Реорганизация некоммерческой организации в ООО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реорганизация некоммерческой организации в ООО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При ведении деятельности иногда возникает необходимость в разукрупнении образования. Проводится разделение организации с получением после преобразования нескольких лиц, число которых не имеет ограничения. Процедура считается завершенной после внесения записи в реестр о прекращении существования реорганизуемой организации.
Преобразование НКО в АНО: особенности
Условие ведения деятельности | Характеристика |
Организация не имеет членства | Управление организацией осуществляют учредители |
Имущество, переданное учредителями, становится собственностью АНО | При выходе из состава учредители не имеют права на получение внесенного ранее имущества |
Учредители не отвечают по обязательствам организации | Ответственность может покрываться за счет имеющегося на балансе имущества |
Организация имеет право вести деятельность | Прибыль принадлежит организации и направляется на решение задач |
Выделение с созданием новых организационных форм
Процедура выделения лица состоит в сохранении имеющейся организации и одновременном создании новых лиц. Правопреемство новых организаций возникает в ограниченном порядке. Для проведения процедуры до представления документов требуется пройти подготовительный этап:
- Созвать общее собрание, конференцию учредителей, членов ассоциации, союза и иных лиц, участвующих в ведении деятельности и имеющих право принятия решения.
- Вынести на повестку вопрос о реорганизации в форме выделения.
- Принять решение об инвентаризации имущества, денежных средств, обязательств.
- Рассмотреть и утвердить передаточный акт. Принимаемые решения фиксируются в протоколах.
Разделение как форма реорганизации
При ведении деятельности иногда возникает необходимость в разукрупнении образования. Проводится разделение организации с получением после преобразования нескольких лиц, число которых не имеет ограничения. Процедура считается завершенной после внесения записи в реестр о прекращении существования реорганизуемой организации.
На этапе подготовки документов при разделении требуется:
- Созвать собрание и утвердить решение об реорганизации.
- Определить функции каждой вновь создаваемой организации.
- Принять решения о реквизитах новых организаций, учредительных документах и других важных организационных моментах.
- Составить передаточный акт при распределении имущества и денежных, находящегося в собственности НКО.
- Определить порядок завершения проектов, находящихся в работе у первоначальной организации.
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Как поступить в случае, если на момент принятия решения о переводе НКО в коммерческую организацию имеются незакрытые проекты?
Сложность перехода в коммерческую структуру связана с ведением деятельности в момент изменения структуры, например, работы над конкретным проектом. При этом работа должна быть прекращена с возвратом средств или продолжена в порядке благотворительности.
Вопрос №2. Может ли АНО быть реорганизовано в форме присоединения?
НКО, зарегистрированное в форме АНО, имеет право оформить реорганизацию в форме присоединения к любой из видов НКО. Присоединение к коммерческим организациям не предусмотрено.
Вопрос №3. Как определяется размер имущества НКО, получаемого при реорганизации в форме выделения или разделения?
Передача имущества осуществляется в результате создания разделительного баланса и заключения передаточного акта. Размер передаваемого имущества определяют лица, имеющие право принятия решения. Например, в некоммерческом партнерстве решение принимает общее собрание учредителей, в союзе – члены, подписавшие договор.
Вопрос №4. Допускается ли принудительная ликвидация предприятия в форме НКО?
Ликвидация НКО принудительного порядка может осуществляться по решению органов контроля. Для проведения ликвидации необходимо иметь решение суда.
Вопрос №5. Если в реорганизации НКО участвуют несколько организаций, которая из участниц процесса должна подать сведения в Вестник?
Обязательное оповещение о реорганизации представляется от имени всех участников процесса. Последнее по счету объявление представляет организация, присоединившаяся позже остальных субъектов.
Преобразование нко в ано особенности
Основываясь на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации выделяют два основных два вида реорганизации:
- добровольная реорганизация;
- принудительная реорганизация.
