Эксплуатационные качества маломерного судна

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эксплуатационные качества маломерного судна». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Водоизмещение — это объём вытесненной кораблём воды. Вес этой жидкости является весом судна. Поэтому водоизмещение, обычно, измеряется в весовых единицах — тоннах, а не в единицах объёма — литрах и галлонах. Вес корабля — непостоянная величина, изменяющаяся в зависимости от расхода топлива и грузовой нагрузки корабля. Потому водоизмещение судна подразделяется на «в полном грузе» и спусковое. Рассмотрим каждый из вариантов. Что такое водоизмещение «в полном грузе»? Это вес корабля при полной загрузке. Спусковой вес означает вес судна при спуске, то есть без оборудования. Если спросят, что такое водоизмещение, то, отвечая простыми словами, это вес судна.

Как рассчитать водоизмещение лодки пвх

3.2. Определение грузоподъёмности и пассажировместимости.

Грузоподъёмность. Для того чтобы убедиться в правильности выбранной формы корпуса и главных размерений, а также в том, что при максимальной загрузке будет обеспечена необходимая безопасность, следует определить максимальную грузоподъемность лодки — общую массу груза, размещенного на борту, включая людей, оборудование, двигатель и топливо.

Поскольку надувная лодка представляет собой изделие, заполненное воздухом, расчет грузоподъемности сводится практически к определению объема воздуха, заключенного внутри оболочки лодки. Максимальная грузоподъемность лодки (кг) должна быть равна

т = 0,75 V •1000 — М.

Здесь V — объем надувных камер плавучести, наполненных воздухом при номинальном рабочем давлении, м 3 ; М — общая масса лодки в том виде, в котором она поставляется изготовителем (т. е. масса лодки в комплекте, но без массы двигателя и топлива), кг.

Вычисление объема наполненной камеры плавучести производится с большей или меньшей степенью точности в зависимости от того, какой метод расчета будет положен в основу. Наиболее распространенным является способ, при котором объем камеры плавучести мысленно разбивают на простые геометрические объемы, находят объем каждого тела, а затем, суммируя их, получают общий объем.

При расчете максимальной грузоподъемности следует также учитывать объемы надувных сидений, компенсатора, фальшбортов и других аналогичных отсеков, которые удовлетворяют следующим требованиям:

— представляют собой одно целое с конструкцией лодки;

— постоянно присоединены к корпусу и надуваются независимо от него;

— обеспечивают дополнительную плавучесть в затопленном состоянии.

Пассажировместимость. Исходя из грузоподъемности лодки уточняют пассажировместимость, т. е. максимальное количество людей, которых можно удобно разместить в лодке. Пассажировместимость рассчитывают как функцию плавучести и обитаемости.

При определении пассажировместимости как функции плавучести массу каждого пассажира принимают равной 75 кг. Что касается обитаемости, то для каждого пассажира должно быть предусмотрено достаточное пространство, определяемое не всей площадью, ограниченной габаритами лодки, а лишь полезной площадью кокпита, которая очерчивается линией, касательной к бортовому баллону и перпендикулярной днищу. Считается, что каждый взрослый пассажир занимает площадь кокпита, не меньшую 0,3 м 2 .

Максимальная пассажировместимость не должна превышать меньшего из двух следующих чисел:

— частного от деления имеющейся в наличии внутренней площади, м 2 , на 0,3;

— частного от деления максимальной грузоподъемности (за вычетом максимально рекомендованной массы двигателя и топлива, кг) на 75.

В обоих случаях полученное значение округляют до наименьшего целого числа. Если первый знак после запятой больше пяти, к числу взрослых пассажиров п, определенному таким образом, добавляют единицу. Пассажировместимость тогда становится равной п взрослых пассажиров плюс один ребенок. Детей старше 10 лет учитывают как взрослых.

Если рассчитанные грузоподъемность и пассажировместимость не удовлетворяют требованиям технического задания, то возвращаются к корректировке главных размерений с изменением объема камер плавучести.

Деление корпуса на отсеки. Для обеспечения безопасности плавания конструкция лодки должна предусматривать наличие как минимум двух изолированных герметичных отсеков. Нельзя считать воздушными отсеками съемные надувные элементы лодки.

Существует мнение, что чем больше воздушных отсеков имеет лодка, тем лучше. Это верно лишь для лодок специального назначения. Но для гребных и парусных лодок при нормальной эксплуатации даже в очень жестких условиях вполне достаточно двух отсеков при длине лодки менее 2,7 м и трех — при длине более 2,7 м. Для моторных лодок минимальное количество водонепроницаемых изолированных отсеков устанавливают международные стандарты в зависимости от мощности мотора и размерного фактора (табл. 3.3), равного

Таблица 3.3. Количество герметичных отсеков моторных лодок в зависимости от размерного фактора

Максимально допустимая мощность двигателя, кВт (л. с.)

7,35-18,37(10-25)

Здесь L — наибольшая длина лодки, т. е. длина от носа до кормовой оконечности (без поручней или другой арматуры), м; В — наибольшая ширина лодки (без поручней или другой арматуры), м.

Количество отсеков может быть увеличено в соответствии с целями и условиями эксплуатации лодки. Однако следует помнить, что вследствие потенциальной возможности стравливания воздуха через клапаны вероятность утечки воздуха возрастает прямо пропорционально числу воздушных отсеков. Кроме того, лодки с большим количеством отсеков имеют более высокую стоимость.

Важным этапом проектирования является расположение перегородок в корпусе лодки, которые делят ее на примерно равные по объему отсеки. Чаще в камерах лодки применяют вертикально расположенные перегородки. У лодок О-образной формы перегородки располагают в плоскости миделя или около нее. Устанавливать перегородки в диаметральной плоскости, особенно если камера делится ими на два отсека, нецелесообразно, так как при повреждении одного из отсеков лодка потеряет остойчивость. Кроме того, на такой лодке будет трудно продолжать передвижение под веслами, мотором или парусом. Для лодок U -образной формы, особенно парусных и моторных с жесткими транцем и еланью, число изолированных отсеков для обеспечения возможности продолжения плавания при повреждении одного из отсеков принимают не менее трех: два боковых и носовой. Для катамаранов наиболее характерно наличие четырех отсеков.

При делении камеры плавучести на горизонтальные отсеки меньшее количество отсеков может обеспечить не только безопасность, но и сохранность формы для передвижения лодки к месту ремонта.

Надувная лодка, борта которой разделены перегородками на отсеки в соответствии с вышеприведенными рекомендациями, при повреждении одного из отсеков практически является непотопляемой. При повреждении одного из отсеков лодка должна не только оставаться на плаву с полной грузоподъемностью, но и иметь возможность передвигаться с помощью пропульсивных средств на максимально установленное расстояние и при наибольшей высоте волны для данного типа лодки. Вот почему у нас в стране в целях дополнительного повышения безопасности максимальные грузоподъемность и пассажировместимость лодок в Руководстве по эксплуатации уменьшают по сравнению с действительными. Поэтому отечественные надувные лодки имеют меньшие паспортные грузоподъемность и пассажировместимость, чем иностранные модели тех же главных размерений. Из тех же соображений безопасности в СССР запрещается сидеть на бортах надувных моторных лодок, а тем более гребных, и для каждого человека в кокпите предусматривается штатное место. Однако за рубежом, как свидетельствуют фотографии иностранных журналов и проспектов, пассажиры сидят и на бортах надувных лодок.

Читайте также:  Правила, процедура, этапы заключения и подписания договора ГК РФ

На какие характеристики лодки ПВХ ориентироваться

Чтобы не запутаться, давайте посмотрим, какими преимуществами обладает каждая из основных характеристик лодки ПВХ. Каждая характеристика дает лодке свое преимущество и делает ее уникальной.

Преимущества от диаметра баллона
Увеличиваем диаметр баллона Уменьшаем диаметр баллона
Выше посадка Небольшой вес
Комфортнее Меньше парусность
Удобнее грести на веслах Меньше размер в сложенном виде
Больше грузоподъемность Быстрее накачивается и складывается
Больше устойчивость Больше внутреннее пространство
Безопаснее Дешевле

Какие маломерные суда подлежат регистрации?

Ещё один важный момент — постановка судна на учёт. Этим занимается специальная организация — ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России).

Инспекция определяет, исправно ли судно, безопасно ли на нём передвигаться и соблюдается ли порядок нахождения на воде.

Определить, нужно ли регистрировать судно, довольно просто. Итак, если его масса вместе с навесным оборудованием менее 200 кг, а мощность мотора не превышает 8 кВт (9.9 лошадиных сил) то постановка на учёт не нужна.

Процедура постановки на учёт — обязательная, иначе владельцу судна грозит штраф. Избежать регистрации можно только одним способом — выбрать судно, которое точно не придётся регистрировать, то есть, легче чем 200 кг и мотором мощность меньше 9,9 лошадиных сил.

В 2021 году поставить судно на учёт можно только лично, при обращении в ГИМС. Для этого нужно заполнить заявление, предоставить паспорт, судовой билет и заплатить госпошлину. В марте 2022 года появится аналогичная возможность регистрации удалённо, через Госуслуги.
Теперь, когда известно, что такое маломерное судно и какие из них нужно регистрировать, будет легче определиться с выбором. Если нет желания заниматься документами — можно взять судно поменьше. Если готовы к постановке на учёт и оформлению бумаг, то можно выбрать варианты гораздо интереснее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *