Глава 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налог на прибыль является федеральным прямым налогом. Его сумма находится в прямой зависимости от конечного результата организации. Однако доходы от его поступлений распределяются между бюджетами разных уровней. После НДС и акцизов налог на прибыль организаций занимает третье место.

Поквартальная уплата авансов

Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:

  • по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
  • по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.

По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.

Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:

  • аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
  • база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
  • авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
  • налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.
  • Налог на прибыль организаций — ключевая пошлина, сложная в расчёте из-за определения налоговой базы.
  • Важно точно классифицировать доходы и расходы, убытки, знать региональные ставки и пользоваться положенными льготами.
  • Расходы и доходы определяются одним методом. Нельзя учитывать расходы по начислению, а доходы по кассовому методу.
  • Актуальную информацию по региону всегда можно узнать на официальном сайте ФНС. Это поможет избежать лишних расходов или волокиты по возврату излишне перечисленных средств из бюджета.
  • В 2022 году налог на доход составляет от 0 до 20% в зависимости от деятельности и географии предприятия.
  • Налог можно платить помесячно или поквартально.
  • Налоговую базу можно уменьшить на сумму убытков, которые предприятие понесло в ходе деятельности, но не более 50% от общей суммы убытка.

Как рассчитать налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций начисляется за год. Если представлять себе самую простую формулу, то она будет выглядеть так:

Налог = (Доходы − Расходы) × Налоговая ставка

Но считать придётся отдельно для налога, зачисляемого в региональный и федеральный бюджеты. Например, ваш годовой доход — 5 миллионов. Расходы составили 3,5 миллиона. Значит, вам придётся отдать 17% от 1,5 миллионов в казну субъекта и 3% — в федеральную.

Если для каких‑то доходов действуют другие ставки, сумма к уплате исчисляется отдельно. По ним нужно вести отдельный учёт доходов и расходов.

Но ещё есть авансовые платежи. Большинство организаций должны вносить их ежемесячно, хотя некоторым разрешается делать это ежеквартально. К исключениям относятся предприятия, у которых доходы за предыдущие четыре квартала не превышали 15 миллионов рублей за квартал, и некоторые другие компании.

Квартальные платежи рассчитывают из фактического дохода. Ежемесячные — из предполагаемого (на основании данных за предыдущий отчётный период). При этом компании, которые платят ежемесячные авансовые платежи, имеют право перейти на расчёты по фактически полученной прибыли.

Вот как считаются ежемесячные авансовые платежи:

  • В первом квартале они равны платежам, рассчитанным на четвёртый квартал предыдущего года.
  • Во втором квартале ежемесячный платёж составляет треть от суммы уплаченного аванса за первый квартал.
  • В третьем квартале — это треть от разницы аванса за полугодие и первый квартал.
  • В четвёртом квартале — треть от разницы аванса за 9 месяцев и полугодие.

Общая характеристика налога на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций является прямым федеральным налогом, взимаемым с коллективных субъектов (организаций), объектом обложения которым является главный экономический результат деятельности организаций всех форм собственности — прибыль. Российский налог на прибыль организаций является аналогом корпоративного налога за рубежом.

Налог на прибыль организаций является одним из самых значимых для бюджетной системы России. Несмотря на то, что этот налог является федеральным, наибольшее фискальное значение он имеет для региональных бюджетов, поскольку из базовой налоговой ставки в 20% в региональный бюджет зачисляется 18%, а в федеральный — всего 2%. Благодаря этому налог обеспечивает формирование доходов бюджета того субъекта Федерации, где расположена и осуществляет деятельность организация — налогоплательщик. Так, в 2017 г. налог на прибыль организаций составил около 31% налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Например, в консолидированном бюджете Воронежской области доля налога на прибыль в 2016 г. составила 17,2% от общего объема доходов.

Объект налогообложения и налоговая база по налогу на прибыль организаций. Классификация доходов и расходов

Как и в случае многих других налогов, название «налог на прибыль» содержит указание на объект налогообложения. Объектом обложения по рассматриваемому налогу является прибыль, полученная организацией. Важно знать, что прибыль для целей налогообложения определяется иначе, чем бухгалтерская прибыль организации. Вследствие этого в организациях существует две системы учета прибыли: бухгалтерский учет прибыли и налоговый учет прибыли, правила которого содержатся в ст. 313-333 НК РФ.

