И живые позавидуют мертвым: как падет Молдавия после вступления в ЕС
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «И живые позавидуют мертвым: как падет Молдавия после вступления в ЕС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Взрывы в Приднестровье произошли 25-27 апреля. Президент Молдавии Майя Санду заявила, что это стало результатом внутренних противоречий в непризнанной республике. Лидер Приднестровья Вадим Красносельский опроверг эти заявления, подчеркнув, что «следы взрывов в регионе ведут в Украину».
Создание Европейского союза
Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.
В результате в 1951 году шесть государств – Франция, Западня Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали. Стремительный рост торговых отношений на протяжении 6 лет привел к заключению Римских соглашений 1957 года, которые обусловили формирование Европейского экономического сообщества – основу современного ЕС.
Европейский союз в нынешнем виде был создан на основе Маастрихтского договора, действующего с 1 ноября 1993 года, который привел к возникновению единой европейской валюты – евро. Впоследствии в основные соглашения ЕС вносились изменения в соответствии с договорами, подписанными в Амстердаме (1997), Ницце (2001) и Лиссабоне (2009).
Пресловутый «европейский выбор» для стран постсоветского пространства оказывается самой сложной проверкой государственности на прочность. И действительно, будто сама история насмехается над теми, кто, выйдя из одного союза, норовит въехать в новый для активной борьбы с наследием прежнего, а значит с самими собой, с собственным прошлым, со своей идентичностью.
В 2014 г. Молдова подписала Соглашение об ассоциации, которое обеспечивает основу для более тесной политической и экономической интеграции между Брюсселем и Кишиневом. После этого республика вместе с Украиной была названа «отличником» программы «Восточного партнерства», а уже в 2022 г. также вместе с Украиной получила в качестве значимого поощрения своего выбора статус кандидата на членство в ЕС. Конечно, статус этот ничего не гарантирует, тем более, Молдова не сможет стать членом ЕС по ускоренной схеме. Но для Украины и Молдовы он стал символом признания со стороны Брюсселя усилий этих стран по борьбе с российским влиянием, что в определенных кругах принято считать проявлением «европейскости».
Молдова воспринимается ее политическим истеблишментом не как страна, получающая преимущества от расположения между ЕС и Россией путем полноценного сотрудничества с ними одновременно, а, напротив, как зажатая в тиски с двух сторон или даже разорванная между Москвой и Брюсселем. Довольно часто молдавские политики сетуют на то, что Молдова – это не страна, находящаяся конкретно в Европе или Евразии, а страна «где-то между». Это влияет на менталитет политиков, принимающих решения. Отсюда следует и разрыв в идентичности.
С одной стороны, есть сильнейшая культурная и историческая привязка к России, а фактор Приднестровья, которое уже давно доказало право на свое существование и развитие вопреки мнению правительства Молдовы, прямо говорит о русской идентичности. С другой стороны, нельзя не заметить нарастающее влияние Румынии. Причем, даже то обстоятельство, что Румыния – член ЕС, уже оказывает воздействие на молдавское общество. А что тогда такое молдавская идентичность? И что представляют собой молдавские национальные интересы? Как их формулировать? А главное – кто может, хочет и будет их формулировать?
Дилеммы «европейского выбора»
На протяжении длительного периода времени все молдавские правительства исходили из сложившейся географической, политической и экономической конфигурации и ожидали интересные предложения как со стороны России, так и со стороны ЕС. Сотрудничая с Брюсселем, практически все правительства в Молдове заявляли о том, что могут выступить в роли балансира на постсоветском пространстве, а значит полагали, что могут ожидать более выгодных предложений со стороны Брюсселя.
В 1990-е гг. и в начале 2000-х гг. Молдова действительно была увлечена идеей прильнуть к богатству ЕС, не задумываясь, что оно во многом стало результатом разграбления экономики бывшего СССР, то есть, основано на процессах распада СССР. В этот период ЕС действительно выделил Молдове грант в размере €147,7 млн. Да и сейчас ЕС заявляет о поддержке Кишинева. Молдова даже стала первой европейской страной, которая получила вакцины по программе КОВАКС благодаря ЕС. Так что в Молдове ждут продолжения грантовой поддержки.
Справочно:
В 2021 г. в Молдову и Приднестровье был направлен пилотный пакет доз российской вакцины «Спутник V». Власти Молдовы начали переговоры с Россией о закупке 1 млн доз, однако пришедшее к власти проевропейское правительство переключилось на западных производителей. При этом Блок коммунистов и социалистов обвинил Минздрав республики в блокировке поставок российской вакцины в страну, хотя большинство граждан республики больше доверяют «Спутнику V». Российская вакцина демонстрирует высокие показатели безопасности, иммуногенности, а также эффективности более 90%. Свыше 70 стран признают препарат, его производство налажено в Беларуси, Казахстане, Индии, Италии и других государствах. |
Прогнозы футурологов и экстрасенсов – кому верить?
Неосведомлённый человек не видит особой разницы между футурологами и ясновидящими и ставят «знак равенства» между их прогнозами. Однако между ними есть явные отличия, которые следует учитывать.
- Футурологи (эксперты, аналитики) — принципиально отличаются от экстрасенсов, так как не обладают никакими сверхъестественными способностями. Их предположения строятся на принципе экстраполяции текущих событий в будущее. Главное в их работе — правильно выявить тенденцию и вектор её развития. Чаще всего футурологи специализируются в какой-то одной области. В результате их прогнозы охватывают довольно узкую область, чего нельзя сказать о видениях экстрасенсов.
- Экстрасенсы (ясновидящие, пророки) — обладают особым даром, позволяющим видеть будущее. Они не анализируют ситуацию, а ориентируются на «инсайты» — некую информацию, которую они получают от высших сил. Форма может быть разной, кто-то слышит голоса, другие видят образы грядущих событий во сне или просто ощущают внутреннюю уверенность в своих пророчествах. Отношение к таким людям всегда было разным: кто-то вовсе не принимают их слова на веру и клеймят шарлатанами. Но рано или поздно все протестующие затихают в удивлении перед сбывшимися предсказаниями.
На первый взгляд, кажется, что футурологические прогнозы гораздо точнее. Однако в сегодняшнем материале мы будем рассматривать именно пророчества ясновидящих и духовидцев.
Что беспокоит Всемирный банк?
Его глава Дэвид Малпасс назвал факторы, повышающие риск рецессии в Европе — слабость евро и высокая инфляция. Есть риски долгосрочного снижения роста европейской экономики.
Важнейшая проблема — энергокризис. Чтобы заменить российские энергоносители, мировой индустрии понадобятся годы, считает Малпасс. И с энергетическим кризисом ЕС вряд ли разберется быстро. Те же терминалы СПГ в Германии планируют построить только ко второй половине 2023 года.
Все это вызывает риски длительной стагфляции. Все по формуле: экономика не растёт – стагнация, но цены все равно идут вверх – инфляция.
Более того: у главных торговых партнёров тоже не все в порядке, в итоге спрос на европейский экспорт может быть меньше, да и импортировать будет сложнее. Ведь рост Китая резко замедляется, а объемы производства в США сократились в первой половине года.
Безвизовый режим с ЕС
Между Европой и странами Шенгена подписана договоренность о визовом режиме 28 апреля 2015 года. Разрешение было поддержано самыми представителями Европейского парламента. Это позволило молдаванам начать полноценную интеграцию в европейское общество. Не открыли свое безвизовое пространство для страны только Ирландия и Великобритания.
Группы стран, которые дали добро для Молдовы на безвизовый режим:
- Страны Шенгена, которые подписали соглашение: Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.
- Поддержали предложение и Румыния, Хорватия, Болгария, Кипр, хоть они и не входят в шенгенское пространство.
- Без визы можно ездить и в страны на территории Европы, которые не входят в состав ЕС – Лихтенштейн, Швейцарию, Норвегию и Исландию.
Главным условием безвизового въезда граждан Молдавии в европейские страны является наличие биометрического паспорта. Учитывать, что общее количество дней пребывания в стране за 6 месяцев не должно превышать 90 суток.
Почему синхронизация энергосистемы Украины с Европой важна во время спецоперации
На практике это означает, что если у Украины окажется недостаточно мощностей собственной генерации, то она получит электроэнергию из Европы. А если в стране отключат часть потребителей, то излишек производства электроэнергии сможет перетечь в страны ЕС. Балансирование энергосистемы — задача непростая и в мирное время. Ведь производиться должно столько же электроэнергии, сколько и потребляется. Кроме того, необходимо постоянно поддерживать частоту на уровне 50 герц. Во время спецоперации балансирование стало еще сложнее, ведь потребление электричества резко упало.
Кроме того, Украина утратила контроль над некоторыми электростанциями, а инфраструктура ее линий электропередач подвергается разрушениям во многих местах. Впрочем, в пресс-службе оператора украинской энергосистемы «Укрэнерго» заявили DW, что все электростанции работают в энергосистеме, захваченными россиянами энергоблоками управляют украинские специалисты, а компания сохраняет с ними оперативную связь.
Синхронизация с Европой поможет Украине поддерживать поставки электроэнергии, включая и вооруженным силам, без чего невозможно вести боевые действия и совершать «сопротивление российской агрессии», отмечает председатель правления «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий. «Что бы с нами сейчас ни случилось, каким бы разрушениям ни оказалась подвержена наша энергетическая инфраструктура, мы знаем, что нам всегда теперь может подставить плечо Европа и в достаточно большом объеме предоставить мощности, в которых мы можем нуждаться», — пояснил он.
Страны, не входящие в ЕС
№ | Страна | Статус |
---|---|---|
1 | Албания | Кандидат |
2 | Андорра | |
3 | Армения | |
4 | Азербайджан | |
5 | Беларусь | |
6 | Босния и Герцеговина | Потенциальный андидат |
7 | Ватикан | |
8 | Великобритания | Вышла из состава ЕС |
9 | Грузия | |
10 | Исландия | |
11 | Косово | Потенциальный андидат |
12 | Лихтенштейн | |
13 | Молдова | |
14 | Монако | |
15 | Норвегия | |
16 | Россия | |
17 | Сан-Марино | |
18 | Северная Македония | Кандидат |
19 | Сербия | Кандидат |
20 | Турция | Кандидат |
21 | Украина | |
22 | Черногория | Кандидат |
23 | Швейцария |