Организация воинского учета и его предназначение. — презентация
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация воинского учета и его предназначение. — презентация». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эти две составляющие воинской обязанности требуют к себе особого отношения, так как реализация основных идей данных мероприятий непосредственно влияет на уровень подготовленности контингента в военное время и оперативность сбора мобилизационных кадров.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка на учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта — в год достижения гражданами возраста 17 лет — комиссией по постановке на воинский учет, создаваемой в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном (административно-территориальном) образовании. Граждане, подлежащие постановке на воинский учет, при получении повестки обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства. Комиссия организует медицинское освидетельствование граждан, определяет их годность к военной службе по состоянию здоровья, проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принимает решение о постановке гражданина на воинский учет или вносит на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе. Гражданам объявляется решение комиссии и разъясняются их обязанности по воинскому учету. Эти обязанности заключаются в следующем: • состоять на учете по месту жительства; • являться в установленное время и место по вызову военного комиссариата; • при увольнении с военной службы встать на воинский учет; • сообщать в органы воинского учета об изменениях в семейном положении, образовании, места работы и жительства; • сняться с учета при переезде на новое место жительства; • встать на воинский учет по новому месту жительства; • бережно хранить военный билет, при его утрате доложить в орган воинского учета. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.
Цели и задачи воинского учета
Как уже было сказано выше, под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Воинский учет граждан осуществляется по месту жительства военными
комиссариатами.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и «Положением о воинском учете» исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета органы государственной власти, организации и их должностные лица. Таким образом осуществлять работу по воинскому учету должны все организации здравоохранения независимо от организационно-правовой принадлежности.
Для организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе в организации издается соответствующий приказ. Данным приказом устанавливается конкретное должностное лицо организации, на которое и возлагаются обязанности по ведению воинского учета и бронирования ГПЗ.
Лица, подлежащие воинскому учету, при получении повестки из комиссариата обязаны лично явиться в указанное место в назначенное время. В случае неявки предполагается привлечение к административной ответственности и выплате штрафа в размере 500 руб.
В течение двух дней с момента исключения из списка личного состава (в связи с увольнением или зачислением в запас ВС РФ) необходимо явиться в военкомат для постановки на военный учет. Если вы решили изменить место проживания, об этом нужно сообщить в течение двух недель в орган местного самоуправления, в компетенции которого проведение учета.
Потеряв военник или удостоверение, в обязанности гражданина входит обратиться для восстановления документов (выдают новые взамен потерянным) в ту же структуру самоуправления (в двухнедельный срок с момента обнаружения потери).
Если на момент призывной кампании мужчины, подлежащие призыву, покидают страну на срок более 3 месяцев, нужно снова отправиться в комиссариат либо в другой исполнительный орган власти, в полномочия которого входит проведение учета.
Итак, если вы состоите на воинском учете, и, получив повестку, думаете не явиться в военкомат, высок риск того, что ваше личное дело окажется в органах местного контроля. На них будет возложена задача розыска «уклониста».
Категории граждан подлежащих и неподлежащих воинскому учету
Воинскому учету подлежат:
граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;
граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной Службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет:
Граждане женского пола, проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях, зачисляются на воинский учет по соответствующим военно-учетным специальностям.
Военная служба подлежит обязательному призыву на военную службу:
- граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или подлежащие постановке на воинский учет и не состоящие в резерве (далее — «граждане в резерве»).
- граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, прошедшие государственную, муниципальную или национальную аккредитацию по соответствующим направлениям (специальностям) негосударственных высших профессиональных учебных заведений и зачисленные в резерв по воинскому званию офицера (далее — граждане, зачисленные в резерв по воинскому званию офицера)
Не подлежат призыву на военную службу граждане, освобожденные в соответствии с законодательством от военной службы или от призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, и граждане, не призванные на военную службу. Граждане призываются на военную службу на основании указов Президента. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только по достижении ими 18-летнего возраста.
Граждане освобождаются от военной службы:
- Признан непригодным к военной службе или с ограниченной срочной военной службой по состоянию здоровья;
- которые проходят или проходили военную службу в Российской Федерации.
- на общественных работах или без них;
- которые служили в другой стране;
Граждане имеют право на освобождение от военной службы:
- которые имеют ученую степень кандидата или доктора наук, предусмотренную государственной системой сертификации;
- которые являются сыновьями (кровными братьями):
- военнослужащие, погибшие в связи с прохождением военной службы, а также граждане, прошедшие военную подготовку и умершие в связи с прохождением военной службы во время прохождения военной подготовки
- граждане, умершие в результате увечья (ранения, травмы, ушиба) или болезни, возникшей в связи с прохождением военной службы, после увольнения с военной службы или после окончания военной подготовки
Граждане не подлежат призыву на военную службу:
- отбывание наказания в виде принудительного труда, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
- с нераскрытым или ожидающим приговора за преступление
- в отношении которого проводится расследование, предварительное следствие или в отношении которого возбуждено уголовное дело.
Граждане мужского пола, принятые в резерв по воинскому званию офицера и призванные на военную службу, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Детали военной службы определяются настоящим Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Обязанности граждан по воинскому учету. В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о военной службе (ред. от 3 июля 2016 г.), Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением № 719 (ред. от 21 апреля 2016 г.), первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения гражданами 17 лет.
Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Что такое специальный воинский учет
Обязанностью организаций является необходимость создания военных подразделений ведущих учет в отношении количества граждан бронированных на мобилизацию и находящихся в запасе. К примеру, при наступлении военного времени все запасные силы не могут быть призваны, так как необходимо не нарушать баланс в общей инфраструктуре государства.
Порядок бронирования определяется специальной инструкцией предусматривающей необходимые действия в период мобилизации и военного времени в отношении различных категорий граждан (запасные войска, федеральные агенты исполнительной власти, работники государственной и муниципальной власти).
Данная инструкция утверждена по постановлению Межведомственной комиссии по бронированию граждан, которые находятся в запасе от 22 декабря 1999 г. № 144. Осуществляют бронь лиц, которые находятся на службе в МВД, УФСИН, органах контроля наркотических веществ в виде получения отсрочки от армии на период мобилизации в стране.
Ведение специального учета основывается на заполнении специальных бланков (форма № 4) куда вносится вся необходимая информация. Документ состоит из 2 частей (извещение и удостоверение).
Извещение подразумевает постановку на военный учет, а удостоверение подтверждает необходимость предоставления отсрочки в военное время. В качестве контроля количества бронированных лиц ведется специальная книга учета по утвержденной форме № 13.
Правовые основы военной службы
Правовой основой военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Обязанными являются руководители, другие должностные лица (сотрудники) организаций, осуществляющих воинский учет и призыв на военную службу, а также должностные лица органов местного самоуправления:
- Уведомление граждан об обращениях (вызовах) военных комиссариатов районов, городов, не имеющих районного деления, других муниципальных (административно-территориальных) образований (далее — военные комиссариаты) или других органов, осуществляющих воинский учет;
- обеспечить своевременную явку граждан по запросам (вызовам) военных комиссариатов или других органов, осуществляющих воинский учет;
- В двухнедельный срок по требованию уполномоченных или иных органов, осуществляющих воинский учет, предоставить необходимые для внесения в документы о воинском учете сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, о лицах, состоящих на воинском учете, и о лицах, не состоящих на воинском учете, но обязанных это сделать.
Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилья, и должностные лица (работники) этих организаций, на которых возложена работа по постановке на воинский учет, в двухнедельный срок уведомляют органы военного комиссариата или иные органы, осуществляющие постановку на воинский учет, об изменении состава граждан, имеющих постоянное место жительства или пребывания более трех месяцев (далее — «временное пребывание») и состоящих или подлежащих постановке на воинский учет.
Органы внутренних дел обязаны в пределах своей компетенции:
- по требованию военных комиссаров или иных органов, осуществляющих воинский учет, предоставить в двухнедельный срок сведения, необходимые для внесения в документы о постановке граждан на воинский учет
- осуществлять розыск и, при наличии законных оснований, арест граждан, уклоняющихся от постановки на учет, призыва на военную службу или от прохождения воинской службы или обучения
- в двухнедельный срок представить в военный комиссариат или иные органы, осуществляющие воинский учет, сведения о случаях, когда граждане, не состоящие на воинском учете, но обязанные состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации и обязанных состоять на воинском учете.
Учреждения ЗАГСа обязаны в двухнедельный срок уведомлять военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, о внесении изменений в записи актов гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или подлежащих постановке на воинский учет.
Органы дознания и предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок уведомить военные комиссариаты или иные органы, ответственные за постановку на воинский учет, о прекращении уголовного дела в отношении граждан, состоящих или подлежащих постановке на воинский учет, либо о передаче такого уголовного дела в суд.
Федеральные суды в двухнедельный срок отчитываются перед военными комиссариатами или другими органами, осуществляющими воинский учет:
- о возбуждении или прекращении уголовного дела в отношении граждан, состоящих или подлежащих постановке на воинский учет
- по вступившим в законную силу приговорам в отношении граждан, состоящих на воинском учете или подлежащих постановке на воинский учет, с направлением в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, а также в отношении граждан, осужденных к принудительному труду, к исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы
Учреждения государственной службы, имеющие медицинскую и социальную профессиональную квалификацию, обязаны в двухнедельный срок явиться в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие постановку на воинский учет, с заявлением о признании граждан, состоящих или подлежащих постановке на воинский учет в качестве инвалидов.
Если без уважительных причин граждане не явились в место и время, указанные в повестке дня Военного комиссариата или иного органа, ответственного за воинский учет, а также в иных случаях, установленных настоящим федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Причины неявки гражданина в повестку дня военной комиссариаты или иного органа, осуществляющего воинский учет, при условии документального подтверждения причин неявки:
- болезнь или травма гражданина в связи с потерей трудоспособности;
- Тяжело вредное состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, брата, сестры, деда, бабушки или усыновителя гражданина или участие в похоронах этих лиц;
- препятствие, возникшее в результате акта непреодолимого насилия или других обстоятельств, не зависящих от гражданина;
- Другие причины, признанные действительными призывной комиссией, комиссией первичного учета (военным комиссаром для граждан, призванных из резерва) или судом.
Арест призывника органами власти (полицией, прокуратурой и т.д.), смерть его родственников, тот факт, что он не явился домой в установленный срок не по своей вине, что он не знал о вызове лиц в год своего рождения по другим объективным причинам (например, участие в охоте, профессиональной рыбалке или других видах рыбной ловли) и т.д., также должны считаться вескими причинами его неявки.
Отказ от военной службы по соображениям совести дается в том случае, если лицо не явилось в Военную комиссию в срок, установленный приказом Военной комиссии, без уважительной причины.
На уровне законодательства достаточно размыто описаны штрафные санкции относительно неправильного ведения воинского учета в организациях. Однако за то, что предприятие не предоставляет информацию о приеме и увольнении лиц, состоящих на воинском учете, может быть наложен штраф от 300 до 1000 рублей. За то, что не будут предоставляться списки по 17-летним сотрудникам, предусмотрен такой же штраф.
Если не оповестить сотрудника о том, что он вызывается в комиссариат, то предприятие будет оштрафовано на сумму от 500 до 1 000 рублей.
Само должностное лицо может быть дисквалифицировано за невыполнение законных требований контролирующих органов, а компания оштрафована на сумму от 10 до 20 тысяч рублей.
Процедура ведения воинского учета в организации предполагает в обязательном порядке создание журнала регистрации проверок по воинскому учету. Этот документ должен быть прошит и пронумерован, обязательно заверен подписью руководителя и печатью.
Военнообязанный гражданин также несет административную ответственность:
- За неисполнение обязанностей: за неявку в комиссариат, к месту учений, неуведомление о новом месте жительства. За такие нарушения предполагается вынесение предупреждения или наложение штрафа от 100 до 500 рублей.
- За утрату или порчу документов по военному учету также предусмотрено вынесение предупреждения или штраф в размере от 100 до 500 рублей.
Организация воинского учета и его предназначение
Воинский учет – это целая система методик и приемов, позволяющих получать необходимую информацию обо всех лицах, находящихся в призывном возрасте.
Компетентные органы могут отследить, насколько своевременно военнообязанные лица исполняют свой долг перед государством и не уклоняются ли от него.
Основополагающим документом является Закон 53-ФЗ, который полностью регламентирует весь процесс организации воинского учета на предприятии. Также существуют методические рекомендации, где содержатся основные шаблоны документов. Нормативный акт утвержден Генеральным штабом Вооруженных сил России 11 июля 2021 года и положением № 719 от 27.11.2006 года.
Цели учета:
- В мирное время обеспечить исполнение всеми военнообязанными лицами своего гражданского долга.
- При возникновении военного конфликта своевременно мобилизовать все имеющиеся силы, чтобы предотвратить угрозу безопасности страны.
Помимо этого, учет позволяет своевременно обеспечить трудовыми ресурсами государственные органы во время военного конфликта.
Для чего нужна и что дает обязательная подготовка граждан к военной службе
Основные цели обязательной подготовки граждан к военной службе заключаются в предоставлении нижеприведенных аспектов:
- получение необходимых знаний в области обороны;
- подготовка по основам службы (в государственных, муниципальных, негосударственных образовательных учреждениях);
- получение военно-патриотического воспитания;
- подготовка по военно-учетным специальностям (солдаты, матросы, сержанты, старшины);
- медицинское освидетельствование и обследование;
- проведение необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий.
Процесс подготовки граждан к военной службе регулируется правительством РФ. На занятиях предоставляют следующую информацию:
- знакомство с организацией системы защиты населения от возможных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- изучение практических основ здорового образа жизни;
- получение нужных знаний о защите государства и выполнении воинского долга;
- приобретение практических навыков по гражданской обороне.
До службы в армии также проводится подготовка по основам военной службы:
- изучение основных положений законов РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» об основах обороны государства, требованиях устава Вооруженных Сил;
- ознакомление с образцами военной техники, вооружение, размещением, бытом воинской части, ее традициями;
- приобретение знаний по оказанию неотложной медицинской помощи.