Так, добровольную реорганизацию юридических лиц (в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) осуществляют на основании решения уполномоченного органа управления (как правило, это высший орган управления). Устав некоммерческой организации должен содержать сведения об органе управления Некоммерческой организации, уполномоченном на принятие решения о реорганизации некоммерческой организации.
В некоторых ситуациях, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, реорганизация юридических лиц в форме разделения или выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц происходит на основании решения уполномоченного государственного органа или на основании решения суда.
То есть принудительную реорганизацию можно применять только по отношению к двум ее видам:
- разделения
- выделения.
И данная принудительная реорганизация должна осуществлять только на основании решения уполномоченного государственного органа или на основании решения суда.
Также, в случаях, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, реорганизация юридического лица в форме слияния, присоединения или преобразования можно осуществить только на основании согласия уполномоченного государственного органа.
Обязательное условие для реорганизации юридического лица — это наличие передаточного акта или разделительного баланса. В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения о правопреемстве всех обязательств реорганизуемой организации по отношению ко всем его кредиторам и должникам, в том числе обязательства, которые оспариваются сторонами, которые утверждаются учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и отправляются с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительный документ существующего юридического лица. Одновременно с учредительными документами юридического лица должны передавать передаточный акт или разделительный баланс. Их отсутствие или отсутствие в акте и балансе сведений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной организации влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Законодательство предусматривает дополнительные гарантии для обеспечения реализации прав кредиторов реорганизуемой организации. Например, организация после трех рабочих дней с даты принятого решения о ее реорганизации должна в письменном виде информировать Минюст России и его территориальные органы о том, что организацию начала реорганизации и форму реорганизации. В случае, если в реорганизации учувствуют два и более юридических лица, то такое уведомление должно направлять юридическим лицом, которое последнее приняла решение о реорганизации. Основываясь на таком уведомлении Министерство юстиции вносит запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Запись содержит в себе сведения о том, что организация начала процедуру реорганизации.
Юридическое лицо, которое находится в стадии реорганизации, после внесения соответствующей записи о реорганизации в Единый государственный реестр юридических лиц обязана дважды, с периодичностью 1 раз в месяц, размещать в журнале «Вестник государственной регистрации» (средство массовой информации, которое публикует сведения о государственной регистрации юридических лиц), уведомление о реорганизации данного юридического лица. Если в реорганизации учувствует два и более юридических лица, то уведомление о реорганизации публикуется от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц.
Уведомление о реорганизации содержит в себе информацию о каждом участнике реорганизации, сведения о создаваемой или продолжающей деятельность в результате реорганизации организации, сведения о форме реорганизации, сведения о порядке и условиях заявления кредиторами своих требований, а также содержатся сведения, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.
Общее правило, которое установлено действующим законодательством Российской Федерации, гласит, что некоммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации. Но есть и исключения. В случае присоединении к одному юридическому другого юридического лица первое из них считается реорганизованной с даты внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц).
Действующее законодательство Российской федерации регулирует порядок регистрации вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица (юридических лиц) и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица (юридических лиц).
Если обобщить все вышесказанное, то можно выделить три основных этапа реорганизации.
Примерами автономный организаций могут быть:
- компании, оказывающие юридические консультации и услуги и мн. др.
- физкультурные и спортивные центры;
- клиники;
- спортклубы
- образовательные центры;
- пансионаты;
Существует 2 пути образования автономной некоммерческой организации:
- Внесение добровольных взносов частных лиц, компаний, органов власти.
- Реорганизация ранее созданного юридического лица.
Учредителями могут стать как граждане и коммерческие компании, так и государство в лице федеральных, региональных органов власти или органов местного самоуправления. Организация создается за счет добровольных взносов ее учредителей – одного или нескольких. Эти имущественные взносы становятся собственностью компании и остаются ею вплоть до . При этом учредители не отвечают по обязательствам учреждения, равно как и наоборот.