Порядок определения налогооблагаемой прибыли различается у разных организаций и завит от их налоговой юрисдикции. Так, для российских организаций прибыль — это доходы за вычетом произведенных расходов. Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, прибыль определяется как разница между полученными через постоянные представительства доходами и произведенными постоянными представительствами расходами. Объектом налогообложения для иных иностранных организаций, у которых нет постоянных представительств в России, выступают доходы, полученные от источников в РФ. А для организаций-участников консолидированной группы налогоплательщиков объектом налогообложения выступает часть совокупной прибыли участников консолидированной группы, приходящаяся на данного участника. При определении объекта налогообложения следует учитывать положения ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Если в процессе хозяйственной деятельности организация получила доходы в натуральной форме, то их стоимость определяется исходя из цены сделки. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБР.

Вплоть до 1.01.2002 г. налоговая система России была разработана таким образом, что активно предоставлялись налоговые льготы в отношении малых предприятий, организаций, которые занимались капитальными вложениями в производство и пр. Отличительной особенностью налога на прибыль являлось то, что предоставлялись многочисленные льготы и устанавливались дифференцированные ставки (более низкие для предприятий и более высокие для посредников, банков и страховых организаций).

Читайте также:  Как начисляются алименты на ребенка?
Замечание 2

С 1.01.2002 г. взимание налога на прибыль происходит на основе гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

После реформирования системы налогообложения максимально сократились налоговые льготы. Отрицательно на экономике страны отразилась отмена очень эффективной инвестиционной льготы, которая давала возможность организациям сокращать налоговую базу по налогу на прибыль до 50% от суммы затрат на капиталовложения в объекты производственного назначения.

Замечание 3

В связи с отменой законодателями многочисленных льгот была установлена беспрецедентно низкая ставка налога за все годы существования современной налоговой системы на уровне 24%.

Надо понимать, что ликвидация льгот вместе со снижением налоговой ставки может приносить как положительный, так и отрицательный результат. Минимизация налоговой ставки стала попыткой уменьшить налоговую нагрузку организаций и легализовать значительные объёмы прибыли в теневой экономике. Одновременно с этим отказ от инвестиционной льготы стал причиной потери эффективного рычага государственного регулирования бизнес среды.

Начиная с 2002 г. в механизм налогообложения вносились многочисленные изменения, которые были сконцентрированы на развитии и частичном возврате льгот. А во времена кризиса 2009 г. было принято решение снизить налоговую ставку до уровня 20%.

Бухгалтерская проводка начисления налога на прибыль

Для расчетов по налогам и сборам используется счет 68. В нем для начисления прибыли выделяется субсчет, в котором производится аналитическая разбивка (в федеральный и местный бюджет).

Налог на прибыль по итогам года вносится нарастающим итогом – от очередного начисленного авансового платежа отнимается предыдущий, уже оплаченный и указанный в первом разделе декларации.

Проводка выглядит следующим образом: Дт68 – Кт51.

Более подробно последовательность приведена в таблице:

Дт Кт Пояснение
99 («прибыли и убытки») 68 («расчеты с бюджетом») Начисление налога на прибыль
68 (субсчет «налог на прибыль) 51 (р/с) Перечисление в бюджет авансового платежа

Эти проводки повторяются при завершении каждого отчетного периода и по итогам года, когда окончательно оплачивается налог на прибыль.

Прежде чем разбираться, как считается налог на прибыль, выясним его размер. Общая ставка налога равна 20% от прибыли. Из них в 2016 году 2% получал федеральный бюджет, 18% — региональный. Но 28.12.2016 вступил в силу приказ ФНС РФ № ММВ-7-3/572@ от 19.10.2016, который ввел новую форму декларации и изменил порядок распределения процентов между бюджетами. В 2020 году 3% пойдет в федеральную казну, 17% — в региональную. На местном уровне власти вправе понизить налоговую ставку, но только в той части, которая пойдет в местный бюджет: 3% прибавляются сверху. Величина ставки в субъекте РФ не может быть ниже 13,5%. Вместе с выплатами, идущими в федеральный бюджет, теперь нижний порог равен 16,5% (13,5 + 3) — он увеличился, по сравнению с 2016 годом.

В Москве по ставке 13,5% платят отдельные категории налогоплательщиков, которые:

  • используют труд инвалидов;
  • производят автомобили;
  • работают в особой экономической зоне;
  • являются резидентами технополисов и индустриальных парков.

В Санкт-Петербурге 13,5% с прибыли платят только резиденты особой экономической зоны, которые ведут деятельность на ее территории.

В большинстве регионов ставка понижена хотя бы некоторым видам деятельности.

Кроме основной, существуют специальные ставки. Налог с прибыли по таким ставкам полностью направляется в федеральный бюджет.

Они используются для предприятий при наличии определенного статуса или для особых видов дохода:

  • 20% платят иностранные фирмы без российского представительства, добытчики углеводородного сырья и контролируемые иностранные компании;
  • 10% — зарубежные фирмы без представительства в РФ с доходов от сдачи в аренду транспорта и при международных перевозках;
  • 13% — местные организации с дивидендов зарубежных и российских фирм и с дивидендов от акций по депозитарным распискам;
  • 15% — зарубежные организации с дивидендов российских фирм; все владельцы с доходов по гос. и муниципальным ценным бумагам (ЦБ);
  • 9% — с процентов по муниципальным ЦБ и др. доходам из пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ;
  • 0% — ставка для учреждений медицины и образования, резидентов особых экономических зон (ЭЗ), участников региональных инвестиционных проектов, свободной ЭЗ в Крыму и Севастополе, резидентов территории опережающего социально-экономического развития.

Применение нулевой льготной ставки в 2020 году

В результате уже подписанных президентом изменений для Налогового кодекса, организации смогут включить больше расходов при подаче декларации по налогу на прибыль. Например, внереализационные расходы, подразумевающие понесенные организацией затраты по созданию социальных объектов, которые безвозмездно передаются в государственную или муниципальную собственность (пункт 5 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ). В то же время, для юридических лиц, ранее уже применявших нулевую льготную ставку по данному налогу, все осталось по-прежнему. Так, согласно пункту 2 статьи 284.1 НК РФ, образовательным и медицинским учреждениям правомерно применять нулевую льготную ставку ко всей имеющейся налоговой базе, кроме таких категорий прибыли, как:

  • доходы в виде прибыли от КИК;
  • проценты и дивиденды по госбумагам.

Расчёт авансовых платежей

Расчет авансовых платежей по налогу на прибыль организаций осуществляется в зависимости от налогового периода. Квартальный аванс рассчитывается как разница между налогом за текущий и предыдущий квартал. К примеру:

  • налог на прибыль организаций за текущий квартал составил 18 тыс.;
  • за предыдущий квартал был уплачен налог в 15300 рублей;
  • размер аванса составляет 2700 рублей.

Расчет ежемесячных авансовых платежей осуществляется по схожим принципам:

  • ежемесячные авансовые платежи во втором квартале определяются по налогу за первый квартал, разделенный на три;
  • за третий квартал находят разницу между налогом за полугодием и первым кварталом — то есть, фактический налог за второй квартал, который также делят на три;
  • аванс за последние три месяца — из налога за девятимесячный период вычитают налог за полугодие, остаток делят на три.

Ежемесячные авансовые платежи первых трех месяцев идентичны авансам, уплаченным за последний квартал предыдущего года. Если компания только образована, то ежемесячные авансы не уплачиваются до расчета налога за полный квартал.

Это еще один элемент налога на прибыль. Размер налоговой ставки зафиксирован в Налоговом кодексе и составляет в общем случае 20%, но есть и исключения, которые прописаны в кодексе. Налог перечисляется в размере 2% в федеральный бюджет и 18% – в региональный бюджет отдельными платежными поручениями.

Также НК предусмотрел отдельные налоговые ставки для определенных категорий налогоплательщиков. Так, например, доходы иностранных компаний облагаются по ставке 20% в федеральный бюджет.

Субъекты РФ могут вводить для своих налогоплательщиков пониженные ставки, но не менее 13,5%. Имеются и иные ограничения по ставкам, к примеру, у резидентов особой экономической зоны ставка налога к уплате в региональный бюджет не может быть выше 13,5%.

Налог на прибыль организаций 2019-2020: сколько процентов и какие льготы

Базовая (общая) ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ). При этом на 2017-2024 годы традиционное деление этой величины на 2% в федеральный бюджет и 18% в бюджет региона заменено на соотношение 3 и 17%.

Читайте также:  Налоговый вычет на лечение зубов: как получить

20% ставка была введена с 2009 года и с тех пор не менялась. В то же время в отношении специальных ставок в последнее время изменения были. Так, с 2014 года появилась повышенная 30% ставка на доходы по ценным бумагам, учитываемым на счетах депо, для тех случаев, когда у налогового агента отсутствует определенная информация о получателях дохода (п. 4.2 ст. 284 НК РФ). А в 2015 году с 9% до 13% повышена ставка по дивидендам, получаемым российскими организациями (подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ). В периоды 2017-2018 годов расширена возможность применения ставки 0%, установленной для юрлиц, соответствующих определенным параметрам, и введены возможности дополнительного снижения ставок для некоторых ситуаций.

Подробнее о ставках и льготах читайте в материалах:

  • «Какая ставка по налогу на прибыль организаций в 2019-2020 годах?;
  • «Какие льготы по налогу на прибыль организаций установлены?.

Налог на прибыль имеет много нюансов и часто приводит к спорам с налоговиками. Чтобы не ошибиться в подсчетах и отстоять свою точку зрения, переходите в Путеводитель по налогу на прибыль от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Методы начисления налога на прибыль организации

При расчете налога на прибыль организаций, налогоплательщик должен четко знать, какие доходы и расходы он может признать в этом периоде, а какие нет. Даты, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения, определяются двумя различными методами (ст. 271-273 НК РФ).

Метод начисления. При ведении налогоплательщиком налогового учета методом начисления дата признания дохода/расхода не зависит от даты фактического поступления средств (получения имущества, имущественных прав и др.)/фактической оплаты расходов. Доходы (расходы) при методе начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся).

Кассовый метод. При применении налогоплательщиком кассового метода ведения налогового учета доходы/расходы признаются по дате фактического поступления средств (получения имущества, имущественных прав и др.)/фактической оплаты расходов.

Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.

РАЗМЕР НАЛОГА = СТАВКА НАЛОГА (20%) * НАЛОГОВАЯ БАЗА

Как показывает анализ практики взимания налога на прибыль в РФ действующая система исчисления налога содержит в себе значительные недостатки, требующие коренного ее пересмотра. Причем изменению должны подвергнуться не только отдельные ее части и элементы, но сама система исчисления требует нового подхода к ее рассмотрению. Одним из недостатков действующей системы налогов является то, что налог на прибыль серьезно тормозит рост в реальном производственном секторе.


Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций — это прямой налог, который применительно к организации является аналогом налога на доходы физических лиц.

Ставка налога на прибыль не должна быть слишком большой.

Исследования экономистов США показали, что при повышении ставки налога на прибыль примерно до 35 % сумма собираемых налогов увеличивается, далее при повышении ставки, например, до 50 % -увеличивается незначительно, а затем начинает снижаться. Причина такого снижения заключается в том, что слишком большие ставки налога угнетают деловую активность.

Объектом обложения налогом на прибыль организаций признается полученная прибыль — разница между доходами и расходами организации.

Получение прибыли — это цель деятельности коммерческой организации. Поэтому расчет прибыли производится с высокой степенью детализации и особенно тщательно на основании данных налогового учета. Налоговый учет ведется параллельно бухгалтерскому учету. Доходы и расходы организации регистрируются в бухгалтерском учете независимо от того, как они признаются в налоговом учете.

Но при регистрации событий хозяйственной жизни организации доходы и расходы в бухгалтерском и налоговом учете проще регистрировать аналогично.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой по правилам налогового учета. Налоговая база по видам прибыли, которая облагается по нестандартной ставке, определяется отдельно.

Особых льгот по налогу на прибыль законодательство не предусматривает, что логично, поскольку название налога говорит само за себя. Если организация имеет своей целью (или одной из целей) получение прибыли и ей это удается делать, то своей прибылью она должна делиться с государством.

При этом законодательство содержит подробный перечень ситуаций, которые не признаются получением дохода, подлежащего налогообложению. Например, не считаются доходом материальные ценности, которые организация получила извне на общественно полезные цели, т. е. на цели, не связанные с получением прибыли.

Большинство организаций налоговую базу определяют, используя метод начисления (т. е. по отгрузке), при котором доходы и расходы регистрируются по правилам бухгалтерского учета. По этим правилам налоговая база определяется в момент, когда передается право собственности на товары и прочее имущество или регистрируется факт выполнения работ (оказания услуг).

При небольшой выручке организация имеет право определять даты дохода и расхода с помощью кассового метода (т.

Право на применение кассового метода предоставляется при условии, если средняя выручка организации от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за квартал, рассчитанная за предыдущие четыре квартала, не превышает 1 млн руб.

Применение кассового метода для целей определения налога на прибыль означает, что в бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы отражаются в разные моменты времени.

На практике кассовый метод используется крайне редко. Причина проста: если организация имеет небольшую выручку — менее 1 млн руб. за квартал, то для упрощения отчетности и радикального снижения налоговой нагрузки ей следует перейти на упрощенную систему налогообложения.

Стандартная налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20 %. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 2 %, зачисляется в федеральный бюджет, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 18 %, — в региональный бюджет, причем субъект Российской Федерации имеет право уменьшить свою налоговую ставку до 13,5 %.

Ограничивая право субъекта Российской Федерации уменьшать свою ставку ниже определенного уровня, государство препятствует появлению «внутренних офшоров» — зон с особо льготным налоговым режимом.

Налог на прибыль организаций

Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов занимает важное место в налоговой системе любого государства вне зависимости от взятой за основу модели ее построения, ориентированной на прямое или косвенное налогообложение. Налогообложение прибыли осуществляется во всех без исключения развитых странах мира, принимая форму налога на прибыль или доход юридических лиц либо налога с корпораций.

Налог на прибыль организаций представляет собой форму перераспределения национального дохода путем изъятия государством части прибыли, создаваемой субъектами хозяйствования. В этой связи данный налог можно рассматривать как определенную плату хозяйствующего субъекта государству за предоставление экономического пространства, трудовых ресурсов, за пользование производственной, социальной и иными видами инфраструктуры.

Налог на прибыль организаций наряду с фискальной выполняет и регулирующую функцию налогообложения. Рассматриваемый налог является прямым, т.е. его сумма зависит от конечного финансового результата деятельности предприятия. Поэтому он обладает значительными возможностями по оказанию воздействия на интересы организаций через их финансовое положение.

При помощи данного налога государство также имеет возможность воздействовать на развитие экономики, используя механизмы предоставления или отмены льгот, регулирования ставки налога, что позволяет стимулировать или ограничивать экономическую активность в различных отраслях экономики. Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, так как законодательство многих стран предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты этого налога в первые годы от момента создания малых предприятий (так было и в России в период 1992—2001 гг.).

Читайте также:  Продолжительность рабочего дня по Трудовому кодексу в 2021 году

Налогообложению прибыли в РФ свойственны элементы преемственности. Платежи (отчисления) из прибыли предприятий существовали все годы советской власти, а с 1 января 1992 г. был введен налог на прибыль предприятий и организаций. Данный налог является важнейшим федеральным прямым налогом, который на протяжении уже многих лет обеспечивает формирование весомой части доходов бюджета. В период 1999—2002 гг. государство взяло курс на снижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль.

Начиная с 1 января 2002 г. взимание налога на прибыль организаций в РФ осуществляется в соответствии с гл. 25 НК. С момента введения ее в действие в налогообложении прибыли произошли существенные изменения, которые можно обобщить следующим образом:

  1. была значительно снижена ставка налога с 35 до 24% (а для некоторых видов деятельности, например банков, кредитных, страховых организаций, брокерских контор, ставка снижена с 43 до 24%). С 1 января 2009 г. ставка налога снижена до 20%;
  2. снижение ставки налога сопровождалось отменой многочисленных льгот;
  3. было отменено ранее действовавшее Положение о составе затрат, в соответствии с которым до 1 января 2002 г. учитывались расходы и рассчитывалась налогооблагаемая прибыль. В настоящее время в НК содержится вся необходимая информация и нормы для исчисления налога на прибыль;
  4. с 1 января 2002 г. для исчисления налогооблагаемой прибыли и самого налога необходимо ведение налогоплательщиком дополнительного налогового учета, поскольку установленный НК порядок формирования сумм доходов и расходов, определения доли расходов, учитываемых в текущем налоговом периоде, порядок формирования резервов и т.п. для целей налогообложения существенно отличается от порядка, применяемого в бухгалтерском учете. В связи с этим появилось ощутимое различие между данными бухгалтерского и налогового учета.

В результате вышеназванных изменений с момента введения главы 25 НК величина налогооблагаемой прибыли (налоговой базы) также подверглась корректировке. Основные факторы, оказывающие влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль после 1 января 2002 г., сгруппированы в таблице.

Как видно из таблицы, количество факторов, противодействующих росту налоговых поступлений по налогу на прибыль, больше числа факторов, способствующих этому росту. Это объясняет причину снижения доли поступлений налога на прибыль в бюджеты различных уровней после 2002 г. Следует также отметить, что в результате изложенных выше изменений произошло снижение налоговой нагрузки на предприятия и организации.

Факторы, влияющие на величину налогооблагаемой прибыли после 1 января 2002 г.
Факторы, вызывающие увеличение налоговой базы Факторы, вызывающие уменьшение налоговой базы

1. Отмена налоговых льгот: на финансирование капитальных вложений;

на финансирование находящихся на балансе объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;

вновь созданным малым предприятиям; по производству медицинской продукции;

по перечислениям на благотворительные цели; других льгот

2. Перевод большинства налогоплательщиков на уплату налога исходя из расчета налоговой базы по методу начислений

1 Либерализация налоговых вычетов

1.1 Замена вычетами ранее действовавших льгот:

по предприятиям, использующим труд инвалидов;

по общественным организациям инвалидов

1.2 Расширение перечня принимаемых к вычету расходов и изменение лимитов по нормируемым расходам (расходы на рекламу, страхование имущества, в виде процентов по долговым обязательствам и т.п.)

1.3 Новые правила образования резервов

1.4 Новые методы расчета амортизации

1.5 Принятие к вычету убытков по амортизируемому обо��удованию и другому имуществу

2. Снижение ставки налога

3. Перенос убытков на будущее в течение 10 лет

4. Сокращение контингента плательщиков за счет введения специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса (УСН, ЕНВД), сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)

Основные элементы налога на прибыль представлены на рисунке. Согласно ст. 246—247 НК плательщиками налога на прибыль признаются организации, а объектом налогообложения — прибыль, полученная налогоплательщиком.

Затраты, учитываемые при налогообложении, – это экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухучета (при необходимости – посредством проведения расчетных корректировок к данным бухучета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и законодательством (п. 1 ст. 169 НК).

Затраты, учитываемые при налогообложении, отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая).

Критерии, согласно которым расходы не могут быть признаны экономически обоснованными затратами, приведены в п. 4 ст. 169 НК.

Учитываемые при налогообложении прибыли затраты в свою очередь включают (ч. 2 п. 1 ст. 169 НК):

– затраты по производству и реализации товаров (далее – затраты по производству и реализации);

– нормируемые затраты.

Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).

Отдельные затраты по производству и реализации для целей налогообложения принимаются с учетом особенностей, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК, а именно:

– затраты на приобретение (в т.ч. путем создания) объектов ОС и НМА, используемых в предпринимательской деятельности и находящихся в эксплуатации, отражаются посредством начисления амортизации;

– право применения инвестиционного вычета – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию – не более 20% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию); по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию – не более 40% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию);

– проценты за пользование кредитами, займами, принимаются в качестве затрат по производству и реализации, за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством, а также процентов по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам;

– обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные в порядке, установленном законодательством;

– расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и официальным курсом белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленным Нацбанком на момент покупки;

– расходы на рекламу;

– прочие расходы.

Неучитываемые затраты

Перечень затрат, не учитываемых при налогообложении прибыли, определен в ст. 173 НК.

Обратите внимание!

Затраты, указанные в ст. 173 НК, и иные затраты, не учитываемые при налогообложении в соответствии с законодательством, не могут быть включены в состав внереализационных расходов, если иное не установлено Президентом РБ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *