Анализ расчетов с бюджетом по налогам и страховым взносам в бюджетном учреждении
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анализ расчетов с бюджетом по налогам и страховым взносам в бюджетном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страховые взносы с 01.01.2017 администрируются налоговыми органами. Соответствующая глава 34 введена в состав НК РФ. Тем не менее, эти платежи не являются налоговыми и учитываются обособленно, а также обособленно отражаются в бухгалтерской отчетности.
Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу. Любая аудиторская проверка начинается с составления и документального оформления общего план аудита, в котором должны быть описаны предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание деятельность аудируемого лица и систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля, определить характер, временные рамки и объем процедур, координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы и прочие аспекты проверки.
На стадии планирования аудитору необходимо изучить отдельные моменты:
1. деятельность аудируемого лица (экономические факторы и условия в отрасли, финансовое состояние, компетентность руководства);
2. риск и существенность (определение уровня существенности, выявление сложным областей учета);
3. характер, временные рамки и объем процедур (наличие компьютерной программы ведения учета, существование подразделения внутреннего аудита на предприятии)
4. координация и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы (привлечение экспертов, квалификация специалистов, необходимых для работы с данным клиентом).
В таблице 5 представлен расчет уровней существенности долей от базовых показателей ЗАО им. С.М Кирова (Приложение 2). На основании данных долей рассчитан усреднённый показатель уровня существенности.
Таблица 5 — Расчет уровня существенности ЗАО им. С.М Кирова
Наименование базового показателя |
Значение базового показателя млн.руб. |
Доля базового показателя, % |
Расчетное значение базов, показателя для нахождения существенности млн.руб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 Выручка стр. 2110 |
380584 |
2 |
7612 |
|
2Себестоимость стр. 2120+2210 |
260622 |
2 |
5212 |
|
3 Валюта баланса стр. 1600 |
610337 |
2 |
12207 |
|
4 Собственный капитал стр. 1300 |
545930 |
10 |
54593 |
|
5 Чистая прибыль стр. 2400 |
109210 |
5 |
5461 |
|
Итого |
85085 |
|||
Среднее значение |
17017 |
Уровень существенности для всей отчетности составляет 17017 млн. руб.
Санкционирование расходов по уплате налогов
Обязательства по уплате налоговых платежей принимаются к учету казенными учреждениями в пределах утвержденных ЛБО (п. 5 ст. 161 БК РФ). Учет таких обязательств ведется в разрезе финансовых периодов на соответствующих аналитических счетах санкционирования расходов счета 50200000 «Обязательства» (п. 318, 319 Инструкции № 157н):
Счет аналитического учета |
Виды обязательств |
0 502 х1 ххх* |
Принятые обязательства |
0 502 х2 ххх |
Принятые денежные обязательства |
Расчеты по налогам и сборам: бухгалтерский учет и отражение в отчетности
Рассмотрим учет страховых взносов в бухгалтерии на примере.
ООО «Книги» продает печатную продукцию. Заработная плата за февраль составила 120 000 руб. Сотрудница предоставила больничный лист на сумму 5 600 руб. (из них за счет работодателя 2 300, за счет ФСС — 3 300). Отразим все операции бухгалтерскими проводками:
Дт 44 Кт 70 — 120 000 руб. — начислена заработная плата.
Дт 70 Кт 68.01 «НДФЛ» — 15 600 руб. — удержан НДФЛ с зарплаты.
Дт 44 Кт 69.01 — 3 480 руб. (120 000 × 2,9%) — начислен страховой взнос в ФСС.
Дт 44 Кт 69.02 — 26 400 руб. (120 000 × 22%) — начислен страховой взнос в ПФР.
Дт 44 Кт 69.03 — 6 120 руб. (120 000 × 5,1%) — отражен страховой взнос в ФФОМС.
Дт 44 Кт 69.11 — 240 руб. (120 000 × 0,2%) — начислен взнос на «травматизм».
Дт 44 Кт 70 — 2 300 руб. — отражено начисление по больничному листу.
Дт 69 Кт 70 — 3 300 руб. — начислен расчет по больничному листу в части, возмещаемой ФСС.
Дт 69.01 Кт 51 — 180 руб. (3480 – 3300) — уплачены взносы в ФСС.
Дт 69.02 Кт 51 — 26 400 руб. — уплачены взносы в ПФР.
Дт 69.03 Кт 51 — 6 120 руб. — уплачены взносы в ФФОМС.
Дт 69.11 Кт 51 — 240 руб. — уплачен взнос «на травматизм».
Фонд оплаты труда (ФОТ) — это общая сумма денег, которую потратило предприятие на выплаты своему наемному персоналу за определенный период времени. Бухгалтеры учитывают такие расходы в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 8 приказа Минфина от 06.05.1999 № 33н — ПБУ 10/99).
Понятие ФОТ неразрывно связано с трудовыми отношениями. Выплаты исполнителям по договорам ГПХ в него не входят. Что же тогда включают в ФОТ?
Во-первых, зарплату штатных работников, а во-вторых, различные компенсирующие, мотивирующие и прочие выплаты. Такие как:
- премии систематического характера;
- отпускные по всем видам отпусков;
- бонусы и комиссионные;
- оплаты дней командировки;
- пособия по временной нетрудоспособности в части, которую выплачивает работодатель за счет собственных средств;
- оплаты простоев;
- доплаты за совместительство, работу в ночные часы, выходные и праздники, сверхурочную работу;
- выплаты за труд в опасных и вредных условиях;
- компенсации (например: за питание, проезд к месту работы, мобильную связь, расходы на проживание);
- выходное пособие и т. д.
Состав ФОТ законодательно не урегулирован, поэтому на разных предприятиях он может быть разным и зависит от того, какие выплаты предусмотрены локальными нормативными актами конкретного предприятия.
Обычно в ФОТ не включают следующие выплаты:
- разовые премии (например: к юбилею или иным аналогичным событиям);
- материальную помощь, предоставленную отдельным работникам по семейным обстоятельствам;
- компенсацию путевок, расходов на лечение;
- пособия, которые выплачиваются за счет средств внебюджетных фондов.
Чтобы рассчитать фактический размер ФОТ за период (месяц, квартал, год) — нужно просуммировать выплаты, которые были произведены работникам за этот период.
Бухгалтер получит эти данные из регистров учета: просуммирует кредит счета 70 «Расчеты с работниками по оплате труда» (а также 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», если, например, в ФОТ предприятия входят компенсации и т. д.) в корреспонденции со счетами:
- 08 — «Вложения во внеоборотные активы»;
- 20 — «Основное производство»;
- 25 — «Общепроизводственные расходы»;
- 26 — «Общехозяйственные расходы»;
- 91 — «Прочие доходы и расходы» и т. д.
Фонд заработной платы (ФЗП) — это составная часть фонда оплаты труда. В ФЗП входят только те выплаты, которые связаны с непосредственным выполнением работниками своих трудовых обязанностей и их результатом.
Таким образом ФЗП обычно включает (ч. 1 ст. 129 ТК РФ):
- выплаты по тарифным ставкам (должностным окладам, сдельным расценкам и т. д.);
- доплаты за особые условия труда;
- премии за трудовые показатели.
Бухгалтерские проводки по страховым взносам в бюджетном учреждении
Пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение) установлено, что составлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ в обязательном порядке должна предшествовать инвентаризация всех активов и обязательств.
Правила проведения инвентаризации регулируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49) (далее — Указания).
В частности, согласно п. 3.44 названного документа инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Проверке должны быть подвергнуты в том числе счета:
— 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
— 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Указаний).
Результаты инвентаризации оформляются документально.
Первичные документы по отражению результатов инвентаризации разрабатываются организацией самостоятельно — за основу берутся, как правило, формы документов, приведенные в Приложениях 1 — 18 Указаний, а также содержащиеся в альбомах унифицированных форм.
Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а это значит, что выявленные несоответствия должны быть своевременно учтены на счетах бухгалтерского учета (не позднее 31 декабря отчетного года).
В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами сверяются данные бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, исчисленных в налоговых декларациях, а также с суммами, перечисленными в бюджет.
Согласно п. 74 Положения суммы расчетов с бюджетом, указываемые в бухгалтерской отчетности, должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Отражение в балансе неурегулированных сумм по названным счетам не допускается.
С этой целью, в частности, проводятся сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам, в результате которых сверяются суммы налогов и сборов, учтенные в бухучете, с суммами, отраженными в лицевом счете в налоговой инспекции и внебюджетных фондах.
Инвентаризацию расчетов по налогам и сборам можно проводить на основании справок, выданных налоговым органом и внебюджетными фондами.
Общая схема учета обязательств по НДФЛ
-----------------------------¬
-------------------¬ ¦030301000 "Расчеты по налогу¦ --------------------¬
¦ Кредит счета: ¦ ¦ на доходы физических лиц" ¦ ¦ Дебет счетов: ¦
L--------TT--------- +-------------T--------------+ L--------------------
/ ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
-------------------¬ +-------------+--------------+ --------------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ Начисления ¦ ¦030200000 "Расчеты ¦
¦ ¦ ¦ ¦ налога с ¦ ¦по принятым ¦
¦ ¦ ¦ ¦ выплат по ¦¦ 020111000 ¦ ¦ ¦ трудовому ¦ ¦(030211000 - ¦
¦"Денежные средства¦ ¦ Перечисление¦ договору ¦ ¦030213000) ¦
¦ учреждения на ¦ ¦ налога в +--------------+ +-------------------+
¦ лицевых счетах в ¦ ¦ бюджет ¦ Начисления ¦ ¦030200000 "Расчеты ¦
¦ органе ¦¦ казначейства" ¦ ¦ ¦ выплат по ¦ ¦обязательствам" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ договору ¦ ¦(03021830 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ гражданско- ¦ ¦030213830, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ правового ¦¦ ¦ ¦ ¦ характера ¦ ¦030226830, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦030231831 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦030232830, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦030234830, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦030291830) ¦
L------------------- L-------------+--------------- L--------------------
Рис. 4
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения начисления налогового обязательства по НДФЛ отражаются записями, приведенными в табл. 3.
Страховые взносы, которые уплачиваются работодателями во внебюджетные фонды, призваны обеспечить социальную поддержку населению страны — как трудоспособному, так и пенсионерам.
С 1 января 2017 года уплата страховых взносов осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Исключение составляют страховые взносы на травматизм, уплата которых регулируется нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Налоговые органы являются администраторами страховых взносов.
Объектом настоящей работы являлось Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда России в Пинежском районе Архангельской области. Данное учреждение является казенным учреждением. Поэтому в работе был рассмотрен порядок учета расчетов с внебюджетными фондами в соответствии с требованиями, которые предъявляются к казенным учреждениям.
В соответствии с п. 259 Инструкции № 157Н для казенных учреждений в целях расчетов с бюджетами бюджетной системы РФ предназначен счет 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты».
Согласно п. 263 Инструкции № 157н, п. 103 Инструкции № 162н учет расчетов по платежам во внебюджетные фонды ведется на следующих аналитических счетах: 0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»; 0 303 06 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
0 303 07 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»; 0 303 10 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии».
Аналитический учет по счету 303 00 ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) или в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе внебюджетных фондов и, соответственно, зачисляемых видов взносов.
Сверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами проводится в рамках ежегодной инвентаризации, осуществляемой перед составлением годовой бюджетной отчетности. Под сверками расчетов с бюджетом понимаются совместные сверки организаций-плательщиков с налоговыми органами по платежам в внебюджетные фонды (страховым взносам).
При написании работы были изучены различные хозяйственные ситуации, результатом которых являлось отражение в бюджетом учете Государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда России в Пинежском районе Архангельской области расчетов с внебюджетными фондами.
Порядок начисления и уплаты страховых взносов в ФСС
Предприятие обязано уплачивать в ФСС взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они начисляются из расчета суммы заработной платы и иных выплат в пользу работников и установленного коэффициента по группе риска. Сумма указанных взносов относится на расходы производства или издержки обращения.
Заработную плату и другие доходы, начисленные сотрудникам организации, облагают взносом на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Форма выдачи выплат, вознаграждений и других доходов, как денежная, так и натуральная, при исчислении взноса значения не имеет. В большинстве предприятий форма выплат только денежная.
Взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний перечисляют в Фонд социального страхования РФ.
Сумму взноса, которую нужно заплатить в Фонд социального страхования РФ, определяют исходя из тарифа, который в настоящее время равен 2,9%.
Объект обложения для работодателей определяется как сумма доходов, начисленных за отчетный период в пользу работников отдельно по каждому работнику с начала отчетного периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Взносы в ФСС России предприятие уплачивает ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на выплату зарплаты за истекший месяц.
Уплата страховых взносов (авансовых платежей) осуществляется отдельными платежными поручениями.
Сумму страховых взносов предприятие перечисляет в ФСС РФ не позднее 15-го числа следующего месяца за месяцем, за который производится выплата.
Учет ведется на субсчете 69-1 «Расчеты по социальному страхованию».
Начисление взносов оформляется записью:
Д 08, 10, 20, 23, 25, 26, 44, 91 К 69-1.
Перечисление взносов в бюджет оформляется записью:
Д 69-1 К 51 перечислены взносы по социальному страхованию.
Внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России [1], а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.
Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Далее предоставлены функции и задачи внебюджетных фондов.
Важнейшим экономическим инструментом в системе мер государства по материальному обеспечению лиц, по тем или иным причинам временно не участвующих в трудовом процессе, является Фонд социального страхования. Он представляет собой централизованный денежный фонд государства, создаваемый страховым методом [46].
Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации [7].
Ныне Фонд социального страхования представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.
В рамках своей деятельности Фонд социального страхования осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций [46].
Фонд социального страхования организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников [46].
Основными задачами Фонда социального страхования являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда.
Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР) — один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России [47].
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в том числе:
- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
- назначение и выплата пенсий.
Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров [47];
- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
- взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов;
- выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
- управление средствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
- реализация Программы государственного со финансирования пенсии.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом Федерального фонда ОМС [48].
Полное официальное наименование — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, сокращенное наименование — ФОМС.
Федеральный фонд ОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:
- финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации;
- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
- аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования [48].
В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС:
- осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
- разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
- осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок [48].
Таким образом, внебюджетные фонды представляют собой финансовые ресурсы, не включаемые в бюджеты различных уровней. Они имеют целевое назначение и находятся в распоряжении органов государственной власти или муниципальных образований. Эти фонды являются формой мобилизации денежных средств для решения конкретных экономических и социальных задач.
Страховые тарифы и база для расчета взносов
Компании «Елки-Иголки» за месяц до Нового года понадобился внештатный художник для росписи игрушек. Стороны оформили договор ГПХ на месяц.
Отличие только в том, что в запросе придется указать код ИФНС и формат, в котором вы хотите получить справку (RTF, XML или Excel). Код запроса — 2 (справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов).
Основания для оставления запроса налогоплательщика без ответа приведены в п. 18, 21 Административного регламента (п. 83, 101, 126, 138 данного документа).
В ней поставьте крестик напротив наименования справки, которая вам нужна, и укажите реквизиты компании (ИП), дату, на которую требуются сведения, и удобный способ получения документа (лично или по почте).
Таблица 3. Расчет налоговой нагрузки по расчетной прибыли ЗАО «XX» за 2006 — 2007 гг.
Показатель |
Формула |
Порядок расчета, |
Результат |
||
2006 г. |
2007 г. |
2006 г. |
2007 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Расчетная |
Чистая прибыль + |
14 649 + |
15 757 + |
32 556 |
38 875 |
Налоговая |
Платежи в бюджет / |
17 907 / |
23 118 / |
55,0 |
59,47 |
При этом совокупная налоговая нагрузка большинства российских организаций составляет от 15 до 25% выручки-брутто, за исключением добывающих предприятий, а по расчетной прибыли — 70% . Данные табл. 2 и 3 свидетельствуют, что налоговая нагрузка не превышает среднее значение показателя по отрасли.
График денежных потоков ЗАО «XX» за 2007 г.
---------------------------------------------------------------------------------¬
¦40 000 T----------------------------------------------------------------------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ * 35 875 ¦
¦35 000 +----------------------------------------------------------------------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦30 000 +----------------------------------------------------------------------- ¦
¦ ¦ * 27 964 ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ * 26 639 ¦
¦ ¦ # 25 806 ¦
¦25 000 +----------------------------------------------------------------------- ¦
¦ ¦ # 24 565 ¦
¦ ¦ # 23 167 ¦
¦ ¦ * 22 497 ¦
¦ ¦ # 21 320 ¦
¦20 000 +----------------------------------------------------------------------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ # # 18 025 ¦
¦ ¦ 18 080 # ¦
¦ ¦ * 15 210 17 234 ¦
¦15 000 +----------------------------------------------------------------------- ¦
¦ ¦ # 13 671 ¦
¦ ¦ * 12 457 * 13 191 ¦
¦ ¦ # 12 180 10 474 ¦
¦ ¦ * 10 700 * ¦
¦10 000 +----------------------------------------------------------------------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ 5 000 +----------------------------------------------------------------------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ 0 +-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+--------¦
¦ Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь¦
¦ ¦
¦ * - Приток. ¦
¦ # - Отток. ¦
L---------------------------------------------------------------------------------
Рис. 2
Поэтому в целях предотвращения просроченной задолженности по налогам и сборам в будущем организации необходимо составить платежный календарь, в котором были бы учтены предстоящие налоговые платежи из налогового календаря (табл. 5).
Какие бюджетные учреждения не уплачивают налог на прибыль
Объект обложения налогом на прибыль появляется в бюджетном предприятии лишь тогда, когда оно осуществляет коммерческую деятельность. Соответственно, если бюджетная организация занимается исключительно выполнением заданий государственных и муниципальных ведомств за счет средств субсидирования и соответствующих бюджетов, результаты ее работы не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
К доходам не относятся следующие категории денежных поступлений (соответственно, не облагаются налогом на прибыль):
- доходы в виде имущества, оплаченного заранее (не учитывается у тех, кто пользуется методом начисления),
- доходы в виде имущества, предоставляемого в качестве залога по исполнению каких-либо обязательств,
- бесплатная помощь, признаваемая безвозмездной при оказании ее иностранными государствами,
- доходы в виде имущества от государственных или муниципальных предприятий,
- выданные гранты,
- целевые поступления (денежные средства из бюджетов любого уровня и от физических лиц для осуществления основной деятельность бюджетного учреждения),
- пожертвования в любой форме,
- прочие поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса.
К неучитываемым при обложении налогом на прибыль расходам относятся:
- дивиденды, начисленные после уплаты налогов (включая налог на прибыль),
- взносы в уставный капитал других организаций,
- наложенные на учреждение штрафы и пени за нарушение налоговых обязательств,
- добровольно совершенные членские взносы в общественные организации,
- дарение имущества физическим и юридическим лицам,
- деньги, отданные в профсоюзы,
- прочие затраты, перечисленные в ст. 270 Налогового кодекса.
Типичные ошибки при расчете
Ошибка №1. Бюджетное предприятие определяет сумма дохода с учетом НДС, налога с продаж и акцизов.
Доходы от реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, доходы от реализации имущественных прав и внереализационные доходы бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном ст. 249 Налогового кодекса РФ (без учета НДС, акцизов, налога с продаж).
Ошибка №2. Некоторые расходы бюджетного учреждения, которые не имеют отношение к предпринимательской деятельности и должны были быть профинансированы из средств целевого финансирования, были покрыты за счет предпринимательской деятельности того же предприятия.
Направлять средства на покрытие затрат бюджетного учреждения, которые должны быть покрыты из средств целевого финансирования, разрешается только из чистой прибыли от коммерческой деятельности (после выявления финансовых результатов и уплаты налога на прибыль).