[2]
При выборе НКО необходимо начать с изучения правового поля, поскольку вся деятельность по работе в некоммерческом секторе связана с правом. Самое непосредственное отношение к деятельности некоммерческих организаций имеет Конституция Российской Федерации, являющаяся основным законом в РФ.
Статьи 13, 14, 30 Конституции РФ регулируют правовые аспекты деятельности НКО. Ниже приведены выдержки из вышеуказанных статей Конституции РФ: Статья 13: п.4 Общественные объединения равны перед законом. п.5 Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 14: п. 2 Религиозные объединения отделены от государства и
Эта норма закона в достаточной мере законом не урегулирована, поэтому вся ответственность за осуществление надзора за деятельностью АНО лежит на учредителях. Если учредителем организации является государство РФ, её субъект или муниципальное образование, то контроль за деятельностью АНО возлагается на орган, являющийся учредителем.
Система управления организацией требует обязательного существования высшего органа управления, причём обязательно коллегиального (не менее двух человек).
При этом перед ними открыта возможность для осуществления предпринимательской деятельности.
Но основанием для подобной инициативы может быть только достижение уставных целей. Стоит отметить тот факт, что разные виды некоммерческих общественных организаций получают от государства определенные льготы, касающиеся уплаты налогов.
Что касается законодательной базы, регулирующей различные грани деятельности таких структур, то искать ее стоит в Гражданском кодексе РФ, а если говорить более подробно, то в разделе «Некоммерческие организации».
Именно здесь содержатся все характеристики, касающиеся гражданско-правового статуса подобных сообществ и порядок получения ими, а также эксплуатации любого имущества.
Создавая бизнес, предприниматель выбирает для регистрации одну из организационно-правовых форм (ООО, ПАО, НАО). В отдельных случаях вести бизнес проще в качестве ИП, а такой вид правового формата, как некоммерческие организации (НКО), предприниматели не рассматривают. Целью предприятий этого типа не является деятельность с целью получения дохода, однако стоит знать, что НКО используются и для ведения некоторых сфер бизнеса. В нашем материале мы рассмотрим недостатки и преимущества некоммерческих организаций.
Компании некоммерческого типа существуют как независимые юридические объекты. Таким предприятиям разрешается формировать материальную базу, образованную посредством пожертвований, взносов, вкладов. Поступившие средства компания использует для выплат задолженностей по обязательствам и реализации целей учредителей. Деятельность НКО направлена на благотворительность, социальные потребности граждан, поддержку научных разработок, политические и религиозные сферы (ст. 50 ГК РФ).
Выделяют два основных вида НКО:
- Корпоративные (основатели организаций участвуют в жизни компании, объединяются в членства).
- Унитарные (основатели не являются их участниками).
К корпоративным компаниям относятся:
- Крестьянские хозяйства.
- Этнические общины.
- Общественные союзы.
- Кооперативы производственного и потребительского направления.
- Товарищества владельцев жилых площадей.
К унитарным организациям причисляются муниципальные учреждения, общественные организации, благотворительные фонды, религиозные и правовые сообщества.
В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:
- Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности. Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
- Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
- Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
- Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др. Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
- Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
- Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
- Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
- Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
- Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
- Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
- Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.
Перечень документов, необходимых для реорганизации НКО
Чтобы реорганизация некоммерческой организации прошла успешно, необходимо подготовить все документы, предусмотренные законодательством. На стадии подготовки к реорганизации потребуется оформить:
- протокол собрания учредителей НКО, содержащий решение о ее реорганизации;
- уведомление о начале процедуры реорганизации, составленное по форме Р12003.
Согласно п. 1 ст. 14 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129 далее в территориальное отделение Минюста придется подать:
- заявление о госрегистрации создаваемого (форма Р12001) и упраздняемого/присоединяемого (форма Р16003) объединений;
- учредительные документы новых объединений (устав или учредительный договор), за исключением случаев, когда НКО будет функционировать в соответствии с типовым уставом;
- договор о слиянии (если того требует федеральное законодательство);
- документ об уплате госпошлины за регистрацию новых НКО;
- документ, подтверждающий факт передачи в территориальное отделение ПФР сведений о реорганизованном предприятии;
- передаточный акт (в некоторых регионах предоставление необязательно) или разделительный баланс.
Завершение реорганизации
После отправки уведомления в Минюст процедура реорганизации продолжается:
- На основании полученных от НКО документов Минюст принимает решение о создании записи о начале процедуры реорганизации некоммерческой организации и передает его в ФНС для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Эти действия выполняются в течение 3 дней с момента получения заявления регистрирующим органом (п. 1 ст. 13.1 закона № 129).
- После получения листа, содержащего информацию о внесении в ЕГРЮЛ новых сведений, НКО обязана опубликовать уведомление о проводимой реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации». Это нужно сделать дважды с периодичностью в один месяц (п. 2 ст. 13.1 закона № 129). Такая публикация позволяет выявить всех лиц, перед которыми у предприятия имеются долги, и составить на основании полученной информации так называемый реестр кредиторов (в дальнейшем на его основе будет составляться передаточный акт или разделительный баланс). В уведомлении указываются следующие сведения:
- наименование всех организаций, участвующих в реорганизации;
- форма, в которой осуществляется реорганизация;
- порядок и условия заявления кредиторами объединения финансовых требований.
- По истечении указанного срока НКО может подавать документы на госрегистрацию создаваемых объединений и исключение из реестра тех юрлиц, которые в результате реорганизации прекращают свою деятельность. На каждую создаваемую НКО заполняется форма Р12001, каждую упраздняемую — Р16003.
Сравнительный анализ таких ОПФ, как АНО и НОЧУ мы приведем в сравнительной таблице
1 |
АНО |
НОУ (правильнее НОЧУ – форма частного учреждения) |
Понятие | Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг | Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера |
Учреждение | Допускается соучредительство (физ. и юр. лица) | Физическое или юридическое лицо в единственном числе |
Смена учредителя | Возможно | Вопрос не урегулирован (обращение в суд) |
Имущество | Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации | Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества |
Обязательства учредителей | Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей | Несет субсидиарную ответственность |
Предпринимательская деятельность | Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация | Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения |
Услуги | Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами | Учредитель не может пользоваться услугами учреждения |
Учредительные документы | Устав можно также заключить учредительный договор, но не обязательно | Устав |
Преобразование | Решение о преобразовании автономной некоммерческой организации принимается ее высшим органом управления в соответствии с Федеральным законом в порядке, предусмотренном уставом автономной некоммерческой организации. Может преобразоваться в Фонд | Решение о преобразовании частного учреждения принимается его собственником. Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество |
Высший орган управления | Коллегиальный высший орган управления. Лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией | Учредитель
Однако, в соответствии с законодательством об образовании РФ, необходимо создание педагогического совета |
Распределение имущества при ликвидации | Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений | При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами такого учреждения |
Начисление педагогического стажа | Нет | Да |
Влияние учредителя на деятельность организации | Не предусмотрено | Имеет право |
Лицензирование | Предпочтительнее для оформления лицензии Минобразования | |
Налогообложение | Ос��обождается от уплаты налогов, если занимается образовательной, воспитательной деятельностью | Объектом налогообложения является выручка от реализации товаров, услуг |
Процесс реорганизации
Преобразование АНО возможно, но только в фонд. Других законных вариантов нет.
Для такой реорганизации должны быть выполнены следующие действия:
- Учредители принимают соответствующее решение.
- В Минюст передаются необходимые документы. Первый – принятое решение учредителей. Второй – заполненное уведомление, сообщающее о начале процесса реорганизации по форме 12003.
- Публикация информации. Сведения о том, что планируется преобразование АНО в фонд, размещаются в Вестнике государственной регистрации.
- В Минюст подаются документы для регистрации. Происходит это через 3 месяца после того, как в ЕГРЮЛ будет внесена запись о начале реорганизации.
Стоит помнить о том, что лицу, регистрирующему фонд, нет необходимости лично обращаться в ФНС, хотя в ее базу должны быть занесены все данные, касающиеся преобразования АНО. Суть в том, что Минюст отправляет все документы в налоговую службу без помощи посредников.
Выделение с созданием новых организационных форм
Процедура выделения лица состоит в сохранении имеющейся организации и одновременном создании новых лиц. Правопреемство новых организаций возникает в ограниченном порядке. Для проведения процедуры до представления документов требуется пройти подготовительный этап:
- Созвать общее собрание, конференцию учредителей, членов ассоциации, союза и иных лиц, участвующих в ведении деятельности и имеющих право принятия решения.
- Вынести на повестку вопрос о реорганизации в форме выделения.
- Принять решение об инвентаризации имущества, денежных средств, обязательств.
- Рассмотреть и утвердить передаточный акт. Принимаемые решения фиксируются в протоколах.
НКО в виде некоммерческого партнерства СРО изыскателей и проектировщиков объявило о реорганизации в форме выделения НП изыскателей. В процессе ведения общей деятельности в организации использовалось в деятельности имущество, внесенное членским взносом и не передаваемое новой организации.
Реорганизация некоммерческих организаций
Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме:
- слияния
- присоединения
- разделении
- выделения
- преобразования
Некоммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций), за исключением случаев реорганизации в форме присоединения (в отличие от других форм реорганизации при присоединении не образуется новое юридическое лицо
1. Учреждение может быть преобразовано в:
- фонд;
- автономную некоммерческую организацию
Кто не может быть учредителем и участником НКО?
Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО следующим категориям юридических или физических лиц:
- Иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ.
- Физические и юридические лица, которые не соответствуют требованиям федеральных законов, определяющих положение, порядок создания, деятельности, организации и ликвидации НКО.
- Лица, включенные в перечень в соответствие с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем».
- Общественные и религиозные организации, действие которых приостановлено в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
- Физические лица, которые в судебном порядке осуждены за экстремистскую деятельности.
Как было оговорено выше, по истечении трех месяцев со дня внесения записи о реорганизации общества в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган необходимо предоставить пакет документов на регистрацию ООО. В данный пакет входят следующие документы:
- заявление о государственной регистрации по форме № Р12001;
- протокол общего собрания акционеров АО, на котором принято решение о реорганизации;
- устав создаваемого ООО (за исключением случаев, когда общество будет действовать в рамках типового устава);
- документ об уплате государственной пошлины, на сегодняшний день ее размер составляет 4000 тысячи рублей.
Некоммерческая организация это юрлицо, целевым предназначением которого не является получение прибыли. Основная задача НКО это оказание общественных и социальных услуг.
НКО признаются профсоюзы, общественные и молодежные объединения, социальные и культурные фонды, религиозные общества, правозащитные общественные организации и подобные объединения.
Регулируются НКО гражданским законодательством РФ. В частности можно отметить деление на разнообразные партнерства и автономные организации некоммерческого типа.
И если в партнерствах имеются участники или учредители, то в АНО таковые отсутствуют.
Имущественные активы изначально принадлежат автономной организации. Финансируются такие общества за счет добровольных пожертвований и благотворительных взносов.
Регистрация АНО сопряжена с некоторыми сложностями, обусловленными особенностями правовой формы.
Для официального оформления потребуется соблюсти определенный ряд действий и соответствовать установленным требованиям.
Особенности функционирования
Как правило, большая часть учреждений является государственными или муниципальными, то есть их учредителями выступают различные государственные органы и государственные муниципальные образования.
Создавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. Учреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.
Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие — на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые — в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).
Учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество — правом оперативного управления[2]. Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.