Налоговые нарушения и размеры штрафов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые нарушения и размеры штрафов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Характерным направлением судебных споров в этой области является ситуация, связанная с тем, что налоговые органы считают предпринимателя обязанным платить какой-то вид налога, что вызывает сомнение не только у него, но и у судебных инстанций.
Штрафы за несвоевременную сдачу налоговых деклараций и РСВ
Несвоевременная сдача налоговых деклараций грозит привлечению к ответственности не только организации, но и должностных лиц.
Декларацию предоставляют в ФНС, вместе с уплатой соответсвующего налога, к ним относятся:
- годовой налог на прибыль;
- НДС;
- транспортный налог;
- налог на имущество;
- акцизы;
- водный налог;
- единый налог при УСН;
- ЕСХН;
- земельный налог;
- налог на игорный бизнес.
В отдельных случаях организация может подать единую упрощённую декларацию.
Вид наказания | Последствия | Основание |
Штраф для организации | С организации взыскивают 5% от суммы налога, который не выплачен в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1000 руб. Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации или расчёта по взносам. |
ст. 119 НК |
Ответственность должностных лиц | Предупреждение от 300 рублей до 500 рублей | ст. 15.5 КоАП |
Дополнительное последствие | Блокировка счёта по истечении 10 рабочих дней со дня срока подачи декларации или расчёта | подп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК |
Подтверждение ОКВЭД в ФСС
Для подтверждения ОКВЭД в ФСС необходимо предоставить следующие документы:
- справку, подтверждающую основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
- заявление, подтверждающее основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
- пояснительную записку к отчётности — не относится к малым предприятиям и ИП.
Вид наказания | Последствия | Основание |
Штраф для организации | нет | |
Ответственность должностных лиц | нет | |
Дополнительное последствие | За несданный документ ФСС устанавливает тот тариф, который предусмотрен для деятельности с максимально высоким классом профессионального риска | п. 13 Правил, утв. постановлением Правительства от 01.12.2005 № 713 |
Уголовные преступления
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.
Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.
Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:
- умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
- причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
- достижение обвиняемым возраста 16 лет.
Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.
Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.
То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.
Комментарий к ст. 119 НК РФ
Обязанность представления налоговой декларации установлена статьей 80 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 данной статьи налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу. Причем под налоговой декларацией как видом налоговой отчетности понимается как отчетность физических, так и юридических лиц. Налоговая декларация должна быть подана в установленный срок.
Налоговый кодекс не указывает конкретных сроков подачи налоговой декларации, а содержит лишь отсылочную норму, гласящую, что налоговая декларация представляется в установленные законом сроки (п. 6 ст. 80). Если налоговая декларация направляется по почте, то она считается представленной в момент отправки заказного письма с описью вложения (п. 2 ст. 80 НК РФ).
1. Объектом налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок представления в налоговые органы налоговой декларации, а также других документов. При этом нарушаются требования: статей 80, 81 НК РФ (посвященных налоговым декларациям, порядку их представления и изменения), статей 88, 93 НК РФ, ряда других норм (о предоставлении документов по требованию налогового органа). Непосредственный объект анализируемого налогового правонарушения — нарушение установленных сроков представления налоговых деклараций.
В чем заключается опасность данного деяния? Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно посягает на установленный порядок взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками (их законными представителями), подрывает возможность своевременного и полного налогового контроля, создает благоприятные условия для совершения ряда других налоговых правонарушений (чаще всего связанных с неуплатой, неполной уплатой налога, сокрытием объектов налогообложения и т.д.).
2. Объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренную подпунктами 1, 2 комментируемой статьи, отражают следующие моменты:
а) статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за два самостоятельных налоговых правонарушения:
— нарушение установленного срока представления налоговой декларации;
— непредставление налоговой декларации в сроки, упомянутые в п. 2 комментируемой статьи.
Именно объективной стороной упомянутые выше налоговые правонарушения отличаются друг от друга;
б) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных им доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, начисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате им, на бланке установленной формы (лично или посредством почтового отправления) (п. п. 1 — 3 ст. 80 НК РФ);
в) срок представления налоговой декларации по каждому виду налога устанавливается тем или иным актом законодательства о налогах (например, налоговая декларация по подоходному налогу с физического лица должна быть представлена не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в течение которого физическое лицо получило подлежащий декларированию совокупный доход, и т.д.);
г) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета. При этом следует иметь в виду, что:
— организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, а если в нее входят филиалы и иные обособленные подразделения на территории РФ или в ее собственности находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество (включая транспортные средства) — по месту нахождения каждого подразделения (недвижимого имущества);
— индивидуальные предприниматели и приравненные к ним (для целей налогообложения) лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту их жительства;
— другие физические лица ставятся на учет по месту их жительства самими налоговыми органами в соответствии с правилами ст. 83 НК РФ;
— любые физические лица, имеющие подлежащие налогообложению объекты недвижимости и транспортные средства, подлежат также налоговому учету по месту нахождения упомянутого объекта (ст. 85 НК РФ);
д) упомянутый в пункте 2 комментируемой статьи срок (180 дней) исчисляется в календарных днях. Отсчет этого срока начинается со следующего (после установленного законодательством о налогах дня представления налоговой декларации по тому или иному налогу) дня. Порядок представления налоговой декларации в последний день определяется правилами статьи 6.1 НК РФ;
е) налоговое правонарушение, указанное в комментируемой статье, в основном совершается в форме бездействия: виновный или не исполняет свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации, или пропускает срок, указанный в пункте 2 комментируемой статьи.
Данное налоговое правонарушение нужно отличать от нарушения правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ).
Правильному применению комментируемой статьи будет способствовать учет позиции Конституционного Суда (по вопросу о соответствии ст. 119 НК РФ Конституции РФ), изложенной в Определениях N 291-О и N 316-О.
3. Субъектами налоговых правонарушений, указанных в пунктах 1, 2 комментируемой статьи, являются налогоплательщики-организации и физические лица:
а) ни налоговые агенты, ни иные лица не могут быть субъектами налогового правонарушения, предусмотренного пунктами 1, 2 с��атьи 119 НК РФ;
б) ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ, за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного в УК РФ;
в) привлечение организации к ответственности по статье 119 НК РФ не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции) от административной, уголовной, иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Так, в соответствии со статьей 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на руководителей организаций в размере от 3 до 5 МРОТ;
г) привлечение к ответственности по статье 119 НК РФ не освобождает от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.
4. Анализируя субъективную сторону деяний, которым посвящена комментируемая статья, следует учесть, что она может выражаться как умышленно, так и по неосторожности.
5. Перечислим санкции за деяния, предусмотренные в комментируемой статье:
а) налоговое правонарушение, предусмотренное пунктами 1 статьи 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога (а не от суммы полученного дохода), подлежащей уплате (доплате) на основе налоговой декларации. При этом штраф взыскивается:
— за каждый полный месяц, прошедший со дня, когда налогоплательщик должен был представить налоговую декларацию (отсчет начинается со дня, следующего за указанным днем);
— за каждый неполный месяц (если отсчет начинается не с начала месяца);
— в размере, не превышающем 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе налоговой декларации, срок представления которой нарушен (но не менее 100 руб.);
б) деяние, предусмотренное пунктом 2 статьи 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере:
30% суммы налога, подлежащей уплате на основе непредставленной в течение 180 дней налоговой декларации;
10% суммы налога, подлежащей уплате на основе упомянутой декларации (начиная со 181 дня непредставления).
При этом уплата штрафов осуществляется за каждый полный, каждый неполный месяц;
в) штрафы, предусмотренные комментируемой статьей, не поглощают друг друга.
Размеры налоговых санкций, предусмотренных статьей 119 НК РФ, подлежат уменьшению или увеличению в соответствии с правилами статей 112, 114 НК РФ.
Порядок и сроки вынесения решения о блокировке счета
Как мы уже говорили выше, решение о приостановлении операций по счету может быть вынесено, начиная с 11-го рабочего дня после установленного срока представления отчетности, но только в период, не превышающий 3 лет после истечения указанных 10 дней (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Это делается по форме, утвержденной приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@. Принятое решение налоговая инспекция должна передать в банк для приостановки счетов и направить налогоплательщику копию. Исполнением решения занимается банк.
Основанием для разблокировки счета является представление соответствующего отчета. Отменить приостановление инспекция должна на следующий рабочий день после его получения (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Алгоритм действий по разблокировке счета при непредставлении декларации, а также в других ситуациях вы найдете в Готовом решении от К+ «Как организации разблокировать расчетный счет, если инспекция вынесла решение о приостановлении операций», получив пробный доступ к системе.
Если инспекция нарушит установленные сроки, то налогоплательщику выплачиваются проценты за те дни, когда неправомерно были заблокированы счета (абз. 1 п. 9.2 ст. 76 НК РФ).
Как наказать ИФНС за незаконную блокировку
Незаконную блокировку счета можно обжаловать. Проще всего попробовать решить вопрос на уровне своей инспекции, обратившись с жалобой к руководителю ИФНС или его заместителям. Если это не поможет, то можно подать жалобу в УФНС своего региона, а затем и в суд.
Если срок разблокировки счета был нарушен или если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Они начисляются по ставке рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки либо незаконного приостановления операций по счетам.
Продолжительность периода начисления процентов определяется со дня поступления в банк решения о приостановлении операций до дня поступления в банк решения об отмене блокировки. При этом за тот день, когда в банк поступило решение о приостановлении операций, инспекция должна начислить проценты даже в том случае, если в течение этого дня организация пользовалась своим счетом.
Сумма процентов, причитающихся организации, рассчитывается по формуле:
Проценты = Сумма, на которую приостановлены операции по счету × Количество календарных дней незаконной блокировки × Ставка рефинансирования, действовавшая в период нарушения срока разблокировки счета (или в период неправомерной блокировки счета) : Количество календарных дней в году
Какой штраф (блокировка счета) за несвоевременное представление Декларации и уплату налога
Размер штрафных санкций за опоздание с подачей декларации остался неизменным — 5 процентов от неуплаченной суммы налога за каждый месяц просрочки но не более 30 процентов и не менее 1 000 рублей
При этом статья 119 НК РФ в новой редакции гласит что штраф за несвоевременное представление налоговой декларации следует рассчитывать от суммы налога неуплаченной в установленный срок В прежней же редакции статьи 119 НК РФ этот момент прописан не был Соответственно прежняя формулировка вызывала споры на какой момент следует определять штрафные санкции — на день окончания установленного срока уплаты или на день фактической подачи декларации.
Если налог полностью уплачен в срок то штраф составит 1000 руб Если организация уплатила только часть налога то штраф рассчитывается с разницы между суммой налога которую нужно было заплатить по декларации и суммой фактически перечисленной в бюджет в установленный срок.
Кроме того за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации по заявлению налоговой инспекции суд может привлечь должностных лиц организации (например к ее руководителю) к административной ответственности в виде вынесения предупреждения или наложения штрафа на сумму от 300 до 500 руб (ст 15.5 КоАП РФ).
Наряду с взысканием штрафа за опоздание с подачей налоговой декларации инспекция вправе заблокировать банковские счета организации
Счет может быть заблокирован если организация не представила декларацию в течение 10 рабочих дней после того как истек срок установленный для ее подачи (п 3 ст 76 п 6 ст 6.1 НК РФ) При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г № 03-02-07/1-167) За несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по налогам блокировка банковских счетов не применяется (письмо Минфина России от 12 июля 2007 г № 03-02-07/1-324).
Срок сдачи налоговой декларации который приходится на нерабочий день переносится на ближайший следующий за ним рабочий (п 7 ст 6.1 НК РФ).
Кроме этого с руководителя или главного бухгалтера могут взыскать от 300 до 500 руб Если помимо просрочки организация нарушит порядок сдачи декларации в электронном виде то ее оштрафуют на дополнительные 200 руб.
Учтите что за правонарушения старше трех лет взыскать штраф налоговые инспекторы не вправе .
Какой штраф грозит за несвоевременную сдачу декларации по налогу на прибыль
Не позднее 28 марта все организации на общей системе налогообложения должны сдать декларацию по налогу на прибыль В случае если отчет придется выслать позднее в этом случае придется заплатить штраф Денежный размер штрафа зависит от того когда и в какой сумме вы перечислили налог Тот что значится в отчетности представленной с опозданием.
1 Если налоговый платеж ушел в бюджет вовремя то штраф за не сданную в срок декларацию будет минимальным и составит 1000 рублей
2 Когда с опозданием отправлены и платеж и налоговый отчет штраф будет равен 5 процентам от суммы налога не уплаченной в бюджет к тому моменту когда вы наконец сдали декларацию Этот штраф придется перечислить за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня установленного для подачи декларации
Но в любом случае размер наказания не может быть больше 30 процентов от суммы неуплаченного налога То есть максимальный штраф в 30 процентов придется заплатить если отчетность опоздала на пол года и более
Кроме того за несвоевременную сдачу декларации руководителю компании могут выписать штраф от 300 до 500 руб (ст 15.5 КоАП РФ).
Сроки сдачи декларации по налогу на прибыль для НКО и налоговых агентов
Из общего правила сдачи промежуточной отчетности есть исключения. Они касаются некоммерческих организаций, культурных бюджетных учреждений и налоговых агентов по НП.
Некоммерческие организации не должны платить НП, они сдают только годовой отчет по НП. Это же правило касается культурных бюджетных учреждений (библиотек, концертных организаций, музеев, театров) (п. 2 ст. 289 НК РФ).
Срок сдачи для всех перечисленных организаций один раз в год — 28 марта следующего (после завершения отчетного) года (п. 1 ст. 285, п. 4 ст. 289 НК РФ).
У агентов по НП другой регламент.
Налоговый агент по НП — это предприятие в РФ, которое выплачивает какие-либо доходы (дивиденды, проценты по ценным бумагам и иные) сторонним российским и/или зарубежным компаниям.
По выплаченным доходам и организациям, получившим их, налоговый агент и должен своевременно отчитаться.
Агенту по НП нужно подать отчетность в срок до 28-го числа по завершении отчетного периода, когда произошло перечисление дохода (пп. 1, 3, 4 ст. 289, ст. 285 НК РФ). Начисленный налог агентом уплачивается в эти же сроки. По итогам налогового периода расчет по НП агентом сдается тоже, даже если выплата была всего единожды.
Что представляет собой налоговая декларация с точки зрения НК РФ?
Исходя из ст. 80 НК РФ, налоговая декларация представляет собой заявление, содержащее наряду с прочей информацию об исчисленной сумме налога. Составив налоговую декларацию, налогоплательщик обязан уплатить в бюджет сумму исчисленного в ней налога одним из способов, предусмотренных в п. 3 ст. 44 НК РФ. В свою очередь, уплата налога — это отчуждение принадлежащих налогоплательщику на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) денежных средств (ст. 8 НК РФ). Иными словами, лица, подписывая налоговую декларацию, инициируют обязательную процедуру, направленную на распоряжение денежными средствами налогоплательщика в счет уплаты налогов, т.е. осуществляют административно-хозяйственные функции.
Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения со времени начала административной реформы (1 июля 2004 г.) утверждаются Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). До указанной даты формы налоговых деклараций утверждались МНС России. В период регламентации обязательных для налогоплательщиков форм налоговых деклараций МНС России этим органом был подписан Приказ от 31 декабря 2002 г. N БГ-3-06/756 «О порядке ввода в действие новых форм налоговых деклараций», сохраняющий силу и в настоящее время. В число единых требований к формированию налоговой декларации было включено отражение в ней подписей руководителя, главного бухгалтера налогоплательщика-организации и (или) уполномоченного представителя (при его наличии), подтверждающих достоверность и полноту сведений, указанных в декларации. Сходные принципы заполнения деклараций были восприняты Минфином России и интерпретируются во вновь утверждаемых формах налоговых деклараций по каждому налогу. Так, в п. 3.3 разд. 3 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 7 февраля 2006 г. N 24н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль и Порядка ее заполнения» отмечается, что «достоверность и полнота сведений, указанных в декларации, подтверждается подписями руководителя и главного бухгалтера организации… В случае отсутствия в организации главного бухгалтера достоверность и полнота сведений, указанных в декларации, подтверждаются подписью бухгалтера, осуществляющего ведение в организации бухгалтерского учета, либо руководителя специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтера-специалиста, осуществляющих на договорных началах ведение в организации бухгалтерского учета. Если бухгалтерский учет ведется лично руководителем организации, то по строке «Главный бухгалтер» проставляется подпись руководителя организации».
Нарушение сроков представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
Объект — общественный порядок осуществления налогового контроля. Непосредственный объект — общественные отношения по предоставлению налогоплательщиками сведений об открытии и закрытии счетов в баке.
Объективная сторона — представления налогоплательщиком в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке.
Субъект — налогоплательщик (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).
Субъективная сторона — виновное (умысел или неосторожность) совершение рассматриваемого правонарушения.
Санкция — взыскание штрафа в размере 5 000 руб.
Какая за это бывает ответственность
НК РФ содержит следующие основания, по которым можно оштрафовать лицо, не ответившее (или ответившее не должным образом) на требование о представлении документов:
- Ст. 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».
- Ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу».
Ответственность по п. 1 ст. 126 применима, если нарушение не относится к предусмотренным в НК РФ:
- ст. 119 (ненаправление в ФНС налоговой декларации);
- ст. 129.4 (незаконное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление недостоверных сведений о них);
- ст. 129.6 (непредставление сведений об участии в иностранных организациях);
- п. 1.1 ст. 126 (непредставление отчетности контролируемой иностранной компании);
- п. 1.2 ст. 126 (неподача ежеквартального расчета по НДФЛ).
Ненаправление в ФНС в установленный законом срок документации и (или) иных предусмотренных законом данных по п. 1 ст. 126 НК РФ наказывается штрафом в размере 200 руб. за каждый непереданный документ.
По п. 2 ст.
126 НК РФ лицо, отказавшееся направить инспекторам необходимые документы о налогоплательщике или каким-либо другим образом уклоняющееся от этой обязанности (или же направившее бумаги с заведомо неверными данными), будет оштрафовано на 10 000 (фирмы, ИП) или на 1 000 руб. (физлица, кроме ИП). При этом нарушение не должно соответствовать ст. 126.1 (представление документов с недостоверными сведениями) и 135.1 НК РФ (ненаправление банком справок по счетам).
Ст. 129.1 НК РФ также содержит 4 пункта:
- Пп. 1 и 2 касаются незаконного несообщения (а также сообщения позже установленного срока) провинившимся лицом предусмотренных законом данных, что наказывается наложением штрафа в размере 5 000 руб. (если нарушение единичное) или 20 000 руб. (если нарушение повторяется в течение календарного года). При этом нарушения не должны подпадать под ст. 126 НК РФ.
- П. 2.1 относится к иностранным организациям, имеющим недвижимое имущество на территории РФ и обязанным сообщать в ИФНС данные о своих участниках.
- П. 3 предусматривает ответственность для физлиц, не сообщивших налоговому органу данные об имеющихся у них объектах налогообложения (недвижимости и транспорте) при неполучении уведомления об уплате налога.
Таким образом, применимых статей две, причем их формулировки некоторым образом похожи, а вот ответственность по ним совершенно разная.
Величина штрафа установлена ст. 119 НК РФ и составляет 5% от суммы, не уплаченной в установленный законом срок, за каждый полный или не полный просроченный месяц. При этом максимальная сумма штрафа не должна превышать 30% от указанной в декларации, а минимальная сумма штрафа не может быть меньше 1000 руб. Следовательно даже при просрочке нулевой декларации штраф составит 1000 руб.
По закону, каждому налогоплательщику, получившему доход, облагаемый НДФЛ, необходимо отчитаться перед ФНС до 30 апреля следующего за отчетным периодом года.
В том случае, если налогоплательщик не предоставил форму 3-НДФЛ в указанный срок, он попадает под действие статьи 119 НК РФ со всеми вытекающими последствиями в виде штрафа. Откладывание данной отчетности приводит к увеличению размера штрафа с каждым месяцем просрочки.
Рассмотрим пример. Гражданка Иванова продал в 2020 году автомобиль за 500 тыс. рублей. Налог к оплате составил:
(500 000 – 250 000) × 13% = 32 500 ₽.
Она должна была подать 3‑НДФЛ до 30 апреля 2021 года. Иванова отчиталась перед ИФНС только 20 сентября 2021 года. Инспекция начислила её штраф за 5 месяцев в размере:
32 500 × 5% × 5 = 8 125 ₽.
Так же следует понимать, что размер штрафа не может превышать 30% от суммы просроченного налога.
Рассмотрим пример. Гражданин Петров в 2018 г. получил доход в размере 500 000 руб. В 2019 г. он должен был подать 3-НДФЛ и уплатить налог в размере:
500 000 × 13% = 65 000 ₽.
Петров отчитался только в декабре 2019 г. ФНС применила к Петрову взыскание в виде штрафа в размере:
65 500 × 30% = 19 500 ₽.
Без ограничении в 30% сумма наказания составила бы:
65 500 × 5% × 8 = 26 000 ₽.
Принцип определения сроков сдачи
Организации на общей системе налогообложения в течение года представляют декларации по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов. Сроки представления таких деклараций зависит от способа уплаты авансовых платежей:
- организации, уплачивающие только квартальные авансы, а также организации, уплачивающие ежемесячные авансы с доплатой по итогам квартала, представляют декларации по налогу на прибыль ежеквартально не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом (I кварталом, полугодием, 9 месяцами);
- организации, уплачивающие ежемесячные авансы исходя из фактически полученной прибыли, представляют декларации ежемесячно – не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным месяцем (п. 3 ст. 289 НК РФ).
Срок представления декларации по итогам 2021 года един для всех плательщиков – не позднее 28 марта года, следующего за отчетным (п. 4 ст. 289 НК РФ). Однако из-за нерабочих дней, карантина и коронавируса он перенесён на 29 июня 2020 года.