — упало зрение, или появились другие проблемы, влияющие на возможность управления автомобилем;

  • выявлена подделка документа, его недостоверность.

Какие документы нужны, чтобы сдать на водительские права повторно и получить удостоверение с новой категорией

Такое случается очень часто, когда, например, у автолюбителя уже есть разрешение и опыт управления автомобилем, но теперь он захотел пересесть на мотоцикл. Соответственно ранее он сдавал экзамен на «В», а теперь ему придется снова пройти весь путь (обучение, экзаменационные испытания, перевыпуск «корочки») для того, чтобы открыть категорию «А». При условиях, что на руках есть права и они не просроченные, понадобится:

  • заявление на открытие новой категории. Как это выглядит на сайте «Госуслуги» можно увидеть на фото ниже;
  • российский или заграничный паспорт, военный билет;
  • медицинское заключение;
  • старое ВУ;
  • свидетельство из автошколы о том, что курсы пройдены в полном объеме. Учитывая, что для категорий А и В теоретический блок одинаков, учить и сдавать его все же придется повторно;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Как проходит обучение водителей

Обучение в специальных учебных заведениях с инструктором изложено в Приложении 2 к приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан, в котором говорится, что подготовка должна включать теоретическое освоение основных тем, таких как:

Цель обучения — предоставить информацию о конструкции и техническом обслуживании автомобилей, а также об основах вождения и безопасности дорожного движения. Водителям важно знать ПДД, чтобы обезопасить себя и других во время движения. Кроме того, водителям полезно знать, как реагировать в случае, если аварии. Наконец, в этой статье мы дадим несколько советов о том, как стать лучшим водителем.

В ходе обучения основное внимание уделяется практическому опыту работы с инструктором.

Менять водительское удостоверения автомобилистам приходится не так уж и часто: это необходимо делать один раз в десять лет, то есть по истечении срока действия документа. Впрочем, есть еще несколько случаев, когда новыми правами придется обзавестись раньше срока. К примеру, могут измениться личные данные при смене фамилии после вступления в брак (или развода). Отметим, что раньше в таком случае можно было ездить со старыми правами. Но теперь езда с устаревшими документами приравнивается к езде без прав.

Кроме этого, права могут быть утеряны владельцем или их могут украсть злоумышленники. Также замена удостоверения потребуется при обнаружении нарушений во время его оформления или при появлении новых медицинских показаний, ограничивающих управление автомобилем. Случаи, когда водитель открыл новую категорию или собрался поменять российские права на международные, также требуют замены документа.

Удостоверения водителя со сроком прекращения действия в 2022 и 2023 годах продлены на 3 года

Постановление № 626 на продление на три года водительских удостоверений, завершающих свою активность в 2022 и 2023 году, выдвинуло правительство РФ 9 апреля 2022 года. Оно было опубликовано на официальном портале и уже вступило в силу.

Инициатором этого сдвига в сроках стало Министерство внутренних дел РФ. Этот проект был разработан ими совместно с Министерством экономики и развития. Данная инициатива проведена на основании полномочий Правительства РФ и имеет цель в уменьшении нагрузки в административной сфере не только для граждан, но и бизнеса.

Это новое постановление касается автомобилистов, которые реализуют управление транспортным средством для личных нужд, реализации трудовой или предпринимательской деятельности. Эта группа граждан в течение трех следующих лет может не проводить замену прав, так как их активность продлевается автоматически. Теперь документ не будет считаться просроченным.

В самом Министерстве внутренних дел Российской Федерации обращает внимание, что процент выдачи и получения удостоверения водителя на основании истечения периода действия, имеет самый большой процент. Ситуация с продлением позволит снизить ажиотаж и дать автомобилистам возможность управления машиной на официальном уровне. В среднем количество таких счастливчиков насчитывает более пяти миллионов.

Дополнительно к этом Министерство внутренних дел РФ официально информирует на своем портале о других продлениях. Ранее на основании постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 года, с присвоенным номером №353 «Об особенностях разрешающих действий на территории Российской Федерации на 2022 год», на один год были увеличены сроки заключения Госавтоинспекции о действии информационной базы для обучения в автошколах. Другими словами теоретический материал останется идентичным прошлому году. Этот вариант уступки не только упрости процедуру повторной сдачи экзаменов, но по аналогичной схеме снизит административную нагрузку с физических и юридических лиц.

Чем грозят водителям электронные удостоверения: права или QR-код

Об эксперименте заявил замминистра цифрового развития Олег Качанов. «У нас уже есть определенный план, мы его с коллегами из МВД проработали, согласовали и в формате эксперимента хотели бы запустить в 2021 году на территории выделенных субъектов, самых цифровых, которые в первой четверке», — сообщил чиновник.

— Если критерий именно такой, то Москва, безусловно, будет в этой четверке, — подтвердили «МК» в столичном главке ГИБДД. — Процент цифровизации в столице очевидно наибольший среди регионов России. Что касается сроков и подробностей внедрения, об этом пока говорить рано.

Отметим, что разговор об электронных водительских удостоверениях начался почти пятилетку назад. В 2021 году первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак предложил эту идею и сообщил, что технологически введение электронных «прав» уже возможно. Как утверждал тогда депутат, дело было только за внутренними распоряжениями ГИБДД. Одновременно с электронными водительскими удостоверениями были анонсированы и электронные паспорта транспортного средства (ПТС): их к 2021 году предлагалось внедрить аналогично электронным свидетельствам о собственности на недвижимость. Правда, в 2017-м это не получилось: электронные ПТС для новых автомобилей окончательно введены лишь с 1 ноября 2020 года. С водительскими удостоверениями, похоже, дело обстоит еще сложнее.

— Никакого принудительного перехода на цифровые водительские удостоверения, по имеющейся информации, не планируется, — говорит Елена Н., офицер одного из столичных регистрационных отделений ГИБДД. — Точно так же, как никто не отбирает кредитную карточку, если вы занесли ее в смартфон и расплачиваетесь при помощи мобильного устройства. Просто будут выпускаться новые бланки водительских удостоверений с чипом, можно будет при желании или по истечении срока действия «прав» получить такой документ. И демонстрировать при проверках не его, а QR-код на мобильном.

Отдельный вопрос — как будет при «новом порядке» осуществляться приостановка или лишение права управления автомобилем и насколько надежна будет такая процедура в электронном виде. Зампредседателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский полагает, что «отнестись к этой инициативе нужно как к эксперименту, а только после этого делать выводы».

— Единственная большая «дырка», которую закрывает цифровой формат водительских прав, — это невозврат удостоверений в органы ГИБДД на время лишения права управления авто по суду, — рассказал «МК» Владимир Я., владелец небольшого таксопарка, работающего в Москве. — Очень многие так делают: обязаны сдать на хранение после вынесения постановления по административному делу, но не сдают или «теряют». В результате при проверке на дороге, если гражданин не подозрителен по внешности, инспектор не проверяет действительность документа по его номерам, а просто смотрит на бланк: вроде бы в порядке… Теперь такого быть не должно — хотя тоже как посмотреть: на многих постах в Москве и Подмосковье во время весеннего локдауна можно было показать любой QR-код, вообще любой, и с ним пропускали. Так что вряд ли что-то изменится — кроме того, что «цифры» станет еще больше. И, кстати, что делать с севшим смартфоном, если в машине нет зарядника, — отдельный вопрос.

Цифровая версия водительских прав, возможно, станет генеральной репетицией глобального процесса цифровизации основных идентификационных документов. Как рассказывал в ноябре 2021 года в стенах того же Совфеда глава Минцифры Максут Шадаев, цифровые пропуска, работавшие в ряде регионов весной 2021 года, показали технологическую возможность создания «цифровых двойников» основных документов гражданина — в том числе паспорта, студенческих билетов, социальных карт. Технически, подчеркнул чиновник, все опять-таки готово, но сроки внедрения и тут сдвигаются: первоначально планировалось внедрить электронные паспорта уже с 1 декабря 2020 года, но нормативная база пока не готова.

Плюсы и минусы цифровизации ВУ

Обсуждая инициативу, водители и эксперты разделились на два лагеря. Первые считают, что электронный документооборот – это серьёзный шаг вперёд и сплошные удобства. Вторые настроены скептически, полагая, что нас ждёт «цифровое рабство» с множеством технических проблем.

Давайте рассмотрим плюсы и минусы предъявления электронных прав:

  • Отсутствие необходимости постоянно возить с собой бумажное в/у – достаточно иметь под рукой телефон (который забыть труднее) и установленное в нём приложение «Госуслуги Авто» со штрих-кодом ВУ,
  • Трудности с подделкой QR-кода, поскольку он генерируется самой системой на основе сведений из бумажного водительского удостоверения,
  • Отсутствие покрытия интернета в районе остановки инспекторами, хотя разработчики заверяют, что уже сейчас трудятся над возможностью загружать цифровые права без подключения к сети,
  • Телефон может попросту выключиться или разрядиться, и тогда QR-код предъявить не удастся,
  • Риск утечки личных данных водителя в случае взлома его устройства,
  • Сбои в работе Госуслуг или информационных баз ГАИ.
Читайте также:  Что нового в патентной системе налогообложения (ПСН) с 2023 года

Таким образом, недостатков хватает и их будут пытаться устранять.

Когда изменения вступят в силу?

О точной дате доподлинно неизвестно, поскольку сейчас мы имеем дело с тестированием новой системы. Но утверждение поправок в ПДД произойдёт не раньше 2023 года, поскольку требуется время на анализ работоспособности электронных прав в условиях реального времени.

К тому же, процедура внесения изменений в Правила дорожного движения – отнюдь не быстрая. Требуется сформировать законопроект, добиться нужного количества голосов «ЗА» от депутатов в III чтениях, одобрение от Совета Федерации и только потом происходит подписание закона Президентом РФ и публикация в официальных источниках.

Впрочем, в 2017 году с электронными ОСАГО эксперимент удался и поправки были приняты достаточно оперативно. Так что и в случае с цифровыми правами произойти может аналогичная ситуация.

Плюсы и минусы цифровизации ВУ

Обсуждая инициативу, водители и эксперты разделились на два лагеря. Первые считают, что электронный документооборот – это серьёзный шаг вперёд и сплошные удобства. Вторые настроены скептически, полагая, что нас ждёт «цифровое рабство» с множеством технических проблем.

Давайте рассмотрим плюсы и минусы предъявления электронных прав:

  • Отсутствие необходимости постоянно возить с собой бумажное в/у – достаточно иметь под рукой телефон (который забыть труднее) и установленное в нём приложение «Госуслуги Авто» со штрих-кодом ВУ,
  • Трудности с подделкой QR-кода, поскольку он генерируется самой системой на основе сведений из бумажного водительского удостоверения,
  • Отсутствие покрытия интернета в районе остановки инспекторами, хотя разработчики заверяют, что уже сейчас трудятся над возможностью загружать цифровые права без подключения к сети,
  • Телефон может попросту выключиться или разрядиться, и тогда QR-код предъявить не удастся,
  • Риск утечки личных данных водителя в случае взлома его устройства,
  • Сбои в работе Госуслуг или информационных баз ГАИ.

Таким образом, недостатков хватает и их будут пытаться устранять.

Для чего необходимо ВУ

Начнем с определения, что такое национальное российское водительское удостоверение.

Это документ национального образца, принятый на основе положений Венской конвенции о дорожном движении 1968 года и предоставляющий право на управление ТС определенной (открытой) категории.

В п. 2.1.1 ПДД сказано, что водитель обязан предъявить ВУ по требованию инспектора дорожного движения, то есть управление ТС без него запрещено и карается КоАП. Документ признается во всех странах, подписавших вышеназванную конвенцию. Имеет российские атрибуты, указывающие на гражданство собственника. Оформляется и выдается на основе российского законодательства органами Госавтоинспекции после обязательного обучения, сдачи экзаменов и прохождения медицинского освидетельствования.

Чем грозит подделка ВУ

Сначала расскажем, что грозит за подделку документов. В ст. 327 УК сказано: если водительские права изготовляются с целью личного использования, данное преступление наказывается принудительными работами до двух лет, арестом до шести месяцев или заключением до двух лет. А за использование поддельного документа грозит штраф до 80 тыс. руб. или в размере шестимесячного дохода, обязательные работы – до 480 часов, исправительные работы – до 2 лет или арест – до 6 месяцев.

Чтобы не попасть впросак, желательно знать признаки подделки водительского удостоверения и проверять документ, если он получен неофициальным путем или побывал в чужих руках. Грубую подделку отличить легко. Отсутствие водяных знаков и светящихся под ультрафиолетом волокон – первый признак фальшивки. Ее также выдадут различия в шрифтах, логотипах транспортных средств, отсутствие кодов ГИБДД и прочие огрехи, которые видны при сравнении с настоящим удостоверением. Однако некоторые подделки на глаз не могут идентифицировать даже сотрудники ГИБДД.

Еще пару слов о том, как отличить поддельные водительские права. Чтобы удостовериться в законности документа, можно:

  • отправить запрос в ГАИ (заказным письмом или обратиться лично);
  • проверить ВУ по базе ГИБДД или на специализированном ресурсе.

После оплаты госпошлины нужно отправляться в отделение ГИБДДД. Перечисленный выше перечень документов является исчерпывающим. Если сотрудник ГИБДД требует предоставить еще какие-либо документы для выдачи дубликата, то эти требования можно считать незаконными.

Обратите внимание
Восстановленный водительский документ обязательно будет иметь пометку «Дубликат».

В том случае, когда у регистрационного органа нет претензий по вопросу формы и подачи заявления, то дубликат водительского удостоверения выдается в тот же день. Такие права будут действительны только в течение 10 лет после получения водителем.

При восстановлении водительских прав при утере иногда возникают ситуации, когда водитель, который уже получил на руки дубликат, обнаруживает потерянные права. В этом случае найденные водительские права, которые утратили юридическую силу с момента выдачи дубликата, будут считаться недействительными. Найденный документ водитель должен сдать в ГИБДД.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *